- Понятие и сущность самосознания личности.
Понятие:
Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Самосознание является одним из компонентов личности. Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, (что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта) . Самосознание личности–это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции –«Я» и оценка личностью этих представлений –самооценка.
Структура: В структуре самосознания принято выделять: «Я»-реальное, т. е. совокупность представлений о себе в настоящем, «Я»-идеальное – т. е. то, каким бы хотел быть вообще, «Я»-прошлое, т. е. совокупность представлений о своем прошлом «Я», «Я»-будущее, т. е. совокупность о себе в будущем.
Функции:
Ведущая функция самосознания – это саморегуляцияповеденияличности. Именно совокупность представлений о себе и оценка этих представлений представляет психологическую основу поведения личности. Человек в своем поведении может себе позволить ровно столько, насколько он знает себя. Это в значительной мере обусловливает самодостаточность личности, степень ее уверенности в себе, независимость от других, свободу в поведении и осознание ограничений этой свободы.
Развитие:
Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка – становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый период включительно.
Схема тела (самочувствие организма) – начало ходьбы (самостоятельность) – половая идентичность (уподобление) – овладение речью (субъект действий).
Источник: Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие.
- Понятие и структура Я-Концепции.
Я-концепция — динамическая система представ лений человека о самом себе.
(Я-концепция определяется и как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой»).
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.
1. Самосознание личности: структурные звенья самосознания, их генезис
... оказывающие влияние на изменение представлений о себе. С. Л. Рубинштейн считает, что «развитие самосознания проходит через ряд ... служит основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Эриксон рассматривает развитие личности, её самосознания как последовательную смену стадий, ... многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от ...
Формирование Я-Концепции:
И из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего Я. В процессе самоанализа — происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего Я «включается новые качества и свойства». Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа.
Структура:
Выделяют три составляющих в структуре Я-концепции: когнитивную (представления о себе), оценочную (аффективная оценка, самооценка) и поведенческую (потенциальные или реальные реакции и действия).
Роль в жизни личности:
Первой , важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения.
Втора я функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации.
Треть я функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти.
4. Самооценка. Виды.
Самооценка— один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности (ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения).
Всякое знание человека о себе сопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию.
Самооценка выполняет регуляторную (поведение) и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми.
В психологии различают самооценку адекватнуюинеадекватную (заниженная и завышенная).
Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального.
5. Рефлексия.
Рефлексия- мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характераи т. д.
Понятийно, процессуально и функционально Р. связана с самонаблюдением, интроспекцией, ретроспекцией, самосознанием. Формирование Р. начинается в младшем школьном возрасте, а у подростков становится основным фактором (механизмом) регуляции поведения и личностного саморазвития (по Э. Эриксону главная проблема отрочества — рефлексивная задача «Кто я?»).
В концепции развивающего обучения (Давыдов В. В. и др.) Р. рассматривается как существенный показатель высокого умственного развития. Нередко выделяют Р. языковую, интеллектуальную, эмоциональную, смысловую, личностную и др.
Консультирование личностей с девиантным поведением
... защита собственной рабочей концепции девиантного поведения (на основе существующих теорий); проведение самоанализа любой формы отклоняющегося (нежелательного поведения) на основе предложенной ... с девиантным поведением; уметь: проводить комплексный анализ девиантности и девиантного поведения личности; выявлять систему взаимосвязанных факторов, детерминирующих девиантное поведение личности (социальные ...
Источник: Большой психологический словарь Б.Г. Мещеряков