Семинарское занятие по Теме 6

Семинарское занятие по Теме 2

Ведущие психоаналитики о движущих силах психического развития

Вопросы к обсуждению:

1. Теория З. Фрейда о психосексуальном развитии ребенка. Периодизация развития ребенка. Детская сексуальность. Аутоэриточность ребенка. Полоролевая идентификация.

2. Э. Эриксон – психосоциальное развитие человека. Периодизация психосоциального развития. Основные задачи, решаемые человеком на каждом возрастном этапе.

3. Анна Фрейд и ее взгляды на процесс психического развития.

4. Проблема развития личности в исследованиях Э.Берна. Виды родительских директив и их влияние на развитие ребенка.

Доклады к разделу II

Психоанализ детства (М. Клейн, А. Фрейд, Д. Винникотт).

Развитие эго и защитные механизмы личности.

А. Адлер – концепция чувства и комплекса недостаточности. Адлерианская трактовка движущих сил психического развития.

Проблема развития личности в исследованиях К.Г. Юнга и К. Хорни.

2. Ведущие психоаналитики о движущих силах психического развития 1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М. Педагогическое общество России, 2001. 2. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии. Кравцова Н.А. Залевский Г. В., Лозовик Л.А.-Владивосток: «Медицина ДВ», 2007 3. Психология развития /под ред. Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2003 4. Эриксон Э.Г. Детство и общество. (Пер. с англ.) — СПб: Ленато, АСТ, Фонд «Универ. Книга», 1996 5. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития (Пер. с англ.).

— Екатеринбург: Деловая книга, 1998 6 Курс лекций

1. С. 76 — 120   2. С. 69-78   3. С.83-91   4. С. 25-58   5. С.12-89     6. Лекция № 2

 

Семинарское занятие по Теме 3

Бихевиоральный подход в трактовке движущих сил психического развития

Вопросы к обсуждению:

1. Основные положения теории Дж. Уотсона, эксперименты, подтверждающие точку зрения автора. Врожденные реакции новорожденных и формирование приобретенных. Обусловливание — основной механизм психического развития.

2. Р. Скиннер: понятие оперантного обусловливания.

3. Э. Толмен: представление об имманентной активности, понятие промежуточных переменных.

4. А. Бандура: об оперантном обуславливании в процессе обучения ребенка.

5. Заслуги бихевиоризма. Практическое использование оперантного обусловливания в процессе обучения ребенка.

 

Доклады по Теме 3

1.Типы научения в бихевиоризме.Отличие теории социального научения от подходов классического бихевиоризма к анализу поведения человека

2.Механизм воздействия поощрения и наказания на формирование поведения ребенка

3.Прикладное значение концепции бихевиоризма.

4. Психофизиологическая основа бихевиоризма: понятие о безусловных и условных реакциях (рефлексах) Вклад И.П. Павлова

 

3. Бихевиоральный подход в трактовке движущих сил психического развития 1. Уотсон Дж. Бихевиоризм. 2. Толмен Э. Поведение как молярный феномен. 3. Психология развития/ под ред. Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2003. 4. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии. Кравцова Н.А. Залевский Г. В., Лозовик Л.А.-Владивосток: «Медицина ДВ», 2007 5. Торндайк.- Бихевиоризм. — Аст, 1998. 6. Курс лекций 7. Настоящие рекомендации 1. С. 35-36. 2. С. 54.   3. С.64-74     4. С. 45-72   6. Лекция № 3

 

Семинарское занятие по Теме 4

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о движущих силах психического развития человека.

1. Л.С. Выготский о взаимосвязи психического развития в онтогенезе с культурно-историческим развитием социума.

2. Ж. Пиаже о психическом развитии человека как о собственно когнитивном развитии. Периодизация когнитивного развития.

3. Понятие и отличительные признаки высших психических функций.

4. Законы психического развития.

5. Соотношение развития и обучения. Значение знака в психическом развитии ребенка.

6. Закон периодичности Д.Б. Эльконина.

Доклады по Теме 4

1.Значение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского для возрастной психологии

2. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение.

3. Проблема сензитивных периодов.

4. Возрастные кризисы, их характеристика и значение.

