Семинарские и практические занятия по общей психологии

Тема 1. Предмет и задачи научной психологии

Цели занятия: сформировать у студентов представления о современной психологии, ее структуре и принципах развития. Показать необходимость знания педагогом общей психологии: происхождения, функционирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека.

Базовые понятия: психология, психика, психические явления, процессы, свойства, состояния, функции психики, материя, отражение, психическое отражение, содержание психического (образ, переживание, побуждение, отношение); детерминизм, развитие сознания, деятельность, отрасли психологии, фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии.

Проблемные вопросы:

1. Предмет и задачи психологии как науки.

2. Связь психологии со смежными науками.

3. Строение психологии, ее основные отрасли.

4. Основные принципы психологии.

5. Понятие о психике. Особенности психического отражения.

6. Структура психики. Виды психических явлений.

7. Основные функции психики, их характеристика.

8. Этапы развития психологии.

Количество часов: 4.

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Место и роль психологических знаний в подготовке педагогов-дефектологов.
  2. Краткая характеристика различных психологических наук.

Темы рефератов:

  1. Система явлений, изучаемых в современной психологии.
  2. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.
  3. Научное и житейское понимание психологических явлений.

Формы контроля: устный опрос по теме, задания к семинарскому занятию по теме (Сапогова Е.Е.: Задачи по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. – 448 с. № 11 (доп.)).

Наглядные пособия: демонстрационные таблицы и схемы по основным во­просам темы.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... раскрытие законов, которым подчиняются эти явления. Поэтому предметом изучения в психологии являются психологические законы. Задачи психологии. Область изучаемых явлений. Основная задача психологии — изучение законов психической ... опосредовании психики человека. На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. боль­шую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний ...

Литература

Основная

  1. Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
  2. Петровский, А.В. Психология: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. –6-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 502 с. – (Классическая учебная книга).

Дополнительная

  1. Герриг, Р. Психология и жизнь: пер. с англ. / Р. Герриг, Ф. Зимбардо. – СПб [и др.]: Питер, 2004 – 955 с.
  2. Панферов, В.Н. Психология человека: Душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб. пособие / В.Н. Панферов. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 254 с.
  3. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности / Чуприкова П.И. // Вопросы психологии. – 2007, №3. – с. 3-15.
  4. Современный мир и психология: размышления о психологической реальности / Братусь Б.С. // Развитие личности. – 2006, №4. – с. 129-143.

Тема 2. Сознание и неосознаваемые процессы

Цели занятия: сформировать у студентов представление о сознании как форме отражения человеком действительности, его основных признаках; показать неоднородность психики человека, соотношение в ней между сознанием и бессознательным.

Базовые понятия: раздражимость, тропизмы, чувствительность, элементарная сенсорная психика, инстинкты, перцептивная психика; условно-рефлексорная деятельность, научение, интеллектуальное поведение, “язык животных”, орудийная деятельность животных, ориентировочно-исследовательская фаза в деятельности животных; филогенез, онтогенез; базовые психические функции, сознание, условия возникновения сознания; язык как знаковая система, понятие, система понятий; структура сознания, самосознание, “Я-концепция”, бессознательное; факторы развития сознания; психическая и поведенческая саморегуляция.

Проблемные вопросы:

  1. Сознание. Структура сознания.
  2. Функции сознания.
  3. Нормальное и измененное состояние сознания.
  4. Сознательное и бессознательное, их соотношение в психике человека.
  5. Неосознаваемые побудители сознательных действий.
  6. Надсознательные процессы.

Количество часов – 2.

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Основные источники и условия развития высших психических функций.
  2. Проявления сознания.

Темы рефератов:

  1. Культурно-историческая концепция развития.
  2. Рефлексия и мотивационно-ценностный характер сознания. “Я-концепция”.
  3. Проблема “бессознательного” в психологии.

Формы контроля: устный опрос, задания для самоконтроля к семинарскому занятию по теме (методическое пособие “Введение в общую психологию. Психические познавательные процессы”. Составитель И.Ю. Евдокимова, Введение в общую психологию. Психические познавательные процессы: Метод. пособие для студентов заочного. отделения дефектол. факультета / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова).

