Психологический факультет 2

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)

Кафедра педагогической

психологии и педагогики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОТВЕТУ НА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИТОГОВОГО (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО) ЭКЗАМЕНА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 0050700.62 «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ»

Профиль «Логопедия»

Казань – 2013

УДК 337: 159.9 (075)

ББК 74я+88я73

Печатается по решению кафедры «Психология и педагогика»

Института экономики, управления и права (г. Казань)

Методические указания для студентов по подготовке к ответу на практико-ориентированные вопросы государственного итогового (междисциплинарного) экзамена по направлению подготовки 0050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» Сост. Р.Ф. Гатауллина, О.А. Талипова, М.А.Кислицына– Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2013. – 34с.

Обсуждена и одобрена на заседаниях кафедры «Психология и педагогика»

УДК 337: 159.9 (075)

ББК 74я+88я73

© Институт экономики,

управления и права (г. Казань), 2013

Задача 1

Проанализируйте представленную ситуацию и выполните задания.

Во время изучения документации детей впервые укомплектованной логопедической группы логопед отметил, что у основной части детей группы отмечаются следующие пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи:

— лексические замены (плащ – пальто, халат – пижама, катушка – нитки, душ – мыться, узкий – маленький, дно – чайник, ствол – дерево, конура – собачка живет тут и.т.);

9 стр., 4500 слов

Управление качеством среднего профессионального образования

... регулирования подготовки специалистов, имеющих среднее профессиональное образование в соответствии с потребностями граждан и рынка труда; ·формирование системы управления среднего профессионального образования, гибко сочетающей региональные, отраслевые, межрегиональные и ...

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Обоснуйте выбор направлений и содержание коррекционно-логопедической работы с указанной группой дошкольников.
  3. Укажите необходимый лингвистический материал для выполнения коррекционно-логопедической работы с указанной группой дошкольников.
  4. Составьте рекомендации для родителей по закреплению навыков употребления приставочных глаголов.

Логопедическое заключение -ОНР 3 уровня.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. ,(конура — собачка живет тут ) Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых. Выделяются основные пробелы: лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи.

С такими детьми требуется проводить работу по расширению пассивного и активного словаря, так как им свойственно:

Наблюдается бедность словаря, ограничивающий способность подмечать и усваивать более дифференцированные значения, т.е. смешение значений слов и лексические замены;

-название сходных функционально предметов: плащ — пальто, халат – пижама

-название предметов близких по обычной ситуации: ствол — дерево

-название целого предмета и его части дно — чайник

-предметы сходные по виду-по материалу: халат — пижама,

-признаки величины: узкий – маленький

2.Основными задачами коррекционного обучения являются;

1)практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;                            

2)формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

3) подготовка к обучению грамоте, овладение элементами

4) развитие навыков связной речи

3. Лексический материал: предметные картинки, д.игры, игрушки для расширения предметного словаря,(Кто это?-кот),Признаки предметов (Какой?-пушистый), действие предметов (Что делает?- мурлычет).

  • Игры «Положи на коробку»
  • Лото «живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).
  • Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет – птица, кукла – девочка).
  • Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями.
  • Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).
  • Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.
  • Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок — слов омонимов

4.Употребление приставочных глаголов.

Коррекционная работа, может начаться с разбора серии картинок, на которых изображены различные действия мальчика. В процессе неоднократного называния этих действий ребенок постепенно овладевает способами образования глаголов с помощью приставо. Сначала, взрослый сам называет существительное с предлогом, а ребенок добавляет соответствующий глагол. Например, взрослый говорит: «Мальчик… в дом», ребенок добавляет – входит; «Мальчик … из дома» – выходит из дома. Педагог использует целый ряд следующих однокоренных глаголов: входит, выходит, переходит, подходит, обходит, сходит. После работы по серии картинок детям дается дополнительное задание. Им предлагается при помощи этих же приставок образовать другие глаголы. Делается это примерно так. Задается вопрос: «Ты правильно сказал, что мальчик дорогу переходит. А заяц? (перебегает).

11 стр., 5146 слов

Обучение детей с общим недоразвитием речи сравнению предметов ...

... формирования у детей с ОНР данных математических представлений; а виды упражнений направленных на развитие словаря, грамотного строя речи, моторики ребёнка является предметом исследования. Поставленная ... явлений; Ш Плохое знание частей предметов; Ш Описательность предмета, в место его четкого названия; Ш В активном словаре ограниченное количество глаголов, наречий, слов обозначающие признаки и ...

А птица? (перелетает).

А змея? (переползает)». Аналогичные глаголы образуются и с другими приставками. В ходе регулярных упражнений у детей вырабатывается прочный навык правильного употребления приставочных глаголов Ребенку объясняется, что приставка «при» означает приближение к чему-то (прибегать, приплывать, приходить).

А приставка «у», наоборот, удаление (убегать, улетать).

Дети уточняют значение приставки «вы», выход чего-то изнутри (выходить, выползать).

Они образовывают слова и словосочетания: выходить (из дома); выбегать (из леса); вытащить (из болота).

При работе над приставкой «пере» хорошо использовать закрепление знаний о соблюдении правил дорожного движения. Дети могут самостоятельно объяснить значение слов-действий с приставкой «пере», т.е. переход через что-то (перебегать дорогу, переходить улицу и т.д.).

Вновь образованные глаголы вводятся в небольшие тексты, рассказы детей.

Рекомендуется родителям поиграть с детьми с целью закрепления употребления приставочных глаголов: 

Машина из гаража…(выезжает).

Машина вокруг гаражаю…(объезжает).

Машина к мосту…(подъезжает).

Машина с моста…(съезжает).

Машина перекрёсток…( переезжает).

Машина со стоянки… (отъезжает).

Машина в гараж …( въезжает).

-Подбор слов-действий с противоположным значением.

Игра с мячом «наоборот» Летел-вылетел Упал-встал, прилетел- улетел и тд

Игра «Придумай предложение»

— Я скажу слово-действие, а вы придумайте с этим словом предложени

Игра «Исправь ошибку в предложении».

1) Вороны подлетели от кормушки. (отлетел)

Задача 2

В логопедической группе для детей ОНР воспитываются дошкольники с различной степенью нарушения языковой системы.

5 стр., 2132 слов

Усвоение детьми слоговой структуры слова в процессе онтогенеза

... слоговой структуры слова. Одна из них пополняет свой словарный запас словами, характеризующимися редукцией слогового состава слова до одного, чаще ударного, слога. Для детей ... разных согласных или имеющих дифонацию в двух слоговых частях. ... слов, стремление к воспроизведению ритмической структуры слова наряду с тенденцией к упрощению звукового облика слова, полисемантичность появляющихся в речи ребенка ...

1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.

Перечислите необходимые дидактические (наглядный, лингвистический) материалы для проведения обследования речи детей с различной степенью нарушения языковой системы, сформулируйте инструкции к предлагаемым заданиям.

2.Опишите 5 приемов работы по стимуляции речевой активности детей с 1 степенью нарушения языковой системы.

3.Составьте рекомендации для воспитателей логопедических групп по развитию пассивного словаря дошкольников во время прогулок.

Р. Е.Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР), т.е. системного нарушения всех сторон речи при сохранном физическом слухе. Общее недоразвитие речи — это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

На первом уровне наблюдается полное или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте 5—6 лет, когда у детей без речевой патологии речь в основном сформирована. Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Дети с такими особенностями относятся к так называемым «безречевым».

На втором уровне появляются общеупотребительные слова, хотя и искажённые. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы.

Третий уровень характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии взрослого и с его помощью. Свободное общение крайне затруднено.

В современных работах выделяется ещё и четвёртый уровень (Т. Б. Филичева), характеризующийся лёгкими лексико-грамматическими нарушениями, которые затрудняют овладение детьми письменной речью в начале школьного обучения.

2.Система коррекционной работы включает в себя следующие разделы: развитие понимания речи, общеречевые навыки, работа над мелкой моторикой, активизация речевого подражания, работа по развитию звуковой культуры речи (ЗКР), особенности формирования словаря у детей с ОНР младшего и среднего возраста, формирования грамматического строя речи, развитие связной речи.

Понимания речи: Дай мне куклу. Иди закрой дверь. Возьми зайку. Покажи пирамидку.

Работа над мелкой моторикой: Игра с мозайкой. Покажи: козу, ребро- кулак- ладонь.

Активизация речевого подражания, работа по развитию звуковой культуры речи (ЗКР).Скажи как плачет кукла, стучит барабан, мычит корова?

Особенности формирования словаря у детей с ОНР младшего и среднего возраста, формирования грамматического строя речи, развитие связной речи.-оречевление действий.Посади куклу в машинку, на стул.(использование глагола) Покажи где шар?шары?(формирование мн.числа)

22 стр., 10590 слов

Формирование слоговой структуры слова у детей

... формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Цель исследования: изучение особенностей формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи: 1. Охарактеризовать особенности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного ...

3. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, поступки, настроение. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребенком. На прогулке открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Ягоды», «Растения сада», «Летние и осенние работы на грядках». Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на прогулке необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь малыш в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание); узнает, как и где вырастают ягоды, овощи, фрукты, каким трудом дается урожай.

Даже если названия цветов, кустарников или овощей кажутся вам сложными для ребенка, то все равно чаще называйте их вслух (нарцисс, гладиолус, жимолость, патиссон и другие).

На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут в активное употребление и существенно обогатят словарный запас вашего малыша.

Задача 3

Проанализируйте следующие нарушения слоговой структуры слова у детей с алалией и выполните задания:

Чемодан – мачедан, грибы – бики, капает – крапает, ногти – нокити, доктор – дока, телефон – фон, колбаса – йайа

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Перечислите необходимый лингвистический и наглядный материал для обследования состояния слоговой структуры слова у детей.
  3. Назовите по 3 приема логопедической работы и необходимого дидактического материала для каждого этапа работы.

Логопедическое заключение -моторная алалия.

Аграмматизмы, расстройства поиска слов, трудности «выбора» фонем и установления порядка их следования, нарушения слоговой структуры слов — это типичные проявления моторной алалии.

Характерным признаком моторной алалии является несформированность слоговой структуры слов. Искажения слоговой структуры идут за счет опускания звуков и слогов, перестановок, замен.

Нарушения последовательности слогов в слове: Чемодан – мачедан, увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных капает – крапает, сокращение (пропуск) слогов доктор — дока, телефон – фон.

2.При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы; сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги.

Виды работ при обследовании слоговой структуры:

• назвать предметные картинки;

• повторить слова за логопедом;

• ответить на вопросы (Где подстригают волосы?).

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

• повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (па-та-ка-ма); из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (па-по-пу); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па па, па-па-па);

• отстучать ритмический рисунок слова.

Типы слоговой структуры (Макарова)

1. Двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, па па, баба,

2. Трехсложные слова из открытых слогов: панама, канава, минута, копыто, полено,

3. Односложные слова: мак, пух, кот, мох, ком, лев, Ким.

4. Двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, ее ник, петух, венок, туман, лимон,

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: тыква, кофта, кепка, танки,

6. Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: компот, Павлик.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом: котенок, пуле мет, теленок, патефон.

8. Трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, котлеты, комната, калитка.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка.

11. Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова: кнут, танк, клей, хлеб.

12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка.

13. Четырехсложные слова из открытых слогов: паутина.

Понятно, что слова каждой новой слоговой трудности вводятся только после достаточного усвоения предыдущих слов

Упражнение «Найди и назови»

Упражнение «Узнай,что (кто) это ?»

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, предлагает ему внимательно рассмотреть их. Затем просит угадать и сказать, о каком предмете идет речь. Льется и журчит?

Упражнение «Закончи предложение».

Логопед показывает ребенку сюжетные (предметные) картинки и предлагает закончить предложения словом, подходящим по смыслу: Из крана бежит…вода.

Упражнение «Кто у кого?»

У кошки котята (по сюжетным картинкам логопед начинает ребёнок заканчивает)

Упражнение «Слушай и называй»

Логопед называет обобщающее понятие и ряд слов. Ребенок выбирает подходящее слово и повторяет его.

Логопед-ягоды

Ребенок-малина, вишня.

Задача 4

Проанализируйте следующие лексические нарушения и выполните задания.

3 стр., 1055 слов

Нарушение структуры слова у детей с дизартрией

... воздушная струя, являющаяся энергетической основой речи, слабая и ненаправленная. Голос тихий, приглушенный. Объект исследования: дизартрия. Предмет исследования: нарушение структуры слова у детей с дизартрией. Цель исследования: рассмотреть ...

Карусель – можно кататься, пень – дерево, мячик – шарик, рубашка – пальто, цыплята – курки, пар – «Ш», весла – ведра, яйцо – ко-ко, луна – земля, карман – плащ

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Перечислите 3 дидактических задания (с использованием наглядного материала и без него) для обследования лексических операций у детей с моторной (экспрессивной) алалией, сформулируйте инструкции к диагностическим заданиям.
  3. Приведите 5 примеров словесных игр для развития у детей представлений о многозначности.

Логопедическое заключение -моторная алалия.

Словарный запас у детей с моторной алалией развивается медленно, искаженно, используется в речевой практике неправильно. Бедность лексико-семантических средств приводит к разнообразным заменам по сходству, смежности, по контрасту (пень — дерево, мячик — шарик, рубашка – пальто) Чаще выявляются замены по внешним признакам предмета, реже — основанные на функции (внутренних признаках) яйцо — ко-ко

2.Обяледование речи детей с алалией состоит из:

Исследование экспрессивной речи:

-исследование звукопроизношения:

-исследование активного словаря: объёма словаря:

а) назвать предметы, картинки по темам (игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения, люди разных профессий, картины природы);

б) назвать предметы по описанию («Как называется предмет, которым расчесывают волосы?»);

в) назвать действие по предъявленному предмету (ручкой пишут, ножом режут и т.д; игра «Кто как передвигается»: щука – плавает, ласточка – …, кузнечик – …, змея – … и др.);

-исследование воспроизведения: слоговой структуры слова, звуконаполняемости (пуговица, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, температура, свисток, скворечник, милиционер, аквариум);

-предложений (Ребята слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в…)

-исследование грамматического строя речи:

-состояние функции словоизменения:

а) изменение по падежам: У меня есть карандаш. У меня нет … (карандаша).

