Решетников а.В

Социология медицины: руководство.

УДК [316:61](035.3)

ББК 60.561.6я81

Р47

Решетников А.В.

Р47 Социология медицины: руководство. — М. : ГЭОТАР_Медиа, 2010. — 864 с. : ил.

Права на данное издание принадлежат издательской группе «ГЭОТАР_Медиа». Воспроизведе_

ние и распространение в каком бы то ни было виде части или целого издания не могут быть

осуществлены без письменного разрешения ООО Издательская группа «ГЭОТАР_Медиа».

Isbn 9785970418291

© Решетников А.В., 2010

© ООО Издательская группа «ГЭОТАР_Медиа», 2010

© ООО Издательская группа «ГЭОТАР_Медиа»,

оформление, 2010

ISBN 978_5_9704_1829_1

Книга является вторым, дополненным изданием руководства академика РАМН, доктора медицинских наук, доктора социологических наук, профессора А.В. Решетникова

«Социология медицины». В руководстве проанализированы эволюция, место и перспективы развития социологии медицины в системе современного научного знания и практике функционирования социальных систем. Представлены систематические знания по важнейшим разделам и направлениям социологии медицины, которые дают представление о преемственности формирования медико-социологических концепций, теорий и моделей медицины и здравоохранения, закономерностях постановки и исследования медико-социологических проблем, научном инструментарии, правилах оценки результатов научной и практической деятельности в системе охраны здоровья.

12 стр., 5614 слов

1.Социология г. Спенсера

План: Социология Г. Спенсера…………………………………3 Развитие системных идей в социологии………………..8 Структурный функционализм………………………….15 Список использованной литературы…………………..18 Спенсер Герберт (1820-1903) - выдающийся английский философ и социолог, сторонник позитивизма и эволюционизма в естествознании Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое ...

Для организаторов здравоохранения, социологов, студентов медицинских и социологических факультетов, аспирантов, преподавателей и научных специалистов в области социологии медицины.

Из середины пиона

Медленно выползает пчела…

О, с какой неохотой!

Мацуо Басё

(1644—1694)

Уважаемые читатели!

Это издание посвящено 50-летию автора – академика Российской

академии медицинских наук, доктора медицинских наук, доктора социологических наук, профессора Андрея Вениаминовича Решетникова.

Своей научно-педагогической и организаторской деятельностью Андрей Вениаминович вносит большой вклад в практическое здравоохранение РФ. Общепризнано лидерство Андрея Вениаминовича в изучении закономерностей формирования и сохранения здоровья различных социальных и профессиональных групп населения; решении прикладных социальных проблем здоровья; повышении эффективности социально-экономического прогнозирования и долгосрочного планирования развития системы здравоохранения в современных социально-экономических условиях.

Выдающийся руководитель и организатор здравоохранения, А.В. Решетников стоял у истоков зарождения и становления в РФ системы обязательного медицинского страхования, разработал и научно обосновал методологию социально-экономической защиты населения в деле охраны здоровья. А.В. Решетников — автор фундаментального трехтомного руководства «Управление, экономика и социология медицинского страхования» (ГЭОТАР-Медиа, 2001-2002), являющего настольной книгой для организаторов здравоохранения РФ.

Основные научные исследования Андрея Вениаминовича, направленные на изучение закономерностей формирования ценностных отношений у различных слоев населения к здоровью, болезни и медицинскому обслуживанию, медицине и организации здравоохранения, заложили основы российской школы социологии медицины. Им разработана методология проведения медико-социологических исследований, предложены конкретные рекомендации по анализу социальных взаимоотношений в системе охраны здоровья.

10 стр., 4889 слов

Медицина новейшего времени

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра общественного здоровья и здравоохранения (XX в.). Рекомендации к семинарским занятиям для студентов 1 курса высших медицинских учебных заведений всех факультетов Гомель 2007 Составитель: Петрова, Н.П. Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре ...

Академик А.В. Решетников — автор единственного в РФ учебника «Социология медицины» (ГЭОТАР-Медиа, 2006), главный редактор единственного в РФ научно-практического журнала «Социология медицины», в котором публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по специальности 14.02.05 «социология медицины».

Мы от всей души поздравляем Андрея Вениаминовича с юбилеем, желаем ему здоровья и дальнейших творческих успехов.

