Психологический анализ урока 6

Психологический анализ урока

08.12.11

Урок: история

Учитель: Бабенко А.Ю

учитель

ученики

  1. Орг. моменты:

Учитель пересаживает детей

Сообщает о правилах конкурса, который пройдет в скором времени

  1. Ученики смеются, но выполняют просьбу Александра Юрьевича
  1. Сообщает о плане на урок и проводит опрос по определениям

Выражает недовольство классом, отпуская колкие замечания

Класс реагирует слабо, но ученики, которые всегда работают, спасают ситуацию

  1. Диктует нужное определение и показывает, как нужно записывает цифры

Дети записывают материал

Проявляют излишнюю веселость

  1. Делает ученикам замечание, переводя порицание в шутку

Интересуется, успевают ли дети записывать

Ученики оговариваются

  1. Учитель постоянно делает замечание, т.к. в классе присутствует посторонний шум

В свою очередь ученики начинают оговариваться и выкрикивают с места

  1. Проводит фронтальный опрос

Спрашивает тех, кто отмалчивается

Дети отвечают, иногда с неохотой

  1. Учитель признает и обсуждает некоторые свои ошибки, старается их исправить в процессе обучения

Ученики реагируют спокойно, корректно

  1. Дает домашнее задание заранее

Делает замечание, что ученики медлительны (что вы еще копаетесь!)

Ребята записывают домашнее задание, попутно задавая вопросы

  1. При раскрытии новой темы объясняет, как нужно составлять конспект

Вставляет в свою речь известное изречение, в тему урока

Необходимые определения объясняет не только руками, но жестами.

Внимательно слушают объяснения учителя

По ученикам видно, что они не поняли смысл сказанной фразы

Ребята хихикают

  1. Целеполагание

Цель:

Организационная: повысить эффективность работы класса.

Обучающая: проработка домашнего задания, развитие навыка записи конспекта, актуализация материала, для лучшей врабатываемости учеников.

Цели урока объяснялись поступательно, встроены в логику ранее изучаемых тем, однако преемственность была не структурной, а предметной. Структура урока логически соответствует целям .

Наблюдалась четкая последовательность урока, Александр неукоснительно следовал своему плану, структура была очень ярко выражена.

В составе целей урока были замыслы, относящиеся к построению отношений с учащимися, к педагогическому общению (обсуждение конкурса и совместной деятельности, доверительный диалог с учениками).

  1. Психология организации познавательной активности учащихся.

Учитель успешно влиял на внимание учащихся, использовал специальные способы организации внимания: задавал уточняющие вопросы и контролировал их содержание, телесно-ориентированная иллюстрация (при объяснении материала использовал не только речь, но и жесты).

Фактический материал был достаточно богат, варьировался в целях обобщения, приводились факты близкие к данным понятиям. Особой новизны в выполняемых упражнениях не было, задания и способы их решения были хорошо знакомы ребятам. Александр использовал такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На уроке учитель не использовал элементы проблемного обучение, хотя они могли повысить эффективность данного урока. Совместная деятельность была важным элементом урока, учитель и ученики активно взаимодействовали друг с другом. В эти моменты психологический климат группы был очень благоприятным. Индивидуальной работы учащихся на уроке не было. Данный урок был полезен для ребят, воспитательные и обучающие задачи были полностью реализованы.

  1. Мотивация учебной деятельности школьников.

Учитель подчеркивал важность и необходимость данной темы, использовал занимательный материал, правда, не всегда удачно (когда Александр употреблял известные исторические цитаты, дети понимали его не до конца).

Учитель использовал разнообразные способы организации познавательной деятельности школьников: при опросе задавал уточняющие вопросы, когда видел что дети на задних партах молчат и не активно работают на уроке тут же задавал им вопросы, на наиболее важных моментах заострял внимание и выделял их голосом.

При определении вида мотивации у меня с Александром возникли разногласия. Я считаю, что мотивация узкосоциальная, а учитель настаивает на широкой познавательной активности. Можно сказать, что учащиеся в основном работали с желанием и интересом.

  1. Стиль педагогического общения.

Эмоциональный тонус работы педагога варьируется от приветливого, доброжелательного до озабоченного и даже раздражительного. Имеет место акцентирование мыслей и чувств школьников. Учитель старается быть внимательным и прислушивается к мнению и вопросам учащихся, комментирует их и если требуется, дополняет ответы. Но иногда ограничивается фразами: «так», «правильно», «хорошо», «годится». Педагог склонен одобрять , хвалить или как-то иначе поощрять деятельность школьников. Однако его замечания и реплики бывают несколько резкими. Неудовольствие ходом дела на уроке выражает фразами (так не пойдет; так не годится) и голосом, иногда его повышая.

Имело место дисциплинирующее воздействие на уроке. Они осуществлялись с сохранением уважения к личности школьника, были индивидуальными.

Тип личности учителя авторитарный, как мне показалось, отношения между учителем и учениками недостаточно доверительные.

Преподаватель понимает интеллектуально и эмоционально своих учеников. Можно сказать, что средствами данного урока учитель содействовал формированию положительной самооценки школьников, воспитывал у них уверенность в себе.

Профессиональная рефлексия.

Рефлексия Александра была достаточно развернутой, он обстоятельно останавливался на каждом пункте плана. По мнению учителя цели были достигнуты и полностью реализованы, урок прошел в соответствии с замыслами педагога. Достижению способствовали следующие обстоятельства: активность школьников, хорошо подготовленный материал и крепкая база учащихся. Так же Александр отметил некоторые недочеты своего урока: недостаточность зрительного и личного контакта с учениками. Плюсами считает организационную четкость и удачную структуру урока и методы: прием аналогий и различные примеры.

Учитель намечает конструктивные пути преодоления собственных недостатков. «Хотелось бы научиться контролировать свой голос и эмоции, которые иногда, на данной момент, мешают проведению урока, важно научиться контролировать свою речь и отпускаемые мною изречения»