2.Религиозная вера как основной феномен религиозного сознания

1. Классификация и типология религий Основными мировыми религиями являются:

христианство;

ислам;

буддизм.

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире нацио­нальные религии:

синтоизм;

индуизм;

иудаизм.

Вера– основной принцип религиозного сознания. Вера, как уверенность в реальном существовании сверхъестественных свойств, отношений, существ.

Всякому человеку присуще некое религиозное чувство, отличимое от всех других эмоциональных процессов.

Уникальность и непостижимость религиозного чувства для разума.

Главная особенность религиозных чувств состоит в том, что они направлены на иллюзорный объект.

Религиозная вера занимает важнейшее место в религиозной идеологии, все богословские учения служат обоснованию и поддержанию веры.

Главная цель богослужебной практики – использование разнообразных средств, воздействие на людей для укрепления веры в Бога.

Понятие веры включает два взаимосвязанных элемента:

1.гносиологический

2.эмоционально-психологический

3. Понятие религии и ее специфика

Религия– сумма переживаний отдельного человека.

– чувство абсолютной зависимости.

— продукт взаимоотношения «Я» и Бог» (Кьеркегор)

— уровень подсознания и связанная с ним деятельность «Я» (Фрейд)

— результат размышления «философствующего дикаря» (Спенсер)

Подход к религии как чисто индивидуальному.

Чтобы понять индивидуальное сознание, нужно понять общество, в котором этот индивид существует.

Религиозные переживания и опыт связаны с группой социальной психологией.

Религия соответствовала умонастроению эпохи.

Всякое возникавшее и укоренявшееся религиозное учение было в этом смысле общественным продуктом.

Религия играла большую роль в обществе на всех этапах его развития. Речь идет как о религиозной идеологии, так и религиозных институтах

Религиозная идеология– совокупность идей о Боге, мире в целом, природе, обществе и человеке, целенаправленно развиваемых теологами.

Современная религиозная идеология включает в себя:

1.теология

2.религиозная философия

20 стр., 9630 слов

Психологические корни религии 3

... апатия, нере­шительность,— и составляют социально-психологический фон, благоприятствующий приобщению к религии, фор­мированию религиозной веры. Вторая важнейшая методологическая проблема — это проблема соотношения психологических и социальных ... ­чаток на протекание всех ее психических процессов, на ее поведение в обществе, на выбор ею той или иной системы ценностных ориентации. Устойчивые констант­ ...

3.богословские концепции экономики, политики, права, искусства.

Теология – совокупность религиозных доктрин о сущности и действиях Бога.

Религиозная идеология не всегда прямо и определенно воздействует на человеческое поведение и тем самым на ход общественного развития.

Когда общественные, индивидуальные, реальные интересы противоречат сложившейся религиозной идеология, последняя перестает быть руководством к действию и фигурирует лишь в проповедях, которые не претворяются на практике.

Многогранность религиозной идеологию позволяет ей играть в истории общества противоречивую роль.

Когда содержание религиозной идеологии противоречит жизненным устоем, она отходит в сторону.

Верующий:

Верующий человек в религии отрешается от всего временного, религии для него – это та сфера сознания, в которой решены все загадки мироздания, устранены все противоречия мысли и стихает вся боль чувств, это сфера покоя и мира.

Бог есть начало и конец всего, всё исходит от Бога, и всё возвращается к нему. Бог есть то средоточие, которое во всё вносит жизнь. В религии верующий человек ставит себя в определенное отношение к Богу, и это отношения поглощает все остальные отношения.

Религия свободна и является самоцелью, поэтому к этой конечной цели возвращаются все другие цели. Все религиозные народы считают, что религиозное сознание – это та сфера, в которой они обладают истиной, в религии они видят свое достоинство и праздник своей жизни.

Религия– порождение божественного духа, а не человеческим открытием.

Результат божественного воздействия на человека и деятельности Бога в человеке, т.е. первичным провозглашается некое духовное нематериальное начало.

Неверующий:

Неверующий человек признает первоисточником материю, которая является основой, порождающей материю и предопределяющую ее судьбу.

Религия, признавая существование Бога, считает, что человек может познать только то, что позволит Бог.

С точки зрения неверующих душа – преисполнена духовности, но лишена свободы.

