2011
Тема1: Введение в предмет семейной психологии.
Сущность брака и семьи. Функции семьи.
семья |
брак |
Сущность |
|
— исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения /Харчев/ — основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. /Антонов/ — пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями — малая социальная группа, важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство |
— исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности /авт. Харчев/
— особый социальный институт, исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям [Зацепин/.
— Основа формирования семьи;
— добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной склонности и личной договоренности, оформленный в установленном законом порядке, направленный на создание и сохранение семьи
|
Функции |
|
-репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода); экономическая (общественное производство средств к жизни, -восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, -организация потребительской деятельности; -воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи); -коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха). -хозяйственно-бытовая, -социально-статусная, -сексуально-эротическую. — функцию духовного общения, предполагающую духовное взаимообогащение членов семьи; информационный обмен; обсуждение наиболее значимых для личности проблем социально-политической, профессиональ- ной, общественной жизни; общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи; -функцию эмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуализации; -рекреативную (восстановительную) — функцию обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи; — функцию социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи) |
|
- Заполнить таблицу «Семья и брак: сходства и различия»
|
Брак |
Семья |
Сходства
|
На некоторых стадиях имеют одинаковые функции |
|
Различия |
— является общественным институтом, регулирующим отношения между полами — контроль обществом выбора брачных партнеров — наследование семейного имущества — отношения пары — можно прекратить брачные взаимоотношения
|
— включает больший круг близких людей и родственников — более сложные взаимосвязи и отношения — семейную группу пару могут составлять люди, не состоящие в браке — взаимоотношения сохраняются |
2.Написать сочинение на тему: «Моё представление об особенностях современной российской семьи и тенденции её развития »
Исследования показывают, что с середины 20 века произошли существенные и необратимые сдвиги в институте семьи. В настоящее время можно отметить изменения на всех этапах жизненного цикла семьи, начиная с ее зарождения и заканчивая завершением существования семьи как целого: на добрачном этапе, на протяжении всего периода семейной жизни, на этапе распада семьи.
Изменился процесс выбора брачных партнеров. Во-первых, теперь молодые люди могут сильно различаться по социальным, этническим и образовательным показателям. Во-вторых, знакомство возможно на работе, в учебном заведении и во время проведения досуга или при случайных обстоятельствах на улице. В-третьих, молодые люди не видят в каждом партнере будущего супруга, любовные отношения становятся ценными сами по себе или предполагается сожительство без брака.
Также изменились возрастные соотношения образующихся пар, часто наблюдается большая разница в возрасте супругов, может быть старше и муж, и жена.
Изменился состав и численность семьи. Большинство семей нуклеарного характера (родители и дети), много неполных семей мам-одиночек, где вовсе нет мужчины или они периодически меняются. Много семей с неродными родителями или попечителями. Появилась тенденция к совместному проживанию людей одного пола, которая предполагает и сексуальные отношения.
Также в настоящее время распространен конкубинат — длительный союз мужчины и женщины, не намеревающихся юридически закрепить брак, при этом мужчина образовывает этот союз с женщиной, имеющей от него «внебрачного» ребенка, имея параллельно официальную семью (жену и детей).
Характерной чертой современной российской семьи, к сожалению, стало наличие супруга (чаще мужчины), злоупотребляющего алкоголем.
Характерным также является непродолжительность брачных отношений.
Опыт семейного консультирования позволяет выделить следующие психологические особенности российских семей[Эйдемил-лер, Юстицкис, 1999; Уголева, 2001]:
•высокая степень материальной, психологической, эмоциональной зависимости членов семьи друг от друга;
•спутанность семейных ролей, их недостаточная дифференцированность и согласованность;
•дистанцированность и низкая эмоциональная включенность мужа в жизнь семьи;
• борьба за власть между поколениями вследствие совместного проживания и неясности границ семейной системы.
Многие из характеристик современных семейных отношений носят негативный характер и обусловлены кризисным социально-экономическим состоянием в целом. Но, тем не менее, можно наблюдать и тенденцию в сохранении, восстановлении утраченных семейных отношений.