2 стр., 942 слов

14.Психология лечебного процесса

... механизмов психологической защиты. При анализе психологии больного и лечебного процесса используются следующие следующие психологические ... патологический гомеостаз, относятся и психологические стереотипы. Развитие и углубление психологического аспекта медицины позволило ... культурный уровень, социальную среду, условия воспитания. Сознание болезниобъединяет: восприятие болезни, отношение к ней, ...

Наглядные пособия: Схемы по основным вопросам темы.

Литература Основная

  1. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». –3-е издание, дополн. и исправл. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.: ил.
  2. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для ВУЗов / А.Г. Маклаков – СПб [и др.]: Питер, 2007 – 583 с.: ил. – (Учебник нового века).
  3. Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
  4. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2002 – 448 с.
  5. Петровский, А.В. Психология: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. –6-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 502 с. – (Классическая учебная книга).

Дополнительная

  1. Введение в общую психологию. Психические познавательные процессы: Метод. пособие для студентов заочного. отделения дефектол. факультета / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова. – Минск, 2003. – 32 с.
  2. Психология: учебн. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005 – 651 с. – (Учебник первого века).
  3. Ребер, А., сост. Большой толковый психологический словарь: В 2-х т. / Сост. А.Ребер: Пер. Е.Ю. Чеботарева . – М.: Вече: АСТ, 2003. – 560.

Тема 3. Психология непосредственного чувственного познания (ощущения, восприятия)

Цели занятия: учить анализировать познавательные психические процессы, устанавливать сходства и различия в их возникновении и особенностях протекания; показать значение процессов ощущения и восприятия как основного начального этапа в процессе познания окружающей действительности.

Базовые понятия: ощущение, перцептивная деятельность, качество, интенсивность, продолжительность ощущений, -экстеро, -интеро, проприоцептивные ощущения, чувствительность, адаптация, сенсибилизация, синестезия, абсолютный, относительный пороги ощущений, восприятие, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия, ап­перцепция, иллюзии.

Проблемные вопросы:

  1. Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.
  2. Физиологические основы ощущений.
  3. Классификация ощущений.
  4. Понятие о восприятии. Роль восприятия в жизни и деятельности человека.
  5. Виды восприятия.
  6. Свойства образа восприятия.
  7. Законы восприятия. Апперцепция.

Количество часов — 4.

15 стр., 7474 слов

Психологические факторы успешной учебы студентов вуза

... этом за пределы учебной программы; охотно используют графики, схемы, таблицы и наглядные пособия. Есть свои преимущества и у «инертных» – они способны работать долго и с ... успешного обучения, а другие – неблагоприятными. Организационные формы обучения в современной школе и вузе более благоприятны для людей с сильной и подвижной нервной системой, поэтому среди ...

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Физиологические основы восприятия.
  2. Развитие восприятия (перцептивных действий) у детей.
  3. Классификация представлений. Основные виды представлений.
  4. Индивидуальные особенности представлений.
  5. Роль представлений в регуляции поведения человека.

Темы рефератов:

  1. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.
  2. Влияние мышления на восприятия.
  3. Законы и загадки зрительного восприятия человека.

Формы контроля: самостоятельная письменная работа, рефераты. Наглядные пособия: демонстрационные таблицы и схемы по теме “Ощущения”, “Восприятие”.

Задания: психологические задачи по теме “Ощущения и восприятие”. В кн. Сапогова, Е.Е. Задачи по общей психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 448 с.

Литература

Основная

  1. Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
  2. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2002 – 448 с.
  3. Петровский, А.В. Психология: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. –6-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 502 с. – (Классическая учебная книга).