Коллектив Издательской группы «ГЭОТАР- Медиа»

Содержание

От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Список используемых сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Раздел I. Предметная область социологии медицины. . . . .21

Глава 1. Цели и задачи социологии медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

1.1. Медико-социологическая точка зрения на медицину, здравоохранение, систему охраны здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

1.2. Современная медико-социальная ситуация в научной дисциплине . . . . . . 30

1.3. Кризис научной парадигмы социологии медицины доперестроечного периода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

1.4. Методология анализа институциональных изменений как основа новой научной парадигмы отечественной социологии медицины . . . . . . . . . . . . . . . . 37

13 стр., 6210 слов

Социология личности 10

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ДИВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. 1.СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим ...

1.5. Основные прикладные задачи социологии медицины

в исследовании медико-социальных процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

Глава 2. Методология выделения объекта и предмета социологии медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51

2.1. Формирование предметной области социологии

медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51

2.2. Социология медицины и социальная гигиена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57

2.3. Социология медицины и социология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63

2.4. Предмет и объект в социологии медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65

Глава 3. Закономерности гносеологической деятельности в социологии медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74

3.1. Уровни медико-социологического познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74

3.2. Эмпирическая схема объекта в социологии медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . 78

3.3. Объекты медико-социологической теории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83

3.4. Философские и мировоззренческие установки познания . . . . . . . . . . . . . . . 85

3.5. Медико-социологический факт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89

3.6. Медико-социологическая проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98

Глава 4. Институциональный анализ в социологии медицины . . . . . . . . . 111

4.1. Основные научные направления в социологии медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111

4.2. Медико-социологические характеристики институциональных изменений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116

12 стр., 5762 слов

1.1. Предмет и задачи курса социологии

11 Предмет курса социологии. Соц-ия – отрасль науки о человеч поведении, ставящая целью раскрытие причинно – следствен связей в процессе соц отклонений между людьми, взаимод между людьми и группами. Соц-ия включ изучение традиций, структуры соц институтов, возникающих в ходе взаимод сил, котор их объедин или ослабл. Соц-ия исследует базисные хар-ки человеч общ-ва в локальном и мировом масштабах, ...

4.3. Социокультурные аспекты институциональных изменений медицины и здравоохранения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118

4.4. Институциональные изменения в деятельности по предоставлению медицинских услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121

4.5. Социально-психологические аспекты институциональных изменений поведения медико-социальных групп по вопросам укрепления, поддержания здоровья и профилактики заболеваний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124

4.6. Институциональные изменения в управлении здравоохранением (социологический подход к проблеме) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .127

Раздел II. Место социологии медицины в системе научного знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133

Глава 5. Этапы становления отечественной и зарубежной социологии медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134

5.1. Периодизация в развитии социологии медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134

5.2. Особенности развития отечественной социологии медицины . . . . . . . . . . 140

Глава 6. Междисциплинарный научный подход как методологический принцип социологии медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148

6.1. Понятие междисциплинарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148

6.2. Междисциплинарная парадигма социологии медицины . . . . . . . . . . . . . . .149

6.3. Социология медицины и исследование междисциплинарных проблем . . .153

Глава 7. Научные школы социологии медицины . . . . . . . . . . . . . . . . 155

7.1. Становление западных школ социологии медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . .155

7 стр., 3204 слов

Социология 23

Понятие семьи и брака Простые социальные институты – организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечи-вающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ...

7.2. Особенности научной исследовательской традиции в отечественной социологии медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164

7.3. Современные центры социологии медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .170

Глава 8. Основные достижения и перспективы социологии медицины . . 173

8.1. Социология медицины и развитие системы охраны здоровья . . . . . . . . . . 173

8.2. Социально-экономические аспекты современных тенденций развития социологии медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176

8.3. Методологическая и методическая обеспеченность медико-социологических исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .179

8.4. Новые горизонты в постановке социально значимых медико-социологических проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183

Раздел III. Сравнительный институциональный анализ концепций болезни, здоровья в моделях и теориях личности и общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189

Глава 9. Биомедицинская модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190

9.1. Концептуальные основы биомедицинской модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190

9.2. Биомедицинская модель и доктрина социальной патологии . . . . . . . . . . . 194

Глава 10. Политэкономическая модель болезни и здоровья. . . . . . . 201

10.1. Основные идеи политэкономической методологии . . . . . . . . . . . . . . . . . 201

10.2. Медико-социологические представления о политэкономической модели риска и здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .209

Глава 11. Теории социального согласия, конфликта и ролевые социальные модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214

11.1. Взаимосвязь между структурой общества, состоянием здоровья и различиями в состоянии здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214

13 стр., 6434 слов

Организацию управления системой здравоохранения осуществляют органы управления здравоохранением

Государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать ...

