«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Социально-педагогический факультет
Кафедра психологии развития
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО КУРСУ
ПСИХОЛОГИЯ
Специальность: Социальная работа (по направлениям)
Курс – I
Семестр – 1, 2
Отчётность:
Экзамен – 1 семестр
Экзамен – 2 семестр
Преподаватели:
лекционные занятия проводит Москалюк В.Ю.,
практические занятия проводит Титова Т.Ю.
2015 г.
Практическое занятие 1
Тема Психология как наука
- Психология в системе научного знания.
- Житейские и научные психологические знания.
- Предмет и задачи психологии как науки.
- Структура психических явлений, изучаемых психологией.
Вопросы для изучения и обсуждения
- Расскажите о взаимосвязи психологии и других наук.
- Приведите примеры отраслей психологии, составляющих ее специальные знания.
- Что составляет предмет психологии?
- Опишите структуру психических явлений.
- Какие свойства психических явлений вы можете назвать?
Задания для обсуждения на занятии
Для выполнения заданий воспользуйтесь литературой из представленного списка и интернет-источниками.
Психика, психические явления, поведение человека
... понятийное или абстрактное (оперирование абстрактными понятиями). Чувства — психический процесс, отражающий отношение человека к предметам и явлениям, отличающийся относительной устойчивостью. Эмоции — сиюминутное субъективное отношение ... постоянно готова к использованию). По способу запоминание бывает: механическое (такие знания человек не способен применять в жизни) и осмысленное. Память можно ...
- Вставьте пропущенные слова в предложение*
Психология изучает _____________ состояния и свойства человека на разных этапах его _____________, а также закономерности его формирования как активного _____________ социального процесса
- Ответьте на вопрос.
Основной особенностью психического отражения является…
А. Константность
Б. Предметность
В. Активность
Г. Субъективность
Д. Спонтанность
- Ответьте на вопрос
Какие из следующих утверждений неверны и почему?
А. В психологии объект и субъект познания противопоставлены друг другу.
Б. Психологические факты используются психологической наукой для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.
В. Из современного определения психологии следует исключить анализ поведения в пользу анализа внутренних психических процессов и приложения полученных данных.
- Составить таблицу.
Таблица – «Сравнительная характеристика житейской и научной психологии»
Критерии сравнения |
Психологические знания |
|
житейские знания |
научные знания |
|
специфика проблемной ситуации |
|
|
характер полученных знаний |
|
|
способы и возможности передачи знаний |
|
|
методы получения знаний |
|
|
используемый материал |
|
|
- Приведите примеры пословиц и поговорок, в которых отражены житейские психологические знания, касающиеся отношения к людям, отношения к труду.
Литература [1,6,7,10,11,12,13,16,27]
Практическое занятие 2 Тема Предмет психологии в зарубежной и отечественной психологической науке
- Причины становления психологии как науки.
- Категория сознания в интроспективной психологии В.Вундта.
- Поведение как предмет психологии в бихевиоризме.
- Представление о бессознательном в психоанализе.
Вопросы для изучения и обсуждения
- Назовите имена ученых, внесших вклад в развитие психологических знаний в период их вызревания в недрах других дисциплин, и дайте краткую характеристику их взглядов на психику.
- Какие подходы к выделению предмета психологии существуют в науке?
- С какими событиями в развитии научно-исследовательской мысли связано возникновение психологии сознания?
- Почему бихевиористская модель личности носит название «черный ящик», а сама концепция называется «психологией без психологии»? Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии?
- Что составляет содержание бессознательного в учении З. Фрейда? Почему бессознательному отведена столь существенная роль в данной концепции? Какая роль отводится сознанию в психической жизни человека в учении З. Фрейда??
- Как с точки зрения гештальтпсихологии можно понять поведение человека? В чем заключалась позитивная роль гештальтпсихологии в развитии психологического знания?
- Назовите исходные посылки гуманистической психологии. В чем заключаются основные принципы гуманистической психологии?
- Какой элемент восприятия реального мира положен в основу когнитивной психологии?
- В чем суть деятельностного подхода?
- На какие психологические подходы ориентируется психологическая практика сегодня?
- Можно ли говорить о существовании единой науки психологии?
Задания для обсуждения на занятии
Для выполнения заданий воспользуйтесь литературой из представленного списка, информационными материалами, помещенными в приложении к занятиям, интернет-источниками.
- Ответьте на вопрос.
Какие из следующих утверждений верны?
А. По мнению бихевиористов только поведение, поддающееся наблюдению, может быть объективно описано.
Б. Гуманистическая концепция развития личности исходит скорее из пессимистического представления о природе человека.
В. Гештальтпсихологи считают, что наше восприятие мира создается из элементов, которые мозг научается организовывать.
Д. Представители rогнитивной психологии внесли большой вклад в изучение особенностей переработки информации.
- Ответьте на вопрос.
Психика, как известно, непосредственно не наблюдаема. По этой причине некоторые психологи считают, что психика человека недоступна для исследования, что его мысли и чувства может наблюдать только он сам. Поэтому в обычных экспериментах, например, по изучению ощущений и восприятий, словесные высказывания испытуемого есть только показания самонаблюдения. В чем состоит ошибочность данного утверждения?
- Подготовьте короткое сообщение-представление для каждого из указанных ниже направлений по следующей схеме:
Направление психологии – предмет исследования – представители – основные понятия, методы исследования
Направления психологии:
- Психология сознания
- Бихевиоризм
- Психоанализ
- Гештальтпсихология
- Гуманистическая психология
- Когнитивная психология
- Деятельностный подход
Литература [1,6,7,10,11,12,13,16,27]
Список литературы Основная литература:
- Аткинсон, Р.Л. Введение в психологию. Учебник для студентов университетов / Под общ. ред. В.П. Зинченко, А.И. Назарова, Н.Ю. Спомиора. – СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
- Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов/ Г.М. Андреева.– М. : Аспект Пресс, 2000. – 376 с.
- Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 254 с.
- Бодалёв, А.А. Психология общения / А. А. Бодалёв. – М. : Воронеж: МОДЭК, 2002. – 256 с.
- Вайнштейн, Л. А. Общая психология: учеб. пособие / Л. А. Вайнштейн [и др.] – Минск : Тесей, 2005. – 368 с.
- Вайнштейн, Л.А. Психология восприятия / Л.А. Вайштейн. – Минск : Тесей, 2007. – 224 с.
- Введение в психологию : Учеб. пособие / А.П. Лобанов, С.И. Коптева, С.А. Игумнов; под ред. А.П. Лобанова, С.И. Коптевой. – Минск : Высшая школа – 2004. – 302 с.
- Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: учеб. пособие. – Минск : Университетское, 2002. – 246 с.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 2001. – 336 с.
- Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб. : Питер, 2000. – 464 с.
- Козубовский, В.М. Общая психология : познавательные процессы / В.М. Козубовский. – Минск : Амалфея, 2008. – 368 с.
- Краснова, О.В. Руководство по оказанию социально-психологической помощи старым людям / О.В. Краснова. – М. : МПГУ, 2002. – 163 с.
- Маклаков, А.Г. Общая психология : Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб, 2004. – 592 с.
- Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
- Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.
- Общая психология : Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 448 с.
- Первин, Л. Психология личности : теории и исследования. / Л. Первин, О. Джон. – М. : Владос, 2000. – 346 с.
- Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения. – СПб. : Питер, 2006. – 464 с.
- Психология : учеб.пособие / И.Г. Антипова [и др.] ; под ред. Е.И. Рогова. – М. : Владос, 2005. – 591 с.
- Психология : учебник / под ред. Б.А. Сосновского. – М. : Юрайт-Издат, 2005. – 660 с.
- Психология : учебник для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб. : Питер, 2001. – 656 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – М. : МГУ, 2000. – 591 с.
- Социальная психология : Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская. – М. : АСТ, 1999. – 304 с.
- Социальная психология : учеб. пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М. : Владос, 2002. – 318 с.
- Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2001. – 672 с.
- Чалдини, Р. Новейшая психологическая энциклопедия: Законы и тайны поведения человека. Психологический атлас поведения человека / Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг. – СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008. – 575 с.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 292 с.
- Хрестоматия по психологии : учебн. пособие / Сост. В.В. Мироненко ; под. ред. А.В. Петровского, 3-е изд. – М. : Владос , 2005. – 436 с.
- Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию / В.А. Янчук. – Минск : АСАР, 2005. – 768 с.
- Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 542 с.
Дополнительная литература:
- Битянова, М. Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – М. : Аспект Пресс , 2001. – 356 с.
- Вачков, И. В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие / В.И. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 464 с.
- Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания : диагностика и профилактика. – СПб. : Питер. – 2009. – 336 с.
- Возрастная, педагогическая и социальная психология : курс лекций / под общ. ред. Ю.А. Коломейцева. – Минск : БГПу, 2006. – 249 с.
- Гамезо, М.В., Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ, 2008. – 250 с.
- Глуханюк, Н. С. Общая психология : учеб. пособие для вузов / Н.С. Глуханюк, С.Л. Семенова, А.А. Печеркина. – Екатеринбург : Дел. книга, 2005. – 368 с.
- Грановская, М.Р. Элементы практической психологии / М.Р. Грановская. – Л. : Издательство Ленинградского университета, 1988. – 560 с.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб. : ПИТЕР,1999. – 368 с.
- Дыгун, М.А. Практикум по общей психологии для студентов педагогических специальностей вузов / М.А. Дыгун, Е.П. Дыгун, О.С.Муравьева и др.; под общей редакции М.А. Дыгуна. – Минск : Жасскон, 2007. – 240 с.
- Ждан, А.Н. История психологии: учебник / А.Н. Ждан. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
- Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э.Изард. — СПб.: ПИТЕР, 2000. – 464 с.
- Ильин, Е. И. Мотивация и мотивы / Е. И. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – 219 с.
- Еникеев, М. И. Социальная психология / М.И. Еникеев. – М.: ПРИОР, 2000. – 576 с.
- Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 431 с.
- Коломинский, Я. Л. Человек: психологи я: Кн. для учащихся / Я.Л. Коломинский. – Минск : Унiверсiтэцкае, 1998. – 287 с.
- Крысько, В. Г. Социальная психология: схемы и комментарии / В.Г. Крысько. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 206 с.
- Лысюк, Л.Г. Учебно-исследовательская работа студентов: методика выполнения курсовой работы по психологии: учебно-метод. пособие для студ. психол. и пед. специальностей университета; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, каф. психологии развития / Л.Г. Лысюк. – Брест: изд-во БрГУ, 2006. – С. 14–21.
- Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 1997. – 688 с.
- Психические состояния / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб. : Питер, 2000. – 512 с.
- Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 288 с.
- Рогов, Е.И. Азбука психологии: психология человека / Е.И. Рогов. – М. : Владос, 2000. – 210 с.
- Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2005. – 607 с.
- Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин.– М. : Владос, 1997. – 380 с.