Психология посттравматического стресса

3

МЧС РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Иванова С.П., Стрельникова Ю.Ю., Кузьменкова Л.В.

Рабочая программа

специальность 030301.65 – «Психология»

Санкт-Петербург — 2008

Рецензенты:

Л.В. Куликов

доктор психологических наук, профессор

(Санкт-Петербургский государственный университет)

Н.Г. Винокурова

доктор педагогических наук, профессор

(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)

Иванова С. П., Стрельникова Ю.Ю., Кузьменкова Л.В,

Психология посттравматического стресса: рабочая программа учебной дисциплины по специальности 030301.65 — «Психология» / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. – 24 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология посттравматического стресса» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, устанавливающего требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 030301.65 – «Психология», а также квалификационных характеристик.

6 стр., 2812 слов

История развития психологии труда в России

... Советская психотехника"). Начиная с 1960-х гг. в университетах России возобновилась подготовка кадров психологов труда. Получили развитие ... Лазурского (1874-1917) оформилась отечественная школа психологии личности, психологии индивидуальных различий. Педагоги общеобразовательных школ (К.Д. ... выдвинут принцип "активного отдыха", проделан анализ рабочих движений человека с точки зрения их оптимальности ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология посттравматического стресса» предназначена для слушателей очной и заочной форм обучения обучающихся по специальности 030301.65 — «Психология».

Рассмотрена на заседании Ученого совета Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и рекомендована в качестве рабочей программы (протокол № 8 от «25» апреля 2007 года).

Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология посттравматического стресса» разработана с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030301.65 – «Психология», квалификационных характеристик и Методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ учебных дисциплин для образовательных учреждений ГПС МЧС России.

Нa исходе XX столетия произошло громадное количе­ство бедствий и катастроф, мир захлестывает эпи­демия террористических актов. Понятия экстремальных, кри­зисных и чрезвычайных ситуаций еще не получили исчерпы­вающего определения. Недостаточно рассматривать их лишь с точки зрения объективных особен­ностей, не беря во внимание психологические составляющие, такие, как восприятие, понимание, реагирование и поведение людей в таких ситуациях. Человек, так или иначе, психологически вовлечен в экстремальную ситуацию: как ее инициатор, или как жертва, или как очевидец.

Задача этой дисциплины – дать психологам знания о видах психологических последствий травмы (физиологического и психофизиологического уровней), посттравматических стрессовых расстройствах, способах их диагностики, коррекции и психотерапии, научить использовать эти знания в профессиональной деятельности.

Программа учебной дисциплины «Психология посттравматического стресса» предусматривает комплексное, последовательное изучение теоретических и методологических основ этой науки, физиологических и психофизиологических предпосылок, медицинских аспектов, психологических и клинических методов исследования, диагностических критериев при различных видах расстройств и основных методов экстренной психологической помощи и коррекции.

Изучение психологии посттравматического стресса – важный шаг при подготовке квалифицированных специалистов для МЧС России.

Главной задачей курса является дать курсантам, студентам и слушателям такой объем знаний, чтобы они могли понимать характер психологических проявлений последствий травматического стресса у разных категорий людей и самостоятельно на практике принимать решение о методах и формах психологической помощи в конкретных ситуациях.

Изучение основ психологии посттравматического стресса – часть общей подготовки психолога. Оно осуществляется в тесном взаимодействии с другими психологическими дисциплинами, такими, как общая психология, физиология высшей нервной деятельности, медицинская психология, основы психиатрии и др.

Формы и способы изучения материала определяются с учетом особенностей каждой изучаемой темы. Необходимо отметить, что важную роль играет и самостоятельная работа студентов. Для помощи студентам в подготовке в программе даются приблизительные контрольные вопросы, список литературы, подробно изложено содержание тем. Для более качественного восприятия и усвоения студентами дисциплины рекомендуется широкое использование технических средств обучения.

21 стр., 10108 слов

Факультет социальных наук специальность 030301. 65 «Психология». ...

... увеличение напряжения, беспокойство о сохранности рабочего места, стресс перемен, возможного понижения статуса, сокращение межличностного общения, ... А.И. Введение Современный период в развитии России предоставляет широкие возможности исследования фундаментальных проблем ... исследования: Ценностная готовность персонала к инновациям. Цель работы: Выявить детерминанты ценностно – ролевовой готовности ...

В соответствии с целью и задачами учебного курса на основе государственного образовательного стандарта разработано содержание настоящей программы и тематические планы для курсантов, студентов и слушателей всех форм обучения.

