Тема 1.1. Предмет и методы юридической психологии
1. Курс юридической психологии призван обеспечить понимание юристами социально-психологической сущности правового регулирования, психологических особенностей поведения человека в сфере отношений, регулируемых правом
2. Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что юридическая психология как наука имеет свой предмет, теорию, методы и практические рекомендации
3. Предметом юридической психологии как науки является изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере права
4. Наказанием считается особая мера государственного принуждения, сопровождающаяся лишением осужденного определенных благ, за совершение преступления.
5. Юридическая психология решает следующие задачи: исследование проблем правового сознания, разработка методов формирования правового сознания, разработка научно обоснованных рекомендаций по повышению эффективности юридической деятельности
6. Взаимосвязь юридической психологии с криминологией проявляется в изучении закономерностей развития преступности и ее предупреждения
7. Юридическая психология это научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы “человек–право”, разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы
8. Метод психологии, позволяющий обнаружить факт преступления, без использования прямых вопросов ассоциативный эксперимент
9. Основа системного подхода это: исследование процесса деятельности во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм
10. Диапазон применения методов психологического воздействия на личность ограничен нормами уголовно-процессуального законодательства
11. Раздел юридической психологии, который изучает проблемы психического отражения правозначимых явлений, психологические аспекты правотворчества, правосознания, правовой социализации личности и право исполнительного поведения: правовая психология
12. Раздел юридической психологии, который изучает психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений, а также вопросы психологического воздействия на криминальные элементы: психология оперативно-розыскной деятельности
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...
... структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности человека. Деятельность- активное взаимодействие человека со средой. Деятельностью можно ... предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с ...
13. Раздел юридической психологии, который изучает психологию десоциализации личности, психологические механизмы делинквентного (проступочного) и преступного поведения, психологию личности преступника и преступных групп: криминальная психология
14. Раздел юридической психологии, который изучает проблемы предварительного следствия, судебного разбирательства, а также проблемы судебно-психологической экспертизы — судебная психология
15. Коммуникативная деятельность в исправительных учреждениях это: организация общения с осужденными, в ходе которого происходит направляемый воспитателем обмен информацией
16. Метод исследования, основная ценность которого заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека — наблюдение
17. Юридическая психология, как учебная дисциплина, изучает следующие разделы: правовая психология, криминальная психология, пенитенциарная психология, судебная психология.
18. Пенитенциарная психология является разделом юридической психологии
19. Пенитенциарная психология – это исправительная психология.
20. Метод исследования, при котором с помощью изменения внешней ситуации можно преднамеренно вызвать нужный психический процесс: эксперимент
21. Метод юридической психологии, с помощью которого нельзя получить знания об индивидуально-психологических качествах личности преступника: естественный эксперимент
22. Принцип юридической науки, который ориентирует юриста на поиск причин, побуждающих человека к противоправным действиям: принцип личностного подхода
23. Предварительное следствие это: целенаправленный процесс, целью которого является реконструкция события преступления, имевшего место в прошлом, по следам, обнаруженным следователем в настоящем.
Тема 1.2. История становления юридической психологии
1. Одним из первых в России поднял вопрос о возможности досрочного освобождения исправившегося преступника и необходимости привлекать содержащихся в тюрьмах к работам: М. М. Щербатов
2. Юридическая психология была признана прикладной наукой в: 1908 году
3. Российский ученый (в 60-е г. ХХ в.), которому принадлежит приоритет в возрождении юридической психологии: Корнеев Л.М.
4. В ХХ веке ввел поятия «экстраверт» и «интроверт»: К.Г.Юнг
5. Первая в России монография, посвященная судебной психологии, была опубликована: в 1874 году в г. Казани (автор А. Фрезе)
6. Психологическая школа права, в России формируется в: конце XIX века
7. Рекомендовал классифицировать преступников во избежание вредного влияния худших на менее испорченных: И. Т. Посошков
8. Первая отечественная монография по судебной психологии – «Очерки судебной психологии» публикуется в Казани в 1874 г.
9. Ученый, разработавший концепцию «врожденного преступника»: Чезаре Ломброзо
10. Основным средством борьбы с преступностью и предупреждения нарушений норм морали, права, социальных запретов, табу, религиозных догм были жестокие публичные казни во времена Средневековья
Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека
... сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной ... трансляции общественных обычаев из поколения в поколение, помогает людям реализовывать свою идентификацию с принятой в социуме ... что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние. ...
