Задание 1. В истории отечественной психологии известны так же взгляды на проблему личности Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Ниже кратко охарактеризуйте их. Приведите определения автора, которое он дает личности человека, опишите (тезисно) содержательную характеристику личности, а так же взгляды автора на динамику развития личности.
Взгляды Л.С. Выготского — Как известно, у Л.С.Выготского нет исследований, специально посвященных проблеме личности, однако, безусловно, эта проблема его в высшей степени занимала, свидетельством чего служат встречающиеся в разных его работах высказывания, где «личность» никогда не является случайно употребленным словом. Знаменательно, что заключительная глава «Истории развития высших психических функций» называется. «Дальнейшие пути исследования. Развитие личности и мировоззрения ребенка». Л.С.Выготский пишет в этой главе: «…по содержанию процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребенка. Последние понятия являются недостаточно определенными и точными научными терминами. В науку о ребенке они вносятся почти впервые… Личность в данном понимании имеет более узкий смысл, чем в обычном словоупотреблении. Мы не причисляем сюда всех признаков индивидуальности, отличающих ее от ряда других индивидуальностей, составляющих ее своеобразие или относящих ее к тому или иному определенному типу. Мы склонны поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность, таким образом, есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, но возникает в результате культурного развития, поэтому «личность» есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения. В этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций…» [Выготский Л.С. Собр соч.: В 6 т. М., 1982-1984, т.3, с. 315].
В книге «История развития высших психических функций» дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения— натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.
Развитие идей Л.С. Выготского в советский период
... это и определяет актуальность темы нашего исследования. Объект исследования: развитие идей Л.С. Выготского о развивающем обучении. Предмет исследования: концепции развивающего обучения советского ... Божович Л.И. Проблемы формирования личности./ Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии ...
Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено— стимул-средство, или знак. Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем— на управление собственным поведением. Слово— средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение произвольного контроля собственных психических операций. Поэтому он обозначал понятием «личность» такой уровень психического развития человека, который позволяет ему управлять и обстоятельствами своей жизни и самим собой… Его характеризуют активные, а не реактивные формы поведения» [Выготский Л.С. Собр соч.: В 6 т. М., 1982-1984, т.3, с. 315].
Взгляды С.Л. Рубинштейн — С. Л. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. Первую формулировку принципа единства сознания и деятельности , являющегося центральным в теоретической системе деятельностного подхода, С. Л. Рубинштейн дал в статье «Принцип творческой самодеятельности» (1922), в 30-е гг. он обосновал его («человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической») и сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма. «Основной закон исторического развития психики человека, – писал С. Л. Рубинштейн, – заключается в том, что человек развивается трудясь: изменяя природу, изменяется сам, порождая в своей деятельности – практической и теоретической – предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную природу» (С. Л. Рубинштейн, 1989).
Другой принцип – личностный, также выдвинутый С. Л. Рубинштейном, определяет внутреннее содержание принципа единства сознания и деятельности. С. Л. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. С. Л. Рубинштейн выступает против:
Влияние различных видов деятельности на психическое развитие ...
... и мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Использование детской художественной литературы в образовательном процессе дошкольного учреждения Содержание: Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка. ...
• идеализации личности,
• функционализации – дробления на отдельные функции,
• отрыва от деятельности,
• сведения личности к сознанию.
Отмечает зависимость личности и ее деятельности от общественных отношений и конкретных условий ее общественного бытия, зависимость ее сознания от деятельности. Согласно С. Л. Рубинштейну, человек как личность формируется, вступая во взаимодействие с миром (и другими людьми).
В концепции автора личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Ядро личности составляют мотивы сознательных действий, однако, личность характеризуют также и неосознаваемые тенденции, или побуждения. [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946. ]
Взгляды А.Н. Леонтьева — Пути решения проблемы развития личности, намеченные П. П. Блонским и Л. С. Выготским, развернул и углубил А. Н. Леонтьев (1983), который писал, что «в изучении развития психики ребенка следует исходить из развития его деятельности, так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни… Жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие – подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности». Психологическое развитие человека по А. Н. Леонтьеву – это процесс развития его деятельности, сознания, личности. Развитие личности, согласно А. Н. Леонтьеву, происходит в процессе включения ее в различные виды деятельности. Представление о личности у А. Н. Леонтьева следующее:
• Личность – это особое образование, «особого рода целостность, которая возникает на сравнительно поздних этапах онтогенетического развития».
• Это образование порождается специфически человеческими отношениями.
• Что касается природных индивидуальных свойств: морфологических, физиологических, а также некоторых индивидуально приобретенных психологических особенностей человека, то они к собственно личностным свойствам не относятся, а характеризуют человека как индивида.
• Индивид – это скорее та реальность, которая заключена в границах тела человека.
• Личность – образование, не только выходящее за пределы этого тела, но и формирующееся во внешнем пространстве социальных отношений.
Категория деятельности у А. Н. Леонтьева – основополагающая для анализа личности. Структура и образующие личности при этом раскрываются через анализ мотивационно-потребностной сферы. Потребности выступают в качестве исходного пункта всякой деятельности, опредмечиваясь в мотивах. Первые «узелки» личности завязываются тогда, когда начинает устанавливаться иерархия деятельностей, или иерархия мотивов. Характеристики личности по А.Н. Леонтьеву:
1. личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается;
2. личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида;
3. антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления;
4. личностью не рождаются, личностью становятся;
5. личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека;
6. личность есть специальное человеческое образование;
7. реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей
8. становление личности – это становление связной системы личностных смыслов:
существуют три основных параметра личности:
1) широта связей человека с миром;
2) степень их иерархизованности и
3) их общая структура;
9. личность рождается дважды:
а) первое рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений между мотивами, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам;
б) второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Второе рождение личности предполагает наличие самосознания [ Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975].
Задание 2. В данной схеме Вам необходимо самостоятельно заполнить виды стихийных и волевых механизмов развития личности.
Среди механизмов развития личности в отечественной психологии выделяют следующие:
Стихийные механизмы формирования личности:
1. Механизм сдвига мотива на цель.
2. Механизм самоиндентификации.
3. Механизм принятия социальных ролей.
Волевые механизмы формирования личности:
1. механизм саморегуляции.
2. механизм самоорганизации..
формирование волевых качеств.
