СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Раздел I. Теоретико-методологические основы ’ социальной психологии
Занятие 1. Объект, предмет, задачи социальной психологии. История становления и развития социальной психологии
Цель занятия:определение объекта и предмета социальной психологии, формирование представлений о задачах социальной психологии образования, история становления социальной психологии, ее связь с другими науками.
Основные понятия:социальная психология, социально-психологическе явления, эффект социальности.
План занятия
- Понятие об объекте и предмете социальной психологии. Социальная психология как теоретическое знание и как прикладная дисциплина. Этапы становления науки.
- Основные проблемы, задачи и функции социальной психологии.
- Понятие о социальной психологии образования. Проблемы и задачи социальной психологии образования.
- Методология социальной психологии образования.
№ вопроса |
Характеристика материала, изученного согласно пунктам плана (краткая аннотация вопросов) |
1 |
— О \ ^ . 50- £ ^ к . Щр |
2 |
|
3 |
C^f V-CS-4L va^ux^V, wjulcvvj®*. Az LU-V^№, \л£К Д.>. v£. еле- ^ , |
4 |
— LA§CeT <?>Л_’ — ‘ V-Jv_Cn. ‘ |
Контрольные вопросы
- В чем специфика предмета социальной психологии?
- Почему социальная психология как наука имеет особый статус?
> Какие этапы развития социально-психологического знания можно выделить?
- Определите круг основных проблем социальной психологии?
- Перечислите функции социальной психологии.
- В чем различие индивидуальной и социальной психологии?
- Особенности образовательных социальных общностей.
- Особенности методологии социальной психологии.
Темы сообщений
- История предмета социальной психологии.
- Взаимосвязь социальной психологии с социологией и психологией.
- Этапы становления социальной психологии.
- Личность и общество как проблемы социальной психологии.
- Основные методологические вопросы социальной психологии.
- Особенности становления социальной психологии в России.
- Ценность социально-психологического знания.
Задания для самостоятельной работы
- Составьте социально-психологический портрет специалиста в сфере вашей будущей профессиональной деятельности.
- В словарь психологических терминов запишите определения следующих понятий: адаптация психологическая, социальная психология, социально-психологическая компетентность.
- В словарь персоналий запишите краткие биографические сведения о В. Вунде, М. Лацарусе, 3. Фрейде, К. Каверине.
Тестовые проверочные задания
- Закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы изучает:
а) социология б) психология групп в) социальная психология.
- Социальная психология как самостоятельная наука возникла на границе психологии и:
а) философии б) политологии в) социологии.
- Когда были изданы первые учебники по социальной психологии Э. Росса и У. Мак-Дугала?
а) 1877 г. 6)1908 г. в) 1900 г.
- Как назывался первый журнал социально-психологической направленности под редакцией М. Лацаруса и Г. Штейнталя?
а) «Вопросы психологии народов и языкознание», б) «Социальная психология и социология» в) «Психология народов».
- Кто является автором шкалы для измерения социальных отношений?
а) Э. Богардус, б) В. Вунд, в) У. Мак-Дугал.
-12-
- Кто является автором социометрической методики?
а) К. Левина, б) А. Бельчиков, в) Дж. Морено.
- Когда социальная психология оформилась в качестве самостоятельной науки?
а) 10-е годы XX века, б) 20-е годы XX века, в) 90-е годы XIX века.
- В контексте какого психологического направления разрабатывалась теория социального научения?
а) бихевиоризм б) гештальтпсихология в) психоанализ.
- Кто является автором первой монографии по социальной психологии в СССР «Социальная психология как наука», вышедшей в 1965 году?
а) С. JI. Рубинштейн б) А. Р. Лурия в) Б. Д. Парыгин.
- В каком году была создана первая лаборатория социальной психологии во главе с Е. С. Кузьминым?
а) 1917 г., б) 1953 г., в) 1962 г.