Наука фиксирует в себе сферу познания, а религия – это только чувства.

Всякая религия является ничем иным, как фантастическом отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни, отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. (Ф.Энгельс)

Religio–religare: связь – связывать

Религия – опознание Бога и переживания связи с ним (современная трактовка)/полагание некого трансцендентного и своей связи с этим трансцендентным.

Религия представляет собой весь сложное образование, выступает как совокупность нескольких элементов:

4. Религиозное сознание Религиозное сознание — это причастность определённым религиозным идеям и ценностям, а также принадлежность к определённой религии и религиозной группе.

Человек считает себя верующим, и тогда он относит себя к определённой религии: я буддист или я православный.   Члены   одной   религиозной   группы   также определяют себя, например: мы мусульмане. Это уже коллективный уровень религиозной идентичности.

4 стр., 1607 слов

Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека ...

... воспитания в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности   25.Личностная характеристика, ... рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, конференция, анализ ситуации. Методы формирования сознания личности Пути выделения и закрепления в опыте воспитанников положительных способов ...

Религиозное сознание может формироваться в человеке в разные периоды жизни и при разных обстоятельствах. Это происходит через включение человека в систему религиозных отношений и через восприятие религиозных идей, ценностей, эмоциональных норм. Чаще всего религиозное сознание формируется под воздействием семейной среды (воспитание в религиозной семье) и местного окружения, а также под влиянием религиозных наставников и проповедников.

Религиозное сознаниеявляется одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание являлось ведущей формой общественного сознания в течение более чем двух тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания, морали, религия значительно уступает свои позиции. В структуре религиозного сознания важнейшим компонентом являются религиозные чувства. Религиозные чувства — это эмоциональное отношение верующих к признаваемому объекту (Богу), ко всему, что связано с ним: местам, действиям, связям, друг к другу, и к миру в целом.5. Религиозный культ

Религиозный культ— разнообразная религиозная деятельность, направленнная на почитание объекта поклонения. Это совокупность религиозных действий, определяемых каноном и направленных на служение Богу (богам).

Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами, прежде всего — священными текстами. Воспроизведение этих текстов во время отправления культа является для верующего человека воспроизведением “высшей” реальности, служением ей.Предметом культастановятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях, религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр., или Бог, боги, другие высшие существа.Субъектом культаможет быть религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: потребность служить “высшей” реальности и, тем самым, участвовать в ней, поскольку именно это считается правильным, долженствующим, хорошим, добрым, соответствующим миропорядку, замыслу Бога и т.п. Вместе с тем может действовать побуждение удовлетворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности — эстетические, потребность в общении и др. Религиозная группа неоднородна: в ней можно выделить непосредственных служителей культа (священников, жрецов, шаманов и т.д.) и большую часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители.

К средствам культапричисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (облачения, утварь).

Культовое здание — важнейшее средство культа.Результатом культаявляется прежде всего удовлетворение религиоз­ных потребностей, оживление религиозного чувства, сознание выполненного долга. В сознании верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются соответствующие эмоции.6.Религиозная моральРелигиозная мораль — совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной, надклассовый характер.

19 стр., 9287 слов

Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики

Животные проявляют избирательность по отношению к пище. Она может проявляться в виде строгой специализации, как у коршуна-слизнееда или в виде пищевого предпочтения, при котором животное, если у него есть выбор, отдаёт предпочтение определённому пищевому объекту . [прим. 2] Часто животные стремятся поддерживать разнообразие пищевого рациона[прим. 3]. Среди животных, питающихся живой пищей ( ...

Религиозная мораль ставит проблему нравственной ответственности человека за совершенные деяния.Особенностями религиозной морали являются:  1) «удвоение» нравственных обязанностей, т.е. формирование установки, ориентирующей человека на две группы ценностей: земные и небесные, причем нравственные отношения между людьми подчинены задачам религиозного служения;  2) наличие твердого критерия нравственного поведения, заключающегося в принципиальном соответствии религиозным догматам и императивам;  3) концентрация в системе религиозной морали идей и представлений, отражающих позиции разных социальных слоев и групп, сформировавшихся в разные исторические периоды. 

