Семинар 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений

Вопросы для обсуждения

  1. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки.
  2. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений.
  3. Понятие мирового историко-педагогического процесса.
  4. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах развития

Литература

  1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под редакцией З.И.Васильевой. – 3-е изд. – М.: Издательский центр ”Академия”, 2006.
  2. Истории педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /[И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.]; под редакцией З.И.Васильевой. – 5-е изд. – М.: Издательский центр ”Академия”, 2009.
  3. Пискунов А.И. История образования и педагогической мысли. М., 2006.

Семинар 2. Формы воспитания и существования педагогического знания в первобытном обществе. План.

1. Концепции происхождения воспитания и его развитие в условиях первобытного общества.

2. Зарождение организованных форм обучения и воспитания.

3. Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно-общинного строя.

4. Возникновение семьи. Воспитание детей в семье.

5. Появление организованных форм воспитания.

6. Роль народной педагогики и религии в становлении и развитии педагогики.

7. Сравнительный анализ педагогических идей в истории Древнего Востока

.

  • Разработать мини-проекты по темам: «Жизнь философов Древнего Востока в литературе и кино», «Жизнь философов Древнего Востока в искусстве». Выделите факторы и условия, обеспечившие философам древности жизненный успех.
  • Найти общее и особенное в зарождении педагогических идей и традиций у разных философов Древнего Востока, воспроизведите их взгляды на школьное дело.
  • Особенности эпохи, мировоззрении автора и своеобразной трактовке отдельных вопросов воспитания.
  • Обоснуйте факторы и условия, способствовавшие успеху рассматриваемых философских учений Востока.

Литература.

10 стр., 4935 слов

«Теория воспитания как составная часть педагогики»

... связаны с так называемой вальдорфской педагогикой (Германия), педагогикой диалога в Скандинавских странах, педагогикой сотрудничества (бывший СССР) и др. Суть этого направления развития процесса воспитания может быть выражена в ...

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

Методические указания.

  • При подготовке к семинару внимательно прочитайте рекомендованную литературу: № 1 – страницы 8 -18; № 2 – страницы 11-16.
  • Составьте тезаурус по теме.
  • Определите содержание и формы воспитания в первобытном обществе.

Рекомендуемая литература:

  1. Будда, Конфуций, Савонарола, Торквемада, Лойола. ЖЗЛ. СПб., 1993.
  2. Крамер С. История начинается в Шумере (пер. с анг.)., М., 1965.
  3. Хрестоматия по истории Древнего Востока. Учебное пособие: в 2-х ч. — М.: Высшая школа, 1980. — Ч. 1.

Семинар 3. Взаимообусловленность развития философской культуры и становления образовательных систем в Древнем мире.

План

  1. Спартанская система воспитания.
  2. Афинская система воспитания.
  3. Цели и классовый характер воспитания в античном государстве.
  4. Просвещение в эпоху эллинизма (III–Iвв. до н.э.).
  5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.
  6. Зарождение христианской традиции воспитания.
  7. Христианское воспитание в первые века нашей эры.

Вопросы для обсуждения

  1. Каковы цели и содержание античного воспитания?
  2. Как менялся взгляд на образованного человека и его образование в античный период?
  3. Какую роль в образовании древних философов имело семейное воспитание?
  4. В чем выражается преемственность педагогических традиций в школах античности?

Дискуссионное обсуждение проблемы: «Какие идеи древних афинских философов в области воспитания актуальны сегодня?»

Темы для докладов и выступлений

  1. Мифы и легенды древней Греции о воспитании.

  2. Педагогическая система Сократа.
  3. Педагогические идеи Квинтилиана.
  4. Педагогические идеи ранних христиан.

Литература

  1. Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М., 1976.

  2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1998.
  3. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999. Глава 3.
  4. Жураковский Е.Г. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
  5. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. М., 1988. Ч.1
  6. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк второй. М., 1979.

Рекомендуемая литература:

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... педагогического образования. «Формирование» и «развитие» как категории педагогики. Точка зрения академика Павлова на воспитание в животном и человеческом мире. Принципы педагогических исследований: ... развития педагогической теории. Вычленение педагогики в особую отрасль научных знаний. Основы истории педагогики от древних цивилизаций до истоков отечественной педагогики. Социально-экономические и ...

  1. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
  2. Зейлигер-Рубинштейн Е.Н. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. Л.:ЛГУ, 1978.
  3. Корнетов Г.Б., Бликштейн Л.С. Теория и практика античного воспитания / Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 1. М.: 1988.
  4. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Бруно. ЖЗЛ., СПб., 1995.