Рекомендуемая литература Основная
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2001. — С. 170-188, 222-245.
- Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. — М.: МГУ, 1990. — С. 6-84, 95-102, 103-133.
- Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. — М.: МГУ, 1983. — С. 76-134.
- Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология: Хрестоматия. — М., 2003.
- Битянова М. Р. Социальная психология: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — М., 2007.
- Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1986.
- Социальная психология в схемах и комментариях: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. Крысько. — СПб.: Питер, 2003.
- Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2004.
- Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.
Дополнительная
- Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В, Соловьевой. — М., 1996.
- Богомолов Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. — М., 1992.
- Дилигенский Г. Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975. — СЛ9&-205.
- Кричевский Р. Л, Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. — М.: МГУ, 1991. — С. 5-34, 72-83.
- Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология человека. — М., 1995.
- Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. — М.: МГУ, 1987. — С. 242-250.
- Шихирев П. Н. Современная социальная психология в странах Западной Европы. — М., СПб., 1998.-С. 100-114.
- Хрестоматия по социальной психологии. — М., 1995.
- Перспективы социальной психологии. — М.: Эксмо, 2001.
- Егорова М. С. Близнецовые исследования: современные тенденции // Вопр. психологии. — 2004. — № 6. — С. 128.
-13-
Занятие 2. Методы социальной психологии
Цель занятия:выявить специфику социально-психологического исследования, систематизировать знания о методах социальной психологии, показать практическую значимость социальнопсихологического исследования.
Основные понятия: методы социально-психологического исследования (контент-анализ, эксперимент, социометрия, ранжирование), референтометрия, коррекционные методы (тренинг, психодрама, гештальттерапия, арттерапия), надежность, обоснованность, валидность, шкала, выборка, разброс данных, варианта, медиана, кривая нормального распределения, корреляция.
План занятия
- Специфика социально-психологического исследования.
- Методология социально-психологического исследования.
- Общая характеристика методов социальной психологии.
- Активные социально-психологические методы обучения и развития.
№ вопроса |
Характеристика материала, изученного согласно пунктам плана (краткая аннотация вопросов) |
1 |
Soc |
2 |
VAXs^+J-y^OiJfcJL, UOV i£> C_c£b<2-\At*-eeJt4C хл. OUju\ _ чХ^, |
3 |
^ vjo^T |
4 |
w>v Ot(; e (p Of104» «\ с 52> v_e*n ~-<Ъл. .JLuJn t х<А-уА-ле-cjj. |
Контрольные вопросы
- Опишите основные этапы психологического исследования.
- Какова специфика методов социальной психологии и их использование в исследовании образовательных общностей?
- Какие уровни анализа социально-психологических явлений вы можете назвать?
- Опишите специфику активных социально-психологических методов обучения и развития.
-14-
- Каковы требования к качеству социально-психологической информации?
- Что представляет собой описательная статистика?
- Что такое индуктивная статистика? .
- В чем особенности корреляционного анализа?
Темы сообщений
- Эмпирические методы социально-психологических исследований.
- Экспериментальные методы социально-психологических исследований.
- Психодиагностические методы социально-психологических исследований.
- Групповые методы терапии и коррекции.
- Методы активного социально-психологического обучения.
- Опрос как метод социальной психологии.
- Возможности экспериментального изучения социально-психологических явлений.
Задания для самостоятельной работы
- Составьте дневник самонаблюдения за своими психическими процессами, наблюдаемыми в течение одного дня.
- В словарь психологических терминов запишите определения следующих понятий: адаптация теста, анкетирование, биографический метод, батарея тестов, валидность, гештальттерапия, игровая терапия, интроспекция, интервью, контент-анализ, константность, коррекционные методы, мониторинг, надежность, онтогенез, опрос, полевое исследование, психодрама, субтест, тестирование, филогенез, эксперимент.
- В словарь персоналий запишите краткие биографические сведения о А. Бине, Г1. П. Блонском, Л. С. Выготском, А. Симоне.
Тестовые проверочные задания
- Развитие индивида от рождения до конца жизни — это: а) филогенез, б) онтогенез, в) паратация.
- Какая психологическая школа разработала технику арттерапии? а) советская, б) когнитивная, в) гуманистическая.
- Исследование, проводимое в естественных, реальных условиях, — это: а) естественное, б) полевое, в) натуральное.
- Изучение естественно возникающих связей между переменными — это:
а) корреляционное исследование, б) математико-статистический подход, в) генетическое исследование.
- Какое количество людей в группе случайной выборки обеспечивает 95 %достоверности данных для описания всей популяции с ошибкой менее 3 %?
а) 1200 человек, б) 800 человек, в) 340 человек.
-15-
- Соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом — это:
а) направленность, б) перкокция, в) репрезентативность.
- Подвергаемое проверке предположение, описывающее возможную между событиями взаимосвязь, это:
а) теория, б) гипотеза, в) основание.
- Кто предложил биографический метод в психологии? а) Д. Уотсон, б) J1. С. Выготский, в) 3. Фрейд.
- Какой метод не относится к обсервационным?
а) самонаблюдение, б) наблюдение, в) поверхностное наблюдение.
- Соотношение, соответствие, взаимосвязь, взаимозависимость предметов, явлений или понятий, статистическая мера связи, равная ковариации стандартизованных переменных, — это:
а) корреляция, б) моделирование, в) аттракция.
Рекомендуемая литература Основная
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. для вузов. — М.: Аспект — Пресс, 2006.
- Крысько В. Г. Социальная психология: Учеб. для вузов: 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006.
- Московичи С. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2007.
- Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.
Дополнительная
- Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. — М., 1992.
- Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Жукова Ю. М., Петровской JI. А., Соловьевой О. В. — М., 1996.
- Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. — JI., 1985. — С. 14.
- Немов Р. С. Психология: В 2 кн. — М., 1994. — Кн. 1. — С. 466-470.
- Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М., 1980.
- Погодин Д. Ю. Применение и развитие метода психологических профилей европейскими учеными // Вопр. психологии. — 2007. — № 4. — С. 116.
-16-
Раздел II. Социально-психологические явления
Раздел II. Социально-психологические явления.
Виды и феномены взаимодействия
Занятие 3. Общение как обмен информацией
Цель занятия: систематизировать знания студентов о специфике процесса обмена информацией, вербальными и невербальными средствами общения; изумить особенности коммуникативных барьеров и причины их возникновения; овладеть различными видами и техниками слушания и передачей обратной связи.
Основные понятия:коммуникация, вербальные и невербальные средства общения, транзакт- ный анализ, система кодификации, транзакция, позиция (позиция родителя, позиция взрослого, позиция ребенка).
План занятия
- Природа и структура общения. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.
- Структура и уровни коммуникативного акта. Модель коммуникативного процесса.
- Средства коммуникации.
- Проблема эффективности коммуникативного воздействия. Коммуникативные барьеры и причины их возникновения.
№ вопроса |
Характеристика материала, изученного согласно пунктам плана (краткая аннотация вопросов) |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
Контрольные вопросы
- В чем состоит смысл коммуникативной стороны общения?
- В чем специфика средств общения?
- Какую роль в процессе общения выполняет механизм обратной связи?
-17-
- Назовите основные приемы, используемые педагогами для передачи ученикам обратной связи?
- Что называют уровнями общения?
- В чем смысл коммуникативных барьеров? Приведите примеры из педагогической практики.
- Что представляет собой транзактный анализ?
- В чем заключаются особенности ритуала общения?
Темы сообщений
- Особенности коммуникативного процесса.
- Невербальное общение и его виды.
- Диалог как форма.общения.
- Психологические барьеры в межличностном общении.
- Манипулягивное общение.
- Проблемы общения в современном мире.