7. Религиозная литература

Включает в себя различные жанры и направления. Прежде всего это канонические тексты, соответствующие философии и нравственным доктринам данной религии (Библия, Коран и т.д.).

Это также литература, которая черпает сюжеты и персонажей своих сочинений из канонических текстов. Это есть беллетристическая иллюстрация религиозно-канонических формул, которые содержатся в церковной литературе. Религиозная литература создает иллюзию полного правдоподобия воссоздаваемых событий. Один из крупных религиозных писателей такого типа был В.Розанов. Грани между собственно религиозной литературой и философией очень зыбки. Так, религиозными философами-писателями были Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Флоренский. Религиозная литература исповедует фатальную предопределенность бытия и форм человеческого существования в нем. 8. Проблемы дефиниции религии и варианты ее решения Многообразие религий и проблемы определения I. Элементы определения религии

Не существует единого определения религии, безоговорочно принятого учеными. Тем не менее, среди многих выдвинутых определений часто встречается ряд элементов, появляющихся в различных комбинациях. Они включают:

а) верования, обычаи, отношения и учреждения, относящиеся к:

1) сверхъестественным силам, существам или целям;

2) высшей невидимой силе или силам;

3) фундаментальным устремлениям человека;

4) священным предметам (отделённым или запретным вещам);

5) предмету духовного служения;

6) силе, определяющей судьбу человека;

7) основе бытия;

8) источнику трансцендентального знания и мудрости;

б) практики, состоящие в повиновении, почитании или поклонении;

в) коллективный или групповой характер религиозной жизни.

Хотя задачи редко включаются в определения религии, порою говорится об «эмпирическом столкновении с духовным». Следствия и функции религии определяются как:

8 стр., 3946 слов

Религиозное сознание

... в ту пору человеком, как считает большинство исследователей, исповедующих материалистическое мировоззрение, и было обусловлено возникновение религии и религиозного сознания. Правда, существует и ... земных владык фараонов, которые считались сыновьями бога и живыми богами на земле. . Древнеиндийская религия представляла собой религиозные воззрения, развивавшиеся от примитивных верований доарийской ...

а) поддержание нравственного сообщества;

б) наделение группы и (или) индивидуума личностью;

в) структура ориентации;

г) созданная человеком вселенная значения;

д) заверение и успокоение в перспективе помощи свыше и спасения.

9. Понимание религии и. Канта

Свой взгляд на сущность религии Кантвысказывает в указанных трудах, а также в сочинении «Религия в преде­лах только разума». По мнению Канта, содержанием рели­гиозного сознания служитпонятие о Боге как о нравствен­ном законодателе, и религия заключается в признании человеком всех своих нравственных обязанностей как за­поведей Бога.

Существо религии, таким образом, по Канту, состоит висполнении нравственного долга «как заповедей Божиих».Кант в объяснении своего понимания религии говорит, что разумный человек может иметь религию, но никаких отно­шений к Богу иметь не должен, потому что о Его действи­тельном существовании человеку ничего достоверного не­известно. На место Бога в религии он ставит человека с присущим ему нравственным законом. В результате созда­ется некое столь универсальное понятие религии, при ко­тором она может существовать и без признания бытия Бо­га.

Точка зрения Кантана религию как на совокупность определенных нравственных обязанностей является рас­пространенной. Основная ее мысльсводится при этом к утверждению, что человеку достаточно быть хорошим, ибо это и есть существо религии. А религиозность — дело вто­ростепенное и необязательное. Поэтому все специфически религиозные требования к человеку: вера, догматы, запове­ди, богослужения и молитвы, нормы церковной жиз­ни — излишни. Все это — суеверие, философия, и ими мож­но   пренебречь.

10. Понимание религии и.Г. Гегеля

Религия, по Гегелю,является низшей по сравнению с философией ступенью самораскрытия Абсолютного духа, поскольку в религии познание находится на уровне лишь представлений, являющихся несовершенной модификацией философских понятий. Поэтому религия, в конечном счете, должна быть упразднена философией (конечно, Гегеля) — этой совершенной формой познания Абсолюта.

Религияявляется второй формой или ступенью самораскрытия Абсолютного духа. Содержание религии и философии, по Гегелю, тождественны (Бог или истина).