Задание 3 Впишите психологические характеристики основных видов темперамента
|
Холерик |
Сангвиник |
Флегматик |
Меланхолик |
Поведение |
Высокая реактивность и активность, при этом реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. |
Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, которая обнаруживает некоторую склонность к неустойчивости. |
Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. |
Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. |
Эмоциональное переживание |
Вспыльчив, менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. |
Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. |
Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь.
|
Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. |
Общительность |
В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей. |
Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. |
Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. |
Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами. |
Отношение к критике |
Часто бывает нетерпим к критике, даже справедливой |
Достаточно адекватно воспринимает критику, прислушивается к ней. |
Не всегда адекватно воспринимает критику. Старается действовать по стереотипу. Не всегда воспринимает новые требования. |
Болезненно реагирует на критику. Может заплакать в ответ на замечание, даже незначительное. |
Отношение к деятельности |
Неуравновешенность,свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. |
Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. |
Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. |
Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. |
Отношение к опасности |
Преуменьшение опасности. Часто идет напролом. Бывает смел и рискован даже без особой надобности |
У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. |
Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием |
Преувеличивает опасность. Робок, несмел даже при относительно слабой опасности. |
Стремление к цели |
Большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт. |
Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
|
Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности.
|
Слабая настойчивость в достижении цели. Легко отказывается от своих желаний. Старается уйти в тень при трудностях. |
Задание 4. Выберите характеристики из списка, которые относятся к сфере темперамента: медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, впечатлительность, благородство, трудолюбие, скупость, развязаность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, воля, требовательность, инициативность, настойчивость, ранимость, плаксивость, энергичность, наблюдательность, жизнерадостность, находчивость, сообразительность, бездарность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность, тревожность, изобретательность.
Задание 5. Определите тип темперамента по описаниям поведения человека.
— медлителен, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных ситуациях — флегматик
— жизнерадостен, свойственна смена чувств, привязанностей, интересов, взглядов, легко приспосабливается к новым условиям- сангвиник
— характерна цикличность в смене активности и бодрости, реагирует быстро, часто необдуманно, проявляет нетерпение. Порывистость, резкость движений, вспыльчив, несдержан — холерик
— обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, в стрессовых ситуациях могут ухудшаться результаты деятельности по сравнению со спокойной привычной ситуацией, быстро утомляется — флегматик
-характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонен к мнительности- меланхолик
Задание 6. Выполните тестовые задания
Расположите в хронологическом порядке (от самой ранней к самой поздней) следующие теории темперамента.
а) гуморальная
б) конституциональная
в) общеконституциональная
г) нервная
Вставьте пропущенные слова.
Темперамент можно определить как индивидуально-своеобразные составляющие поведения человека, проявляющиеся в динамике активности взаимодействия человека с окружающим миром, и проявляющиеся независимо от целей, мотивов и содержания деятельности его отношением к его процессу и результату и остающиеся почти неизменными в процессе всей жизни.
Задание 7. На примере вышерасположенной схемы, заполните схему, содержащую критерии темперамента в концепции В.М. Русалова.
Задание 8. Опишите влияние типологических особенностей на подготовительный этап работы, соблюдение общих требований работы, использование трудовых приемов. Приведите свои примеры.
Выделяют два стиля деятельности по соотношению ориентировочных и исполнительных операций. Первый стиль деятельности (тщательное продумывание и подготовка к деятельности) связан со слабой нервной системой и инертностью нервных процессов, а второй – с сильной нервной системой и подвижностью нервных процессов.
Сравним стиль деятельности у токарей-наладчиков. Те, у кого была слабая нервная система, стремились в наибольшей степени использовать спокойную ситуацию, когда все станки работают, для профилактических и контрольных действий. Поэтому количество таких действий у них больше, чем у токарей с сильной нервной системой. Благодаря тщательным и заблаговременным контрольным диагностическим и профилактическим действиям, эти рабочие компенсируют недостаточную возбудимость внимания при простое станков, когда они замечают это не сразу. На наладку станков им требовалось больше времени, и проводилась она тщательнее, что связано с их большей тревожностью и большей устойчивостью внимания. Они реже отходят от станков даже при бесперебойной работе. Рабочие с сильной нервной системой чаще отлучаются от станков, так как они менее тревожны. Изменения в работе сразу привлекают их внимание. Они быстрее замечают простой оборудования, быстрее на него реагируют.
В зависимости от соотношения ориентировочных и исполнительных операций находится и соотношение контрольных и собственно рабочих операций. Чем больше ориентировочных действий выполняется до начала деятельности, тем больше контролирующих операций осуществляется во время работы.
Так, больше времени на подготовительные действия уходит у людей аналитического склада, в то время как субъекты с глобальным складом тратят больше времени на этапах выполнения задания. Также можно заметить, что тщательнее готовятся к деятельности лица со слабой нервной системой. Для людей с преобладанием возбуждения характерна торопливость, преждевременность действий, решительность в ее осуществлении.
Например, меньшую аварийность у водителей, имеющих слабую нервную систему, можно объяснить стилевыми особенностями их деятельности: тщательным планированием и организацией работы, более качественным учетом возможных программ реализации намеченного плана, сочетающимся со значительной углубленностью анализа своих поступков. Значительная часть времени у таких водителей уходит на «проживание, просматривание и проигрывание» вероятных дорожных ситуаций, которые не прекращаются и во время вождения автомобиля. Водители с сильной нервной системой пользуются этим приемом реже. Таким образом, слабая нервная система обеспечивает более высокий уровень прогнозирования. При этом лица с подвижностью нервных процессов проявляют торопливость, а с инертностью – чрезмерную медлительность, у последних наблюдается также обилие повторных движений.
Инертность нервной системы может иметь явно нежелательные проявления, выражающиеся в чрезмерной растянутости выполнения как отдельных операций и действий, так и заданий в целом. Отмеченная особенность может закрепиться, стать привычной и в конечном счете отрицательно влиять на уровень производительности труда. Наряду с этим можно отметить, что часть «подвижных» рабочих проявляют торопливость, что выражается не только в быстром темпе деятельности, но и в недостаточной тщательности выполнения действий и ослабленном контроле. Редкое выполнение контрольных действий в ряде случаев приводит к ухудшению качественных показателей работы. Недостатки в выполнении контрольных действий отмечены и у инертных лиц. Они проявляются в многократных повторениях отмеченных действий и медленном их выполнении.
Лица с подвижной и лабильной нервной системой склонны варьировать, разнообразить работу, в то время как представители инертной нервной системы охотно выполняют задания, требующие однообразных действий. В этом проявляется избирательность в отношении различных ситуаций и заданий, стремление создавать более удобные, соответствующие своим индивидуальным особенностям, условия деятельности. Например, водители автотранспорта со слабой нервной системой выбирают и создают условия работы с таким расчетом, чтобы предотвратить возникновение трудных ситуаций .
Следующая сторона деятельности, в которой обнаружены типологически обусловленные различия, связана с организацией рабочего места. Если у инертных наблюдается склонность заранее расположить инструмент и приспособления в определенном и привычном порядке и запастись материалом, то у подвижных в расположении инструмента и обеспечении будущей работы строгой организации не наблюдается.
Индивидуальное своеобразие проявляется и в тех приемах, которые характеризуют подготовительный этап работы (изучение документации, подготовка станка к работе и т. д.).
У инертных наблюдается большая растянутость этого этапа, вследствие чего они, как правило, позднее приступают к непосредственной работе. У подвижных же данный этап более свернут. Кроме того, в действиях инертных проявляется их склонность к развернутой ориентировочной деятельности.
Индивидуальные особенности выявлены также в соблюдении предъявляемых к работе требований, в том числе и правил техники безопасности. Лица с инертной и слабой нервной системой более тщательно и пунктуально выполняют эти требования. У лиц же с подвижной и сильной нервной системой наблюдаются более частые отступления от них. Это, естественно, приводит к более частому возникновению ошибок и брака в работе.
Задание 9. Разберите черты характера и разберите их в соответствии с классификацией черт характера: медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, впечатлительность, благородство, трудолюбие, скупость, развязаность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, воля, требовательность, инициативность, настойчивость, ранимость, плаксивость, энергичность, наблюдательность, жизнерадостность, находчивость, сообразительность, бездарность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность, тревожность, изобретательность.
Экстраверт — впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, впечатлительность, благородство, развязаность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, воля, требовательность, инициативность, настойчивость, энергичность, жизнерадостность, находчивость, сообразительность, бездарность, наглость, самоуверенность, изобретательность.
Интроверт — медлительность, скупость, ранимость, плаксивость, скопидомство, осторожность, тревожность, трудолюбие, наблюдательность.
Задание 10. Приведите любую из классификаций акцентуаций личности.
Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.
Но в отличие от психопатии, акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.
Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%).
Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.
Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:
1. гипертимический (гиперактивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;
2. дистимичный — постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;
3. циклоидный — общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);
4. эмотивный (эмоциональный) — чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;
5. демонстративный — выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;
6. возбудимый — повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка).
Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;
7. застревающий — «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной;
8. педантичный — выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;
9. тревожный (психастенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;
10. экзальтированный (лабильный) — очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;
11. интровертированный (шизоидный, аутистический) — малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким.
Задание 11. Какие из следующих признаков поведения человека могут рассматриваться как симптомы будущих психопатических изменений и почему?
Плохое поведение в школе, пропуск уроков, неблагополучная семейная жизнь, конфликты на работе, злоупотребление алкоголем, тяготение к наркотикам, отсутствие друзей, присвоение вымышленных имен, лживость, жестокость, нетерпимость к другим, мнительность, капризность, грубое отношение к животным, неаккуратность, поведенческая неустойчивость, внушаемость, борьба за справедливость, мелкое воровство.
Данные признаки поведения человека могут рассматриваться как симптомы будущих психопатических изменений, так как могут перерасти в преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.
Задание 12. Раскройте (тезисно) проблематику, которую затронула С.Я. Рубинштейн в своей статье «Понятие «характера» в психологии и психиатрии». Объясните причины, по которым патохарактерологический материал не может быть применен для построения классификаций в психологии? Согласны ли Вы с автором? Обоснуйте свою позицию.
Вестник Московского университета, сер. 14. Психология, 1979, №2,
— с. 48 – 55.
С.Я. Рубинштейн Понятие «характера» в психологии и психиатрии
В отличие от здоровых людей, у которых чрезвычайно велико разнообразие сочетаний черт характера, больных людей отмечают довольно стереотипные виды или шаблоны характеров. Но являются ли такие описания единством (синтезом) биологического (медицинского) знания и знания психологического? Думается, что мы имеем здесь дело не только со смещением явлений биологических и психологических, но и с предельно статичным пониманием характера и его признаков у больных.
Нечто похожее наблюдается и при толковании психопатий. Между тем психопатии — уродства характера и личности, очень похожие на те, которые наблюдаются при болезни,— могут, как известно, проявляться и при отсутствии болезненного процесса, например при слабо выраженной врожденной патологии нервной системы.
Типы психопатий описаны многими учеными (П. Б. Ганнушкиным, Э. Кречмером, Т. И. Юдиным и др.).
Налицо сложная методологическая проблема: если рассматривать психопатические типы характеров с биологической точки зрения, т. е. понимать их как фенотипы, сходные с генотипами (поскольку болезни нервной системы все больше и больше рассматриваются как наследуемые, генотипические), то неминуемо последовательно спорный и несоответствующий психологической теории вывод о генетической запрограммированности таких черт характера, как лицемерие, ханжество, скупость, или, при иных типах психопатий, стремление к рисовке, поиск признания, лживость и т. д.
Думается, что правильнее рассматривать закономерности формирования характера у человека так, как их рассматривал С.Л. Рубинштейн (1959).
Он критически отнесся к попыткам выводить мотивы и побуждения человека из свойств его характера. Так, по его мнению, об отношении характера и мотивов можно говорить лишь в статическом плане. Он считал необходимым исходить из того, что внешние воздействия всегда действуют опосредованно, через внутренние условия. Он даже считал, что личность приобретает значение для понимания закономерностей психических процессов именно как совокупность внутренних условий. Иначе говоря, воздействие, оказываемое на нас любым событием в жизни, всегда обусловлено тем что мы до него пережили и передумали, какую внутреннюю работу проделали.
С нашей точки зрения, в этом положения и кроется путь к анализу развития характера людей, в том числе с разными формами аномалии нервной системы.
Материал патологии является не более чем одним из множества средств анализа формирования черт характера (хотя и весьма ярким средством).
Совокупности жизненных обстоятельств, создающих характер и личность в норме, патологию центральной нервной системы можно противопоставить потому что она создает известное сходство между ее носителями в одном каком-то свойстве мозга. Именно сходство таких свойств (определенная мера общности) способствует тому, что при столкновении с житейски обусловленным сочетанием внешних воздействий дети (подростки, люди вообще) приобретают некоторое сходство черт характера. Формируются эти черты характера — как в норме, так и в патологии — в результате стереотипизации обусловленных обстоятельствами мотивов и побуждений. Патология лишь создает одно из условий, способствующих их стереотипизации.
Возвращаясь к методологическим аспектам рассматриваемой проблемы, можно, таким образом, сказать, что одинаково некорректными являются как путь от патологии к толкованию нормальных характеров, так и противоположный путь от нормы к толкованию характеров при патологии.
Но характер и свойства центральной нервной системы не одно и то же. Черты характера формируются в процессе жизни и жизнедеятельности человека, они не предопределенны прямолинейно свойствами его нервной системы. И смешивать свойства нервной системы с чертами характера не следует, хотя разобраться в этом вопросе совсем не легко. Безусловное, но отнюдь не детерминирующее влияние на характер и личность оказывают и красота человека, и его рост, здоровье внутренних органов, свойства эндокринной и нервной системы, темперамент, конституция. Но все это лишь некоторые элементы внутренних условий, роль которых сказывается в особенностях проявления мотивов и побуждений, детерминируемых, однако, обстоятельствами жизни. При прямом переходе от телесной конституции к характеру и личности происходит типичный для медицины (и в частности для психиатрии) пропуск одного из важнейших звеньев, а именно формирование психических свойств личности. Такое положение о формировании свойств психики человека в онтогенезе, ставшее азбучным для психологов, имеет и биологическое обоснование. В генетике существует представление о том, что наследуется вообще не признак как таковой, а лишь «норма реакции», т.е. способ реагирования на условия онтогенетического развития.
Если вернуться к положению С.Л. Рубинштейн о «компонентах разной меры общности» в развитии личности, то можно себе представить, что в структуру человеческого мозга, допускающую очень широкую «норму реакции», т.е. возможность прижизненного формирования широкого диапазона разных умений, знаний и черт характера, болезнь (текущая болезнь, либо повреждение, оставившее след) вносит некий общий радикал. Таким радикалом может быть, например, возбудимость и инертность нервных процессов. Этот радикал и создает известную «меру общности» у детей и подростков, на базе которой в обычных условиях воспитания могут обычным путем развиться, но не обязательно развиваются, сходные (шаблонные) черты характера. Если воспитание таких детей было не обычным, а направленным (корригирующим), то ни слащавости, ни ханжества, ни скупости могло бы и не возникнуть. Не следует ставить в один ряд ядерные свойства нервной системы и приобретаемые в процессе жизни, в качестве вторичных осложнений, черты характера, объясняемые «генерализацией типичных мотивов и побуждений».
Характеры здоровых очень разнообразны. Материал патологического развития личности полезен для изучения закономерностей формирования характера, а также для, разработки коррекционных мероприятий. Закономерностям формирования характера в норме и патологии должна быть посвящена углубленная исследовательская работа. Больной ребенок, больной взрослый — это, прежде всего человек, и такие его психические свойства, как черты характера не предопределены типом конституции, не детерминированы морфологически. Взаимосвязанности здесь сложные, но подвергнуть их теоретическому анализу можно и нужно, благо фактического материала больше чем достаточно.
Логика развития науки в современную эпоху достаточно специфична. Много говорилось о том, что именно на стыке наук исследовательская работа оказывается особенно продуктивной: случается, к сожалению и противоположное. Между тем критический анализ таких публикаций необходим. Он важен по двум причинам: во – первых, в клинике (и в частности в патопсихологии) путь от теории к практике часто короток и ошибочное теоретическое положение может непосредственно определить судьбу больного (ход лечения, экспертное решение, трудовые рекомендации и т. д.).
Во-вторых, методологический вакуум в рассматриваемой области поспешно заполняется сейчас устаревшими либо порочными теориями и подходами. Смешение понятий «личность», «характер», «индивидуум», «тип психопатии», против которого предостерегал А.Н. Леонтьев (1975), приводит к тому, что в практической работе имеет место возврат к самым устаревшим и ложным способам действий. Важно преодолеть сохранившиеся в ней устаревшие представления, смешения, а не единство биологического и социального толкования личности человека.
Я согласна с мнением автора о том, что патохарактерологический материал не может быть применен для построения классификаций в психологии, так как психология рассаматривает особенности психики здоровых людей, а психиатрия — больных людей, психика которых развивается по своим особым законам . Можно привести такое сравнение — психика здорового человека в основном- это более или менее прямая широкая дорога, а психика больного человека идет в том же направлении, но имеет более извилистый, искривленный, запутанный вид. Поэтому сравнивать эти направления не совсем корректно.
Задание 14. Определите, что из перечисленного списка можно отнести к способностям, и почему и, определите о какой способности идет речь: способность к прямохождению, способность представлять свои мысли и чувства в наглядных образах, способность к распознаванию запахов, способность к волевой регуляции поведения, способность к распознаванию цветовых оттенков, способность к говорению, способность к кулинарии, способность к рефлексии, способность к саморазвитию — это общечеловеческие способности.
Задание 15. Опишите влияние личности на социальную роль и социальной роли на личность.
Социальная роль – это ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Как следует себя вести, как действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным статусом – все это предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам.
Роль – это образец поведения человека, занимающего определенный статус. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые предуказания, которые закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраивается» под исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль.
И если работа требует сдержанности, а человек является эмоциональным, вспыльчивым, он должен или отказаться от карьеры, или научиться контролировать себя.
Роль, будучи независимым от личности образцом поведения, является основным средством обеспечения эффективного функционирования первоосновы социальной жизни — социальных институтов.
Социальная роль органично соединяет в себе символически-информационную и императивно-контрольную составляющие. Символически-информационная составляющая предоставляет личности сценарий поведения, в котором представлен образец требуемого от человека данного статуса поведения, вплоть до жестов, походки, одежды, привычек. Ролевое ожидание существует в виде правил, инструкций, норм поведения. Эти стандарты создают целостный образ того, как следует себя вести. Этот образ воспринимается как требование, поведение, предуказание.
Содержание роли определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. В рамках социальной роли происходит систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает. Например, поведение начальника предполагает одну систему норм, поведение подчиненного – несколько иную.
Возможны расхождения между ролевыми предуказаниями и общечеловеческими требованиями: искренность, как ценность приоритетнее приветливости, но в поведении гостя последняя важнее. Гость не должен, проявляя искренность, признаваться в том, что ему не понравился предложенный обед.
Социальная роль – это достаточно полная, но не всеохватывающая поведенческая характеристика. Ролевой стандарт оставляет определенный простор для индивидуальных особенностей личности, ее фантазии. В армии степень ролевой регламентации достаточно велика. Среди профессиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, труд которого примитивен и не требует соблюдения жестких правил.
Социальная роль объединяет в себе функционально-целесообразные (повторяющиеся) и культурно-вариативные черты, характеристики, что дает нам образец ролевого поведения (женщины, сына, учителя и т. д.) в данном обществе.
Функциональная целесообразность порождает много общих черт в ролевых образцах поведения у разных народов : офицеры должны уметь отдавать распоряжения, приказы, управлять подчиненными, а учителя должны быть интеллигентными людьми, уважать учеников.
Применительно к культурно-вариативной составляющей социальной роли в разных странах возникают различия, обусловленные своеобразием культур, в которых один и тот же статус может иметь разный престиж (например, статус учителя)
Большую роль в формировании ролевого стандарта поведения играет система ценностей, принятая в обществе, нормы взаимоотношений.
А.Г. Эфендиев разработал механизмы структурно-ролевого обусловливания (принуждения) социального поведения личности.
Механизм отбора.
Для осуществления тех или иных функций личность должна обладать определенными способностями, уровнем подготовки, биопсихическими качествами. Не каждая личность может рассчитывать на определенную социальную роль. Общество может предъявить требования относительно социального происхождения или национальности.
Это ведет к тому, что до «воспитания» носителя роли социальная среда отбирает в число исполнителей того или иного статуса людей, имеющих определенные свойства, качества (пример- эмоциональность представителей артистической среды).
В различных ситуациях принципы отбора могут уточняться, особенно когда речь идет об отборе для выдвижения на престижные статусы. Так, в условиях перемен общества требуются люди решительные, энергичные, способные идти на обострение ситуации.
Систематическое выполнение социальной роли совершенствует соответствующие качества личности, т. к. ситуации, в которых они реализуются, регулярно повторяются. Предположим, молодой человек выбрал стезю ученого. Сделав выбор, он углубил в себе те качества и способности, которые нужны ученому.
Механизм «вживания» в роль.
Характер ролевой деятельности, предуказания (профессиональные, нравственные), которые человек должен исполнять, социально-ролевые ситуации, которые ежедневно повторяются, формируют определенные свойства, которых раньше не было, но которые требуются в данной социальной позиции.
Вовлечение в определенную ролевую деятельность формирует необходимые навыки, нравственные качества, чувства, манеру поведения, предуказанные данным статусом: во-первых, исполнитель новой роли оказывается в ситуации, которая содействует принятию образцов нового ролевого поведения; во-вторых, социальная среда принуждает (посредством предуказания, поощрения, контроля) нового исполнителя роли к формированию необходимых качеств.
Механизм предписывания.
Социальная среда, создав образец выполнения социальной роли, предписывает личности стандартный набор моральных, трудовых и других качеств, которыми она должна обладать.
Данные предписания могут иметь вид как фиксированных требований (воинский устав), так и пожеланий, ожиданий окружающих. Существуют формальные требования, стандарты, следовать которым строго обязательно. Особенно жестко механизм предписывания действует в армии. Там шире ролевой набор, подлежащий предписанию, и строже контроль за его выполнением.
Механизм поощрения выполнения ролевых предписаний.
Выполнение этих предписаний обусловливает для личности высокую вероятность решения личных целей, повышает гарантии получения признания, материального вознаграждения, кадрового продвижения.
Каждый исполнитель той или иной социальной роли должен осознавать, что условием его успеха является соблюдение ролевых предуказаний.
Механизм контроля.
Общество, социальная группа не только отбирают людей для выполнения определенных ролей, не только предписывают (предлагают) им образцы ролевого поведения, но и контролируют исполнение роли в соответствии с ролевыми нормами. Жесткость социального ролевого контроля зависит от следующих факторов: степень формализованности роли (военные, милиция), важность компонентов ролевого поведения, престижность статуса (чем престижней статус, тем серьезнее контроль и самоконтроль), сплоченность группы, степень авторитетности группы для исполнителя роли.
Контроль осуществляется в разных формах – от воздействия общественного мнения, проявления недоверия до репрессий.
Таким образом, отбирая, предписывая, поощряя и контролируя, социальная среда «созидает» личность, ее знания, качества такими, как этого требует социальная роль. Благодаря этому личность вписывается в процесс функционирования социальных институтов, не нарушая заведенный порядок.
Социальная среда обусловливает ролевое поведение индивидов, т. е. социально повторяющееся, типичное.
Задание 16. Дайте определение следующим понятиям
Личностные конструкты — оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства.Термин, предложенный в психологии личности Дж.Келли, для обозначения когнитивных шаблонов, которые человек «сам создает, а затем пытается подогнать их по тем реалиям, из которых состоит этот мир»]. Конструкты используются для прогнозирования повторяющихся событий. Конструкт позволяет индивиду не только объяснять чужое поведение, но и проектировать собственное поведение, так как конструкт задает фактическую программу такого поведения.
Личностные ценности — выполняют две важнейшие функции: они мотивируют человека и высвечивают для него определенные предметы и идеи, освобождая сознание и подсознание от всего многообразия окружающего мира. Личностные ценности представляют собой «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Ценности могут быть отнесены к одной из четырех групп: идеологические, материальные, эмоциональные, витальные ценности.
Личностные смыслы — субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов. При этом мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н. Леонтьева порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются единицами человеческого сознания.
Задание 17. Опишите содержание «эндопсихики» и «экзопсихики» в предложенной таблице.
|
Содержание «психических уровней» |
Эндопсихика |
Это ядро любого психического акта взаимодействия субъекта с объектом. Основу составляет генетическая память, в которой хранятся врожденные поведенческие программы. В долговременной памяти хранятся приобретенные при жизни навыки, привычки и т. п. Основная функция этой сферы — самозащита. Здесь формируются эмоции, состояния, чувства и мотивы. Эндопсихика проявляе себя в виде эмоционального фона, который сопровождает любое психическое явление, причем чем больше затрагиваются биологические интересы организма, тем сильнее эмоциональный фон. |
Экзопсихика |
Это внешний слой психического акта. Он управляет взаимодействием с окружающей средой. Основу экзопсихики составляют сенсорные системы. Обрабатываемая здесь информация «специфична», объективна, связана с анализом среды по признакам. Экзопсихику составляют ощущения, восприятие, представление, воображение, словообразование.
|
В зависимости от проявлений эндо- и экзопсихического, особенностей приспособления к среде, уровня «одухотворенности», ценностей, идеалов и принципов им выделяется 15 типов, относящихся к низшему, среднему или высшему уровню личности, при этом для выделения групп личности одновременно берутся достаточно разные основания.
Задание 18. Опишите три уровня личности выделенные А.Ф. Лазурским, в нижеследующим критериям. Опишите типы личностей на каждом уровне.
1. Психические и психологические особенности:
а) низший –Деление по преобладанию тех или иных основных психофизиологических функций.
1. Рассудочные. Несмотря на слабую общую одаренность, значительно развита рассудочность поступков, склонность обсуждать (хотя бы и несовершенно) их мотивы и последствия.
2. Аффективные. Смотря по преобладанию тех или иных сторон аффективного процесса, можно различать следующие разновидности:
а) подвижные или живые, близко напоминающие по своему общему складу так называемый сангвинический темперамент;
в) чувственные, со значительным развитием чувственных, органических влечений и потребностей;
с) мечтатели, у которых благодаря преобладанию репродуктивного воображения (к творческому они не способны) интересы сосредоточены преимущественно на внутреннем мире.
3. Активные, которые в зависимости от большего или меньшего развития отдельных сторон волевого процесса также делятся на несколько разновидностей:
а) энергичные низшего порядка, характеризующиеся импульсивностью и беспорядочностью своих действий, а также преобладанием внешних волевых актов над внутренними;
в) покорно-деятельные, у которых мотивами действия являются не столько собственные желания и влечения, сколько внушения и директивы, получаемые ими извне;
с) упрямые, отличающиеся значительной устойчивостью раз принятых решений. У этих людей всякого рода чувства и желания отличаются значительной импульсивностью, заставляющей стремиться, и при этом очень энергично, к немедленному их осуществлению, какие бы то ни было сомнения и колебания, борьба мотивов и предварительное обдумывание им почти совершенно несвойственны. Этим основным качеством в значительной степени определяются экзопроявления данного типа, его социальное значение, его важнейшие достоинства и недостатки.
б) средний – Деление по психосоциальным комплексам, объединяющим в себе взаимно соответствующие эндо- и экзоособенности. Кроме того, все чистые типы среднего уровня можно разбить на две большие группы, смотря по преобладанию в них отвлеченно-идеалистических или практико-реалистических тенденций.
Непрактичные, теоретики-идеалисты
1. Ученые: значительное развитие спокойного, ясного, последовательного мышления, способствующего научным занятиям и научным интересам.
2. Художники, т. е. люди, посвятившие себя занятию каким бы то ни было искусством, наиболее характерная эндочерта — значительно развитое воображение, воспроизводящее и отчасти творческое.
3. Религиозные созерцатели, также характеризующиеся развитым воображением, но направленным в сторону совершенно других объектов и представлений.
Практики-реалисты
4. Человеколюбцы (альтруисты): значительно развитое чувство симпатии (способность сочувствия), обусловленное повышенной аффективной возбудимостью, а также силой, глубиной и устойчивостью отдельных чувствований.
5. Общественники: со стороны эндопсихики могут быть охарактеризованы как аффективно-деятельные, что способствует их общительности и предприимчивости в общественных делах и начинаниях.
6. Властные: характерная эндочерта — твердая воля, руководимая определенными целями и дающая этим людям возможность влиять на окружающих.
Разновидность этого типа составляют люди, у которых значительно развитая волевая энергия направлена на борьбу с внешней природой.
7. Хозяйственные, свойственные этому типу расчетливость, склонность к многократному обсуждению своих действий, направленных преимущественно на практические цели, делает этих людей способными к ведению более или менее сложных дел и предприятий материального характера…
в) высший –
Благодаря значительному богатству, сознательности и координированное душевных переживаний экзопсихическая сторона личности, в ее высших идеальных проявлениях, достигает здесь необычайного развития, эндопсихика, находящаяся с ней в полном согласии, составляет лишь естественную ее подоснову. Таким образом, деление производится здесь по экзопсихическим категориям, именно по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. При этом во всяком отдельном типе выдвигаются на первый план уже не конкретные, более или менее случайные экзопроявления, зависящие от эпохи, местных условий и t п. (как это бывает обычно на среднем уровне), а более глубокие основные черты, логически между собой связанные и сохраняющие свое значение для всех времен и народов.
Так как герои и идеалы вырастают на почве обычных, естественных человеческих отношений, составляя лишь результат дальнейшего, более высокого их развития, то и типы-идеалы высшего Уровня по своему содержанию соответствуют в значительной степени психосоциальным комплексам среднего уровня. В частности, важнейшими из них являются следующие:
1) Альтруизм.
2) Знание: а) индуктивное, б) дедуктивное.
3) Красота.
4) Религия.
5) Общество, государство.
6) Внешняя деятельность, инициатива.
7) Система, организация.
8) Власть, борьба.
Задание 19. В ниже следующем тексте кратко представлены основные теоретические представления отечественных психологов на природу и содержание смысловой сферы личности. Ваша задача прочитав этот текст изложить его в виде схем или таблиц, по самостоятельно разработанной схеме.
Смысловые механизмы у животных и у человека
( по А.Н. Леонтьеву):
1. «инстинктивный смысл» (впоследствии «биологический смысл»),
2. «сознательный смысл» (впоследствии «личностный смысл»).
Смысловые механизмы, смысловые образования
(по В.Г.Вилюнас )
1. смысл мотива
2. вербализованные смыслы
3. невербализованныесмыслы.
А.Г. Асмолов:
Определена смысловая установка которая «непосредственно проявляется в различных действиях человека, выражая в них тенденцию к сохранению общей направленности деятельности в целом.
МГУ. Межкафедральная научно-исследоватедльская группа.
Свойства смыслового образования:
Произвольность от реального бытия субъекта, предметность.
Независимость от осознания.
Некодифицированность в системе значений.
Были систематизированы методические приемы исследования смысловых образований и сформулирован методический и методологический принцип опосредования изменений смысловых образований изменениями самой деятельности субъекта. Впервые перечислены конкретные структуры, объединенные понятием «смысловые образования», а именно смыслообразующие мотивы, личностные смыслы и смысловые установки; этот перечень не был закрыт.
Смысловая сфера личности ( Братусь Б.С. )
«Смысловая сфера личности» — отношение мотива более общего к мотивам менее общим и соответственно деятельности более общей и широкой к деятельностям менее общим, цепь отношений меньшего к большему, в которых и порождается смысл: действия к мотиву, мотива к более широкому мотиву и т.д. вплоть до смысла жизни. К ним относятся и ценности. Функций смысловых образований:
1. функции создания эскиза будущего,
2. функции нравственной оценки действий.
В.В. Столин и его сотрудники:
Различение видов смыслов:
1. явление выступает в качестве мотива,
2. явление представляет собой условие, способствующее достижению мотива,
3. явление представляет условие, препятствующее достижению мотива,
4. явление представляет собой условие, содействующее достижению одного мотива и препятствующее достижению другого.
Этим четырем отношениям соответствуют и четыре возможных смысла явления: смысл мотива, позитивный смысл, негативный смысл, конфликтный смысл. Изучение негативных и конфликтных смыслов. Содержательной характеристикой негативных смыслов стали понятия личностной преграды, преградных смыслов, а также преградной функции мотива.бщих положений деятельностного подхода к проблеме смысла.
Общие положения деятельностного подхода к проблеме смысла:
1. Смысл порождается реальными отношениями, связывающими субъекта с объективной действительностью.
2. Непосредственным источником смыслообразования являются потребности и мотивы личности.
3. Смысл обладает действенностью.
4. Смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему.
5. Смыслы порождаются и изменяются в деятельности, в которой только и реализуются реальные жизненные отношения субъекта.
А.В Серый. Структура системы личностных смыслов:
1. уровень биологически обусловленных смыслов. Это уровень биологических смыслов во многом определяет первичную интерпретацию ощущений и является базовым для возникновения потребностей, драйвов, мотивов.
2. смыслы носят индивидный характер и отражают потребностную сферу личности. Это еще слабоосознаваемые образования, которые выражают отношение мотива к цели. В качестве целей, мотивирующих это отношение, выступают желания, элементы предметного мира и ограничения социального окружения. Отношения к элементам действительности строятся на определенных знаниях, которые носят характер представлений, а сами элементы реальности предстают в сознании в номинативной форме.
3.собственно личностные смыслы. Это устойчивые личностные образования, опосредующие всю жизнедеятельность человека. На этом уровне смыслы выступают в виде ценностных ориентаций личности, основная функция которых заключается в интегрировании личности в новые условия социальной жизни.
4. личностных смыслов отражает смысложизненные отношения человека. Это уже не комплекс отдельных отношений к себе, другим, миру. Это целостное восприятие человеком своей жизни как значимости. Личностные смыслы на этом уровне выполняют функцию генерализации и операционализации смыслов нижележащих уровней и выступают в качестве смысложизненных ориентаций личности.
Задание 20. Изложите схематично представления Д.А. Леонтьева о структуре смысловой сферы личности.
Смысловая сфера личности ( по А.Н. Леонтьеву):
1. это плоскость объективных отношений между субъектом и миром. В этой плоскости объекты, явления и события действительности, входящие в жизненный мир субъекта, обладают для него жизненным смыслом в силу того, что они объективно небезразличны для его жизни.
2. это образ мира в сознании субъекта, одним из компонентов которого является личностный смысл. Личностный смысл является формой познания субъектом его жизненных смыслов, презентации их в его сознании. Личностный смысл и отражающаяся в нем динамика субъективного образа реальности – это феноменологический аспект смысл.
3. это психологический субстрат смысла – неосознаваемые механизмы внутренней регуляции жизнедеятельности. В этой плоскости смыслонесущие жизненные отношения принимают форму смысловых структур личности, образующих целостную системы и обеспечивающих регуляцию жизнедеятельности субъекта в соответствии со специфической смысловой логикой. Смысловые структуры и отражающаяся в них динамика деятельности – это деятельностный, или субстратный, аспект смысла.
Согласно этому подходу, базисными образующими образа мира личности являются инвариантные смысловые образования как устойчивые системы личностных смыслов, содержательные модификации которых обусловлены особенностями индивидуального опыта личности».
Задание 21. Заполните ниже следующую схему:
Уровни смысловой сферы, по Б.С. Братусь
0 уровень- прагматические, ситуативные смыслы, определяемые предметной логикой достижения цели в данных условиях.
1 уровень- эгоцентрический, определяемый личной выгодой, удобством и т.д.
2 уровень — группоцентрический, в нем смысловое отношение к действительности определяется референтной малой группой.
3 уровень — просоциальный, он включает в себя общественную и общечеловеческую, то есть собственно нравственную смысловую ориентацию.
4. высший уровень — смысловое отношение вытекает из ощущения связи с Богом. На этом уровне определяются субъективные отношения человека с беспредельным, устанавливается его личная религия, то есть отношение к конечным вопросам и смыслам жизни. Эта религия может быть атеистической, но она всегда продукт новой веры, поскольку эта область метафизических построений, а не опытного знания.
Задание 22. Опишите психологические признаки «индивидуалистической» и «конформистской» личности. С Вашей точки зрения, к какому уровню смысловой сферы может быть отнесен каждый тип личности. Ответ обоснуйте.
Индивидуалистическая личность — тип, характеризующийся непризнанием общественных норм и ценностей как ограничивающих его личную свободу и стремящийся к освобождению от них, не имеющий желания самому поступать «нравственно-ценностным образом». Для них характерны независимость, непримиримость к недостаткам, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля. Может относиться к 0 и 1 уровню смысловой сферы, так как в своих действиях руководствуется как прагматическими, ситуативными смыслами, так и эгоцентрическим, определяемым личной выгодой, удобством.
Конформистская личность — тип, хпарактеризующийся терпимостью, чуткостью, широтой зглядов, честностью, самоконтролем, воспитанностью, широтой взглядов. Может относиться ко 2, 3 и 4 уровню смысловой сферы, так как в своих действиях руководствуется как группоцентрическими смыслами, так и в более широком значении- просоциальными смыслами, а также высшим смыслом.
Задание 23. Ответьте на вопросы
1. Неустойчивые смыслы характеризуются (выберите правильный ответ):
А. ситуативностью
Б. периодичностью
В. эмоциональностью
2. Среди видов смыслов нет (выберите один ответ):
А. экзистенциального смысла
Б. ситуативного смысла
В. устойчивого смысла
3. Вставьте пропущенные слова в следующих высказываниях.
а) Личность – это человек в совокупности его психологических качеств, формирующийся в различных видах деятельности и отношений.
б) Личность – это не только продукт, но и объект общественных отношений.
4.Установите соответствия между типом жизненного мира и его признаками.
1. Инфантильный мир |
3. Внутренне простой, внешне трудный |
2. Реалистический мир |
2. Внутренне сложный, внешне легкий |
3. Ценностный мир |
1. Внутренне простой, внешне легкий |
4. Творческий мир |
4. Внутренне сложный, внешне трудный |
Задание 24. Составьте психологический портрет литературного героя.
Психологический портрет Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени.
Образ «героя времени», получивший воплощение в лирической стихии лермонтовской поэзии, в романе «Герой нашего времени» (1839) раскрывается не только психологически. Роман Лермонтова — это его попытка дать анализ состояния современного общества, исследовать ту нравственную атмосферу, в которой зреют ростки новой жизни. Печорин — герой своего времени — тем и отличается от всех других персонажей романа, что он — единственный, кто умеет взять на себя всю тяжесть ответственности судить не только окружающее его общество, но и быть критичным по отношению к себе. Лермонтов представляет читателю возможность изучить различные стороны жизни в их соотношении с судьбой отдельного человека, а судьбу человека рассмотреть на фоне общественно-исторических обстоятельств.
Лермонтов — психолог исследует процессы духовного искажения личности средой, обращая внимание на определяющие, переломные в жизни героев события. Создавая психологический портрет Печорина, рисуя процесс внутреннего ожесточения героя, Лермонтов одновременно создает образ «простого человека» — Максима Максимыча — доброго, искреннего, преданного Печорину всей душой. Перед читателем развертывается трагедия человека, своим поведением оправдывающего безнравственные поступки Печорина.
Исследование личности Печорина в «дневниковых» главах романа построено по принципу взаимохарактеристики персонажей. Грушницкий и Вернер не только герои, имеющие свою собственную судьбу и характер, но и своеобразные «зеркальные» отражения личности Печорина. Лермонтовский Печорин познает самого себя, изучая и познавая личность других людей.
Образ Печорина раскрывается не только в действии, поступках, но и в характеристике внешности героя. Лермонтов создает удивительно богатый психологическим рисунком портрет внешности Печорина. Портрет героя создается не только выразительными, но и изобразительными средствами. В описании пластики движений Печорина, его фигуры, выражения глаз чувствуется взгляд Лермонтова — художника, прекрасно владевшего кистью живописца.
Композиция романа играет важнейшую роль в формировании художественного замысла Лермонтова. Характер Печорина в первых главах романа раскрывается с внешней стороны, его личность проявляется в поступках, в отношении к нему других персонажей. В дневнике Печорина перед нами исповедь героя, дающая объяснение многим поступкам его. Хронологическая последовательность событий в сюжете романа заменяется психологической последовательностью «узнавания» героя читателем. В романе «Герой нашего времени» соединился глубокий психологический анализ напряженной духовной жизни отдельной личности с аналитическим изображением эпохи конца 30-х гг., периода нравственных потерь и общественных разочарований.
Представленная в романе Лермонтова судьба отдельной личности, изображенная во всей ее конкретной социально-исторической, национальной обусловленности и в то же время в индивидуальной неповторимости суверенного, духовно свободного родового существа, обретала вместе с тем общечеловеческий смысл.
Печорин, говорится в предисловии к роману, — тип «современного человека», каким автор «его понимает» и каким «слишком часто встречал». Вместе с тем это не «массовидный» тип, а «типическое исключение», разновидность «странного человека».
Начиная со второй половины ХIХ века, за Печориным упрочилось определение «лишнего человека», хотя сам Лермонтов такого определения ему не давал, прежде всего, потому, что такого термина в их время не существовало. Для него Печорин — «герой времени, современный человек, странный человек». Типологическая сущность образа «лишнего человека» в русской литературе трактуется очень противоречиво.
По мнению Лермонтова, трагедия его времени не только в том, что «люди терпеливо страдают», но и в том, что «большинство страдает, не сознавая этого». В этом смысле в Печорине запечатлен акт интенсивного развития общественного и личного самосознания в России 30-х годов.
Лермонтовская концепция личности расширяла и углубляла возможности художественной типизации. Печорин — типический характер, но особого рода. С одной стороны, он порождение определенных социальных обстоятельств, среды и в этом смысле представляет собою твердо, очерченный социальный тип «героя своего времени», с другой, как личность с ее внесословной ценностью, он выходит за пределы, породивших его обстоятельств, социальных ролей, то есть за пределы социального типа, порожденного определенной эпохой и конкретной средой, обретая всечеловеческую значимость. Личность Печорина шире, целостнее и избыточнее того жизненного содержания, которое вмещает его социальные роли, его социальный статус в целом. Сочетание определенности и неуловимости не закрытости в личности и характере героя Лермонтова, дало основание Белинскому сказать: « Он скрывается от нас таким же неполным и неразгаданным существом, как и является нам в начале романа»
Социален ли «Герой нашего времени»? Несомненно, социален — объективно и субъективно. Объективно потому, что все действия психология Печорина детерминированы временем, условиями существования его поколения среды; многие поступки и свойства характера Печорина зависимы — в большей или меньшей степени — от общественных отношений и нравов, как он сам это и признает. Субъективно потому, что социальный вопрос наличествует в романе как один из объектов исследования. Рядом с центральной фигурой ставится то «простой человек» Максим Максимыч, то «дети гор», то «честные контрабандисты» — социально-экспериментальный характер этого ряда сопоставлений, казалось бы, несомненен.
И все же им не исчерпывается художественная задача писателя. Глубина замысла произведения в том и состоит, что разные стороны общественной жизни ставятся здесь в прямую зависимость от самого человека, как и судьба каждого отдельного человека — от общественно-исторических обстоятельств.
Социальная мотивировка массовых отклонений от человечности. От нравственных высших идеалов акцентируется Лермонтовым при помощи характерного для него композиционного приема. Создавая крупным планом психологический портрет Печорина, писатель в монологах и дневнике ретроспективно набрасывает картину ожесточения души героя, но одновременно он создает образ «простого человека», с одной стороны, корректирующего поведение Печорина, как это справедливо отмечал Д.Е.Максимов, а с другой — олицетворяющего своей судьбой нравственное оправдание Печорина.
В целом «Герой нашего времени» сочетал в себе философскую концепцию с живым аналитическим изображением национальной жизни, как глубоких нравственно-психологических противоречий.
Таким образом, можно сделать вывод, что в романе Лермонтова «Герой нашего времени» преобладают романтические портреты, что обусловлено творческим методом писателя. Портрет главного героя Печорина — психологический, что обусловлено жанром произведения. Именно он служит средством характеристики героя наряду с другими средствами психологического анализа.
Критерии темперамента, по В.М. Русалову
Независимость от содержания, мотива и цели поведения ( стилевой акт поведения)
аспект поведения)
Динамический ( энергетический) аспект процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром
миром
человека с внешним и внутренним миром (предметным миром,
другими людьми, собой)
Универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности
Раннее проявление
Устойчивость в течение длительного периода жизни человека
1. 1
2 2
3 3
4
5
Высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и свойствами биологических подсистем
Наследуемость
6
7