Тема 2: Структура семьи.
- «Треугольник как единица оценки семейной системы», механизм его функционирования.
Для диагностирования проблем семейных отношений были предложены различные модели рассмотрения характерных типов семейных отношений, в том числе для оценки семейной системы Боуэн, а за ним и ряд других авторов предлагают использовать понятие треугольника как единицу анализа семейных структур.
Треугольник — это взаимоотношения с тремя каналами связи. Основной семейный треугольник состоит из отца, матери и ребенка. Основной гипотезой является предположение о том, что взаимоотношение любых двух участников треугольника зависят от его третьей стороны. Взаимосвязи в треугольнике не являются тремя разрозненными диадами. Любая диада в треугольнике оказывается функцией двух остальных. Чем больше дистанция между супругами, тем ближе один из них к третьему участнику треугольника, например, к ребенку или к кому-либо из собственных родителей.
Структуру треугольника можно использовать для объяснения многих процессов в семье. М
еханизмы структуры треугольника:
1) Достижение оптимального уровня близости/отдаленности между участниками диады.
а) Когда отношения в паре становятся чересчур интенсивными, один из партнеров может отвлечься на что-то третье (работу, хобби, отношения с третьими лицами, алкоголь, наконец), отдалившись таким образом от другого.
б) Когда отношения в паре дистантны, испытывающий дефицит в близких взаимоотношениях может захотеть сблизиться с кем-то еще.
2) Механизм силового давления. Кто-то из членов семьи может попытаться заручиться поддержкой третьего, образовать с ним коалицию, чтобы приобрести большее влияние. Например, подросток хочет, чтобы отец купил ему музыкальный центр, для этого он сначала уговаривает мать и уже через нее добивается своего.
3) Механизм передачи паттернов взаимоотношений в последующие поколения. Семейные терапевты отмечают, что супруги склонны формировать в своей собственной семье треугольники, подобные треугольникам в их родительских семьях.
4) Способ ухода от внутренних проблем пары и их сплочение на основе совместной позиции по отношению к кому-то (или чему-то) третьему. Данный механизм играет особую роль в преодолении кризиса взаимоотношений двух партнеров.
- Типы несбалансированных семейных структур по шкалам близости, гибкости и иерархии.
Семейная гибкость определяется Олсоном как количество изменений в семейном руководстве, семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения, четыре уровня: от ригидного — очень низкий; структурированного — низкий к умеренному; гибкого — умеренный; к очень высокому — хаотичному типу семейной системы.
Термин сплоченность определяется как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи. Выделяется четыре уровня сплоченности (близости): крайне низкий — разобщенный тип семьи; разделенный — низкий к умеренному; связанный — умеренный к высокому и запутанный — чрезмерно высокий уровень.
Постулируется, что центральные уровни сплоченности (раздельный, объединенный) и гибкости (структурированный, гибкий) являются сбалансированными и обеспечивают оптимальное семейное функционирование, в то время как крайние значения по этим шкалам (разобщенный, запутанный, ригидный и хаотичный типы) являются проблемными.
Несбалансированность семейной системы в целом по шкалам близости и гибкости (иерархии), описывается через дисфункциональные типы семейных структур в модели Олсона:
уровень сплоченности слишком высок (запутанная система), то существует слишком много центростремительных сил в семье, крайности в требовании эмоциональной близости и лояльности, отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга. В семье слишком много согласия, различия в точках зрения активно не поощряются. Существует даже страх различий, опасность существования такой семьи (Если мы такие разные, то что мы делаем вместе?).
У членов семьи мало личного пространства и невысокая степень дифференцированности друг от друга. Семья как система имеет жесткие внешние границы с окружением и слабые внутренние границы между подсистемами и индивидуальностями. Энергия людей сфокусирована в основном внутри семьи или отдельной ее подсистемы, и существует мало неразделенных с другими друзей и интересов.
