Референтная группа, престиж, авторитет, популярность.

Личность и общество.

Семинар 2

Общество как социокультурная система (вопрос из темы Семинара1)

Социальное взаимодействие: понятие, типология социального взаимодействия по сферам (экономическая, политическая, профессиональная и т. д.).

Теории социального взаимодействия

Теория социального обмена (Д.Хоманс)

Символический ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (Д.Мид, Г. Блумер)

Управление впечатлениями (Э.Гоффман)

Психоанализ (З.Фрейд)

ЛИЧНОСТЬ КАК СИСТЕМА. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Форма проведения семинара:

Семинар проходит в форме коллоквиума: обсуждение сообщений студентов по заданным им заранее вопросам.

Цель семинарского занятия: анализ основных понятий «человек», «индивид», «личность», анализ основных теорий социализации, изучение основных типов социального статуса и роли.

Основные понятия

Социологическое понятие личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». Социализация личности. Виды социализации. Основные теории социализации личности. Агенты социализации. Социальный статус и социальная роль. Понятие ролевого набора. Основные характеристики социальных ролей по Т. Парсонсу.

Практические задания:

1. Как соотносятся понятия «личность», «индивид», «человек»?

Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Термин «человек»относится не к отдельно взятому человеку, а ко всему человеческому роду. Поэтому понятие «человек» иногда называют родовым и включают в его содер­жание все свойства, присущие людям в отличие от животных. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, используют понятие «индивид»— биологический организм, но­ситель общих генотипических наследственных свойств биологическо­го вида (индивидами мы рождаемся).

11 стр., 5112 слов

Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность». Личность как субъект и объект деятельности и общественных отношений.

... , обособленный член социальной общности. Если понятие «личность» мы используем для исследования социальных качеств человека, свойственных многим людям, то понятие «индивид» в социологии употребляется для того, чтобы ... . М., 2003. · Бикметов Е. Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социологические исследования. 2009. №9. · Волков Ю. Г. Социология: Лекции и ...

Индивидом называют отдельно взятого человека или единичного представителя человеческого рода. В это понятие, как и в понятие «че­ловек», входят всевозможные человеческие свойства, которые прису­щи данному, отдельно взятому, конкретному человеку.
Понятие «личность»— соци­ально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм созна­ния и поведения, общественно-исторического опыта челове­чества (личностями мы становимся под влиянием жизни в об­ществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Личность возникает в результате культурного и социального развития. Это понятие социальное. Включает в себя отношение к себе, к другим людям, к труду, к миру вообще, что проявляется в интересах, склонностях, призвании, целеустремленности.

2. Дайте определения понятия «личность». 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности

3. Всем ли личностям присуща индивидуальность или это характеристика только талантливых людей?

4. Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество? Дайте краткую характеристику взглядам М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса на эту проблему.

5. Изложите теорию формирования личности Дж. Мида.

структура сформировавшейся личности состоит из двух компонентов: «Я — сам» (объект самосознания, самопонимания) и «Я — меня» — рефлексия на оценки других и общество в целом;Расскажите о теории «зеркального Я» Ч. Кули. — Эффект «зеркального отражения» у людей представлений о том, как их оценивают другие

4 стр., 1823 слов

1. Человек коммуникативный

homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев остроумно отметил: “Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе”. И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении. Следует отличать коммуникацию от общения. Коммуникация - ...

6. Как представлял структуру личности З. Фрейд?

человек всегда находится в конфликте с обществом и его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем формируется структура личности, которая состоит из трех компонентов:

— Ид («Оно») — бессознательное, энергия инстинктов (два основных инстинкта — Эрос (инстинкт продолжения жизни, сексуальная энергия) и инстинкт смерти — Танатос).

Основной принцип существования Ид — «Хочу». При освобождении Ид ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлетворение.

— Эго («Я») — сознание, действует по принципу «Могу». Индивидуализирует поступки человека. Развивается по мере роста самосознания личности.

— Суперэго (сверх-«Я») — компонент личности, который сложился под влиянием социального контроля, культурных норм и запретов. Основной принцип — «Надо».

7. Какие типы личности выделят современные социологи?

· Властный человек

Все ценностные формы жизнедеятельности он ставит на службу своим властным устремлениям. Высший закон- власть высшая ценность.

· Экономический человек

Во всех жизненных ситуациях и отношениях он ориентируется на полез­ность. Для него все становится средством поддержания жизни, удовлетворения его потребностей, образа жизни. Он экономит материю, энергию, пространство, время, чтобы извлечь максимум полезного для своих целей. Ему нужны знания только несущие конкретную полезност

· Теоретический человек

Для него познание — высшая форма деятельности, которая определяет характер всей жизни. Сущность познания для него — выявление предметности (объективности)

· Эстетический человек

На каждом его жизненном отрезке силой, придающей ритм, настроения, переживания, выступает «душа». Все свои впечатления человек преобразует в деятельность, поведение. Эстет имеет малое отношение к наукам (за исключе­нием наук о душе).

Его способ познания природы не теоретический, а чувст­венный.

· Социальный тип личности

Организующий принцип социального человека — любовь в ее религиоз­ном смысле или альтруизме. Эта любовь противостоит объективности науки, находится в напряженных отношениях с экономическими подходами, ценно­стями к жизни. Отношения между социальными и эстетическими ценностями, как правило, не сталкиваются, но и не взаимодействуют.

· Религиозный человек

Важнейшая черта мотивации религиозного человека заключается в том, что он стремится включиться в высшую конечную систему ценностей. Систему, которая определяет не только его личную жизнь, но и сущность мира в целом.

8. Что такое «базис личности»? Чем это понятие отличается от понятия «базисной личности»?

9. Опишите структуру личности как взаимодействие биофизиологического «Я» и психосоциального «Я».

«Я»
«биофизиологическое «Я» «психосоциальное «Я»
«Биологическое «Я» («био-Я») «Физиологическое «Я» («физио-Я») Психологическое «Я» («психо-Я») «Социальное «Я» («социо-Я»)
Комбинация генов родителей дает общую программу развития и социального поведения Физиологические процессы в организме и физические данные личности играют определенную роль в ее социальном поведении Психические свойства, образования и психические состояния дают импульсы социальных действий Импульсы социальных действий согласуются с внешней средой, интегрируются с сигналами, идущими от общества
Факторы социального поведения личности
— комбинация генов родителей — врожденные интеллектуальные, социальные качества — врожденные образцы поведения — общее медицинское состояние организма (здоров или хроническое недомогание, болезни) — внешняя полноценность (или инвалид, калека) — физическая сила — красота — направленность, темперамент, способности — знания, умения, навыки — конкретное состояние психики (подъем, апатия, бодрость, уныние, оптимизм, пессимизм) — отношение окружающих (мнения, оценки, ожидания) — поощрения или санкции — место личности (статус и роль) — групповые и социальные ценности и нормы

10. Какие социальные механизмы способствуют формированию личности?

К неосознаваемым механизмам, которые, прежде всего, проявляют себя в раннем детстве, в дошкольном периоде, можно отнести внушение, психологическое заражение, подражание" идентификацию.

Заражение определяется в психологии как бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно проявляется не осознанным принятием какой-либо информации или образцов поведения" а путем передачи определенного эмоционального состояния.

Внушение представляет собой особый вид эмоционально-волевого целенаправленного" неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей.

Подражание — такой способ воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит воспроизводство индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Идентификация рассматривается как отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого лица.

референтная группа, престиж, авторитет, популярность.

Особое место как механизм социализации занимает престиж. Он выступает как групповое оценочное явление, совокупность внешних оценок одобрения, которыми с позиции групповых норм и критериев оцениваются различные социальные явления.

Специфическим проявлением престижа как механизма социализации является то, что наряду с самооценкой он участвует в формировании уровня притязаний личности, тех целей и задач, которые личность перед собой выдвигает под влиянием своего окружения.

Популярность также складывается как групповое оценочное явление и также формируется как совокупность внешних оценок одобрения, но в отличие от престижа проявляет себя не в сфере притязаний личности, а в области формирования общественных вкусов, ценностей, предписаний, то есть, прежде всего, при формировании групповых регуляторов.

групповые ожидания, так называемые групповые экспектации, направленные на индивида со стороны его окружения.

Эти групповые экспектации могут выступать как в виде ролевых предписаний, так и в виде оценочных стереотипов, проявляющихся в социальной перцепции людей.

11. Что такое «социальный контроль»?

механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение определённых ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В качестве таких ограничений выступают правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения

12. Дайте определение понятия «социальный статус».

социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

13. Что такое «социальная роль»?

модель поведения человека, объективно заданная позицией личности в системе общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»

14. Какие виды социальных статусов Вам известны?

прирожденный статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта).

В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

приобретенный (достигаемый) статус — статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи (блат), должность, пост).

предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

15. Что такое «статусный набор»?

Комплекс групповых постоянных (приписных и приобретенных) социальных статусов, характеризующих положение субъекта в социуме и определенный набор социальных ролей.

16. Что такое «ролевой набор»?

Ролевой набор — совокупность ролей, соответствующих определенному социальному статусу.

17. Всегда ли, на Ваш взгляд, совпадают ролевые ожидания и ролевое исполнение?

18. Какие факторы предопределяют исполнение индивидом социальной роли?

19. Когда возникает ролевой конфликт? Каков выход из конфликта?

Ролевой конфликт в современной социологии рассматривается как столкновение предъявляемых индивиду ролевых требований, вызванное множественностью одновременно выполняемых им социальных ролей. Социологи выделяют два типа ролевых конфликтов: конфликты между социальными ролями; конфликты в пределах одной социальной роли.

Межролевые конфликты возникают, когда разные социальные роли, носителем которых выступает индивид, содержат несовместимые предписания (требования).

Например, женщина хорошо исполняет свою роль на производстве, но дома ей не удаются роли жены и матери. В ситуации, когда родителям мужа не нравится жена, его сыновний долг вступает в противоречие с обязанностями мужа.

Внутриролевые конфликты возникают там, где социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Внутри многих социальных ролей существуют конфликты «интересов», например требование быть честным к людям входит в конфликт со стремлением «делать деньги».

В современной социологии выделяют три способа разрешения ролевых конфликтов: о рационализация — способ решения ролевого конфликта путем сознательного поиска отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли. Например, девушка, не вышедшая замуж,

объясняет свое положение грубостью и ограниченностью современных мужчин; о разделение ролей — способ решения ролевого конфликта, который заключается во временном исключении из жизни одной из социальной ролей. Например, моряку, находящемуся в дальнем плавании, не сообщают о смерти матери, исключая тем самым роль сына из его сознания, чтобы не вызвать стресс; о регулирование ролей — способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других. Например, привычка «умывать руки», благодаря которой индивид постоянно освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной социальной роли, перекладывая ответственность на окружающих, объективные обстоятельства, «превратности судьбы».

20. Что такое социализация личности? Охарактеризуйте этот процесс.

процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

21. Какие формы социализации Вам известны?

Первая форма, чаще всего ее называют начальной или фундаментальной охватывает ранний период жизни. Эта форма связана с усвоением индивидом языка, действующих норм поведения, ценностей, образцов поведения, своих первых социальных ролей, приобретением элементарных знаний об обществе и природе. Основным направлением этой формы является приспособление к тому, что уже создано в обществе.

^ Вторая форма социализации направлена на будущее индивида, на ожидание новых социальных ролей и вместе с тем, готовящая его к принятию и выполнению этих ролей. Реализуется эта форма в виде различных игр, в ходе которых ребенок отождествляет себя с исполнителем той или иной социальной роли, а также в виде специальной подготовки в учебных заведениях для усвоения тех или иных профессий или специальностей.

^ Третья форма характерна тем, что в ее рамках индивид сопоставляет приобретенные в период детства опыт и знания со знаниями, приобретенными в школе, а затем, с социальной и природной действительностью, в рамках которой он живет.

^ Четвертая форма социализации связана с изменением жизненной среды индивида и представляет собой отход от содержания норм, ценностей, образцов, переданных прежней средой и принятие содержания предлагаемого новой средой без обрыва связи с прежней.

^ Пятая форма социализации — это радикальный разрыв с прошлым в пользу совершенно нового сегодня и завтра. В этом случае многие существовавшие ценности, нормы, образцы, установки решительно отбрасываются и на их место ставятся совершенно другие.

22. Что такое ресоциализация?

это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

23. Назовите элементы социализации.

24. Какие факторы социализации Вы можете назвать.

· макрофакторы (космос, планета, страна, государство);

· мезофакторы (этнос, тип поселения);

· микрофакторы (семья, школа, общество сверстников).

наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д.), тип общественного строя, тип цивилизаци

25. Расскажите об агентах социализации

Агенты первичной социализации — близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры, лидеры молодежных группировок. генты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партии, суда и т. д.

26. Перечислите и охарактеризуйте периоды и стадии социализации

27. Назовите средства социализации.

Творческое задание:

1.Подготовьте выступление на тему«Факторы социализации молодёжи».

КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И НОРМ.

Практические задания:

1. Кто из социологов изучал культуру?

Г. Лебон и Г. Тард. Они занимались изучением толпы и публики.

2. Дайте определение термина «культура».

«Культура» как термин — определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

3. Что такое «культурные универсалии»? Кто из учёных разработал это понятие?

Понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах. Это те черты, которые свойственны всем без исключения культурам (смех — плач, огонь — вода, верх — низ и т. д.).

Джордж Питер Мердок вместе с коллегами из Йельского университета разработали классификацию таких культурных универсалий из 88 общих поведенческих категорий. Они включают одежду, место обитания, имущество, праздники, подарки, гостеприимство, изобразительные искусства, родственные связи, младенчество и детство, смерть и похороны, вероисповедание, социальную стратификацию, политическое поведение и т. д. Как полагают, культурные универсалии связаны с важнейшими биологическими потребностями человека: сохранение жизни, продолжение рода, здоровое потомство.

Однако надо понимать, что конкретное содержание этих культурных универсалий может быть различным. Например, семья в том или ином виде существует у всех обществ, но некоторые общества предпочитают моногамию, другие — полиандрию, а третьи — полигинию.

4. Назовите причины существования культурных универсалий и причины различий между культурами.

Причину существования таких универсалий многие мыслители видят в биологических обстоятельствах, таких как потребность человека в пище, существование двух полов, нужда в тепле, наличие возрастных различий и т. д. Но несмотря на то, что данные культурные универсалии присущи всем, для различных культур они тоже могут быть различными.
Существует множество факторов, объясняющих такие различия в культурах многих стран. Один из наиболее главных факторов — географическое положение. Важным фактором является роль человека по отношению к государству и религии.

5. Дайте определение понятия «цивилизация». Какие трактовки этого понятия предлагают различные учёные.

Цивилизация — многозначное понятие, употребляется в культурологии и политологии, во-первых как синоним культуры, как ее ступень, следующая за варварством, и во-вторых, как особый тип органической целостности, являющийся либо симптомом упадка культуры, либо ее высшей стадией. Современный уровень цивилизации характеризуется научно-техническим прогрессом, а также наличием определенных признаков, основными из которых являются — урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность.

Одним из первых понятие термин «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных страт, а также городов, письменности и других подобных явлений.

Впервые термин «локальная цивилизация» появился в работе французского философа Шарля Ренувье. Жозефа Гобино: 10 цивилизаций, каждая из которых проходит свой собственный путь развития. Возникнув, каждая из них рано или поздно погибает, и западная цивилизация не является исключением.

Глобальная цивилизация Мировые цивилизации Поколения локальных цивилизаций Локальные цивилизации

6. Перечислите функции культуры. Разъясните их.

. Гносеологическая функция Она позволяет получать знание о мире и человеке в нём.

2. Трансляционная функция. Её ещё называют эпистемической. Храня в себе духовные ценности как конкретного общества, так и всего человечества, культура передаёт информацию во всех сферах жизни от поколения к поколению.

3. Аксиологическая функция (аксиология — учение о ценностях).

Она означает, что культура — это величайшая сокровищница ценностей, идей, идеалов, образов и т. д. Культура — это нормативная система, а потому она формирует у человека ценностные потребности и интересы.

4. Практическая и регулятивная функции. Если рассматривать культуру как творчество, поскольку оно преобразует, реконструирует действительность, приводит её в соответствие с общественными потребностями и человеческими представлении о совершенстве, то в этом и скажется ее практическая функция.

5. Семиотическая функция. Семиотика — это общая теория знаков и знаковых систем. Она изучает те средства, с помощью которых можно передавать информацию в процессе общения. Данная функция связана с тем, что усвоение культуры человеком невозможно без знания им определённых знаковых систем. В зависимости от способа выражения значения и характера смысловой нагруженности по-разному классифицируются знаки.

6. Коммуникативная функция культуры. Коммуникация — это процесс взаимодействия субъектов: социальных групп, общностей, личностей, в котором происходит обмен мнениями, чувствами, желаниями, настроением, социальным опытом, способностями и результатами деятельности. Именно в процессе общения происходят культурная социализация личности и её самореализация.

7. Социализирующая функция. Она сводится к формированию и воспитанию человека. Вне культуры, без её освоения новорождённый не может стать человеком.

8. Гуманистическая функция. Культурой можно считать то, что гуманно, человечно, т. е. одобрено людьми.

7. Какие две противоположные тенденции отмечают социологи в социокультурном процессе?

8. Что такое этноцентризм и культурный релятивизм? Приведите исторические примеры этих явлений.

Этноцентризм -- это общая концепция или точка зрения отдельных людей, согласно которой собственный народ, социальный слой, собственная раса или некая собственная группа выдвигается на центральное место как превосходящая все остальные и превалирующая. С понятием «этноцентризм» связаны как положительные последствия (в меньшей мере) -- например, патриотизм, чувство национального достоинства, так и негативные (в основном) -- дискриминация, национализм, шовинизм, сегрегация.

Этноцентризм свойственен каждой группе, которая является в какой-то степени независимой, самостоятельной и сознающей свой идентитет. Этноцентрические позиции «выгодны» самой группе тем, что с их помощью группа определяет свое место среди других групп, укрепляет свой идентитет и сохраняет свои культурные черты. Однако крайние формы этноцентризма связаны с религиозным фанатизмом и расизмом и ведут даже к насилию и агрессии

Культурный релятивизм — направление в этнографии, отрицающее этноцентризм — европейско-американской системы оценок и признающее все культуры равными. Каждая культура является уникальной системой ценностей. Начало этому направлению заложил ещё Франц Боас, которое впоследствии продолжили его ученики[1].

9. Назовите основные структурные элементы культуры. Расскажите о языке как элементе культуры.

) Язык;

· b) Ценности;

· c) Идеологию;

· d) Знания и убеждения.

· Язык — понятийно-логический и знаково-символический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Все люди осваивают мир, осмысливают, фиксируют его элементы и изменения, с ними происходящие, как-то по-своему, немного не так, как другие. Человек через понятийно-логический аппарат структурирует и воспринимает окружающий мир. Именно язык является самым емким, доступным, точным способом передачи культуры от человека к человеку, иных способов пока не найдено.

· Ведь человек через понятийно-логический аппарат структурирует и воспринимает окружающий мир. Люди, которые не знают числа более 100, видимо, осмысливают множество, количество в чём-то по-своему, если человек собаку, кошку, не говоря уже о диких животных оценивает как вещь, аналогично мебели, будут ли его отношения к животным отличаться от отношения тех, кто видит в них своих младших собратьев, живых партнёров по природе.

· Роль языка как ретранслятора культуры.

11. Чем определяется специфика отдельных культур? Что такое менталитет? Что такое национальный характер?

Менталитет (от лат. mens или mentis — ум и лат. alis — другие) — устойчивая совокупность психических, интеллектуальных, эмоциональных и культурных особенностей, присущих той или иной этнической группе, нации, народности. Также этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли конкретного человека.

Национальный характер — особый психо-генетический склад народа, возникающий на основе всего его исторического и социокультурного опыта, всей совокупности традиций, идей, ценностей, стереотипов, идеалов, интересов, распространенных в данной этнической общности. Характер народа (национальный характер) проявляется прежде всего как система социокультурных норм и как психическое явление.

14. Дайте определение терминов «культурный прогресс» и «культурный регресс».

Культурный прогресс — это поступательное, восходящее развитие культуры, смена культурных типов, из которых каждый последующий превосходит предыдущий, открывает большие возможности для развития культуры.

Культурный регресс — это развитие культуры по нисходящей линии, ее попятное движение, утрата уже достигнутого, уничтожение культурных ценностей.

Регресс не следует понимать как возврат к старому. Это процесс качественного обновления систем, но с той особенностью, что уровень развития новых образований менее высок, чем у исходных форм.

18. Что такое «культурная эволюция» и «культурная революция»?

процесс накопления и передачи из поколения в поколение культурного наследия, начавшийся после того, как человек поднялся в своем развитии выше животного.

Истор. развитие в области культуры, включающее модификацию различных феноменов культуры.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — коренные изменения

в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни, сопровождающие (или предваряющие) переворот в социально-экономической и политической сферах. В отличие от эволюционных изменений, сохраняющих преемственность культурного развития, культурная революция предполагает радикальную трансформацию самого «ядра» или «кода» культуры данного социума или цивилизации, переустройство ее содержания, ценностей, форм и функций.

19. Приведите конкретные исторические примеры культурной деградации и отставания.

В России — Смутное время начала17 века

нельзя сказать, что Османская империя, как-то сильно отставала или превосходила, например, империю Великих Моголов в Индии, или империю Цин в Китае. Все эти государства находились примерно на одном уровне развития, поэтому отставание могло происходить только в сравнении с Европой того же исторического периода. вропейская цивилизация постоянно использовала преимущества, вытекающие из ее территориального расположения. Эти территориальные преимущества и послужили катализатором культурного развития на Европейском полуострове. Кстати, постепенное замедление развития Западной цивилизации в наши дни, в том числе сегодняшний, все усугубляющейся экономический кризис, происходит по той же банальной причине. Территориальные преимущества, которые европейцы использовали раньше, теперь перестали быть преимуществами, так как мир стал глобальным и вопрос расположения государств на карте стал менее существенен.

Творческие задания:

1. Оформите в виде таблицы ответ на следующий вопрос: