Тема 1. Предмет и задачи научной психологии
Цели занятия: сформировать у студентов представления о современной психологии, ее структуре и принципах развития. Показать необходимость знания педагогом общей психологии: происхождения, функционирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека.
Базовые понятия: психология, психика, психические явления, процессы, свойства, состояния, функции психики, материя, отражение, психическое отражение, содержание психического (образ, переживание, побуждение, отношение); детерминизм, развитие сознания, деятельность, отрасли психологии, фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии.
Проблемные вопросы:
1. Предмет и задачи психологии как науки.
2. Связь психологии со смежными науками.
3. Строение психологии, ее основные отрасли.
4. Основные принципы психологии.
5. Понятие о психике. Особенности психического отражения.
6. Структура психики. Виды психических явлений.
7. Основные функции психики, их характеристика.
8. Этапы развития психологии.
Количество часов: 4.
Вопросы для самостоятельного изучения:
- Место и роль психологических знаний в подготовке педагогов-дефектологов.
- Краткая характеристика различных психологических наук.
Темы рефератов:
- Система явлений, изучаемых в современной психологии.
- Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.
- Научное и житейское понимание психологических явлений.
Формы контроля: устный опрос по теме, задания к семинарскому занятию по теме (Сапогова Е.Е.: Задачи по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. – 448 с. № 11 (доп.)).
Наглядные пособия: демонстрационные таблицы и схемы по основным вопросам темы.
Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки
... раскрытие законов, которым подчиняются эти явления. Поэтому предметом изучения в психологии являются психологические законы. Задачи психологии. Область изучаемых явлений. Основная задача психологии — изучение законов психической ... опосредовании психики человека. На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний ...
Литература
Основная
- Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
- Петровский, А.В. Психология: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. –6-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 502 с. – (Классическая учебная книга).
Дополнительная
- Герриг, Р. Психология и жизнь: пер. с англ. / Р. Герриг, Ф. Зимбардо. – СПб [и др.]: Питер, 2004 – 955 с.
- Панферов, В.Н. Психология человека: Душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб. пособие / В.Н. Панферов. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 254 с.
- Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности / Чуприкова П.И. // Вопросы психологии. – 2007, №3. – с. 3-15.
- Современный мир и психология: размышления о психологической реальности / Братусь Б.С. // Развитие личности. – 2006, №4. – с. 129-143.
Тема 2. Сознание и неосознаваемые процессы
Цели занятия: сформировать у студентов представление о сознании как форме отражения человеком действительности, его основных признаках; показать неоднородность психики человека, соотношение в ней между сознанием и бессознательным.
Базовые понятия: раздражимость, тропизмы, чувствительность, элементарная сенсорная психика, инстинкты, перцептивная психика; условно-рефлексорная деятельность, научение, интеллектуальное поведение, “язык животных”, орудийная деятельность животных, ориентировочно-исследовательская фаза в деятельности животных; филогенез, онтогенез; базовые психические функции, сознание, условия возникновения сознания; язык как знаковая система, понятие, система понятий; структура сознания, самосознание, “Я-концепция”, бессознательное; факторы развития сознания; психическая и поведенческая саморегуляция.
Проблемные вопросы:
- Сознание. Структура сознания.
- Функции сознания.
- Нормальное и измененное состояние сознания.
- Сознательное и бессознательное, их соотношение в психике человека.
- Неосознаваемые побудители сознательных действий.
- Надсознательные процессы.
Количество часов – 2.
Вопросы для самостоятельного изучения:
- Основные источники и условия развития высших психических функций.
- Проявления сознания.
Темы рефератов:
- Культурно-историческая концепция развития.
- Рефлексия и мотивационно-ценностный характер сознания. “Я-концепция”.
- Проблема “бессознательного” в психологии.