В другой крайности — разобщенной системе с низким уровнем сплоченности существует слишком много центробежных сил. Члены семьи эмоционально крайне дистанцированы, почти не испытывают привязанность друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение. Они редко проводят время вместе, не имеют общих друзей и интересов. Им трудно оказывать друг другу поддержку и совместно решать жизненные проблемы. Однако нельзя сказать, что члены такой семьи являются хорошо дифференцированными личностями в понимании Мюррея Боуэна, так как за изолированностью от других, подчеркнутой независимостью они часто скрывают свою неспособность устанавливать близкие взаимоотношения, возрастание тревоги при сближении с другими людьми.
Полюса данной шкалы (близость — раздельность) отражают два фундаментальных человеческих страха — страха одиночества и страха быть поглощенным другими.
Члены семей сбалансированных типов способны сочетать собственную независимость и тесные связями со своими семьями. Семьи с раздельным типом взаимоотношений отличаются некоторой эмоциональной разделенностью, но она не проявляется в таких крайних формах, как в разобщенной системе. Несмотря на то, что время, проводимое отдельно, для членов семьи более важно, они способны собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения. Интересы и друзья обычно являются разными, но некоторые разделяются с другими членами семьи.
Объединенный тип семьи характеризуется эмоциональной близостью, лояльностью во взаимоотношениях. Члены семьи часто проводят время вместе. Это время для них важнее, чем время, посвященное индивидуальным друзьям и интересам. Однако сплоченность в таких семьях не достигает степени запутанности, когда пресекаются всякие различия.
Семьи нуждаются не только в балансе близости — раздельности, но и в оптимальном сочетании изменений внутри семьи со способностью сохранять свои характеристики стабильными. Несбалансированные по шкале гибкости системы склонны быть или ригидными, или хаотичными.
Система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие перед семьей в ее продвижении по стадиям жизненного цикла. Семья отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся ситуации (рождение, смерть членов семьи, взросление детей и отделение их от семьи, изменения в карьере, месте жительства и т.д.).
По Олсону, система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархизирована. Существует член семьи, который всем заведует и существляет контроль. Имеется тенденция к ограничению переговоров, большинство решений навязывается лидером. В ригидной системе роли, как правило, строго распределены, а правила взаимодействия остаются неизменными. Слишком незначительное количество изменений в системе ведет к высокой предсказуемости и ригидности поведения ее членов.
Хаотическое состояние система часто обретает в момент кризиса, например, при рождении ребенка, разводе, потере источников дохода и т.д. В таком состоянии семья может оказаться в тот или иной период времени. Проблемным оно становится, если система застревает в нем надолго. Такой тип системы имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому. Большое количество изменений приводит к непредсказуемости того, что происходит в системе.
Следующие два типа семейных структур считаются Олсоном сбалансированными. Системы структурированного типа отличаются некоторыми чертами демократического руководства, в частности, члены семьи способны обсуждать общие проблемы и учитывать мнение детей. Роли и внутирисемейные правила стабильны, однако существует некоторая возможность их обсуждения.
Гибкий тип семейной системы характеризуется демократическим стилем руководства. Переговоры ведутся открыто и активно включают детей. Роли разделяются с другими членами семьи и меняются, когда это необходимо. Правила могут быть изменены и соотнесены с возрастом членов семьи. Иногда, правда, семье может не хватать лидерства, и члены семьи завязают в спорах друг с другом, что, однако, не приводит к потере управляемости системы.
Обобщенная классификация структурных проблем:
1) Несбалансированность семейной системы в целом по шкалам близости и гибкости (иерархии), описываемая через дисфункциональные типы семейных структур в модели Олсона (см.выше)
2) Структуры, включающие в себя аутсайдеров, т.е. людей с низким социометрическим выбором. Например, один из детей рассматривается родителями как нелюбимый, или в семье живет бабушка, с которой остальные члены семьи находятся в состоянии войны. Такие структуры часто бывают поляризованы по принципу “свои — чужие”. Приписывая “плохие” качества одному из своих членов и “хорошие” — всем прочим, семья может поддерживать свою целостность как группы.
Перечисляемые далее пункты дополняют классификацию Олсона на основе применения понятия треугольника.
