Психология детей с нарушениями речи

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»)

Кафедра психологии

Блок — модуль на тему:

Выполнил: студентка IV курса ФМФ МИ Галина Г. Х. Проверил: Тулибаева Г. М.

Уфа 2013

Введение

Знаниям психологических особенностей детей с различными отклонениями в развитии как в отечественной, так и в зарубежной педагогике всегда придавалось большое значение. К. Д. Ушинский писал: «Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях». Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников. Полный анализ причин неблагоприятных тенденций и в соматическом, и в психологическом здоровье и их социальных последствий можно будет дать лишь по прошествии ряда лет. Однако уже сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо поднять общий уровень грамотности в области специальной психологии и педагогики у всех специалистов, имеющих дело с детьми (включая родителей, воспитателей дошкольных учреждений всех видов, учителей, практических психологов образования, медицинских работников).

Воспитатели дошкольных учреждений всех видов, учителя начальной школы встречаются с детьми, имеющими различные отклонения, зачастую раньше специальных педагогов и специальных психологов. Именно им принадлежит решающая роль в первичном выявлении детей, нуждающихся в углубленной психолого-педагогической диагностике и коррекции. Не случайно в Концепции коррекционо-развивающего обучения записано: «…Нельзя готовить просто учителя или просто психолога. Это должны быть учитель-психолог, психолог-учитель, учитель-логопед. Детским садам и школам необходимы специалисты, владеющие основами знаний в области смежных наук, хорошо ориентирующиеся в вопросах коррекционной педагогики, психологии, логопедии, социологии»

Лингвистическая характеристика недостатков разных сторон речи

Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь.

4 стр., 1589 слов

Психология родительства (детско-родительские отношения)

... как родителя, родительские чувства, отношение к ребёнку, отношение к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребёнка. Поведенческий компонент – умение, навыки ... детей. Родительство включает в себя материнство и отцовство, но рассматривается шире их простой совокупности. Отдельные проблемы материнства достаточно разработаны в современной психологии ...

Экспрессивная (воспроизводимая) речь — это высказывание с помощью языка, направленное вовне и проходящее несколько этапов: замысел — внутренняя речь—внешнее высказывание.

Импрессивная (воспринимаемая) речь — это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов, восприятие речевого сообщения — выделение информационных моментов — формирование во внутренней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения.

В целом выделяют четыре самостоятельные формы речевой деятельности, из которых к экспрессивной речи относятся устная и письменная речь (собственно письмо), а к импрессивной — понимание устной речи и понимание письменной речи (чтение).

Устная речь — сложный, многогранный процесс, включающий в себя:

-фонетическую сторону речи (смыслоразличительные звуки речи);

-лексико-грамматическую (слова, фразы, сообщения);

-мелодико-интонационную (интонация, голос, окраска);

-темпо-ритмическую (темп и ритм речи).

Устная речь может быть диалогической и монологической.

На основе устной речи строится и развивается письменная речь, которая может быть самостоятельной или под диктовку, и чтение.

В зависимости от выпадения того или иного компонента речи лингвистические нарушения делятся на следующие.

1.Фонетические нарушения — неправильное произношение одного или группы звуков (шипящих, свистящих, заднеязычных звуков; нарушения твердости — мягкости, глухости — звонкости согласных звуков).

2.Лексико-грамматические нарушения. Среди этих нарушений выделяют:

-ограниченный словарный запас;

-обедненная фраза;

-неправильное согласование слов во фразе;

-неправильное употребление предлогов, падежей; недоговаривания, перестановки.

3.Мелодико-интонационные нарушения:

-неправильное употребление ударений (логических — во фразе, грамматических — в слове);

6 стр., 2515 слов

Общее понятие о характерологических нарушениях. Характер и адаптация в обществе

... по дисциплине: Психология на тему: Общее понятие о характерологических нарушениях. Характер и адаптация в обществе Введение Каждый человек, словно калейдоскоп, состоящий ... ). 1. Характерологические нарушения. Классификация характерологических (психопатических) нарушений Характерология(англ. characterology) - раздел психологии, задачей которого является описание типов характера, а также изучение ...

-нарушения, связанные с силой, высотой, тембром голоса (тихий, хриплый, квакающий, сдавленный, невыразительный, визгливый, глухой, немодулированный).

4.Темпо-ритмические нарушения:

-ускоренный темп, связанный с преобладанием в коре головного мозга процессов возбуждения (тахилалия);

-замедленный темп, с преобладанием процессов торможения (брадилалия);

-прерывистый темп (необоснованные паузы, спотыкания, скандирование звуков и слов, запинки несудорожного (физиологические итерации, полтерн) и судорожного характера — заикание).

5 Нарушения письменной речи.

Письма:

-неправильная перешифровка фонемы в графему;

-недописки;

-пропуски и смешение букв в слове;

-несогласование и перестановки слов в предложении;

-выходы за строчку и др.

Чтения:

-замена и смешение звуков;

-побуквенное чтение;

-искажение звуко-слоговой структуры слова;

-нарушение понимания прочитанного;

-аграмматизмы.

Клиническая характеристика речи

В детском возрасте в развитии речевых процессов значительную роль играет правое полушарие. В настоящее время высказывается точка зрения, что недостаточная осознанность и произвольность детской речи на ранних этапах ее становления связана с активным участием в организации речевого акта именно правого полушария. В формировании же сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит структурам доминантного по речи (обычно левого) полушария мозга (Э. Г. Симерницкая, 1985).

Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.

Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания периферических центральных структур головного мозга) и патологического (болезненного) характера.

Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на центральные и периферические, а в зависимости от характера нарушения — на органические и функциональные.

2 стр., 717 слов

Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей с нарушениями речи. Особенности работы с детьми, имеющи

... ритмического и логоритмического воспитания детей с нарушениями речи. Особенности работы с детьми, имеющими разные речевые нарушения» Выполнил студент гр. ... (обусловлены поэтапностью логопедической работы по устранению различных нарушений речи, моторики и общей двигательной сферы). Логоритмическое воспитание ... и на включении в интегративную деятельность мозга пораженных и недеятельных структур путем их ...

Формы и клиническая характеристика нарушений разных сторон речи

Клинические формы нарушений речи:

1) периферического характера:

механическая дислалия (нарушения звукопроизношения связаны с различными нарушениями строения артикуляционного аппарата); функциональная дислалия (нарушение функции артикулирования — неправильные, неточные движения артикуляционного аппарата при сохранном строении органов артикуляции);

ринолалия — нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, в первую очередь — голоса, вызванное нарушением строения, артикуляционного аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого нёба. Может быть открытой, когда воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа, и закрытой, проявляющейся при нарушениях нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, опухолях, искривлениях носовой перегородки, хронических процессах в носоглотке;

ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротовой и носовой полости в процессе фонации;

дисфония — расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония).

Может быть обусловлена органическими и функциональными расстройствами голосообразующего механизма ценального и периферического характера;

дизартрия — нарушение звуковой системы языка (звукопроизношения, просодики, голоса) в результате органического поражения центральной нервной системы. Нередко при дизартрии нарушения не ограничиваются только произносительной стороной, касаются также лексико-грамматической стороны и понимания речи;

17 стр., 8264 слов

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха

... операций, прослеживании целостного процесса порождения речи у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Определение путей формирования речи детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста в ... различном тематическом материале с включением дидактических игр и речевых упражнений. В младшей группе дети воспринимают слова и предложения глобально и учатся соотносить ...

алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формиро-1ания речи).

При моторной алалии трудности касаются развития собственной речи при относительно сохранной возможности понимания обращенной речи. При сенсорной алалии наблюдается противоположная картина: нарушается в той или иной степени понимание речи окружающих;

афазия — полная или частичная утрата ранее сформированной речи в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны. В основе механизма афазий лежит распад речевого стереотипа, в связи с чем утрачиваются навыки произношения или возможности понимания чужой речи. В детском возрасте (до 5 — 7 лет) нарушения речи при поражениях мозга по типу афазий в основном стертые и в большей мере касаются слухоречевой памяти (Л. С. Цветова, 1988);

дисграфия или аграфия — специфическое, соответственно частичное или полное расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звукослогового состава и структуры предложения. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга — заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов;

дислексия (алексия) — стойкое нарушение чтения, связанное с недоразвитием в основном теменно-височно-затылочной области головного мозга.

Особенности развития речи при тяжелых нарушениях развития речевой функции

Для детей с тяжелыми речевыми нарушениями существуют школы и школы-интернаты, куда принимаются дети 7—12 лет с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Школы для детей с тяжелыми нарушениями речи имеют два отделения. В первое отделение принимаются дети с общим недоразвитием речи тяжелой степени: дети с алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, а также имеющие общее недоразвитие речи в более легкой форме, но сопровождающееся заиканием. Во второе отделение принимаются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии других компонентов речи.

10 стр., 4613 слов

Развитие речи ребенка 2

... , способствующая раз­витию движений и речи, задерживается и его физическое и пси­хическое развитие. Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка - состояние его высшей ... сосания пальцев и т. п.); • наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей или их недостаточное внимание к его речевому развитию. С рождением ребёнка особая ...

Существует сеть дошкольных учреждений для детей с речевыми нарушениями. Кроме того, в настоящее время увеличивается сеть логопедических пунктов в общеобразовательных школах.

Наиболее часто встречающаяся в массовой школе речевая патология — нарушение письма, при которой необходим комплексный подход к решению данной проблемы (участие педагога, логопеда, психолога, родителей).

Остановимся на работе психолога с группой детей.

Основные задачи психотерапевтической работы при расстройствах данного типа заключаются в мобилизации ребёнка на активное участие в коррекционной работе, повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки, нормализации отношений со сверстниками. Нередко возникает необходимость в устранении вторичных психических нарушений, развивающихся в результате фрустрационных переживаний. Большинство детей с данными расстройствами эмоционально незрелы, внушаемы и недостаточно способны к осознанию собственных проблем. Нужно стремиться, прежде всего, к установлению таких отношений с детьми, которые помогут им созреть эмоционально и обрести уверенность в себе. Необходимо помочь ребёнку осознать возникшие трудности. Ещё одной важной задачей психотерапии является направляющее воздействие в достижении социальной зрелости. Необходимо развивать у детей такие качества, как умение уживаться со сверстниками, общаться с ними, участвовать в играх, соблюдать установленные правила поведения в обществе.

Весь комплекс используемых психотерапевтических методов можно разделить на две категории: а) психотерапия, проводимая непосредственно с ребёнком (групповая и индивидуальная) и б) семейная психотерапия.

а) Психотерапевтическая помощь ребёнку.

Среди индивидуальных методов терапии детей с проблемами в учёбе чаще используются рациональная психотерапия и аутогенная тренировка.

Рациональная психотерапия в младшем школьном возрасте имеет определённые особенности. При специфических расстройствах письменной речи более эффективны косвенные формы внушения, не слишком вербализованные. Беседы лучше проводить в игровой форме. Целесообразно включать в сеансы психотерапии такие виды занятий, как лепка, рисование и другие, заведомо легко выполнимые для ребёнка. Успех в каком-либо виде деятельности и похвала со стороны взрослого наилучшим образом способствуют повышению уверенности в себе и формированию активной жизненной позиции ребёнка. Одновременно в классе по договорённости с учителем необходимо значительно снизить уровень предъявляемых требований и несколько завысить оценки по трудному для ребёнка предмету. Всякие элементы принуждения, как в классе, так и в коррекционной группе должны быть исключены.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр. нарушения у детей

... них характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа ... ‑либо занятием; 3. мягкое физическое манипулирование (спокойно взять ребенка на руки и унести его с места конфликта); 4. удаление из ...

В процессе аутогенной тренировки вырабатываются способности мобилизоваться, сосредоточиваться и расслабляться, продуктивно отдыхать, снимать фонические реакции и отрицательные эмоциональные переживания.

Весьма эффективны методы групповой психотерапии и, в частности, игровые её варианты. В игровой группе детей со сходными проблемами ребёнок быстрее обретает уверенность в себе, легче вступает в контакт со сверстниками. У многих детей с дислексией и дисграфией игровые интересы продолжают доминировать до 9−10 лет. В игре они чувствуют себя уверенно и непринуждённо. В работе с младшими школьниками предпочтительнее использовать директивный метод руководства игрой. Лучше, чтобы сначала ребёнок начинал игру по заданному сценарию с заранее подготовленным текстом. Затем в определённый момент его побуждают играть роль, основанную на его собственной фантазии. Выбор роли для ребёнка производиться с учётом его индивидуальных особенностей и терапевтических целей. Игры должны включать и упражнения, желательные с педагогической точки зрения. Полезно также включать в терапевтические игры музыкально-ритмические упражнения. Они учитывают естественную потребность ребёнка в движении и художественном творчестве, развивают чувство ритма и содержат большой эмоциональный заряд. Ритмико-психомоторная терапия располагает следующими основными упражнениями:

1) упражнения, приучающие ребёнка к порядку, укрепляющие дисциплину и способствующие усвоению материала;

2) упражнения на концентрацию внимания;

3) упражнения на усвоение норм социального поведения: коллективизма, умение подчинять личные интересы общественным, брать на себя и адекватно исполнять определённые роли;

4) упражнения на развитие фантазии и представлений. Творческие силы ребёнка побуждаются соответствующими ролями.

б) Психотерапевтическая помощь семье.

Психотерапевтический подход в реабилитации детей с дислексией и дисграфией немыслим без анализа условий семейного воспитания ребёнка, имеющего эти проблемы, и семейного диагноза. Важность этого обусловлена следующими причинами:

1. Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Ещё на диагностическом этапе следует прогнозировать объём помощи, на который способны данные родители, их готовность к сотрудничеству. Многие из родителей не меньше ребёнка нуждаются в поддержке и поощрении, так как успехи в проводимой работе проявляются не сразу, и на определённом её этапе может возникнуть убеждение в бесполезности прилагаемых усилий и ощущение безнадёжности. В социально неблагополучных семьях нередко вообще не приходится рассчитывать на помощь. Тогда следует выбирать организационные формы работы, основывающиеся полностью на внесемейных методах коррекции (специализированные школы-интернаты).

2. Тип родительского отношения к трудностям ребёнка существенно влияет на его душевное состояние, адаптивные возможности и позицию во взаимоотношениях дефектологом и психологом. Обычно родители при рождении ребёнка оптимистически прогнозируют его будущее, успехи в школе и профессиональные достижения в перспективе. Это особенно свойственно семьям с высоким образовательным и профессиональным статусом, в которых порой культивируются даже гипертрофированные ожидания повышенной одарённости у ребёнка. Когда такие родители узнают о стойких затруднениях ребёнка в письме или чтении, их реакция на данный факт не всегда бывает адекватной. Некоторые из них переживают комплекс собственной вины в случившемся. В ряде случаев неоправдавшиеся амбиции порождают у одного из родителей пренебрежение к ребёнку или эмоциональное отвержение его. Такие родители лишь формально выполняют рекомендации врача и педагога, сводя их к минимуму, и объясняют это непослушанием ребёнка. Сопровождая дома занятия попрёками в адрес ребёнка и наказаниями за неудачи, они не столько помогают, сколько мешают коррекционной работе. Следствием этого нередко являются депрессивные расстройства у ребёнка и стойкое негативное отношение к трудному предмету. Излишне тревожные родители, чрезмерно фиксированные на проблемах ребёнка, несмотря на благие побуждения, легко теряются, бросаются в крайности, создают дома нервозную обстановку. Это не только дезорганизует занятия с ребёнком, но и невротизирует его. Патологические типы родительских реакций на трудности ребёнка нуждаются в психотерапевтической коррекции.

3. Как отмечалось выше, конечной целью психолого-педагогической реабилитации является повышение адаптационных возможностей ребёнка. Необходимая при этом гармонизация личности теснейшим образом связана с условиями воспитания в семье. Нередко встречаются патологические типы воспитания: гипоопека, гиперопека, контрастное воспитание, потворствующее воспитание и др. необходимость создания оптимальных условий для развития ребёнка требует психотерапевтической коррекции патологических типов воспитания.

Особенности развития познавательной сферы при нарушениях речи

«Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АПН СССР установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова, 1973, 1979).

Так, на основе проведенных опытов и исследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.Ф.Фомина, 1971).

Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается также опытами Е. И. Исениной.

Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функции руки и речи, в том числе и данные электрофизиологических исследований, М.М.Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременною речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук (М.М.Кольцова, 1973; Л.В. Антакова-Фомина, 1974).

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Этот вывод, основанный на многочисленных экспериментальных данных, представляет исключительный интерес в педагогическом отношении.