В результате изучения дисциплины курсанты, студенты, слушатели должны:

знать:

  • задачи, методологические и теоретические основы психологии посттравматического стресса, их связь с другими науками и практикой;
  • теоретические подходы к проблеме стресса и травматического стресса, возможные реакции на стрессовую ситуацию и методы работы с различными реакциями на стрессовую ситуацию;
  • основные направления исследований посттравматических стрессовых расстройств, методологический аппарат диагностики последствий травматического стресса;
  • основные понятия об экстремальных состояниях физиологического и психофизиологического уровней;
  • диагностические критерии острых и посттравматических стрессовых расстройств, ранние и отсроченные последствия различных видов психической травматизации, посттравматические личностные изменения;
  • механизмы психической адаптации, сопровождающей пограничные психические расстройства, клинические особенности и профилактику основных форм пограничных психических расстройств;
  • основные направления, формы, методы психологической работы с личным составом профессиональных контингентов МЧС России;

уметь:

  • разграничивать психическую норму и патологию на основе накопленных теоретических знаний и навыков исследовательской работы; разграничивать психологические феномены и психопатологические симптомы;
  • применять полученные знания и навыки в практической деятельности для решения задач стоящих перед психологической службой МЧС России;
  • оказывать психологическую помощь при острых и отсроченных реакциях на стресс;
  • выявлять психотравматическую проблематику в смежных отраслях науки и практики;
  • анализировать информацию и самостоятельно работать с литературными источниками в рамках психологии посттравматического стресса;
  • объяснять различные психические явления с использованием полученных знаний;

иметь представление:

  • об основных актуальных проблемах и достижениях в области психологии посттравматического стресса;
  • об основных направлениях и содержании психологической работы с пострадавшими в результате ЧС различного характера и специалистами профессиональных контингенте МЧС России;
  • о функциях, методах работы и взаимодействии государственных служб, научных центров, профессиональных и образовательных объединений специалистов в данной области науки;
  • о ведущих научных и научно-популярных периодических изданиях и научных школах в этой области знаний.

В процессе обучения студенты должны приобрести навыки научно-исследовательской работы, научиться работать с научной литературой, для чего предусмотрено написание рефератов.

Контроль за успеваемостью студентов проводится с целью определения уровня их теоретической и практической подготовки. В процессе контроля обращается особое внимание на овладение практическими навыками. Итоговый контроль осуществляется путем сдачи экзамена.

Организационными формами изучения дисциплины являются лекции, семинарские и практические занятия. Часть учебного материала планируется для самостоятельной работы в соответствии с разрабатываемыми методическими рекомендациями.

Дисциплина имеет объем 102 часа, из которых на проведение лекций отводится 22 часа, семинарских занятий – 16 часов, практических занятий – 20 часов и самостоятельную работу – 42 часа.

Формой итогового контроля является зачет на 4 курсе.

Программа слушателей заочной формы обучения рассчитана на 102 часа. На проведение лекций отводится – 6 часа, семинарских занятий – 2 часа, практических занятий – 2 часа, самостоятельной работы – 88 часов.

Формой итогового контроля является зачет на 4 курсе.

Распределение объема часов по видам учебных занятий приведено в тематических планах. Практические занятия проводятся двумя преподавателями. Вариативность образовательного процесса реализуется посредством изменения количества часов, отводящихся на изучение отдельных тем, их объединением, а так же выполнением самостоятельных работ по тематике, предусмотренной в данной программе.

Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов программы, обобщение и расширение информации, полученной на лекциях и других видах учебных занятий, определение места полученных знаний в своей будущей профессии.

Тематический план № 1

по дисциплине «Психология посттравматического стресса» для очной формы обучения. Общее количество часов — 102, аудиторных занятий — 60 часов, самостоятельная работа — 42 часа.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

Распределение учебного времени в часах по видам учебных занятий

Всего

Лекции

Семинары

Практич. занятия

Контр. раб.

Зачет

Самост.

работа

Тема 1. Стресс и посттравматический стресс: соотношение понятий. Адаптация и дезадаптация.

8

2

2

4

Тема 2. Психогенные расстройства при стихийных бедствиях и катастрофах. Паника.

8

2

2

4

Тема 3. Социально-стрессовые расстройства.

6

2

4

Тема 4. Острое и посттравматическое стрессовые расстройства (ОСР и ПТСР).

Теоретические модели и диагностические критерии.

10

4

2

4

Тема 5. Диссоциация и посттравматический стресс. Посттравматические личностные расстройства.

10

2

2

2

4

Тема 6. Психологическая диагностика ОСР и ПТСР.

10

2

4

4

Тема 7. Принципы психологической профилактики, коррекции и психотерапии последствий травматического стресса.

20

2

2

8

6

Тема 8. ПТСР у участников военных действий и у лиц профессий экстремального профиля.

10

2

2

2

4

Тема 9. Особенности посттравматического стресса у детей.

10

2

2

2

4

Тема 10. Психологические последствия насилия у женщин.

10

2

2

2

4

Зачет

2

Всего:

102

22

16

20

+

2

42

Тематический план № 2

по дисциплине «Психология посттравматического стресса» для заочной формы обучения. Общее количество часов — 102,

аудиторных занятий — 14, самостоятельная работа — 76.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

Распределение учебного времени в часах по видам учебных занятий

Всего

Лекции

Семинары

Практич. занятия

Контр. раб.

Зачет

Самост.

работа

Тема 1. Стресс и посттравматический стресс: соотношение понятий. Адаптация и дезадаптация.

10

2

8

Тема 2. Психогенные расстройства при стихийных бедствиях и катастрофах. Паника.

10

10

Тема 3. Социально-стрессовые расстройства.

8

8

Тема 4. Острое и посттравматическое стрессовые расстройства (ОСР и ПТСР).

Теоретические модели и диагностические критерии.

12

2

10

Тема 5. Диссоциация и посттравматический стресс. Посттравматические личностные расстройства.

8

8

Тема 6. Психологическая диагностика ОСР и ПТСР.

10

2

8

Тема 7. Принципы психологической профилактики, коррекции и психотерапии последствий травматического стресса.

14

2

2

10

Тема 8. ПТСР у участников военных действий и у лиц профессий экстремального профиля.

10

10

Тема 9. Особенности посттравматического стресса у детей.

8

8

Тема 10. Психологические последствия насилия у женщин.

8

8

Зачет

6

2

2

4

Всего:

102

6

2

2

+

4

88

Содержание дисциплины

Тема 1. Стресс и посттравматический стресс: соотношение понятий. Адаптация и дезадаптация

Понятие и характеристики эмоциональных состояний. Понятие экстремального психического состояния. Стресс и общий адаптационный синдром. Стресс и посттравматический стресс: соотношение понятий. Понятия психической травмы и психогении. Адаптация к стрессу в экстремальных условиях и ее значение в развитии ПТСР. Фазы психологической реакции на травму. Типы самоотношения и реагирования в ситуации стресса. Состояние психической дезадаптации и его компенсация. Механизмы психической адаптации, сопровождающей пограничные психические расстройства. Барьер психической адаптации.

Семинарское занятие: Состояние психической дезадаптации и его компенсация.

Примерные темы рефератов:

  1. Состояние психической дезадаптации и его компенсация.
  2. Механизмы психической адаптации, сопровождающей пограничные психические расстройства.
  3. Типы самоотношения и реагирования в ситуации стресса.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 13, 19].

Дополнительная литература: [1, 2, 3, 8, 11, 14, 17, 20, 21, 26, 28].

Тема 2. Психогенные расстройства при стихийных бедствиях и катастрофах. Паника.

Психогении в экстремальных ситуациях. Клинические особенности физиологических реакций, психогенных патологических реакций и невротических состояний, острые и затяжные реактивные психозы. Адаптационные реакции в экстремальных ситуациях. Три периода развития ситуации, в которых наблюдаются различные психогенные нарушения. Основные факторы, влияющие на развитие и компенсацию психических расстройств. Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях. Панические состояния. Психологическое воздействие на стихийное поведение. Средства борьбы с паникой.

Семинарское занятие: Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях.

Примерные темы рефератов:

  1. Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях, способы борьбы с паникой.
  2. Психологическое воздействие на стихийное поведение.
  3. Психогении в экстремальных ситуациях.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 2, 5, 10, 11, 13, 1417, 19].

Дополнительная литература: [1, 8, 16, 18, 19, 21, 26, 28, 29].

Тема 3. Социально-стрессовые расстройства (сср).

Представление о группе социально-стрессовых расстройств (условно болезненные нарушения, выраженные психические расстройства, посттравматические стрессовые расстройства).

Критерии диагностики социально-стрессовых расстройств, их отличия от острого и посттравматического стрессового расстройства. Основные варианты социально-стрессовых расстройств и их продолжительность.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 19].

Дополнительная литература: [1, 2, 3, 13, 17, 20, 21, 26, 27, 28].

Тема 4. Острое и посттравматическое стрессовые расстройства (оср и птср).

Теоретические модели и диагностические критерии

Исторический обзор исследования ПТСР. Эпидемиология ПТСР. Типы травматических ситуаций, способных вызвать ПТСР. Теоретические модели механизмов возникновения и развития ПТСР (психодинамическая, когнитивная, психофизиологическая, информационная, психосоциальная модели, личностно-средовый подход, «двухфакторная теория», теория патологических ассоциативных эмоциональ­ных сетей и этиологическая мультифакторная концепция).

Диагностические критерии ОСР и ПТСР в классификациях психических и поведенческих расстройств (по МКБ-10 и DSM-IV).

Типы ПТСР (тревожный, астенический, дисфорический, соматоформный).

Характеристика психических функций при ПТСР.

Семинарское занятие: Ранние и отдаленные психологические последствия травматического стресса.

Примерные темы рефератов:

1. Исследования психологических последствий катастроф и стихийных бедствий.

2. Теоретические модели механизмов развития ПТСР.

3. Диагностические критерии ОСР и ПТСР.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [3, 9, 10, 14, 16, 18, 20].

Дополнительная литература: [24, 25].

Тема 5. Диссоциация и посттравматический стресс. Посттравматические личностные расстройства.

Диссоциация и психическая травма. Характеристики диссо­циативных состояний. Основные формы диссоциации (нормальные и патологические).

Диссоциация как один из механизмов совладания с психической травмой.

Отдаленные психологические последствия психотравмы. Индивидуальная уязвимость и психологические последствия травмы. Факторы риска развития ПТСР (особенности преморбида и личности).

Критерии диагностики хронического изменения личности после пе­реживания экстремальной ситуации по МКБ-10. Социальные последствия травматического стресса: семейный и интерперсональный контекст. Психологические последствия травматизации, отягощенные черепно-мозговой травмой и пристрастием к психоактивным веществам. Динамика посттравматической стрессовой адаптации, изменения смысло-жизненной ориентации людей, переживших травму.

Семинарское занятие: Посттравматические личностные расстройства.

Примерные темы рефератов:

1. Диссоциация как один из механизмов совладания с психической травмой.

2. Социальные последствия травматического стресса: семейный и интерперсональный контекст.

3. Динамика посттравматической стрессовой адаптации, изменения смысло-жизненной ориентации людей, переживших травму.

Практическое занятие: Методы диагностики факторов риска развития ПТСР и посттравматических личностных изменений.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [3, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 19, 20].

Дополнительная литература: [6, 7, 15, 24, 25].

Тема 6. Психологическая диагностика острых и посттравматических стрессовых расстройств.

Особенности психодиагностики ПТСР. Клиническая беседа. Комплекс клинико-психологических и психометрических методик диагностики ПТСР (шкала клинической диагностики ПТСР, шкала оценки влияния травматического события, Миссисипская шкала оценки посттравматических реакций, опросник выраженности психопатологической симптоматики, опросник депрессивности Бека).

Методики для оценки диссоциации.

Практическое занятие: Методы диагностики ПТСР.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [3, 7, 10, 16, 18, 20].

Дополнительная литература: [15, 24, 25].

Тема 7. Принципы психологической профилактики, коррекции и психотерапии последствий травматического стресса

Психофармакологическая терапия. Особенности психотерапии ПТСР, ее цели и задачи. Стратегии поведения психотерапевтов. Психологическая профилактика развития ПТСР. Дебрифинг. Психологическое консультирование и социальная реадаптация людей, переживших травму. Психотерапия ПТСР: групповая, когнитивно-бихевиоральная, психодинамическая. Особенности и характерные черты поведенческой психотерапии. Техника вскрывающих интервенций. Техника десенсибилизации и переработки травмирующих переживаний посредством движений глаз (ДПДГ).

Гештальт-терапия. Символ-драма. Семейная психотерапия. Нейролингвистическое программирование. Тренинг преодоления тревоги.

Правила для сотрудников спасательных служб. Правила первой психологической помощи для психологов, работающих с травмой.

Семинарское занятие: Психологическая профилактика развития ПТСР. Дебрифинг.

Примерные темы рефератов:

1. Психологическая профилактика развития ПТСР. Дебрифинг.

2. Особенности психотерапии ПТСР, ее цели и задачи.

3. Психотерапия ПТСР (групповая, когнитивно-бихевиоральная, психодинамическая).

4. Психотерапия ПТСР (Гештальт-терапия, символ-драма, семейная психотерапия, НЛП).