3) Межпоколенная коалиция. Все живые существа, способные к обучению, вынуждены организовываться и выстраивать иерархию. Группы могут иметь более чем одну иерархию в силу различных функций. Но существование иерархии является неизбежным, потому что оно заложено в природе организации. Причем иерархический порядок поддерживают все участники организации. Наиболее простая модель иерархии основывается на линиях, прочерчиваемых поколениями. Обычно семьи включают в себя не больше трех-четырех поколений. Традиционные семьи, например в Азии, как правило, имеют три четко выраженные статусные позиции. В западном мире в эпоху быстрых социальных изменений статус бабушек и дедушек стал ниже, обычно они имеют право совещательного голоса. “Если и существует фундаментальное правило социальной организации, то оно гласит: организация попадает в беду, когда коалиции складываются поперек уровней иерархии, особенно когда эти коалиции секретные” [Haley, 1976]. Когда руководитель выбирает фаворитов среди подчиненных, когда служащий объединяется с вышестоящим руководителем против своего непосредственного начальника и когда подобные ситуации становятся правилом, возникает организационная проблема и ее участники испытывают стресс.
Относительно семейных структур межпоколенные коалиции имеют следующие варианты:
а) Один из родителей образует устойчивую коалицию с ребенком против другого, дистанцированного родителя. В этом случае ребенок имеет возможность не выполнять требования последнего, так как его всегда поддержит другой родитель. В типичном случае — мать образует коалицию с ребенком, а отец находится на расстоянии.
б) Бабушка (дедушка) образует коалицию с ребенком против родителей. Часто встречающийся вариант в разведенных семьях, когда мать с ребенком живет в доме своей матери, представляет собой коалицию бабушки и ребенка против воспитательных мер матери.
в) Родитель объединяется с любимым ребенком, позволяя ему больше, чем другим детям, и вызывая у них ревность.
г) Один из супругов объединяется со своими родителями против другого супруга и т.д.
Коалиции помогают тем, кто чувствует себя слабым и не способным справиться с теми, кто кажется им сильнее. Они позволяют членам семьи совладать с низким самоуважением, уменьшить тревогу и контролировать третью сторону. Типичные последовательности взаимодействий, связанные с межпоколенными коалициями, рассматриваются в разделе 2.2.3.
4) Скрытая коалиция или испорченная триада. В этом случае наличие коалиции между участниками может не признаваться членами семьи. Обычно она возникает на основе совместного секрета через идентификацию двух членов семьи и часто выражается в подкреплении симптоматического поведения. Например, ребенок отказывается ходить в школу. Оба родителя согласны, что ему нужно учиться. Они вместе обсуждают эту проблему и планируют совместные действия. Отец отводит ребенка утром в школу, однако тот через полчаса сбегает домой. Мать, втайне сочувствуя ребенку и считая его чересчур робким, таким же, какой она сама была в детстве, разрешает ему остаться дома, принимает всерьез его жалобы на головную боль, укладывает в постель и кормит чем-нибудь вкусным. Когда вечером приходит отец, она говорит ему, что не смогла справиться с ребенком, и просит его уговорить ребенка ходить в школу. Коалиция здесь является скрытой, так как мать внешне солидарна с отцом и может даже поддерживать его требования. И если отец не будет выходить из себя и бить ребенка, то коалиция может так и остаться непроявленной.
5) Перевернутая иерархия. Это понятие описывает ситуацию, когда по каким-либо причинам статус ребенка в семье становится выше, чем статус одного или обоих родителей. Например, отец с дочкой могут вести себя как супруги и относиться к матери и остальным детям как к младшим в семье. Другой случай: когда один из родителей заболевает и теряет трудоспособность, тогда ребенок выступает в роли родителя по отношению к больному и остальным детям, отодвинув в сторону собственные чувства и желания. Такая позиция ребенка в литературе известна как “парентификация”. Иногда благодаря симптоматическому поведению ребенок может приобрести чрезмерное влияние в семье и регулировать супружеские взаимоотношения.
6) Отсутствие разницы в статусе среди детей. Несбалансированность иерархии в детской подсистеме может выглядеть или как чрезмерная ее иерархизированность, когда кто-то из детей обретает особый статус, становясь, например, чрезмерно ответственным за других детей и приобретая непосильные для него функции родителя), или как отсутствие в ней иерархической структуры.