Семинар 4. Философско-педагогическая мысль в европейском Средневековье (раннее Средневековье).

План.

1. Традиции западноевропейского средневекового воспитания и образования.

2. Идеалы христианского воспитания в эпоху раннего Средневековья в Западной Европе.

3. Эволюция схоластики в истории педагогической мысли и школы Западной Европы.

4. Ученичество и рыцарское воспитание в Средние века.

5. История церковных школ раннего Средневековья в Западной Европе.

6. Программы и методы работы первых городских школ.

7. История возникновения европейских университетов.

8.Образовательные системы в эпоху средневековья.

(Оценка образовательных систем (элитарных и массовых) эпохи средневековья. Характеристика школ эпохи Возрождения: монастырских и церковных, иезуитских, цеховых, гильдейских, городских).

Вопросы для обсуждения:

  • Чем отличалось и чем объединялось элитарное и массовое воспитание Средних веков?
  • Какова роль городской культуры в развитии средневековой теории и практики воспитания?
  • Каково влияние философии Мишеля Монтеня и Бекона Веруламского на преобразование школьного дела.
  • Что могло бы быть сохранено (или восстановлено) из утраченных сегодня средневековых подходов к формированию личности?

Литература.

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

Методические указания.

  • При подготовке к семинару изучите рекомендованную литературу: № 1 – страницы 110-127; № 2 – страницы 100-119.
  • Дайте характеристику предвестников европейского Возрождения в воспитании.

Рекомендуемая литература:

  1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Пискунов — М.: Просвещение, 1981.
  2. Монтень М. Опыты: В 3-х кн. -1-П. — М.: Наука, 1980.
  3. Мор Томас. Утопия /Пер. Ю.М. Каган. — М.: Наука, 1978.
  4. Рабле Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль /Пер. с фр. Н.Любимова. — М.:Правда, 1981.
  5. Сванидзе А.А. Деревенские ремесла в средневековой Европе. — М.: Наука, 1985.

Семинар 5. Истоки гуманистических идей педагогики. Философия гуманизма в образовании

План

  1. Анализ педагогической деятельности Я.А.Коменского.
  2. Рассмотрение и оценка факторов и условий, способствующих достижению высокой степени творчества.
  3. Доказать, что дидактическая машина Я.А.Коменского является прообразом современных технологий образования.

Вопросы для обсуждения:

  • Какова связь между мировоззрением Я.А.Коменского и его трактовкой цели воспитания?
  • Раскройте сущность принципа природосообразности в педагогической системе Я.А.Коменского.
  • В чем заключается жизненность классно-урочной системы Я.А.Коменского?
  • Место труда в системе, созданной великим дидактом.
  • Роль импровизации, театрального действия в деятельности учителя.

Анализ учебной ситуации:

Я.А.Коменский указывал, что «школа без дисциплины все равно, что мельница без воды». Дайте критику или обоснование точки зрения Я.А.Коменского.

Темы для докладов и выступлений

  1. Жизнь Я.А. Коменского – служение всему человечеству.

  2. Возрастная периодизация и система школ.
  3. Нравственное воспитание (дисциплина).
  4. Учебные книги, составленные Я.А. Коменским.
  5. Роль учителя и требования к нему.

Литература

  1. Коменский Я.А. Избр. пед. сочинения: В 2 т.М., 1982.

  2. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987.
  3. Коменский Я.А. Избр. пед. сочинения. М., 1955.
  4. Красновский А.А. Ян Амос Коменский. М., 1955.
  5. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского: Книга для учителя: Перевод с чеш. М., 1991.

Семинар 6. Развивающее и воспитывающее обучение в теориях и.Г. Песталоцци, а. Дистервега, и.Ф. Гербарта, р.Оуэна, д.Локка, ж.Руссо

Вопросы для обсуждения

  1. Цели и задачи обучения и воспитания в педагогических теориях И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта.

  2. Принципы обучения и воспитания в трудах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта.
  3. Содержание, ход и методы обучения по И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта.
  4. Значение педагогической теории и практики И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта для современной школы.

Задание: заполните таблицу

Автор

Цели образования и обучения

Принципы обучения и воспитания

Темы докладов и выступлений

  1. Проблема соединения обучения с трудом в теории и практике И.Г. Песталоцци.

