IV . КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ, ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ, ЗАДАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Раздел 1. Сущность этики и история развития этической мысли
Тема 1. Предмет этики. Этика как практическая философия.
Цель: Определить предмет и задачи этики, ее основное проблемное поле. Охарактеризовать этику как практическую философию и ее места в системе гуманитарных знаний.
Ключевые слова: этика, этос, философия, мораль, гуманизм, право, политика, закон, добродетель, человек, общество.
Содержание темы. Этика как древнейшая область знания и предмет ее изучения. Возникновение этики. Ключевые понятия этики и общая характеристика. Объект и предмет этики как практической философии. Структура и актуальные этические проблемы. Задачи и функции этики. Этика – наука о морали и нравственности. Роль морали в жизни человека и общества. Этика как «практическая философия». Функции этики. Этика в системе гуманитарного знания. Структура этики как научной дисциплины.
Семинарское занятие № 1
Тема семинара: Этика как практическая философия.
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Значение и происхождение термина «этика» .
2. Этика как «практическая философия».
3. Этика в системе гуманитарного знания.
4. Структура этики как науки.
Вопросы для самопроверки и дискуссии:
1. Что означает термин «этика»?
2. Являются ли этические размышления уделом узкого круга специалистов?
3. Как соотносятся понятия «этика», «мораль», «нравственность»?
4. Что является предметом изучения этики?
5. Почему этику называют «философией практической жизни»?
6. Что изучает этика как теория морали?
7. Какие две стороны этики выделил немецко-американский философ Э. Фромм?
Задания к самостоятельной работе по Теме: «Этика как практическая философия»
1.Изучить и составить конспект главы учебника: Гуревич, П. С. Этика : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – С.17-30.
2. Ответить на контрольные вопросы к теме 2 (письменно и устно).
3. Подготовить реферативное сообщение или эссе на одну из перечисленных ниже тем.
Этика как учение о морали и нравственности
... формами общественного поведения), который составляет предметную область этики. Этика — это раздел философии, изучающий феномен морали, то, как складывались моральные нормы и ... этика» понимается исследование, изучение морали, нравственности и их обоснование. Следовательно, мораль и нравственность являются предметами изучения этики, точнее, учением о морали и нравственности. Этика как теория морали ...
Темы рефератов и эссе:
1. Этимология терминов «нравственность», «мораль», «этика».
2. Черты и свойства этики как философской науки.
3. Структура этики.
4. Мораль как социальный феномен.
Литература к семинару № 1
Основная:
1. Гуревич, П. С. Этика : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 516 с.
Дополнительная:
1. Голубева, Г.А. Этика: учебник / Г.А. Голубева. – М. : Издательство «Экзамен», 2007. – 318 с.
2. Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 310 с.
3. Станиславский, К. С. Этика / К. С. Станиславский. – М. : Директ–Медиа, 2015. – 52 с.
4. Словарь по этике / Под ред. Гусейнова А.А., Кона Н. С. – М. , 1989.
ТЕМА 2: Античная этика как этика добродетелей
Цель: Исследовать процесс формирования этики в рамках древнегреческой, а затем и древнеримской философии. Проанализировать осмысления нравственного опыта, приобретенного древнегреческой цивилизацией.
Ключевые слова: архаика, сказания и легенды, этос, логос, героический этос, добродетель, метемпсихоз, софисты, сократические школы, нравственность, должное, истина, киники, киренаики, гедонизм, адиафора.
Содержание темы. Античная этика. Религиозно-мифологическая система взглядов как источник самых ранних представлений о добродетели и пороке. Героический идеал в Греции периода архаики. Этика классического периода. Софистика. Интеллектуализм Сократа. Сократические школы. Индивидуальная и социальная этика Платона. Философия Аристотеля как вершина античной этики. Классические эллинские добродетели. Нравственные доктрины эпохи эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.
Семинарское занятие № 2
Тема семинара: Первые представления о добродетели и пороке в древнегреческом обществе
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Ранние представления о добродетели и пороке (религиозно-мифологическая система взглядов).
2. Героический этос в поэмах Гомера.
3. Взгляды Гесиода о всеобщем падении нравов в поэме «Труды и дни».
4. Этические взгляды натурфилософов.
5. Этические воззрения софистов и Сократа.
Вопросы для самопроверки и дискуссии:
1. Какие добродетели составляли суть героического этоса в поэмах Гомера?
2. В чем заключалась нравственная сущность учения Семи мудрецов?
3. Какую роль играла категория меры в философии досократиков?
Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе
... но и субъект воспитания. Он постоянно творит себя. Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе «педагог-ученик», «педагог-педагог» «Педагог – профессия творческая?» Личность ...