- Воспитание культуры общения.
Задания для самостоятельной работы
- В словарь психологических терминов запишите определения следующих понятий: аффилиация, барьер психологический, барьер смысловой, вербальный, невербальный, внушаемость, значимый другой, идентификация, коммуникация, коммуникабельность, мотив, направленность личности, фасциация.
- В словарь персоналий запишите краткие биографические сведения о А. Н. Леонтьеве, Г. Jlaccy- элле, Д. Майерсе, Э. Холле.
Тестовые проверочные задания
- Как называется раздел социальной психологии, изучающий нормы пространственно-временной организации общения?
а) аттракция, б) проксемика, в) перцепция.
- Убедительность, воспринимаемая как компетентность и надежность, — это:
а) кредитность коммуникатора, б) эффективность коммуникатора, в) значимость коммуникатора.
- Какая информация — вербальная или невербальная — воспринимается слушателем активнее?
а) вербальная, б) невербальная, в) одинаково.
-18-
- Как называется эффект, когда при прочих равных условиях воздействие информации, поступившей ранее, является доминантным?
а) эффект доминантности, б) эффект значимости, в) эффект первичности.
- Способ, которым передается информация, называется:
а) канал коммуникации, б) перцептивный агент, в) коммуникатор.
- Сложности в общении, порождаемые либо социальными факторами (политические, социальные или религиозные различия между партнерами), либо индивидуальными психологическими особенностями общающихся (их «закрытость» или «открытость» к общению), — это:
а) коммуникативные барьеры, б) стереотипы, в) манипуляции.
- Психологическое воздействие, используемое для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения партнера по общению к совершению определенных действий, — это:
а) принуждение, б) убеждение, в) манипуляция.
- Как называется коммуникация, когда сообщение направлено множеству вероятных адресатов?
а) ретиальной, б) аксиальной, в) целостной.
- Эффект, наблюдаемый при особом образе организованного словесного воздействия, уменьшающего потери значимой информации при ее восприятии реципиентами, — это:
а) фасцинация, б) фасилитация, в) аттракция.
- Как влияет высокая скорость речи оратора на убедительность сообщаемой информации? а) понижает, б) повышает, в) не влияет.
Рекомендуемая литература
Основная
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. для вузов. — М.: Аспект — Пресс, 2006.
- Битянова М. Р. Социальная психология. — М., 2001.
- Крысько В. Г. Социальная психология: Учеб. для вузов. — 2-е изд. — Спб.: Питер, 2006.
- Московичи С. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2007.
- Реан А. А., Коломинский С. Л. Социальная педагогика. — СПб., 1999.
- Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.
Дополнительная
- Бендас Т. В. Гендерная психология: Учеб. пособие, — СПб.: Питер, 2005.
- Бодалев А. А. Психология общения. М.; Воронеж, 1996.
- Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, JI. А. Петровской, О. В. Соловьевой. — М., 1996.
- Войскунский А. Я говорю, мы говорим… — М., 1990.
- Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев, 1989.
- Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. — М., 1988.
- Карандашев В. Н. Основы психологии общения. — Челябинск, 1990.
- Крижанская Ю. С., Третьякова В. П. Грамматика общения. — Л., 1990.
- Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 2005.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1990.
- Хрестоматия по социальной психологии. — М., 1995.
- Современная зарубежная социальная психология: [Текст]. — М., 1984.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995.
- Калитеевская Е. Р., Леонтьев Д. А., Осин Е. П., Бородкина И. И. Смысл, адаптация и самодетер- минация у подростков // Вопр. психологии. — 2007. — № 2. — С. 68.
-19-
Занятие 4. Общение как восприятие людьми друг друга и процесс социального познания
Цель занятия, систематизировать знания о психологии общения и взаимодействия людей, научить использовать теоретические положения психологии в понимании и объяснении социальнопсихологических явлений в практике общения и деятельности, познакомить с основными методами и методиками социальной психологии.
Основные понятия: общение, чувства (конъюнктивные, дизъюнктивные), вербальный и невербальный контакт, тезаурус, квазикоммуникация, формы общения, типы общения, функции общения, виды общения (императивное, манипулятивное, диалогическое), социальный контроль, профессиональное общение, коммуникативные барьеры, фасциация, интерактивная, перцептивная стороны общения, типы взаимодействия, заражение, убеждение, внушение, подражание.
План занятия
- Понятие и функции социальной перцепции.
- Механизмы познания и понимания партнера по общению.
- Эффекты межличностного восприятия.
- Проблемы межличностного восприятия и способы преодоления затруднений.
- Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения.
№ вопроса |
Характеристика материала, изученного согласно пунктам плана (краткая аннотация вопросов) |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
* |
Контрольные вопросы
- Покажите на примере, как работает процесс социального познания.
- Какие психологические особенности наблюдателя влияют на процесс социального познания?
- Какие психологические свойства прежде всего фиксируются в процессе формирования первого
впечатления о человеке?
Опишите привычные схемы причинности (объяснения) чужого поведения.
-20-
Тестовые проверочные задания
- Раскройте смысл социального стереотипа. Какую роль он выполняет в общении и какие формы приобретает в педагогической практике.
- Нужно ли скрывать от партнера по общению свои истинные чувства? Почему?
- Какие способы выражения чувств существуют? Отметьте наиболее эффективные. Почему именно они?
- Каковы принципы эффективной передачи обратной связи и критических замечаний партнеру по общению?
Темы сообщений
- Психология взаимопонимания.
- Эмпатия как механизм понимания другого человека.
- Закономерности каузальной атрибуции.
- Процесс формирования первого впечатления о человеке.
- Межличностные отношения — эмоциональные проявления (аффекты, эмоции, чувства).
- Понятие социальной перцепции в концепции Дж. Брунера.
- Социальное восприятие — интерпретация, приписывание.
Задания для самостоятельной работы
- В словарь психологических терминов запишите определения следующих понятий: атрибуция, барьер коммуникативный, внушение (суггестия), заражение психологическое, идентификация межличностная, идентичность, императивность, индифферентность, квазикоммуникация, личность, манипуляция, перенос, перцептивная сторона общения, подражание, проекция, профессиональное общение, психологическая совместимость, рефлексия, стереотип социальный, убеждения, чувства, эгоизм, эмпатия.
- В словарь персоналий запишите краткие биографические сведения о Дж. Миллере, Ч. Кули.
Тестовые проверочные задания
- Кто ввел в научный оборот термин «социальная перцепция»?
а) Дж. Брунер в 1947 г., б) Выготский JI. С. в 1927 г., в) Д. Майерс в 1950 г.
- Что не относится к процессу осознания себя через «другого»?
а) рефлексия, б) интеракция, в) идентификация.
- Приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных кгjctb и характеристик другим людям называется:
а) аффилиация, б) атрибуция, в) антиципация.
- Специфический набор пространственно-временных констант называется:
а) хронотопы, б) голоэффект, в) эффект ореола.
- Как называется эффект формирования специфической установки на воспринимаемого человека через направленное приписывание ему определенных качеств?
а) эффект ореола, б) трансляция, в) трансцеденция.
-21 —
- Жесткое, часто упрощенное представление о конкретной группе или категории людей называется:
а) стереотип б) представление в) антиципация.
- Оценочная реакция на что-либо или кого-либо, выражающаяся во мнениях чувствах и целенаправленном поведении, — это:
а) убежденность, б) направленность, в) установка.
- Напряжение, проявляющееся при осознании несовместимости двух знаний, — это:
а) когнитивный диссонанс, б) апстурация, в) рассогласование.
- Как называется сильная, бурно протекающая эмоция, не поддающаяся сознательному регулированию и сопровождающаяся интенсивными двигательными реакциями?
