Психологическая характеристика классного коллектива

Цель: формирование профессионального сознания и профессиональных умений будущего учителя начальных классов.

Задачи:

  1. Усвоение образа коллектива учащихся начальных классов.
  2. Усвоение образ деятельности учителя как руководителя классного коллектива.

Содержание деятельности:

Проведение с учащимися методики «Социометрия».

Наблюдение за классным коллективом.

Составление психологической характеристики классного коллектива.

В ходе проведения указанной деятельности у студентов-практикантов должны развиться следующие профессиональные знания, умения, способности, качества личности, компетенции.

Знания

Умения

Способности

Качества личности

Компетенции

знание психологии (закономерности психического развития ребенка, его индивидуально- психологические особенности, а также и его родителей);

физиологии младшего школьника;

основных категорий педагогики;

основных закономерностей и принципов целостного педагогического процесса;

сущности, целей, задач, форм и методов воспитания;

общепедагогические, коммуникативные (раскрывать сисему перспективных линий развития коллектива и личности каждого); организаторские конструкторские;

управлять личным эмоционально- психологическим состоянием;

рефлексировать.

академические;

контруктивные;

перцептивные;

экспрессивные;

коммуникативные;

организаторские.

общественная направленность: научно- гуманистическое мировоззрение; социальные потребности;

моральные и ценностные ориентации;

отвественность;

социальная активность; оптимизм; доброжелательность; желание работать с родителями;

познавательная направленность: научная эрудиция; духовные потребности и интересы; чувство нового; готовность к самообразованию;

профессионально-педагогическая направленность: интерес и любовь к детям; психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность;педагогический и психологический такт; целеустремленность; выдержка; физическое и психическое здоровье.

готовность к решению:

аналитико- рефлексивных задач;

конструктивно- прогностических задач;

организационно-деятельностных задач;

оценочно- информационных задач.

  1. Предлагаемые методики:

Методика «Социометрия».

Наблюдение.

Беседа (с учениками, учителем).

Примерная схема психологической характеристики классного коллектива (первый вариант)

1. Общие сведения о школе, классе, истории формирования класса: материальная база школы, санитарно-гигиеническое состояние школы и класса. Время существования классного коллектива, изменение его состава, смена учителей. Число учащихся, их пол, возраст. Социальное положение родителей.

2. Официальная структура класса: Актив класса, распределение обязанностей между учащимися. Официальные лидеры, успешность их деятельности, их авторитет, личностные особенности (инициативность, ответственность, настойчивость, требовательность, организаторские способности, стиль лидерства, отношение к одноклассникам).

3. Неофициальная структура класса: межличностные взаимоотношения учащихся. Наличие группировок, основание их создания, их влияние на класс. Неофициальные лидеры, их направленность, личностные особенности и влияние на класс. Характеритисика отверженных и изолированных, причины неблагоприятного положения этих учащихся.

4. Психологический климат коллектива: преобладающий тон в классе (жизнерадостный, напряженный и т.д.).

Степень сплоченности, проявления чуткости, заботы, взаимопомощи, уважения. Взаимоотношения между мальчиками и девочками. Эмоциональное благополучие и неблагополучие отдельных членов коллектива.

5. Коллектив в учебной и внеучебной деятельности: успеваемость, отношение учащихся к учению, степень развития познавательных интересов. Дисциплина на уроках, выполнение домашних заданий. Место общественно полезного труда во внеклассной деятельности, виды труда. Внеучебные занятия класса (музыка, спорт, танцы и пр.)

6. Массовидные явления в коллективе: общественное мнение в классе, коллективные переживания, подражание, соревнование, проявление внушаемости и конформизма, психологическая совместимость. Описать и проанализировать отдельные примеры влияния коллектива на личность и личности на коллектив.

7. Личность классного руководителя: стаж работы учителя, его личностные особенности, общая культура, наличие организаторских способностей, знание психологии учащихся, авторитет среди учеников, стиль педагогического общения.

8. Уровень развития коллектива: стадия развития классного коллектива (по И.П.Иванову).

Специфические черты коллектива, тенденции его развития.

9. Психолого-педагогические выводы и рекомендации.

Примерная схема психологической характеристики классного коллектива (второй вариант)

1. Состав класса

Возрастной состав класса. Познавательный уровень, развитие учащихся. Работоспособность и успеваемость учащихся. Общественное лицо класса (имеется ли актив в классе).

Интерес к общественным делам. Выполнение общественных поручений. Гражданская направленность, сознательность учащихся.