 

 

5. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о движущих силах психического развития человека 1. Л.С. Выготский Педагогическая психология Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. 2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М. Педагогическое общество России, 2001. 3. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии. Кравцова Н.А. Залевский Г. В., Лозовик Л.А.-Владивосток: «Медицина ДВ»,2007 4. Курс лекций 5.Настоящие рекомендации 1. С. 81-144   2. С. 215-234   3. С. 84-92   4. Лекция № 5

 

Семинарское занятие по Теме 6

Внутриутробный период психического развития

Вопросы к обсуждению:

1. Периоды внутриутробного развития: герминативный, эмбриональный, фетальный. Внутриутробное формирование врожденных рефлексов.

2. Внешние и внутренние тератогены. Действие тератогенов на различных этапах внутриутробного периода.

3. Психологические аспекты отношения беременной к своему ребенку.

4. Трансперсональная психология о внутриутробном развития человека. Концепция С. Грофа о перинатальных матрицах.

 

 

Доклады по Теме 6

Психологические аспекты аборта.
Психологический феномен готовности к отцовству и материнству
Психологические особенности детей, появившихся на свет с помощью кесарева сечения.  
Стили переживания беременности
Чайлд фри. Причины, основные положения.
Эмоциональная материнская депривация, симбиотические отношения
6. Внутриутробный период развития: составление таблицы периодов внутриутробного развития. Обсуждение концепции С. Грофа о перинатальных матрицах   1. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности: Перинатальная психология, медико-социальные проблемы. – СПб, 2001 2. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии. Кравцова Н.А. Залевский Г. В., Лозовик Л.А.-Владивосток: «Медицина ДВ», 2007 3. Курс лекций 4 Настоящие рекомендации 1.С. 99-180   2. С. 98-105   3. Лекция № 6.

 

Семинарское занятие Теме 7

Младенчество: обсуждение темы, наиболее эффективные методы воспитания младенцев

Вопросы к изучению:

1. Кризис новорожденности, процессы способствующие его преодолению.

2. Двигательная активность ребенка (физическое развитие, развитие тонких ручных движений).

3. Восприятие и память у младенцев. Речь и мышление младенца.

4. Эмоционально-личностное развитие младенцев. Кризис 1-го года (аффективные реакции, автономная речь).

5. Эффективные методы воспитания младенцев.

 

Младенчество: обсуждение темы, наиболее эффективные методы воспитания младенцев   1. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений /под ред. Т.М. Марциновской. – М.: «Академия», 2007. 2. Психология развития/ под ред. Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2003. 3. Психология человека от рождения до смерти: энциклопедия / сост. А.А. Реан. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 4. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений – М.: «Академия», 2007 5. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Первый год жизни /Т. Хеллбрюгге, Ф. Лайоси, Д. Линара, Р. Шамбергер, Т. Ройтенгитраух. — Минск: Изд-во БелАПДИ «Открытые двери»,1997. 6. Миллер С. Психология развития. Методы исследования.-СПб.: «ПИТЕР»,2002.- 464 с. 7. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии. Кравцова Н.А. Залевский Г. В., Лозовик Л.А.-Владивосток: «Медицина ДВ»,2007 8. Курс лекций 9. Настоящие рекомендации 1. С. 259-264     2. С. 206-341   3. С. 96-170   4. С. 150-170     5. Все.     6. С. 226-269.     7. С. 105-113     8. Лекция №7  

 

Семинарское занятие Теме 8

Развитее психики в раннем возрасте

Вопросы к изучению:

1. Особенности общения ребенка раннего возраста.

2. Новообразования раннего детства

3. Основные характеристики предметной деятельности.

4. Охарактеризуйте ССР, ВВД, основное противоречие раннего возраста.

5. Развитие речи в раннем возрасте.

 

8. Ребенок от 1 года до 3-х лет: обсуждение темы, выведение причин кризиса 3-х лет и составление рекомендаций по предупреждению или уменьшению проявлений кризиса. 1. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений – М.: «Академия», 2007 2. Психология развития/ под ред. Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2003.- 992 с. 3. Психология человека от рождения до смерти: энциклопедия / сост. А.А. Реан. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 4. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений /под ред. Т.М. Марциновской. – М.: «Академия», 2007. 5. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии. Кравцова Н.А. Залевский Г. В., Лозовик Л.А.-Владивосток: «Медицина ДВ»,2007 6. Курс лекций 7. Настоящие рекомендации 1. С. 170-219     2. С. 350-448     3. С. 174-235   4. С. 264-270   5. С. 113-119    

 

Семинарское занятие Теме 9