Формы контроля: устный опрос, задания для самоконтроля к семинарскому занятию по теме (методическое пособие “Введение в общую психологию. Психические познавательные процессы”. Составитель И.Ю. Евдокимова, Введение в общую психологию. Психические познавательные процессы: Метод. пособие для студентов заочного. отделения дефектол. факультета / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова).
Психология восприятия в профессиональной деятельности дизайнера
... психологией восприятия и какое отношение имеет к промышленному дизайну? В том-то и дело, что на мой взгляд это отношение совершенно прямое, потому как мы, люди, наше сознание ... что распадается на 2 квадрата. Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Из этих процессов более простые обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке ...
Наглядные пособия: Схемы по основным вопросам темы.
Литература Основная
- Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». –3-е издание, дополн. и исправл. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.: ил.
- Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для ВУЗов / А.Г. Маклаков – СПб [и др.]: Питер, 2007 – 583 с.: ил. – (Учебник нового века).
- Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
- Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2002 – 448 с.
- Петровский, А.В. Психология: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. –6-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 502 с. – (Классическая учебная книга).
Дополнительная
- Введение в общую психологию. Психические познавательные процессы: Метод. пособие для студентов заочного. отделения дефектол. факультета / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова. – Минск, 2003. – 32 с.
- Психология: учебн. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005 – 651 с. – (Учебник первого века).
- Ребер, А., сост. Большой толковый психологический словарь: В 2-х т. / Сост. А.Ребер: Пер. Е.Ю. Чеботарева . – М.: Вече: АСТ, 2003. – 560.
Тема 3. Психология непосредственного чувственного познания (ощущения, восприятия)
Цели занятия: учить анализировать познавательные психические процессы, устанавливать сходства и различия в их возникновении и особенностях протекания; показать значение процессов ощущения и восприятия как основного начального этапа в процессе познания окружающей действительности.
Базовые понятия: ощущение, перцептивная деятельность, качество, интенсивность, продолжительность ощущений, -экстеро, -интеро, проприоцептивные ощущения, чувствительность, адаптация, сенсибилизация, синестезия, абсолютный, относительный пороги ощущений, восприятие, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия, апперцепция, иллюзии.
Проблемные вопросы:
- Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.
- Физиологические основы ощущений.
- Классификация ощущений.
- Понятие о восприятии. Роль восприятия в жизни и деятельности человека.
- Виды восприятия.
- Свойства образа восприятия.
- Законы восприятия. Апперцепция.
Количество часов — 4.
Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...
... образования 072500.62 Дизайн. Дизайн среды ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения Умения: ... подготовки, получат дальнейшее развитие при изучении таких дисциплин, как, «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо обучающемуся для успешного прохождения практик ...
Вопросы для самостоятельного изучения:
- Физиологические основы восприятия.
- Развитие восприятия (перцептивных действий) у детей.
- Классификация представлений. Основные виды представлений.
- Индивидуальные особенности представлений.
- Роль представлений в регуляции поведения человека.
Темы рефератов:
- Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.
- Влияние мышления на восприятия.
- Законы и загадки зрительного восприятия человека.
Формы контроля: самостоятельная письменная работа, рефераты. Наглядные пособия: демонстрационные таблицы и схемы по теме “Ощущения”, “Восприятие”.
Задания: психологические задачи по теме “Ощущения и восприятие”. В кн. Сапогова, Е.Е. Задачи по общей психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 448 с.
Литература
Основная
- Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
- Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2002 – 448 с.
- Петровский, А.В. Психология: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. –6-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 502 с. – (Классическая учебная книга).
Дополнительная
- Введение в общую психологию. Психические познавательные процессы: Метод. пособие для студентов заочного. отделения дефектол. факультета / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова. – Минск, 2003. – 32 с.
- Панферов, В.Н. Психология человека: Душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб. пособие / В.Н. Панферов. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 254 с.
- Ребер, А., сост. Большой толковый психологический словарь: В 2-х т. / Сост. А.Ребер: Пер. Е.Ю. Чеботарева . – М.: Вече: АСТ, 2003. – 560.
- Соколова, Е.Е. Тридцать диалогов о психологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». – 4-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2003. – 688 с.
- Чеховских, М.И. Психология: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с.
- Штейнмец, А.Э. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А.Э. Штейнмец. – М.: Академия, 2006. – 284 с. – (Высшее профессиональное образование).
Тема 4. Психология опосредованного, обобщенного познания (мышление, речь)
Цели занятия: показать отличие мышления от восприятия и других психических процессов; научить анализировать разные подходы к развитию мышления в современной психологии; учить анализу экспериментальных доказательств связи мысли со словом, участия речи в процессах мышления.
Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы
... изложены и реализованы в самом пособии как образец работ такого рода. Пособие предназначено студентам 1–5 курсов дневного и заочного обучения факультета психологии ЮУрГУ. Ил. 1, табл. ... и дипломные работы являются неотъемлемой частью подготовки специалистов с высшим психологическим образованием. Студенты факультета психологии ЮУрГУ обязаны выполнять курсовые работы на 1–4 годах обучения, а ...
Базовые понятия: мышление, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация; теоретическое, практическое мышление; наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (понятийное), образное мышление; репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое), понятие, суждение, умозаключение, интеллект, разум (ум), задача, гипотеза, индукция, дедукция, опосредствование, проблемная ситуация; язык, речь, знак, знаковая система, семантика, общение, коммуникация; внешняя речь, внутренняя речь, устная-письменная речь, аффективная речь, диалогическая-монологическая речь.
Проблемные вопросы:
- Мышление как психический процесс. Связь мышления с другими сторонами сознания человека.
- Особенности мышления человека.
- Физиологические основы мышления.
- Виды мышления, их характеристика.
- Понятие о языке и речи. Речь в структуре сознания человека.
- Функции речи, их характеристика.
- Виды речи, их психологические особенности.
- Взаимосвязь мышления и речи.
Количество часов – 4.
Вопросы для самостоятельного изучения:
- Формы мышления, их характеристика.
- Физиологические основы мышления.
Темы рефератов:
- Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления.
- Проблема развития мышления. Основные психологические теории.
- Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление.
- Развитие мышление у детей.
- Средства развития мышления.
- Теоретические проблемы происхождения речи (Теория научения. Теория специфических задатков Н. Хомского. Когнитивная теория Ж. Пиаже. Теория Л.С. Выготского).
- Основные закономерности развития речи у ребенка.
- Проблемы взаимоотношения мышления и речи.
Формы контроля: оценка рефератов, устный опрос.
Литература Основная
- Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». –3-е издание, дополн. и исправл. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.: ил.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2001.
- Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для ВУЗов / А.Г. Маклаков – СПб [и др.]: Питер, 2007 – 583 с.: ил. – (Учебник нового века).
- Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
- Петровский, А.В. Психология: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. –6-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 502 с. – (Классическая учебная книга).
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Сост. авт. коммент. и послесл. А.В. Брушлинский и К.А. Абульханова-Славская. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с. – (Мастера психологии).
- Столяренко, Л.Д. Психология: учеб. для ВУЗов / Л.Д. Столяренко. – СПб. [и др.]: Лидер, 2005. – 592 с.: ил.
Дополнительная
- Введение в общую психологию. Психические познавательные процессы: Метод. пособие для студентов заочного. отделения дефектол. факультета / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова. – Минск, 2003. – 32 с.
- Панферов, В.Н. Психология человека: Душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб. пособие / В.Н. Панферов. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 254 с.
- Психология: учебн. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005 – 651 с. – (Учебник первого века).
- Соколова, Е.Е. Тридцать диалогов о психологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». – 4-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2003. – 688 с.
- Чеховских, М.И. Психология: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с.
- Штейнмец, А.Э. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А.Э. Штейнмец. – М.: Академия, 2006. – 284 с. – (Высшее профессиональное образование).
Тема 5. Память
Цели занятия: показать значение памяти в жизни и деятельности человека, в обучении, воспитании, общении с людьми; учить анализировать процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание; формировать умение качественно и количественно характеризовать индивидуальные особенности памяти.
Тема 1. Психология в системе наук о человеке и обществе
... ЛИНК, 1999. 33. Немов Р.С. Психология: В трех томах. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., Просвещение, 1999. 34. ... Розум С. И. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2003. 5. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. ... Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – М.-С.-Пб.: Олма- ...
Базовые понятия: память, запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание; реминисценция; память; произвольная, непроизвольная; логическая, механическая; образная (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная); словесно-логическая; эмоциональная; долговременная, кратковременная, оперативная; эйдетизм, мнемоника.
Проблемные вопросы:
- Определение и общая характеристика памяти.
- Психологические теории памяти.
- Виды памяти, их характеристика.
- Индивидуальные особенности и развития памяти людей.
- Основные периоды развития памяти.
- Основные нарушения памяти.
Количество часов – 2.
Вопросы для самостоятельного изучения:
- Теория культурно-исторического развития памяти Л.С. Выготского.
- Роль речи в управлении развитием мнемических процессов.
Темы рефератов:
- Основные виды запоминания и способы замедления процессов забывания.
- Индивидуальные особенности памяти и ее развития.
- Индивидуальные особенности и нарушения памяти у детей.
- Развитие памяти в процессе обучения и воспитания детей.
Формы контроля: рефераты, письменный опрос.
Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособ. ...
2. Преобладающие способы психологической защиты подростков, юношей, склонных к аддиктивному поведению. (Т.В. Шершнёва Механизмы психологической защиты, используемые лицами с аддиктивным поведениемРесурс: http://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/shershnva-mehanizmyi-psihologicheskoy-16497.html) Аддиктивное поведение – это защитный механизмом ухода от ...
Литература
Основная
- Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. – М.: Книжный дом; Университет; Юрайт, 2000 – 330 с.
- Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». –3-е издание, дополн. и исправл. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.: ил.
- Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
- Петровский, А.В. Психология: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. –6-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 502 с. – (Классическая учебная книга).
Дополнительная
- Введение в общую психологию. Психические познавательные процессы: Метод. пособие для студентов заочного. отделения дефектол. факультета / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова. – Минск, 2003. – 32 с.
- Панферов, В.Н. Психология человека: Душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб. пособие / В.Н. Панферов. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 254 с.
- Психология: учебн. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005 – 651 с. – (Учебник первого века).
- Ребер, А., сост. Большой толковый психологический словарь: В 2-х т. / Сост. А.Ребер: Пер. Е.Ю. Чеботарева . – М.: Вече: АСТ, 2003. – 560.
- Соколова, Е.Е. Тридцать диалогов о психологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». – 4-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2003. – 688 с.
- Чеховских, М.И. Психология: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с.
Тема 6. Воображение
Цели занятия: раскрыть основную функцию воображения как процесса преобразования представления в новые образы на основе аналитико-синтетической деятельности мозга; показать отличия разных видов воображения, присущих человеку и их значение в деятельности и творчестве.
Базовые понятия: воображение, фантазия, опережающее отражение, творческое воображение, воссоздающее воображение, мечта, творчество, интуиция, агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация.
Проблемные вопросы:
- Сущность воображения, его основные виды.
- Функции воображения.
- Аналитико-синтетический характер процессов воображения.
- Физиологические основы процессов воображения.
Количество часов – 2.
Вопросы для самостоятельного изучения:
- Вопросы и задания для самоконтроля по теме «Воображение»: методическое пособие «Введение в общую психологию. Психические познавательные процессы». Сост. И.Ю. Евдокимова. Минск, 2003. – стр. 28.
