Психическая деятельность – это свойство мозга.
Еще в глубокой древности люди по-разному объясняли мир. Одни философы считали, что мир по природе своей материален, т. е. существует независимо от сознания и состоит из вещественных, материальных элементов. Так, греческий философ Демокрит утверждал, что тела, существующие в мире, образованы из соединения мельчайших неделимых частиц этой материи (атомов).
Такая точка зрения стала называться материалистической, а философы, разделяющие ее,— материалистами. По мере развития научных знаний о мире эта философия получала дальнейшее развитие.
В XIX веке у нас в России на материалистических позициях стояли А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Глубоко научное развитие материалистическая философия получила в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Они создали философское учение, которое стало называться диалектическим материализмом.
Согласно этому учению, все многообразие предметов и явлений в природе представляет собой различные формы материи, которая находится в постоянном движении и развитии и обладает самыми различными свойствами. Материя существует вечно, т. e. не имеет ни начала, ни конца своего существования; она может лишь превращаться из одних форм в другие. На особо высоком уровне своего развития материя (в виде живых организмов с нервной системой и мозгом) приобрела психические качества.
Человек отражает окружающий мир не пассивно (как это происходит, например, в зеркале), а активно, т. е. он познает окружающую действительность в процессе деятельности, воздействуя на природу и на других людей. При этом у него возникают ощущения и восприятия — образы тех предметов и явлений (или отдельных их свойств), которые, действуя на мозг человека через органы чувств, отражаются в его сознании.
А. Н. Радищев (1749—1802) утверждал, что психика неотделима от мозга и что ее источником является чувственно воспринимаемый мир. «Не с телом ли растет душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет? Не от чувства ли ты получаешь все свои понятия»,— писал он. Без деятельности мозга невозможны ни процессы памяти, ни воображение, ни мышление. Мозг — материальная основа психики, без него человек не может быть разумным существом.
Осос Е.А., БрГТУ, ЭФ, Ма-31.
Психика, психические явления, поведение человека
... человека к предметам и явлениям, отличающийся относительной устойчивостью. Эмоции — сиюминутное субъективное отношение человека ... поступления импульсов в мозг развивается сон. Выделяют ... материи отражается, выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движений. Внимание — направленность психической деятельности, сосредоточенность на важных в данный момент предметах и явлениях. ...
Психика – это отражение объективной действительности.
Будучи свойством, продуктом мозговой деятельности, психика по своему содержанию является субъективным отражением объективного мира. Психические процессы существуют лишь постольку, поскольку в них отражается внешний мир; первично и независимо от сознания существует объективный мир и лишь вторично, производно от него, субъективные психические процессы как отражение этого мира.
Иную позицию в этом вопросе занимают представители идеалистической философии. В XIX в. немецкий физиолог Гельмгольц (1821—1894) выступил с утверждением, что ощущения являются всего лишь своеобразными знаками явлений внешнего мира. По его словам, ощущения не отражают объективных свойств вещей, не являются образами предметов окружающей действительности, а представляют собой лишь определенные, только человеческому сознанию присущие символы этих вещей. Отсюда неизбежно следует, что человек в своих ощущениях не познает действительного мира так, как он существует, а оперирует всего лишь с присущими только ему, как человеку, символами, знаками, но не с образами вещей.
В. И. Ленин подверг теорию символов Гельмгольца уничтожающей критике. Наши ощущения суть отражения внешнего мира, утверждал он, не символы или иероглифы, а копии, снимки, отображения вещей и явлений внешнего мира: «вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела… наши ощущения суть образы внешнего мира» .
Однако ленинская теория отражения не утверждает, что в каждом отдельном случае ощущения и восприятия, будучи субъективными образами вещей, должны абсолютно точно совпадать с внешними объектами. Даже в физическом мире отражения вещей в зеркале не всегда являются точными копиями этих вещей; все зависит от того, каково зеркало: если зеркало правильно, оно отражает хорошо, но оно может быть погнуто — и тогда отражение будет расплывчатое, искаженное. Однако и в том, и в другом случае это будет отражение внешней действительности.
Осос Е.А., БрГТУ, ЭФ, Ма-31.