2. Сплоченность класса

Есть ли группировки по деловым интересам или отрицательного характера. Как учащиеся относятся, друг к другу. Как они относятся к делам класса. Любят ли учащиеся вместе проводить время в школе или вне ее. Любят ли они вместе развлекаться или трудиться совместно. Дружат ли мальчики и девочки. Защищают ли мальчики девочек. Нет ли в классе круговой поруки. Если есть, то в чем она выражается. Переживают ли школьники удачи и неудачи своего класса. Болеют ли за свой коллектив. При проведении общешкольных мероприятий стараются ли они держаться вместе или разобщено.

3. Организованность класса

Умеют ли учащиеся организоваться для выполнения коллективных дел. Умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять. Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, на перемене, при выполнении различных дел).

4. Общественное мнение в классе

Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют, какие осуждают. Как и в какой форме, они выражают свое одобрение и неодобрение. Есть ли расхождение между тем, что учащиеся говорят и тем, что они делают. Критика и самокритика в классе. Преобладает ли гуманистическая направленность в отношениях школьников.

5. Характер товарищеских связей в коллективе

Что связывает школьников: место жительства, место за партой, интересы, общая работа. Где дружат учащиеся (только в школе или вне ее).

Внимательны ли они к товарищам. Стараются ли им помочь. В чем выражается эта помощь. Проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям. Умеют ли они видеть их недостатки. Как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим. Правильно ли относятся учащиеся к товарищам с физическими недостатками.

6. Актив класса

Состав актива. Официальный (выборный) и фактический активы класса. Имеет ли актив авторитет. Выполняют ли распоряжение актива класса. Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе. Содействуют ли общешкольные активисты гармонизации отношений каждого школьника и коллектива.

7. Связь классного коллектива с общешкольным

Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах. Выполняются ли классом общешкольные поручения (постоянные и эпизодические).

В чем проявляется гуманистическая направленность связей учащихся с другими классами.

8. Мероприятия по дальнейшему сплочению и гармонизации отношении учеников и классного коллектива

Какие педагогические мероприятия следует провести в классе с целью сплочения и гармонизации отношений личности и коллектива. Как использовать классный коллектив для создания комфортных условий для каждого школьника с целью его развития и воспитания.

Методики исследования

Некоторые явления, выделенные в качестве формирующих психологический климат, изучаются с помощью карты-схемы. Она заполняется членами коллектива. Оценки в баллах означали следующее:

+ 3  данное положительное свойство присуще коллективу всегда,

+ 2  данное положительное свойство проявляется в большинстве случаев,

+ 1  данное положительное свойство проявляется достаточно часто

0  ни это положительное, ни противоположное отрицательное свойство не проявляется достаточно заметно, или в одинаковой степени проявляется то и другое,

 1  данное отрицательное свойство проявляется достаточно заметно,

 2  данное отрицательное свойство проявляется часто,

 3  данное отрицательное свойство проявляется всегда.

Положительные характеристики

Оценка

Отрицательные характеристики

( + 3 +2 +1 0  1  2  3)

1

2

3

В коллективе преобладает бодрый и жизнерадостный тон Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное расположение В коллективе высоко ценится принципиальность, честность, бескорыстие; велико желание трудиться коллективно Коллектив стремится общаться и сотрудничать с другими коллективами

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, и понимание Членам коллектива нравится бывать вместе, часто находиться в коллективе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

Успехи (или неудачи) отдельных членов коллектива вызывают соревнование (сопереживание) и искреннее участие всех членов коллектива. Преобладает одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями. Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение коллектива, когда  «один за всех и все за одного».

Достижения или неудачи коллектива переживаются каждым как свои собственные

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться. Коллектив активен, полон энергии

Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив

Преобладают настроения подавленности и пессимизма Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии Принципиальность, честность, бескорыстие не в почете; нет стремления к коллективному труду. Наблюдается стремление обособиться от других коллективов

Группировки конфликтуют между собой

Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более тесному общению, отказываются от участия в совместных делах

Успехи (и неудачи) оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают нездоровую зависть (злорадство)

Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов

В коллективе каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению других. В трудных случаях коллектив «раскисает»; возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения

Достижение или неудачи коллектива не находят отклика у его представителей

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность Коллектив пассивен, инертен.

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их. К похвалам и поощрениям коллектив относится равнодушно.

Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе: «5» ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется, «4»  проявляется постоянно, но не так сильно, «3»  не очень проявляется, «2»  проявляется противоположное отрицательное качество, «1»  сильно проявляется противоположное отрицательное качество.

Так, например:

5

4

3

2

1

Группа стремится общаться и сотрудничать с другими группами

У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп

«5» ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено, «4»  когда не очень выражено, «3»  слабо выражено, «2»  больше выражено стремление обособиться, чем общаться, «1»  стремление обособиться выражено ярко.

Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по противоположности, необходим одновременный их учет. Чтобы оценить какое-либо качество, надо прочитать слева положительную его оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство класса

Направленность активности

5

4

3

2

1

1. Группа активна, полна творческой энергии.

1. Группа инертна, пассивна.

2. Группа выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии).

2. Группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т.д.

3. В своих делах группа ставит перед собой общественно полезные цели.

3. Группу отличают общественновредные, асоциальные цели.

4. Группу объединяет, одна общая цель деятельности, а не просто сходные цели каждого члена группы в отдельности.

. 4. В группе соединились люди, у которых лишь сходные, совпадающие цели, но эти цели не стали общегрупповыми.

5. В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других.

5. Популярные члены группы — эгоисты, работающие лишь для себя.

6. Члены группы стремятся постоянно общаться друг с другом.

6. У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с другом.

7. Группа стремится общаться Ли сотрудничать с другими членами.

7. У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп.

8. Группу отличают устойчивые интересы.

8. Группу отличает быстрая смена интересов.

9. Группа постоянно осуществляет свои интересы на деле.

9. Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле.

10. Актив, ядро группы ведет группу на общественно полезные дела.

10. Актив ведет группу на антиобщественные дела

11. В группе существует справедливое отношение ко всем членам группы, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого

11. Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительно относятся к слабым

Организованность

5

4

3

2

1

1. В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи.

1. При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие, и даже конфликты.

2. Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности.

2. Группа не может самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу «кого-нибудь, только не меня».

3. Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом.

3. Большинство членов группы ориентируются на «себя» и делают то, что им удобно и выгодно.

4. Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу.

4. В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распадения.

5. Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы.

5. Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели.

6. Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами.

6. Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними.

7. Группа доброжелательно, уча­стливо относится к новым членам, старается помочь освоиться и «прижиться», влиться в свою среду.

7. Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду своей группы.

8. Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия.

8. Группа способна к согласованию своих действий.

9. Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.

9. Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом.

10. Члены группы активно стре­мятся сохранить группу, как единое целое. Группа настойчиво противодействует попыткам расформирования.

10. Члены группы относятся безразлично к сохранению группы. Группа легко поддается расформированию или даже способствует ему.

11. Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитетными и полномочными представителями

11. Группа не имеет хороших, способных организаторов

Интеллектуальная коммуникативность

5

4

3

2

1

1. Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов

1. Группа не имеет единого мнения, единого суждения о возможностях своих организаторов. Мнение группы об ее организаторах противоречиво

2. Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению

2. Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, мнения остро противоречивы

3. Члены группы хорошо и постоянно осведомлены обо всем, что касается группы: ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т.д.

3. В группе не знают о ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т.д.

4. Группа легко находит «общий язык», взаимопонимание при решении групповых задач

4. В группе нет взаимопонимания . при решении общих задач

5. При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение

5. Группа не способна прийти к единому, мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в целом, так и отдельных ее членов

6. В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создает Новое общественное мнение

6. Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям

7. При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений

7. Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий

8. Группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках

8. В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках

9. Группа, верно, единодушно оценивает свое место среди других групп

9. Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп.

10. Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения

10. Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими ее членами враждебно и способствует разъединению группового мнения

11. Критические замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и создают стремление к осмысливанию и исправлению недостатков

11. Критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству

Психологический климат

5

4

3

2

1

1. Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе

1. Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе

2. Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия

2. Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия

3. Стремление к совместности переживания события, жизненных явлений, произведений искусства

3. Тенденция к замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний

4. Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы

4. Успехи или неудачи группы остав­ляют членов группы равнодушными

5. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций

5. В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить

6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой

6. В этих условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т.д.

7. Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему

7. В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группы или способствующие этому

8. В отношении между эмоциональными объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность

8. Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу

9. Групповые эмоциональные «взрывы» в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения

9. Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения

10. Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности

10. Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению, выражается отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности

11. Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела

11. Группа не в состоянии сдержи­вать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях

Способ обработки и анализа полученных результатов

Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей суммы по всем интегративным свойствам со следующей шкалой измерения уровня развития коллектива:

Шкала оценки уровня развития коллектива

Уровни развития коллектива

Сумма баллов по всем качествам

Высокое развитие

180-220

Хорошее развитие

140-179

Среднее развитие

100-139

Недостаточное развитие

60-99

Социометрическая методика.

Эта методика позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее одного года.

Перед началом исследования члены группы, собравшиеся в ка­ком-либо помещении, например, в классе или в аудитории, полу­чают инструкцию примерно следующего содержания:

«Ваша группа (класс) существует уже давно. За время совмест­ной жизни и общении друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение, неуваже­ние друг к другу и т. п. Не все, очевидно, складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по-видимому, от идеала. С кем-то вам хорошо находиться в одной группе (классе), кто-то вас не очень устраивает и с ним вы хотели бы расстаться. Теперь представьте себе, что ваша группа начинает складываться сначала и каждому из вас предоставляется возможность вновь по своему желанию определить состав группы (класса).

Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдель­ном листе бумаги. Его предварительно необходимо подписать, что­бы мы могли судить о том, кто и кого выбирает или отвергает.

1. Кого из членов вашей группы (класса) вы по своему жела­нию включили бы в состав новой группы группы (класса)? Запищите людей на листе бумаги под номером I в порядке предпочтения.

2. Кого из членов вашей группы вы, напротив, не хотели бы видеть в составе новой группы (класса)? Запишите их под номером 2 в порядке отклонения».

Листы с ответами испытуемых на предложенные вопросы обра­батываются, и имеющаяся в них информация переносится в спе­циальную таблицу (табл. 1), называемую социометрической мат­рицей.

Рис. 1. Социограмма-мишень группы, состоящей из 20 человек.— мальчики; — девочки; ——> —выборы; — —> —отклонения.

В центре индивидуальной социограммы (рис. 2) располагается тот член группы, чьи отношения данная индивидуальная социограмма представляет, а вокруг него кружками обозначаются остальные участники группы, с которыми у данного человека установились определенные отношения (те, кого он выбрал или отклонил, и те, кто его самого выбрал или отклонил).

Те члены группы, с которыми сложились более тесные положительные или отрицательные отношения, на индивидуальной социограмме располагаются ближе к центру, а те, с кем сложились менее тесные отношения, — дальше к периферии. Первые изобража­ются при помощи кружков большей, а вторые — меньшей величины.

Представляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями — индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, которую характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:

Рис. 2. Индивидуальные социограммы диагностируемого члена группы (Д),

лидера группы (Л) и отвергаемого члена группы (О).

—> — выборы:

——> — отклонения.

С n= __K___

Е вв

где: Сл — показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне;

К — общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы;

Е вв — максимально возможное число взаимных выборов в данной группе. Показатель К устанавливается по социометрической матрице, а показатель Е вв определяется, в свою очередь, по формуле:

Е вв = __ п(п-1)__

2

где п — число членов в изученной группе.

Достаточно представительную и разностороннюю информацию о положении человека в системе групповых взаимоотношений можно получить, например, при помощи следующих дополнительных социометрических индексов:

Таблица 1.

Иванов

Петров

Егоров

Сидоров

Итоговые данные

кол-во сделан­ных выборов

кол-во сделан­ных отк­лонений

Иванов

3

1

2

Петров

2

Егоров

3

1

Сидоров

4

Итоговые данные

Количество полу­ченных выборов

Е

количество полу­ченных отклонений

Е

Слева по вертикали и сверху по горизонтали в социометрической матрице перечисляются фамилии членов исследуемой группы в одном и том же порядке, например, в алфавитном или под шифром со ответствующими номерами. В строках социометрической матрицы, где указаны фамилии членов группы, цифрами от 1 и выше каким — либо определенным цветом, например — синим, отмечаются выборы, сделанные данным членом группы. Соответствующие цифры проставляются в клетках пересечения его строки со столбцом, где указана фамилия выбираемого им человека.

В приведенном в табл. 1 фрагменте социометрической матрицы отмечены, например, выборы, сделанные Ивановым: второй его выбор приходится на Егорова, первый — на Сидорова, третий — на Петрова. Точно так же, но цифрами другого цвета, например, крас­ного, отмечаются сделанные отклонения. В том случае, если выборы или отклонения являются взаимными, то соответствующий факт отмечается в социометрической матрице заключением цифр в кружки того же самого цвета, который характеризует выборы или откло­нения.

