Учреждение образования 12

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Социально-педагогический факультет

Кафедра психологии развития

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО КУРСУ

ПСИХОЛОГИЯ

Специальность: Социальная работа (по направлениям)

Курс – I

Семестр – 1, 2

Отчётность:

Экзамен – 1 семестр

Экзамен – 2 семестр

Преподаватели:

лекционные занятия проводит Москалюк В.Ю.,

практические занятия проводит Титова Т.Ю.

2015 г.

Практическое занятие 1

Тема Психология как наука

  1. Психология в системе научного знания.
  2. Житейские и научные психологические знания.
  3. Предмет и задачи психологии как науки.
  4. Структура психических явлений, изучаемых психологией.

Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Расскажите о взаимосвязи психологии и других наук.
  2. Приведите примеры отраслей психологии, составляющих ее специальные знания.
  3. Что составляет предмет психологии?
  4. Опишите структуру психических явлений.
  5. Какие свойства психических явлений вы можете назвать?

Задания для обсуждения на занятии

Для выполнения заданий воспользуйтесь литературой из представленного списка и интернет-источниками.

4 стр., 1723 слов

Психика, психические явления, поведение человека

... понятийное или абстрактное (оперирование абстрактными понятиями). Чувства — психический процесс, отражающий отношение человека к предметам и явлениям, отличающийся относительной устойчивостью. Эмоции — сиюминутное субъективное отношение ... постоянно готова к использованию). По способу запоминание бывает: механическое (такие знания человек не способен применять в жизни) и осмысленное. Память можно ...

  1. Вставьте пропущенные слова в предложение*

Психология изучает _____________ состояния и свойства человека на разных этапах его _____________, а также закономерности его формирования как активного _____________ социального процесса

  1. Ответьте на вопрос.

Основной особенностью психического отражения является…

А. Константность

Б. Предметность

В. Активность

Г. Субъективность

Д. Спонтанность

  1. Ответьте на вопрос

Какие из следующих утверждений неверны и почему?

А. В психологии объект и субъект познания противопоставлены друг другу.

Б. Психологические факты используются психологической наукой для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

В. Из современного определения психологии следует исключить анализ поведения в пользу анализа внутренних психических процессов и приложения полученных данных.

  1. Составить таблицу.

Таблица – «Сравнительная характеристика житейской и научной психологии»

Критерии сравнения

Психологические знания

житейские знания

научные знания

специфика проблемной ситуации

характер полученных знаний

способы и возможности передачи знаний

методы получения знаний

используемый материал

  1. Приведите примеры пословиц и поговорок, в которых отражены житейские психологические знания, касающиеся отношения к людям, отношения к труду.

Литература [1,6,7,10,11,12,13,16,27]

Практическое занятие 2 Тема Предмет психологии в зарубежной и отечественной психологической науке

  1. Причины становления психологии как науки.
  2. Категория сознания в интроспективной психологии В.Вундта.
  3. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме.
  4. Представление о бессознательном в психоанализе.

Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Назовите имена ученых, внесших вклад в развитие психологических знаний в период их вызревания в недрах других дисциплин, и дайте краткую характеристику их взглядов на психику.
  2. Какие подходы к выделению предмета психологии существуют в науке?
  3. С какими событиями в развитии научно-исследовательской мысли связано возникновение психологии сознания?
  4. Почему бихевиористская модель личности носит название «черный ящик», а сама концепция называется «психологией без психологии»? Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии?
  5. Что составляет содержание бессознательного в учении З. Фрейда? Почему бессознательному отведена столь существенная роль в данной концепции? Какая роль отводится сознанию в психической жизни человека в учении З. Фрейда??
  6. Как с точки зрения гештальтпсихологии можно понять поведение человека? В чем заключалась позитивная роль гештальтпсихологии в развитии психологического знания?
  7. Назовите исходные посылки гуманистической психологии. В чем заключаются основные принципы гуманистической психологии?
  8. Какой элемент восприятия реального мира положен в основу когнитивной психологии?
  9. В чем суть деятельностного подхода?
  10. На какие психологические подходы ориентируется психологическая практика сегодня?
  11. Можно ли говорить о существовании единой науки психологии?

Задания для обсуждения на занятии

Для выполнения заданий воспользуйтесь литературой из представленного списка, информационными материалами, помещенными в приложении к занятиям, интернет-источниками.

  1. Ответьте на вопрос.

Какие из следующих утверждений верны?

А. По мнению бихевиористов только поведение, поддающееся наблюдению, может быть объективно описано.

Б. Гуманистическая концепция развития личности исходит скорее из пессимистического представления о природе человека.

В. Гештальтпсихологи считают, что наше восприятие мира создается из элементов, которые мозг научается организовывать.

Д. Представители rогнитивной психологии внесли большой вклад в изучение особенностей переработки информации.

  1. Ответьте на вопрос.

Психика, как известно, непосредственно не наблюдаема. По этой причине некоторые психологи считают, что психика человека недоступна для исследования, что его мысли и чувства может наблюдать только он сам. Поэтому в обычных экспериментах, например, по изучению ощущений и восприятий, словесные высказывания испытуемого есть только показания самонаблюдения. В чем состоит ошибочность данного утверждения?