11.2. Медико-социальные идеи теорий согласия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216

11.3. Место медицины в модели общества Т. Parsons . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220

11.4. Место здоровья и болезни в теориях социального конфликта . . . . . . . . .224

11.5. Конфликт как универсальный механизм социального регулирования . . 227

11.6. Теории социального действия и ролевых социальных моделей . . . . . . . .230

Глава 12. Феминизм и его модели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234

12.1. Гендерные проблемы в социологии медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .234

12.2. Феминистская точка зрения на роль мужчин и женщин в социальной культуре общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235

12.3. Гендерная модель структуры общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .240

12.4. Гендерные аспекты здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242

12.5. Гендерная модель структуры личности . . . . . . . . . . . . . . . 246

Глава 13. Психоаналитические модели структуры личности . . . . . 250

13.1. Теории психоанализа Фрейда, Адлера, Юнга . . . . . . . . . . 250

13.2. Современные нейрофизиологические модели структуры личности и психоанализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254

13.3. Психоанализ и социология медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .260

13.4. Современные техники психоанализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .262

Глава 14. Феноменология и социальный конструкционизм . . . . . . . 265

14.1. Феноменологическая модель персонологических представлений . . . . . . 265

14.2. Социальный конструкционизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .270

Глава 15. Интеракционизм и медико-социологические исследования . . . 276

15.1. Концептуальные основы интеракционистского подхода . . . . . . . . . . . . . .276

15.2. Роль творческого субъекта в восприятии болезни, смысла социальных взаимодействий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278

15.3. Общественный медико-социологический контроль . . . . . . . . . . . . . . . . . 280

15.4. Институциональность «церемониального порядка» в здравоохранении как предмет интеракционистской методологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .281

15.5. Причины стремления человека выглядеть «здоровым» . . . . . . . . . . . . . . 286

15.6. Социология эмоций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287

Глава 16. Медицинская антропология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291

16.1. Развитие и взаимодействие антропологических наук . . . . . . . . . . . . . . . .291

16.2. Медицинская антропология как раздел социологии медицины . . . . . . . . 296

Глава 17. Социологическая теория и социология медицины . . . . . . 302

17.1. Общество как социокультурная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .302

17.2. Социальная структура общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .309

17.3. Институциональные формы построения общественной жизни . . . . . . . . 315

17.4. Личность и общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .325

17.5. Социализация и социальное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .329

17.6. Девиантное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .333

17.7. Социальный контроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341

Раздел IV. Институциональные изменения медицины и здравоохранения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349

Глава 18. Сравнительный анализ медико-социальных систем . . . . 350

18.1. Медицинская система как отражение ценностей

социальной структуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350

18.2. Медицина как адаптивная социальная система . . . . . . . . 353

18.3. Географические аспекты деятельности медицинских

систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355

18.4. Политические аспекты и медицинские системы . . . . . . . 355

18.5. Парадигмы лечебных задач медицинской системы . . . . . 356

Глава 19. Способы образования медицинских систем . . . . . . . . . . . 360

19.1. Типы и классификация медицинских систем . . . . . . . . . . 360

19.2. Симпатрические медицинские системы . . . . . . . . . . . . . . 361

19.3. Плюралистические медицинские системы . . . . . . . . . . . . 365

19.4. Народная, популярная и профессиональная

медицина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368

19.5. Этномедицина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371

19.6. Альтернативная медицина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373

19.7. Индустриальные и постиндустриальные модели

медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375

Глава 20. Институциональные изменения социокультурного паттерна здоровья и болезни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381

20.1. Здоровье и болезнь человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381

20.2. Социальное окружение индивидуума как фактор этиологии заболеваний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388

20.3. Семья, брак и их влияние на заболевания . . . . . . . . . . . . . 395

20.4. Работа и ее влияние на здоровье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404

20.5. Образ жизни как фактор обусловленности здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . .413

20.6. Самосохранительное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422

Глава 21. Современные социальные изменения в общественном здоровье и моделях медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430

21.1. Общественное здоровье современной цивилизации . . . . . . . . . . . . . . . . . 430

21.2. Влияние экономических спадов на здоровье популяции . . . . . . . . . . . . . .432

21.3. Медико-социологические исследования процесса депопуляции в современной России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 436

Глава 22. Организационно-экономическая база современного здравоохранения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443

22.1. Здравоохранение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443

22.2. Государственное, страховое и частное здравоохранение . . . . . . . . . . . . .447

22.3. Структура организационных форм и служб здравоохранения . . . . . . . . . 452

22.4. Всемирная организация здравоохранения и другие международные медицинские организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456

Раздел V. Социальное управление в здравоохранении с позиции социологии медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 461

Глава 23. Принципы и методы социального управления в здравоохранении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462

23.1. Предмет социологии медицины и исследование принципов и методов управления в здравоохранении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462

23.2. Здравоохранение как организационная система . . . . . . . 471

23.2.1. Организационная система как социальная организация . . . . . . . . . . . . 471

23.2.2. Организационно-целевой аспект функционирования организаций . . . .478

23.2.3. Методология построения организационных систем здравоохранения .481

23.2.4. Управленческие отношения в здравоохранении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .485

23.2.5. Функции управления в системе здравоохранения . . . . . . . . . . . . . . . . . .488

23.3. Механизмы и инструменты социально ориентированного управления . .494

23.4. Управленческие отношения в здравоохранении . . . . . . . 498

Глава 24. Социальный маркетинг в здравоохранении . . . . . . . . . . . . 507

24.1. Социальный маркетинг как вид социально ориентированного управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .507

24.2. Маркетинг в системе охраны здоровья населения Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 512

24.3. Маркетинг медицинских услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 520

24.4. Теневой рынок медицинских услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 531

Глава 25. Корпоративные методы управления в здравоохранении . . . 536

25.1. Счета здравоохранения как форма бюджетного управления . . . . . . . . . . 536

25.2. Организационно-экономическое управление. . . . . . . . . . 538

25.3. Управление корпоративными знаниями . . . . . . . . . . . . . . 542

25.4. Процессное управление в здравоохранении . . . . . . . . . . . 545

25.4.1. Управление качеством на основе международных стандартов качества ИСО 9000 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 545

25.4.2. Методология процессного управления . . . . . . . . 546

Глава 26. Структура, цель и содержание управленческого воздействия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .552

26.1. Управленческий цикл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 552

26.2. Технология разработки управленческого решения . . . . . 557

26.2.1. Ситуационный анализ управленческих проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . .557

26.2.2. Контроль в управлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 567

26.2.3. Ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 570

Глава 27. Сложные ситуации в управлении здравоохранением . . . . . . . . . 574

27.1. Конфликты в медицинских учреждениях и их значение в социальном управлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .574

27.2. Психосоциальные механизмы конфликта . . . . . . . . . . . . . 578

27.3. Динамика конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 581

27.4. Основные направления профилактики конфликта в коллективе медицинского учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 583

27.5. Формы разрешения конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 586

Глава 28. Работа с медицинским персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 591

28.1. Управление персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 591

28.2. Оценка деятельности персонала медицинского учреждения . . . . . . . . . . 594

Глава 29. Медико-социологический мониторинг . . . . . . . . . . . . . . . . 601

29.1. Особенности формирования и проявления общественного мнения . . . . .601

29.2. Основные подходы в построении медико-социологического мониторинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 604

29.3. Выбор приоритетов медико-социологического мониторинга . . . . . . . . . .608

Глава 30. Информатизация и автоматизация процессов управления в здравоохранении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 617

30.1. Информационная революция в технологиях управления . . . . . . . . . . . . . 617

30.2. Современные и перспективные технологии информационного обеспечения управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 622

Раздел VI. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ

МЕДИЦИНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 627

Глава 31. Социология здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 628

31.1. Здоровье как научное понятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .628

31.2. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины . . . . . . . . . . . . . 636

31.3. Показатели оценки состояния здоровья населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 644

31.4. Комплексные показатели здоровья населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .656

Глава 32. Социология медицинской профессии . . . . . . . . . . . . . . . . . 664

32.1. Методологические аспекты медицинской профессии . . . . . . . . . . . . . . . .664

32.2. Медицинская профессия в историческом контексте . . . 681

32.3. Деонтология и биомедицинская этика . . . . . . . . . . . . . . . . 688

32.4. Врач и общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 691

32.5. Врач—пациент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 695

32.6. Семейный врач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 714

32.7. Морально-этические аспекты рыночных взаимоотношений врача и пациента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 716

32.8. Медико-этические проблемы формирования

гражданско-правовых отношений при оказании

медицинской помощи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 720

Глава 33. Социология медицинской науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 725

33.1. Объект и предмет социологии медицинской науки . . . . . 725

33.2. Проблемы взаимодействия медицинской науки

и общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 731

33.3. Коллективные и индивидуальные особенности научной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 736

33.4. Научная школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 740

33.5. Междисциплинарность как организационная

норма научной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 747

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 754

Посвящаю моим самым близким

Эта книга является вторым изданием руководства, дополненным и переработанным с учетом появления и развития новых актуальных направлений не только в отечественной, но и в мировой науке — социологии медицины. Научные предпосылки к написанию первого варианта родились еще в период нашей работы над кандидатской диссертацией. Исследования были продолжены в процессе многолетней деятельности в системе охраны здоровья и длительного изучения важнейшего социального института общества — медицины, как в России, так и за рубежом. Окончательный вариант этой книги сформировался в результате систематизации материалов медико-социологических исследований для учебного курса «Социология медицины», который сегодня в качестве одного из основных преподается на гуманитарных факультетах многих вузов страны. Собственно, и сама книга выросла из лекционного курса, читаемого нами более 10 лет в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова*.

Понимая, что нам и во втором издании, возможно, не удалось избежать фрагментарности в изложении отдельных вопросов и проблем, надеемся, что это объективная закономерность, которая в процессе поиска объединяющей научной парадигмы свойственна современному этапу развития социологии медицины. Сегодня социология медицины вступила в новый этап своего развития, происходит переоценка многих ее подходов и направлений, по-новому трактуются политические и культурные изменения в системе охраны здоровья. Именно на этом этапе возникает необходимость оценить вклад, который эта наука вносит в понимание социальной природы современной деятельности на благо здоровья.

Надеемся, что руководство окажется полезным при подготовке специалистов по социологии медицины, от квалификации которых зависит не только успешное развитие науки, но и дальнейшее преобразование российской системы охраны здоровья.

Я чрезвычайно признателен редакциям журналов «Экономика здравоохранения», «Вестник обязательного медицинского страхования», способствовавшим публикации в 1998—2002 гг. цикла статей по проблемам социологии медицины. Я благодарен за большой вклад в развитие и популяризацию российской социологии медицины моим коллегам — членам редакционного совета журнала «Социология медицины», единственного в РФ научно-практического журнала, в котором с 2002 года публикуются основные научные результаты диссертаций на

* В настоящее время — Первый МГМУ им. И.М. Сеченова соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по специальности 14.02.05 «социология медицины».

Мне хотелось бы выразить свою благодарность за поддержку в становлении научной дисциплины ведущим российским ученым Ю.П. Лисицыну, Л.А. Ильину, В.И. Покровскому, В.А. Труфакину,

М.А. Пальцеву, О.П. Щепину, В.А. Княжеву, В.И. Добренькову, Н.Ф. Измерову, А.М. Сточику, И.Н. Денисову, В.3. Кучеренко, В.А. Мансурову и многим, многим специалистам и преподавателям, помогавшим своими ценными советами и замечаниями. Надеюсь, книга заинтересует вас, а ее автор обязуется и в дальнейшем учитывать отзывы и предложения при выпуске следующего издания.

А.В. Решетников

Введение

Социология медицины вступила в новый этап своего развития, на

котором происходит переоценка многих ее подходов и направлений,

дается новая интерпретация политических и культурных изменений

в системе охраны здоровья. Получению новых и, вполне возможно,

неординарных, важных для общества решений способствуют смена

научных парадигм, методологический плюрализм и междисциплинар-

ный подход, позволяющий интерпретировать разные методы и мето-

дологии.

