Физиологические механизмы стресса

Семинар 8

Физиологические механизмы стресса

Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования. Можно выделить три физиологических механизма подобного стресса.

Во-первых, в коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не помешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция – возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу – гипофиз – выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ).

Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно «выскакивает» из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вот почему может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становится чаще дыхание).

В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек в отличие от первобытного вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь – физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.

В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации. Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса – полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта. Первый из них можно охарактеризовать словом «зато». Суть его – суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения – доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем («а другому гораздо хуже»), позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу «зелен виноград»: подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо».

17 стр., 8141 слов

Воздействие стресса на человека

... по своей природе является существом биосоциальным. Поэтому причины стресса у человека более многообразны, чем причины, вызывающие адаптивные реакции у ... условие может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать - “вот это и есть стресс”, потому что ... вклад в исследование стресса внес американский ученый У. Кеннон, разработавший теорию о роли адреналина, как гормона тревоги в ...

Один из лучших способов успокоения – это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.

Развитие эмоциональной сферы личности

Эмоции, отношения, настроения, желания — важнейшая часть душевной жизни человека, и развитию эмоциональной сферы личности необходимо уделять не меньше внимания, чем развитию интеллекта, здоровья, физической силы и других личностных ресурсов.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (по результатам исследований психологов, 95 процентов опрошенных детей пяти — семи лет в целом правильно определяют эмоции других людей).

При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7 процентов детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6 процентов).

Дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике — позе и жестам.

Л. С. Рубинштейн выделяет три уровня эмоциональной жизни человека. Первый уровень — элементарные физические чувствования, связанные с органическими потребностями: удовольствием, неудовольствием и т. п. Эти эмоциональные реакции носят беспредметный характер. Следующий, более высокий, уровень, составляют предметные чувства, «соответствующие предметному восприятию и предметному действию». Этот уровень характеризуется более высокой степенью осознанности. Интеллектуальные компоненты входят в него Как составная часть эмоций. И, наконец, третий уровень — это мировоззренческие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные. Очевидно, что второй и третий уровни эмоциональной сферы — продукты воспитания, а не врожденные. С. Л Рубинштейн утверждал: «Эмоциональное развитие человека проходит … путь, аналогичный пути его интеллектуального развития: чувство, как и мысль ребенка, сначала поглощено непосредственно данным; лишь на определенном уровне развития оно высвобождается от непосредственного окружения родных, близких, в котором ребенок рос, и начинает сознательно направляться за пределы этого узкого окружения. Заодно с перемещением эмоций единичных и частных объектов в область общего и абстрактного происходит другой, не менее показательный, сдвиг — чувство становиться избирательным»

25 стр., 12478 слов

Влияние родительского воспитания на развитие эмоционально-волевой ...

... реально складываться личность ребенка. Это связано с формированием эмоционально-волевой сферы. Эмоции имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально ... эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными ...

Развитие эмоциональной сферы и типы личности

Чем больше я работаю с людьми, тем более убеждаюсь, что единых рецептов нет. Развитие эмоциональной сферы — задача, актуальная для каждого, но направление этого развития будет совершенно разным в зависимости от типа личности. Каждый тип личности имеет свои задачи, и разговор о развитии эмоциональной сферы должен быть предельно конкретным. Рекомендации, справедливые и жизненно необходимые для одного типа личности, могут оказаться неадекватными и просто вредными для другого типа. Мы — разные. Давайте это учитывать.

Закрытый человек

Именно потому, что мы знаем, что такое «душевная открытость», мы знаем и то, что среди нас есть Закрытые люди. Смотри Закрытый человек

Истероид

Истероиду важно любым путем привлечь к себе внимание. Именно поэтому там, где у других радость, у нее восторг, где другой огорчится, у нее будет Ужас! (Истероиды — чаще женщины).

Для них характерна излишне яркая выразительность, Большой Театр эмоций: картинные позы, театральные жесты, сильные фразы… См.→

Шизоид

Шизоид не прячется от эмоций, он ими просто обделен. Шизоиду природа выморозила чувства и вставила один интеллект, причем, как правило, без ориентиров. Смутный и плотный мир переживаний, тень предчувствий и пламя страстей, радость и стыд чувственности, — все то, что так близко поэтам и женщинам, — все это не его мир. С детства — отгороженность от людей, какая-то холодность и недетская сдержанность. Малоподвижное, как будто замороженное лицо, эмоции бедные и бледные… Его задача — обогащение эмоциональной палитры, причем ему предельно важно овладеть эмоциональным инструментарием: развить мимику лица, выучить основные выразительные движения (восхищение, недовольство, кокетство…) и просто чаще общаться, как бы ни было ему это затруднительно.

