|
Психосоциальная стадия |
Предмет конфликта развития |
Социальные условия |
Психосоциальный исход |
Стадия 1 (от рождения до 1 года) |
Орально-сенсорная |
Могу ли я доверять миру? |
Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность. Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность |
Доверие Недоверие |
Стадия 2 (от 2 до 3 лет) |
Мышечно-анальная |
Могу ли я управлять собственным поведением? |
Разумная дозволенность, поддержка. Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия |
Автономия Сомнение |
Стадия 3 ( от 4 до 5 лет) |
Локомоторно-генитальная |
Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? |
Поощрение активности, наличие возможностей. Отсутствие возможностей, неодобрение активности |
Инициатива Вина |
Стадия 4 (от 6 до 1 1 лет) |
Латентная |
Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? |
Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для поддержки инициативности у подростков в детском доме">подражания и поддержки. Плохое обучение, отсутствие руководства |
Трудолюбие Чувство неполноценности |
Стадия 5 (от 12 до 18 лет) |
Отрочество и юность |
Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? |
Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь. Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания |
Идентичность Смешение ролей |
Стадия 6 (ранняя взрослость) |
Молодость |
Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? |
Душевная теплота, понимание, доверие. Одиночество, остракизм |
Близость Изоляция |
Стадия 7 (взрослость) |
Взрослость |
Что я могу предложить будущим поколениям? |
Целеустремленность, продуктивность. Обеднение личной жизни, регрессия |
Генеративность Стагнация |
Стадия 8 (зрелость) |
Зрелость |
Доволен ли я прожитой жизнью? |
Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности. Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью |
Целостность эго Отчаяние |
Основные понятия теории Эриксона
Представления Эриксона о развитии Эго в основном изложены в книгах «Детство и общество» (1950), «Идентичность: кризис юности» (1968), «Идентичность и жизненный цикл» (1979), «Зрелость» (1979), «Жизненная вовлеченность в старости» (1986) и др. Уже из названий книг явствует, что центральное понятие для Э. Эриксона — «идентичность». Приобретение идентичности, становление Я-концепции, образа Я в современном мире более важны для молодежи, чем проблема сексуальности в фрейдовском понимании.
Личностная идентичность — набор черт или индивидуальных характеристик (постоянных или хотя бы преемственных во времени и пространстве), который делает человека подобным самому себе и отличным от других людей, это «самая сердцевина, ядро» личности Эго-идентичносгь — это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я.
Групповая идентичность — чувство принадлежности к данной социальной группе. Эго-идентичность и группо- пая идентичность формируются прижизненно и согласо- ианно.
Одним из важных механизмов формирования идентичности Эриксон считает ритуализацию — повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, обмен сообщениями. Ритуализация имеет врожденную основу, постепенно усложняется и обогащается на протяжении жизни.
Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом н его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Кризис — это поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адаптированным, сильным, так и ослабленным, не справившимся с решением конфликта. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоположными состояниями сознания, баланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат — включение в Эго нового позитивного качества (например, инициативности или трудолюбия).
Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина).
Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, по это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью — в этом состоит эпигенетический принцип концепции Эриксона.
Общество одобрительно относится к расширению возможностей человека, пытается поддержать его в этой тенденции роста. Эриксон считает, что в каждой культуре присутствует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением — «зубчатое колесо жизненных циклов». В соответствии с законом согласованного развития общество оказывает помощь развивающейся личности и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается (ребенок испытывает потребность в опеке, а родитель стремится опекать и заботиться).
Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений симметричны, они взаимозависимы.
По Эриксону, необходимо изучать условия успешного разрешения каждого кризиса, ибо только в результате интеграции достижений формируется здоровая адаптированная личность: «Психологическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентификаций»1. Взаимодействие между биологическими потребностями индивида и требованиями общества задает направление и содержание развития.
Психосоциальная теория развития личности (эпигенетическая теория жизненного пути личности)
Э. Эриксона
Основной предмет исследования |
Возрастное развитие личности, стадии жизни, характерные общие проблемы для каждой из стадий |
Методы исследования |
Метод анализа клинических случаев, кросс- культурное (этнографическое) исследование стилей воспитания, стилей материнства, психоисторический метод |
Основные понятая |
Я (Эго), идентичность, эго-идентичность, групповая идентичность, психосоциальные задачи развития, ритуализация |
Основные идеи |
Стадии развития предопределены генетически, универсальны; порядок их развертывания неизменен |
Факторы развития |
Внутренний (созревание) и внешний (требования, ожидания со стороны общества, социальные задачи) |
Ценное |
но и широкие культурные, исторические условия. |
|
|
Направления критики |
Общая концептуальная расплывчатость всей теории и абстрактность отдельных, даже центральных понятий (например, понятий «идентичность», «верность», «надежда» и т.д.). Недостаточная эмпирическая проверка психосоциальной концепции |