Они различаются только по форме:представление(элементарный уровень) — в религии,понятие(высший уровень) — в философии. Таким образом,Гегель рассматривал религию как несовершенную форму знания Абсолюта, что позволило ему рассматривать все христианские догматы в чисто философских понятиях и тем самым полностью лишить их религиозно-таинственного содержания.

Христианская религия, по Гегелю, хотя и есть религия истины, свободы и духа, поскольку в ней находят единство и высший синтез Божественная и человеческая природы (Бог, познающий Самого Себя в человеке), тем не менее и она, как дающая знание о Боге лишь в форме представлений, оказывается несовершенной по сравнению с философским знанием (философией Гегеля, конечно), понятийным, в котором Абсолютный дух достигает своего высшего самопознания. Гегель давал свою интерпретацию христианской идеи Бога: Бог — это абсолютная идея, дух, рассматриваемые как единство понятия и реальности. Бог представляет собой абсолютно истинное, из которого все исходит и к которому все возвращается, от которого все зависит и вне которого ничто не имеет подлинной самостоятельности.

10 стр., 4637 слов

Культы, их структура и социальные функции

... («cultic milieu») для такого рода культов ― плюралистического общества, в массовом сознании которого заметное место занимают увлечения мистикой, магией, эзотерическими учениями и т. п1 ... выраженная претензия на исключительность, избранность, отрицание диалога с другими религиями; фанатизм, мистицизм, эзотерическиеидеи; негативное отношение к государству, светской культуре (чаще всего, ...

В основе религии, полагал философ, лежит существенное отношениеконечного и бесконечного. Религия есть последняя и наивысшая сфера человеческого сознания, будь то мнение, воля, представление, знание или познание: она есть абсолютный результат, область, в которую человек вступает как в область абсолютной истины. Но необходимо, чтобы сознание, вступая в эту сферу, предварительно уже возвысилось над конечным как таковым — существованием, условиями, целями, интересами, мыслями, отношениями всех видов: прежде чем вступить в сферу религии, нужно покончить со всем этим.

В религии дух существует для духа, вместе с абсолютным присутствует и субъективный дух, сознание; в ней конечный дух относится к божественному. Религиозное сознание представляет собойуход от непосредственного, конечного, переход к интеллектуальной сфере, поглощение преходящего абсолютной, субстанциальной сущностью.

11. Понимание религии Фейербаха

Фейербах приходит к выводу, что истинная религия — это религия без Бога. Религиозное чувство присуще индивидуальной психологии человека, оно непреодолимо. Более того, Фейербах считает, что любовь человека к человеку, в особенности половая любовь, — это и есть

религиозное чувство. Он полагал, что религию порождают как страх перед стихийными силамиприроды,так и те трудности, страдания, которые испытывают люди на земле. Кроме того, в божестве отражаются надежды, идеалы человека, поэтому и религия наполнена жизненными представлениями, так как Бог есть то, чем человек хочет быть .

Новое время, по Фейербаху, показывают, что человек обожествляет то, от чего зависит реально или хотя бы в воображении. Сущность религии — человеческое сердце, последнее тем и отличается от трезвого и холодного рассудка, что оно стремится верить, любить. Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувство, но и также потому, что у него есть

стремление быть счастливым.

13. Понимание религии Франком Религия — жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости.

Религиозная идея Бога, по-видимому, противоречит целям философии в том отношении, что предполагает в природе Бога и потому в живом отношении к Богу момент тайны, непостижимости, неадекватности человеческому разуму, тогда как задача философии именно в том и состоит, чтобы до конца понять и объяснить первооснову бытия. Все логически доказанное, понятое, до конца ясное, уже тем самым лишается своей религиозной значимости. Бог, математически доказанный, не есть бог религиозной веры. Отсюда представляется, что, если бы даже философия действительно познала истинного Бога, доказала Его бытие, разъяснила Его свойства, она именно этим лишила бы Его того смысла, который Он имеет для религии, т. е. убила бы самое драгоценное, что есть в живой религиозной вере.

15. Понимание религии Соловьевым Основная идея–София — Душа Мира. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Соловьёву этот образ был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма«Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.

