Раздел 4. Психология принятия управленческих решений

Тема 4.1. «Психологические аспекты принятия управленческих решений»

Студент должен:

Иметь представление:

  • о психологическом анализе работы группы при приятии решения;

Знать:

  • этапы управленческого решения: подготовка, реализация, исполнение, контроль;
  • формы групповых дискуссий и их характеристику;
  • модели поведения руководителя в процессе принятия решения;

Уметь:

  • использовать различные формы групповых дискуссий при принятии решений.

Процесс принятия решения как мыслительный и психологический процесс. Индивидуальные различия личности в принятии решений.

Принятие группового решения. Четыре фазы: установление фактов, оценка фактов, поиск решений, принятие решения. Возможные трудности. Конфликты. Критерии эффективности обсуждения. Формы групповых дискуссий: совещание, «брейнстроминг» (мозговая атака), метод «635», метод «синектики», метод «ринги».

Модели поведения руководителя в процессе принятия решения и правила выбора эффективной модели.

Самостоятельная работа: Анализ эффективности форм групповой работы( 2 часа).

Психология принятия управленческих решений

Тема является актуальной потому, что менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает управленческие решения или реализует их через других людей в любых ситуациях. Научно-технический прогресс, ускорение темпа жизни современного человека, информационные перегрузки, загрязнение окружающей среды оказывают серьезное влияние на состояние здоровья и жизнедеятельности людей в целом и руководителей в частности, мешая сконцентрироваться и принять адекватное ситуации решение. А ведь в случае с управленческим решением ошибка может стать фатальной и повлечь за собой негативные последствия не только для самого руководителя, но и для коллектива в целом. И потому так важно при принятии управленческого решения учитывать психологические особенности данного процесса.

16 стр., 7855 слов

Групповая дискуссия – один из основных тренинговых методов

... П. В. «СПТ — область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью повышения компетентности в общении. Компетентность в общении ... поведения); • тренинг-программа для преодоления страха перед публичным выступлением; • тренинг стратегии решения конфликта; • тренинг для управляющих; • тренинг делового общения; • тренинг для ...

Принятие решений, как и обмен информацией, — составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

1. Сущность и характерные особенности принятия решений Подобно процессу коммуникаций, принятие решений отражается на всех аспектах управления.Принятие решений- часть каждодневной работы управляющего.Принятие решений -это интегральная часть управления организацией любого рода. Более чем что-либо другое, компетентность в данной области отличает менеджера от не менеджера и, что еще важнее, — эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги. В области принятия существуют четыре роли руководителя — предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов и специалист по достижению соглашений. Поскольку характер работы менеджера зависит от уровня управления, на котором он находится, существуют различия и в характере решений, принимаемых на разных уровнях. Тем не менее, все эти роли в той или иной мере периодически исполняет каждый менеджер.

Решение — это выбор альтернативы. Это, по сути дела, ответ на ряд вопросов. В сегодняшнем сложном, быстро меняющемся мире организаций многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров и, чтобы сформулировать цель перед группой людей и добиться ее достижения, необходимо дать ответы на многочисленные вопросы. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь.

Управленческое решение- это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.Цель организационного решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на сомом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Наиболее эффективных управленческих решений можно достичь только при использовании всесторонней информации, в том числе психологической.

3 Принципы и этапы принятия управленческих решений

Управленческое решение — это обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, связанные с достижением целей организации, либо, наоборот, воздержаться от них. Его принятие составляет саму суть управленческой деятельности. Объектом решения всегда являются те или иные проблемы, то есть сложные теоретические вопросы или практические ситуации, характеризующиеся невозможностью в данных условиях получить желательный результат или разрывом между тем, что есть и что должно быть.

12 стр., 5919 слов

Принятия решений по управлению конфликтами в организации

... - раскрыть сущность конфликтов и специфику управленческих решений в условиях конфликта; - рассмотреть структуру и этапы управления конфликтами; - рассмотреть возможности разработки мер по ... разрешению конфликтов при разработке управленческого решения; - описать рекомендации и проанализировать ...

Сущность задачи принятия решения состоит в определении плана действий по разрешению конкретной проблемы. Формирование и принятие решений по выявленным проблемам является ключевым элементом реализации всех функций менеджмента. Период от обнаружения проблемы до ее разрешении называют циклом управлении. Организационные решения представляют выбор, который должен сделать руководитель в конкретной ситуации, чтобы выполнить свои должностные обязанности.

Различают запрограммированные и незапрограммированные решения. В основе запрограммированных решений лежат типовые (запрограммированные) процедуры применения определенных действий по разрешению проблем, имевших место в практике организации или менеджера, принимающего решение. Незапрограммированное решение требует разработки процедуры принятия решения, когда проблемы или способы их разрешения являются новыми (отсутствует прецедент или опыт), они внутренне не структурированы или их проявление сопряжено с неизвестными ранее факторами.