Тема 3: Проблемы коммуникации
1.Примеры семейных гласных и негласных правил в семье, их функции и особенности.
Гласные правила предъявляются открыто, их можно обсуждать, о них можно спорить и их можно менять. Например: “Детям твоего возраста после 9 вечера гулять не разрешается”; “Вся семья должна по выходным собираться за обеденным столом”; “Не включай громкую музыку” и т.д.
Негласные правила также регулируют взаимоотношения, но открыто не рассматриваются и не обсуждаются. Если они упоминаются, то могут даже отрицаться наиболее приверженными к ним членами семьи.
По мнению Хейли, конфликт в браке сфокусирован на:
1) несогласии в правилах совместной жизни,
2) несогласии в том, кто устанавливает эти правила, и
3) попытках провести в жизнь правила, несовместимые друг с другом.
В рассматриваемой семье существуют гласные правила:
Для дочери-подростка:
— гулять можно до 10 вечера;
— предупреждать о необходимости покупки подарка друзьям на день рождения и подобных затратах заранее;
— выносить мусор, выгуливать собаку утром;
— спрашивать разрешение у папы;
Для папы:
— встречать жену или дочь в темное время или дождливую погоду;
— почистить обувь всех членов семьи вечером;
Для мамы:
— обеспечить семью обедом и собрать утром еду мужу на работу;
Для всех:
— звонить или посылать сообщение, если где-то задерживается;
— сообщать о дополнительных расходов на подарки коллегам и т.п.
— не ходить по квартире в уличной обуви;
Негласные правила:
— на картошку едут все члены семьи
— когда папа отдыхает, не шуметь
И т.д.
Эти правила направлены в основном на распределение обязанностей в семье, организацию семейного бюджета и показывают иерархию положения членов семьи.
Тема 4: Динамика семейной системы.
- «Различные подходы к классификации стадий жизненного цикла семьи»
Жизненный цикл семьи — законченный ряд и совокупность явлений, составляющая кругооборот в течение какого-то промежутка времени, присущие семье.
«Расстояние» от одного события до другого называется «стадией жизненного цикла».
Критерий |
Автор |
Стадии |
цикл семейной жизни — как организованный вокруг развития ребенка или по последовательности стадий родительства
|
Сорокин
|
|
пять семейных событий (заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей) |
Антонов |
|
изменения отдельных функций семьи, структуры семьи, способов внутрисемейной коммуникации |
Психологи-ческий подход |
|
типичные проблемы развития |
|
1. Период ухаживания. 2. Фаза проживания супругов без детей. (От начала проживания вместе или в браке до рождения первого ребенка). 3. Экспансия. (От рождения первого ребенка до рождения последнего. Семья с маленькими детьми). 4. Стабилизация. Фаза зрелого брака. (Период воспитания детей, продолжающийся до того момента, когда первый ребенок покидает дом). 5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом. 6. “Пустое гнездо”. (Супруги снова остаются одни после отъезда всех детей.) 7. Фаза, в которой кто-то из партнеров остается один после смерти другого
|
специфические задачи, выполнение которых соответствует определенной стадии жизненного цикла |
|
1) Период ухаживания — формирование идентичности; достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей; занятие адекватного возрасту статуса; развитие навыков ухаживания и привлечения партнера 2) Фаза жизни молодых супругов без детей — необходимо установить оптимальный для себя баланс близости/отдаленности, решить проблему семейной иерархии и сфер ответственности, установление границ семьи 3) Рождение детей и взаимодействие с ними — родители должны научиться справляться с множеством проблем, связанных с ребенком, и делать это самостоятельно 4) Фаза стабилизации. Трудности на зрелой стадии брака — приспособление к возрастным изменениям в самих супругах, необходимость ухода за престарелыми родителями супругов и переживание их смерти, кризис подросткового возраста детей 5) Фаза, в которой выросшие дети покидают дом 6,7) Последние стадии жизненного цикла (уход на пенсию и др.) |
- Критерии оценки специфики добрачного периода в работе семейного психолога и анализ истории развития отношений в знакомой паре на фазе ухаживания.