Я рисую … (карандашом)

б) преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное число (стол – столы, кукла – куклы, дерево – …, ухо – …, рот – …, рукав – …, лист – …, глаз – …, окно – …, пень – …, стул – …, воробей – … и др.)

Коррекционная работа. Для формирования речи ребенка с моторной алалией и ЗРР также необходима организация ситуативно-делового общения. Для этого необходимо войти в контакт с ребенком, сопровождая манипуляции с предметами элементарной речью и звукоподражаниями. С помощью игрушек могут быть разыграны элементарные сюжеты с речевым сопровождением. Действия сопровождаются звукоподражаниями и словами (КТО В ДОМИКЕ?) Постепенно ребенок становится участником игры

Система коррекционного воздействия при моторной алалии

19 стр., 9046 слов

Особенности развития речи детей дошкольного возраста 2

... грамматически правильной речи, формирование разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте). 1. Теоретические основы изучения речи детей дошкольного возраста ... видов ребёнком способствует развитию функций речи. С одной стороны при помощи речи ребёнок стремится сформулировать задачу, которая помогла бы найти выход ...

Принцип формирования речи и мышления на одном и том же познавательном материале должен быть положен в основу всего процесса обучения детей речи:

Для детей раннего возраста:

-показ предмета и его называние;

-рассматривание;

-показ действий с предметом и их называние;

-выполнение поручений детьми;

-показ предметных картинок;

-показ картинок с простым сюжетом;

-показ предметов в помещении;

-наблюдения за живым объектом.

Игры на обогащение словаря (ручка дверная- ручка пишущая – многозначные слова) «Доскажи словечко» (Маша заплетала…). «Исправь ошибку» (На яблоне выросли груши).

«Отгадай загадку»

«Многозначные слова».

Показать картинки, которые звучат одинаково. Объяснитзначения похожих слов.

Лисичка (гриб)

Лисички (животные).

Колокольчик (цветок)

Колокольчик (звонок

«Похожие слова». Выбрать картинки, названия которых звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов:

Идет дождь, идет ребенок, идет лед по реке, идет дым из трубы

-Дети играют в мяч, девочка играет на скрипке, мальчик играет в кубики, улыбка играет на лице.

«Загадки о многозначных словах» -Каким ключом нельзя отвернуть гайку? -Из какого крана не льется вода? -Какой лук не кладут в суп?

«Стихи, содержащие многозначные слова»

«Подумай, объясни» Объяснить значения слов в словосочетаниях:

-прозрачный ключ, железный ключ

-острая коса, длинная коса;

Задача 5

На основе анализа предлагаемого текста, продуцируемого детьми с алалией, выполните задания.

  • Мама сказала детям, потому что идет дождь. Потом мальчики плачат, за то что они сразу не пошли».

  • Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  1. Перечислите дидактические материалы для проведения диагностики сформированности навыков текстообразования у дошкольников, сформулируйте инструкции и критерии оценки результатов обследования.
  2. Разработайте план консультации для родителей «Как и что читать детям с ОНР?»

Логопедическое заключение -Моторная алалия.

Нарушение текстообразования характерна для детей с экспресивной(моторной) алалией.Дети с алалией затрудняются при выражении главной мысли.(2Мама сказала детям, потому что идет дождь.) у них наблюдается несформированность субъективного восприятия течения времени и пространственных отношений.

Несформированность контекстной речи связана с неправильной реализацией внутреннего плана во внешнюю речь. Наблюдаются фрагментарность, разорванность высказывания, нарушение линейной последовательности, пропуск одного или нескольких логических звеньев ситуации, разброс мысли.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является самой многочисленной. Прогноз их ... коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают пар‑циально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, она носит более спонтанный характер. ...

2. Для диагностики навыков текстообразования предлагается использовать три серии сюжетных картинок (первая серия состоит из двух картинок, вторая — из трех, третья — из четырех).

Испытуемым предлагается выложить картинки серии в линейном порядке и составить рассказ.

Диагностическое исследование проводится в форме игры и состоит из двух заданий:

1) правильно выложи картинки, чтобы получился рассказ;

2) составь по ним рассказ.

Нарушения текстообразования у детей с экспрессивной алалией обусловлены комплексом языковых нарушений (синтаксических, лексических, морфологических) При обследовании выявляем причину нарушения текстообразования.

Установлено, что для детей с алалией характерны тексты, созданные по неправильно установленной последовательности событий, но исправленные в ходе оречевления; тексты, которые дети не смогли вербализовать, несмотря на правильно установленный порядок предикатов; собственно тексты, различные по степени развернутости

3.План план консультации для родителей «Как и что читать детям с ОНР?»

1.Роль худ. литры в развитии речи.

2.Основные методы ознакомления с худ. литературой и их особенности (чтение взрослого, рассказывание, инсценировка, рассказывание наизусть) какими должны быть книжки

3. Список литературы для детей ОНР.

Задача 6.

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

В логопедический кабинет обратились родители ребенка 5 лет с жалобами на следующие особенности речевого развития ребенка: его речь малопонятна окружающим, отмечается избирательность в понимании различных слов и обращений: если обращается мама, то – понимает, если кто-то другой – нет; ребенок может правильно повторить слова за мамой, но не соотносит предмет или явление со звучащим словом.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Перечислите необходимые дидактические материалы для проведения логопедического обследования понимания грамматических форм у данного ребенка.
  3. Назовите 5 заданий для развития слухового восприятия данного ребенка, сформулируйте инструкции к заданиям.

Логопедическое заключение -сенсорная алалия.

У детей с сенсорной алалией, отмечается невнимательность к звукам, они могут слышать тихие звуки, а могут совсем не реагировать на звуковые раздражители, с большим трудом заучивают отдельные слова и с трудом удерживают их в памяти(отмечается избирательность в понимании различных слов), их пассивный словарь обогащается медленно, возникает разрыв между называемым предметом и пониманием слова, его обозначающего. Не улавливая смысла, ребенок проговаривает, отражая как эхо, слова и словосочетания, услышанные им ранние или в данный момент. (ребенок может правильно повторить слова за мамой)

Необходимые дидактические материалы для проведения логопедического обследования понимания грамматических форм у данного ребенка:

-Предметнык картинки

-Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам: глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна).

-Сюжетные картинки (мячик на стульчике, под стулом)

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами: в, на, у, под, за, по.

Дидактическая игра «Узнай и покажи»

Понимание у меньшительно-ласкательных суффиксов существительных (носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко).

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов

(показать по предложенным картинкам: птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут).Театрализованные игры. Дифференциация глаголов с различными приставками(показать по предложенным картинкам: мальчик выходит из дома — мальчик входит в дом, мальчик наливает воду в стакан, выливает воду из стакана, поливает цветы из лейки).

3.Для детей с сенсорной алалией важным является развитие слухового восприятия. Логопед, совместно с ребенком проводит игру с игрушкой, издавая звучание. Затем логопед формирует ассоциацию между другой игрушкой и ее звучанием. Далее проводится работа над дифференциацией звуков двух или нескольких игрушек, расположенных за экраном.

Следующий вид работы — дифференциация природных и предметных звуков: упражнения на различение плеска воды, разрезания, шуршания, скрипа, скрежета, стука.

Узнавание звуков улицы, записанных на магнитофон.

1.Узнай чей голос

2.Где источник звука?

