Теория соответствующих предположений Е. Джонса и К. Дэвиса.

Понятие каузальной атрибуции, теоретические подходы к процессу атрибутирования

Кауза — причина. Термин «атрибуция» означает «приписывание свойств, признаков».

В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу причины поведения. Процесс, благодаря которому люди пытаются сделать это, называется атрибуцией. Атрибутирование — правдоподобное объяснение самому себе причинности происходящего.

Атрибуция является комплексным процессом, поэтому объяснить ее действие пытались многие ученые. Мы остановимся на наиболее влиятельных теориях, а также рассмотрим сравнительно недавние попытки расширить и усовершенствовать их.

Теория наивного психолога Ф. Хайдера. Само понятие атрибуции, как и модель наивного ученого, были введены Фрицем Хайдером в 1958 году. Ф. Хайдер исследовал как «обычные люди» в условиях «обычной» жизни с позиции здравого смысла, пытаются объяснить события, происходящие в их социальном и физическом мире?

В качестве исходной посылки анализа поведения им взята формула К. Левина, что поведение — это производная от интернальных (личностных) и экстернальных (ситуативных) факторов — Р = F (P, S).

В качестве интернальных факторов выделяются — интенции (намерения), прилагаемые уси­лия и имеющиеся способности.

Экстернальные же факторы подразделяются на сложность решаемой задачи и влияние случая. Понимание того, какой ряд факторов должен быть ис­пользован, делает мир атрибутирующего более предсказуемым и контролируемым считает Ф. Хайдер.

Далее Ф. Хайдер в своих идеях основывался на трех принципах:

1. Так как люди рассматривают свое поведение как мотивированное, они пы­таются выявить и мотивы других людей, для чего рассматривают причины и основания их поведения.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... государственных законов. Асоциальное поведение Поведение человека в широком смысле – это его образ жизни и действий, то, ... и нерешительны. Рискованное поведение обусловлено внешними и внутренними факторами. К внутренним факторам разные авторы относят: ... отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, ...

2. Поскольку мы конструируем теории причинности для того, чтобы предсказывать и контролировать окружение, мы стремимся ориентироваться на устойчи­вые характеристики окружающего, т. е. черты личности и их способности, а так же стабильные характеристики ситуации, в которой реализуется по­ведение и которые воздействуют на него.

3. Атрибутируя причинность поведения, мы дифференцируем личностные факторы (например, качества, способности) и ситуативные факторы (например, своеобразие ситуации, социальное давление).

В первом случае речь идет о внутреннем (или диспозиционном) атрибутировании, во втором — о внешнем (или ситуативном) атрибутировании. Люди приписывают причины либо внешним факторам, либо внутренним.

Ф. Хайдер считал, что т.к. внутренние причины или интенции скрыты в нас самих, то мы можем только предполагать их и то только в случае, если нет явных внешних причин. В то же время мы проявляем высокую готовность приписывать стабильные личностные особенности других людей в качестве причин их поведения.

Теория соответствующих предположений Е. Джонса и К. Дэвиса.

Согласно данной теории цель процесса атрибуции сделать предположение, что наблюдаемое поведение и намерение, которое его производит, соответствует каким-то базовым неизменным качествам человека или действующего.

Центральное понятие теории — соответствующее предположение — определяет процесс принятия восприни­мающим решения о том (имеет отношение к суждению воспринимающего о том), что поведение действующего вызвано определенной чертой или соответствует ей (например, чье-то враждебное поведение приписывается черте «враждебности»).

Е. Джонс и К. Дэвис считают, что люди заинтересованы в со­вершении соответствующих предположений, потому что диспозиционные причины являются стабильными и позволяют делать поведение предсказуемым. А это, в свою оче­редь, увеличивает собственное ощущение контролируемости мира.

3 стр., 1139 слов

Назовите причины такого поведения ребёнка. Охарактеризуйте учебные ситуации наиболее трудные для таких детей. Сформулируйте рекомендации учителю.

... учиться в школе?» - спрашивает мама шестилетнего мальчика. Назовите причины такого поведения ребёнка. Охарактеризуйте учебные ситуации наиболее трудные для таких детей. Сформулируйте рекомендации учителю ... не торопить, то успешно со всем справляется. Назовите причины такого поведения ребёнка? Охарактеризуйте учебные ситуации наиболее трудные для таких детей. Дайте рекомендации учителю ...