6 стр., 2860 слов

31. Общая характеристика эмоций человека. Теории эмоций

... характеристикой личности человека. Подобно мышлению, памяти эмоции являются психическим явлением. Эмоциональные свойства, т.е. способность переживать эмоции, называется эмоциональностью. Именно эти свойства занимают главное место в структуре личности человека. Знание эмоциональных особенностей человека да ...

Эпилептоид

Эпилептоид — раздражителен, педантичен, скуп на эмоции и похвалы. Он не боится близости, он ее забирает в свои аккуратные лапы и нещадно эксплуатирует, где главная задача — чтобы ничего не досталось другим. Учить его смелости в эмоциях так же уместно, как тренировать питекантропа ударам дубинкой. Однако открытие, что он не только эпилептоид, что он умеет доверять и заботиться, сделает его эмоции другими, более светлыми и дарящими. Ему важно научиться расслабляться, поэтому аутотренинг ему понравится, а знание конкретных техник поведения в конфликтных ситуациях будут им выучены наизусть и педантично выполнены. Если ему обосновать необходимость улыбки и дать тексты нужных настроек, он со временем даже научится от души улыбаться и отпускать свои недовольные брови…

Человек настроения

Человек настроения — это легкое включение в любые эмоциональные состояния, перепады настроения, шараханье от восторга к отчаянию. Но это не истероид — ему мало важно быть в центре внимания, это не демонстрации для других, это просто очень легкая отзывчивость на все, легкая заражаемость эмоциями и внутреняя эмоциональная нестабильность. Он поставил себе цели, сказал: «Мне это надо!», но через минуту — отвлекся… Человеку настроения трудно быть таким, каким сейчас надо быть в компании, он не может себя «настроить» на приличное ситуации настроение, как это делают все воспитанные люди. Ему сложно сдавать экзамены, потому что даже при хорошей подготовке на него может напасть страх, и тогда он беспомощен.

Развивать ему богатство переживаний? Нет, с глубиной и богатством чувств у него обычно все в порядке. Его задача другая — эмоциональная стабильность, а эта наука складывается из многих вещей. Аутогенная тренировка, мягкий контроль своего тела (хотя бы держать спину), мыслей («Проблем у нас нет, у нас есть задачи!», окружения (окружать себя разумными людьми), знание того, что такое дисциплина.

Переживатель

Переживатель легко входит в негативные переживания и с трудом из них выходит. Здесь окажется и астеник, тревожно-мнительный, и тревожно-ответственный тип личности. Переживатель легко расстраивается по пустякам, в полном шоке от тревожных новостей и в настоящем кошмаре от более-менее серьезных неприятностей. Это человек, который как будто ищет повод расстроиться, тревожиться, попереживать, причем обычно он в это вовлекает и окружающих: «Ты слышала? Это совершенный ужас!». Это не истерик — ему не важно быть в центре внимания, ему важнее, чтобы были расстроены все. Это не человек настроения — переключить на позитив его малореально. Его любимое состояние — ощущение себя Жертвой…

Развивать ему богатство эмоций? — Его эмоций хватает и ему, и окружающим. Его задача — смена палитры эмоций, эмоциональная устойчивость в позитивных эмоциях, переход от негативных эмоций к позитивным, а для этого — немножко смена жизненной философии.

Когда свое постоянное беспокойство Переживатель научится заменять на внимательную и деятельную заботливость, мы получим возможность встретить очень яркую личность и душевного человека.

Параноик

Параноик — целеустремленный и уверенный в себе человек, знающий, что ему надо. Там, где другие охают, он спокоен, когда у окружающих восторги, он налаживает очередной перспективный контакт. У людей надежды — у него план. Они собираются — он уже в пути. Параноик — человек с сильным внутренним стержнем, обычно эмоционально устойчив, стабилен и мелочами его на задеть. Но перед серьезными ударами жизни уязвим и он, торпеды — его пробивают. Крушение его планов, потеря самых близких людей — и железный человек может на недели и месяцы опуститься в депрессию. Его задача — повышение жизненной мудрости, включающее и умение проигрывать, и детское умение радоваться самым простым вещам, взрослое видение исторической перспективы, и принятие жизненной неизбежности: «Проходит все…», владение техникой душевной страховки. и на этой основе укрепление эмоциональной неуязвимости.

