Семинары по психологии

Раздел 3. Эмоциональные и волевые процессы.

Семинар4. Эмоционально-волевая сфера.  Вопросы для обсуждения:  1.      Понятие об эмоциях и чувствах. Значение эмоций и чувств и жизни человека.  2.       Основные функции эмоций.  3.              Формы переживания чувств. Виды чувств.  4.              Понятие о воле. Значение воли в организации жизни и деятельности человека.  5.              Функции воли.  6.              Волевые свойства личности.  7.              Структура волевого акта.         Составьте аннотации следующих работ:  1)    Изард К.Е. Психология эмоций. / Пер. с англ.. — СПб.: Изд-во«Питер», 2000  2)Селиванов В.И. Избранные психологические произведения(воля, ее развитие и воспитание) / Ряз. Пед. институт, 1992. разделы 1-2.     Задание:  1.       На какие группы в принципе можно разделить перечисленные понятия? Аргументируйте основания своей классификации.

(ответ изобразите в виде классификации)     Любопытство; астенические чувства, удивление, радостное открытие истины; привязанность, страх, любовь, интерес, воодушевление, враждебность, нега, ярость, сомнение, любознательность, обожание, догадка, очарование, стенические чувства, уверенность, восхищение шедеврами искусства, удовольствие, предчувствие, симпатия, неудовольствие, чувство таинственного, волнение, предвкушение, жалость, тревожность, увлеченность работой, сладострастие, депрессия, эмпатия, стыд, злость, ненависть, страдание, фрустрация, оцепенение.     2.      Назовите самую «холодную» и самую «горячую» эмо­ции человека, самую «громкую» и самую «тихую», самую «сильную» и самую «слабую».  3.       Определите, к какой категории психических проявлений относятся описываемое в каждом из ниже приведенных примеров переживание: 1/аффект, 2/ депрессия, 3/ фрустрация, 4/ стресс.  А) Отмечалось, что к концу полета космического корабля «Аполлон» космонавты все чаще проявляли раздражительность и нетерпение. Они иногда начинали вступать в спор с операторами наземных наблюдательных станций. Дело кончилось тем, что космонавты сняли с себя все биодатчики.  Б) В начале задания испытуемый забыл сделать одно из существенных, вспомогательных действий, дальше произошла ошибка – выпадение действия.

19 стр., 9204 слов

Лекция № 3. Эмоции и чувства. Воля. Мотивация

... абстрактные (чувство справедливости, трагического и т. п.). Чувства способствуют выделению предметов, удовлетворяющих потребности человека и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Эмоции Чувства Возникли ... имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека. Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением ...

Испытуемый забывал последовательность действий, хорошо освоенную прежде, и часто допускал действия неадекватные пусковым сигналам. В процессе работы он сидел в скованной позе, низко склонив голову над столом или даже опустив ее себе на колени. Сознательный контроль нарушился. После опыта долго и бесцельно смотрел в свою записную книжку, не понимая, зачем это делает.  В) Ученик рассказывает, что когда он очень сильно расстроен, то всегда начинает всем говорить грубости. Позднее он жалеет о случившемся и раскаивается.  Г) Анна Каренина накануне гибели размышляет о  своем отношении к Вронскому: «Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее… У меня все в нем одном и я требую, чтобы он все больше и больше отдавался мне. ..»  Д) Добросовестная и прилежная ученица была спрошена учителем. В это время в класс вошел директор школы совершенно неожиданно. Девочка растерялась, сразу замолчала. На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. Создалось впечатление того, что она не знает урока. После того как директор вышел из класса девочка бойко и уверенно ответила по тому материалу, который безуспешно пыталась воспроизвести ранее.  4.      Приведите примеры  следующих видов чувств: 1/ интеллектуальные, 2/ моральные, 3/ эстетические, 4/ практические     5 Подготовьте кроссворд используя основные  понятия изучаемой темы. 

Раздел 2. Познавательные психические процессы.  Семинар 3. Внимание. Мышление. Воображение  Вопросы для обсуждения:  1.      Понятие о внимании. Функции и виды внимания.  2.      Основные свойства внимания и методы их изучения.  3.      Учет особенностей внимания при построении урока и организации учебной деятельности.  4.      Понятие о мышлении. Его отличие от других познавательных процессов. Мышление и речь. Операции мышления.  5.      Виды мышления и их особенности.  6.      Учет закономерностей мышления и индивидуальных различий в мышлении школьников при построении урока и организации учебной деятельности.  7.      Понятие о воображении. Основные функции воображения. Приемы создания образов воображения.  8.      Виды воображения. Их специфика и взаимосвязь.  9.      Учет закономерностей воображения и индивидуальных различий воображения в организации учебной деятельности. 

4 стр., 1888 слов

7. Характеристика мышления виды, исследования, теории

... понятий. Мыслительные процессы не могут быть предметом исследования, так как их нельзя изучить эмпирически, а лишь по продуктам, запечатлённым в культуре. Мышление в классической психологии ... взаимообратные процессы, в которых проявляется единство познавательной деятельности. Анализ может быть двух видов – анализ чувственных образов и мыслительный анализ словесных образов. Абстрагирование – форма ...