  1. Подготовьте короткое сообщение-представление для каждого из указанных ниже направлений по следующей схеме:

Направление психологии – предмет исследования – представители – основные понятия, методы исследования

Направления психологии:

  1. Психология сознания
  2. Бихевиоризм
  3. Психоанализ
  4. Гештальтпсихология
  5. Гуманистическая психология
  6. Когнитивная психология
  7. Деятельностный подход

Литература [1,6,7,10,11,12,13,16,27]

Список литературы Основная литература:

  1. Аткинсон, Р.Л. Введение в психологию. Учебник для студентов университетов / Под общ. ред. В.П. Зинченко, А.И. Назарова, Н.Ю. Спомиора. – СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов/ Г.М. Андреева.– М. : Аспект Пресс, 2000. – 376 с.
  3. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 254 с.
  4. Бодалёв, А.А. Психология общения / А. А. Бодалёв. – М. : Воронеж: МОДЭК, 2002. – 256 с.
  5. Вайнштейн, Л. А. Общая психология: учеб. пособие / Л. А. Вайнштейн [и др.] – Минск : Тесей, 2005. – 368 с.
  6. Вайнштейн, Л.А. Психология восприятия / Л.А. Вайштейн. – Минск : Тесей, 2007. – 224 с.
  7. Введение в психологию : Учеб. пособие / А.П. Лобанов, С.И. Коптева, С.А. Игумнов; под ред. А.П. Лобанова, С.И. Коптевой. – Минск : Высшая школа – 2004. – 302 с.
  8. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: учеб. пособие. – Минск : Университетское, 2002. – 246 с.
  9. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 2001. – 336 с.
  10. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб. : Питер, 2000. – 464 с.
  11. Козубовский, В.М. Общая психология : познавательные процессы / В.М. Козубовский. – Минск : Амалфея, 2008. – 368 с.
  12. Краснова, О.В. Руководство по оказанию социально-психологической помощи старым людям / О.В. Краснова. – М. : МПГУ, 2002. – 163 с.
  13. Маклаков, А.Г. Общая психология : Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб, 2004. – 592 с.
  14. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
  15. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.
  16. Общая психология : Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 448 с.
  17. Первин, Л. Психология личности : теории и исследования. / Л. Первин, О. Джон. – М. : Владос, 2000. – 346 с.
  18. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения. – СПб. : Питер, 2006. – 464 с.
  19. Психология : учеб.пособие / И.Г. Антипова [и др.] ; под ред. Е.И. Рогова. – М. : Владос, 2005. – 591 с.
  20. Психология : учебник / под ред. Б.А. Сосновского. – М. : Юрайт-Издат, 2005. – 660 с.
  21. Психология : учебник для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб. : Питер, 2001. – 656 с.
  22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – М. : МГУ, 2000. – 591 с.
  23. Социальная психология : Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская. – М. : АСТ, 1999. – 304 с.
  24. Социальная психология : учеб. пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М. : Владос, 2002. – 318 с.
  25. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2001. – 672 с.
  26. Чалдини, Р. Новейшая психологическая энциклопедия: Законы и тайны поведения человека. Психологический атлас поведения человека / Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг. – СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008. – 575 с.
  27. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 292 с.
  28. Хрестоматия по психологии : учебн. пособие / Сост. В.В. Мироненко ; под. ред. А.В. Петровского, 3-е изд. – М. : Владос , 2005. – 436 с.
  29. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию / В.А. Янчук. – Минск : АСАР, 2005. – 768 с.
  30. Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 542 с.

Дополнительная литература:

  1. Битянова, М. Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – М. : Аспект Пресс , 2001. – 356 с.
  2. Вачков, И. В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие / В.И. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М. : Издатель­ство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 464 с.
  3. Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания : диагностика и профилактика. – СПб. : Питер. – 2009. – 336 с.
  4. Возрастная, педагогическая и социальная психология : курс лекций / под общ. ред. Ю.А. Коломейцева. – Минск : БГПу, 2006. – 249 с.
  5. Гамезо, М.В., Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.
  6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ, 2008. – 250 с.
  7. Глуханюк, Н. С. Общая психология : учеб. пособие для вузов / Н.С. Глуханюк, С.Л. Семенова, А.А. Печеркина. – Екатеринбург : Дел. книга, 2005. – 368 с.
  8. Грановская, М.Р. Элементы практической психологии / М.Р. Грановская. – Л. : Издательство Ленинградского университета, 1988. – 560 с.
  9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб. : ПИТЕР,1999. – 368 с.
  10. Дыгун, М.А. Практикум по общей психологии для студентов педагогических специальностей вузов / М.А. Дыгун, Е.П. Дыгун, О.С.Муравьева и др.; под общей редакции М.А. Дыгуна. – Минск : Жасскон, 2007. – 240 с.
  11. Ждан, А.Н. История психологии: учебник / А.Н. Ждан. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
  12. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э.Изард. — СПб.: ПИТЕР, 2000. – 464 с.
  13. Ильин, Е. И. Мотивация и мотивы / Е. И. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – 219 с.
  14. Еникеев, М. И. Социальная психология / М.И. Еникеев. – М.: ПРИОР, 2000. – 576 с.
  15. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 431 с.
  16. Коломинский, Я. Л. Человек: психологи я: Кн. для учащихся / Я.Л. Коломинский. – Минск : Унiверсiтэцкае, 1998. – 287 с.
  17. Крысько, В. Г. Социальная психология: схемы и комментарии / В.Г. Крысько. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 206 с.
  18. Лысюк, Л.Г. Учебно-исследовательская работа студентов: методика выполнения курсовой работы по психологии: учебно-метод. пособие для студ. психол. и пед. специальностей университета; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, каф. психологии развития / Л.Г. Лысюк. – Брест: изд-во БрГУ, 2006. – С. 14–21.
  19. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 1997. – 688 с.
  20. Психические состояния / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб. : Питер, 2000. – 512 с.
  21. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 288 с.
  22. Рогов, Е.И. Азбука психологии: психология человека / Е.И. Рогов. – М. : Владос, 2000. – 210 с.
  23. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2005. – 607 с.
  24. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин.– М. : Владос, 1997. – 380 с.