самосознание личности.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы самосознания личности 4

1.1. Самосознание как особенность психики человека 4

1.2. Представление о самосознании в различных концепциях 9

1.3. Формирование самосознания в онтогенезе 15

Глава 2. Эмпирическое исследование самосознания личности 25

2.1. Организация исследования 25

2.2. Методы исследования 25

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 27

Заключение 31

Список литературы 32

Приложение 1 33

Приложение 2 35

Введение

Предметом изучения психологии является внутренний мир человека, его «душа», или психика. Достоверные знания о человеческой психике и ее адаптационных возможностях приобретают особую актуальность и научно-практическую значимость в условиях непрерывных социально-экономических и политических преобразований, происходящих в последние годы в нашей стране и в мире и предъявляющих все возрастающие требования к современному человеку. Среди многообразия проблем, обсуждаемых в современной психологии, всё больше внимания уделяется вопросам, связанных с самосознанием личности. Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирования его самосознания: процесс развития личности есть процесс развития самосознания.

Самосознание стоит в ряду наиболее важных и давно изучаемых пси-хических явлений, и психология добилась значительных успехов в его изучении. Тем не менее, существует множество проблем, связанных с исследованием самосознания личности, что, по мнению современных исследователей (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.Г. Спиркин и др.), связано это с тем, что человеческое «Я» упорно ускользает от научно-психологического анализа, не дава, вплотную приблизиться к нему для детального изучения. Это определило актуальность настоящего исследования.

Цель нашего исследования – изучить самосознание личности.

Достижение данной цели подразумевает решение следующих исследовательских задач:

1) Рассмотреть самосознание в структуре личности;

2) Рассмотреть структуру самосознания.

2) Эмпирически исследовать самосознание личности адекватными психодиагностическими методами.

Метод исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследвования, эмпирические методы – тестирование, беседа.

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы самосознания личности

1.1. Самосознание как особенность психики человека

8 стр., 3824 слов

Личность в исследованиях отечественных и зарубежных психологов

... по проблеме исследования. Проведен сравнительный анализ теорий личности. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав , заключения и списка литературы. Глава I.Личность. Теории личности Понятие «личности» является ... ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Эго служит основой нашего самосознания. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, когда-то ...

Психика – это свойство высокоорганизованной материи, заключаю-щееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и в целесообразной регуляции собственного поведения и деятельности на основе формируемого при этом психического образа [17, C. 14]. Из этого определения следует, что основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности. Отражение представляет собой способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отражения зависит от формы существования материи. В природе существует три основных формы отражения. Низшему уровню организации жизни соответствует физическая форма отражения, характерная для взаимодействия объектов неживой природы. Более высокому уровню соответствует физиологиче-ская форма отражения. Третий (высший) уровень организации жизни имеет форму наиболее сложного и развитого психического отражения со специфической для человеческой психики наивысшей ступенью отражения – сознанием [10, С. 23].

Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который обладает способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Человек – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo Sapiens и наделенное сознанием, то есть способн……

Список литературы

1. Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития самосознания [Текст] / Б.Г. Ананьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб. : ЛитРес, 2009. – 464 с.

2. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. – М. : Наука,1990. – 324 с.

3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М. : Речь, 2007. – 334 с.

4. Белановская, О. В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольни-ков [Текст] / О.В. Белановская. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 102 с.

5. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста [Текст] / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31-38.

6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб. : ЛитРес, 2009. – 464 с.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких ... понимают «рефлексирующего» индивида. Рефлексия - своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, взаимоотображение. Его содержанием является субъективное воспроизведение ...

7. Залученова, Е. А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности: Автореф. дис. … канд. психол. н. [Текст] / Е.А. Залученова. – М., 1995. – 24 с.

8. Колышко, А. М. Психология самоотношения [Текст] / А.М. Колышко. – Гродно : Изд-во ГрГУ, 2004. – 102 с.

9. Кон, И. С. В поисках себя : личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб. : ЛитРес, 2009. – 464 с.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М., 1982.

11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: 2 т. – Т. I. [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 290 с.

12. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с.

13. Мерлин, В. С. Собрание сочинений. Т. 1. Вопросы развития социального мировоззрения у детей [Текст] / В.С. Мерлин. – Пермь : Изд-во ПСИ, 2006. – 332 с.

14. Мид, М. Культура и мир детства [Текст] / М. Мид. – М. : Наука, 1988. – 429 с.

15. Мухина, В. С. Возрастная психология : Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2009. – 640 с.

16. Немов, Р. С. Психология [Текст] : Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: 4-е изд. / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 688 с.

17. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М. : «Академия», 2001. – 512 с.

18. Общая психология : учебник для студентов педагогических институтов [Текст] / под ред. А.В. Петровского. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: МПСИ, 2007.

19. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. – СПб.: Издательство СПбГУ, 1997.

20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубин-штейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

21. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин // Психоло-гия личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб. : ЛитРес, 2009. – 464 с.

22. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб. : ЛитРес, 2009. – 464 с.

23. Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию [Текст] / В.А. Янчук. – Минск : АСАР, 2005. – 416 с.