В обстановке преобразований общественной формации и связанных

с этим социальных изменений очень важно комплексно рассматри-

вать происходящие процессы модернизации медицины — важнейшего

социального института общества. Важно своевременно учитывать весь

спектр влияний социальных действий и их последствий на развитие

медицинской науки и образования, организацию медицинской помо-

щи, изменения мобильности населения и всей системы охраны здоро-

вья страны в целом.

На этом этапе необходимо оценить тот вклад, который социология

медицины внесла в понимание социальной природы современной

деятельности на благо здоровья. Для отечественной социологии меди-

цины проблема выбора касается и пересмотра теоретических дилемм,

и отбора социально значимых медико-социологических направлений

исследований.

В новых социально-экономических условиях становятся очевид-

ными важность и необходимость придания отечественной социоло-

гии медицины нового импульса. Социологию медицины интересует

целостная личность в контексте ее медико-социального окружения;

именно эта наука может внести важный вклад в адекватное вос-

приятие и понимание проблемы болезни и здоровья в современном

обществе. В отечественной социологии медицины для этого имеется

необходимый потенциал. Отдельные отечественные исследования и

разработки, осуществленные за последние десятилетия, соответствуют

современному уровню исследований, проводимых в этой области в

европейских странах и США. За истекшее десятилетие в стране защи-

щены 21 докторская и 165 кандидатских диссертаций по социологии

медицины.

Главная цель данного руководства — представить социологию меди-

цины как научную дисциплину. Как правило, общий подход к соци-

ологии медицины сводится к базовым категориям социологии, кото-

рые наполняются тем или иным медико-социальным содержанием.

17

Совершенно отказываться от подобного медико-социологического

«реинжиниринга» основных понятий социологии едва ли возможно

и вряд ли целесообразно. Однако нужно понимать, что данный под-

ход — рассматривать социологию медицины в качестве практического

приложения социологических теорий — в конечном счете подменя-

ет предмет социологии медицины, которая имеет свою предметную

область и не сводится к политическим и экономическим теориям

социологии общества.

Современные методы медико-социологического познания стремятся

к учету всех достижений социально-гуманитарного знания, в том числе

достижений информатики, кибернетики, синергетики, теории систем,

теории катастроф, существенно обогативших все науки. Большинство

методов социологии медицины является инструментами теоретико-

эмпирического исследования. В процессе применения социологичес-

ких понятий в сфере охраны здоровья социология медицины вырабо-

тала свою собственную логику и свои собственные модели, которые

должны быть выделены и описаны.

В нашей стране пока еще не очень значителен опыт преподавания

социологии медицины. Традиционным в российском медицинском

образовании является обучение студентов основам общественного

здоровья и организации здравоохранения с включением в их канву

материалов о социологических исследованиях, проводимых по тем или

иным вопросам. Поэтому в сфере медико-социологического образова-

ния существует острая потребность в научных публикациях, в которых

бы органично соединялись: а) ведущие западные теории и парадигмы,

составляющие классическое наследие мировой социологии медицины;

б) лучшие эмпирические исследования и теоретические наработки

советского и постсоветского периодов, составляющие золотой фонд

отечественной социологии медицины; в) анализ медико-социологи-

ческих проблем, возникающих в текущей российской реальности, и

осмысление динамики процессов и явлений, причин и следствий.

В руководстве изложено содержание важнейших разделов и направ-

лений исследования социологии медицины, без которых невозмож-

но представить себе процесс социализации медико-социологического

знания.

Первый раздел руководства посвящен определению предмета соци-

ологии медицины, описанию объекта и предмета, закономерностям

познания медико-социологических явлений, типологии институцио-

нальных изменений в системе охраны и укрепления здоровья.

Во втором разделе рассматриваются эволюция и место социологии

медицины в системе современного научного знания и практике функ-

Введение

18

ционирования социальных систем, основные перспективы ее развития,

характеристика междисциплинарности социологии медицины как ее

руководящего методологического принципа.

В третьем разделе предметом исследования становятся модели и

концепции болезни и здоровья. Проводится сравнительный институ-

циональный анализ моделей болезни и концепций развития систем

здравоохранения. Исследуются социологические истоки науки – соци-

ологии медицины. Становление и развитие основных концепций соци-

ологии, социальной психологии рассматриваются с точки зрения идей

и принципов социологии медицины. Раскрываются основные понятия

социальной и экономической институализации в свете классических

направлений социологических теорий — марксизма, функционализма

и веберианства и их отражения в моделях социологии медицины.

Четвертый раздел посвящен институциональным изменениям меди-

цины и здравоохранения как социальной сферы общества. Важное

место отведено институциональным изменениям в социокультурном

паттерне здоровья и болезни, врача и пациента.

В пятом разделе руководства рассматриваются медико-социологи-

ческие проблемы управления здравоохранением, исторические типы

медицинских организаций и учреждений и основные способы управле-

ния ими. Анализируются организационная, финансовая и экономичес-

кая составляющие среды, в рамках которой формируются рациональ-

ные социальные действия, исследуются морально-этические проблемы

системы охраны и укрепления здоровья в условиях рыночной эконо-

мики.

Заключительный — шестой раздел руководства посвящен изучению

актуальных направлений науки — социологии здоровья, социологии

медицинской профессии и социологии медицинской науки.

В руководстве акцент делается не на описании разделов социо-

логии медицины, а на анализе, не на расширении кругозора, а на

выяснении причин успеха и неудач познавательной и внедренческой

деятельности в медицине и здравоохранении. Цель такого подхода —

дать представление об исторической преемственности формирования

медико-социологических концепций, теорий и моделей медицины и

здравоохранения, закономерностях постановки и исследования меди-

ко-социологических проблем, правилах оценки результатов научно-

практической деятельности в системе охраны и укрепления здоровья с

использованием стандартных и новых научных инструментов, теорий

и методов.

Подобная логика изложения материала избрана не случайно, пос-

кольку характерна для основных фундаментальных курсов научной

Введение

19

дисциплины практически всех научных школ, имеющих собственные

исследовательские традиции. Структура и способ изложения материала

предполагают привлечь внимание тех, кто никогда профессионально

социологией медицины не занимался, и тех, кто, являясь профессиона-

лом-социологом, не сталкивался с медицинской спецификой. Поэтому

медико-социологический материал представлен на разных уровнях:

начальная теоретико-методологическая база социологии медицины,

ее социологическая основа и систематический исследовательский про-

цесс этой научной дисциплины.

Руководство ориентировано прежде всего на анализ российского

опыта реформирования здравоохранения, использующий в том числе и

западные классические теории социологии медицины и в равной мере

опирающийся на отечественную социологию, общественное здоровье

и здравоохранение, другие науки.

Уже сегодня социология медицины стала наукой, результаты иссле-

дований которой активно используют исследователи-медики, соци-

ологи, врачи и пациенты, политики и менеджеры здравоохранения.

Поэтому в руководстве кроме анализа фундаментальных проблем соци-

ологии медицины приводятся обобщенные результаты теоретических и

эмпирических исследований в системе охраны здоровья, социологии,

демографии, экономики, теории управления и других, изложенных в

сотнях отечественных и зарубежных научных трудов.

Введение

Список используемых сокращений

АПУ — амбулаторно-поликлиническое учреждение

АРМ — автоматизированное рабочее место

АСУ — автоматическая система управления

БМУ — бюджетное медицинское учреждение

ВВП — внутренний валовой продукт

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения

ДМС — добровольное медицинское страхование

ЖПЖ — желаемая продолжительность жизни

ИБС — ишемическая болезнь сердца

ИПЖ — идеальная продолжительность жизни

ИФЗ — индекс физического здоровья

КИС — корпоративная информационная система

КМК — коммерческая медицинская компания

ЛПУ — лечебно-профилактическое учреждение

МСМ — медико-социологический мониторинг

ОМС — обязательное медицинское страхование

ПД — представления о том, что значит «прожить долго»

СМО — страховая медицинская организация

СПЖ — средняя продолжительность жизни

ТПРБ — тенденция принимать роль больного

ЦНС — центральная нервная система

ЧМП — частная медицинская практика

Раздел I

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ

Глава 1. Цели и задачи социологии

МЕДИЦИНЫ

1.1. Медико-социологическая точка зрения

на медицину, здравоохранение, систему

охраны здоровья

Медицина – система научных знаний и практической деятельности,

целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, про-

дление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека.

Для выполнения этих задач медицина изучает: строение и процессы

жизнедеятельности организма человека в норме и при патологии;

факторы природной и социальной среды в аспекте их положительного

или отрицательного влияния на состояние здоровья людей; собственно

болезни человека (их причины, механизмы возникновения и развития,

признаки), а также возможности использования различных физиче —

ских, химических, биологических факторов и технических устройств

для предупреждения, обнаружения и лечения заболеваний1.

Здравоохранение – система общественных и государственных соци-

ально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на

сохранение и улучшение здоровья населения2.

Система охраны здоровья – совокупность взаимодействующих пра-

восубъектов и институтов общества, организованных с целью осу-

ществления политических, экономических, правовых, социальных,

научных, медицинских, санитарно-гигиенических мер, направленных

на сохранение, поддержание, укрепление здоровья граждан и профи-

лактику заболеваний.

Сегодня в системе охраны здоровья осуществляются государствен-

ные, общественные и другие мероприятия, направленные на борьбу с

болезнями, охрану и улучшение здоровья населения страны, которые

включают в себя организационные, экономические, политические

меры. Если за предыдущие периоды развития этой важнейшей состав-

ляющей части социальной сферы были сформированы система норм и

ценностей, мотивации, правила поведения людей, которые регулиро-

вали общественные отношения в отрасли и способствовали развитию

и определению политики в области здравоохранения, медицинской

науки и медицинской индустрии, то в настоящее время существует

1 Цит. по: Малая медицинская энциклопедия / под ред. В.И. Покровского. — М.,

1992. – Т. 3. – С. 203.

2 Там же. – Т. 1. – С. 375.

23 Раздел I. Предметная область социологии медицины

настоятельная потребность в поиске ответов на вопросы: как изме-

нились эти отношения в системе охраны здоровья, как это влияет

на состояние дел в социальной сфере общества, каковы дальнейшие

прогнозы? На эти и другие вопросы должна дать ответ наряду с дру-

гими науками социология медицины, о чем и идет речь в настоящем

разделе.

До 1970–1980-х гг. успех здравоохранения можно было объяснить

его совершенной профессиональной организацией в деле предупреж-

дения острых инфекционных заболеваний. Под воздействием социаль-

но-экономических перемен, научных достижений и организационных

решений произошли существенные изменения в состоянии здоровья

населения, уменьшении заболеваемости, смертности и других показа-

телях. Ликвидированы многие инфекционные и паразитарные болез-

ни, имевшие массовое распространение и являвшиеся ранее главной

причиной смертности в экономически развитых странах (например,

чума, оспа и др.), сократилась заболеваемость детскими инфекциями.

С развитием программ общественного здравоохранения (иммуниза-

ции, питания и др.) на первый план выдвинулась профилактическая

роль медицины (не лечить, а предупреждать болезнь).

В большинстве

развитых стран изменился подход к пониманию проблем здоровья и

болезни, этиологии заболеваний и к факторам, влияющим на выздо-

ровление больного. Стали придавать большое значение социальному

окружению индивида, политическим и экономическим проблемам

здоровья и здравоохранения. Значительно расширен объем научных

исследований на основе всестороннего медико-социологического ана-

лиза общественных явлений, определяющих здоровье, воспроизвод —

ство населения и др.

Другими словами, в настоящее время система охраны и укрепления

здоровья не только взяла на себя многие социальные функции, но и

становится своего рода ядром осуществления социальной идеологии

(в том числе и в вопросах формирования здорового образа жизни), в

которой постепенно должна сложиться методология отражения меди-

ко-социальных явлений в соответствии с потребностями человека в

познании: как использовать в своих целях те или иные достижения

социума, которые ограничивают или, наоборот, усиливают интеллек-

туальную и физическую активность, самочувствие (внутреннее ощуще-

ние благополучия), влияют на здоровье и способствуют предупрежде-

нию нежелательных тенденций в дальнейшем развитии медицины.

В современном мире медицина, в том числе и здравоохранение,

как важнейшая для человека сфера играет исключительную роль в

его жизни. Она влияет на нас порой даже сильнее, чем политика и

экономика. В этой ситуации резко усилилась потребность в медико-