25 стр., 12030 слов

1. Место психологии религии в системе наук

... собой особую реальность, включающую «социальные факты. Идея сверхъестественного, Бога присуща лишь некоторым религиям, и уж тем более она чужда первобытным народам. Эта ... религиозный опыт. Интерсубъективная сторона: Вероучение, система религиозной социализации, религиозные организации, культ и его материальные атрибуты, религиозное поведение, характер жизнедеятельности религиозных индивидов, ...

  • Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. 
  • Теургия — дословно боготворчество. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
  • Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. В основе теократического государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью.

16. Понимание религии Флоренкским

Для Флоренского характерно изложение религиозно-философских идей не от своего имени, а как выражение церковной незыблемости истины. Истина для Флоренского — не условная величина, не средство манипуляции сознанием, а абсолютная ценность, связанная с религиозным сознанием. Абсолютная истина является продуктом веры, которая опирается на церковный авторитет.

Особенность религиозно-философской позицииФлоренскогосостоит в стремлении найти нравственную основу длясвободы духа в господстве православных религиозных догматах и авторитетах.

17. Проблема происхождения ранних форм религии Ранние формы религии и их развитие

Разные формы религии могут сосуществовать и существуют в одном и том же обществе, потому что разные стороны общественного бытия находят свое отражение в разных явлениях общественного сознания.

Двоеверие– формальное или номинальное исповедование двух вер. Бывает, что новая религия связана со старым верованием.

Степень древности религиозных верований определяется историческим возрастом того типа общественных отношений или того вида человеческой деятельности, с которым данная форма религии связана.

Отдельные формы религии существуют:

  1. Взаимосвязаны между собой
  2. Связаны с определенными обрядами (с культовой практикой)
  3. Определенным типом общественных отношений

Вне этих связей религиозное верование существовать не может. Под формой религии доклассового общества понимается определенная совокупность связанных между собой верований и обрядов, отражающих конкретный тип общественных отношений или вид человеческой деятельности.

Тотемизм

«Тотем» — его род, одна из древнейших форм религии. Под этим термином понимается вера в сверхъестественное родство, якобы существующее между определенной группой людей и определенным видом животных, растений, реже неодушевленных предметов.

Тотем не божество, а родственник/предок.

Выражается в запрете убивать тотемическое животное, употреблять его в пищу. Существует взаимосвязь между народом и тотемам, мифология о происхождении рода от данного тотема.

Все прошли через стадию развития тотемизма.

Тотемизм – религия ране-родового общества, которая отражает достаточно примитивную форму общественного строя.

14 стр., 6918 слов

Раздел 1. Легенда о Будде

... длительных дальнейших усилий в этом направлении – к конечной цели буддизма, нирване. Неудивительно, что проповедь Будды имела успех.     Учение нового пророка стало быстро распространяться. Как ... особенно монахов –вне зависимости от варн и каст), добродетельного правления монарха, терпимость, культ этики – все это способствовало успеху нового учения и поддержке его правителями, ...

Тесная связь рода со своей территорией. Материально-психологическая почва, на которой возрастают тотемическое мировоззрение.

Само тотемическое животное отступает на второй план – мифологизация тотемических представлений, первоначально направленных на материальный мир.

Развитому роду тотемические представления не свойственны, их сменяют культ родовых покровителей и культ предков.

18. Особенности мифологического сознания

Мифологическое сознание – древнейший тип общественного сознания человека. Общественное сознание определяет то, как мы воспринимаем окружающий нас мир, как его объясняем, и какое место в мире мы определяем для самих себя. Миф – это особая форма познания и восприятия. При этом миф, в отличие от сказки, воспринимается слушателем как истина. Ощущение истинности мифа не основано на фактах, его подтверждающих. Оно базируется на вере и эмоциональном сопереживании, сопричастности. Иными словами миф – это некая информация, истинность которой пока не подтверждена (и не опровергнута) фактами, но в которую верят, потому что есть желание верить. Основные особенности:

1. Целостность

Целостность мифологического сознания заключается в том, что для него в природе не существует «белых пятен». Любое явление окружающей среды, любые процессы, происходящие с самим человеком, можно объяснить при помощи какой-либо истории-«объяснялки». Главное условие – чтобы в эту историю верили. 2.      Отсутствие деления на «естественное» и «сверхъестественное».