— как и когда произошло знакомство (место и ситуация знакомства)
— характер первых впечатлений друг о друге (эмоционально-положительные, отрицательные, индифферентные, амбивалентные)
— продолжительность периода ухаживания до заключения брака
— инициирование брачного союза
— время обдумывания брачного предложения, наличие ритуала помолвки,
— ситуация оформления брака (вынужденность),
— особенности сексуальных отношений партнеров до брака,
— отношение родителей к партнеру,
— особенности отношения родителей, друзей к решению партнеров заключить брак.
— переживание партнерами на протяжении периода ухаживания стрессогенных и фрустрирующих событий (смерть близкого человека, конфликты и серьезные неудачи в профессиональной и учебной деятельности и пр,).
Анализ истории:
Познакомились во время учебы в институте, учились в одной группе, первые впечатления эмоционально-положительные( симпатия, надежность, общность интересов и отношения к выбранной профессии), перипериод ухаживания два года до окончания института, достаточное время для обдумывания брачного предложения и построения планов совместной жизни (распределялись на работу в одно место), получили одобрение родителей, свадьба по плану, сексуальные отношения до брака (стали жить в одной комнате в общежитии), все поддерживали брак.
История добрачных отношений показывает, что были в целом выполнены задачи этого периода.
Ема 5: Семейная история
-
Таблица « Взаимосвязь порядка рождения, пола и разницы в возрасте между детьми в родительской семье с моделью поведения людей в супружеских отношениях».
Порядок рождения ребёнка в семье |
Особенности положения ребёнка в семье в зависимости от порядка его рождения. |
Особенности поведения родителей по отношению к данному ребёнку. |
Характерологические особенности формирующейся личности |
Старший |
Несет ответственность за поступки младших детей Главный помошник родителей Может участвовать в обсуждении семейных дел |
Большие требования со стороны родителей
|
ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие, склонен брать на себя часть родительских функций, часто становится лидером. рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любовью матери и часто сопровождается ревностью к сопернику. особенно мальчики, чаще других наследуют профессии отца и деда, и с ними семья в большей степени связывает успехи в карьере. психологической проблемой старших детей является тревога не оправдать ожидания родителей и других авторитетных фигур, им трудно рас-слабиться и получать удовольствие от жизни. |
Младший |
Обладает большим вниманием, опекой в семье, Но ограничен в допуске к делам старших |
может так навсегда и остаться малышом. К его достижениям родители, как правило, относятся менее требовательно Центр внимания родителей |
беззаботность, оптимизм и готовность принимать чужое покровительство часто вырабатывает манипулятивные пути достижения желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать |
Средний |
Может занимать позиции как старшего, так и младшего |
Меньше всего внимания (положительного и отрицательного хар-ра) со стороны родителей |
может демонстрировать характеристики как младшего, так и старшего или их комбинации. часто, если только он не является единственной девочкой или единственным мальчиком в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль в семейной системе. такие дети бывают лишены авторитета старших детей и спонтанности младших часто умеют вести переговоры и ладить с различными людьми
|
Единственный |
Может занять главное место, цель жизни семьи, «пуп земли» |
Обладает всем вниманием родителей и др.родственников и требует ещё или бунтует против него (крайности) |
часто очень тесно привязаны к родителям достаточно комфортно будет чувствовать себя в одиночестве наследует характеристики родителя того же пола может походить на маленького взрослого отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками в близком семейном контексте, опыта общения равных, опыта сотрудничества, определенная степень эмоционально-личностного эгоцентризма
|
- Типы совпадений жизненных событий в семейной истории
Люди организуют свое поведение внутри семейных систем в соответствии с поколением, возрастом, полом, структурными и коммуникативными параметрами системы.
Под ключевыми жизненными событиями понимаются рождения, смерти, заключение браков, разводы и временные разделения, переезды, серьезные заболевания, изменения во взаимоотношениях, в карьере, смена места работы и учебных заведений, серьезные неудачи и успехи и т.д. События, происходящие в одно и то же время в семейной истории и часто кажущиеся несвязанными, системно соотносятся и имеют глубокое влияние на семейное функционирование.
