Психология группы
План:
1. Понятие группы. Виды групп. Функции группы.
2. Групповая сплоченность и напряженность
3. Феномен лидерства
4. Групповые роли
Понятие группы. Виды групп. Функции группы
Каждый из нас значительную часть времени проводит в различных группах. Группа — объединение двух и более людей, взаимодействующих друг с другом, объединенных общей целью и воспринимающих себя как «мы». Психологические характеристики группы:
- мнения
- интересы
- ценности
- групповые нормы
- цели
- потребности
Дж. Морено предложил метод для исследования внутригрупповых процессов — метод социометрии («социального измерения»).
Наиболее распространенные классификации групп:
— по размеру:
- Большие (больше 30 человек)
- Малые (от 4 до 30 человек)
Связи между членами групп, состоящих из 5-10 человек, обычно прочнее, нежели в больших по численности группах.
- Микрогруппы (диады и триады)
Диада отличается более высокой удовлетворенностью ее членов ихрупкостью.
В триаде отмечается тенденция объединения двух против одного.
— по непосредственности взаимосвязей группы бывают:
I. реальные — объединения людей, действительно связанных определенными отношениями
П. условные — это объединения людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений, прямых контактов друг с другом. Различаются по характеру деятельности, полу, возрасту, национальности и т.д.
— по общественному статусу выделяют такие группы:
а).
официальныеб).
неофициальные
— по характеру структуры группы:
а).
формальные б).
формальные
Признаки |
Неформальные группы |
Формальные группы |
Регламентация структуры |
внутренняя |
внешняя |
Взаимоотношения |
неофициальные |
официальные |
цель |
удовлетворение потребностей в общении, привязанности, дружбе, уважении, получении помощи, доминировании и т.д. |
выполнение определенных официальных задач |
объект внимания |
человек (личность) |
должность |
источник власти лидера |
исходит от группы |
делегируется руководством |
— по уровню развития бывают:
- группы низкого уровня развития (диффузные группы)
- группы высокого уровня развития (коллектив)
— по значимости различают:
А).
референтные (эталонные) группы, нормы и правила которых служат дляличности образцом
Б).
группы членства
— по времени существования группы бывают:
- временные 2. постоянные
Почему люди объединяются у группы и нередко дорожат своим членством в них? Американский социолог Н. Смелзер выделяет 4 функции группы:
- функция социализации: именно в группе (семье) индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков.
- инструментальная функция состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей (конвейерная бригада, футбольная команда, отряд спасателей, хореографический ансамбль)
- экспрессивная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии.
- поддерживающая функция проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях
Групповая сплоченность и напряженность
Групповая сплоченность и напряженность являются значимыми моментами в понимании явления групповой динамики.
К. Левин определил сплоченность как тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе. Сплоченность, по мнению И. Ялома, является условием достижения группового успеха. Остальные психологи подтверждают факт того, что групповая сплоченность способствует эффективности и действенности групповой работы. Только сплоченная группа помогает самораскрытию участников и допускает открытую конфронтацию мнений.
Чем сплоченнее группа, тем жестче групповой контроль над взглядами и поступками ее членов, тем строже в ней соблюдаются групповые нормы и тем выше степень принятия индивидами групповых ценностных установок.
Осознавая значимость групповой сплоченности, О. Евтихов определяет факторы, влияющие на ее формирование. Итак, групповой сплоченности содействуют:
- соперничество с другими группами;
- правильно организованная совместная деятельность в направлении принятых целей и решении личностно значимых для участников задач;
- удовлетворение личных потребностей участников, связанных с групповой деятельностью;
- дружеская располагающая атмосфера в группе;
- позитивные взаимоотношения и симпатии между участниками;
- ожидание несомненной пользы от совместной деятельности;
- престиж группы и ее лидера;
Групповая сплоченность является стабилизирующим фактором в группе. Под ее влиянием члены группы чувствуют поддержку и определенную безопасность. Групповая сплоченность позволяет сдерживать проявления напряженности и сохранять группу от распада.
Отрицательной стороной чрезмерной сплоченности группы может быть нежелание ее членов мыслить критически и принимать серьезные решения.
Групповое напряжение в контексте групповой динамики является противоположностью групповой сплоченности. Если групповая сплоченность -это центростремительная сила, направленная на сближение участников и создающая прочные и устойчивые отношения, то групповое напряжение -центробежная сила, разъединяющая участников.
Определим, что приводит к возникновению группового напряжения. Анализ литературы показывает, что групповое напряжение возникает в следующих случаях:
- несовпадение ожиданий участников с реальной групповой ситуацией;
- несовпадение актуальных личных устремлений участников;
- появление неудовлетворенности характером и особенностями межличностного взаимодействия в группе;
- групповой конфликт и столкновения между участниками;
Групповую напряженность, тем не менее, не следует понимать как нечто негативное и нежелательное в группе. Напряженность является ресурсным и побуждающим фактором. Она ведет к неудовлетворенности и стремлению участников к изменениям.
Феномен лидерства
Каждый из нас, находясь в группе, имеет свой статус и выполняет определенную роль. В литературе чаще остальных статусных ролей рассматривается лидер.
По сравнению с остальными участниками лидер обычно более активен и в большинстве случаев является источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. Поскольку лидер отражает интересы группы, он является и своего рода контролером соответствия действий членов группы общим интересам и поддержания единства группы.
У. Реддин: «Лидер — член группы, чей авторитет, власть и полномочия безоговорочно признаются остальными членами группы, готовыми следовать за ним».
Теоретические подходы к исследованию лидерства:
• Характерологический подход — акцент на личных атрибутах;
Универсальный набор черт лидера: высокий уровень энергичности, устойчивость к стрессу, эмоциональная зрелость, честность, уверенность в себе; Мотивация лидера: потребность во власти, в достижении, в аффилиации.
- Поведенческий подход — акцент на умении построить отношения, оказывать влияние на других, принимать решения, навыках предоставлении и запроса информации;
- Ситуационный подход — акцент на ситуации, в которой возникает необходимость в руководстве;
Существует множество классификаций лидеров.
В рамках одного из подходов психологический тип лидера складывается из следующих компонентов: эмоциональность, деловитость, информированность. Соответственно выделяются три типа лидеров: эмоциональный, информационный и деловой тип.
Лидер выполняет 3 основные функции: постановка цели, распределение обязанностей, контроль (текущий и итоговый).
В зависимости от того, каким образом реализуются эти функции, выделяют:
- авторитарных лидеров (ведущим является контроль; цель не ставится)
- демократических лидеров (все 3 функции гармонично выполняются)
- либеральных лидеров (контроль отсутствует; ведущим является постановка цели)
Групповые роли
Группа формирует свою структуру, приписывая каждому своему члену одну из ролей. Роль — это набор способов поведения и выполняемых функций, которые представляются уместными и реализуются в данном социальном контексте.
Как зарубежными, так и отечественными авторами рассматривается репертуар групповых ролей в группе.
Л.Г. Почебут и В.А. Чикер отмечают, что структура группы представляет собой иерархическую систему, которая формируется на основе межличностных отношений и состоит из следующих статусных позиций: лидер, принятые, изолированные, отвергнутые.
Лидер — член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус: пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, определяет алгоритм решения стоящих перед группой задач.
Принятые — члены группы, имеющие средний положительный статус и, как правило, поддерживающие лидера в его усилиях решить задачу.
Изолированные — члены группы, имеющие нулевой статус и самоустранившиеся от участия в групповом взаимодействии. Причиной самоустранения могут быть личностные особенности.
Отвергнутые — члены группы, имеющие отрицательный статус, сознательно или бессознательно отстраненные от участия в решении групповых задач.
Шиндлер выделяет такие групповые роли: лидер; поддерживающий лидера; эксперт; оппозиционер; отверженный.
Р. Бейлз, наблюдая за психокоррекционными группами, выявил два типа поведения, которые необходимы для успешного существования группы: «решение задач» и «оказание поддержки». В соответствии с 2 типами поведения было выделено 2 группы ролей.
Таблица. Классификация групповых ролей Р. Бэйлза.
Роли, связанные с решением задачи |
Роли, связанные с оказанием поддержки |
Инициатор Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач |
Вдохновитель Поддерживает начинания других, выказывает понимание чужих идей и мнений |
Разработчик
Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы |
Гармонизатор Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, и таким образом сохраняет в группе гармонию |
Координатор Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы |
Примиритель Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и таким образом поддерживает в группе гармонию |
Контролер Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, и выявляет отклонения от намеченного курса |
Диспетчер Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, регулирует процессы общения |
Оценщик Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи |
Нормировщик Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов |
Погонщик Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного |
Ведомый Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений |
Белбин изучал структуру команды, пришел к выводу, что эффективные команды состоят из людей, роли которых различны и определяются наличием определенных умственных способностей и личностных качеств. Белбин пришел к выводу о необходимости 8 ролей.
Таблица. Командные роли в соответствие с 4 командными функциями
Функция |
Роль |
Описание роли
|
Лидерство внутри команды |
Лидер |
Отвечает за успешность команды в целом, осознает ее сильные и слабые стороны, следит за тем, чтобы команда в полной мере использовала потенциал каждого участника |
Организатор |
Влияет на усилия команды, обращает внимание на постановку целей и выстраивание приоритетов, стремится структурировать результат ее деятельности. Вместе с лидером определяет направление и конечный продукт деятельности команды |
|
Выполнение работы |
Исполнитель |
Превращает понятия и планы в практические трудовые процедуры, систематически и эффективно реализует согласованные планы |
Генератор идей |
Предлагает новые идеи и стратегии, акцентируя наиболее важные моменты, пытается найти новые способы решения проблем, стоящих перед командой |
|
«Отделочник» |
Ведет активный поиск аспектов работы, которые нуждаются в особом внимании, а также поддерживает в команде ощущение неотложности, настоятельной необходимости |
|
Внутреннее поддержание команды |
«Душа» команды |
Поддерживает остальных членов в их сильных сторонах, помогает им компенсировать свои недостатки, улучшает коммуникацию между участниками, развивая командный дух |
Контролер-оценщик |
Анализирует проблемы, оценивает идеи и предложения, критикует, что необходимо для сосредоточения команды на задаче |
|
Связь с людьми и ресурсами вне команды |
Исследователь ресурсов |
Связан с идеями, разработками, ресурсами вне команды. Устанавливает внешние контакты, которые могут быть полезны команде в ее деятельности |
Важно помнить, что в чистом виде какие-либо роли встречаются довольно редко. Кроме того, «роли и их распределение меняются, а иногда это происходит несколько раз».