Психологические модели обучения
В психологической литературе выделяется ряд психологически ориентированных моделей обучения: свободная модель, диалогическая модель, личностная модель, развивающая модель, активизирующая модель, формирующая модель и другие. Каждая из них имеет определенное преимущество и направлена на развитие тех или иных сторон ментального опыта обучающихся. Следует оговорить, что большинство из указанных моделей сконструированы и апробированы применительно к практике школьного обучения, но основные принципы их организации применимы и к процессу обучения в вузе.
Свободная модельполучила наибольшее развитие в зарубежной и, прежде всего, американской системе школьного и вузовского образования. В качестве ключевого психологического основания ее авторы — Штаймер, Умбе, Симберман и другие,используют принцип свободы индивидуального выбора. Являясь по сути своей гиперальной моделью обучения, она характеризуется максимальным учетом и активизацией, прежде всего, внутренней инициативы обучающихся. Согласно этой модели учащийся сам определяет интенсивность и продолжительность своих учебных занятий, последовательность изучаемых тем и курсов, самостоятельно планирует учебную нагрузку и выбирает соответствующие средства обучения.
Отсюда вытекают определенные формы организации учебного процесса. Это отсутствие жесткой системы педагогического воздействия, поощрение инициативы обучающихся относительно содержания и способов обучения, отказ от единых общеобразовательных стандартов и какихто закрепленных и принятых учебных программ, от контроля и оценки знаний учащихся. Активными поборниками введения этих принципов в практику как школьного, так и вузовского обучения являются представители очень популярного и авторитетного в современной психологии направления — гуманистической психологии, в частности Карл Роджерс и Джерон Фрейберг.
Так, согласно Роджерсу, существует два типа учения: учение осмысленное и учение бессмысленное. Так вот учение бессмысленное или учение первого типа, под которым понимается традиционная система обучения, характеризуется им как принудительное, безличностное, интеллектуализированное, оцениваемое не самим обучающимся, а педагогом и направленное на усвоение значений.
Предлагаемое им учение второго типа определяется как свободное, самостоятельно инициируемое, личностно вовлеченное и влияющее на всю личность, оцениваемое самим обучающимся и направленное на усвоение смыслов. При этом кардинально меняется роль педагога. Он выступает в модели Роджерса не как руководитель процесса обучения, управляющий ходом усвоения знаний и оценивающим его результат, а как фасилитатор учения, призванный создать благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного усвоения знаний, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы учащихся и групповую учебную деятельность, поддерживающий проявление тенденций к сотрудничеству и предоставляющий им разнообразные учебные материалы.
Концентрированное обучение: модели образовательной технологии
... рамках классно-урочной системы, мы считаем моделями, переходными от традиционного к концентрированному обучению и называем моделями, предшествующими концентрированному обучению. Исследования говорят, что в “современных ... толкованиям (techne - искусство, ремесло, наука + logos - понятие, учение) есть совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. Технология включает также и искусство ...
Вот такой способ организации обучения характеризуется Роджерсом как наиболее прогрессивный, перспективный и определяется как человекоцентрированный, т. е. центром согласно Роджерсу является сам обучающийся с его интересами, запросами и задачами. Роджерс убежден, что творческая личность воспитывается только в переисполненной любви, безоценочной и поощряющей среде. Он подчеркивает, что жесткость и тотальность контроля за учебной деятельностью учащихся, ее регулирование и балльная оценка знаний создает среду обучения, которая подавляет учащегося и доминирует его творческие проявления.
Ради решения главной задачи, т. е. формирования творческой самостоятельно мыслящей личности, сторонники Роджерса готовы пойти на допущение к своим словам некоторого организационного хаоса, который, по их мнению, в то же время не повредит процессу обучения, если помнить ради чего оно осуществляется — ради блага человека. При этом Роджерс выделяет две причины, препятствующие широкому использованию данного метода обучения.
Вопервых, не подготовленность основной массы педагогов к осуществлению такого свободного обучения. Проведенное его сотрудниками изучение показало, что учителя обладают достаточно низким уровнем фасилитаторских способностей. И только 10% из общего числа учителей относится к учителямфасилитаторам.
Вторая причина сопротивления инновационным тенденциям в области образования, по мнению Роджерса, кроется в особенностях общественного устройства, ибо, как он утверждает, подлинно демократические преобразования в сфере обучения представляют угрозу авторитарному способу бытия. Совершенно, безусловно, конечно, достоинством вот такой модели свободного обучения является апелляция к внутреннему потенциалу обучающегося, поддержка и развитие субъектной активности. Но не приведет ли спонтанность в организации обучения к утрате системности получаемых при этом знаний. Более того, при условии предоставления обучающемуся безграничной свободы действий и произвольного варьирования в соответствии с его интересами содержания учебных программ, учебных занятий возникает риск воспитания некоего интеллектуального иждивенца, который не способен осуществлять напряженную продуктивную мыслительную работу и решать задачи, которые будут ставить перед ним жизнь и будущая профессиональная деятельность. Такие отголоски данных принципов достаточно четко проявились, в частности, и в нашей реальной действительности и воплотились в широкую дискуссию между сторонниками и противниками обязательных стандартов школьного обучения, которая разворачивалась в 90е годы и периодически возобновляется и в последующие периоды.
Принцип освобождения от стандартизованных и типологизированных схем образовательного процесса, по сути, лежит также в основе диалогическоймодели обучения. Ее авторы, Библер, Курганов, исходят из идеи непредсказуемости и самобытности индивидуального развития личности, что приводит их к выводу о необходимости использования индивидуально адаптированных программ и средств обучения, включая возможность самостоятельного домашнего, как они называют — «одинокого», обучения с помощью книги. Особое внимание при этом уделяется созданию условий для индивидуального интеллектуального творчества, освоения учащимися культурных основ человеческого познания, развития диалогизма, как главной характеристики человеческой мысли посредством моделирования диалога культур, диалога идей, диалога знания и незнания и т. д. Учебники предлагается заменить оригинальными текстами различных культур. Соответственно обосновывается целесообразность отказа от единой программы и традиционной балльной оценки знаний.
Основные функции субъектов воспитательного процесса учреждений ...
... с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вопросы организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга обучающихся, состоящих на учете в ... которых могут привести к возникновению у них асоциального поведения. В процессе индивидуальной профилактической деятельности специалисты СППСи педагогический коллектив должны выполнять следующие ...
На активизацию познавательных потенциалов учащихся направлены: развивающая, личностная, активизирующая и другие модели, ориентированные на формирование у учащегося дедуктивного мышления, рефлексивных аналитических способностей, организация обучения на высоком уровне трудности, создание у обучающихся на основе освоения сложного теоретического материала целостной научной картины мира. Методика преподавания отвечает принципам многогранности, направленности на развитие разных сторон личности у учащегося, процессуальности, поэтапного усложнения изучаемого материала и проблемности, осуществляемой посредством использования в обучении метода коллизий и проблемных ситуаций.
В отличие от свободных моделей формирующаямодель обучения предполагает, наоборот, целенаправленное управление процессом формирования знаний и умений на базе специально созданной педагогом ориентировочной основы действий и строгой алгоритмизации процесса отработки всех этапов ее освоения. При этом творческая деятельность рассматривается авторами этой модели (Гальпериным, Талызиной, Калошиной и другими) также в качестве нормативного планомерно осуществляемого процесса.
Таким образом, все указанные модели могут быть классифицированы с точки зрения двух критериев. Первое — это свобода индивидуального выбора учащегося. Второе — это характер управляющих педагогических воздействий. Если свободная модель отвечает критериям «максимум свободы субъективного выбора и минимум управляющего педагогического воздействия», то формирующая модель представляет прямо противоположный вариант. Остальные модели занимают промежуточные позиции.
Но, несмотря на выявленные различия, всетаки все эти рассмотренные модели имеют некое общее семантическое, включающее апелляцию к познавательным потенциалам обучающихся, расширение их ментального опыта и развитие их творческих способностей, поиск наиболее эффективных способов усвоения знаний. Обобщение наиболее конструктивных идей, содержащихся в разных моделях обучения, позволяет выделить ряд основополагающих принципов организации процесса обучения.
Вопервых, это целенаправленность процесса обучения. Педагог, безусловно, должен четко представлять цель педагогического воздействия и руководствоваться ею как основным внутренним, не внешне заданным, а внутренним нормативом организации процесса обучения. В качестве такой конечной цели процесса обучения в вузе может быть определено формированием интеллектуальной и профессиональной компетенции и всестороннего развития личности будущего специалиста.
Тема: Единство обучения, учения и развития в образовательном процессе
... процесса обучения будет являться взаимодействие, а результатом будет усвоение системы, знаний, навыков, умений; - с позиции психологии, как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития, учение ... содержанием является образование ассоциаций. Условно-рефлекторная теория научения – модель обучения заключается в том, что происходит стимуляция, активной познавательной ...
В этой связи возникает второй принцип — принцип системности обучения. Задача образования вооружить учащегося целостной системой знаний как профессиональной так и общегуманитарной сфер, что в свою очередь требует организации в обучении культурологического и комплексного подхода, осуществления широких междисциплинарных, межпредметных связей. Очевидно, что принцип системности вступает в явное противоречие с принципами спонтанности и свободы обучения, которое отстаивается Роджерсом и его коллегами.
В третьих. Реализация принципа субъектности обучения. Процесс усвоения знаний может быть успешным только при условии максимальной вовлеченности учащегося в учебный процесс, активизации познавательных интересов, развития творческих способностей. В работах отечественных психологов (Угодского, Рубинштейна, Леонтьева и других) сформулирована модель человекадеятеля, концепции психического как творчески преобразующей, а не пассивно приспособительной деятельности, поставлена задача формирования личности как творческого субъекта деятельности. Но соответственно это предполагает: реализацию в обучении совокупности дидактических приемов, осуществления проблемности процесса обучения, установление связей теоретических знаний и практического материала, создание у обучающихся соответствующих мотивационных установок и стимулирование их познавательных интересов, учета индивидуальных способностей учащихся и использование поддерживающих и поощряющих приемов и способов педагогического воздействия, реализации в процессе обучения диалогичности, совместной познавательной деятельности учащегося, поддержание в учебном коллективе атмосферы доброжелательности и доверительного общения педагога и учащегося. Центральной фигурой процесса обучения, безусловно, должен выступать человек с его способностями и потенциалами интеллектуального и личностного развития.
В этом плане я хотела бы возразить уважаемому М. П. Карпенко, поскольку способности он предлагает нам измерять на основе IQ. IQ измеряет исключительно уровень интеллектуального развития. Для измерения, тестирования способностей есть в психологии специальные процедуры. И, конечно, подмена понятий, казалось бы, не очень значимая, не допустима, потому что она приводит к чрезвычайно серьезным выводам относительно уровня талантливости, уровня способности той или иной нации, а это в общемто некое идеологическое включение. Поэтому, конечно, мы должны говорить о способностях, о развитии творческого потенциала личности, но делать это достаточно корректно и грамотно.
Принцип гибкости обучения направляет мобильную адаптацию и оперативное реагирование образовательной системы на динамические преобразования научнотехнической и социальноэкономической сферах, что особенно важно для современной России, нашей отечественной системы образования, которая развивается в условиях изменяющегося общества. Причем, надо отметить, что гибкость относится к структурному, содержательному и технологическому аспектам учебного процесса. В ряду конкретных направлений реализации этого принципа важное место занимает формирование у студентов навыков работы с новыми информационными технологиями.
Часть1. Психологические и кибернетические аспекты когнитологии: ...
... информации; адекватность – как характеристика информационного соответствия между экспериментом и теоретической моделью объекта; актуальность – как степень соответствия информации текущему моменту, учитывая возможность ... исследования в других науках, причем, спектр проблем, доступных исследованию кибернетическим методом, охватывает практически все науки, включая дидактику и когнитологию [10]. ...
Принцип центрированности на знаниях означает переход от простого усвоения информации к формированию у студента, прежде всего, умения учиться. Это гораздо более значимо, чем просто навык получения информации. Способность к самостоятельному поиску знаний и применение их для решения практических задач. Он включает также создание у обучающихся установки на непрерывное повышение своего образовательного уровня, постоянную модернизацию своих знаний и умений, что диктуется динамичность развития современного мира.
Особо следует также выделить такой важный принцип обучения как обеспечение профессиональной культуры педагогического воздействия и личностного роста педагога. Как отмечает Ушинский, «только неординарная личность способна оказывать эффективное педагогическое влияние». Уместно также в связи с этим вспомнить слова Гете, который, оценивая уровень учителя, писал: «Тех, у кого мы учимся, правильно называют нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя».
Наконец, важным принципом обучения является единство обучения и воспитания. Каждая лекция, каждое семинарское или практическое занятие должны быть ориентированы не только на расширение знаний и интеллектуальное развитие студентов, но также на формирование тех или иных сторон их личности, на формирование их социальной позиции, коммуникативной культуры, чувства гражданской ответственности, высших культурных ценностей. И это особенно важно в современных условиях, характеризующихся возникновением в обществе состояния аномии, т. е. некоего дистанциального кризиса, когда искусственно обесценено традиционное для нашей культуры и все еще четко не сформулирована новая система ценностей и моральных регуляторов поведения. В этих условиях перед вузом стоит задача формирования не только высокопрофессионального, подготовленного компетентного специалиста, но и социально зрелой, духом богатой и самостоятельно мыслящей личности.
Задача педагогического воздействия была четко и емко определена русским педагогом Н. И. Пироговым — сделать нас людьми. Поясняя эту свою мысль, он писал о том, что, прежде всего, необходимо воспитать «внутреннего» человека, раскрыть его сущностные силы, его духовный мир, а уже затем формировать «наружного» человека, т. е. носителя знаний, умения, навыков.
Представляется, что предложенные принципы могут составить основу компетентностной модели интеллектуальной, личностной и профессиональной подготовки студента вуза созвучной современным требованиям времени и тенденциям развития современного общества, превращающегося в общество знаний. Следует отметить, что указанная модель в настоящее время успешно реализуется в деятельности психологического факультета нашего университета.
Модели обучения
Природосообразные, эффективные методы и модели взаимодействия учения и преподавания в процессе обучения могут быть выявлены путем анализа совокупности характеризующих модель обучения параметров.
Модели и методы управления организацией
... включает в себя: · изучение понятия и сущности методов управления; · изучение сущности моделей управления; · анализ методов и моделей правления на примере компаний, с различными видами деятельности. ... Глава 1. Методы и модели управления организацией. 1.1 Методы управления организацией Реализация функций и принципов управления осуществляется ...
В своем анализе мы будем руководствоваться следующими соглашениями и допущениями.
Во-первых, учение — ведущая деятельность в обучении и образовательном процессе, а потому учение будет являться отправной точкой для выявления природосообразных, эффективных моделей учения и обучения.
Во-вторых, в своем анализе мы будем опираться на бинарную логическую структуру моделей учения и обучения и отнють не на желтую прессу, а так же на метод экспертных оценок, признающий в качестве жизнеспособных только модели природосообразные и эффективные. В любом другом случае логическая структура будет прерываться знаком запрета.
В-третьих, в своем анализе мы будем пользоваться упрощенной моделью обучения с ограниченным числом определенных нами существенных параметров.
1. Содействие учению — наличие или отсутствие внешнего содействия учению со стороны преподавателя.
2. По этому параметру методы делятся на природосообразное учение — самоучение и обучение, состоящее из учения и преподавания.
3. Приоритет в обучении
В случае приоритета учения перед преподаванием обучение является природосо-образным и тогда это самообучение. Если же наличествует приоритет преподавания перед учением, то и обучение становится природонесообразным. Это — авторитарное обучение.
4. Предъявление содержания учения — опосредованное или непосредственное.
В первом случае при массовом, поточно-групповом, нераздельном обучении адаптированные, особым образом структурированные и написанные дидактические средства обучения (ИОС) гарантируют каждому субъекту учения индивидуализацию и мыслительный тип учения.
В случае непосредственного, вербального предъявления содержания учения результат учения не превысит для большинства обучающихся уровня информационного восприятия.
5. Управление учением — самоуправление или внешнее управление учением.
Самоуправление учением — это свойство природосообразного, личностно-ориентированного учения, возможность субъекта учения перемещаться по содержанию учения в любом направлении, самому выбирать последовательность изучения учебного материала, траекторию и темп учения и т.п. Например, книге, как средству учения, внутренне присуще (имманентно) самоуправление учением, чего не скажешь об автоматизи-рованных системах обучения, которые надо сознательно проектировать с самоуправляемостью учением.
Внешнее управление учением — природонесообразно, а потому неэффективно. Можно и нужно оказать содействие учению, предложив, например, ту или иную траекторию изучения учебного материала, но выбор должен быть всегда сохранен за субъектом учения.
6. Тип учения — мыслительный или информационный.
Очевидно, что качество учения, инвариант его эффективности, фундаментализация связаны с мыслительным типом процесса учения. Информационный же тип учения, информационное восприятие учебного материала весьма важно на подготовительном к учению этапе, для ориентировки в содержании учения и мотивации активности в учении.
7. Количество обучающихся.
Либо метод гарантирует для любого количества обучающихся (инвариант) все относящиеся к этому методу параметры учения при массовом обучении, либо эти гарантии действуют только для строго индивидуального обучения (один).
Методы психолого-педагогических исследований
... и практической деятельности (философский энциклопедический словарь). Учение о научном методе познания (совр. словарь иностранных слов). Совокупность методов, применяемых в науке (совр. словарь иностранных ... понять взаимовлияние определяющих развитие факторов. Перейдём непосредственно к теоретическим методам. К методам теоретического исследования относят анализ и синтез, индукция и дедукция, ...
8. Внешний текущий контроль и коррекция.
Ранее достаточно подробно рассматривалась роль текущего контроля и обязательной после него коррекции результатов учения — цикла коррекционного учения — для обеспечения мониторинга учения и достижения планируемого уровня и качества учения. Тем не менее, в этом сочетании текущего контроля и коррекции рассматриваются два принципиально разных варианта — распределенного и итогового внешнего, текущего контроля и коррекции.
В первом случае осуществляется мониторинг учения в течение всего периода уче-ния, т.е. контролируется и сам процесс учения, и его результат, а во-втором — фактически только результат.
Проведенный анализ параметров природосообразной, непротиворечивой, полнофункциональной и эффективной модели обучения позволил определить пять основных природосообразных и эффективных методов и основанных на них моделей учения и обучения, которые могли бы стать ведущими, определяющими для той или иной дидактической системы профессионального обучения: самоучение, авторитарное обучение, самообучение, интерактивное самообучение, диалогическое самообучение.
Самоучение— метод и модель учения, в которой учебная деятельность обучающегося (СРС) никем, кроме самого обучающегося, не обусловлена, не контролируется и ничем не регламентируется.
Авторитарное обучение— метод и модель обучения, в которой главной ведущей является формирующая деятельность субъекта преподавания, а ведомой, пассивной — собственная учебная деятельность субъектов учения.
Авторитарная модель обучения природонесообразна с точки зрения эффективности обучения. Предназначение авторитарного обучения, его дидактическое поле — информационно-мотивационное воздействие на обучающихся для их предварительной ориентировки в целях и содержании предстоящего обучения, пробуждения интереса к изучаемой дисциплине, профессии, знаниям, мотивации к учению.
Типичным примером с реализации модели авторитарного обучения является лекционное занятие — эффективное средство информационно-мотивационного воздействия, «запуска» последующей активности студентов в их главной, ведущей деятельности — в учении, в их собственной, самостоятельной, самоуправляемой учебной работе.
Самообучение — метод и модель обучения, в котором собственная, самостоятельная, самоуправляемая учебная деятельность студента является главной, ведущей, а формирующая деятельность преподавателя — содействующей, способствующей (или мешающей!) эффективному учению.
Природосообразное, личностно-ориентированное, мыслительного типа учение для большинства обучающихся возможно только в условиях самообучения.
Из-за высоких требований к уровню развития познавательной и эмоционально-волевой сфер эффективность самообучения для большинства обучающихся довольно низкая и соответствует эффективности традиционной заочной формы обучения.
Интерактивное самообучение— метод и модель самообучения, в которой реализуется постоянный мониторинг учения, целенаправленный распределенный текущий контроль и взаимодействие (интерактивность) преподавателя и обучающегося в течение всего процесса обучения.
Диалогическое самообучение — метод и модель самообучения, основанная на прямом, строго индивидуальном, двухстороннем взаимодействии преподавателя и студента.
Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной ...
... моделей профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций Модели профессиональной деятельности Модели профессиональной подготовки Образовательные концепции Модель X Д. МакГрегор Адаптационная модель ... означает переход от преимущественно академических норм оценки качества обучения к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности ...
Это частный случай индивидуального обучения, но с обязательным приоритетом учения перед преподаванием (консультации, репетиторство).
Реальный образовательный процесс, на наш взгляд, является интегративным, состоящим из различных методов и моделей обучения, природосообразных и эффективных для выполнения определенных видов образовательной деятельности и занимающих свои, определенные дидактические поля.