11. Питирим Сорокин считал, что поведением человека управляют: награды, кары, наказания.
12. В 1925 году был создан первый в мире Государственный институт по изучению преступности и преступника в городе Москве.
13. Считал, что законы часто нарушаются по незнанию, поэтому их необходимо изучать с детства, пока психика ребенка к этому очень восприимчива: В.Н.Татищев
14. Понятие «юридическая психология» в начале XX в. ввел в научный оборот Э. Клапаред
Раздел II. Психология личности и деятельности
Тема 2.1. Психологическая структура личности.
1. Характеристика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчеркивающая склонность пользоваться давлением, приказами, распоряжениями и другими недемократическими методами воздействия на людей: авторитарность.
2. Способность человека иметь определенный вес среди людей, служить для них источником идей, пользоваться их признанием и уважением — это: авторитетность.
3. Базовая черта личности, определяющая обращенность сознания и внимания человека на то, что происходит в окружающем мире: экстраверсия.
4. Темперамент зависит от типа высшей нервной деятельности.
5. Совокупность свойств человека, определяющих типичные способы его реагирования на жизненные обстоятельства: характер.
6. С позиции юридической психологии тип темперамента, характеризующийся высокой возбудимостью нервной системы и склонностью к аффектам присущ: холерику.
7. Представление человеком самого себя другим людям, демонстрация таких форм социального поведения, которые направлены на формирование у окружающих определенного мнения о субъекте: самопрезентация.
8. Тип характера, указывающий на характер взаимоотношений человека с другими людьми: активный.
9. Уровень развития способностей, позволяющий человеку достичь оригинальных результатов в своей деятельности, называется талант.
10. Уровень развития способностей, позволяющий человеку достичь оригинальных результатов в своей деятельности: талант.
11. Выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие: акцентуация.
12. Психологическую структуру личности составляют: способности, темперамент, характер, направленность, совокупность моральных принципов, взглядов, убеждений.
13. Определенное состояние сознания и нервной системы, складывающееся на основе предшествующего опыта, выражающее готовность к реакции и оказывающее влияние на поведение: аттитюд.
14. Самое сильное влияние на формирование личности оказывают: нормы морали и права, воспитание, среда.
15. Базовая черта личности, характеризующая обращенность сознания человека к самому себе, собственным переживаниям, сопровождающаяся ослаблением внимания к тому, что происходит в окружающем мире: интроверсия.
16. Темперамент — это: совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности, а также поведение.
17. Способности человека – это уровень, позволяющий человеку самостоятельно достичь оригинальных результатов в деятельности, наследуемые человеком анатомические и физиологические признаки, врожденные проявления.
Трудные люди: 4 варианта поведения
... работу Пассивное Норма Агрессивно Намерение: Получить оценку Поиск внимания Выскочка Ориентация на людей Поведение Выскочки – результат его непреодолимого желания быть оцененным по достоинству. Выскочка – это: ... взрыв Оскорбления без видимой причины Вспыльчивость, потеря самообладания на людях Презрение себя за ужасное поведение Ваши бесполезные действия при взрыве Гранаты: Ответная вспышка гнева ...
18. Классификацию личности по типу темперамента ввел: К.Юнг.
19. Устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление: черта личности.
20. Свойства личности это: элементы психики человека, обеспечивающие его основные жизненные перспективы, динамику его деятельности и поведения, своеобразие отношения к жизненно важным для него объектам, успешность в работе по достижению целей.
21. К основному свойству личности относятся: избирательность и активность.
22. К задаткам человека относятся: особенности строения тела человека, общее состояние здоровья; развитие основных анализаторов.
23. Суть правовой социализации личности состоит в: усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения.
24. Соотношение задатков и способностей человека: задатки — предпосылки развития способностей.
25. Поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением принести им ущерб, вред, причинить неприятности, враждебность к другим людям – это агрессивность.
26. Типами темперамента являются: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.
27. Личность в понимании юридической психологии: человек, обладающий необходимыми психологическими признаками, включенный в систему правовых отношений.
28. Термином «мотивация» в современной психологии обозначается: субъективное отношение человека к тем объектам, ради которых он выполняет свою работу.
Тема 2.2. Система психических процессов
1. Восприятию человека характерны следующие особенности: активность, направленность, широта, переключение, устойчивость, интенсивность.
2. Сознательная, целенаправленная психологическая активность, связанная с преодолением препятствий — это: воля.
3. Индивидуально-психологическими признаками личности являются: самосознание, индивидуальность, саморегуляция, активность.
4. К задаткам относятся: особенности строения тела человека, наследственные хронические заболевания, общее состояние здоровья; развитие основных анализаторов.
5. Выявление существенных и необходимых связей, основанных на реальных зависимостях, отделение их от случайных совпадений во времени и пространстве — это основная задача: мышления.
6. Психологические критерии, по которым оценивается степень развития волевых черт, позволяющих достигать поставленной цели: цельность характера.
7. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется: сознанием.
8. К свойствам внимания относятся: анализ, синтез, абстракция, обобщение, возбуждение и торможение, формирование мысленного образа, не существующего ранее в природе
Тема 2.3.Социально-психологические характеристики личности
1. Система определенных приемов, отношений между общающимися лицами, информационный процесс, основанный на обратной связи, называется: коммуникативным контактом.
Личность в деятельности и общении
... психологию личности. Психология личности - это раздел психологии, который изучает личность и те процессы, благодаря которым, люди становятся личностями. Передо мной стоит ответить на вопрос, как влияет общение и как влияет деятельность на развитие личности. 1.Понятие личности ...
2. Термином «мотивация» в современной психологии обозначают: субъективное отношение человека к тем объектам, ради которых он выполняет свою работу.
3. Поведение индивида, отличающееся от общепринятых в обществе или группе норм, — это: социальная девиация.
4. Аффилиация это: потребность в общении, в любви и поддержке.
5. Вид психологического воздействия на личность наиболее типичный для толпы: внушение, заражение, подражание.
6. К критерию выявления лжи, на основе речевых высказываний подозреваемого относятся: уклонение от ответа на прямой вопрос, кажущееся несоответствие в высказываниях, повышенная речевая активность.
7. Организация общения с осужденными, в ходе которого происходит направляемый воспитателем обмен информацией это: коммуникативная деятельность.
8. В периоды допроса, когда подследственные пытаются скрыть истину, отрицая свое участие в преступлении, в их речи заметно возрастает количество акцентирующих и описывающих жестов. С их помощью они пытаются: придать большую убедительность ложным показанием.
9. Причины, оказывающие решающее влияние на появление дефектов правовой социализации подростка: отсутствие интереса к изучению правовых норм, конфликты с родителями, контакты, сближение с деморализированной личностью.
10. Психологическими особенностями допроса обвиняемого являются: выбор и применение психологических способов активизации памяти, стимулирования мышления, восстановления ассоциативных связей, психологическая диагностика личностных особенностей допрашиваемого: социальной направленности, убеждений и т.д., психологический анализ поведения допрашиваемого до, в момент и после совершения преступления
Раздел III. Криминальная психология
Тема 3.1. Психология личности преступника
1. Из перечисленных типичных качеств личности преступника исключение составляют: слабоумие.
2. Мотив преступления это: это побуждение, которое заставляет нарушить закон ради удовлетворения своей потребности.
3. Психологический аффект в понимании юридической психологии это: острое сильное переживание, характеризующееся кратковременным изменением сознания
4. Лицо БОМЖ совершило очевидное преступление: украл продукты из магазина. Какие потребности и мотивы заставили его это сделать: удовлетворить физиологические потребности в пище, доказать свою принадлежность к группе себе подобных лиц.
5. Должностное лицо акционерного общества совершает хищение путем присвоения денег из фонда для покупки картины престижного автора. Какие потребности и мотивы побудили его на это: потребность в самоутверждении и получении признания среди своего окружения, криминальный азарт.
6. Знаменитый канадский психофизиолог Г.Селье назвал это явление «стрессом рухнувшей надежды». Речь идет о (об): фрустрации.
7. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо — это: потребность.
8. Термин «личность преступника» с точки зрения юридической психологии понимается как: субъект преступления.
9. Специфика криминальной мотивации заключается в том, что: преобладает недостаточная осознанность побуждений; преобладание побуждения типа «влечения», материальные и естественные побуждений преобладают над духовными.
Тема 3.2. Психология организованной преступности
1. Характеристика типичная для организованной преступной группы это: социальная самоизоляция, враждебность к окружающим.
Каково соотношение понятий человек , индивид , индивидуальность , личность
... умирающий вместе с ним. Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути ... человека; натуралистическое (биологическое) понимание человека; сущностное понимание человека; целостное понимание человека. Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с обществ. Условиями его функционирования и развития, с деятельность, ...
2. Уровень развития группы, который более всего распространен в организованной преступности: коллектив.
3. Характер межличностных отношений в преступной группе можно оценить по: распределению ролей в группе.
4. Татуировки в понимании юридической психологии — это: символ приобщения к криминальной субкультуре.
5. Наиболее управляемой является группа, состоящая из: 5-9 человек.
6. К ролевой структуре организованной преступной группы относятся: недовольные, боевики, авторитеты
7. Понятия, характеризующие структуру преступных групп: ролевая, социометрическая.
8. Под «ротацией кадров» организованной преступной группы понимается: перемещение членов внутри группы в зависимости от их заслуг.
Раздел IV психология юридического труда
Тема 4.1. Психологические особенности профессиональной деятельности юриста
1. Сущностью профессионального общения юриста является: общение обеспечивает удовлетворение социальных потребностей юриста, характер общения юриста определяется целью, задачами и особенностями его профессиональной деятельности.
2. Формирование ответственности личности тесно связано: с воспитанием гражданственности и нравственности.
3. Содержание деятельности юриста определяют: средства, цель, действия, мотивация.
4. Способность следователя постигать истину в результате мысленного охвата сложившейся ситуации без полной и развернутой системы рассуждения, основанная на предшествующем опыте и теоретических научных знаниях, называется: дедукцией, индукцией.
5. Профессиональные потребности, к которым относится умение юриста устанавливать психологический контакт с партнером по общению, это потребности в: получении необходимой информации, самореализации, признании.
6. Понятие, которое не характерно для интеллектуального компонента личности юриста: конформизм.
7. Способность человека устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми: коммуникативная компетентность.
8. Элементы, которые входят в психологическую структуру юридической деятельности: социальные задачи и закон, обстоятельства, знание норм права, выполнение требований руководства, мотивация, цели, средства, действия, результаты.
9. Способность юриста устанавливать межличностные психологические контакты с различными участниками общения называется: коммуникативной компетентностью
10. Профессиональная деформация личности юриста — это: психическое расстройство, возникшее под влиянием неблагоприятных условий деятельности.
11. Оценочное отношение человека к ситуации в процессе общения выражается: жестами, позой, дистанцией общения, движением по отношению к партнеру, мимикой, интонацией, дикцией, темпом речи.
По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, ...
... деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития «Обучение и воспитание дошкольников с ЗПР» Овчинникова Ольга Николаевна группа ... по МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития ... 19. Школа, школьные принадлежности 20. Профессии людей 21. Зима, Новый год 22. День ...
12. Что такое профессиональная адаптация юриста: приспособление функций организма и психики к условиям работы.
Тема 4.2. Эмоции, чувства и образы в юридической деятельности
1. Способ, которым пользуется индивид, чтобы оградить себя от травмирующих переживаний, исключить восприятие угрожающего, неприятного стимула, называется: психологическая защита
2. Признаки, которые являются опорными при составлении портрета человека: рост человека, цвет глаз и волос, пол, возраст человека.
3. Целесообразнее воссоздавать образ человека по следующим показателям: по профессиональным особенностям поведения и речи, по физическому облику, экспрессии, внешнему оформлению, по возрастным особенностям.
4. Обобщенная, упрощенная, сокращенная система представлений о социальных объектах называется: стереотип.
5. Правило, которое требует при составлении психологического портрета исходить из рекомендаций психологии: правило индивидуализации, правило ориентации на общую структуру личности.
6. Невербальное общение это: использование для передачи информации мимики, жестов, позы.
7. Понятие «каузальная атрибуция» означает: интерпретацию юристом причин и мотивов поведения человека, приписывание ему каких-либо качеств, исходя из личного опыта, взглядов и интуиции
8. Рефлексия это: осознание человеком того, как он воспринимается и оценивается другими людьми.
9. Механизм восприятия при межличностном общении, который сводится прежде всего к эмоциональному вчувствованию, сопереживанию другому человеку: эмпатия.
10. Уподобление, отождествление человека с кем-либо – это идентификация.