Крайние правые столбцы и нижние строки социометрической матрицы являются итоговыми. В них вносятся суммарные данные о количестве выборов и отклонений, полученных и сделанных каждым из членов группы. Подсчетом количества синих цифр в строке каждого члена группы устанавливается число сделанных им выбо­ров, и соответствующие данные записываются в первый правый столбец социометрической матрицы. Сведения о сделанных откло­нениях получаются тем же путем, но за счет определения количес­тва красных цифр, имеющихся в строке, относящейся к соответ­ствующему испытуемому. Эти сведения заносятся во второй пра­вый столбец социометрической матрицы.

Для того, чтобы определить, сколько выборов получил член группы, надо посчитать количество синих цифр, имеющихся в стол­бце с фамилией этого члена группы, и результат записать в первую нижнюю строку социометрической матрицы. Аналогичным образом определяется и отмечается в матрице во второй ее нижней строке число полученных отклонений. В заключение устанавливается об­щее число всех выборов и всех отклонений, сделанных членами данной группы, и эти результаты вписываются в те клетки социо­метрической матрицы, которые расположены и правом нижнем ее углу (в табл. 1 они отмечены знаками математической суммы).

Просматривая нижние строки заполненной социометрической матрицы, можно определить лидера в данной группе. Им будет тот из ее членов, который получил наибольшее число выборов. По количеству отклонений можно также определить того, кто вызыва­ет к себе наибольшие антипатии. На его долю придется наиболь­шее число отклонений.

Обработка и интерпретация результатов

Более детальную и наглядную картину отношений, сложившихся в группе (классе), можно получить, построив специальные диаграммы, называемые социо­граммами. Это — выполненные по определенной схеме рисунки, на которых при помощи соответствующих условных обозначений отмечаются все выявлен­ные в исследованной группе выборы и отклонения. Чаше всего строятся так называемые социограммы-мишени (рис. 1) и индивидуальные социограммы, относящиеся к данному испытуемому, к лидеру и отвергаемому большинством членов группы (рис. 2).

Число концентрических окружностей, из которых состоит социограмма мишень, обычно соответствует максимальному количеству выборов, полученных в данной группе кем-либо из ее членов. На примере социограммы-мишени, представленной на рис. 1, мы можем убедиться в том, что в данной гипотетической группе максимальное число полученных выборов равняется одиннадцати. Это то число выборов, которое получил лидер в группе. Он условно показан на социограмме в центре. Остальные участники группы располагаются на социограмме-мишени на периферии в пределах тех окружностей, которые соответствуют числу полученных ими выборов. От центра к периферии это число уменьшается. Наконец, за пределами всех окружностей, имеющихся на социограмме-мишени, располагаются те члены группы, которых не выбрал никто. Это изолированные от остальных участники группы, не имеющие положительных взаимоотношений с другими членами. Выборы и отклонения на социограмме-мишени (такие социо­граммы строятся отдельно для выборов и для отклонений или комбинированно) отмечаются соответственно стрелками синего и красного цветов, направленными от того, кто выбрал, к тому, кого он выбрал (или, соответственно, отклонил).

УПРОЩЕННЫЙ ВАРИАНТ ЗАДАНИЯ

Можно задать вопрос ученику: ”С кем бы ты хотел сидеть за партой? ”

Желательно выяснить последовательность предпочтений: в первую очередь, во вторую, в третью. После этого достаточно просто подсчитать, кого сколько человек выбрали. Нарисуйте структуру социального атома: три концентрических окружности диаметрами 5 , 8, 10 см. Внутренняя под номером один, средняя под номером два и внешняя под номером три.

Затем нужно заполнить пространство кругов маленькими кружочками с номерами детей по списку класса. Во внутренний поместить номера тех детей, которых выберут многие дети. Многие — это половина и больше в классе. Вероятно, что это те, с кем поддерживаются отношения, и они условно являются “лидерами” или “звёздами”.

Второй круг соберёт тех, с которыми хотели бы иметь отношения, они соберут примерно по трети состава класса. Они “предпочитаемые”.

Третий круг вместит в себя номера тех, кого можно назвать “пренебрегаемые”, количество выборов их невелико.

Тех детей, которых никто не выберет, можно назвать “ изолированными”.

Далее можно изучить связи каждого, кто вас заинтересует и вам помогут материалы, данные в начале методички.

Внимание — дети НЕ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ результаты ваших наблюдений и расчётов. Информация для них недоступна и с ними не обсуждается.