Темы рефератов:
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов пермь
Пособие предназначено для студентов вузов. Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры философии и общественных наук От _ июня 200_ ... Предмет «Общая социология» входит в блок общенаучных дисциплин наряду с историей, философией, психологией, политологией и др. Изучение данного курса предваряет изучение таких спецкурсов как социология ...
- Воображение и творчество.
- Индивидуальные особенности воображения и этапы его развития.
- Особенности воображения (фантазии) у детей.
Формы контроля: рефераты, устный опрос, анализ практических ситуаций.
Наглядные пособия: демонстрационные таблицы по теме «Воображение».
Литература
Основная
- Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для ВУЗов / А.Г. Маклаков – СПб [и др.]: Питер, 2007 – 583 с.: ил. – (Учебник нового века).
- Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
- Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2002 – 448 с.
- Петровский, А.В. Психология: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. –6-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 502 с. – (Классическая учебная книга).
Дополнительная
- Введение в общую психологию. Психические познавательные процессы: Метод. пособие для студентов заочного. отделения дефектол. факультета / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова. – Минск, 2003. – 32 с.
- Психология: учебн. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005 – 651 с. – (Учебник первого века).
- Ребер, А., сост. Большой толковый психологический словарь: В 2-х т. / Сост. А.Ребер: Пер. Е.Ю. Чеботарева . – М.: Вече: АСТ, 2003. – 560.
- Соколова, Е.Е. Тридцать диалогов о психологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». – 4-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2003. – 688 с.
- Чеховских, М.И. Психология: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с.
- Штейнмец, А.Э. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А.Э. Штейнмец. – М.: Академия, 2006. – 284 с. – (Высшее профессиональное образование).
Тема 7. Внимание
Цели занятия: запоминание и воспроизведение изученного материала, переосмысление имеющихся знаний, включение их в новые сочетания.
Базовые понятия: внимание, доминанта, индукция нервных процессов, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание, устойчивость, распределение, переключаемость, объем, концентрация, сосредоточенность внимания, активизация, избирательность познавательных процессов, рассеянность.
Проблемные вопросы:
- Понятие о внимании. Общая характеристика и значение внимания в жизни человека.
- Физиологические основы внимания.
- Виды внимания, их характеристика.
- Внешнее и внутреннее внимание. Внимательность и наблюдательность как черты личности.
Количество часов — 2.
Психологический практикум учебное пособие для студентов всех форм обучения
... использовано в целях оптимизации процессов обучения и познания. Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям, а также всем кто интересуется психологией. Содержание Введение……………………………………………………………. Исследование перцептивных способностей………...…...………. Исследование внимания (аттенционных ...
Вопросы для самостоятельного изучения:
- Низшие и высшие формы внимания.
- Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека.
Темы рефератов:
- Психологические теории внимания.
- Эмоционально-моторная теория внимания Т. Рибо.
- Внимание и установка (концепция Д.Н. Узнадзе).
- Внимание как сторона ориентировочно-исследовательской деятельности (П.Я. Гальперин).
Формы контроля: устный опрос, дневники наблюдений, рефераты.
Наглядные пособия: демонстрационные таблицы по теме “Внимание”. Задания: психологические задачи по теме “Внимание”. В кн. Сапогова Е.Е.: Задачи по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. – 448 с. № 11 (доп.).
Литератур Основная
- Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учеб. пособие для студентов ВУЗов / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2004 – 368 с.
- Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для ВУЗов / А.Г. Маклаков – СПб [и др.]: Питер, 2007 – 583 с.: ил. – (Учебник нового века).
- Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
- Столяренко, Л.Д. Психология: учеб. для ВУЗов / Л.Д. Столяренко. – СПб. [и др.]: Лидер, 2005. – 592 с.: ил.
Дополнительная
- Введение в общую психологию. Психические познавательные процессы: Метод. пособие для студентов заочного. отделения дефектол. факультета / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова. – Минск, 2003. – 32 с.
- Герриг, Р. Психология и жизнь: пер. с англ. / Р. Герриг, Ф. Зимбардо. – СПб [и др.]: Питер, 2004 – 955 с.
- Психология: учебн. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005 – 651 с. – (Учебник первого века).
- Ребер, А., сост. Большой толковый психологический словарь: В 2-х т. / Сост. А.Ребер: Пер. Е.Ю. Чеботарева . – М.: Вече: АСТ, 2003. – 560.
- Соколова, Е.Е. Тридцать диалогов о психологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». – 4-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2003. – 688 с.
Тема 8. Темперамент, характер, способности как свойства личности
Цели занятия: формирование эмоционально-личностного отношения студентов к процессу усвоения знаний, создание условий для проявления и развития индивидуальных особенностей.
Базовые понятия: темперамент, реактивность, активность, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость, меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик, сензитивность; характер, структура характера, акцентуация характера, поступок, физиогномика; способности, задатки, талант, интерес, склонность, гениальность, одаренность, френология.
Проблемные вопросы:
- Понятие о темпераменте в психологии. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.
- Свойства темперамента.
- Понятие о характере в психологии.
- Структура характера.
- Акцентуации характера.
- Понятие о способностях в психологии. Виды способностей.
- Концепции способностей.
- Развитие способностей.
- Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Ю.Развитие способностей.
Количество часов — 4.
Вопросы для самостоятельного изучения:
- Физиологические основы темперамента.
- Темперамент и способности.
- Темперамент и характер человека.
Темы рефератов:
- Формирование характера.
- Типология характера.
- Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.
- Генотип, свойства нервной системы и способности человека.
Формы контроля: семинар-конференция.
Задания: Задачи по темам “Темперамент”, “Характер”, “Способности”. Сапогова Е.Е.: Задачи по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
Наглядные пособия: демонстрационные таблицы по темам “Темперамент”, “Характер”, “Способности”.
Литература
Основная
- Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». –3-е издание, дополн. и исправл. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.: ил.
- Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учеб. пособие для студентов ВУЗов / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2004 – 368 с.
- Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
- Петровский, А.В. Психология: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. –6-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 502 с. – (Классическая учебная книга).
Дополнительная
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2002. – 320 с. – (Высшее образование).
- Введение в общую психологию. Индивидуально-психологические особенности личности: метод. рекоменд. / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова. – Минск, 2006. – 30 с.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. – 2-изд. – СПб.: Питер, 2002 – 359 с. – (Мастера психологии).
- Ребер, А., сост. Большой толковый психологический словарь: В 2-х т. / Сост. А.Ребер: Пер. Е.Ю. Чеботарева . – М.: Вече: АСТ, 2003. – 560.
- Чеховских, М.И. Психология: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с.
- Штейнмец, А.Э. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А.Э. Штейнмец. – М.: Академия, 2006. – 284 с. – (Высшее профессиональное образование).
Тема 9. Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния и свойства личности
Цели занятия: установление взаимозависимостей в проявлении и развитии эмоций и чувств человека; сформировать научное представление об эмоционально-личностной сфере человека.
Базовые понятия: чувства, эмоции, аффект, амбивалентность чувств, апатия, вдохновение, депрессия, ирония, астетические, стенические чувства (эмоции), страсть, настроение, эмпатия, тревога, радость, удивление, чувственный тон, эмоциональные состояния, эмоциональный стресс, высшие чувства.
Проблемные вопросы:
- Понятие об эмоциях и чувствах. Их функции и значение в жизни и деятельности человека.
- Виды эмоций, их характеристика.
- Высшие чувства и их значение в развитии и формировании личности.
- Формы переживания чувств (настроение, аффекты, стрессы и др.).
- Эмоции и человеческая индивидуальность.
- Развитие эмоциональной сферы у человека.
Количество часов — 4.
Вопросы для самостоятельного изучения:
- Физиологические механизмы эмоций и чувств.
- Совесть как высшее эмоциональное чувство.