а) страсть, б) ужас, в) аффект.
- Апатия, отчуждение от окружающего — это:
а) апперцепция, б) дисфункция, в) аномия.
Рекомендуемая литература Основная
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2001. -С. 59-101.
- Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология: Хрестоматия. — М., 2003.
- Битянова М. Р.Социальная психология: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — М., 2007.
- Лабунская В. А. Невербальное поведение. — Ростов н/Д, 1986. — С. 205-212.
- Лебон Г., Тард Г. Психология толп. — М., 1999.
- Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 2007. — С. 100-115.
- Социальная психология в схемах и комментариях: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. Крысько. — СПб.: Питер, 2003.
- Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2004.
- Науменко Т. В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопр. психологии. — 2003. -№ 6. — С. 63.
- Пронин И. П. Работа психолога с членами новых религиозных движений // Вопр. психологии. — 2004.-№4. С.-59.
- Иванова Н. Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Вопр. психологии. — 2004. — № 4. — С. 65.
- Василюк Ф. Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопр. психологии. — 2007. — № 2. — С. 3.
Дополнительная
- Андреева Г. М. Атрибутивные процессы. — М., 1987. — С. 153-166.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.: Прогресс, 1988. — С. 8-55.
- Бодалев А. А. Психология общения. — М.; Воронеж, 1996.
- Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Жукова Ю. М., Петровской Л. А., Соловьевой О. В. — М., 1996.
- Войскунский А. Я говорю, мы говорим. — М., 1990.
- Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев, 1989.
- Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. — М., 1988.
- Карандашей В. Н. Основы психологии общения. — Челябинск, 1990.
- Ковалев Г. А. Психологическое воздействие. — М., 1989.
- Крижанская Ю. С., Третьякова В. П. Грамматика общения. — Л., 1990.
- Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. — М., 1991. — С. 141-152.
- Леонтьев А. А. Психология общения. — Тарту, 1973.
- Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.
- Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 2007.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1990.
1 s п а гг тт тт 1 пт
1U. низ лзык жсихив, п. пив!ирид,tyyj,
-22-
- Пиз А. Язык телодвижений. — Воронеж, 1992.
- Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. — С. 125-132, 185-192.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995.
- Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994.
- Хрестоматия по социальной психологии. — М., 1995.
- Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.
- Шостром Э. Анти-карнеги, Или человек-манипулятор. — Минск, 1992.
- Степанова М. А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы /, Вопр. психологии. — 2004. — № 4. — С. 91.
- Кондратьев С. В. Типические особенности педагогического взаимодействия // Вопр. психологии. — 2004. — № 4. — С. 130.
Занятие 5. Общение и взаимодействие. Человек как субъект взаимодействия
Цель занятия, систематизировать знания о психологии общения и взаимодействия людей, научить использовать теоретические положения психологии в понимании и объяснении социальнопсихологических явлений в практике общения и деятельности, освоить основные стратегии взаимодействия, техники воздействия.
Основные понятия: организация совместных действий, теории действия, ступени развития взаимодействия (пространственный контакт, психический контакт, социальный контакт (совместная деятельность), взаимодействие (вызвать реакцию), социальные отношения (сопряженная система действий)); транзактный анализ Э. Берна, типы взаимодействий по К. Томасу, формы деятельности: совме- стно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместное взаимодействие.
План занятия
- Теории межличностного взаимодействия.
- Основные стратегии взаимодействия.
- Модель регуляции совместной деятельности.
- Эффективность группового взаимодействия.
- Психология воздействия в общении.
№ вопроса |
Характеристика материала, изученного согласно пунктам плана (краткая аннотация вопросов) |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
-23-
Контрольные вопросы
- Перечислите основные социальные мотивы и проиллюстрируйте, в каких конкретных стратегия* поведения они реализуются?
- В чем основные особенности ведущих стратегий поведения?
- В чем специфика эффективности применения механизмов воздействия в различных условиях?