Крайне важно учитывать благотворное влияние движений на развитие речи и других психических процессов в логопедической практике. В системе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, весьма полезна и для подготовки руки к письму. Особенно велика ее роль в группах для дошкольников с общим недоразвитием речи, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, нескоординированные, затруднены изолированные движения пальцами.

Работу по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи желательно проводить систематически, уделяя ей по 3 — 5 мин ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей, целесообразно включать в занятия логопеда и воспитателя. Они могут проводиться также в часы, отведенные для игр, и во время прогулок.

Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений пальцев рук могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения.

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»).

То же упражнение выполнять пальцами левой руки.

Те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки.

Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки — по очереди «здороваются»: сначала большой палец с большим, затем указательный с указательным и т. д.

Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.

Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им («оса»).

Те же движения производить указательным пальцем левой руки.

Те же движения производить одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).

Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»).

Те же движения производить пальцами левой руки.

Те же движения производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»).

Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки («коза»).

То же упражнение выполнить пальцами левой руки.

То же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук («козлята»).

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

Учитывая благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, необходимо шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.

Принципы дифференциальной диагностики при разграничении тяжелых речевых нарушений от сходных по внешним проявлениям состояний (аутизме, умственной отсталости, при нарушении слуха)

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОЛИГОФРЕНИЯ

Тесная связь между развитием речи и интеллекта делает часто дифференциальный диагноз между умственным и речевым недоразвитием весьма затруднительным, так как умственное недоразвитие (олигофрения) всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи и, с другой стороны, при выраженном общем речевом недоразвитии у ребенка также часто отмечается задержанное или неравномерное развитие его интеллекта. В некоторых случаях дифференциальная диагностика может быть успешной только при динамическом обследовании ребенка в процессе проведения с ним логопедических и педагогических занятий.

Под олигофренией понимают особый вид недоразвития сложных форм психической деятельности, и прежде всего абстрактного логического мышления, который возникает вследствие органического поражения коры головного мозга в период внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребенка.

Важной особенностью олигофрении является преимущественное недоразвитие поздно формирующихся в социо- и онтогенезе функций мозга, что проявляется прежде всего в нарушениях абстрактно-логического мышления. Неспособность к понятийному абстрактному мышлению проявляется в том, что дети-олигофрены производят сравнение предметов и явлений по конкретным признакам, так как им недоступно выделение существенных признаков. Они не понимают скрытый смысл рассказа, пословиц, метафор.

Для детей, больных олигофренией, характерно выраженное отставание в развитии речи. Оно имеет тотальный равномерный характер и касается недоразвития как импрессивной, так и экспрессивной речи. С трудом формируется дифференцированное понимание и обозначение предметов и действий. Характерно длительное употребление слов в неточном значении.

Словарь умственно-отсталого ребенка отличается бедностью, в нем почти полностью отсутствуют обобщающие понятия, многие дети (особенно дошкольники) неточно понимают значение даже общеупотребительных существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

Различный механизм речевых нарушений при олигофрении и общем недоразвитии речи определяет особенности динамики речевого развития у этих двух категорий аномальных детей. Несмотря на внешнее сходство речевого дефекта при олигофрении и общем недоразвитии речи в дошкольном возрасте, между ними отмечаются существенные отличия на последующих возрастных этапах. Так, к 6 -7 годам при неосложненной форме олигофрении в степени дебильности дети спонтанно (обычно на основе механизма подражания) овладевают простым грамматическим стереотипом родного языка. Они в состоянии запомнить правила употребления языковых средств. Умственно отсталый ребенок легко усваивает речь интуитивно, но испытывает стойкие затруднения в обучении языку, в понимании смысла лексических и грамматических языковых значений более высокой степени обобщенности.

При олигофрении по мере формирования простого грамматического стереотипа темп развития речи значительно ускоряется, увеличивается запас общеупотребительных слов, возрастает речевая активность. Однако по-прежнему в их устной речи основное место занимают неполные предложения с пропусками подлежащего или сказуемого или даже отдельные фрагменты предложений.

Несмотря на то, что у детей с общим недоразвитием речи отсутствуют интеллектуальные нарушения, характерные для олигофрении, неравномерность, своеобразие, а часто и некоторое отставание их интеллектуального развития определяют необходимость систематической педагогической работы с ними в дошкольном возрасте.

При проведении педагогических занятий следует учитывать, что детям с общим недоразвитием речи требуется значительно больше времени, чем здоровым, для усвоения навыков чтения и счета, для формирования представлений о величине, количестве, времени и т. д.

Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи от олигофрении может быть значительно затруднен, если олигофрения сочетается с гидроцефалией, остаточными проявлениями детского церебрального паралича и т. п. Особые трудности могут возникать при осложнении олигофрении алалическими и дизартрическими нарушениями. Подобная форма олигофрении может возникать, если одновременно имеют место: а) внутриутробная патология, неблагоприятно влияющая на развитие плода и нарушающая формирование его центральной нервной системы, и б) родовая травма, вызывающая локальное повреждение различных мозговых структур, участвующих в механизмах речи.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ И ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза.

Характерными признаками задержки психического развития являются следующие: ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений об окружающем, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации. Кроме того, у большинства детей с ЗПР отмечается недостаточная сформировaннocть функций произвольного внимания, памяти и других высших психических функций. У одной группы детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, у другой — эмоционально-волевые нарушения по типу психического инфантилизма.

Речевые нарушения при ЗПР обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.

Для детей с задержкой психического развития характерны различные нарушения речевой деятельности.

При задержке психического развития отмечается более позднее развитие фразовой речи, даже в старшем дoшкольном и младшем школьном возрасте дети затрудняются в воспроизведении логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные взаимоотношения. В собственной речи они употребляют в основном самые простые конструкции, что связано с бедностью их смысловых связей. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения.

Ограниченность словарного запаса в значительной степени определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

При дифференциальной диагностике огромное значение имеет комплексное обследование. Оно включает в себя клинический этиопатогенетический анализ нарушенного умственного и речевого развития, психологическое изучение ребенка, направленное на разграничение ведущего речевого или интеллектуального дефекта, а также дополнительные методы исследования — электроэнцефалографическое и др. Дифференциальной диагностике помогает анализ динамики психического развития дошкольника.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАРУШЕНИЯ СЛУХА

Исключительная роль слуха в развитии детской речи определяет необходимость дифференциации общего недоразвития речи от речевых расстройств, обусловленных нарушениями слуха.

Нарушения в развитии речи, вызванные недостаточностью слуха, в значительной степени связаны со временем потери слуха, а также с характером слухового дефекта.

По характеру дефекта все нарушения слуха делятся на кондуктивные и нейросенсорные. При кондуктивных отмечается нарушение проведения звука в среднем или наружном ухе. При нейросенсорных имеется поражение внутреннего уха, слухового нерва, его ядер или слуховых зон коры головного мозга. Наиболее частыми являются нейросенсорные нарушения.

Нарушения слуха подразделяются на тугоухость и глухоту. По времени возникновения все нарушения слуха у детей делятся на три группы: врожденные, возникающие в период родов и приобретенные после рождения. Последние подразделяются на периоды в зависимости от уровня сформированности речи (условно — до 3 лет, когда возникшие дефекты слуха нарушают формирование речи или полностью приостанавливают ее развитие, и после 3 лет, когда в связи с дефектами слуха может происходить распад речевой функции).

Недостаточность функции слухового анализатора приводит к нарушению развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической, смысловой, а в ряде случаев и к полному отсутствию речи. При этом, как это неоднократно подчеркивалось Р. М. Боскис, степень речевой недостаточности зависит не только от тяжести слухового дефекта, но и от времени его появления и от условий развития ребенка. Учет этих факторов имеет важное значение при диагностике. Р. М, Боскис выделила особые формы недоразвития речи на почве тугоухости, которые в ряде случаев могли смешиваться с локальными расстройствами речи церебрально-органического генеза (с сенсорной и моторной алалией, общим недоразвитием речи), а также с недоразвитием речи при олигофрении.

В связи с этим необходимо тщательное обследование слуха детей с общим недоразвитием речи и при предположительном диагнозе алалии. Известно, что даже при незначительном понижении слуха нарушается развитие речи. При этом необходимо учитывать, что для овладения активной речью требуется значительно большая сохранность слуха, чем для понимания речи окружающих. Полная сохранность слуха особенно важна в сензитивные периоды развития речи.

В настоящее время разработаны методы объективной оценки состояния слуха, уже начиная с периода новорожденности, с помощью электрокорковой аудиометрии. Этот метод позволяет рано выявлять случаи глухоты и тугоухости и дифференцировать их от алалии, умственной отсталости и аутизма. Краснуха, корь, грипп, вирус герпеса у матери в первом триместре беременности и другие вирусные и инфекционные заболевания матери во время беременности неблагоприятно влияют на слуховой аппарат. Нарушения слуха часто сочетаются с различными врожденными пороками развития, например, расщелинами губы и нёба. Они чаще, наблюдаются при недоношенности, особенно когда вес при рождении менее 1500 г. Причиной нарушений слуха могут быть алкоголизм матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови с проявлениями в период новорожденности желтухи и неврологических расстройств.

Кроме того, к группе риска по нарушениям слуха относятся дети с различными отоларингологическими заболеваниями (аденоиды, отиты и др.), а также дети, получавшие интенсивное лечение антибиотиками в первые годы жизни, дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями. К группе риска относятся также дети, имеющие родителей или родственников с врожденными нарушениями слуха.

Внимание должно быть обращено и на частые воспалительные заболевания среднего уха — повторяющиеся отиты, возникающие в критические периоды развития слуховой и речевой системы.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ И РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА)

Ранний детский аутизм — особая аномалия психического развития, при которой, прежде всего, нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основным признаком аутизма является не контактность ребенка, которая проявляется уже на первом году жизни: нарушены все формы довербального общения (экспрессивно-мимическое, предметно-действенное), не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки с немой просьбой, чтобы его взяли на руки, как это делает здоровый малыш.

На всех этапах развития дети с аутизмом в общении с окружающими не обращаются к языку мимики и жестов, как это делают дети с дефектами речи и нарушениями слуха. Они не понимают и не используют более раннего в онтогенезе так называемого зрительного языка, например у них отсутствует указательный жест как привычное средство общения ребенка с общим недоразвитием речи первого-второго уровней. Зрительное внимание детей с аутизмом крайне избирательно и очень кратковременно, ребенок смотрит как бы мимо людей, не замечает их и относится к ним как к неодушевленным предметам. При этом может отмечаться симбиотический характер привязанности к матери.

Поведение ребенка с аутизмом и его реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны. Такой ребенок может не замечать отсутствия близких родственников, родителей и чрезмерно болезненно, возбужденно реагировать даже на незначительные перемещения неодушевленных предметов в его комнате.

При аутизме своеобразный характер носит игровая деятельность, ее характерным признаком является использование необычного игрового материала, часто предметов домашнего обихода. Ребенок играет один, крайне ригидно, однообразно, используя различные предметы (обувь, веревки, бумагу, выключатели, провода и т. п.):

Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у таких детей не развиваются. Наблюдаются своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ (например, в животное) в сочетании с аутистическим фантазированием.

Для детей с аутизмом характерны разнообразные нарушения моторного поведения: своеобразное вращение кистей рук перед глазами; потряхивания руками и пред метами, раскачивания туловища, необычные повороты тела. Все эти движения усиливаются при возбуждении, удивлении, утомлении.

Особенностью походки детей с аутизмом является ходьба на цыпочках или вприпрыжку.

Многие из детей отличаются моторной неловкостью: при беге они не прижимают локти к груди, как здоровые дети, а неуклюже растопыривают их в стороны; по лестнице они даже в старшем дошкольном возрасте часто ходят приставным шагом; у них медленно развивается координация движений рук и ног при ходьбе, тонкая дифференцированная моторика пальцев рук, нарушена пространственно-временная организация движений. Они испытывают большие трудности в копировании даже простых движений, путая вверх — вниз, вправо — влево, вперед — назад и т. д.

Многие дети с аутизмом отличаются повышенной пугливостью, впечатлительностью, склонностью к страхам.

Интеллектуальное развитие этих детей крайне разнообразно, среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием, отмечаются также различные по сте пени формы умственной отсталости. Наиболее характерным для аутизма считается неравномерное, искаженное психическое развитие.

Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое место занимают нарушения речи: резкое ограничение речевого контакта, вплоть до полного мутизма, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, своеобразные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием высокой тональности В конце. фразы или слова, длительное называние себя во втором или в третьем лице, долгое отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей (мать, отец) или отдельные предметы, К которым у ребенка имеется особое отношение: страх, навязчивый интерес, их одушевление и т. д.

В отличие от общего недоразвития речи и алалии, при аyтизме на самых ранних этапах речь может развиваться нормально, и ребенок по темпу ее развития иногда даже обгоняет здоровых сверстников. Затем, обычно в возрасте до 30 месяцев (в среднем около 18 месяцев), она утрачивается: ребенок перестает говорить С окружающими, хотя иногда может разговаривать сам с собой или во сне. Утрата речи всегда сочетается с потерей выразительного жестикулирования и имитационного поведения. При этом такая утрата речи чаще наблюдается у девочек.

При раннем детском аутизме часто отмечаются отсутcтвие лепета и слабое развитие функции подражания. Ребенок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращенную речь. Более чем у 50−70% детей с ранним детским аутизмом наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В начале речевого развития эхолалии появляются редко, но они могут иметь место в старшем дошкольном возрасте.

Дети с аутизмом редко имеют полноценную речь.

В старшем дошкольном возрасте ОНИ обычно плохо говорят за пределами привычной для них обстановки; у них наблюдаются стойкие аграмматизмы, они почти никогда не используют личное местоимение я и утвердительное слово да.

В некоторых случаях может отмечаться сочетание аyтизма с общим недоразвитием речи или с алалией. Эти формы особенно неблагоприятны в отношении развития речи, так как два этих дефекта взаимно усиливают друг дрyгa.

Нередко общее недоразвитие речи, или алалия, может осложняться отдельными проявлениями аутистического поведения. В этих случаях логопеду следует уделить особое внимание: а) работе по развитию у ре6енка. имитационного поведения, стимулируя моторное жестовое, а затем и речевое, подражание, и .б) формированию всех видов довербального и вербального общения.

Ранний детский аутизм следует дифференцировать от особой формы умственной отсталости — синдрома счастливой куклы, описанного Ангельманом в 1965 г. К настоящему времени насчитывается более 50 случаев данного заболевания. Его характерным признаком является сочетание интеллектуальной недостаточности с выраженным недоразвитием речи, частыми продолжительными приступами смеха и характерной под прыгивающей походкой, напоминающей движения механической куклы. Заболевание обычно проявляется в том же возрасте, что и детский аутизм (16 -18 месяцев жизни), в виде немотивированных приступов смеха и характер ной походки. Часто эти признаки сочетаются с судорожными припадками, импульсивно-агрессивными формами поведения, характерными внешними особенностями (микроцефалия, плоский затылок, редкие зубы, слюно течение) и неврологическими нарушениями (изменения мышечного тонуса по типу гипотонии и усиление сухожильных рефлексов, проявления мозжечковой атаксии).

В отличие от детей с ранним детским аутизмом, эти дети вступают в контакт со взрослыми.

Заключение

Логопедия представляет собой особый раздел педагогики, который направлен на изучение, воспитание и обучение детей, подростков и взрослых, страдающих речевой патологией.

Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то ее отклонение в развитии и ее нарушение являются признаком серьезных изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения.

Система специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи начала развиваться с 60-х гг. XX в. Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время оказывается в системе образования, здравоохранения и социальной защиты.

Подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе. Так как выраженные признаки речевых нарушений в школьном возрасте уже могут отсутствовать, то нередко трудности в обучении таких детей учителя связывают с недостатками воспитания, низким контролем стороны родителей, социальной запущенностью. Эти дети требуют особого внимания со стороны педагогов.

Учитывая то, что количество детей с нарушениями речи и проблемами в обучении с каждым годом растет, знание педагогом основ логопедии поможет ему найти адекватные формы обучения и воспитания таких детей.

Список используемой литературы

  • Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузне
  • Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В.Кузнецовой.- М., 2002.
  • Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 2002.
  • Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Хрестоматия. Сост. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. — СПб: Питер, 2002.
  • Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. — Рост. на Дону: Феникс, 2000.
  • Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб. Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2001.
  • Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: — СПб. Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2000.:
  • Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. — М.: Флинта, 1997. (Б-ка школьного психолога).
  • Белошеева А.А., Голышева В.А., Неволина Л.Г., Окунева Г. Ю. Психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей. — Пермь., 1999.
  • Майкл Раттер. Помощь трудным детям. — М., 1999.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector