Самосознание и Я-концепция семинар

  1. Понятие и сущность самосознания личности.

Понятие:

Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Самосознание является одним из компонентов личности. Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, (что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта) . Самосознание личности–это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции –«Я» и оценка личностью этих представлений –самооценка.

Структура: В структуре самосознания принято выделять: «Я»-реальное, т. е. совокупность представлений о себе в настоящем, «Я»-идеальное – т. е. то, каким бы хотел быть вообще, «Я»-прошлое, т. е. совокупность представлений о своем прошлом «Я», «Я»-будущее, т. е. совокупность о себе в будущем.

Функции:

Ведущая функция самосознания – это саморегуляцияповеденияличности. Именно совокупность представлений о себе и оценка этих представлений представляет психологическую основу поведения личности. Человек в своем поведении может себе позволить ровно столько, насколько он знает себя. Это в значительной мере обусловливает самодостаточность личности, степень ее уверенности в себе, независимость от других, свободу в поведении и осознание ограничений этой свободы.

Развитие:

Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка – становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый период включительно.

Схема тела (самочувствие организма) – начало ходьбы (самостоятельность) – половая идентичность (уподобление) – овладение речью (субъект действий).

Источник: Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие.

  1. Понятие и структура Я-Концепции.

Я-концепция — динамическая система представ­ лений человека о самом себе.

(Я-кон­цепция определяется и как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой»).

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменени­ям и колебаниям психическое приобретение.

4 стр., 1943 слов

1. Самосознание личности: структурные звенья самосознания, их генезис

Лекция 2 Основные понятия и категории возрастной психологии Основные понятия: самосознание, структура самосознания, генезис самосознания, механизмы самосознания, «Я-концепция». Понятие «самосознание» используется, как родовое, для обозначения всей области в целом, включая, как процессуальные, так и структурные характеристики. Термины «самосознание», «представление о себе» применяются для описания ...

Формирование Я-Концепции:

И из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего Я. В процессе самоанализа — происходит как бы внутрен­нее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего Я «включается новые качества и свойства». Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я, кото­рый как бы сплавляется из многих единичных конкретных обра­зов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа.

Структура:

Выделяют три составляющих в структуре Я-концепции: когнитивную (представления о себе), оценочную (аффективная оценка, самооценка) и поведенческую (потенциальные или реальные реакции и действия).

Роль в жизни личности:

Первой , важнейшей функцией Я-концепции является обес­печение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения.

Втора я функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-кон­цепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации.

Треть я функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти.

4. Самооценка. Виды.

Самооценка— один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности (ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения).

Всякое знание человека о себе сопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию.

Самооценка выполняет регуляторную (поведение) и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаи­моотношения с другими людьми.

В психологии различают самооценку адекватнуюинеадекват­ную (заниженная и завышенная).

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального.

14 стр., 6918 слов

Консультирование личностей с девиантным поведением

правительство санкт-петербурга Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы Факультет прикладной психологии Регистрационный номер рабочей программы учебной дисциплины: / / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ основной образовательной программы высшего профессионального образования «Психология» подготовки по направлению 030300.62 – «Психология» по профилю: для ...

5. Рефлексия.

Рефлексия- мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характераи т. д.

Понятийно, процессуально и функционально Р. связана с самонаблюдением, интроспекцией, ретроспекцией, самосознанием. Формирование Р. начинается в младшем школьном возрасте, а у подростков становится основным фактором (механизмом) регуляции поведения и личностного саморазвития (по Э. Эриксону главная проблема отрочества — рефлексивная задача «Кто я?»).

В концепции развивающего обучения (Давыдов В. В. и др.) Р. рассматривается как существенный показатель высокого умственного развития. Нередко выделяют Р. языковую, интеллектуальную, эмоциональную, смысловую, личностную и др.

Источник: Большой психологический словарь Б.Г. Мещеряков