Дополнительная

  1. Введение в общую психологию. Психические познавательные процессы: Метод. пособие для студентов заочного. отделения дефектол. факультета / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова. – Минск, 2003. – 32 с.
  2. Панферов, В.Н. Психология человека: Душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб. пособие / В.Н. Панферов. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 254 с.
  3. Ребер, А., сост. Большой толковый психологический словарь: В 2-х т. / Сост. А.Ребер: Пер. Е.Ю. Чеботарева . – М.: Вече: АСТ, 2003. – 560.
  4. Соколова, Е.Е. Тридцать диалогов о психологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». – 4-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2003. – 688 с.
  5. Чеховских, М.И. Психология: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с.
  6. Штейнмец, А.Э. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А.Э. Штейнмец. – М.: Академия, 2006. – 284 с. – (Высшее профессиональное образование).

Тема 4. Психология опосредованного, обобщенного познания (мышление, речь)

Цели занятия: показать отличие мышления от восприятия и других психических процессов; научить анализировать разные подходы к развитию мышления в современной психологии; учить анализу экспериментальных доказательств связи мысли со словом, участия речи в процессах мышления.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... изучении таких дисциплин, как, «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо ... социально-гуманитарного цикла систематизируют базовые гуманитарные знания студентов. Дисциплина закладывает теоретико-методологические и методические основы ... и узком значении. Образование как способ мышления. Педагогическое образование как гуманитарный феномен. Аксиологические смыслы ...

Базовые понятия: мышление, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация; теоретическое, практическое мышление; наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (понятийное), образное мышление; репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое), понятие, суждение, умозаключение, интеллект, разум (ум), задача, гипотеза, индукция, дедукция, опосредствование, проблемная ситуация; язык, речь, знак, знаковая система, семантика, общение, коммуникация; внешняя речь, внутренняя речь, устная-письменная речь, аффективная речь, диалогическая-монологическая речь.

Проблемные вопросы:

  1. Мышление как психический процесс. Связь мышления с другими сторонами сознания человека.
  2. Особенности мышления человека.
  3. Физиологические основы мышления.
  4. Виды мышления, их характеристика.
  5. Понятие о языке и речи. Речь в структуре сознания человека.
  6. Функции речи, их характеристика.
  7. Виды речи, их психологические особенности.
  8. Взаимосвязь мышления и речи.

Количество часов – 4.

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Формы мышления, их характеристика.
  2. Физиологические основы мышления.

Темы рефератов:

  1. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления.
  2. Проблема развития мышления. Основные психологические теории.
  3. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление.
  4. Развитие мышление у детей.
  5. Средства развития мышления.
  6. Теоретические проблемы происхождения речи (Теория научения. Теория специфических задатков Н. Хомского. Когнитивная теория Ж. Пиаже. Теория Л.С. Выготского).
  7. Основные закономерности развития речи у ребенка.
  8. Проблемы взаимоотношения мышления и речи.

Формы контроля: оценка рефератов, устный опрос.

Литература Основная

  1. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». –3-е издание, дополн. и исправл. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.: ил.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2001.
  2. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для ВУЗов / А.Г. Маклаков – СПб [и др.]: Питер, 2007 – 583 с.: ил. – (Учебник нового века).
  3. Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
  4. Петровский, А.В. Психология: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. –6-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 502 с. – (Классическая учебная книга).
  5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Сост. авт. коммент. и послесл. А.В. Брушлинский и К.А. Абульханова-Славская. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с. – (Мастера психологии).
  6. Столяренко, Л.Д. Психология: учеб. для ВУЗов / Л.Д. Столяренко. – СПб. [и др.]: Лидер, 2005. – 592 с.: ил.

Дополнительная

  1. Введение в общую психологию. Психические познавательные процессы: Метод. пособие для студентов заочного. отделения дефектол. факультета / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова. – Минск, 2003. – 32 с.
  2. Панферов, В.Н. Психология человека: Душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб. пособие / В.Н. Панферов. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 254 с.
  3. Психология: учебн. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005 – 651 с. – (Учебник первого века).
  4. Соколова, Е.Е. Тридцать диалогов о психологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». – 4-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2003. – 688 с.
  5. Чеховских, М.И. Психология: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с.
  6. Штейнмец, А.Э. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А.Э. Штейнмец. – М.: Академия, 2006. – 284 с. – (Высшее профессиональное образование).

