Билет №24
Психическое развитие в дошкольном детстве. Общая характеристика познавательного развития дошкольников. Развитие восприятия, наглядно-образного мышления дошкольников, воображения и творчества.
1.В период дошкольного детства — перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место.
Важнейшей способностью дошкольного возраста, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре — память, мышление, воображение.Существенным показателем развития ребёнка является овладения знаниями, представления об окружающем мире. Так же социальное развитие ребёнка, которое характеризуется освоением детьми норм и правил поведения, взаимодействия ребёнка с другими детьми.
Немаловажной характеристикой является развитие двигательной сферы ребёнка. Она проявляется в том, что движения ребёнка выражают его эмоциональные состояния, его переживания относительно различных событий.
Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжетно-ролевой игре. В дошкольном возрасте ( от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят различные социальные роли и отношения между людьми.
Развитие психических функций в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст — период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности.
Однако в дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок, в отличие от взрослого, в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т. е. он не видит вещи в их внутренних отношениях. Он думает, например, что луна или солнце следуют за ним во время его прогулок: останавливаются вместе с ним или бегут за ним, когда он убегает. Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... среднего дошкольного возраста, и предлагается комплекс мер, направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных учреждениях. Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста Проблема развития музыкально ...
. Эту особенность детского мышления Пиаже назвал эгоцентризмом. Он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает, и поэтому она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется.
Умственное развитие дошкольникапредставляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.
Одна из наиболее ранних форм мышления — наглядно-действенное — возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований ситуации, вызванных практическими действиями. В процессе многократных действий с предметами ребенок выделяет скрытые, внутренние характеристики объекта и его внутренние связи. Практические преобразования, таким образом, становятся средством познания действительности.
Другой характерной для дошкольников формой умственной деятельности является наглядно-образное мышление, когда ребенок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями. Важным условием формирования этого вида мышления является способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Действия, осуществляемые на моделях, относятся ребенком к оригиналу, что создает предпосылки «отрыва» действия от модели и оригинала и приводит к осуществлению их в плане представлений. Одной из важнейших предпосылок возникновения образного мышления является подражание взрослому. Ряд психологов (Ж. Пиаже, А. Валлон, А.В. Запорожец и др.) рассматривали подражание как главный источник становления образного плана. Воспроизводя действия взрослого, ребенок моделирует их и, следовательно, строит их образ. Игру также можно рассматривать как форму подражания: в этой деятельности у детей возникает способность представить одну вещь посредством другой.
Наконец, третьей формой интеллектуальной деятельности ребенка является логическое мышление, которое только складывается к концу дошкольного возраста. Логическое мышление характеризуется тем, что ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме, проявляя своё воображение. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием.
Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком. В процессе экспериментирования ребен. Получ. новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке, как самих действий, так и представлений ребенка об объекте.
Педагогические условия формирования предметно-игровых действий у детей раннего возраста. Руководство играми детей.
Психологи выделяют три стабильных периода в развитии ребенка от 0 до 7 лет: младенчество (от 0 до 1 года); раннее детство (от 1 года до 3 лет) и дошкольное детство (от 3 до 7 лет).
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... уменьшилось. Если взрослый постоянно обращает внимание ребенка на подобные преобразования предметов, малыш скоро начинает замечать все, на ... организованность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жизни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические ... Постепенно ребенку становится понятным смысл соблюдения тех правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит: не ...
В процессе общения ребенка со взрослым начинает складываться новая ведущая деятельность–предметная, которая займет свое место на следующем этапе развития, в период от 1 года до 3 лет. В первом полугодии жизни предмет является для ребенка прежде всего поводом для общения со взрослым. Ребенок может неоднократно выбрасывать игрушку из кроватки, чтобы взрослый подошел к нему (особенно часто это происходит в тех ситуациях, когда ребенку не хватает общения, когда взрослые не уделяют ему достаточного внимания).
К концу 1-го года ребенка начинает интересовать результат действий с предметом и взрослый все чаще нужен ребенку для того, чтобы раскрыть новый способ действия с предметом: завести волчок или машинку, собрать разобранную пирамидку, вложить одну коробочку в другую. Эмоциональное общение сменяется общением по поводу предметов, и ведущей деятельностью становится предметная деятельность.
Если вы дадите ложку ребенку 7–8 месяцев, то он охотно возьмет ее и начнет стучать ею по столу, по кроватке, размахивать ею, вертеть ее в разные стороны, может даже попробовать дотянуться с ее помощью до удаленной игрушки. Но вот ложка попадает к ребенку полутора лет, и мы видим совершенно иную картину. Взяв ложку, малыш пробует есть ею, изображать действия еды или кормить своих кукол и зверей.
Именно после года ребенок начинает открывать для себя новую сторону всех предметов: их функцию. Ведь маленького человека с самого начала окружают вещи, сделанные людьми, и каждая такая вещь имеет свое особое предназначение, свою функцию. И как раз функция является наиболее существенной характеристикой предмета. Ложка сделана для того, чтобы ею есть, нож – чтобы им резать, чашка – чтобы из нее пить, утюг – чтобы им гладить. Не случайно в любом словаре при определении предмета прежде всего указывается его функция.