3.Голоса животных. Цель – научить ребенка воспринимать и различать звукоподражания животных.

4.Звуки речи. Проведение – Ребенок учиться различать по два – три звука. Перед ребенком должны находиться карточки с различаемыми звуками.

5.Покажи где? Косо-коза…

Задача 7

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

Ребенок в возрасте 2 лет 4 месяцев одним и тем же словом обозначает целый ряд предметов, выражает чувства и желания. Активный словарный запас составляет 150 – 180 слов, которые представлены первым или ударным слогом, пассивный словарь соответствует норме. Фразовая речь не развита.

  • Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  • Назовите 5 заданий для логопедического обследования понимания речи детей раннего возраста, сформулируйте инструкции к ним.
  • Разработайте содержание консультации для родителей по стимулированию речевого развития детей раннего возраста.

Все нарушения показывает о том что у ребенка моторная алалия.(бедный словарный запас, ребёнок произносит слова которые представлены первым или ударным слогом, пассивный словарь в норме,фразовая речь не развита)

Норма словарного запаса в 3 года 300 слов, в данном случае бьём активного словарного запас отстаёт от нормы. Моторная алалия возникает до 3 лет.

2 Заданий для логопедического обследования понимания речи:

• Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов).

• Умение обобщать (показать: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты).

• Понимание действий (показать по предложенным картинкам: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет).

•Понимание признаков (показать по предложенным картинкам: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)

•Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами: в, на, у, под, за, по.

•Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко).

•Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов

• Понимание предложений (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой).

3. Консультация родителям: проводить работу над развитием мелкой и общей моторики, чтение и обсуждение худ. лит-ры рассматривание картинок, использование пальчиковых игр, театрализация, все действия проговаривать.

Консультация:«Если Ваш ребенок не может заговорить» Можно предложить родителям походить в развивающие группы, посетить занятия логоритмики:

  • Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  • Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бух.
  • Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  • Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки — ку-ку, паровозик — ту-).

    Можно вместе удивляться увиденному:“Ух, ты!”. Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные.

  • Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  • Не перегружайте ребенка телевизионной, видео-, аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  • Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  • Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте его учить различать предметы по размеру (большой–маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).
  • Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа “Сорока-белобока”.стихи с движениями.
  • Сенсорня комната.

Задача 8

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

На логопедическое обследование пришел ребенок, у которого наряду с лексико-грамматическими нарушениями отмечается расстройство звукопроизношения.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Перечислите необходимый для обследования звукопроизношения свистящих звуков у дошкольников с алалией и обоснуйте его выбор.
  3. Какой лингвистический материал можно использовать для закрепления произношения звука «з» у ребенка с алалией и приведите примеры 5 заданий с его использованием.

1.Для точной диагностики требуется дополнительное обследование. На первый взляд у ребёнка ОНР.Чтобы определить степень, проверяем, лексику, словарный запас, наличие фразовой речи, состояние связной речи

У детей с моторной алалией так же наблюдаются лексико-грамматические нарушения. Чтобы исключить этот диагноз проверяем слоговую структуру слова, уровень пассивного и активного словаря.

2.Проверяем звукопроизношение.

1) изолированное произнесение; 2) в слогах разной структуры ; 3) в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке); 4) в словах разной слоговой структуры (13 классов) (отраженно и самостоятельно по картинке); 5) в предложении (отраженно, по картинке, по вопросам).

В словах и в предложениях не получится если ребёнок не говорящий

Инструкция: «Повтори за мной звуки». [с] — [с’] — [з] — [з’] — [ц]

3. Задания для акрепления произношения звука «з» у ребенка с алалией —Спеть песенку комарика: «З – з – з – з».

-Заштриховать букву.

-Найти её из других букв.

-Вылепить из пластилина.

-Обложить рисом.

-Списывание, прописывание

Лингвистический материал:

-Произносить (читать) слоги, соблюдая ударение.

ЗÁ – ЗО – ЗЭ ЗÁ – ЗА – ЗА

ЗА – ЗÓ – ЗЭ ЗА – ЗÁ – ЗА

ЗА – ЗО – ЗЭ ЗА – ЗА – ЗÁ

-Произносить (читать) слоги.

за – зо – зу – зы зы – зу – зо – за

зо – зу – за – зы за – зы – зо – зу

зу – за – зы – зо зо – зу – за – зы

-Произносить (читать) слова.

Зал, заяц, запад, запах, завтра, завтрак, зáмок, зоб, зов, Зоя, зона, Зотов, зоркий, зорька,

-Запомни и повтори ряд слов.

Тазы – возы – язык, язык – вазы – козы, вазы – козы – газы, коза – ваза – заноза, замок – звезда – замок, зуб – зубик

-Произносить (читать) предложения.

Береги глаза, Лиза. У Лизы роза. У Зои замóк. Зоя забыла закрыть замóк.

Упражнения:

1. Смотри на меня и повторяй за мной слоги АС-УС-ОС, ЗА-ЗУ-ЗЫ, ЦЫ-ЦУ-ЦА и т д.(как он произносит в слогах) по подражанию.

2. В словах. (отраженно) например: сани-сено, оса-осень, нос-неси, зубы-Зина, цепь-конец. (показываются картинки)

3. Альбом для логопеда. Обследование возможности произнесения звука в предложении: «Повтори за мной предложения». На суку спит сова. У Сони новый самокат. В саду сухой песок. Сегодня дома вся семья. На скамейке сидит Саня. Зина запускает змея. Зоя ест изюм. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

4. «Ответь на вопросы полным ответом». Кто сидит в будке? (собака) На чем катаются дети зимой? (на санках) Что стоит в вазе? (цветы) Что нужно взять, чтобы не намокнуть под дождем? (зонт)

Задача 9

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

На заседание ПМПК обследуется неговорящий ребенок четырех лет.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Сформулируйте и обоснуйте требования к организации и содержанию комплексного медико-психолого-педагогического обследования неговорящих детей.
  3. Разработайте содержание консультации для мамы данного ребенка по организации и содержанию развивающих занятий в домашних условиях.

1.В первую очередь проверяем физический слух, интеллект для выявления тугоухости» и интеллектуальной недостаточности. Если слух в норме, интеллект сохранен, нет других нарушений, понимает обращенную речь, задания, то надо дальнейшее обследование протекает как у детей с алалией.

2.Проводится комплексное обследование:

• Врач невролог (обследует сосуды головы)

• Врач отоларинголог (исключить диагноз: тугоухость)= аудиометрия

• Врач психиатр (исключить диагноз РДА детский аутизм)

• Педиатр (соматическое состояние)

• Детский психолог (психо-физическое состояние- соответствует возрасту или нет)

• Воспитатель (характеристика на ребёнка)

На заседании ПМПК должны присутствовать председатель ПМПК, родитель, педагог-психолог, учитель-дифектолог. (карточка, заключения врачей)

3. Консультация: «Если Ваш ребенок не может заговорить»

• Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

• Развивайте понимание речи, используя простые конструкции типа: Дай ручку, Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

• Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бух.

• Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

• Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки — ку-ку, паровозик — ту-).

Можно вместе удивляться увиденному:“Ух, ты!”. Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные.

• Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

• Не перегружайте ребенка телевизионной, видео-, аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

• Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

• Не говорите при ребенке о его отставании.

• Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте его учить различать предметы по размеру (большой–маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).

• Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа “Сорока-белобока”.

• Стихи с движениями

Задача 10.

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

В процессе наблюдения за леворуким дошкольником 6-ти лет с общим недоразвитием речи, при изучении его творческих работ было отмечено: при срисовывании и аппликации — зеркальное воспроизведение предметов, при обводке и штриховке линии заходят за контур, при копировании изображений сильно уменьшает их размеры, не соблюдает последовательность, при рисовании по памяти опускает множество деталей изображения, не любит рисовать, если необходимо найти заданное количество отличий в изображениях, то находит половину, быстро устает в процессе деятельности, часто отвлекается, теряет интерес к заданию.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Определите, к каким нарушениям речи эти симптомы могут привести в дальнейшем, перечислите возможные группы ошибок в письменной речи.
  3. Обоснуйте выбор направлений коррекционно-педагогической работы, раскройте содержание предложенных направлений.
  4. Сформулируйте рекомендации по организации и содержанию направлений взаимосвязанной работы логопеда и воспитателя логопедической группы по преодолению перечисленных трудностей у леворукого дошкольника.

1.Так как у детей наблюдается нарушения графо-моторных навыков — зеркальное воспроизведение предметов, при обводке и штриховке линии заходят за контур, не любит рисовать, быстро устает в процессе деятельности, часто отвлекается, теряет интерес к заданию. То можно сказать что это дисграфия.

Оптическая дисграфия. Нарушение зрительно – моторных координации, зрительно – пространственной ориентировки, нарушении пространственного восприятия, не развита мелкой моторика

Одно из проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо:

Леворукий ребенок с трудом и после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать. Он не видит строку, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку, он может путать не только правую и левую сторону буквы, но даже верх и низ. Трудно выделить точку начала и выбрать правильную траекторию. Все это говорит о трудностях в зрительно – пространственном восприятии.

2. Если дисграфию не исправить то в дальнейшем она может привести и к дислексии – нарушения процесса чтения, процеесу письма. При написании диктанта дети делают много грамматических ошибок. Путают буквы при чтении и списывании. Цифры и буквы пишут в зеркальном отражении. Могут путать буквы похожие по написанию например: А-Л, Ш-Щ, З-В, при чтении и написании. У таких детей очень плохой почерк. Они не любят писать, рисовать. У них плохо развита мелкая моторика. Для них трудная работа с мелкими деталями.

3. Задачи:

 Тренировать зрительное восприятие, представление. Узнавание изображений и их контуров

 Развивать зрительно-моторные координации. Упражнения:1 Нарисуй прямую линию

 Совершенствовать память, внимание, конструктивную деятельность. Посмотри на игрушки, запомни, ответь, какие игрушки ты запомнил

 Формировать оптические дифференцировки, представления о связи звука и буквы.

 Развивать пространственные представления, способность вести руку по необходимой траектории. Графические диктанты

 Развивать мелкую моторику. Пальчиковая гимнастика шнуровки и тд.

Упражнения:

1 Дети копируют фигуры 1-10 по выбору логопеда

2. нарисовать изображение по памяти

3. Обвести по контуру буквы и произнести звуки.

4.Игра «Допиши элемент» 5 нарисуй в правом углу….

Физ.работник –развитие пространственного представления, воспитатель-развитие мелкой моторики(разные игры)срисовывание фигур…

Задача 11

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

Во втором классе ученик при чтении допускает такие ошибки, как замены и смешения свистящих и шипящих, пропуски букв, слогов.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Обоснуйте выбор направлений и последовательности коррекционно-логопедической работы по преодолению перечисленных нарушений.
  3. Подберите по 2 задания для преодоления перечисленных нарушений на каждом из этапов коррекции.
  4. Составьте рекомендации для родителей по закреплению навыков слогового синтеза.

Логопедическое заключение-фонематическая дислексия.

Причина: недоразвитие функций фонематической системы.

дислексия, обусловленная нарушением фонематического анализа, проявляется в пропусках, перестановках букв, слогов, слов. Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении (марка — «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла — «пасала»); в перестановках звуков (утка — «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата — «лата», «лотапа»).

Дислексия, обусловленная нарушением фонематического восприятия, проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б — п, д — т, с — ш, ж — ш).

2. В большинстве случаев при фонематической дислексии смешения звуков при чтении обусловлены нечеткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках.

Поэтому проводится работа над развитием фонематического слуха по развитию фонематического анализа и синтеза :

Ступени формирования навыка чтения.

1-овладение звуко-буквенными обозначениями

2-послоговое чтение

3-становление синтетического приемов чтения

4-синтетическое чтение

Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:

а)фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем);

б)фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи);

в)зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);

г)пространственных представлений;

д)зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).

Фонематический слух — это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.

Фонематическое восприятие(восприятие звуков) – Игры «Как ребенок плачет? ААА. Как волк воет? УУУ. Как водичка бежит? ССС».

«Песенка» — показываем карточки-символы гласных звуков – А, О, У, И в разном порядке, дети поют песенку.

ПОЙМАЙ ЗВУК Игра на выделение звука на фоне слова. Проводится в качестве физминутки.

Задание: дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [c] — “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”).

«Найди картинки»

1) Ребенок отбирает из набора картинки на заданный звук или несколько звуков. Звук может стоять в начале слова, в конце, в середине.

Читаем сами – отбор картинок на звуки, подбор звуковых схем.

Виды работы по закреплению фонематического анализа

Вставить пропущенные буквы в слова.

Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте.

4. Рекомендации для родителей: Совместно с ребёнком придумать слова с двумя или тремя слогами; придумать слово с определённым слогом в начале, например, со слогом -ма; придумать слово с определённым слогом в конце; определить количество слогов в продуманном слове; Повторить заданное слово по слогам. игра «Поезд»(Детям предлагается макет поезда: паровоза и трёх вагонов с цифрами 1,2,3. В первом вагоне следует разместить слова-картинки из одного слога, во втором- из двух, в третьем- из трёх); Поощрять, прививать интерес к учёбе.

Задача 12

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

Ученик 2-го класса при написании диктантов и изложений допускает ошибки в написании родовых окончаний прилагательных, окончаний в предложно-падежных конструкциях, в изложениях пропускает слова в предложениях, пропускает слова в предложениях, допускает ошибки в согласовании слов, в употреблении глаголов в нужной форме.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Назовите необходимый наглядный и лингвистический материал, сформулируйте инструкции для обследования нарушенных операций.
  3. Обоснуйте выбор направлений и последовательности коррекционно-логопедической работы в данном случае.

Логопедическое заключение-аграмматическая дисграфия.

Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграмматизмы отмечаются на уровне слова (ошибки в написании родовых окончаний прилагательных,) словосочетания(допускает ошибки в согласовании слов), предложения и текста. (в изложениях пропускает слова в предложениях)

Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»).

Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

Направление работы:

-развитие функции словоизменения;

-формирование навыков словообразования:

-развитие умений морфологического анализа слова:

-работа над однокоренными словами:

-закрепление грамматических форм письменной речи.

Задания для обследования:

Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов.

Придумать предложение с определённым количеством слов.

Увеличить количество слов в предложении.

Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.

Определить место слов в предложении (какое по счёту указанное слово).

словообразования:

• Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):

Стол — столы Кот- Дом-

• Употребление имен существительных в косвенных падежах (по картинкам).

• Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам: шаров, столов, домов, ключей, берёз, ложек, окон, чашек, книг, окон, деревьев, листьев, стульев, мячей).

• Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам).

• Употребление предложно-падежных конструкций на, в, у, за, под, по.

• Употребление числительных 2 и 5 с существительными

• Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам):

Стол — столик

Чашка — чашечка

Сумка — сумочка

• Образование названий детенышей животны У кошки-котенок У лисы

РАБОТА НАД ПРЕДЛОГАМИ

1.Спрячь игрушку в ,на, за, под

2.Возьми игрушу из, с, со, из-под

Для выявления уровня сформированности грамматической стороны устной речи детям были предложены задания. 1 задание. Установить, различает ли школьник формы единственного и множественного числа глаголов — В этом задании используются пары картинок. -Лежит на столе (что?)…(тетрадь).- Лежат на столе (что?)… (тетради, карандаши).

2 задание. Установить, понимает ли школьник предлоги. а) На стол ставят коробку с крышкой. Ребенку дают кружочек из картона, предлагают положить кружочек на коробку, под коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой.

3 задание.Установить, различает ли школьник единственное и множественное число прилагательных. Слушай внимательно. Сейчас я буду говорить тебе об одной из этих картинок, а ты догадайся, какую картинку я называю.( картинки- 1 синий карандаш, 4 синих карандаша, и т д)

4.задание. Установить, различает ли школьник грамматические формы рода прилагательных Ребенку предлагают три картинки, на которых изображены лев, собака, яблоко. Объясняют содержание изображенного на картинках: большой лев, большая собака, большое яблоко. Экспериментатор предлагает закончить фразу.О ком я говорю: большой кто?(лев) Большая кто?(собака) Большое что?(яблоко)

Задача 13

Проанализируйте ситуацию и выполните задания.

Учащийся 2-го класса при списывании, в диктантах, изложениях зеркально пишет заглавные буквы Е и С, взаимозаменяет строчные в-д, т-ш.

1.Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.

  1. Обоснуйте выбор направлений и последовательность коррекционно-логопедической работы.
  2. Раскройте содержание работы разных специалистов дошкольных образовательных учреждений по профилактике данного нарушения.

Логопедическое заключение-оптическая дисграфия.

Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

При оптической дислексии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

а) искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);

б) замены и смешения графически сходных букв. Как и при дислексии, чаще всего смешиваются либо буквы отличающиеся одним элементом ( п — т, ш — и, л — м ), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве ( п — н, м — ш ).

2.Направление работы:

— Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса:

-Уточнение и расширение объема зрительной памяти;

-Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений;

-Развитие зрительного анализа и синтеза;

-Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;

-Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, в слова, в предложении и тексте.

Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить

Работу для профилактики и исправлению оптической дисграфии целесообразно проводить совместно с другими специалистами. Психолог – развитием памяти , внимания. Занятия логоритмикой- развивает зрительно-пространственные навыки, чуства ритма. занятия Физкультурой. Логопед- работает непосредственно на исправлением дифекта. Заёт такие задания. Как :—допиши букву, дорисуй вторую половинку, графический диктант, нарисуй предмет в данном углу. Воспитатели – занятия, ручной труд, подвижные игры и т д

Задания;

1. Развитие предметно буквенного гнозиса (узнавание предметов, а затем букв): назвать деревья, овощи, мебель на картинках;

• распределить предметы по величине;

• определить левую–правую стороны разноцветных полосок;

• срисовывать полукруги и линии (по методике С. Бореля Мезони);

• тест Бурдона – подчеркнуть все буквы Я, вычеркнуть все И;

• из набора букв составить слова и зашифровать их цифрами;

• переставить буквы в заданном по порядке и назвать новые слова;

• сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом, и т.д.

2. Расширение объема и уточнение зрительного мнезиса (памяти):

• Запомнить 4–5 картинок и найти их среди других 8–10;

• письмо по образцу и памяти;

• зрительные диктанты

• «Фотографирование» – посмотри, запомни, нарисуй, проговори и запиши;

• «Буква спряталась» – выполнить узор из каких либо букв и т.д.

3. Развитие зрительного анализа и синтеза, зрительно пространственных представлений:

• показать правые (левые) части тела у человека, сидящего напротив;

• на сюжетной картинке назвать, что расположено слева (справа);

• справа от вертикальной линии; найти букву в ряду сходных: ШЩ, ЦЩ, ЬЫ, ОЮ;

• реконструировать буквы Р Ь, И Н П, Е Ш;

• определить различия сходных букв В З, Р В Ф;

• назвать буквы, имеющие одну ось симметрии;

• соотнести образ буквы с предметом;

• поэлементная запись смешиваемых букв с негромким проговариванием (расчлененно и целостно);

• узнать, какую букву написали на спине, на руке; диктант букв, слогов,

• слов в воздухе, на поверхности стола;

• тактильное ощупывание рельефных букв и т.д

Задача 14

Проанализируйте ситуацию и выполните задания.

Учащийся 2-го класса читает по слогам, скорость чтения 40 слов в минуту, затрудняется ответить на вопросы к тексту, не может пересказать прочитанное.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Обоснуйте выбор направлений и последовательность коррекционно-логопедической работы.
  3. Составьте методические рекомендации для учителей и родителей ребенка по закреплению навыка понимания прочитанного.

Логопедическое заключение-дислексия семантическая. Другое ее определение звучит как «механическое чтение». В этом случае актуальным становится нарушение в понимании прочитанного (предложения, тексты, слова), при этом технически чтение является правильным. Данное нарушение провоцирует появление двух таких факторов как трудности в звукослоговом синтезе и нечеткость в представлениях относительно синтаксических связей, которые имеются в предложении (то есть слова воспринимаются при чтении в изолированном виде, что приводит к потере связи с остальными словами).

2.Направление работы:

Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение разным способам словообразования. Подбор однокоренных слов.

-развитие грамматических навыков: понимание и употребление предлогов, составление предложений по картинам, сериям картинок, распространение предложений и сокращение предложений. Развитие связной речи – обучение по составлению описательных рассказов, пересказов.

-развитие навыков элементарного звукового анализа предложения: Составляется по картинке предложение или опорным словам.

Я рекомендую при работе над коррекцией семантической дислексии использовать упражнения:

• слитно произнести слова, представленные в виде последовательно произнесенных отдельно звуков, например: К, О, Т – кот, Р, А, М, А – рама;

• слитно произнести слова, предъявленные по слогам, например: ко-ро-ва, о-го-род-ник;

• слитно произнести предложение, которое взрослый произносит по слогам: ко-ро-ва па-сет-ся на лу-гу;

• определить, какое предложение правильное, например кот поймал мышку» или «мышка поймала кота;

• прочесть слово, словосочетание, предложение и выбрать подходящую картинку;

• прочесть предложение и повторить его, затем записать (начинать с коротких, 2-3 словных предложений).

3.Родителям и педагогам можно посоветовать использовать для работы с такими детьми:

-Обогащение словарного запаса и умения пользоваться им. Побольше читать им, сами чтобы читали небольшие рассказы.

-Обучать разным способам словообразования. (города и т д)

-Подбирать однокоренные слова. «Угадай слово, загадки.»