Основными элементами процесса принятая решения являются: диагностика проблемы и постановка целей принимаемого решения, формулирование ограничений и критериев оценки выбора альтернативы при принятии решения, определение альтернативных вариантов возможного решения, их оценка и выбор рационального решения.

4 Психологические аспекты принятия управленческих решений.

Для понимания сущности управленческого решения необходимо рассматривать все его основные аспекты. Можно выделить экономический, социально-психологический, информационно-технологический, организационный и юридический аспекты принятия решений. Особенность социально-психологического заключается в том, что решение необходимо рассматривать как логико-мыслительный акт выбора, т.е. под управленческим решением понимается внутренняя мыслительная деятельность субъекта управления, направленная на разрешение определенной проблемы и зависящая от индивидуально-психологических особенностей субъекта. Кроме того, социально-психологический аспект проявляется в механизме управления персоналом, оперировании рычагами воздействия на человека: потребностями, интересами, мотивами и стимулами, установками и ценностями.

При принятии решения следует учитывать два существенных аспекта: • принимать решение, как правило, легко (человек всегда принимает решение о направлении своих действий), трудно принять хорошее решение; • принятие решения является психологическим процессом, в силу этого человеческие решения не всегда логичны, так как поведением людей движут иногда логика, иногда чувства.

Поэтому способы принятия решения могут меняться и широких пределах (от спонтанных до в высшей степени логичных).

В силу этого процесс принятия решений может быть основан на различных подходах. Различают три подхода: интуитивный, основанный на суждениях и имеющий рациональный характер. Психологический механизм принятия решений

Менеджер принимает управленческое решение на основе информации о сложившейся ситуации. В то же время особенности восприятия информации каждым человеком порождают психологические трудности ее подготовки. Удерживаемые в памяти факты в ряде случаев обретают субъективный характер под влиянием их эмоциональной окраски. Поэтому менеджеры зачастую вносят в передаваемую информацию субъективную оценку, даже не подозревая об этом, тем самым как бы подсказывая то или иное управленческое решение. Повторная потеря части информации происходит при отображении того, что менеджер видел или слышал, при изложении на бумаге. В то же время выяснение подлинной картины события является важнейшим условием принятия обоснованных управленческих решений. Собственное видение проблемной ситуации формируется в сознании менеджера на основе анализа справок, отчетов, служебных записок. Для ускорения диагностики проблемной ситуации форма подачи информации должна быть приспособлена к особенностям мышления менеджера.

Условия эффективности управленческих решений– обоснованность, своевременность, выполнимость и другие – имеют не только организационную, но и социально-психологическую сторону. Так, обоснованность управленческих решений не должна вызывать сомнений у исполнителей.

Менеджеру нужно не только самому видеть преимущество данного управленческого решения, но и убедить в этих преимуществах своих подчиненных. Для эффективного управленческого решения важное значение имеет соответствие динамике событий во времени. Чтобы обеспечить это условие, менеджеру следует найти благоприятный момент для принятия управленческого решения и с учетом морально-психологического климата в коллективе проводить целенаправленную психологическую подготовку к новому управленческому решению. Увеличение времени на подготовку срочного управленческого решения сокращает время на его реализацию, т.е. заведомо наносит ущерб его эффективности

Вашему вниманию предлагается тест, который поможет определить, принимаете вы решения рационально или на основе интуиции.

Укажите балл, соответствующий характерным для вас образцам поведения. Для этого обведите соответствующую цифру по шкале: 5 — данное поведение очень характерно для меня; 4 — довольно характерно; 3 — затрудняюсь сказать, характерно или нет; 2 — не очень характерно; 1 — такое поведение совершенно мне не свойственно.

Подсчитайте набранные вами баллы.

Оценка поведения

Характерно ли для вас данное поведение?

Оценка:

5,4,3,2, 1

Покупая новый прибор или бытовую технику, я не

тороплюсь читать инструкцию, а стараюсь разобраться с ними сам. Инструкцию можно прочитать, если возникнут какие-либо затруднения

Посторонние считают, что у меня на столе беспорядок, но я всегда знаю, где что лежит

В отношениях с людьми я больше полагаюсь на

ощущения, которые у меня возникают в процессе общения, чем на слова, которые сказаны

Для меня более привычно работать, не определяя

четкого плана работы на день

Если я расхожусь с другими людьми относительно путей решения возникающих проблем, то, принимая решение, больше полагаюсь не на чужое, а на собственное мнение

Если я не знаю, как добраться до нужного мета в незнакомом городе, меня это никогда не смущает

Однообразная и монотонная работа для меня является самым тяжелым испытанием

Мне всегда интересно узнать мнение специалиста по тому или иному вопросу, но, принимая решение, я не всегда ему следую

Я считаю, что люди будут реже попадать в неприятные ситуации, если станут больше доверять своим предчувствиям

Я верю в удачу и, принимая решение, часто полагаюсь на волю случая

Меня трудно обвинить в излишней дотошности или педантичности

Сумма 60 — 48 баллов свидетельствует о высокой склонности к принятию интуитивных решений.

Сумма 47—25 баллов говорит о среднем уровне развития интуиции. Это компенсируется стремлением к рациональной оценке в тех случаях, когда вы сталкиваетесь с определенными трудностями и преградами при подготовке и реализации решений.

Сумма менее 25 баллов констатирует склонность к рациональному поведению, к тому, чтобы действовать наверняка, не полагаясь на интуицию.

В процессе работы руководитель стремится создать у своих подчиненных положительное отношение к работе. Эффективность труда и положительная мотивация находятся в прямой зависимости друг от друга. Чтобы нужным образом воздействовать на подчиненных, руководитель обязан соблюдать ряд условий: не бояться риска, быть нацеленным на достижение успеха в работе;

  • стимулировать подчиненных к творчеству;
  • поощрять за хорошую работу, успехи, даже малые;
  • оказывать помощь в работе своим подчиненным;
  • не отказываться от принятия решения и не откладывать его реализацию;
  • вовремя и правдиво информировать работников;
  • правильно оценивать временную перспективу решения задач

Руководитель воздействует на подчиненных оказанием личного влияния на членов группы и воздействием на каждого отдельного подчиненного через группу. Участие в принятии решений является важным мотивационным фактором, так как этим обеспечивается лучшее понимание работниками планов и большее желание реализовать их.

На стиль принятия решения влияет личность руководителя.

Можно выделить следующие типы руководителей, принимающих решения.

1. Руководитель, который стремится к достижению успеха в деятельности, считает себя призванным вести за собой исполнителей решения. Не боится риска, положительно мотивирован, активен. Считает себя значимым не только в своих собственных глазах, но и в глазах подчиненных.

2. Руководитель, ориентированный больше на себя, чем на группу исполнителей, стремится к индивидуальному принятию решений. Действует с оглядкой, к риску относится слишком осторожно, уходит от него.

3. Отрицательно мотивированный руководитель, уходящий от самостоятельности, риска. Он боится принимать решения. Как правило, «прячется» за группу, пытаясь снять с себя ответственность. Не любит принимать решения, пытаясь решать проблемы с помощью группы. Не является лидером.

4. Руководитель, не способный к активной работе. Он имеет невротические тенденции в поведении. Старается не идти на контакты ни с руководством, ни с подчиненными. Ему хочется уйти полностью от ситуации, где нужны активность, самостоятельность, риск и т.д. Профессионально становится непригодным к управленческой работе.

Тест

Проверить наличие у вас способностей к принятию управленческих решений позволит психологический тест.

Ответьте «да» или «нет» на вопросы теста.

  1. Способны ли вы представить себя в роли актера или политического деятеля?
  2. Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?
  3. Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?
  4. Немедленно ли вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?
  5. Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?
  6. Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?
  7. Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?
  8. Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был не изменен?
  9. Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?
  10. Любите ли вы менять обстановку у себя дома и переставлять мебель?
  11. Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач?
  12. Любите ли вы дразнить самоуверенных и заносчивых людей?
  13. Любите ли доказывать, что ваш начальник или кто-то весьма авторитетный в чем-то не прав?

Оценка результатов. Подсчитайте набранное вами количество баллов по приведенной таблице.

Ответ

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Да

5

0

5

5

5

5

5

0

0

5

5

5

5

Нет

0

5

0

0

0

0

0

5

5

0

0

0

0

35—65 баллов. Вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. В подобного рода ситуациях вы обычно чувствуете себя как рыба в воде. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать им на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. По вашему мнению, тех, кому не нравится такой идеал отношений, не следует щадить. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте, однако вам надо быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.

30 и меньше баллов. Увы, хотя вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам и ход ее должен быть вполне предсказуем. Вы не любите ничего делать «через силу». При этом вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели, а часто оказываясь и неправильно понятым. А жаль!

Способность руководителя к выработке и принятию управленческих решений обусловлена целым рядом факторов различного свойства, в их числе теоретические и практические знания, жизненный и профессиональный опыт. Вместе с тем ключевое значение имеют индивидуальные способности руководителя и психологические особенности специалистов, менеджеров. Среди такого рода психологических особенностей личности надо отметить:

  • этические принципы, которых придерживается руководитель;
  • ценности и установки, система приоритетов, управленческие стереотипы, предрасположенность к принятию решений определенного рода, осуществлению конкретных действий;
  • мотивация достижения успеха — заинтересованность в принятии решений в той или иной управленческой ситуации;
  • волевые качества, волевая саморегуляция;
  • особенности мышления, в частности масштаб, скорость и логичность мышления, творческие способности;
  • свойства личности руководителя — активность, инициативность, настойчивость, самостоятельность, склонность к риску, уверенность, ответственность, изобретательность

7