Но функция – это скрытая характеристика предмета. Если еще до года ребенок вычленяет в предмете его цвет, величину, форму, то только после 1 –1,5 года он начинает познавать функции предметов. Функция хранит в себе определенный опыт человечества, который фиксирован в каждом предмете. И познавая предмет, ребенок познает и этот опыт. Поэтому период от 1 года до 3 лет–это период очень интенсивного очеловечивания, в значительной степени очеловечивания через предметную деятельность.
П.Я. Гальперин сказал, что логика руки начинает подчиняться логике орудия.
Но какую же роль в этом сложном и достаточно длительном процессе играет взрослый?. Если многие внешние свойства предмета ребенок действительно может выявить самостоятельно (форма, цвет, звук, вкус и т.п.), то назначение предмета он может обнаружить только с помощью взрослого.
Опыт взрослого–это тот волшебный ключик, который открывает ребенку «душу» вещей. Оказывается вдруг, что по кастрюле можно не только стучать, но и варить в ней кашу, что в чашку можно не только складывать шарики, но и пить из нее, что карандашом можно не только постукивать по столу, но и рисовать, и т.д. И чем больше круг предметов, которыми ребенок овладевает с помощью взрослого, овладевает именно их человеческим значением, тем интенсивнее идет его развитие.
Развитие средств коммуникации сла-бовидящих глухих и слепоглухих ...
... Известно, что необычная для нормы способность слепоглухого ребенка овладевать изобразительной деятельностью на самых начальных ступенях освоения словесной речи ... слепоглухого, можно сформировать у него систему средств общения, начиная от самых примитивных сигнальных знаков до словесной речи. ... из главных. Миша М., 14 лет, обучается в детском доме с 1990 года. Диагноз: афакия обоих глаз, амблиопия, ...
Предметная деятельность является ведущей, основной для ребенка от года до 3 лет, на ее основе развиваются у малыша восприятие, мышление, внимание и т.д.
Так же как в процессе деятельности общения младенца со взрослым зародилась предметная деятельность, в процессе предметной деятельности начинает складываться игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника.
О первых проявлениях игровой деятельности можно говорить тогда, когда ребенок начинает использовать один предмет вместо другого. Ребенок кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлетки, укладывает ее спать в коробку-кроватку… У малыша уже произошло достаточно полное овладение предметными действиями, действие обобщилось и легко переносится с одного предмета на другой. Такая игра возникает в 2–3 года.
Основное содержание игр детей этого возраста – воспроизведение увиденных и усвоенных ими предметных действий. Желание жить жизнью взрослых проявляется в том, что дети оказываются способны повторить лишь отдельные действия окружающих: малыши «варят кашу», «кормят» и «укладывают спать» кукол, «моют» посуду. Игра у младших детей часто возникает на основе попавшего в руки предмета: увидел малыш яркое ведро – начинает играть в приготовление обеда, попались на дорожке камушки – «печет» пирожки и «кормит» свою куклу. Поэтому и конфликты у малышей возникают не из-за распределения ролей, не из-за того, кто главный, а кто подчиненный, а из-за отдельных предметов, потому что каждый новый предмет – это новая игра.
Кроме того, вместе малыши 2 – 3 лет играть еще не умеют. В лучшем случае они не мешают друг другу, спокойно играя рядом каждый со своей игрушкой. Малышам этого возраста можно показать, что другие ребятки тоже заняты игрой, что они интересно играют, что не надо нарушать их игр, а лучше помочь чем-нибудь (дать поиграть свою формочку или совочек, привезти на машинке веточки и т.п.).
Формирование интереса к играм других детей будет способствовать развитию у детей сотрудничества в более сложных играх.
Очень часто маленькие дети задерживаются на стадии манипулирования, не используют предметы-заместители и в результате не переходят к предметной игре. Этот переход можно и нужно стимулировать, потому что он ведет ребенка дальше, на новую ступень его психического развития. Если маленького ребенка, перебирающего камушки или кубики, спросить, во что он играет, то часто можно услышать: «Играю в камушки» или «Играю в кубики». Но часто бывает достаточно или принести куклу, или самому взрослому включиться в деятельность ребенка, как его действия приобретают игровой характер.
Взрослый может предложить ребенку «помыть» куклу, «покормить» ее, «уложить спать», вместе с ребенком «испечь пирожки» из шишек, «сварить макароны» из травы и т.п. Как правило, предметная игра начинается с показа отдельных действий взрослым, а затем переносится ребенком уже на другие предметы и другие ситуации. Поэтому обратите внимание на действия детей 2 – 3 лет и помогите им включиться именно в игру. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен .Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности.
Рассмотрев данные ситуации, опр-те, у кого из детей скорее сформ-ся ...
... деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в окружающий мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнять действие, ... воспитатель оторвал его от совместной игры с детьми. Отвечая педагогу, Миша будет думать о прерванной игре. На ответы ребенка повлияет также и его неспокойное ...