Согласно теории Джонса и Дэвиса, мы, наблюдая за действиями других людей, определяем их личностные особенности (диспозиции), которые проявляются в разных ситуациях и сохраняются стабильными на протяжении длительного времени. И решая эту задачу, мы обращаем свое внимание на определенные типы действий — на те, которые кажутся нам наиболее информативными.

Во-первых, мы рассматриваем только те действия, которые нам кажутся свободно выбранными, и игнорируем те, которые были тем или иным образом навязаны интересующему нас человеку. Свободно избираемое поведение является более информативным в отношении диспозиций, нежели поведение, находящееся под контролем внеш­ней угрозы, побуждения или принуждения.

Во-вторых, мы уделяем большое внимание действиям, которые приводят к тому, что Джонс и Дэвис назвали нетипичными результатами, — результаты, которые могут быть вызваны только одним специфическим фактором. Поведение, которое является уникальным, т. е. не похожим на другое, дает больше информации о диспозициях.

В-третьих. Решающее влияние на диспозиционное атрибутирование оказывают представления воспринимающего о том, что должны делать люди всходной ситуации (социальная жела­тельность).

Социальная желательность поведения дает мало информации о диспозициях, т.к. считается, что оно контролируется социальными ролями. В тоже время социально нежелательное поведение дает больше оснований для совершения корреспондирующих выводов.

Таким образом, согласно теории, предложенной Джонсом и Дэвисом, нам свойственно считать, что поведение других людей отражает их устойчивые черты (т. е. мы склонны делать соответствующее предположение — корреспондентные умозаключения о них), когда их поведение — 1) выбрано свободно; 2) завершается нетипичным, характерным образом и 3) является социально нежелательным.

17 стр., 8043 слов

Криминальное поведение подростков причины и следствия

... отношение подростка к окружающему миру и зачастую становится определяющей причиной девиантно-криминального поведения. 1.3 Криминальная активность несовершеннолетних и ее мотивация В ... преступной среде. Преступность несовершеннолетних отличается динамичностью, высокой степенью активности подростков. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются ...

Следующим дополнением к теории атрибуции стала модель ковариации и конфигурации Г. Келли.

Ковариационная модель атрибуции Г. Келли объясняет, как мы отвечаем на вопрос «Почему»?

Очевидно, что поведение людей определяется множеством причин. Следовательно, чтобы облегчить себе задачу, мы часто начинаем с предварительного вопроса: вызвано ли поведение других людей в основном причинами внутренними (их личностными особенностями, мотивами, намерениями), внешними (какими-то факторами социального или физического мира) или их комбинацией? Теория, предложенная Г. Келли, помогает нам понять, как происходит эта первоначальная атрибуция.

Она носит название ковариационная модель, т.к. в ней используется принцип ковариирования наличной информации. Используемая в процессе рассуждений процедура напоминает широко используемую в математической статистике технику анализа вариантов (ANOVA) и по этой причине данная модель часто называют моделью ANOVA.

Г. Келли рассматривает человека по аналогии с наивным ученым. Для выяснения того, какие именно факторы являются определяющими по отношению к конкретному поведению — внутренние (например, особенности личности) или внешние (например, социальное давление), люди используют принцип ковариирования наличной информации.

В соответствии с данной моделью, мы склонны объяснять поведение других людей внутренними причинами в тех случаях, когда согласованность и дифференциация на низком уровне, а постоянство — на высоком. (Поведение несогласованное, недифференцированное, постоянное характеризует человека, а не ситуацию).

Изменение лишь одного компонента может повлиять на атрибуцию.

Напротив, мы обычно объясняем поведение окружающих внешними причинами в тех случаях, когда все три аспекта — согласованность, постоянство и дифференциация — находятся на высоком уровне.

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... оригинальность каждой личности; Б) сказываются на поведении, отношениях с людьми. 1) верно А); 2) верно ... Социальный индивид, включённый в общение с другими людьми, в систему общественных отношений и деятельности, обозначается ... неверны. Совокупность внутренних состояний, явлений внутреннего мира человека, имеющих биологическую основу, именуется _______________________________________. Созданная ...

Наконец, мы связываем поведение других людей с комбинацией внутренних и внешних факторов тогда, когда согласованность находится на низком уровне, а постоянство и дифференциация — на высоком.

Ковариации используются в том случае, если есть информация из многих источников.

Ошибки и тенденциозности в процессе атрибуции и их источники

Атрибуция часто служит основой для возникновения некоторых ошибок — тенденций, которые могут привести нас к более серьезным ошибкам относительно причин поведения других людей.

Ли Росс идентифицировал целый ряд ошибок атрибуции (1977).

Одной из наиболее из­вестных является Фундаментальная ошибка атрибуции.Данный термин относится к общечеловеческой тенденции преувеличивать значение личностных или диспозиционных факторов, а не ситуативных или <средовых> влияний при описании и объяснении причин социального поведения (Э.Аронсон).

— тенденция наблюдателей недооценивать влияние ситуации на поведение человека, в то же время, переоценивая влияние диспозиции (Д.Майерс).

— склонность объяснять действия других людей как соответствующие их характеру даже при наличии ситуативных причин (Р. Бэрон)

Социальные психологи провели множество исследований, пытаясь объяснить фундаментальную ошибку атрибуции

Одним из возможных объяснений является следующее: когда мы наблюдаем поведение другого человека, мы обычно фокусируем свое внимание на его действиях, а контекст поведения часто уходит на второй план. В результате нам кажется, что именно настроения человека объясняют его поведение, а не ситуация.

Другое объяснение исходит из того, что мы замечаем ситуационные причины, но не придаем им достаточного внимания при атрибуции.

3 стр., 1206 слов

Влияние коммуникативных навыков военнослужащих воинской части на стиль их поведения в конфликте

... тренинга общения приведет к преобладанию у них конструктивных стилей поведения в конфликте. Переменные: Зависимая переменная: стиль поведения в конфликте военнослужащих воинской части. Независимая переменная ... общение направляет поток информации в нужное русло, способствуя взаимопониманию, помогает людям преодолеть барьеры для проведения открытой дискуссии и стимулирует собеседников предпринимать ...

Еще одно объяснение: люди часто ошибаются относительно возможных ситуативных причин поведения из-за ограниченной возможности обработки информации. Это объяснение подразумевает, что понимание ситуативных причин требует больших когнитивных ресурсов, а люди привыкли делать выводы о личностных особенностях или социальных установках других людей, минимизируя или даже вовсе не прикладывая усилий.

«Эффект ложного согласия», проявляющийся в склонно­сти людей рассматривать собственное поведение как типичное, строя предположения, что и другие люди в подобного рода ситуациях будут вести себя сходным образом. Данный эффект может быть обусловлен рядом факторов: (1) т.к. люди стремятся поддерживать отношения с людьми сходных взглядов, то это создает иллюзию генерализации; (2) в силу тенденции к самопоследовательности и самосоответствию люди избегают обсуждения альтернативных вариантов; (3) присущий субъективизм и избирательность в оценках соз­дают предпосылки для своеобразного зашоривания глаз, проявляющемся в том, что мы видим и слышим то, что хотим видеть и слышать.

Эффект «деятель—наблюдатель». Еще одна, тесно связанная с предыдущей, ошибка атрибуции касается нашей склонности приписывать причины собственного поведения ситуативным факторам, а причины поведения других людей — диспозиционным (внутренним).

Этот «перекос» в атрибуции известен как эффект «деятель—наблюдатель» (Джонс и Нисбет).

Эффект «деятель—наблюдатель» возникает потому, что мы достаточно хорошо осведомлены о многих ситуативных факторах, влияющих на наше собственное поведение, но меньше осознаем такие факторы, когда дело касается действий других людей. Таким образом, мы обычно воспринимаем наше собственное поведение как вызванное в основном ситуативными причинами, а поведение других людей — как вытекающее главным образом из их личностных особенностей, или диспозиций.

Ошибка самооправдания — тенденция приписывать наши собственные позитивные результаты внутренним причинам, а негативные— внешним факторам, называется ошибкой самооправдания; она является общей по своим проявлениям и действенной по своим результатам .

17 стр., 8496 слов

Методы и стили управления поведением в конфликтных ситуациях

... поведения. В соответствии с этим тестом было опрошено 16 человек - работников ОАО «DLF TRIFOLIUM Group». Из 16 опрашиваемых человек ответы распределились следующим образом ... и изучении методов и стилей управления поведением в конфликтных ситуациях. ... клиентами; )        транспортный отдел; )        отдел охраны. Модели поведения ...

Почему возникает этот сдвиг в атрибуции? Было выдвинуто несколько объяснений, большинство из них можно разделить на две категории: когнитивные и мотивационные. Когнитивная модель предполагает, что ошибка самооправдания базируется главным образом на различных способах обработки социальной информации: согласно этой модели, мы приписываем позитивные результаты внутренним причинам, а негативные — внешним, поскольку ожидаем, что достигнем успеха, и потому склонны приписывать ожидаемые результаты скорее внутренним, а не внешним причинам.

Напротив, мотивационное объяснение предполагает, что ошибка самооправдания возникает из потребности защищать и усиливать чувство собственного достоинства или в силу связанного с этим желания выглядеть хорошо в глазах других. Хотя когнитивные и мотивационные факторы одинаково хорошо объясняют этот тип атрибутивной ошибки, данные исследований, как оказалось, больше поддерживают мотивационную интерпретацию.

Стиль атрибутирования и особенности его диагностики

Стиль атрибуции -привычный способ объяснения жизненных событий. Люди различаются между собой в отношении предпочтения тех или иных атрибуций. Эти различия проявляются, когда их просят объяснить свои успехи и неудачи. Эти различия в стилях атрибуции имеют важные последствия для мотивации и поведения.

Первенство в постановке этой проблемы принадлежит Джулиану Роттеру. По его мнению, некоторым людям присущи постоянные чувства, что все, что происходит с ними, регулируется внешними факторами: судьба, случай, везение, удача, влиятельные люди. Такую установку Роттер назвал экстернальным локусом контроля.

Другие люди с интернальным локусом контроля(внутренний) верят в то, что и удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями, что они сами контролируют свою судьбу.

Интерналы и экстерналы различаются по ряду параметров:

Интерналы активнее ищут информацию о проблемах и принимают меры предосторожности.

Экстерналы чаще имеют психологические проблемы: выше показатели тревожности, депрессивности, а самоуважение ниже, чем у интерналов.

Выявлена связь между локусом контроля и социально-экономическим статусом. Люди с экономически высоким статусом чаще интерналы, а с низким — экстерналы.

Интерналы в своих детях воспитывают ответственность и самоконтроль, а с экстернальным типом — хорошие манеры, хорошо ладить с людьми.

Наученная беспомощность — это беспомощность, приобретаемая в случае, когда человек не чувствует возможности контроля над повторяющимися неприятными событиями.

Изучение этого феномена проводилось в рамках исследования причин депрессии, почему одни люди более ей подвержены, чем другие, М. Селигманом и Кристофером Петерсоном. М. Селигман отмечал важность фактора контролируемости событий в возникновении депрессии. Сталкиваясь с многочисленными неудачами, люди впадают в состояние подавленности, депрессии, становятся пассивными, т. к. считают, что все их усилия будут неэффективными. Т. образом формируют готовность к будущим неудачам, что снижет самоэффективность и обрекает на новые неудачи.

Выделяют 2 стиля атрибуции: депрессивный и оптимистический. Эти стили определяются тем, как люди реагируют на неудачи.

Депрессивный — неудачи приписываются себе. Неудачи объясняются интернальными, стабильными и глобальными причинами. Он и является причиной депрессии.

Оптимистический — неудачи приписываются обстоятельствам (экстернальный, нестабильный, не глобальный).

Преодоление наученной беспомощности. Поскольку, одним из основных факторов наученной беспомощности является формиро­вание соответствующей атрибутивной схемы, демобилизующей индивида перед лицом «непреодолимого препятствия», то и преодоление наученной беспомощности становится возможным лишь в результате трансформации данной атрибутивной схемы, т. е. атрибутивного реструктурирования. Если субъект приписывает причинность неконтролируемых событий интернальным, стабильным и глобальным факторам происходит генерализация бес­помощности, появляется депрессия и снижается самоуважение. При отсутствии такого рода атрибутирования генерализация не наступает и беспомощность носит ограниченный временной и пространственный характер.

Преодоление наученной беспомощности, таким образом, становится возможным через атрибутивное реструктурирование интернальности, стабильности и глобальности причинности. К. Петерсон предлагает четыре возможные стратегии такого рода реструктури­рования:

1. Обогащение окружения. Суть этой стратегии сводится к тому, что ожи­
дание неотвратимых негативных последствий может быть изменено по­
средством изменения окружения, в котором живет человек. Если соци­
альное окружение примет участие в оказании помощи, то депрессия мо­
жет быть быстро преодолена.

2. Обучение личностному контролю. В данном случае предполагается из­
менение отношения к событиям как не контролируемым на контроли­
руемые.

3. Научение смирению. В этом случае при невозможности радикального
преодоления неотвратимости негативных последствий имеет место нау­
чение человека столкновению с ними с наименьшими издержками.