Живой человек

Живой человек бодр и энергичен, активен в отношениях, открыт в общении. Его эмоции адекватны — он весел, когда все хорошо, и огорчен, когда не все в порядке. Бывает расстроен, когда что-то не получается, но исполнен искреннего энтузиазма, когда дело пошло. Своих чувств не скрывает, но они редко кого-то злят, скорее он чаще понимает окружающих и оказывается людям поддержкой. Ему несложно создать у себя нужное настроение, вызвать нужные состояния, он достаточно эмоционально стабилен, его эмоции живые и искренние

Какие его задачи в развитии эмоциональной сферы? Это определяет он сам. Чаще всего его выборами оказывается:

дальнейшее обогащение эмоциональной палитры и развитие эмоциональной выразительности. Он знает, что эмоции радуют, поддерживают и воодушевляют окружающих, и это важный ресурс в деловых и межличностных отношениях.

эмоциональная неуязвимость. Ему не страшна душевная боль, но у него есть ответственность за дело и окружающих, и тогда депрессии малопозволительны.

управление эмоциями: повышение их проактивности, гибкости и эффективности. Его эмоции должны быть адресны и целесообразны, быть в меньшей степени реакцией на происходящее, а в большей степени тем, что создает происходящее, задает музыку и тон общения, взаимоотношений, ставит нужные акценты, дает силы творить дальше.

Семинар 7

Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения

Проблема мотивации на учебу — одна из важнейших и острейших проблем школы. Одному ученику интересно на уроке, другому — скучно, один хочет учиться, а другой — пассивен. Почему так происходит? Для ответа на этот вопрос рассмотрим основные механизмы мотивации. Общеизвестно, что любая деятельность проходит тем более эффективно, чем более она мотивирована. Мотивация — это стремление человека что-то сделать. На сегодняшний день существует мощная теоретическая база, объясняющая психологическую сущность. Рассмотрим основные концептуальные положения мотивации.

Формирование учебной деятельности начинается с принятия ее учеником. Возникает желание выполнить ее наилучшим образом, называемое детерминирующей тенденцией, являющейся исходным моментом формирования учебной деятельности. Формирование этой тенденции приводит к активизации познавательной потребности, которая определяет личностный смысл будущей деятельности для ученика. Так возникает первичная мотивация на учебную деятельность.

Мотивация — это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. ее желаний, потребностей и возможностей. В обучении мотивация выражается в принятии учеником целей и задач обучения как личностно для него значимых и необходимых. Мотивация может быть положительной и отрицательной. Например, если ученик выражает желание учиться, стремится как можно лучше выполнить учебную деятельность — значит, у него положительная мотивация, выражающаяся в направленности на учебу. Другой ученик стремится всеми силами избежать учебы и школьных занятий, проявляя отрицательную мотивацию к учебной деятельности.

Любая деятельность, в том числе и учебная, направлена на достижение цели. Цель — это представление о будущем результате, о том, что должно быть получено. Цель выступает в двух аспектах.

1. Цель — результат нормативного образца, который должен быть достигнут учеником. Внешне он выражен в виде учебного задания, а внутренне — в виде субъективного образа потенциального результата. Внешние, формирующие цель воз действия,

361

преломляясь через внутренние условия, трансформируют представление об эталонном результате в субъективную цель деятельности. Так формируется второй аспект цели.

2. Цель — уровень достижений, представляющий собой количественный аспект цели. В зависимости от оценки своих возможностей, стремлений, прошлого опыта и социальных факторов ученик определяет для себя тот уровень достижения цели, который для него будет удовлетворительным. Например, готовясь к контрольной работе, один ученик рассчитывает написать ее на «пятерку», а другой будет счастлив, если получит «три».

В виде цели выступает лишь желаемый результат. Именно «желаемость», привлекательность будущего результата придают ему мотивирующий характер. Привлекательность может быть внутренней, когда результат привлекателен сам по себе, и внешней, когда результат привлекателен своими последствиями. Если ученику интересна учеба тем, что он получает на уроке новые знания, то это внутренняя привлекательность учебной деятельности. Если ученик занимается, чтобы получить одобрение родителей или повысить свой статус среди одноклассников, то это внешняя привлекательность. Психологи выделили факторы внешней и внутренней привлекательности цели обучения.