Тема 5. Память

Цели занятия: показать значение памяти в жизни и деятельности человека, в обучении, воспитании, общении с людьми; учить анализировать процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание; формировать умение качественно и количественно характеризовать индивидуальные особенности памяти.

26 стр., 12590 слов

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности ...

... возможность ее самостоятельного освоения. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности «Юриспруденция», а также для лиц, интересующихся юридической психологией. Рецензент: Ткаченко Ю.Г., доцент ... их профессиональной деятельности. Основные задачи: 1) дать студентам систематическое изложение курса юридической психологии, вскрыть ее связь с принципами других основополагающих ...

Базовые понятия: память, запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание; реминисценция; память; произвольная, непроизвольная; логическая, механическая; образная (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная); словесно-логическая; эмоциональная; долговременная, кратковременная, оперативная; эйдетизм, мнемоника.

Проблемные вопросы:

  1. Определение и общая характеристика памяти.
  2. Психологические теории памяти.
  3. Виды памяти, их характеристика.
  4. Индивидуальные особенности и развития памяти людей.
  5. Основные периоды развития памяти.
  6. Основные нарушения памяти.

Количество часов – 2.

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Теория культурно-исторического развития памяти Л.С. Выготского.
  2. Роль речи в управлении развитием мнемических процессов.

Темы рефератов:

  1. Основные виды запоминания и способы замедления процессов забывания.
  2. Индивидуальные особенности памяти и ее развития.
  3. Индивидуальные особенности и нарушения памяти у детей.
  4. Развитие памяти в процессе обучения и воспитания детей.

Формы контроля: рефераты, письменный опрос.

4 стр., 1711 слов

Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособ. ...

  2. Преобладающие способы психологической защиты подростков, юношей, склонных к аддиктивному поведению.   (Т.В. Шершнёва Механизмы психологической защиты, используемые лицами с аддиктивным поведениемРесурс: http://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/shershnva-mehanizmyi-psihologicheskoy-16497.html)   Аддиктивное поведение – это защитный механизмом ухода от ...

Литература

Основная

  1. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. – М.: Книжный дом; Университет; Юрайт, 2000 – 330 с.
  2. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». –3-е издание, дополн. и исправл. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.: ил.
  3. Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
  4. Петровский, А.В. Психология: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. –6-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 502 с. – (Классическая учебная книга).

Дополнительная

  1. Введение в общую психологию. Психические познавательные процессы: Метод. пособие для студентов заочного. отделения дефектол. факультета / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова. – Минск, 2003. – 32 с.
  2. Панферов, В.Н. Психология человека: Душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб. пособие / В.Н. Панферов. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 254 с.
  3. Психология: учебн. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005 – 651 с. – (Учебник первого века).
  4. Ребер, А., сост. Большой толковый психологический словарь: В 2-х т. / Сост. А.Ребер: Пер. Е.Ю. Чеботарева . – М.: Вече: АСТ, 2003. – 560.
  5. Соколова, Е.Е. Тридцать диалогов о психологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». – 4-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2003. – 688 с.
  6. Чеховских, М.И. Психология: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с.

Тема 6. Воображение

Цели занятия: раскрыть основную функцию воображения как процесса преобразования представления в новые образы на основе аналитико-синтетической деятельности мозга; показать отличия разных видов воображения, присущих человеку и их значение в деятельности и творчестве.

Базовые понятия: воображение, фантазия, опережающее отражение, творческое воображение, воссоздающее воображение, мечта, творчество, интуиция, агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация.

Проблемные вопросы:

  1. Сущность воображения, его основные виды.
  2. Функции воображения.
  3. Аналитико-синтетический характер процессов воображения.
  4. Физиологические основы процессов воображения.

Количество часов – 2.

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Вопросы и задания для самоконтроля по теме «Воображение»: методическое пособие «Введение в общую психологию. Психические познавательные процессы». Сост. И.Ю. Евдокимова. Минск, 2003. – стр. 28.

Темы рефератов:

26 стр., 12865 слов

Издательская программа «Специальная педагогика и специальная ...

... зволяют студенту проверить уровень подготовленности. Раздел IV, занимающий особое место в структуре пособия, ... факультета коррекционной пе­дагогики и специальной психологии МГПУ; Русецкой Маргарите Николаевне — кандидату ... с наруше­ниями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний / Гульнара Рустэмовна ... Музыкально-двигатель­ные упражнения в детском саду» (Сост. Е. П. Раевская и др. — М., ...

  1. Воображение и творчество.
  2. Индивидуальные особенности воображения и этапы его развития.
  3. Особенности воображения (фантазии) у детей.

Формы контроля: рефераты, устный опрос, анализ практических ситуаций.

Наглядные пособия: демонстрационные таблицы по теме «Воображение».

Литература

Основная

  1. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для ВУЗов / А.Г. Маклаков – СПб [и др.]: Питер, 2007 – 583 с.: ил. – (Учебник нового века).
  2. Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
  3. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2002 – 448 с.
  4. Петровский, А.В. Психология: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. –6-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 502 с. – (Классическая учебная книга).

Дополнительная

  1. Введение в общую психологию. Психические познавательные процессы: Метод. пособие для студентов заочного. отделения дефектол. факультета / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова. – Минск, 2003. – 32 с.
  2. Психология: учебн. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005 – 651 с. – (Учебник первого века).
  3. Ребер, А., сост. Большой толковый психологический словарь: В 2-х т. / Сост. А.Ребер: Пер. Е.Ю. Чеботарева . – М.: Вече: АСТ, 2003. – 560.
  4. Соколова, Е.Е. Тридцать диалогов о психологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». – 4-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2003. – 688 с.
  5. Чеховских, М.И. Психология: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с.
  6. Штейнмец, А.Э. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А.Э. Штейнмец. – М.: Академия, 2006. – 284 с. – (Высшее профессиональное образование).

Тема 7. Внимание

Цели занятия: запоминание и воспроизведение изученного материала, переосмысление имеющихся знаний, включение их в новые сочетания.

Базовые понятия: внимание, доминанта, индукция нервных процессов, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание, устойчивость, распределение, переключаемость, объем, концентрация, сосредоточенность внимания, активизация, избирательность познавательных процессов, рассеянность.

Проблемные вопросы:

  1. Понятие о внимании. Общая характеристика и значение внимания в жизни человека.
  2. Физиологические основы внимания.
  3. Виды внимания, их характеристика.
  4. Внешнее и внутреннее внимание. Внимательность и наблюдательность как черты личности.

Количество часов — 2.

22 стр., 10893 слов

Психологический практикум учебное пособие для студентов всех форм обучения

... использовано в целях оптимизации процессов обучения и познания. Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям, а также всем кто интересуется психологией. Содержание Введение……………………………………………………………. Исследование перцептивных способностей………...…...………. Исследование внимания (аттенционных ...

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Низшие и высшие формы внимания.
  2. Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека.

Темы рефератов:

  1. Психологические теории внимания.
  2. Эмоционально-моторная теория внимания Т. Рибо.
  3. Внимание и установка (концепция Д.Н. Узнадзе).
  4. Внимание как сторона ориентировочно-исследовательской деятельности (П.Я. Гальперин).

Формы контроля: устный опрос, дневники наблюдений, рефераты.

Наглядные пособия: демонстрационные таблицы по теме “Внимание”. Задания: психологические задачи по теме “Внимание”. В кн. Сапогова Е.Е.: Задачи по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. – 448 с. № 11 (доп.).

Литератур Основная

  1. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учеб. пособие для студентов ВУЗов / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2004 – 368 с.
  2. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для ВУЗов / А.Г. Маклаков – СПб [и др.]: Питер, 2007 – 583 с.: ил. – (Учебник нового века).
  3. Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
  4. Столяренко, Л.Д. Психология: учеб. для ВУЗов / Л.Д. Столяренко. – СПб. [и др.]: Лидер, 2005. – 592 с.: ил.

Дополнительная

  1. Введение в общую психологию. Психические познавательные процессы: Метод. пособие для студентов заочного. отделения дефектол. факультета / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова. – Минск, 2003. – 32 с.
  2. Герриг, Р. Психология и жизнь: пер. с англ. / Р. Герриг, Ф. Зимбардо. – СПб [и др.]: Питер, 2004 – 955 с.
  3. Психология: учебн. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005 – 651 с. – (Учебник первого века).
  4. Ребер, А., сост. Большой толковый психологический словарь: В 2-х т. / Сост. А.Ребер: Пер. Е.Ю. Чеботарева . – М.: Вече: АСТ, 2003. – 560.
  5. Соколова, Е.Е. Тридцать диалогов о психологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». – 4-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2003. – 688 с.

Тема 8. Темперамент, характер, способности как свойства личности

Цели занятия: формирование эмоционально-личностного отношения студентов к процессу усвоения знаний, создание условий для проявления и развития индивидуальных особенностей.

Базовые понятия: темперамент, реактивность, активность, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость, меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик, сензитивность; характер, структура характера, акцентуация характера, поступок, физиогномика; способности, задатки, талант, интерес, склонность, гениальность, одаренность, френология.

Проблемные вопросы:

  1. Понятие о темпераменте в психологии. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.
  2. Свойства темперамента.
  3. Понятие о характере в психологии.
  4. Структура характера.
  5. Акцентуации характера.
  6. Понятие о способностях в психологии. Виды способностей.
  7. Концепции способностей.
  8. Развитие способностей.
  9. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Ю.Развитие способностей.

Количество часов — 4.

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Физиологические основы темперамента.
  2. Темперамент и способности.
  3. Темперамент и характер человека.

Темы рефератов:

  1. Формирование характера.
  2. Типология характера.
  3. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.
  4. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.

Формы контроля: семинар-конференция.

Задания: Задачи по темам “Темперамент”, “Характер”, “Способности”. Сапогова Е.Е.: Задачи по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.

Наглядные пособия: демонстрационные таблицы по темам “Темперамент”, “Характер”, “Способности”.

Литература

Основная

  1. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». –3-е издание, дополн. и исправл. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.: ил.
  2. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учеб. пособие для студентов ВУЗов / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2004 – 368 с.
  3. Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
  4. Петровский, А.В. Психология: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. –6-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 502 с. – (Классическая учебная книга).

Дополнительная

  1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2002. – 320 с. – (Высшее образование).
  2. Введение в общую психологию. Индивидуально-психологические особенности личности: метод. рекоменд. / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова. – Минск, 2006. – 30 с.
  3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. – 2-изд. – СПб.: Питер, 2002 – 359 с. – (Мастера психологии).
  4. Ребер, А., сост. Большой толковый психологический словарь: В 2-х т. / Сост. А.Ребер: Пер. Е.Ю. Чеботарева . – М.: Вече: АСТ, 2003. – 560.
  5. Чеховских, М.И. Психология: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с.
  6. Штейнмец, А.Э. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А.Э. Штейнмец. – М.: Академия, 2006. – 284 с. – (Высшее профессиональное образование).

Тема 9. Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния и свойства личности

Цели занятия: установление взаимозависимостей в проявлении и развитии эмоций и чувств человека; сформировать научное представление об эмоционально-личностной сфере человека.

Базовые понятия: чувства, эмоции, аффект, амбивалентность чувств, апатия, вдохновение, депрессия, ирония, астетические, стенические чувства (эмоции), страсть, настроение, эмпатия, тревога, радость, удивление, чувственный тон, эмоциональные состояния, эмоциональный стресс, высшие чувства.

Проблемные вопросы:

  1. Понятие об эмоциях и чувствах. Их функции и значение в жизни и деятельности человека.
  2. Виды эмоций, их характеристика.
  3. Высшие чувства и их значение в развитии и формировании личности.
  4. Формы переживания чувств (настроение, аффекты, стрессы и др.).
  5. Эмоции и человеческая индивидуальность.
  6. Развитие эмоциональной сферы у человека.

Количество часов — 4.

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Физиологические механизмы эмоций и чувств.
  2. Совесть как высшее эмоциональное чувство.

Темы рефератов:

  1. Теории эмоций (Ч. Дарвина, Джемса-Ланга, Кеннона-Барда).
  2. Функциональное назначение различных эмоций у человека.
  3. Эмоции и личность. Персональный эмоциональный анализ индивидуальности творческих личностей.

Формы контроля: устный опрос, диспут, рефераты.

Наглядные пособия: демонстрационные таблицы по теме.

Литература

Основная

  1. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для ВУЗов / А.Г. Маклаков – СПб [и др.]: Питер, 2007 – 583 с.: ил. – (Учебник нового века).
  2. Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
  3. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2002 – 448 с.

Дополнительная

  1. Введение в общую психологию. Индивидуально-психологические особенности личности: метод. рекоменд. / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова. – Минск, 2006. – 30 с.
  2. Герриг, Р. Психология и жизнь: пер. с англ. / Р. Герриг, Ф. Зимбардо. – СПб [и др.]: Питер, 2004 – 955 с.
  3. Панферов, В.Н. Психология человека: Душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб. пособие / В.Н. Панферов. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 254 с.
  4. Психология: учебн. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005 – 651 с. – (Учебник первого века).
  5. Ребер, А., сост. Большой толковый психологический словарь: В 2-х т. / Сост. А.Ребер: Пер. Е.Ю. Чеботарева . – М.: Вече: АСТ, 2003. – 560.
  6. Соколова, Е.Е. Тридцать диалогов о психологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». – 4-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2003. – 688 с.

Тема 10. Воля. Волевые свойства личности

Цели занятия: показать значение воли в регуляции поведения и деятельности человека, ее неразрывную связь с познавательными и эмоциональными психическими процессами; формировать сознательное отношение студентов к развитию и совершенствованию волевых качеств личности.

Базовые понятия: астения, воля, волевое усилие, борьба мотивов, детерминизм, импульсивность действия, локус контроля, поведение полевое, принятие решения, риск, цель.

Проблемные вопросы:

  1. Понятие о воле в психологии. Основные признаки воли как психологического явления.
  2. Значение воли в организации деятельности и общения человека.
  3. Функции воли, их характеристика.
  4. Структура волевого процесса, его характеристика.
  5. Первичные, вторичные и третичные волевые качества личности.
  6. Основные направления развития воли.

Количество часов — 2.

Темы рефератов:

  1. Основные психологические теории воли.
  2. Физиологические и мотивационные аспекты волевых усилий.
  3. Волевая регуляция поведения.

Формы контроля: устный опрос, задания для самоконтроля к семинарскому занятию по теме «Воля» (методическое пособие «Введение в общую психологию. Индивидуально-психологические особенности личности». Сост. И.Ю. Евдокимова. Минск, 2003. – стр. 28).

Наглядные пособия: Схемы по основным вопросам темы.

Литература

Основная

  1. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». –3-е издание, дополн. и исправл. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.: ил.
  2. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для ВУЗов / А.Г. Маклаков – СПб [и др.]: Питер, 2007 – 583 с.: ил. – (Учебник нового века).
  3. Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
  4. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2002 – 448 с.
  5. Петровский, А.В. Психология: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. –6-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 502 с. – (Классическая учебная книга).

Дополнительная

  1. Введение в общую психологию. Индивидуально-психологические особенности личности: метод. рекоменд. / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова. – Минск, 2006. – 30 с.
  2. Панферов, В.Н. Психология человека: Душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб. пособие / В.Н. Панферов. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 254 с.
  3. Психология: учебн. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005 – 651 с. – (Учебник первого века).
  4. Ребер, А., сост. Большой толковый психологический словарь: В 2-х т. / Сост. А.Ребер: Пер. Е.Ю. Чеботарева . – М.: Вече: АСТ, 2003. – 560.
  5. Соколова, Е.Е. Тридцать диалогов о психологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». – 4-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2003. – 688 с.
  6. Чеховских, М.И. Психология: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с.