4. Каково отличие культуры от природы в софистике?
5. В чем суть добродетели по Сократу?
6. Каково направление деятельности последователей Сократа (киники и киренаики)?
7. В чем заключается символика названия школы киников?
8. Кто является основным представителем школы киников?
9. Кто является основателем школы киренаиков и каково их видение относительно смысла жизни?
Задания к самостоятельной работе по Теме: «Первые представления о добродетели и пороке в древнегреческом обществе»
1. Изучить и составить конспект главы учебника: Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. С. 22-39.
2. Ответить на контрольные вопросы к теме 2 (письменно и устно).
3. Прочитать отрывок из поэмы Гесиода «Труды и дни» (ст. 271-320), законспектировать и в тезисной форме раскрыть основное содержание и выразить свое мнение о рассматриваемым в этом произведении проблемах.
Литература к семинару № 2
Основная:
1. Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 310 с.
2. Гесиод. Теогония; Труды и дни; Щит Геракла; Фрагменты: Полное собрание текстов / Гесиод ; Вступ.ст., примеч. В.Н. Ярхо ; Пер., примеч. О.П. Цыбенко ; Под общ.рук. В. В. Вересаева . – Москва : Лабиринт, 2001 . – 254 с.
Дополнительная:
1. Гуревич, П. С. Этика : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 516 с.
2. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995.
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1995. – С. 405, 443.
4. Словарь по этике / Под ред. Гусейнова А.А., Кона Н. С. – М. , 1989.
Семинарское занятие № 3
Тема семинара: Этика Платона и доктрины эпохи эллинизма
Вопросы для подготовки к семинару:
1.Моральная философия Платона.
2. Проект идеального государства Платона.
3. Нравственные доктрины эпохи эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.
Вопросы для самопроверки и дискуссии:
1. Какие важнейшие добродетели обосновывает в своей этике Платон?
2. Какова цель человеческой жизни по Платону?
3. Какие иерархические уровни блага выделяет Платон?
4. Как понимает Платон любовь к прекрасному?
5. В чем заключается идея высшего блага в обществе согласно Платону? (проект идеального государства).
6. В чем заключается специфика учения Эпикура о наслаждении и счастье?
7. Кто такие стоики и чему они учили??
8. Соотношение судьбы и свободы в этике стоиков.
9. Что представляет собой «адиафора»?
10. Как понимали совесть Цицерон и Сенека?
Бакалавр «Психология и социальная педагогика»
... Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире 26 1,2 Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов.- М.,2000 20 Культурология: Учеб. пособие / Сост. А.А. Радугин.- М.,2003 ... Р.В. Практическая психология образования: Учеб.пособие.- М.:Академия, 2005 10 Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. Доп. Минобр РФ. - М.. Гардарики 2005 10 Б3.В.2.2 Социально-педагогическая диагностика ...
Задания к самостоятельной работе по Теме: «Этика Платона и доктрины эпохи эллинизма»
1. Изучить и составить конспект главы учебника: Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. С. 39-43 и С. 50-57.
2. Ответить на контрольные вопросы к теме 3 (письменно и устно).
3. Прочитать и законспектировать диалоги Платона: Пир и Филеб.
(Пир // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Platon/pir.php)
(Филеб // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Platon/fileb.php)
Проанализировать диалоги и высказать свое отношение к рассматриваемым в них проблемам.
4. Составить терминологический словарь к теме семинара № 3.
Литература к семинару № 3
Основная:
1. Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 310 с.
2. Платон Федон, Пир, Федр, Парменид / общ. Ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи, Пер с древнегреч. – М. : Изд-во «Мысль» 1999. – С. 81-134.
Дополнительная:
1. Гуревич, П. С. Этика : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 516 с.
2. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995.
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1995. – С. 405, 443.
4. Соловьёв Вл. Жизненная драма Платона // Соловьёв Вл. Собр. соч. в 2-х тт. Т. 2.
5. Словарь по этике / Под ред. Гусейнова А.А., Кона Н. С. – М. , 1989.
ТЕМА 3: Этика Аристотеля.
Цель: рассмотреть основные идеи Аристотеля о благе и добродетелях, познакомиться с основными произведениями по этике и понятиями нравственных и интеллектуальных добродетелей и учение о высшем благе.
Ключевые слова: добродетель, высшее благо, счастье, совесть, стыд, страх, «середина», справедливость, Эвдемония, акразия.
Содержание темы. Место этики в системе философских наук. Предмет этики. Счастье как конечная цель жизни. Основные определения добродетелей. Учение о высшем благе. Лицей Аристотеля. Политика как главная практическая наука по Аристотелю. Категория меры. Этика как наука о добродетели. Учение о середине как сущность нравственной добродетели. Справедливость как наиболее полная и совершенная добродетель. Теория моральной проницательности. Эвдемония в этической концепции Аристотеля.
Семинарское занятие № 4
Тема семинара: Этика Аристотеля.
Вопросы для подготовки:
1. Счастье как конечная цель жизни.
2. Основные определения добродетелей по Аристотелю.
3. Учение Аристотеля о высшем благе.
Тема 1. Введение. Цели и задачи изучения деловой этики
... характер. Тема 3. Этика и экономика: этические ... управления обществом. Этика как наука о морали. Структура и функции этики. Индивидуальная этика. Особенности социальной этики. Профессиональная этика как вид прикладной этики, ее нормативный ...
4. Понимание справедливости по Аристотелю.
5. Теория моральной проницательности.
Вопросы для самопроверки и дискуссии:
1. Каково место этики в системе философских наук Аристотеля?
2. Высшее благо согласно Аристотелю.
3. Счастье в соответствии с Аристотелем.
4. Учения Аристотеля о добродетелях.
5. Основные произведения Аристотеля по этике.
6. Добродетели «этические» (нравственные) и «дианоэтические» (интеллектуальные).
7. Какое знание лежит в основе этики Аристотеля?
8. Как Аристотель толкует проницательность?
9. В чем смысл формулы Аристотеля «Мудрость творит эвдемонию»?
Задания к самостоятельной работе по теме: Этика Аристотеля
1. Изучить и составить конспект главы учебников:
1) Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. С. 39-43 и С. 43-50.
2) Гуревич, П. С. Этика : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – С. 335-340
2. Ответить на контрольные вопросы к теме 4 (письменно и устно).
3. Составить тезисы по материалам работы Аристотеля «Большая этика».
4. Составить терминологический словарь к теме семинара № 4.
Литература к семинару № 4
Основная:
1. Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 310 с.
2.Аристотель. Большая этика // Сочинения. В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреческого: общ. Ред. А.И. Доватура. – М. : Мысль, 1983. С. 295-375
Дополнительная:
1. Гуревич, П. С. Этика : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 516 с.
2. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель: Жизнь и смысл. – М.: Дет. Лит., 1982. – 286 с., фотоил. – (Люди, время, идеи)
3. Иванов В. Г. История этики древнего мира. СПб., 1997.
4. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995.
ТЕМА 4: Этика Средневековья.
Цель: исследовать проблему развития этического учения на стыке эпох – древнегреческой и средневековой, рассмотреть этические взгляды христианства, а также влияние христианского вероучения на всю культуру Средневековья, в том числе и на этику.
Ключевые слова: Средневековье, христианское вероучение схоластика, патристика, теодицея, томизм, политика, закон, добродетель, человек, общество.
Содержание темы. Основные особенности средневековой этики. Главные нравственные постулаты христианского вероучения. Ветхий и Новый завет: сходство и различие. Основные философско-этические учения Средневековья. Понимание любви в христианстве. Этические концепции Аврелия Августина. Теодицея. Понимание добра и зла по Августину. «О Граде Божьем». Этические взгляды П. Абеляра. Моральная основа человеческого поступка. Соотношение воли и интеллекта у Ф. Аквинского. Учение о добродетелях Ф. Аквинского.
Семинарское занятие № 5
Тема семинара: Этика Средневековья.
Вопросы для подготовки:
1. Библия как нравственный канон средневековой культуры.
2. Различие моральных установок Ветхого и Нового Завета.
Рабочая программа дисциплины деловая этика
... студентов, формируемые в результате освоения дисциплины Изучение дисциплины «Деловая этика» должно способствовать формированию следующих общекультурных компетенций (ОК): способен осуществлять ... и неизмеримость человеческого бытия. Свойства и характерные черты деловой этики и культуры управления: социальность, традиционность, изменчивость, познаваемость, многообразие методов воздействия ...
3. Теономное обоснование морали Августином Аврелием.
4. Моральная основа поступка Пьера Абеляра.
5. Фома Аквинский о соотношении воли и интеллекта.
Вопросы для самопроверки и дискуссии:
1. В чем заключаются основные нравственные постулаты христианского вероучения?
2. В чем состоит различие между характером заповедей Ветхого и Нового Завета?
3. Каково понимание любви в христианстве?
4. Понимание добра и зла у Августина.
5. Постулаты учения Августина о свободе воли.
6. В чем заключается ценность поступка согласно П. Абеляру?
7. Как соотносятся воля и интеллект в учении Фомы Аквинского?
8. Как Фома Аквинский преобразовал учение Аристотеля о добродетелях?
Задания к самостоятельной работе по теме: « Средневековая этика»
1. Изучить и составить конспект главы учебников:
1) Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. С. 60-73.
2) Гуревич, П. С. Этика : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – С. 344-353
2. Ответить на контрольные вопросы к теме 5 (письменно и устно).
3. Составить аналитический конспект по работе Августина Аврелия «О граде божьем» (книги I, XIV, XX, XXI).
4. Составить терминологический словарь к теме семинара № 5.
Литература к семинару № 5
Основная:
1. Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 310 с.
2.Августин Блаженный. О Граде Божьем. Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2000. 1296 с.
Дополнительная:
1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. пр. М., 1990.
2. Крывелев И. А. Библия: историко-критический анализ. М., 1984. (Гл. VI. Моральные поучения Библии. С. 185 — 210).
3. Соловьев Вл. Жизненный смысл христианства // Философские науки. 1991. № 3.
4. Майоров Г. Г. Этика христианства. М., 1987.
5. Льюис К. Просто христианство // Любовь, страдание, надежда, христианское поведение. М., 1992.
6. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995.
7. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.
8. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
9. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.
10. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
ТЕМА 5: Этика Возрождения и нового времени
Цель: Определить сущность и хронологические рамки Возрождения (Ренессанса).
Выявить особенностей возрождения античного мировоззрения, в том числе и нравственных учений. Охарактеризовать культурное развитие европейского общества в области науки, искусства и политики и место христианства в культуре этого периода. Изучить особенности этических воззрений деятелей эпохи Нового времени, продолжавшие развивать возрожденческие идеи о независимости человеческого разума и суверенности личности.
Ключевые слова: ренессанс, платонизм, благо, гуманизм, эпикуреизм, интеллектуальное наслаждение, польза, личное благо, героический энтузиазм, рационализм, интеллектуализм, временная мораль, аффекты, теодицея, моральный инстинкт, моральное чувство, эмпиризм, критерий правильности.
1.Вопрос: Профессиональная этика (определение), ее функции. Какие ...
... профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные 2. Вопрос: Общие нормы профессиональной этики Общие нормы профессиональной этики конкретизируют принципы морали применительно к особенностям данной профессионально-трудовой ...
Содержание темы. Этические концепции эпохи Возрождения. Ренессанс как переходный период от Средневековья к Новому времени. Возрождение античного мировоззрения, в том числе и нравственных учений. Наука, искусство и политика эпохи Возрождения. Моральная философия Возрождения. Создание новой Платоновской академии (Марсилио Фичино).
Суверенность личности в эпоху Возрождения. Героический энтузиазм Дж. Бруно как вера в неограниченные возможности человеческого разума. Противоречия нравственного сознания в рассуждениях Л.Валлы.
Семинарское занятие № 6
Тема: Этика Возрождения
Вопросы для подготовки:
1. Обоснование суверенности личности как морального субъекта.
2. Героический энтузиазм Дж. Бруно как вера в неограниченные возможности человеческого разума.
3. Направления моральной философии Л. Валлы.
Вопросы для самопроверки и дискуссии:
1. Что нового внесла в этику философия Возрождения?
2. Какие моральные доктрины сыграли главную роль в философии Возрождения?
3. В чем заключается смысл возрождения гуманизма?
4. Какие направления моральной философии представлены у Л. Валлы? Почему он критикует понятие «добродетель».
5. Каковы нравственные представления Героического энтузиазма Дж. Бруно?
Задания к самостоятельной работе по Теме: «Этика Возрождения»
1. Изучить и составить конспект главы учебника: Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. С. 74-80.
2. Ответить на контрольные вопросы к теме 6 (письменно и устно).
3. Прочитать и составить аналитический конспект по произведению Дж. Бруно «Героический энтузиазм».
4. Составить терминологический словарь к теме семинара № 6.
Литература к семинару № 6
Основная:
1. Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 310 с.
2. Бруно, Дж. О героическом энтузиазме. – К. : Новый Акрополь, 1996. – 288 с.
Дополнительная:
1. Гуревич, П. С. Этика : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – С. 355-382.
2. Лосев, А. Эстетика Возрождения. – М., 1978.
3. Петрарка, Ф. Эстетические фрагменты. – М., 1982.
4. Рассел, Б. Мудрость Запада. – М.,1998.
5. Эстетика Ренессанса / сост. В.П. Шестаков. – М., 1981.
Семинарское занятие № 7
Тема: Нового времени и Просвещения
Вопросы для подготовки:
1. Этические воззрения Мишеля де Монтеня.
Планы семинарских занятий по философии Составил Панищев а.Л
... теории. Формации. Общие недостатки. Литература 1. Основы марксистско-ленинской философии. Учебник. М.: Политиздат, 1976. – 463 с. 2. Собр. соч. ... Литература, 1998. – 960 С. Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000. – 531 С. Фейербах Л. Избранные ... Лакатоса. Концепция развития науки К. Поппера. Формы ненаучного знания. Этика науки. Критический рационализм. Принцип фаллибализма и либерализма в ...
2. Декарт: механистическая модель поведения; временные правила морали.
3. Спиноза: единство этики и онтологии; интеллектуальная любовь к Богу как выражение субстанциальности человека.
4. Теодицея Г. Лейбница.
5. Натуралистический эвдемонизм: Локк, Мандевиль, Гельвеций.
6. Этика морального чувства. Д. Юм и этический сентиментализм.
Вопросы для самопроверки и дискуссии:
1. Что Р. Декарт понимает под «временными правилами морали»?
2. Как Б. Спиноза понимает свободу?
3. Как понимается «интеллектуальная любовь к Богу» в учении Г. Лейбница.
4. Какие виды моральных законов сформулировал Дж. Локк?
5. Что такое этический эмпиризм и кто его представители?
6. В чем заключается различие естественного и разумного понимания добра в этике Г. Лейбница?
7. Почему Д. Юм считал разум некомпетентным в деле различия добра и зла?
8. Какую трактовку приобретает свобода в рассуждениях Ш. де Монтескье?
Задания к самостоятельной работе по Теме: «Этика Нового времени и Просвещения»
1. Изучить и составить конспект главы учебника: Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. С. 81-99.
2. Ответить на контрольные вопросы к теме 7 (письменно и устно).
3. Прочитать и составить аналитический конспект по произведению М.Монтеня «Опыты. Книга 1» (выбрать самостоятельно несколько глав).
4. Составить тезисы по материалам работы Б.Спинозы «Этика». Часть 5.
Литература к семинару № 7
Основная:
1. Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 310 с.
2. Монтень, М. Опыты. Избранные главы: Пер с фр. / Сост. вступ. ст. Г. Косикова. – М. : «Правда», 1991. – 656 с.
3.Спиноза, Б. Этика. Пер. Модестов В.И. – М. : АСТ, 2001. – 336 с.
Дополнительная:
1. Гуревич, П. С. Этика : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – С. 362-382.
2. Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 310 с.
3. Мишель Монтень. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. Tом I. Пер. с фр. — М.: Голос, 1992. — 384 c.
4. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 т. Т.4. — М.: Мысль, 1989.- 554с.- (Филос.наследие. Т.108).- С.49-554.
Философия 97
... Первый наиболее ярко представлен Ницше и Бергсоном, второй — Дильтеем и Шпенглером. Жизнь в философии Ницше — это органический ... позиций подвергались критическому анализу традиционная философия и научное знание. Эти взгляды составили основу того идейного и ... научная методология является интеллектуально обоснованной, поэтому искусство, мораль и др. формы общественного сознания, чтобы стать ...
ТЕМА 6: Этика немецкой классической философии
Цель: Определить предмет и задачи этики, ее основное проблемное поле. Охарактеризовать этику как практическую философию и ее места в системе гуманитарных знаний.
Ключевые слова: категорический императив, воля, мораль, гуманизм, право, политика, закон, добродетель, человек, общество.
Содержание темы. Критика Кантом гетерономных этических программ. Кантианская мораль как добрая воля, долг, формальный закон. Учение о субъективном и объективном долге. Категорический и гипотетический императивы. Принцип автономии воли. Тождество моральности и свободы. Постулаты чистого практического разума. Соотношение морали и религии. Нравственный прогресс. Антинормативный поворот. Мораль и нравственность в философии Г.В.Ф. Гегеля. Критика кантовской деонтологии С. Кьеркегором и А. Шопенгауэром. Классический утилитаризм И. Бентама и Дж.Ст. Милля. Гуманистические идеи в марксизме. Эволюционная этика Г. Спенсера. Эвдемонизм Фейербаха. Критика морали Ф. Ницше. Имморализм. Мораль господ и мораль рабов. Рессентимент и его проявления в культуре. Воля к власти. Система ценностей. Представление о долге, вине, справедливости, наказании. Аскетический идеал.
Семинарское занятие № 8: Этика немецкой классической философии (1)
Вопросы для обсуждения:
1. Этика Канта. Понятие «Добрая воля»
2. Этика Фихте. Учение о познании человека.
3. Этика Шеллинга. Происхождение зла.
4. Этика Гегеля. Критика моральной философии Канта.
Вопросы для самопроверки и дискуссии:
1. В чем заключается сущность кантовской критики предшествующих моральных учений?
2. Как И. Кант раскрывает понятие «добрая воля»?
3. Почему И. Кант считает долг единственным моральным мотивом?
4. В чем различие гипотетического и категорического императивов в этике И. Канта?
5. В чем заключается назначение человека согласно И.Г. Фихте?
6. Как Ф.В.Й. Шеллинг объясняет происхождение зла?
7. В чем суть критики Г.В.Ф. Гегелем моральной философии И. Канта?
8. Как в этике Г.В.Ф. Гегеля соотносятся понятия «мораль»и «нравственность»?
Задания к самостоятельной работе по Теме: «Этика немецкой классической философии»
1. Изучить и составить конспект главы учебника: Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. С.100-115.
2. Ответить на контрольные вопросы к теме 8 (письменно и устно).
3. Составить краткий аналитический конспект фрагмента работы И.Канта «Критика практического разума. Часть 1. Книга 1. Глава 1. Об основоположениях чистого практического разума».
4. Составить краткий аналитический конспект фрагмента работы Г.В.Ф. Гегеля «Философия права». Часть 3. Нравственность.
5. Составить терминологический словарь к теме семинара № 8.
Литература к семинару № 8
Основная:
1. Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 310 с.
2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нерсесянц.— М.: Мысль, 1990.— 524 [2] с,
3. Кант И. Критика практического разума / Пер. с нем. – СПб.: Наука, 1995. – 528 с.
Дополнительная:
1. Авксентьев, Н. Ницше и Кант: Истинное отношение индивидуального идеала Ницше к принципу этики Канта // Авксентьев Н. Сверхчеловек – культурно-этический идеал Ницше. – СПб., 1906. – Гл. 4. – С. 69—114.
2. Айвазов, И.Г. Проблема свободы в философии Канта. – М.: Верность, 1910. – 31 с.
3. Аничков, Е. Кант и Шиллер: Теория ужасного и смешного от Аристотеля до Канта // Вопр. теории и психологии творчества. – Харьков, 1915. – Т. 6, вып. 1. – С. 52—86.
4. Булгаков С.Н. И.Кант и его социальные идеи // Булгаков С.Н. История социальных учений в XIX в. – М., 1913. – С. 238—245.
5. Гуревич, П. С. Этика : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – С. 362-382.
6. Ильин, И.А. Философия Фихте, как религия совести // Вопр. философии и психологии. – 1914. – Кн. 2 (122).
– С. 165—185.
7. Лосский, Н.О. Предпосылки теории знания Канта; Обоснование мистического эмпиризма // Вопр. философии и психологии. – 1904. – Кн. 4 (74).
– С. 348—396.
8. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 т. Т.4. — М.: Мысль, 1989.- 554с.- (Филос.наследие. Т.108).- С.49-554.
Семинарское занятие № 9: Этика немецкой классической философии (2)
Вопросы для обсуждения:
1. Этика философии жизни.
2. Этические рассуждения А. Шопенгауэра.
3. Критика морали Ф. Ницше.
4. Мораль господ и мораль рабов. Воля к власти.
Вопросы для самопроверки и дискуссии:
1. Каковы важнейшие моменты критики кантовской этики со стороны А. Шопенгауэра?
2. Почему сострадание является единственным нравственным мотивом, по мнению А. Шопенгауэра?
3. В чем сущность имморализма Ф. Ницше?
4. Какие исторические тенденции в развитии морали выделяет Ф. Ницше?
5. Что такое «рессентимент» и какую роль он сыграл в развитии морального сознания человечества?
6. Почему Ницше критикует всю систему европейской морали?
7. Что представляет собой нравственный идеал по Ф.Ницше?
Задания к самостоятельной работе по Теме: «Этика немецкой классической философии»
1. Изучить и составить конспект главы учебника: Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. С.118-129.
2. Ответить на контрольные вопросы к теме 9 (письменно и устно).
3. Составить краткий аналитический конспект по материалам работы Ф. Ницше «К генеалогии морали».
4. Составить тезисы по материалам работы А.Шопенгауэра «Свобода воли и нравственность».
5. Составить терминологический словарь к теме семинара № 9.
Литература к семинару № 9
Основная:
1. Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 310 с.
2. Ницше, Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения : в 2 т. – М., 1989.
3. Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность. / А. Шопенгауэр. – М.: Республика, 1992. – 448 с.
Дополнительная:
1. Авксентьев, Н. Ницше и Кант: Истинное отношение индивидуального идеала Ницше к принципу этики Канта // Авксентьев Н. Сверхчеловек – культурно-этический идеал Ницше. – СПб., 1906. – Гл. 4. – С. 69—114.
2. Айвазов, И. Г. Проблема свободы в философии Канта. – М.: Верность, 1910. – 31 с.
3. Аничков, Е. Кант и Шиллер: Теория ужасного и смешного от Аристотеля до Канта // Вопр. теории и психологии творчества. – Харьков, 1915. – Т. 6, вып. 1. – С. 52—86.
4. Булгаков С.Н. И.Кант и его социальные идеи // Булгаков С.Н. История социальных учений в XIX в. – М., 1913. – С. 238—245.
5. Гуревич, П. С. Этика : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – С. 362-382.
6. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. М., 2005.
7. Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М., 1998.
8. Иванов В.Г. Этика. СПб., 2006.
9. Иодль Ф. История этики в новой философии. Т. 1-2. М., 1896-1898.
10. История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. М., 2003.
11. Ильин, И.А. Философия Фихте, как религия совести // Вопр. философии и психологии. – 1914. – Кн. 2 (122).
– С. 165—185.
ТЕМА 7. Этика ХХ века
Цель: исследовать этическую мысль ХХ века, разделившуюся на два типа: «прикладной» и «теоретический». Проанализировать изменения, происходящее в предметной области этики ХХ века.
Ключевые слова: утилитаризм, гедонизм, прагматизм, метаэтика, экзистенциализм, эмотивизм, неореализм, этика ответственности, закон, рефлексивное равновесие, права человека, социальное неравенство.
Содержание темы. Позитивистский и неопозитивистский подход к раскрытию человеческого духовного мира. Социобиология. Цель и средство. Метаэтика и анализ языка морали. Неореализм в трактовке морали (Дж. Мур, Б. Рассел) Прагматическая этика У. Джеймса Дж.Дьюи. Проблема свободы и различия подлинного и неподлинного бытия в экзистенциализме (М. Хайдеггер и Ж.-П. Сартр).
Моральная критика основ современной цивилизации А. Швейцером и франкфуртской школой. Гуманизм Другого Э. Левинаса. Этика ответственности Г. Йонаса. Теория справедливости Дж. Ролза. Справедливость как главная добродетель государственных институтов. Либерализм. Метод рефлексивного равновесия. Концепция «справедливость как честность». Принципы справедливости и их интерпретация. Права человека и социальное неравенство. Демократическое и либеральное равенство.
Семинарское занятие № 10: Этика ХХ века
Вопросы для обсуждения:
1. Позитивистская и неопозитивистская этика (Г.Спенсер,Т. Гексли, Дж. Хаксли, Б. Скиннер).
2. Проблема средств и целей.
3. Теория идентичности природы и животного.
4. Этические искания в экзистенциальной философии.
5. Аналитическая философия. Анализ морального языка. (Дж. Мур)
6. Принципы справедливости Дж. Ролза.
Вопросы для самопроверки и дискуссии:
1. В чем общий смысл этики позитивизма?
2. Что такое «абсолютная нравственность» в понимании Г. Спенсера?
3. Как Г. Спенсер толкует соотношение целей и средств?
4. Почему возникает зло, по мнению Г. Спенсера?
5. В чем отличие неопозитивизма от позитивизма?
6. Каковы основные идеи Б. Скиннера?
7. Как У. Джеймс обосновывает идею о многообразии мотивов человеческой деятельности?
8. Почему Дж. Дьюи отвергал релятивизм в этике?
9. Обдумайте изречение, выражающее дух прагматизма: «если ты умен, то почему не богат?» Справедливо ли это? Может ли ум быть подчинен только идее богатства?
10. Почему Дж. Мур полагал, что добро можно постичь только интуитивно?
11. Что такое утилитаризм поступка и утилитаризм правила?
12. Как соотносятся понятия «справедливости и честности»?
13. Какие модели справедливости выделяет Дж. Ролз?
14. Что такое справедливость как социальное явление?
Задания к самостоятельной работе по Теме: «Этика ХХ века»
1. Изучить и составить конспект главы учебника: Гуревич, П. С. Этика : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – С. 436-454, 456-468, 471-480, 482-496, 498-512.
2. Ответить на контрольные вопросы к теме 9 (письменно и устно).
3. Составить краткий аналитический конспект работы А. Бергсона «Два источника морали и религии» (Предисловие и глава 1).
4. Составить терминологический словарь к теме семинара № 10.
Литература к семинару № 10
Основная:
1. Гуревич, П. С. Этика : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 516 с.
2. Бергсон А. Два источника морали и религии / Анри Бергсон, Пер. с фр., послесловие и примечания А. Б. Гофмана. – М.: «Канон», 1994. – 384 с.
Дополнительная:
1. Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 310 с.
2. Камю А. Бунтующий человек. – М, 1990.
3. Мур, Жд. Опровержение идеализма // Историко-философский ежегодник. – М. , 1987.
4. Ролз, Дж. Теория справедливости. – Новосибирск, 1995.
5. Фрейд, З. Неудовлетворенность культурой // Основной инстинкт. М., 1997. С. 431 – 512.
6. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993.
7. Хаузер, М. Мораль и разум: как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла. М., 2008.
8. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.
ТЕМА 8. Понятие морали и моральные ценности.
Цель: исследовать генезис и сущность понятия морали. Выявить моральные принципы, мотивы, моральные ценности. Научить студентов анализировать существующие моральные нормы в современном обществе.
Ключевые слова: аксиология, мораль, тотем, табу, талион, ритуал и миф, этика долга, этика добродетели, поступок, обязанность, права, наказание, совесть, стыд, страх, раскаяние.
Содержание темы. Мораль как самостоятельная сфера духовно-практического освоения действительности. Неэгоистическое содержание морали. Различие морали как межличностных и социальных отношений. Поступки, их мотивы, нормы, ценности, оценки, идеалы. Относительное и абсолютное, эмоциональное и рациональное в моральном сознании. Моральные запреты, нормы, ценности. Теоретические образы морали. Различные теоретические образы морали: этика долга и этика добродетелей, этика закона и этика благодати, автономная и гетерономная мораль, нормативная и аксиологическая этика. Этика совершенства и социальная этика. Различие в построении теорий. Проблема обоснования морали. Обоснование морали как теоретическая процедура. Взаимоотношение должного и сущего. Проблема поиска рациональных оснований морали. Многообразие способов обоснования морали: конвенционализм, утилитаризм, гедонизм, эвдемонизм, абсолютно-гетерономные, абсолютно-автономные теории, интуитивизм, перфекционизм, натурализм и его разновидности, эволюционная этика, социологические теории. Моральный догматизм как отказ от обоснования морали.
Семинарское занятие № 11: Понятие морали и моральные ценности.
Вопросы для подготовки:
1. Содержание понятия морали.
2. Природа морали.
3. Норма как элемент морального сознания. Виды моральных норм.
4. Мораль как регулятор общественных отношений.
5. Концепции происхождение морали.
6. Золотое правило нравственности.
Вопросы для самопроверки и дискуссии:
1. Каково происхождение термина мораль и какова его природа?
2. Что такое «гуманизм» и какие этапы прошло это движение в истории европейской культуры?
3. Какие различия существуют между моралью и правом?
4. Что такое тотем?
5. Какие виды древнейших табу вы знаете?
6. Можно ли назвать табу моральным запретом?
7. Какова роль ритуала в нравственной жизни древних общин?
8. Что такое правило талиона?
9. В чем заключается смысл золотого правила нравственности?
10. Какие ведущие концепции происхождения морали выделяются в этике?
Задания к самостоятельной работе по Теме: «Понятие морали и моральные ценности»
1. Изучить и составить конспект главы учебника: Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – С. 204-230.
2. Ответить на контрольные вопросы к теме 11 (письменно и устно).
3. Составить краткий аналитический конспект работы Анри Адорно «Проблемы философии морали» (Лекции 2, 9, 17).
Электронный ресурс: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/adorno/probl_fil.php
4. Составить терминологический словарь к теме семинара № 11.
Литература к семинару № 11
Основная:
1. Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 310 с.
2. Адорно Теодор В. А31 Проблемы философии морали / Пер. с нем. М. Л. Хорькова. М.: Республика, 2000. 239 с.
Дополнительная:
1. Аперсян, Р. Г. Мораль // Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Аперсяна. – М., 2001.
2. Библер, В.С. Нравственность, культура, современность. Философское размышление о жизненных проблемах. М., 1988.
3. Гуревич, П. С. Этика : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 516 с.
4. Гусейнов, А.А. Этика доброй воли // Кант И. Лекции по этике. – М., 2000.
5. Сорокин П. Социальный прогресс и принцип счастья // Социологические исследования. 1988. № 4.
6. Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и
злу // Философские науки. 1990. № 8. С. 85 – 95.
7. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1990.
8. Франк Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6.