Внутренняя привлекательность возникает тогда, когда результат:

Внешняя привлекательность возникает тогда, когда результат:

1) обеспечивает самостоятельность мыслительной работы и деятельности;

1) позволяет добиться авторитета в группе;

2) открывает путь собственного развития;

2) повышает престиж;

3) обеспечивает самовыражение;

3) обеспечивает безопасность;

4) вызывает чувство удовлетворения от правильно выполненного задания;

4) увеличивает возможность социально-психологических контактов;

5) удовлетворяет потребность в самоактуализации и самореализации;

5) обеспечивает материальное благополучие;

6) создает чувство самоценности.

6) обеспечивает социальное признание.

362

Одни и те же цели могут быть привлекательны для одних и непривлекательны для других. Субъективно привлекательность выражается в мотиве деятельности, т.е. когда субъективная цель соотносится с актуальной потребностью, возникает мотив. Мотив — это то, что позволяет ученику приписывать результату определенную ценность и значимость. Мотив является определившимся намерением, желанием что-то сделать и вместе с целью составляет основной регулятор поведения, включенный в высший уровень психологической системы деятельности. Чем выше привлекательность и значимость результата для личности, тем сильнее будет мотив.

Соответственно целям существует внешняя и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация непродуктивна и, как правило, кратковременна. Осуществляя учебу на основе внешней мотивации, ученик часто испытывает внутренний дискомфорт несогласованности требований деятельности с глубинными потребностями и мотивами. Возникновение дополнительных трудностей или снижение интенсивности внешнего фактора (например, уменьшение угрозы наказания) приводят к прекращению учебной деятельности. Внутренняя мотивация — это внутриличностная заинтересованность в деятельности — самомотивация. Она зависит от таких факторов, как значимость деятельности, любопытство, креативность, соперничество, уровень притязаний и т.п. Внешняя мотивация строится на внешних факторах: боязни наказания, приобретения каких-то моральных или материальных льгот и т.п.

Степень внутренней мотивации зависит от знания результатов своей деятельности, т.е. от эффективности обратной связи в процессе обучения. Попытки повысить мотивацию каким-либо другим способом в целом оказались безуспешными.

В школьной практике мотивация на учебу чаще всего выступает в форме интереса. Глубокие интересы могут возникнуть только на основе внутренней мотивации. Поскольку основной потребностью человека является познание мира и утверждение себя в нем, в учебной деятельности, обеспечивающей это познание, заложен мощный источник внутренней мотивации. Задача педагога заключается в раскрытии внутреннего потенциала.

Учебная деятельность внутренне противоречива. С одной стороны, она обладает внутренней привлекательностью, так как обеспечивает ученику чувство собственной значимости и силы как результата знания. С другой — она всегда несет в себе опасность неуспеха, зависимости от учителя и чувство несвободы. В зависимости от того, какая сторона учебной деятельности доминирует,

363

у ученика будет формироваться установка на активное, творческое, самостоятельное поведение, или пассивное, закомплексованное следование указаниям учителя. Психологи выявили базовые факторы, влияющие на субъективное принятие той или иной степени успешности деятельности учеником.

ВНУТРЕННИЕ

ВНЕШНИЕ

1) уровень способностей и умений;

1) трудность задания;

2) степень прилагаемых усилий;

2) социальные факторы;

 

3) факторы случайности.

В зависимости от сочетания данных факторов у ученика формируется тот или иной тип направленности. Ученик, как правило, имеет свое мнение о собственных способностях — субъективную оценку своих возможностей. Он имеет представление о том, сколько усилий он согласен затратить для решения проблемы. Трудность задания — это основная внешняя причина. Ученик субъективно оценивает трудность по тем затратам, которые, как ему кажется, потребуются от него при решении задачи. Если для ее решения ученику, по его мнению, потребуется мало сил, то он будет расценивать задачу как легкую, и наоборот. В результате если ребенок при столкновении с задачей расценивает ее как достижимую с учетом указанных факторов, то формируется положительная направленность на деятельность. При принятии решения о бесполезности каких-либо попыток для достижения успеха формируется состояние нулевого мотивационного потенциала. Деятельность оказывается невыполненной.

На базе вышеприведенных факторов формируется субъективная вероятность успеха. У ученика есть определенная самооценка своих возможностей. Если задача легкая, то субъективная вероятность успеха равна «1». Если задача средней трудности, то субъективная вероятность успеха оценивается приблизительно «0,5». Субъективная вероятность успеха в задаче, оцененной как очень трудная, приближается к «0». При очень высокой субъективной вероятности успеха и минимальных затратах, связанных с выполнением деятельности, человек испытывает состояние скуки, при очень низкой вероятности и трудности задачи, заведомо превышающей способности, у ребенка возникают страх и тревога. Чем выше субъективная

364

значимость деятельности, тем сильнее тревога. Ответственный ученик будет испытывать чувство тревоги перед вступительным экзаменом гораздо сильнее, чем перед рядовой контрольной. Наибольший комфорт и привлекательность вызывают задачи средней трудности, поскольку успех в них определяется прежде всего способностями и усилиями самого ученика. Именно в таких заданиях ребенок может реализовать себя, и они вызывают его интерес.

Указанный механизм раскрыт в концепции мотивации достижений, объясняющей активность обучения. В ней интерпретирована связь между побуждением успеха (избегания неудачи) и трудностью самой задачи. При решении любой задачи активизируется соответствующая потребность, которая включает определенную диспозицию мотива достижения успеха и мотива избегания неудачи. Побуждение к деятельности определенного уровня зависит от субъективной вероятности успеха. В процессе обучения ученик воспринимает цель деятельности в виде «нормативного уровня», характеризующегося качественными и количественными параметрами, соотнося ее со своими возможностями, оценкой ситуации, субъективной вероятностью достичь успеха и избежать неудачи. В результате формируется личный стандарт исполнения деятельности, или уровень притязаний, включающий субъективные качественные и количественные характеристики, которым должен, по мнению ученика, удовлетворять будущий результат его деятельности. В итоге формируется потребность достижений, т.е. предрасположенность к принятию в будущей деятельности максимально высокого личного уровня исполнения. Чем выше потребность достижений, тем более сложные задания будет выбирать ученик. Потребность достижений выступает центральным психическим регулятором учебной деятельности и стержнем внутренней мотивации.

Другой важный психологический механизм, обеспечивающий научение, раскрыт в концепции самоактуализации А. Маслоу. В данной концепции раскрыт феномен самоактуализации, обусловленный активностью у человека мотива личностного роста. Чем более интересную и творческую деятельность осуществляет ученик, тем более удовлетворяется его мотив роста (т.е. стремление человека повысить свои знания, продуктивность), но в отличие от других потребностей в данном случае удовлетворение ведет не к насыщению потребности, а к увеличению мотивации. Таким образом, «включение» мотива роста создает устойчивую мотивацию на обучение.

365

В значительной степени формирование мотивационных установок у ребенка в учебном процессе обусловлено поведением педагога, стилем его управления. Его задача — формировать у ученика веру в свои силы и, как следствие, — максимально высокую потребность достижения, что в значительной степени обусловливает самостоятельность и самоорганизацию личности ребенка. Учитель должен максимально обеспечить интерес урока и соответственно мотивацию учеников.

В результате психологических исследований была выделена группа учебно-познавательных мотивов, т.е. специфических мотивов, направленных на усвоение научной информации и учебных навыков. Учебно:познавательные мотивы имеют определенную динамику формирования. Выделяются, по крайней мере, три уровня их развития:

Семинар 8 — Стр 2

  • — широкий познавательный, направленный на усвоение новых знаний;
  • — собственно учебно-познавательный, направленный на овладение способами добывания знаний;
  • — уровень самообразования; направленный на совершенствование своей учебной деятельности в целом.

Важнейшим моментом в развитии мотивации является переход с одного уровня на другой. А.К. Маркова охарактеризовала взаимосвязь динамики мотивации с возрастом школьников:

  • — в начальной школе формируется широкий познавательный мотив;
  • — в средних классах школы начинают действовать учебно-познавательные мотивы;
  • — в старших классах школы актуализируется мотив самообразования.

Учебно-познавательные мотивы выступают как личностные новообразования процесса обучения. Учебные программы, способы и формы должны соответствовать уровню учебно-познавательных мотивов и способствовать превращению их в устойчивые мотивы самообразования и саморазвития.

Современная психология дает богатый материал для научного обоснования процесса обучения. Целый ряд феноменов обучения раскрыт в концепциях когнитивной психологии, например, в теории сценариев (скриптов), которая заключается в том, что учащийся усваивает информацию в виде стереотипных организованных единиц (скриптов), отражающих формальнологическую последовательность событий. Однако, заучивая и осваивая информацию, ученик «создает» новые сценарии последовательностей,

которые затем играют роль регуляторов его поведения. Таким образом, создается новое для субъекта знание, которое становится внутренним мотивом деятельности учения.