5. Групповая кризисная психотерапия.

Практическое занятие: Методы психологической коррекции последствий травматического стресса.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [3, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20].

Дополнительная литература: [5, 9, 10, 29, 30].

Тема 8. Птср у участников военных действий и у лиц профессий экстремального профиля.

Характеристика основных психотравмирующих факторов. Особенности боевой психической травмы. Личностные изменения у участников локальных конфликтов и у лиц профессий экстремального профиля. Основные «факторы риска», определяющие вероятность развития ПТСР. Диагностика ПТСР у военнослужащих (шкала оценки интенсивности боевого опыта).

Психогении у военнослужащих и пограничные состояния. Динамика посттравматической стрессовой адаптации. Консультирование, психотерапия и социальная реадаптация участников военных действий.

Семинарское занятие: Психологические последствия деятельности в экстремальных условиях.

Примерные темы рефератов:

  1. Характеристика основных психотравмирующих факторов у лиц профессий экстремального профиля.
  2. Личностные изменения у лиц профессий экстремального профиля.
  3. Психогении у военнослужащих и пограничные состояния.

4. Консультирование, психотерапия и социальная реадаптация участников военных действий.

Практическое занятие: Методы диагностики ПТСР у ветеранов войн и у лиц профессий экстремального профиля.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 2, 3, 7, 10, 13, 15, 16, 18, 20].

Дополнительная литература: [4, 5, 9, 10, 15, 23, 24, 25, 29, 30].

Тема 9. Особенности посттравматического стресса у детей

Виды насилия над детьми: эмоциональное, психологическое, физическое, сексуальное, насилие в школе. Последствия насилия у детей: нарушения физического и психического развития, заболевания, социальные последствия. Психические особенности детей, пострадавших от насилия. Социальные последствия жестокого обращения с детьми. Методы диагностики ПТСР у детей (полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей, родительская анкета для оценки травматических переживаний детей).

Консультирование детей – жертв насилия, групповая терапия.

Семинарское занятие: Консультирование детей – жертв насилия.

Примерные темы рефератов:

1. Последствия насилия у детей: нарушения физического и психического развития, заболевания, социальные последствия.

2. Психические особенности детей, пострадавших от насилия.

3. Консультирование детей – жертв насилия, групповая терапия.

Практическое занятие: Методы диагностики ПТСР у детей.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [4, 10, 15, 17, 19, 20].

Дополнительная литература: [6, 7, 10, 12, 13, 15, 17, 22, 28].

Тема 10. Психологические последствия насилия над женщинами.

Классификация видов насилия. Домашнее (семейное) насилие. Три стадии в теории цикла насилия. Особенности преморбида и личности женщин, добровольно обрекающих себя на роль жертвы. Взаимное насилие. Мифы о семейном насилии. Характерные признаки поведения потенциальных жертв насилия. Характерные признаки поведения мужчин, склонных к насилию. Травматический синдром изнасилования. Факторы психической травмы, связанной с сексуальным насилием. Консультирование жертв семейного и сексуального насилия. Стадии терапии в работе с последствиями насилия.

Семинарское занятие: Консультирование и психотерапия женщин – жертв насилия.

Примерные темы рефератов:

1. Виды и последствия насилия над женщинами.

2. Консультирование женщин – жертв насилия, групповая терапия.

3. Семейная кризисная психотерапия (СКП).

4. Позитивная семейная психотерапия.

Практическое занятие: Консультирование жертв семейного и сексуального насилия.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 8, 10, 14, 15, 17, 19, 20].

Дополнительная литература: [1, 3, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 17, 21, 27].

Рекомендуемая тематика контрольных работ (рефератов)

  1. Состояние психической дезадаптации и его компенсация.
  2. Механизмы психической адаптации, сопровождающей пограничные психические расстройства.
  3. Типы самоотношения и реагирования в ситуации стресса.
  1. Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях, способы борьбы с паникой.
  2. Психологическое воздействие на стихийное поведение людей.
  3. Психогении в экстремальных ситуациях.
  4. Исследования психологических последствий катастроф и стихийных бедствий.
  5. Теоретические модели механизмов развития ПТСР.
  6. Диагностические критерии острого и посттравматического стрессового расстройства (по классификациям МКБ-10 и DSM).
  7. Диссоциация как один из механизмов совладания с психической травмой.
  8. Социальные последствия травматического стресса: семейный и интерперсональный контекст.
  9. Динамика посттравматической стрессовой адаптации, изменения смысло-жизненной ориентации людей, переживших травму.
  10. Методы диагностики ОСР и ПТСР.
  11. Психологическая профилактика развития ПТСР. Дебрифинг.
  12. Особенности психотерапии ПТСР, ее цели и задачи.
  13. Психотерапия ПТСР (групповая, когнитивно-бихевиоральная, психодинамическая).
  14. Психотерапия ПТСР (гештальт-терапия, символ-драма, семейная психотерапия, НЛП).
  15. Групповая кризисная психотерапия.
  16. Характеристика основных психотравмирующих факторов у лиц профессий экстремального профиля.
  17. Личностные изменения у лиц профессий экстремального профиля.
  18. Психогении у военнослужащих и пограничные состояния.
  19. Консультирование, психотерапия и социальная реадаптация участников военных действий.
  20. Последствия насилия у детей: нарушения физического и психического развития, заболевания, социальные последствия.
  21. Психические особенности детей, пострадавших от насилия.
  22. Консультирование детей – жертв насилия, групповая терапия.
  23. Виды и последствия насилия над женщинами.
  24. Консультирование женщин – жертв насилия, групповая терапия.
  25. Семейная кризисная психотерапия (СКП).
  26. Позитивная семейная психотерапия в работе с женщинами — жертвами насилия.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

  1. Понятие и характеристики эмоциональных состояний. Понятие экстремального психического состояния.
  2. Стресс и посттравматический стресс: соотношение понятий. Стресс и общий адаптационный синдром.
  3. Понятия психической травмы и психогении.
  4. Адаптация к стрессу в экстремальных условиях и ее значение в развитии ПТСР.
  5. Фазы психологической реакции на травму.
  6. Типы самоотношения и реагирования в ситуации стресса.
  7. Состояние психической дезадаптации и его компенсация.
  8. Механизмы психической адаптации, сопровождающей пограничные психические расстройства.
  9. Барьер психической адаптации.
  10. Психогении в экстремальных ситуациях.
  11. Адаптационные реакции в экстремальных ситуациях.
  12. Периоды развития ситуации, в которых наблюдаются различные психогенные нарушения.
  13. Основные факторы, влияющие на развитие и компенсацию психических расстройств.
  14. Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях.
  15. Панические состояния.
  16. Психологическое воздействие на стихийное поведение.
  17. Средства борьбы с паникой.
  18. Критерии диагностики социально-стрессовых расстройств, их отличия от острого и посттравматического стрессового расстройства.
  19. Основные варианты социально-стрессовых расстройств, их продолжительность.
  20. Исторический обзор исследования ПТСР. Эпидемиология ПТСР.
  21. Типы травматических ситуаций, способных вызвать ПТСР.
  22. Теоретические модели механизмов возникновения и развития ПТСР.
  23. Диагностические критерии ОСР и ПТСР в классификациях психических и поведенческих расстройств (по МКБ-10 и DSM-IV).
  24. Типы посттравматических стрессовых расстройств.
  25. Характеристика психических функций при ПТСР.
  26. Диссоциация и психическая травма. Характеристики диссо­циативных состояний.
  27. Основные формы диссоциации (нормальные и патологические).
  28. Диссоциация как механизм совладания с психической травмой.
  29. Индивидуальная уязвимость и психологические последствия травмы.
  30. Факторы риска развития ПТСР (особенности преморбида и личности).
  31. Критерии диагностики хронического изменения личности после пе­реживания экстремальной ситуации (по МКБ-10).
  32. Социальные последствия травматического стресса.
  33. Психологические последствия травматизации, отягощенные черепно-мозговой травмой и пристрастием к психоактивным веществам.
  34. Динамика посттравматической стрессовой адаптации, изменения смысло-жизненной ориентации людей, переживших травму.
  35. Особенности психодиагностики ПТСР. Клиническая беседа.
  36. Комплекс клинико-психологических и психометрических методик диагностики ПТСР.
  37. Методики для оценки диссоциации.
  38. Особенности психотерапии ПТСР, ее цели и задачи. Стратегии поведения психотерапевтов.
  39. Психологическая профилактика развития ПТСР. Дебрифинг.
  40. Психологическое консультирование и социальная реадаптация людей, переживших травму.
  41. Групповая психотерапия ПТСР.
  42. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия ПТСР.
  43. Психодинамическая психотерапия ПТСР.
  44. Особенности и характерные черты поведенческой психотерапии ПТСР.
  45. Техника вскрывающих интервенций.
  46. Техника десенсибилизации и переработки травмирующих переживаний посредством движений глаз (ДПДГ).
  47. Гештальт-терапия ПТСР.
  48. Символ-драма ПТСР.
  49. Семейная психотерапия людей, переживших травму.
  50. Нейролингвистическое программирование как метод работы с людьми, пережившими психотравму.
  51. Правила для сотрудников спасательных служб.
  52. Правила первой психологической помощи для психологов, работающих с травмой.
  53. Особенности боевой психической травмы. Характеристика основных психотравмирующих факторов.
  54. Личностные изменения у участников локальных конфликтов и у лиц профессий экстремального профиля.
  55. Основные «факторы риска», определяющие вероятность развития ПТСР у военнослужащих.
  56. Диагностика ПТСР у военнослужащих.
  57. Психогении у военнослужащих и пограничные состояния.
  58. Динамика посттравматической стрессовой адаптации военнослужащих.
  59. Консультирование, психотерапия и социальная реадаптация участников военных действий и лиц профессий экстремального профиля.
  60. Психотерапия участников военных действий и лиц профессий экстремального профиля.
  61. Социальная реадаптация участников военных действий и лиц профессий экстремального профиля.
  62. Виды насилия над детьми: эмоциональное, психологическое, физическое, сексуальное, насилие в школе.
  63. Последствия насилия у детей: нарушения физического и психического развития, заболевания, социальные последствия.
  64. Психические особенности детей, пострадавших от насилия.
  65. Социальные последствия жестокого обращения с детьми.
  66. Методы диагностики ПТСР у детей.
  67. Консультирование детей – жертв насилия.
  68. Групповая терапия с детьми – жертвами насилия.
  69. Домашнее (семейное) насилие. Взаимное насилие.
  70. Мифы о семейном насилии.
  71. Три стадии в теории цикла семейного насилия.
  72. Характерные признаки поведения потенциальных жертв насилия.
  73. Характерные признаки поведения мужчин, склонных к насилию.
  74. Травматический синдром изнасилования.
  75. Консультирование жертв семейного и сексуального насилия.
  76. Стадии терапии в работе с последствиями семейного и сексуального насилия.

Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. Учебное пособие. — М.: Медицина, 2000 — 496 с.
  2. Александровский Ю.А., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психоге­ния в экстремальных условиях. — М.: Медицина, 1991. — 115 с.
  3. Александров Е.О. Взорванный мозг. Посттравматическое стрессовое расстройство. Клиника и лечение. – Новосибирск: Издательство «Сибвузиздат», 2001. – 160 с.
  4. Алексеева И.А., Гордеев П.Н., Жилин Е.Г. и др. Дети риска: практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия. – СПб.: Санкт-Петербургский фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые шаги», 2002 – 147 с.
  5. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация че­ловека. Л., 1988.
  6. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1988.
  7. Котенев И. О. Психологическая диагностика постстрессо­вых состояний. Пермь, 1998.
  8. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
  9. Лыткин В.М., Шамрей В.К., Койстрик К.Н. Посттравматические стрессовые расстройства. – СПб.: ВМедА, 1999.
  10. Малкина – Пых И.Г. Экстремальные ситуации. (Справочник практического психолога) – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.
  11. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и нагрузкам. – М.: Медицина. 1993. – 256 с.
  12. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук, В. И. Евдокимов — СПб.: Издательский дом «Сен­тябрь», 2001. 60 с.
  13. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. — М; ACT, Мн.: Харвест, 2001. — 408 с.
  14. Психология травматического стресса сегодня / Ред. В. Н. Дружи­нин, В. В. Спасенников, 1994.
  15. Психотерапия: учебник (2-е изд.) / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002. – 672 с.
  16. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. – 128 с.
  17. Сидоров П. И., Парияков А. В. Введение в клиническую психоло­гию: Т.11: Учебник для студентов медицинских вузов. — М.: Академиче­ский проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 381 с.
  18. Соловьев И.В. Посттравматический стрессовый синдром: причины, условия, последствия. Оказание психологической помощи и психореабилитация. – М., 2000 г. – 111 с.
  19. Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний. СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2003. — 128 с.
  20. Тарабрина И. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с.

Дополнительная:

  1. Александровский Ю. А. Пограничная психиатрия и совре­менные социальные проблемы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  2. Бодров В. А. Психологический стресс. М., 1995.
  3. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М., 1987.
  4. Зеленова М.Е., Лазебная Е.О. Экспериментально-психологическое изучение динамики посттравматической стрессовой адаптации участников боевых действий. // Тру­ды Института Психологии РАН. М., 2000.
  5. Калмыкова Е.С., Миско Е.А., Тарабрина Н.В. Особенности психотерапии посттравматического стресса. — Психологический журнал, Т. 22, № 4, 2001 г., с. 70-80.
  6. Калмыкова Е.С., Падун М.А. Ранняя привязанность и ее влияние на устойчивость к психической травме (сообщение 1) // Психол. журн. 2002. №. 2 С. 88-105.
  7. Калмыкова Е.С., Комиссарова С.А., Падун М.А., Агарков В.А. Взаимосвязь типа привязанности и признаков посттравматического стресса (сообщение 2) // Психол. журн. 2002. Т. 24. № 6. С. 89-97.
  8. Кекелидзе 3.И., Черников A.M., Щукин А.Б. Психиатрия чрезвычайных ситуаций. // В кн.: Очерки социальной психиатрии. — М., 1998. С. 310—330.
  9. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М., 1992.
  10. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит.— М.: Академический Проект, 1999 — 240 с.
  11. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследова­ния // Эмоциональный стресс: физиологические и психологические ре­акции / Под ред. Л. Леви, В. Н, Мясищева. Л., 1970.
  12. Лапгмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Авиценум, Прага: Медицинское издательство, 1984. — 334 с.
  13. Леонгард К. Акцентуированные личности: Пер. с нем. — Киев: Высш. шко­ла, 1989.— 375 с.
  14. Магомет-Эминов М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация. / Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология, 1996. № 4.
  15. Миско Е.А. Представления о жизненной перспективе у лиц, переживших травматический стресс // Современная психология: состояния и перспектива. / Тезисы доклада на юбилейной научной конференции ИП РАН 28-29.01. 2002 г. М.: Институт психологии РАН, 2002. Том 1. С. 286.
  16. Моляко В. А. Особенности проявления паники в условиях экологи­ческого бедствия (на примере Чернобыльской атомной катастрофы) // Психологический журн. 1992. Т. 13. № 2. С. 66-73.
  17. Мясищев В. И. Личность и неврозы. Л., 1960.
  18. Пуховский Н.Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. – М.: Академический проект; 2000. – 286 с.
  19. Решетников М. М., Баранов Ю. А., Мухин А.П., Чермянин С. В. Уфимская катастрофа: особенности поведения и деятель­ности людей // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 1.
  20. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1979 — 124 с.
  21. Семичев С.Б. Предболезненные психические расстройства. — Л.: Медици­на, 1987. -183 с.
  22. Социально-психологические и медицинские аспекты жестокости. / Информационный научный журнал. — Киев, № 1, 2001.
  23. Съедин С.И., Абурахманов Р.А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки.- М.: МО РФ, 1992.
  24. Тарабрина Н. В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматичес­ких стрессовых нарушений: современное состояние проблемы //Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 2.
  25. Тарабрина Н.В. Основные итоги и перспективные направления исследований посттравматического стресса. – Психологический журнал, 2003. Т. 24, № 4, с. 5-18.
  26. Тревога и тревожность / Сост. и общая редакция В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.: ил. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  27. Фонтана Д. Как справиться со стрессом: Пер. с англ. М.: Педагогика — Пресс, 1995.
  28. Черепанова Е. М. Психологический стресс. М.: Издатель­ский центр «Академия», 1996.
  29. Черепанова Е. М. Саморегуляция и самопомощь при рабо­те в экстремальных условиях. М., 1995.
  30. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помо­щью движений глаз. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

Материально-техническое обеспечение

1. Технические средства обучения (видеомагнитофон, графопроектор, телевизор, ПЭВМ, видеофильмы).

2. Наглядные пособия, иллюстрированные стенды, плакаты.

3. Образцы унифицированных форм служебных документов.

4. Тесты контроля знаний слушателей.

Под общей редакцией

Владимира Сергеевича Артамонова

доктора военных наук, доктора технических наук, профессора,

заслуженного работника высшей школы Российской Федерации,

лауреата премии Правительства Российской Федерации

в области науки и техники

Светлана Петровна Иванова

кандидат психологических наук

Юлия Юрьевна Стрельникова

кандидат психологических наук

Лидия Всеволодовна Кузьменкова

ПСИХОЛОГИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА

Рабочая программа

специальность 280104.65 – «Психология»

Печатается в авторской редакции

Ответственный за выпуск С.П. Иванова

Подписано в печать 00.00.2008 Формат 60×84 1/16

Печать трафаретная Объем 1,4 п.л. Тираж 100 экз.

Отпечатано в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России

196105, Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149