     В первобытном мифологическом сознании нет места для сверхъестественного. Сверхъестественное – это то, что находится выше нашей реальности, то, что не подчиняется законам природы и, более того, может само их устанавливать. 

3. Относительность морально-этических понятий. 4. Символическое мышление:

●        Изображение. Оно воспроизводит реальность конкретно и буквально

(документальная фотография) или в схематической форме (план города).

●        Символ – вид образов, имеющий конкретную чувственную форму, но передающий, помимо конкретного, дополнительный, скрытый смысл.

●        Знак. Вид образов, форма и содержание которых всегда являются условными, искусственно созданными. О них всегда договариваются заранее.

20. Магия и ее виды

Магия/колдовство– различные человеческие действия, которые имеют целью сверхъестественным образом влиять на окружающий мир.

Магические действия отличаются друг от друга по степени сложности, по целевой направленности, по механизму психологического воздействия.

В мировых религиях магический обряд осложнен молитвенным обращением.

Всякий магический обряд связан с более или менее осознанным представлением о сверхъестественной силе.

За принцип классификации магических обрядов берут способ передачи или отстранения магической силы.

Виды протрептическая магии:

  1. Контактная– простейший способ передачи магической силы. Непосредственное соприкосновение источникам магической силы с объектом, на который направлена магия.
  2. Инициальная – магический акт, направленный на объект, но т.к. этот объект не досягаем, производится только начало желаемого действия, а появление ожидаемого результата предоставляется магической силе.
  3. Парциальная– действие магической силы направлено не на объект, а на его заместителя (чатсица объекта или предмет, который был в соприкосновении с объектом)
  4. Имитативная – воздействие на объект через его подобие (кукла, фотография)

Имеют целью перенесение магической силы на объект.

17 стр., 8085 слов

Психология религии стремится решить три задачи:

... свое религ. отражение в превращении охотничьей магии и тотемизма в культы духов -покровителей животных и духов ... что несовместимы наука и религия. 3 Социокультурные функции религии Как специфическая подсистема религия занимает определенное место в ... ценностей, социальной активностью религиозной группы. Обеспечивая общение, религия осуществляет коммуникативную функцию. Регулятивная функция состоит в ...

Виды профилактической магии (удаление злого влияния):

  1. Апотропеическая – отгоняющая
  2. Катартическая – обряды очищение

Вербальная магия (заговоры) – словесное сопровождение магического обряда.

Лечебная магия/знахарство

Связано с народной медициной.

Рождаются образы богов, святых целителей, поклонение иконам, святым источникам.

У всех народов земли магическую медицину не всегда можно отделить от рациональных народных средств.

В лечебной магии всегда были специалисты/знахари. Часто употребляли чисто магические приемы.

Знахарская практика очень устойчивый и мало меняющийся вид человеческой деятельности, тесно связана с основой народной медицины.

Шаманизм

В шаманизме существует посредник (шаман).

Погребальный культ– совокупность обрядом и верований, связанных с умершими.

Погребальные обычаи основаны на инстинкте чистоплотности и привязанности.

Любовная магия (эротическая)

Появилась на основе инстинктивных действий человека по привлечению лица противоположного пола.

На более поздних этапах развития первобытного общества и его разложения возникают:

  1. Родовые и семейные культы (культ родовых семейных покровителей и предков)
  2. Промысловые культы (обряды и верования, связанные с различными промыслами; культ хозяев природы)
  3. Нагуализм – культ личных духову покровителей (возникает после распада родовых связей)
  4. Обожествление вождей (сокрализация власти вождя, их табуация, почитание умерших носителей этого сана)
  5. Земледельческие культы сельских общин (развитие на заре классового общества, связаны с хозяйственными интересами, выявляется культ местных деревенских патронов)
  6. Куль племенных богов (стадия перехода к раннеклассовому обществу, тесно связано с инициациями, культ бога-воина)

Анимизм, фетишизм, магия как существенные элементы религии

Характерно для всех форм религий.

Анимизм– вера в духов и душу, нематериальные духовные существа. Термин необычайно широк, включает в себя разнообразные представления.