  2. Взгляды И.Г. Песталоцци и А. Дистервега на развивающее обучение.
  3. А. Дистервег о формальном и материальном образовании.
  4. Идея развития многостороннего интереса в трудах И.Ф. Гербарта.
  5. Философско-психологическое обоснование целей и средств воспитания в трудах И.Ф. Гербарта.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие изменения претерпел принцип природосообразности в педагогических учениях Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Песталоцци, А.Дистервега, Р.Оуэна.
  • Где должно осуществляться образование и чему необходимо учить детей, по убеждению Д.Локка, Ж.Руссо и т.д.? Случайны ли различные решения этих вопросов?
  • Как развивалась идея трудового воспитания в учениях западноевропейских педагогов?
  • Раскройте содержание теории элементарного образования И.Песталоцци.
  • В чем заключается прогрессивность взглядов в социально-педагогической практике Р.Оуэна?
  • Охарактеризуйте взгляды французских материалистов XYIIIвека на роль воспитания в формировании личности.

Учебные ситуации.

  1. «9/10 людей становятся тем, что есть благодаря воспитанию». Прокомментируйте это утверждение Д.Локка.
  2. И.Песталоцци в методику элементарного образования вводит три элемента. Назовите и оцените их.
  3. Структура урока, по Гербарту, складывается из четырех элементов: ясность, ассоциация, система и метод. Оцените эти этапы и раскройте их содержание. Какие этапы считаете необходимым снять или дополнить и почему?

4. Вы включаете ребенка в производительный труд с 10-ти летнего возраста. Кроме того, предлагаете ему одновременно приобретать теоретические знания.

Оперируя взглядами на трудовое воспитание у Песталоцци и Оуэна, раскройте положительные и отрицательные стороны данных подходов

Литература

Основная литература

  1. Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике; Общая педагогика выведенная из целей воспитания // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.

  2. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.
  3. Ответы на девять вопросов Гербарта // Изб. пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т.1
  4. Песталоцци И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода; Лебединая песня // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.
  5. Песталоцци И.Г. Метод (Памятная записка) // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т.1 Как Гертруда учит своих детей // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т.1

Дополнительная литература

  1. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1940. 292с.

  2. Главнейшие педагогические сочинения И. Гербарта о систематическом извлечении / Пер. с нем. А.Ф. Адольфа. С очерком жизни и деятельности Гербарта. М., 1966. 365с.
  3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Ротенберг; Общая ред. Е.Н. Медынского. М., 1956. 374с.
  4. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. М., 1981. Т. 1 . 336 с. Т.2. 416с.
  5. Пинкевич А.И., Медынский Е.Н. Иоганн Генрих Песталоцци: Его жизнь, учение и влияние на русскую педагогику. М., 1927. 116с.
  6. Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XIX – начале XX в. М., 1976. 296с.

Рекомендуемая литература:

  1. Локк Д. Соч.: В 3 т. — Т. 1-2 — М.: Мысль, 1985.
  2. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х т. — М.: Педагогика, 1981.
  3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения /Сост. В.А.Ротенберг. Общая ред. Е.Н.Медынского. — М.: Учпедгиз, 1956.
  4. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. /Под ред. В.А.Ротенберг, В.М.Кларина. — М..: Педагогика, 1981.

Семинар 7. Тема: Просвещение на Руси в X-XVII вв. Воспитание и образование в России xyiii века. Образовательные проекты Петра I. План

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем состояли особенности начального периода развития просвещения на Руси?
  2. Какими были идеалы воспитания?
  3. Что являлось характерным для школьного обучения?
  4. Каковы особенности школ различных типов и характер обучения в них?
  5. Как соотносились между собой цели семейного и школьного воспитания?
  6. Как организовывалось трудовое воспитание детей?
  7. Каково значение указов Петра Iдля истории российского образования?
  8. В чем заключается историческое значение документа об учреждении гимназии при Московском университете?
  9. Какими новыми чертами отличалась школа, созданная в начале XYIIIвека?
  10. Охарактеризуйте принципы организации школ, содержание обучения.
  11. Какие трудности возникли в развитии школ?
  12. Проанализируйте план И.И.Бецкого «О воспитании обоего пола юношества».
  13. Проведите сравнительный анализ уставов привилегированных учебных заведений XYIIIвека.
  14. В какой степени педагогические идеи И.И.Бецкого отражают официальную политику Екатерины II.
  15. Что общего вы находите в деятельности выдающихся отечественных просветителей XYIIIвека?
  16. Какие педагогические идеи, высказанные ими, представляются значимыми для практики трудового воспитания и в наши дни?

  • Законспектируйте материал, характеризующий состояние просвещения в России XYIIIвека.
  • Составьте перечень педагогических событий и дат XYIIIвека.
  • Выявите ситуации успеха и факторы, способствующие реализации педагогических замыслов М.В.Ломоносовым, И.И.Бецким, Ф.И.Янковичем де Мириево, Н.И.Новиковым.

Рекомендуемая литература.

  1. Древне-русская педагогика X-XIIвв. СПб.: РГПУ, 1997.
  2. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб., 1915.

Терентьева А.В. История отечественного образования. СПб.: РГПУ, 1996

  1. Демков М.И. История русской педагогии. Ч. II. М., 1910.
  2. Ключевский В.О. Соч. в 9 т. Т. IX, М., 1990.
  3. Латышина Д.И. История педагогики. М.:Форум,1998.
  4. Терентьева А.В. История отечественного образования. СПб.:РГПУ, 1996.

Семинар 8. К.Д. Ушинский – учитель русских учителей (1824-1870).

Педагогические концепции, теории и воплощение их в практике воспитания и образования

Вопросы для обсуждения

  1. Что было характерным для официальной правительственной политики в области просвещения XIXвека?
  2. Что нового внесло в деятельность школ и учителей общественно-педагогическое движение 60-х гг. XIXвека?
  3. Основные даты и события в просвещении изучаемого периода.
  4. Каким целям воспитания отвечала деятельность закрытых заведений?
  5. В чем заключалась успешность воспитания лицеистов? Какие выводы следуют из знакомства с их биографиями?
  6. Что из опыта воспитания в закрытых учебных заведениях заслуживает внимания и сегодня?
  7. Учителя, гимназисты в художественной литературе. Портреты народных учителей.
  8. Какие цели преследовало женское образование и с какими трудностями оно сталкивалось?
  9. Какие традиции женского образования и воспитания утрачены и стоит ли их возрождать сегодня?
  10. Известные деятели педагогического образования.
  11. Каким вам представляются принципы жизни, которые определил для себя К.Д.Ушинский?
  12. Народность в воспитании; педагогика — наука и искусство воспитания. Охарактеризуйте содержание этих положений.
  13. Какие стороны идеи трудового воспитания по Ушинскому представляются особенно актуальными сегодня?
  14. Как организовать труд в школе, используя педагогические взгляды К.Д.Ушинского?
  15. Какие идеи Ушинского представляются вам невостребованными?
  16. В чем характерная особенность педагогики Л.Н.Толстого?
  17. Почему дети у Л.Н.Толстого оказались способными к творчеству? Какие условия влияли на развитие детского творчества?
  18. Какими педагогическими заповедями руководствовался Л.Н.Толстой?

Темы докладов и выступлений

  1. Жизненный путь К.Д. Ушинского, ярославский и петербургский периоды.

  2. Приоритет нравственного воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского.
  3. Труд в его психическом и воспитательном значении.
  4. Учебные книги К.Д. Ушинского.
  5. К.Д. Ушинский об учителе и его подготовке.

Законспектируйте работу К.Д.Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении».

Литература

  1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 1-11. М., 1948-1950.

  2. Ушинский К.Д. Пед. сочинения: В 2 т. М., 1974.
  3. Струменский В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского (биография).

    М., 1960.

Семинар 9. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX века за рубежом

Вопросы для обсуждения

  1. Реализация прагматических идей в современной школе США и России.
  2. Тестовые испытания и особенности дифференциации учащихся в школах США и России.
  3. Охарактеризуйте системы трудового образования в зарубежной реформаторской педагогике
  4. «Гражданское воспитание» в трудовых школах немецкого педагога Георга Кершенштейнера.
  5. Прагматическая педагогика американского педагога и философа Джона Дьюи.
  6. Педагогика действия немецкого педагога Вильгельма Августа Лайя.

Темы докладов и выступлений

  1. Педагогика вальфдорских школ Рудольфа Штайнера.

  2. Теория свободного воспитания Марии Монтессори.

Литература

  1. Дьюи Дж. Школа и общество: Пер. с англ. М., 1907.

  2. Калгерн Ф. Воспитание к свободе. Пер. с нем. М., 1993.
  3. Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации: Пер. с нем. СПб., 1911.
  4. Краник Э. Свободные вальфдорские школы. М., 1992.
  5. Лай А. Школа действия: Пер. с нем. СПб., 1914.
  6. Монтессори-материал. Школа для малышей: Пер. с нем. М., 1992.
  7. Обучение в вальфдорской школе: Пер. с нем. М.1995
  8. Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVI-XXвв. — М.: Педагогика, 1976
  9. Трясков А., Хилтунен Е. Монтессори – школа. М., 1992.
  10. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки: Пер. с нем. М., 1993.

Семинар 10. Отечественная педагогическая мысль и школа 20-х – 30-х годов XX века.

Вопросы для обсуждения

1. Эпоха, мировоззрение и краткие биографии П.П.Блонского и А.С. Макаренко.

2. Концепция трудовой школы в трактовке П.П.Блонского.

3. Педагогика прямого и параллельного действия в педагогической системе А.С.Макаренко.

4. Стадии формирования коллектива в учении А.С.Макаренко.

5. Дисциплина, режим, поощрения и наказания в колонии им. А.М. Горького и коммуне им. Ф.Э.Дзержинского.

6. А.С.Макаренко о связи обучения с производительным трудом.

7. А.С.Макаренко о семейном воспитании.

Литература.

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

2. Хрестоматия по педагогике / Под общей ред. Т.А.Ярковой. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2007. – 240 с.

3. Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 томах. – М., 1983 – 1985.

Методические указания.

  1. Дайте характеристику А.С.Макаренко как практика и теоретика педагогики.
  2. Обоснуйте отношение А.С.Макаренко к педологии.

Семинар 11. Педагогический поиск в Российском образовании в 60-х – 80-х годах XX века.

Вопросы для обсуждения

  1. Сухомлинский о сущности и задачах воспитания.

  2. Нравственное воспитание в педагогической системе В.А. Сухомлинского.
  3. Эстетическое воспитание в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.
  4. Взгляды В.А. Сухомлинского на умственное воспитание.
  5. Развитие идей педагогики сотрудничества в отечественном образовании и их реализация педагогами-новаторами.

Темы докладов и выступлений

  1. Развитие творческого потенциала учащихся в школе (Из опыта работы И.П. Волкова).

  2. Уроки «человековедения» Е.Н. Ильина.
  3. Система воспитательной работы В.А. Караковского.
  4. Ш.А. Амонашвили о безотметочном обучении.

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М., 1986.

  2. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М., 1990.
  3. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М., 1979.
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1977.
  5. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1971.
  6. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973.
  7. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезла тройка: Из опыта работы школ г. Донецка. М., 1986.

Семинар 12. Альтернативные типы школ в России на рубеже хх – ххi веков и проект «школы будущего»

1. Характер проблем российского образования в современных условиях.

2. Характеристика средних школ нового типа: гимназии, лицеи, колледжи.

3. Характеристика частных и воскресных школ.

4 Защита проекта «школа будущего».

Литература.

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

3. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Социальная педагогика», 033400 «Педагогика» / В.Г.Торосян. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 351 с. – (Учебник для вузов).

Семинар 13. Профессиональное становление педагога

Вопросы для обсуждения

1. ПЗЛК учителя и стандарт общепедагогического профессионализма.

2. Тренинги «Дети и мир сказки», «Право учителя», «Страдание ученика» и др., направленные на развитие ПЗЛК

3.Педагогическая культура учителя, ее структура

Тренинг-дискуссия «Общая и педагогическая культура. В чем необходимость формирования педагогической культуры?».

Задания для самостоятельной работы

1) Составьте собственную модель ПЗЛК

2) Выпишите несколько упражнений по формированию недостаточно развитых профессионально значимых качеств личности.

Литература

1. Бернс Р. Развитие Я-Концепции и воспитание. – М., 1986.

2. Богданов В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. – Л., 1987.

3. Елканов В.Т. Профессиональное воспитание учителя. – М., 1986.

4. Основы педагогического мастерства /Под ред.И.А.Зязюна. – М., 1989.

Черкасова И.И., Яркова Т.А. Введение в педагогическую профессию. –Тобольск, 1996

5.Введение в педагогическую культуру /Под ред.Е.В.Бондаревской.- Ростов н/Дону, 1999.

6. Видт И.Е. Педагогическая культурология. – Тюмень, 1998.

7.. Макареня А.А. Культурологическая среда: статус, структура, функционирование. — Тюмень, 1997.

8.. Субботский Е.В. Детство в условиях разных культур //Вопросы психологии. — №6. – 1979