- Умение общаться: дар или приобретение?
- В чем специфика средств общения?
- Особенности педагогического общения.
- Коммуникация, взаимодействие и познание в профессии педагога.
- Раскройте ступени развития взаимодействия по Я. Щепаньскому.
Темы сообщений
- Взаимодействие и взаимопонимание в общении.
- Психологические барьеры в межличностном общении.
- Педагогическое общение и его особенности.
- Взаимодействие и взаимопонимание в общении.
- Психологические условия эффективности группового взаимодействия.
- Основные теории межличностного взаимодействия.
- Основные механизмы воздействия в процессе общения.
Задания для самостоятельной работы
- В словарь психологических терминов запишите определения следующих понятий: взаимодействие, интеракция, кооперация, конкуренция, кризис психологический, транзактный анализ, транзакция, роль в социальной психологии.
- В словарь персоналий запишите краткие биографические сведения о Э. Берне, М. Вебере, П. Сорокине, Т. Парсонсе.
Тестовые проверочные задания
- Какой из предложенных стилей не относится к стилям взаимодействия:
а) продуктивный, б) транзактный, в) непродуктивный.
- Подтверждение взаимных ролевых ожиданий, полное взаимопонимание, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта — это:
а) конгруэнция, б) приакция, в) тепис.
-24-
Сак называется одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характе- жзующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях проти- юборства с добивающимися этих же целей и интересов другими индивидами или группами? а) противоборство, б) коакция, в) конкуренция.
Гип взаимодействия, при котором его субъекты, достигнув взаимного соглашения о преследуемых целях, стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы, — это: а) дружба, б) кооперация, в) взаимопомощь.
Сакой тип конфликта лишний?
а) продуктивный, б) деструктивный, в) конкурентный.
Набор норм, определяющих, как должен вести себя человек, определенного социального положения, — это:
а) положение, б) роль, в) позиция.
Единство сознания и деятельности, направленное на реализацию базовой ценности, это: а) направленность, б) позиция, в) роль.
Эмоционально окрашенное, избирательное отношение человека к действительности как характеристика личности — это: а) интерес, б) чувство, в) потребность.
Буферное пространство, которое человек предпочитает сохранять вокруг себя, определяя его эазмер в зависимости от степени близости с собеседником, это: а) личное пространство, б) контрпространство, в) автономия.
«Подсадной» участник группы, помощник экспериментатора — это: а) брокер, б) конфедератор, в) квазиучастник.
Рекомендуемая литература Основная
Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. для вузов. — М.: Аспект — Пресс, 2006.
Битянова М. Р. Социальная психология. — М., 2001.
Крысько В. Г. Социальная психология: Учеб. для вузов. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006.
Московичи С. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2007.
Семечкин Н. И. Социальная психология: Учеб. для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — [Сер. «Учебник нового века»].
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995.
Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1986.
Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.
Дополнительная
Бендас Т. В. Гендерная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2005.
Бодалев А. А. Психология общения. — М.; Воронеж, 1996.
Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, D. В. Соловьевой. — М., 1996.
Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. — М., 1988.
Карандашев В. Н. Основы психологии общения. — Челябинск, 1990.
Крижанская Ю. С., Третьякова В. П. Грамматика общения. — Л., 1990.
Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997.
Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1990.
Хрестоматия по социальной психологии. — М., 1995.
Современная зарубежная социальная психология: [Текст]. — М., 1984.
Ничипоренко Н, П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств // Вопр. психологии. — 2007. — № 2. — С. 123.
Штроо В. А., Меланьина А. А. Референтные отношения в группе как фактор организационных
……ii //DnnK ТТЛТГ1Г Л ТТЛГ’ГХТУО П? 5^ i\]n ^ ( *’*7 О.
ИЛМСПСПИИ // uuup. IIvrx/vv/Jiv/i Х1ТД. J4- ‘ v.
-25-