Типы совпадений жизненных событий в семейной истории:
а) Совпадение важного жизненного события в семье с началом развития симптома у какого-либо ее члена или с этапами его обострения. Типичным примером подобного совпадения является возрастная регрессия ребенка после рождения младшего братика или сестренки.
б) Группирование важных жизненных событий в переходный период между стадиями жизненного цикла. В этот период семьи особенно уязвимы к изменениям. Например, крах профессиональной карьеры отца может наложиться на переход между подростковым возрастом и фазой отделения ребенка от семьи и особенно ожесточить взаимоотношения отца с сыном, который пытается идти своим путем.
в) Синдром годовщины. Некоторые совпадения могут быть поняты как реакция на годовщину какого-нибудь важного или травматического события.
г) Совпадение ряда событий с рождением ребенка может сделать его положение в семье особым. Ребенок занял в своей семье исключительную роль, став для родителей заменой потерь (смерть близких и др.негативные моменты)
Тема 6: Функции симптоматического поведения в семейной системе
- Функции симптоматического поведения в семейной системе
Под симптоматическим поведением понимают широкий класс нарушений, включая психические симптомы, а также любое поведение, удовлетворяющее следующим условиям:
1) поведение пациента оказывает сравнительно сильное влияние на других людей;
2) оно непроизвольно и не поддается контролю со стороны пациента.
Пациент прибегает к каким-то крайностям или избегает делать что-то и одновременно указывает, что он не делает этого, так как не контролирует то, что происходит.
Смысл симптомов меняется в зависимости от того, что является единицей рассмотрения — индивид, диада или триада.
Симптоматическое поведение в семейной системе может выполнять две функции:
1).
Морфостатическую функцию, т.е. консервацию семейной системы в ее текущем состоянии. Так, ребенок может “заболеть” или у него появляется девиантное поведение как попытка уменьшить напряжение в браке своих родителей. Другой пример: супруги собираются разводиться из-за алкоголизма мужа. Жена подает на развод, но в этот момент он “случайно” ломает ногу, и она не может его бросить в таком состоянии. Симптом позволяет им избежать пугающих изменений. Муж несет “кару” за свое безобразное поведение и клянется исправиться. Жена снова принимает привычную для нее роль “спасителя” своего “слабого” партнера. Через некоторое время запои возобновляются и т.д.
2).
Морфогенетическую функцию, целью которой является изменение семейной системы, переход на другую стадию. Так, подросток может предпринять суицидальную попытку как крайнюю меру для того, чтобы получить больше жизненного пространства для самого себя и чтобы изменить жесткие семейные правила.
Симптоматическое поведение, во-первых, может быть воспринято как коммуникативная метафора, характеризующая некоторые групповые темы из ближайшего окружения пациента; во-вторых, оно представляет собой часть циркулярной коммуникативной последовательности; и, в-третьих, выполняет определенные функции в семейной системе.
Примеры симптоматического поведения как метафоры, отражающей групповое поведение членов семьи:
— непослушание, вызывающее поведение подростка-падчерицы, которая, не уважает отчима и не находит поддержку у родной матери;
— дети часто ссорятся в присутствии родителей и нормально сосуществуют, когда их нет рядом;
— у ребенка поднимается температура, если родители находятся в напряженных отношениях;
— отчим стал жестко следить за успеваемостью пасынка и контролировать траты супруги;
— у супруга начинает «жать сердце», если предлагаются более рациональные приемы выполнения обычных работ;
— у ребенка-любимца отца появились проблемы в школе в связи с предполагаемой командировкой родителя;
— ребенок прячется, когда родители ругаться, ждет, когда взрослые заметят его отсутствие;
— у детей учащается непослушание перед приездом бабушки;
— неприхотливый обычно к еде супруг недоволен готовкой жены, мотивируя тем, что мама готовит лучше;
— ребенок пасынок стал часто жаловаться на недомогание в связи с усилиями отчима вырастить из него настоящего мужчину.