Анимистические образы– это олицетворение сил явления природы, болезней, страха перед «нечистым» умершим, земледельческих сил плодородия.

Анимизм широк по объему, но беден по содержанию.

Фетишизм – приписывание сверхъестественных свойств неодушевленным предметам и поклонение им.

Фетишизм– универсальное явление истории религии.

Фетишами могут быть как естественные предметы, так и искусственно созданные.

Формы поклонения:от приношения фетишу жертв до вколачивания в него гвоздей.

21. Возникновение буддизма Возникновение буддизма:

  1. Основатель – Сидтхартха Гаутама Шакъямуни Будда (560-480 до н.э.).

    Имя: выполневший свое предназначение отшельник мудрец из рода Готама племя Шаке, что в последствие стал Будда, что означает умудренный, просветленный высшим знанием. Мать – Майа.

  1. В 29 лет оставляет семью и начинает путешествие по долине Ганга. Семь лет ведет аскетический образ жизни, пытаясь узнать, как сделать всех счастливыми.
  1. Медитация – глубокое сосредоточение сознания, сопровождаемое отрешенностью от внешнего мира. Он долго медитировал, противостоя силе злого демона Мары. Псоел пробуждения стал Буддой.
  1. Первая проповедь – бенареская проповедь, слушали его 5 монахов и два оленя. Сформулировал основные положения нового учения.
  1. Вокруг Будды собралась Сангха (все буддийские монахи мира, конкретная монашеская община. Членом может стать каждый с 6 лет), лучшие ученики – Архат (человек, достигший высокого духовного совершенства).

    Дхарма – учение о спасении.

  2. Будда произносил проповеди на пракрите (народный язык Индии, где он жил).

    В проповедях использовался жанр притчи.

  1. Сторонники Будды начали создавать храмы и монастыри, которые строились на подаяния. Потом они окрепли и стали сами заниматься благотворительностью.
  1. Монахами могли становиться все, начиная с 20 лет. Не принимают заразных, психически больных, должников, военнослужащих. Посвященный в монахи должен соблюдать 227 правил.
  1. Умер Будда в возрасте 80 лет, его тело было предано огню. Прах разделили на 8 частей.
  2. Отношения между членами общины строго регламентированы и ритуализированы. Жизнь в монастыре – постоянное самосовершенствование.
  1. Монаха нельзя приглашать на увеселения, в разговоре нужно избегать бесполезных тем. Можно было говорить об учении Будды. Миряне приветствуют монахов, касаясь земли пяти точками.
  1. Со временем монастыри стали центрами социальной жизни. При них – лечебницы, приюты, учебные заведения. Главная и единственная форма организации верующих, которые не знакомы с иерархической церковной структурой.

22. Буддизм. Вероучения

Буддийские вероучительные тексты

Джатаке – легенды и придания о прошлых перерождениях Будды. Распространились среди народных масс. В них доступно и популярно объясняются основные положения вероучения буддизма, основные нравственные догматы. Основное средство пропаганды буддизма. Воплотились в культуре многих народов восточных стран.

Мнемотехника – искусства запоминания текстов.

Первые буддийские тексты были записаны в конце 1 в. до н.э. В полном объеме – 5 в. н.э.

Трипитака (три корзины) – полный свод священных текстов от лица учеников Будды.

  • Корзина устава (виная-питака) состоит из книг, в который содержится характеристика принципов организации монашеских общин, перечисление проступков и способ наказания. Две книги посвящены истории развития буддийской монашеской общины, фрагменты биографии Будды. Последняя книга состоит из вопросов и ответов, краткое изложение предыдущих книг.
  • Корзина поучений (сутта-питака).

    Состоит из 5 сборников Никаэ, в который излагается учение Будды в виде притч и бесед. Дхаммапада (путь учения) – сборник изречений Будды (наиболее цитируемая часть).

    Излагается вероучения раннего буддизма, должно быть постигнуто сердцем, а не разумом. Учебник для новообращенных, заучивается наизусть.

  • Корзина толкования учения/чистого знания/семь трактатов (абидхамма-питака).

    Содержится толкование основных идей буддизма, буддийской картины мира и философское обоснование догматов религии.

В 1871г на Бирме, горд Мандалай, на созванном соборе буддийский монахов (2400 человек) сверили списки, переводы буддийских текстов, создав единый канон Трипитаки. Он был выгровирован на 729 мраморных плитах (111 плит – 1 корзина, 410 плит – 2 корзина, 208 – 3 корзина).

Была поставлена задача перевести тексты на английский язык.

Неканоническая литература:

  1. 5 биографий Будды
  2. Милинда – Пахья (вопросы царя Милинды/Минандра)
  3. Хроники, составленные на Шри-Ланке (4-5 вв н.э.).

    Наряду с мифами определенные исторические факты.

23. Буддизм. Культ

Группы культовых сооружений буддизма:

  1. Ступы(ведет происхождение от могильного кургана) – образ вселенной, древо жизней. Форма либо круглая, либо квадратная. Другие названия: пагода, субурган, чертен.
  1. Чайтьи(чита – погребальный костер) – холм, возводимый над останками сожженного святого. Место или предмет религиозного поклонения и почитания.
  1. Вихары – место отдыха/встречи странствующих монахов, монастырь с постоянно проживающими в нем монахами.

Буддизм выступил против кровавых жертвоприношений согласно доктрине Ахимсе.

Молитвенно собрание членов монашеской общины – самый древний обряд.

Была также введена общая исповедь.

24. Религия и искусство: теоретический и исторический аспекты Религия и искусство связаны давними и глубокими корнями. Зачатки искусства и первоначальные религиозные верования возникали одновременно, но эти две сферы духовной жизни имеют разные причины и смыслы. Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие защитники религии утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. В этой связи встает вопрос о подлинном соотношении искусства и религии, о характере их взаимодействия в истории культуры. Религиозное искусство, понимаемое в широком смысле, включает в себя те произведения, в которых художественными средствами выражены религиозные идеи и устремления, т. е. произведения, имеющие религиозную направленность, прививающие людям мысль о всемогуществе божества, о необходимости поклоняться ему и соблюдать его заповеди.

В более узком смысле к сфере религиозного искусства можно отнести те произведения, которые включены в систему религиозного культа и выполняют в нем определенные функции. Иначе говоря, религиозное искусство в узком смысле — это культовое, церковное искусство. Культовое искусстворелигиозно еще и в специфическом смысле, поскольку выступает как объект поклонения (икона в церкви) или средство реализации культовых действий (органная музыка, пение хора и т. п.).

25. Религия и мораль: теоретический и исторический аспекты. Мораль и религия- наиболее древниеpeгуляторы отношений между людьми. Они возникли задолго до письменной истории человечества. Будучи составляющими духовной жизни, мораль и религия прошли длительный путь развития. Они взаимно влияли друг на друга и в различные культурно-исторические эпохи по-разному воздействовали на образ жизни людей и общества в целом. Во все времена мораль и религия считалисьважнейшими факторами единения общества.За многотысячную историю эти социально-психологические и организационные структуры накопили немало общих ценностей и средств, aктивно влияющих на поведение coвpeмeннoгo человека, на eгo духовное самочувствие. В то же время их положение и функционирование в обществе существенно различаются.Религия и мораль— близкие, взаимосвязанные сферы культуры. Сходство религии и морали наиболее заметно в их духовных проявлениях.  В каждой религии, в каждом вероисповедании в большей или меньшей степени присутствует морально-духовное начало.  27. Религия и наука Отношения религии и науки не были однозначными. Практически, можно выделить несколько этапов этих взаимоотношений:

— синкретический –большая степень гармоничности во взаимоотношенях науки и религии присутствовала в традиционном обществе.  Научные знания естественным образом были вписанными в традиционную культуру. Развивались, преимущественно, математика, геометрия, астрономия, медицина. В этот период идеал науки не вступает в противоречие с религией. — конфронтационный — Разногласия между наукой и религий начинается со времени формирования классического идеала науки. Так, в связи с идей живого Бога творца появляются представления о природе сотворённой и природе творящей. Сотворённая природа замышлена и создана Богом. — синергетический — если жизнь – это всего-навсего сложное сочетание случайных химических реакций, и не существует ни верховного сознания, ни творца, ни верховного властителя, то какой смысл следовать моральным ограничениям? Природа принадлежит человеку, её можно эксплуатировать.