-Развитие грамматических навыков: проводится работа по понимание и употребление предлогов,(положи, возьми на, за, под и т д), учить составлять предложения по картинкам, сериям сюжетных картинок. Развивать связную речи – обучение по составлению описательных рассказов, пересказов.

-развитие навыков элементарного звукового анализа предложения: Составляется предложение по картинке или опорным словам.- разбор предложения. Составляется схема. Определяется количество слов в предложении. Все слова пишутся отдельно. Слова делятся на слоги. Звуковой анализ слов. Разбирается предложение по вопросам,(кто играет в мяч? Мальчик с чем играет? И т д) устанавливаются связи слов в нем по смыслу. Даётся диформированое предложение. Прочитывается записанное предложение и исправляет ошибки.

После работы с предложением начинается работа над текстом. Этот вид работы включает – чтение в слух текста из 4 предложений с паузами, после каждого из них, счет предложений. Затем проводится разбор предложений. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, является основным в предупреждении дислексии.

Задача 15

Проанализируйте ситуацию и выполните задания.

У воспитанника подготовительной группы для детей с ФФН наблюдаются следующие особенности: трудности в узнавании наложенных и недорисованных изображений, значительные расхождения результатов продуктивной деятельности с предложенным образцом, ошибки в определении местонахождения предметов в пространстве и на листе бумаги, быстрая утомляемость и недостаточная точность при выполнении графических заданий.

  1. Проанализируйте возможные трудности, возникающие у детей с ФФН в овладении навыком письма, раскройте их механизмы.
  2. Предложите и обоснуйте систему диагностических заданий, позволяющих выявить уровень сформированности ведущих неречевых предпосылок навыка письма.
  3. Определите основные направления работы по подготовке к овладению навыком письма дошкольников указанной группы.
  4. Разработайте систему упражнений по подготовке руки детей к письму для воспитателя группы ФФН.

В первую очередь у детей наблюдается

— недостаточность оптико-зрительного восприятия, ( трудности в узнавании наложенных и недорисованных изображений) —

-нарушение зрительно-пространственного восприятия (ошибки в определении местонахождения предметов в пространстве и на листе бумаги)

-нарушение и недостаточно сформированная графо-моторной навыки (быстрая утомляемость и недостаточная точность при выполнении графических задании.

2.Для диагностики используются следующие задания:

Методика «Домик».

Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.

Методика «Бусы».

Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Организация задания: задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку:

Методика «Графический диктант».

Методика «Рисование по точкам».

3. Для формирования и развития зрительно-пространственных отношений использовались приемы работы М.М. Безруких, С.П. Ефимовой, Р.Д. Триггер, О.Б. Иншаковой.Приемы были направлены на: Узнавание изображений и их контуров,

  • Формирование зрительного слежения.
  • Формирование и развитие зрительно-моторной координации.
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие и формирование зрительной памяти.
  • Формирование графо-моторных навыков.
  • Штриховка.

Упражнения (на формирование и развитие зрительно-моторной координации)

-выделение заданных предметов из группы разнородных, «Все по полочкам», «Что лишнее?»

-выделение заданных предметов из группы однородных, «Дай такой же мяч»

-группировка предметов по основным признакам (цвет, форма, величина) в различных вариациях,

-нахождение в заданном окружении предметов, похожих на геометрические фигуры,

-определение геометрических фигур приблизительно соответствующих формам заданных предметов,

-конструирование из счетных палочек — образцу педагога-ориентация в ограниченном пространстве — 1) в игрушечном домике, 2) в групповой комнате,

Начинается работа с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и др. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

Задача 16

Проанализируйте ситуацию и выполните задания.

К логопеду был направлен мальчик 9 лет с сочетанной патологией: открытая органическая ринолалия, обусловленная врожденной расщелиной неба и парез внутренних мышц гортани.

  1. Определите механизмы и возможные нарушения речевых и неречевых функций у данного ребенка.
  2. Обоснуйте систему диагностических заданий, позволяющих выявить указанную патологию.
  3. Определить задачи, основные направления и приемы коррекционно-логопедической работы для данного нарушения.

1.Ринолалия — это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Носовой оттенок гласных и звонких согласных. Нарушение тембра голоса, носовая эмиссия (утечка воздуха через нос).

Неразборчивость устной речь, при этом страдает произношение, как гласных, так и согласных.

При органической ринолалии сильно изменяется тембр звуков, особенно гласных, нарушается звукопроизношение многих согласных.

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества. Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии, отита, евстахиита, бронхита, пневмонии. Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии. Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости

2. Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, стоматологом хирургом, ортодонтом, неврологом,фониатром, логопедом, дефектологом, психологом

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.

3.Задачи коррекционной работы:

Нормализация ротового выдоха, выработка длительной ротовой воздушной струи;

-выработка правильной артикуляции всех звуков;

-устранение назального оттенка голоса;

-воспитание навыков дифференциации звуков;

-нормализация просодических компонентов речи;

-автоматизация полученных речевых навыков в общении.

В дооперационный период: -освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений;

-подготовка правильного произношения гласных; — подготовка правильной артикуляции доступных согласных.

В послеоперационный период: -развитие подвижности мягкого неба; -устранение дефектов звукопроизношения; -преодоление назального оттенка голоса.

Специфика вида работы в послеоперационном периоде:

-массаж мягкого неба;

-гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки;

-Артикуляционная гимнастика;

-голосовые упражнения;

-дыхательные упражнения.

Постоянный контроль за направлением воздушной струи.

Задача 17

Проанализируйте ситуацию и выполните задания.

К логопеду обратилась женщина с просьбой обследовать её четырёхлетнего сына. У ребенка отмечается гиперназальность. В строении неба не обнаруживается видимых аномалий. Однако при пальпировании выявляется разнородность структуры мягкого неба.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Определите симптоматику и опишите возможные варианты прогноза у данного ребенка.
  3. Разработайте систему диагностических заданий, позволяющих квалифицировать дефект.
  4. Определите этапы, основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы при данном нарушении.

Логопедическое заключение-задняя закрытая ринолалия.

Закрытая органическая ринолалия (задняя) может развиться вследствие сращения мягкого нёба с задней стенкой глотки после воспалений, иногда – из-за носоглоточных полипов, фибром или иных носоглоточных опухолей. Причина закрытой формы — чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых, затрудняется носовое дыхание.

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, м’, н, н’. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым, и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б’ д, д’. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный — неназальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за оглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.

Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей.

Определить, какая у ребёнка ринолалия (ринофония): закрытая или открытая, можно:

-на слух (не услышать «гнусавый» оттенок голоса довольно сложно, а уж не заметить явную расщелину губы или нёба – тем более!);

-с помощью зеркала.

На последнем способе остановимся подробнее. Если при произнесении гласных звуков (а, у, о, и), поднесённое к носу зеркало запотевает – значит, у ребёнка — открытая гнусавость. Если при произнесении слов с носовыми звуками (мама, мина, машина и т.д.) поднесённое к носу зеркало не запотевает — закрытая.

3. Задачей обследования является определение характера и степени выраженности проявлений дыхательных, голосовых и артикуляционных расстройств и их влияния на нарушения звуопроизношения и просодики

1. Состояние артикуляционного аппарата (строение и функция): Для определения подвижности губ и переключаемости артикуляционных движений предлагаются традиционные упражнения артикуляционной гимнастики: «улыбка», «трубочка», чередование «улыбки» и «трубочки» и т. д. Упражнения выполняются отраженно за логопедом, возможно использование зеркала

2. Состояние дыхательной функции:

в положении лежа, сидя, стоя. Определяется наличие ротового выдоха — сформирован, не сформирован. Ребенку предлагается подуть на бумажную игрушку или шарик.

3. Состояние голосовой функции:(тембр голоса; высота голоса; сила голоса.)

Для проверки силы звучания голоса можно предложить ребенку произносить слова или фразы шепотом, тихим, громким голосом, меняя громкость произнесения отраженно за логопедом.

Высота голоса определяется с помощью пения гамм в различных диапазонах или произнесения слов и фраз с повышением или понижением голоса.

4. Состояние звукопроизношения.(набор предметных картинок, перечень определенных слов и фраз).

Обследование начинается с проверки изолированного произнесения звуков, затем предлагают повторить слова и фразы, содержащие определенные звуки. Например, волшебник может превратить детей в комарика, который должен позвенеть — “з-з-з”, в пчелку, которая собирает с цветов мед и жужжит — “ж-ж-ж”, в собаку, которая защищает своего хозяина и рычит — “р-р-р” и т. д. Примерный перечень слов для отраженного произнесения: пони, пена, баба, белый, Вова, Витя, Фома, Филя, Таня, тетя, дом, дядя, сова, сено, зайка, Зина, шапка, жук, цапля, щетка, чай, лапа, Ляля, рыба, река. При составлении проверочных фраз рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры, например: На Тане пальто.

5.Состояние фонематического восприятия и способности к фонематическому анализу.

Ребенка просят определить пары звуков, используя игровые моменты: “Кто как жужжит?” -“з-з-з”: комар, “ж-ж-ж”: жук (дифференциация [з]-[ж]); “с-с-с”: вода течет, “ш-ш-ш”: змея шипит (дифференциация [с]-[ш]); “д-д-д”: играем на барабане, “т-т-т”: стучат колеса поезда (дифференциация д-т); “р-р-р”: собака рычит, “л-л-л”: самолет гудит- где собака, а где самолет.

Для дифференциации слогов предлагаются слоговые ряды, в которых нужный слог выделяется поднятием руки.

Для проверки фонематического восприятия на уровне слова ребенку предлагают картинки, названия которых отличаются одним звуком: “мишка”-“миска”, “козы”-“кожи”, “коза”-“коса”, “зуб”-“суп”, “том”-“дом”, “удочка”-“уточка”, “вата”-“фата”, “башня”-“пашня”, “лак”-“рак”. Требуется определить, разные это слова или одни и те же. Дети показывают картинки, объясняя значение слов и повторяют их за логопедом.

Задача 18

Проанализируйте ситуацию и выполните задания.

В неврологическом статусе ребенка отмечаются резкие изменения мышечного тонуса, насильственные движения атетоидного типа. Речь характеризуется диспросодией в виде напряженности, неплавности, замедленности. Нарушено слитное, плавное произнесение согласных и гласных звуков, гласные произносились толчкообразно, взрывные и [р] приобретали аффрицированный характер. Ярко выражены нарушения физиологического и речевого дыхания.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение. Укажите критерии дифференциальной диагностики в данном случае.
  2. Определите этапы, основные направления и специфические приемы коррекционно-логопедической работы при рассматриваемом нарушении.
  3. Разработайте систему мероприятий по преодолению патологических проявлений в речевом аппарате ребенка.

  1. Логопедическое заключение-дизартрия.

У ребёнка отмечается резкие изменения мышечного тонуса, насильственные движения атетоидного типа. Замедленный темп речи, не плавна. слитное, плавное произнесение согласных и гласных звуков, взрывные и [р/ приобретали аффрицированный характер. Ярко выражены нарушения физиологического и речевого дыхания. Все эти нарушения указывают на дизартрию. Таким образом, структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения.

Поэтому когда ребёнок приходит на обследование у него обезательно должно быть заключение от невропатолога. Медицинская карта.с/ Анамнез.Беседа с родителем.

Основные критерии диагностики:

• наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации;

• наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев рук при движениях языка);

• замедленный темп артикуляционных движений;

• трудность удержания артикуляционной позы;

• трудность в переключении артикуляционных движений;

• стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;

• наличие просодических нарушений.(темп, сила, высота голоса)

2.Коррекционо –логопедическая работа проводится поэтапно. 1. Первый этап, подготовительный — цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса (циркач, соревнование, нюхать как собака, проснулись позевали и т д )

2. Второй этап формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. — цель: развитие речевого общения и звукового анализа.

Спецификой работы является комплексная и специальная коррекционная работа: помимо логопедических занятий необходимо проводить медикаментозное лечение, физиотерапию, ЛФК, логопедический массаж, логопедическую ритмику. 3. Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. —Работа над дыханием, звукопроизношением, постановка звука, диференсация звуков. Развивать артикуляционный аппарат – подбираются упражнения для языка, губ. (лопочка, иголочка, часики, качели, варенье) для губ(улыбочка, трубочка, заборчик и тд.

Задача 19

Проанализируйте ситуацию и выполните задания.

У воспитанников подготовительной группы для детей с ФФН отмечаются замены и смешения звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, аффрикат и их составляющих, трудности в различении звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам, недостаточная готовность к осуществлению звукового анализа и синтеза.

  1. Квалифицируйте представленные ошибки, определите их возможные механизмы.
  2. Перечислите лингвистический материал на исследование фонематического восприятия у дошкольников.

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, звуков в устной речи. Что мы и видим в нашем случаи.

Например: вместо [с], [ш]-[ф]; [р], [л]-[л`] вместо звонких-глухие; свистящие и шипящие(фрикативными)заменяются звуками[т],[т`],[д],[д`] бочка-точка, домик- гномик. Отсутствие звука, или заменяя его другими артикуляционному признаку: Водка-лодка-фотка. Причинами таких замен является недостаточность сформированность фонематического слуха или его нарушения.

Для исследования фонематического восприятия заводится на каждого ребёнка логопедическая карта обследования где записывают результаты.

1. Фонематическая система. [Слуховая дифференциация]отдельных звуков [с-р] [д-н] [л-м] [т-п] звуковых рядов 2 гласных, 3 гласных,4гласных сочетание[с,г] [г,с]

[Произносительная дифференциация (повторение)]

Дифференциация слов, отличающихся парами фонем

По ряду признаков (дом-дым, лук-лак, лук-жук, кот-рот)

По твёрдости- мягкости (лук-люк,рис-рысь)

По глухости-звонкости (зуб-суп, коза-коса, корка-горка) Свистящие-шипящие (нож-нос, крыса-крыша, миска-мишка) Сонорные по вибрации (рак-лак, ложка-рожка)

2.Фонематический анализ.

Дифференциация слов по: слогонаполнямости (место ударению:сок-носок, коза-стрекоза, лек-каблук)

Выделение фонем на фоне слова (гласная под ударением, согласная в начале слова, согласная в конце слова, гласная в середине слова, согласная в середине слова).

3.Выделение фонем из слова (в начале, в конце) Определение места звука (в начале, в середине, в конце).

Определение положения звуков по отношению к другим.

Определение последующего звука в слове.

2