Задание:

1. Подберите по две методики для диагностики особенностей внимания, мышления и воображения. Проведите диагностику соответствующих познавательных процессов на одном испытуемом и представьте в рабочей тетради вербальную и графическую интерпретацию полученных данных.  2. Составьте конспект по одной из предложенных статей:  1).      Гальперин П.Л., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления. // Вопросы психологии, 1982, №5, с.80-85.  2).      Иванова Т.В. Остроумие и креативность// Вопросы психологии.2002, №1, с.76-87.  3).      Степаносова О.В. Современные представления об интуиции//Вопросы психологии. 2003.- №4, с.133-143.

Литература:

1.      Блонский П.П. Память и мышление. – СПб., 2001.  2.      Васильев И.А. Эмоции и мышление. – М., 1980.  3.      Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 2. – М., 1982, с. 395-415, с. 436-454.  4.      Гальперин П.Л., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления. // Вопросы психологии, 1982, №5, с.80-85.  5.      Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1995.  6.      Еникеев М.И. Общая психология. – М., 2002.  7.      Иванова Т.В. Остроумие и креативность// Вопросы психологии.2002, №1, с.76-87.  8.      Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981.  9.      Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.  10.  Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. – Воронеж, 1997.  11.  Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975.  12.  Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М., 1994.  13.  Общая психология /Под ред. А.В.Петровского – М., 1986.  14.  Общая психология /Под ред. В.В.Богословского – М., 1981.  15.  Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д., 2002.  16.  Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1990.  17.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. 1. – М., 1989.  18.  Степаносова О.В. Современные представления об интуиции//Вопросы психологии. 2003.- №4, с.133-143.  19.  Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 2003  20.  Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.,1984. 

Семинар 2. Ощущения и восприятия. Память

Вопросы для обсуждения:  1.      Понятие об ощущениях. Значение ощущений в жизни человека. Виды ощущений.  2.      Общие закономерности ощущений. Привести примеры их проявления  3.      Понятие о восприятии. Виды и свойства восприятия.  4.      Учет общих закономерностей восприятия и индивидуальных различий в восприятии при построении урока и организации учебной деятельности.  5.      Понятие о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Виды памяти и их особенности.  6.      Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.  7.      Учет индивидуальных различий в памяти и закономерностей памяти при построении урока и организации учебной деятельности. 

14 стр., 6919 слов

Общие вопросы второго блока

ганглионарный = слой клеток Пуркинье. зернистый. В коре мозжечка есть 5 типов нейронов: клетки Пуркинье, клетки Гольджи, корзинчатые клетки, звёздчатые клетки и клетки-зёрна. Все, кроме зёрен – тормозные. Аксоны клеток-зёрен поднимаются вверх в молекулярный слой и там T-образно ветвятся. Кора мозжечка имеет два типа афферентов: Лиановидные (лазающие) волокна. Это прямой вход от ядра нижней оливы. ...

Задание:

Подберите по две методики для диагностики особенностей восприятия и памяти. Проведите диагностику соответствующих познавательных процессов на одном испытуемом и представьте в рабочей тетради вербальную и/или графическую интерпретацию полученных данных. 

Литература:

1.      Бергсон А. Две памяти// Хрестоматия по общей психологии/ Психология памяти./ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.,1979.  2.      Годфруа Ж. Что такое психология. Кн.2. – М., 1992.  3.      Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов.– М., 2002.  4.      Зинченко В.П. Размышления о живой памяти// Психологическая наука и образование. — 2001, №3, с. 5-34.  5.      Кроль В.М. Психологические механизмы зрительного восприятия: интегральная модель// Вопросы психологии,1998, №6, с.44-58.  6.      Леонтьев А.Н. Ощущения и восприятие как образы предметного мира// Познавательные процессы: Ощущения, восприятие. – М.: Педагогика, 1982.  7.      Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти.- М., 1994.  8.      Немов Р.С. Психология. Кн.1.– М., 1994.  9.      Общая психология //Под ред. В.В.Богословского – М., 1981.  10.  Общая психология //Под ред. А.В.Петровского – М., 1986.  11.  Основы психологии: Практикум / Ред.-сост.

Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д., 2002.  12.  Познавательные процессы и способности в обучении./ Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1990.  13.  Практикум по общей психологии / Под ред. А.И.Щербакова. – М., 1990  14.  Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.  15.  Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 2003  Раздел 1. Общая психология  Тема 1. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии  Вопросы для обсуждения:  1.       Психология как наука. Житейская и научная психология о человеке. Предмет и задачи современной психологии.  2.       Методы и структура современной психологии.  3.       Функции психики. Основные группы психических явлений.  4.       Понятие о сознании. Структура сознания.  5.       Неосознаваемые явления в психике.  Задания:  1.       подготовьте небольшие сообщения о роли психологических знаний в различных сферах деятельности (педагогике, юриспруденции, здравоохранения, коммерческой деятельности и др.).  2.       Составьте классификацию методов психологии.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и ... исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, ...

Результаты представьте в рабочей тетради в виде таблицы или  схемы.  Литература:  1.       Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М., 1988.  2.       Годфруа Ж. Что такое психология. Кн.2.-М., 1992.  3.       Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов. – М., 2002.  4.       Леонтьев А.Н. Деятельность. сознание. Личность. –М., 1982.  5.       Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 1994.  6.       Общая психология/ Под ред. А.В.Петровского – М., 1986.  7.        Общая психология/ Под ред. В.Б. Богословского – М., 1981.  8.       Практикум по общей психологии/ под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.  9.       Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.  10.   Рубинштейн С.Л. Сознание человека. Т1. – М., 1989  11.   Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.  12.   Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.