4. Переучивание атрибуции или атрибутивное реструктурирование. Пре­
одоление депрессии достигается посредством перестраивания сложив­
шейся атрибутивной схемы или заменой ее на другую.

Атрибутивная терапия

Атрибутивная терапия — изменение структуры представлений клиента о причинных основаниях и о проблемной ситуации.

Задача психолога: замена ложного атрибутирования на более адекватное.

Существуют различные техники и подходы атрибутивной терапии:

1) терапия ложного стиля атрибутированияпредполагает ложные убеждения клиента в том, что в основе его эмоционального негативного состояния лежат причины, отличные от тех, которые он приписывает.

Преодоление наученной беспомощности достигается через атрибутивное реструктурирование интернальности, стабильности и глобальности причинности.

2)терапия общего стиля атрибутирования предполагает научение субъекта пересмотру типичного стиля атрибутирования путем нахождения внутренних образований для более успешных действий.

Сложности, связанные с изменением стиля атрибуции:

· человек часто отрицает наличие у него данного стиля атрибуции

· доказательство верности его стиля

· недоверие к возможностям и позитивным последствиям изменения стиля атрибуции

Этапы переатрибутирования:

1. диагностика самооценки, депрессивности и особенностей стиля атрибутирования

2. обсуждение возможностей выработки адекватного стиля атрибутироания

3. демонстрация деструктивных последствий наличного стиля артибутивности

4. формирование более адекватного стиля.

Когнитивно-бихевиориальная терапия.Единственной целью бихевиориальной терапии (часто называемой модификацией поведения)является изменение поведения. Но, как уже говорилось, многие проблемы поведения вызваны когнитивными стилями, в которых преобладает негативное мышление. В таких случаях усилия, направленные на непосредственное изменение поведения, могут сами по себе не дать желаемого результата. В этом случае к ним необходимо добавить еще и терапию, назначение которой изменение ложного атрибутирования на более адекватное. Такой комплексный подход называется когнитивно-бихевиориальной терапией. Особенно эффективна она для лечения депрессии. С ее помощью наступление на депрессию ведется сразу на двух фронтах — когнитивном и поведенческом.

На когнитивном направлении психотерапевт указывает пациенту на его негативное мышление и самообвиняющие атрибуции и доказывает, что такой негативизм не имеет под собой оснований. Психотерапевт представляет в ином свете негативные события, описанные в дневнике клиента, — он доказывает, что причиной негативных результатов являются не личные, диспозиционные недостатки клиента, а ситуационные факторы. В сущности, психотерапевт выдвигает сильные убеждающие аргументы, предназначенные для изменения представлений клиента о мире.

На поведенческом направлении клиенту даются задания проявить активность, выйти из дома и сделать что-либо позитивное. Но сначала их учат, как тщательно спланировать свои действия, чтобы они были успешными. По сравнению с нынешней пассивностью клиента почти каждый результат этих действий будет считаться позитивным. Таким образом, будет подготовлена почва для воздействия самоатрибуции. Из своих успешных действий клиент должен сделать вывод, что на самом деле он способен действовать эффективно и управлять происходящими с ним событиями.

Психотерапевт полностью использует потенциал самоатрибуции, приводя как можно больше примеров успешного поведения клиента. Например, услышав, как пациентка выразила едва заметное чувство удовлетворения от недавно проходившей у нее дома вечеринки, психотерапевт может заметить: «Вы, наверное, очень организованный человек, если смогли за такое короткое время приготовить все для успешного званого обеда.

Депрессия -не единственная психологическая проблема, с которой можно справиться с помощью изменения стиля атрибуции.

Краткосрочные варианты когнитивно-бихевиориальной терапии, которые часто называют атрибуционной терапией, используются при психологическом консультировании различных типов. Например, для несчастливых супружеских пар или регулярно встречающихся партнеров характерна «негативная атрибуционная тенденциозность» по отношению к своему партнеру. Супруги или партнеры объясняют положительные поступки своего партнера ситуационными причинами или рассматривают их как одноразовые действия со скрытыми мотивами (т.е. причинами, которые почти не поддаются контролю), например, преобладают такие рассуждения: «Она нежна только тогда, когда ей нужно на кого-то опереться. Поэтому я не могу заслужить ее ласки». Причиной негативных поступков считают личные качества партнеров. Конечно, бывает, что эти атрибуции не правильные. Но когда оба партнера говорят о своей любви и хороших намерениях и об отсутствии таковых у партнера, то становится ясно, что ошибочные атрибуции присутствуют хотя бы в одной голове.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector