Тема 4: «Многофакторность отклоняющегося развития»

  1. Биологические факторы

1) генетические факторы (наследственные болезни, хромосомные аберрации, генные мутации, эндогенные заболевания и т. д.);

2) внутриутробные нарушения (токсикозы, инфекции, интоксикации и т. д.);

3) патология родов;

4) ранние заболевания с поражением центральной нервной системы (прогрессирующие гидроцефалии, опухоли головного мозга, энцефалиты и т. п.).

Необходимо отметить, что незрелость развития мозга и слабость гематоэнцефалитического барьера обусловливают повышенную восприимчивость ЦНС ребенка к различным патогенным факторам. Они не оказывают влияния на взрослого человека, но вызывают нервно-психические нарушения и аномалии развития у детей. У них встречаются такие церебральные заболевания и симптомы, которые у взрослых либо совсем не возникают, либо наблюдаются очень редко. Часто у детей мозг вовлекается в соматические инфекционные процессы, что также связано с недостаточностью мозговых защитных барьеров и слабостью иммунитета.

Кроме того, среди причин внутриутробной патологии определенная роль принадлежит соматическим заболеваниям матери. Болезни сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, крови, почек, вызывая нарушения маточно-плацентарного кровообращения.

Акушерско-гинекологические осложнения течения беременности (напр длительные токсикозы, кислородное голодание) также могут привести к поражению мозга.

2. Социальные факторы

К социальным факторам дизонтогенеза относятся:

1) различные виды эмоциональной и социальной депривации;

  1. разного рода социальные психологические стрессы.

Среди неблагоприятных для развития ребенка факторов выделяются такие, как психическая депривация,нарушения привязанностии ситуациисепарации.

Психическая депривация— это психическое состояние, возникшее в результате определенных условий, когда субъекту долгое время не предоставляется возможность удовлетворения основных психосоциальных потребностей в достаточной мере.

Выделяют:

— депривация материнская (эмоциональная), возникающая в раннем детстве в связи с недостаточными контактами с матерью;

— депривация сенсорная из-за лишения необходимой для жизнедеятельности информации;

23 стр., 11178 слов

Реферат — Виды нарушений психического развития

... пациенты с органическими заболеваниями, сопровождающимися широким спектром психопатологических реакций и нарушениями вегетативной сферы. При их ... реализующаяся в условиях постоянной смены средовых факторов. Психическое развитие тесно связано с биологическими свойствами организма, ... говорить о заинтересованности коры больших полушарий головного мозга . Следует отметить, что периферическая вегетативная ...

— депривация социальная, вызываемая недостаточными контактами с окружающей средой.

Во всех случаях депривации психическое развитие ребенка не прекращается, но он испытывает состояние душевного, хотя, может быть, и неосознаваемого страдания, дискомфорта: по аналогии с недоеданием, некоторые авторы определяют депривацию как психическое голодание.

Характерные депривационные симптомы:

— задержка и искажения интеллектуального развития;

— эмоциональные расстройства и искажения формирования эмоций;

— волевые нарушения (от снижения активности до выраженной пассивности);

— коммуникативные нарушения (от легких аутических тенденций до так называемого парааутизма как стойкого состояния);

— двигательные стереотипии и привычные действия в бодрствовании (например, сосание пальца, раскачивания, мастурбация и т.п.);

— расстройства инстинктивной сферы и функциональные соматовегетативные проявления (нарушения аппетита, сна и др.).

Глубина и тяжесть симптомов индивидуальны в зависимости от срока наступления депривации, ее длительности и интенсивности. Установлено, что первые годы жизни наиболее чувствительны к депривационному воздействию. Переживание депривации зависит от пола ребенка — мальчики более реактивны. Свою роль играют и конституциональные особенности психики — уровень активности ребенка, регулярность или нерегулярность биоритмов, адаптивность, особое значение имеет генетическая предрасположенность к каким-либо психическим или соматическим заболеваниям, которые могут провоцироваться условиями депривации. Наконец, наличие минимальной мозговой дисфункции вызывает дополнительные внутренние депривационные воздействия из-за перцептивных и двигательных расстройств, даже легких.

Расстройства привязанности.

Привязанность к матери в норме формируется к 7—8 мес. и может проявляться к другим людям, общающимся с ребенком.

Исследованиями выявлены три основных типа привязанности:

— амбивалентный — дети не уверены в своей реакции на мать и колеблются, то стремясь привлечь ее внимание, то отвергая его;

— замкнутый — дети отталкивают своих матерей, которые кажутся им слишком стимулирующими и навязчивыми;

— устойчивый — дети растут сердечными и чуткими, а матери их, как правило, ласковы и отзывчивы.

Неполноценное или непостоянное удовлетворение матерью основных потребностей ребенка ведет к искажению формирования привязанностей и появлению специфических симптомов. При их выраженности они диагностируются по МКБ-10 как «реактивное расстройство привязанности детского возраста».

При расстройствах привязанности в поведении разных детей наблюдаются две противоположные картины: устойчивое нежелание вступать в контакт или поддерживать отношения с окружающими взрослыми, апатичный или сниженный фон настроения, настороженность или «диффузная общительность» — желание общения почти со всеми людьми, привлечение к себе внимания. Этот вариант в МКБ-10 носит название «расторможенное расстройство привязанности». Такое отклоняющееся развитие характерно для воспитанников детских домов.

20 стр., 9852 слов

Влияние депривации на психическое развитие личности в детском возрасте

... в детском возрасте. Цель исследования: изучить особенности влияния различных видов психической депривации на развитие личности ребёнка. В качестве гипотезы исследования сформулировано предположение о том, что ... и зависимость от нее – это больше, чем привязанность к конкретному человеку. Это стремление оказаться в ситуации, в которой ребенок любим и окружен заботой и еще не ...

В 1951 г. Дж. Боулби ввел понятие «сепарация» для обозначения ситуации долговременной разлуки ребенка с матерью или иным лицом, занимающим ее место. Особенно серьезна такая ситуация для детей в первые 3—5 лет жизни. Боулби считал, что сепарация влияет на формирование у ребенка нормального чувства тревоги. Он выделяет три наиболее типичные фазы сепарации для детей от 7 мес. до 4 лет при помещении их в круглосуточные ясли, больницу или дом ребенка. В том или ином виде эти фазы, однако, могут отмечаться в более раннем и старшем возрасте:

— фаза «протеста»: ребенок плачем зовет мать, не отпускает ее, когда она приходит его навестить, иногда обнаруживает признаки паники;

— фаза «отчаяния»: ребенок становится подавленным, погруженным в себя, отмечаются нарушения сна и аппетита, может сосать пальцы, раскачиваться и совершать другие стереотипные действия;

— фаза «отчуждения»: ребенок теряет интерес к объекту привязанности, происходит утрата потребности в нем.

Эти фазы не обязательно последовательны, они как бы переплетаются.

В условиях круглосуточного пребывания в яслях, детских домах, больницах или санаториях ребенок не может привыкнуть, привязаться, почувствовать себя защищенным. Это приводит к постоянной тревоге, страху, беспокойству.

Изолированность семьи от ближайшего окружения. Социальная изоляция семьи вследствие психических заболеваний или личностных отклонений родителей противодействует контактам ребенка с окружением, т.е. ставит его в ситуацию социальной депривации.

3. Патогенные факторы

Неблагоприятная ситуация признается патогенной, способной спровоцировать те или иные отклонения в развитии, если сила ее воздействия превышает компенсаторные возможности индивида и относительно устойчиво изменяет характеристики актуального функционирования психики в параметрах точности, полноты и скорости отражательных и регуляторных функций и в результате изменяет темп ее возрастного развития.

В зависимости от характера биологического патогенного фактора Е.М. Мастюкова выделяет семь основных форм нарушений:

При гипоксической форме вследствие асфиксии или клинической смерти ребенка во время рождения наступает кислородная недостаточность мозга с гибелью нервных клеток и малообратимыми изменениями ЦНС. Это может проявиться в детском церебральном параличе, нарушениях речи, интеллекта.

Дети, родившиеся в асфиксии, страдают задержками психомоторного и речевого развития, становления личности. Но, как показывают исследования, в большинстве случаев причина лежит не в самой асфиксии,. а в действии патогенных факторов в предшествующем периоде, что в конечном счете определяет прогноз развития.

Травматическая форманаблюдается при механических травмах мозга и внутричерепных кровоизлияниях. При этом происходит локальная гибель нервных клеток с последующим замещением их рубцовой тканью или гидроцефалия с повышением внутричерепного давления и атрофией участков мозга. Невропатологи чаще всего имеют дело со случаями сотрясения мозга и ущемления или разрывов отдельных нервных стволов.

Особое место занимает родовая травма, когда наряду с механическими повреждениями наблюдается нарушение мозгового кровообращения и кислородное голодание плода. Такое повреждение вызывает отклонения в психомоторном развитии ребенка: двигательные и речевые расстройства, нарушения памяти и внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы и поведения. Эти отклонения могут сопровождаться головными болями и судорожными припадками.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение придавалось воспитанию. Именно посредством воспитания, учил он, осуществляется воздействие психики ... К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выде­ляя разные виды деятельности мозга, впервые выдвинул положение о врож­денных и приобретаемых формах поведения, о произвольных ...

Воспалительную формунарушения вызывают нейроинфекции — менингиты и энцефалиты, а также вторичные воспалительные заболевания мозга, возникающие в виде осложнений при кори, ветряной оспе, гриппе, воспалении легких и т.д. В остром периоде этих заболеваний возможно развитие энцефалита, поражение вещества и оболочки головного и спинного мозга с последующими двигательными, речевыми, интеллектуальными нарушениями.

Воспалительные поражения мозга могут возникать в разные периоды его развития. Наиболее тяжелые последствия наблюдаются обычно при внутриутробном поражении вследствие различных инфекционных заболеваний матери (краснуха, грипп, инфекционный гепатит и другие инфекции).

В постнатальном периоде заболевание менингитом может привести к развитию гидроцефалии, глухоте, двигательным нарушениям, задержке психического развития. Перенесенный в раннем детском возрасте энцефалит бывает причиной глубоких задержек психического и моторного развития, аффективных вспышек, неустойчивого настроения.

4.Факторы уязвимости и протектирования

(Понятие уязвимости (подверженности) относят к приобретенному в периоды пренатального и постнатального развития риска заболевания. Уязвимость к расстройству – специфическая выраженность индивидуальных и личностных черт, содействующих такому расстройству. Возникнет ли оно в конечном итоге – зависит от дополнительных пусковых факторов: если уязвимость низкая, требуются более существенные пусковые механизмы, если она выражена сильнее – достаточно и менее существенных факторов.

Люди, у которых, несмотря на наличие уязвимости пусковых факторов, не развивается соответствующее расстройство, характеризуются как резистентные. Это, например, дети, которые, несмотря на жестокое обращение, не заболевают никаким психическим расстройством. Резистентность часто рассматривается как противоположность уязвимости.)

Нарушение развития регулируется факторами, которые повышают или снижают риск. Отсюда можно выделить факторы уязвимости и протективные факторы. Чтобы анализ условий был как можно более полным, необходимо проанализировать взаимодействие факторов уязвимости и защитных факторов. Факторы уязвимости и протективные факторы могут локализоваться внутри или вне самого индивида; они могут, далее, относиться к разным плоскостям данных: биологической/соматической (генетический риск), психической (дефекты в структуре восприятия), социальной (например, недостаточная социальная поддержка), экологической (например, загрязнение окружающей среды).

3 стр., 1486 слов

Развитие сохраннных анализаторов

... и восприятие, память, творческое воображение. Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в ... процессе познания окружающего мира.Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения. («Обоняние и вкус») Восприятие ...

Концептуально выделяют факторы уязвимости и протективные факторы; однако взаимные отношения между этими факторами до сих пор остаются неясными. Есть факторы, которые рассматриваются и как факторы уязвимости, и как протективные факторы, — в зависимости от их знака (плюс или минус).

Например, недостаток социальной поддержки считается отягощающим фактором, то есть фактором уязвимости, а достаточная социальная поддержка — протективным.

5. Опосредствующие факторы

Неблагоприятные ситуации сами по себе не всегда способны вызвать отклонения в развитии. В конечном счете, многое будет определяться сочетанием разнообразных характеристик индивида, опосредующих их воздействие. Именно поэтому одни и те же условия для разных людей могут иметь различные последствия. Следовательно, следует выделить факторы опосредования данной связи. К ним относят:

— Фактор локализации патогенного воздействия (какие структуры организма и, прежде всего, ЦНС, оказались подвержены воздействию);

— сила патогенного воздействия и его повторяемость;

— фактор экспозиции, т.е. длительности действия патогенного воздействия.

— возрастной фактор (чем младше ребёнок, тем тяжелее последствия одного и того же заболевания);

-т.н. «компенсаторный» фактор, т.е. те ответные меры, которыми организм реагирует на факт неблагоприятного воздействия;

— фактор своевременности и квалифицированности оказанной ребёнку помощи;

— психолого-педагогический фактор.

Исходный патогенный фактор не сам по себе приводит к отклонениям в развитии. В результате этого воздействия формируются т.н. анатомо-физиологические предпосылки отклонений в развитии, которые представляют собой относительно устойчивые, резидуальные нарушения органического характера, выступающие в качестве непосредственной причины отклоняющегося развития.

Подобная цепь причинно-следственных связей чётко вписывается в идею В.В. Ковалёва о том, что психический дизонтогенез можно рассматривать лишь как сторону или следствие общего дизонтогенеза ребёнка.

(Они в различных комбинациях во многом определяют конечный эффект действия патогенного фактора, т.е. конкретную форму нарушенного развития. К ним относят вредоносные воздействия, собственные свойства индивида, качество помощиХарактеристики вредоносных воздействий: локализация вредоносного воздействия, интенсивность, экспозиция (длительность), частота воздействия. Собственные свойства индивида: возраст (чем он меньше, тем тяжелее возможные последствия патогенных факторов), компенсаторные возможности. Качество помощи: конечные последствия деструктивных условий определяются тем, насколько быстро и в полном объеме будет оказана квалифицированная помощь.

Определение причинной обусловленности нарушенного развития усложняется тем, что разные причинно-следственные связи разворачиваются в различных временных перспективах. Одни патогенные воздействия сразу вызывают выраженные расстройства, другие – проявляются в виде отдаленных последствий в результате воздействия опосредующих факторов. Существенно, что патогенное воздействие приводит к формированию не самого феномена нарушенного развития, а лишь его анатомо-физиологических предпосылок – относительно устойчивых нарушений ЦНС. Эти предпосылки представляют собой уже непосредственную причину последующих аномалий.)

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... еды. Постепенно ребенку становится понятным смысл соблюдения тех правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит: не сложил одежду пе­ред сном - она ... культурно-гигиенические навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования и ...

6. Влияние времени воздействия патогенного фактора на характер и тяжесть психического нарушения

С учетом хроногенного фактора выделяются следующие закономерности нарушений в развитии:

1. Повреждения развивающегося организма чаще диффузны чем четко локализованы, поэтому возникают комбинации нарушений различных способностей.

2. Объем поражения тканей и органов при прочих равных условиях тем больше выражен, чем раньше подействовал патогенный фактор.

  1. Различные факторы, действующие в одно и то же время вызывают сходные патологические состояния.

Существуют нарушения врожденные и приобретенные, появившиеся уже после рождения. Внутри группы врожденных нарушений следует выделить подгруппу, связанную с наследственной патологией, ибо не все врожденное является наследственным, но все наследственное чаще всего бывает врожденным. Группа приобретенных нарушений включает рано и поздно приобретенные. Возрастная граница между ними может быть различной. Так, в случаях нарушения слуха имеет значение время его потери относительно сроков развития речи, тех этапов, когда речь еще не начинала свое формирование, периодов первоначального развития и возраста, когда речь уже была относительно сформирована. Этот пример весьма показателен, он демонстрирует принцип хроногенности связи тяжести расстройства с временем возникновения основного нарушения. Именно от последнего во многом зависит прогноз дальнейшего развития, характер и содержание коррекционных мероприятий, имеющих или не имеющих возможность опоры на период нормального функционирования психики, если таковой существует.

7. Особенности аномального развития от времени повреждения на примере одного из дефектов

8. Взаимосвязь между «природно-психическими» и «социально-психическими»

9. Значимость проблемы раннего поражения мозга

Недоразвитие или раннее поражение мозга приводит к снижению работоспособности незрелых мозговых клеток, в которых не могут нормально протекать высшие нервные процессы

Токсические формы нарушенийразвития чаще всего обусловлены внутриутробными интоксикациями. Причиной может быть прием матерью во время беременности лекарственных препаратов — антибиотиков, сульфаниламидов и др. Действие ядовитых продуктов на ЦНС вызывает задержки развития, умственную отсталость с нарушениями сенсорной сферы и др.

Токсическое поражение мозга бывает у детей с наследственными заболеваниями обмена веществ, например с амавротической идиотией Тея—Сакса или фенил-кетонурией (ФКУ).

Для ФКУ характерно поражение ЦНС и прогрессирующее снижение интеллекта, хотя ранняя диагностика и раннее лечение диетотерапией способствует предупреждению тяжелых нарушений психомоторного развития у этих детей.

14 стр., 6822 слов

Нарушение связной речи у дошкольников с задержкой психического развития

... каждым ребенком с ЗПР, опираясь на его особенности. Развитие связной речи является одной из задач профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников с ЗПР, ввиду того что у ... типу относят детей с ЗПР соматогенного происхождения. Задержка психического развития у них вызвана регулярными хроническими или инфекционными заболеваниями. В результате постоянных болезней, на фоне общей усталости, ...

Эндокринные заболевания также могут стать причиной интоксикации и поражения ЦНС, изменений в костной и соматической сферах, задержек психомоторного развития. Одна из причин этого — недостаточность функций щитовидной железы. Эндокринная система вырабатывает гормоны, поступающие в кровь, лимфу, и регулирует протекание обмена веществ в организме. При нерезком понижении функции щитовидной железы возникает гипотериоз, приводящий к замедлению психического развития. Резко выраженное понижение приводит к микседеме со снижением интеллекта от легкой дебильности до идиотии.

Хромосомные синдромы как причины нарушений в развитии ребенка подразделяются на две основные формы:

— аберрации — изменения числа или структуры хромосом, порождающие генный дисбаланс; хромосомные болезни отличаются, как правило, сложным или осложненным дефектом (в 50% случаев это умственная отсталость в сочетании с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, синдром Дауна);

— генные заболевания, когда число и структура хромосом остаются неизменными, а ген, представляющий собой локус (микроучасток) хромосомы и контролирующий развитие определенного наследственного признака, под влиянием радиации, токов высокой частоты и других неблагоприятных факторов внешней среды мутирует и начинает программировать развитие измененного признака.

В зависимости от того, возникают изменения в одном или нескольких локусах, говорят о моногенных или полигенных формах аномального развития. В последних случаях патология является следствием сочетания как генетических, так и средовых факторов.

Последняя в этой классификации форма — наследственные заболевания и синдромы с неуточненным типом наследования. Предполагаются очень тонкие изменения небольших участков хромосом, влекущие за собой множественные врожденные аномалии лица, конечностей, соматические и неврологические повреждения, интеллектуальную недостаточность, чаще глубокую, с тяжелыми нарушениями речи.