Темы рефератов:
- Теории эмоций (Ч. Дарвина, Джемса-Ланга, Кеннона-Барда).
- Функциональное назначение различных эмоций у человека.
- Эмоции и личность. Персональный эмоциональный анализ индивидуальности творческих личностей.
Формы контроля: устный опрос, диспут, рефераты.
Наглядные пособия: демонстрационные таблицы по теме.
Литература
Основная
- Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для ВУЗов / А.Г. Маклаков – СПб [и др.]: Питер, 2007 – 583 с.: ил. – (Учебник нового века).
- Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
- Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2002 – 448 с.
Дополнительная
- Введение в общую психологию. Индивидуально-психологические особенности личности: метод. рекоменд. / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова. – Минск, 2006. – 30 с.
- Герриг, Р. Психология и жизнь: пер. с англ. / Р. Герриг, Ф. Зимбардо. – СПб [и др.]: Питер, 2004 – 955 с.
- Панферов, В.Н. Психология человека: Душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб. пособие / В.Н. Панферов. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 254 с.
- Психология: учебн. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005 – 651 с. – (Учебник первого века).
- Ребер, А., сост. Большой толковый психологический словарь: В 2-х т. / Сост. А.Ребер: Пер. Е.Ю. Чеботарева . – М.: Вече: АСТ, 2003. – 560.
- Соколова, Е.Е. Тридцать диалогов о психологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». – 4-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2003. – 688 с.
Тема 10. Воля. Волевые свойства личности
Цели занятия: показать значение воли в регуляции поведения и деятельности человека, ее неразрывную связь с познавательными и эмоциональными психическими процессами; формировать сознательное отношение студентов к развитию и совершенствованию волевых качеств личности.
Базовые понятия: астения, воля, волевое усилие, борьба мотивов, детерминизм, импульсивность действия, локус контроля, поведение полевое, принятие решения, риск, цель.
Проблемные вопросы:
- Понятие о воле в психологии. Основные признаки воли как психологического явления.
- Значение воли в организации деятельности и общения человека.
- Функции воли, их характеристика.
- Структура волевого процесса, его характеристика.
- Первичные, вторичные и третичные волевые качества личности.
- Основные направления развития воли.
Количество часов — 2.
Темы рефератов:
- Основные психологические теории воли.
- Физиологические и мотивационные аспекты волевых усилий.
- Волевая регуляция поведения.
Формы контроля: устный опрос, задания для самоконтроля к семинарскому занятию по теме «Воля» (методическое пособие «Введение в общую психологию. Индивидуально-психологические особенности личности». Сост. И.Ю. Евдокимова. Минск, 2003. – стр. 28).
Наглядные пособия: Схемы по основным вопросам темы.
Литература
Основная
- Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». –3-е издание, дополн. и исправл. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.: ил.
- Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для ВУЗов / А.Г. Маклаков – СПб [и др.]: Питер, 2007 – 583 с.: ил. – (Учебник нового века).
- Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов – СПб [и др.]: Питер, 2006 – 304 с.
- Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2002 – 448 с.
- Петровский, А.В. Психология: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. –6-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 502 с. – (Классическая учебная книга).
Дополнительная
- Введение в общую психологию. Индивидуально-психологические особенности личности: метод. рекоменд. / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. И.Ю. Евдокимова. – Минск, 2006. – 30 с.
- Панферов, В.Н. Психология человека: Душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб. пособие / В.Н. Панферов. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 254 с.
- Психология: учебн. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб [и др.]: Питер, 2005 – 651 с. – (Учебник первого века).
- Ребер, А., сост. Большой толковый психологический словарь: В 2-х т. / Сост. А.Ребер: Пер. Е.Ю. Чеботарева . – М.: Вече: АСТ, 2003. – 560.
- Соколова, Е.Е. Тридцать диалогов о психологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». – 4-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2003. – 688 с.
- Чеховских, М.И. Психология: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с.