Психологическая практика №5

Институт специальной психологии и педагогики

Психологическая практика №5

Выполнила студента 6 курса заочного отделения 465С группы

Воловик Любовь Александровна

Приняла Николаенко Яна Николаевна

С-Петербург 2013

Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют след, который сохраняется на достаточно продолжительное время и при соответствующих условиях проявляется вновь и становится предметом сознания. (Лурия А.Р., 2006)

Память – важнейшая психическая функция, лежащая в основе обучения, которая обеспечивает целостность и развитие личности. В процессе психического развития происходит изменение способов запоминания, возрастает роль выделения в материале семантических связей, т.е., как и другие высшие психические функции, память из непосредственной превращается в опосредованную, из непроизвольной — в произвольную. Кроме того, происходит возрастание объема запоминаемого материала, увеличение прочности его удержания. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. (Горькина Е. В, 2011)

Изучением памяти у детей занимались как отечественные, так и зарубежные известные психологи (Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Занков Л.В., Божовская Л.И., Лурия А.Р., Лёзер Ф., Пиаже Ж., Фрейд З.), дефектологи и сурдопедагоги (Боскис Р.М., Дьячков А.И., Корсунская Б.Д., Рау Н.А., Рау Ф.А., Рау Ф.Ф., Соколянский И.А., Розанова Т.В., Лубовский В.И., Бланше А., Валад-Габель Ж.Ж., Гилль Ф.М., Мюллер Г.Э., Фаттер И.).

Необходимость ранней коррекционной работы с неслышащими детьми отмечалась передовыми сурдопедагогами конца XIX – начала XX века Н. М. Лаговским, Н. К. Паткановой, Ф. А. Рау, Н. А. Рау. В 50–70–х годах большой вклад в разработку различных вопросов обучения глухих дошкольников внесла Б. Д. Корсунская. В 70-80-х годах подход к формированию речи дошкольников с недостатками слуха во многом изменился (Л. П. Носкова), большое внимание стало уделяться развитию и использованию остаточного слуха детей в целях формирования у них устной речи (Е. П. Кузьмичева).

4 стр., 1731 слов

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе ознакомления ...

... по ознакомлению с природой для развития творческих способностей дошкольников Изучением развития способностей занимались многие ученые: Дж. ... - важнейший этап в развитии ребёнка. В этот возраст происходит интенсивное развитие личности, формирование сознания как ... целенаправленность детей, внимательность, умение поддерживать произвольную память, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и ...

Многие вопросы воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей, в том числе и раннего возраста, нашли отражение в работах Э. И. Леонгард.

Реабилитация глухих и слабослышащих детей раннего возраста включает в себя комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий: раннее выявление дефекта слуха, слухопротезирование (подбор ребенку индивидуального слухового аппарата, обеспечивающего необходимое звукоусиление), проведение педагогической коррекции с младенцами и детьми раннего возраста. (Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., 1995)

Л.М. Шипицына подчеркивает, что на речевое развитие ребенка оказывают положительное влияние устойчивое внимание, усидчивость, хорошая память, интеллектуальное развитие и др. Внимательный ребенок с хорошей памятью и хорошим общим развитием лучше и быстрее овладевает речью в специально созданных педагогических условиях, в связи с чем тема представляется актуальной. (Шипицына Л.М., 2009)

Объект: дети с нарушенным слухом.

Предмет изучения: зрительная и слуховая память.

Методы: структурированное наблюдение, беседа, экспертное наблюдение.

Методики: Розановой Т.Е.; Забрамной С.Д., Берштейна, Истоминой З.И., Бине–Симона. (более подробно в Приложении № 1).

Глава 1. Описание объекта и методов исследования

База исследования детей: ГБДОУ № 60 компенсирующего вида Невского района Санкт–Петербурга.

В исследовании приняли участие 9 детей среднего дошкольного возраста, имеющие нарушения слуха. Дети из разновозрастной группы, способны к пониманию речи, слухопротезированы.

Основной диагноз: двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3-4ст, осложенный ЗРР, алалией, резедуально-органическим поражением цнс, нарушением осанки. (Приложение 2)

Методы: структурированное наблюдение, беседа, экспертное наблюдение. Методики:

  1. «Узнавание фигур» (тест Берштейна, изучение уровня развития произвольной зрительной памяти).
  2. «Особенности зрительной памяти» (изучение особенностей зрительной памяти).
  3. «Запоминание цифр» (тест Бине-Симона, изучение объема слуховой произвольной памяти).
  4. «Десять слов» (по Лурии, изучение произвольной кратковременной и долговременной слуховой памяти).

(Забрамная С.Д., 2005, Чередникова Т.В., 2007).

Глава 2 Экспериментально-психологическое обследование

Исследование состояло из семи методик для выявления уровня развития памяти детей младшего дошкольного возраста. Обследование детей проводилось в индивидуальном порядке, в свободное от занятий время. Во время проведения обследования учитывались общие методологические требования, предъявляемые к обследованию детей. Методики на исследование слуховой памяти у детей использованы самые простые, т.к. некоторые дети не имели фразовой речи, соответственно, не могли повторить предложения, рассказ.

Карта наблюдений составлена студентом. (Приложение №3)

Анализ экспертной оценки выявил следующие проблемы: трудности в запоминании нового материала, забывание пройденного (2-3 недели назад).

По результатам диагностики выявлено, что среди детей с нарушением слуха преобладает нарушение долговременной слуховой памяти, небольшой ее объем, слаборазвита зрительная память. Это подтверждается и в литературе.

Таблица 1. Результаты изучения объема произвольной слуховой у дошкольников с нарушенным слухом

имя

возраст

объем пр.слух. памяти

количество названных цифр

1

Виктор

3г11мес

низкий

1

2

Андрей А

3г3мес

низкий

0

3

Максим

4г11мес

средний

3

4

Гюлнур

5л1мес

низкий

2

5

Дэвид

4г9мес

низкий

2

6

Дарья

3г9мес

низкий

1

7

Андрей П

5л2мес

низкий

2

8

Виктория

5л4мес

средний

3

9

Алексей

4г8мес

средний

3

Из данных, представленных в таблице видно, что у большинства дошкольников с нарушенным слухом уровень объема слуховой памяти низкий. Трое детей показали средний результат.

Таблица 2. Результаты изучения произвольной кратковременной и долговременной слуховой памяти у дошкольников с нарушенным слухом

имя

возраст

произв. кратк.

слух. память

кол–во назв.

слов 1р–5р

произв. долг. слух. память

кол–во назв.

слов

1

Виктор

3г11мес

низкий

2–3

низкий

2

2

Андрей А

3г3мес

оч. низкий

1–2

низкий

2

3

Максим

4г11мес

средний

2–3

низкий

2

4

Гюлнур

5л1мес

оч. низкий

1–2

оч. низкий

0

5

Дэвид

4г9мес

низкий

1–2

низкий

1

6

Дарья

3г9мес

низкий

1–2

оч. низкий

0

7

Андрей П

5л2мес

низкий

1–1

низкий

1

8

Виктория

5л4мес

средний

2–4

низкий

2

9

Алексей

4г8мес

низкий

1–1

низкий

1

Из данных, представленных в таблице видно, что у всех дошкольников с нарушенным слухом слаборазвита долговременная слуховая память, кратковременная слуховая память развита недостаточно, результаты группы неоднородны. Динамика после 5кратного предъявления не существенна.

Таблица 3. Результаты изучения развития произвольной зрительной памяти у дошкольников с нарушенным слухом

имя

возраст

зр. пр. память

количество названных фигур

1

Виктор

3г11мес

низкий уровень

2

2

Андрей А

3г3мес

низкий уровень

1

3

Максим

4г11мес

низкий уровень

2

4

Гюлнур

5л1мес

низкий уровень

1

5

Дэвид

4г9мес

низкий уровень

1

6

Дарья

3г9мес

низкий уровень

0

7

Андрей П

5л2мес

низкий уровень

0

8

Виктория

5л4мес

средний уровень

4

9

Алексей

4г8мес

низкий уровень

2

Из данных, представленных в таблице видно, что у большинства дошкольников с нарушенным слухом произвольная зрительная память находится на уровне ниже среднего согласно возрастной норме. Только один ребенок показал средний уровень.

Выполнение задания не вызвало особых затруднений у детей. Некоторые дети при запоминании проговаривали, на что похожа фигура («это шапка», «это грибочек», «огрызок яблока»).

Таблица 3. Результаты изучения особенностей зрительной памяти у дошкольников с нарушенным слухом

имя

возраст

зр. память

количество открыток

1

Виктор

3г11мес

низкий уровень

1

2

Андрей А

3г3мес

низкий уровень

1

3

Максим

4г11мес

низкий уровень

2

4

Гюлнур

5л1мес

низкий уровень

1

5

Дэвид

4г9мес

низкий уровень

2

6

Дарья

3г9мес

низкий уровень

2

7

Андрей П

5л2мес

низкий уровень

1

8

Виктория

5л4мес

низкий уровень

1

9

Алексей

4г8мес

низкий уровень

2

Из данных, представленных в таблице видно, что у большинства дошкольников с нарушенным слухом слаборазвита зрительная память. Дети пытались припомнить, где лежала та или иная открытка, перекладывали их несколько раз, чувствовали себя неуверенно, путали карточки местами. Задание оказалось для детей достаточно сложным.

На основании полученных результатов, была составлена коррекционно-развивающая программа по развитию слуховой памяти.

Глава 3. Коррекционно-развивающая программа по развитию слуховой памяти у детей младшего дошкольного возраста с нарушенным слухом

Коррекционно-развивающая программа включала в себя 10 занятий, которые проводились по подгруппам и индивидуально, каждое занятие проходило примерно 20 минут.

Занятие1.

Цель: Учить различать звучание двух различных музыкальных инструментов; развивать слуховое внимание, слуховую память.

Оборудование: ширма или экран, пальчиковый театр (заяц, лиса, медведь, лягушка); альтовая блок-флейта, колокольчик, маракас.

Ход занятия:

Орг. момент.

«На чем играл Зайка?»

«Кто в домике живет?»

Подведение итогов, прощание.

Трудности: детям трудно выдерживать последовательность ответов (отвечать друг за другом, а не хором), отвечать на конкретно поставленный вопрос (например, «на чем сначала играл зайка?»)

Занятие 2.

Цель: Различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под звуки барабана — шагать, под звуки бубна — прыгать.

Оборудование: барабан, бубен.

Ход занятия:

Орг. момент.

Подвижная игра «Прогулка»

«Повтори ритм»

Подведение итогов, прощание.

Трудности: повторение простого ритма вызвало заметные сложности у детей.

Занятие 3.

Цель: развивать слуховое восприятие, память, развивать зрительное восприятие и память, учить соотносить звук и изображение, развивать мелкую ручную моторику и координацию.

Оборудование: картинки с животными, запись голосов животных, альтовая блок-флейта

Ход занятия:

Орг. момент.

«Отыщи похожие звуки»

«Отгадай загадки»

«Угадай мелодию»

Подведение итогов, прощание.

Трудности: детям трудно припомнить, какая мелодия звучала первой, трудно договориться между собой без вмешательства педагога.

Занятие 4.

Цель: формировать у детей предпосылки к деловому общению, учить детей обращаться друг к другу, запоминать имена друг друга.

Оборудование: мяч, ширма, таблички с именами

Ход занятия:

Орг. момент

«Позови»

«Псевдонимы»

«Передай колокольчик»

Подведение итогов, прощание.

Трудности в запоминании 3-4 слов подряд

Занятие 5

Цель: развивать слуховое восприятие и память; учить ориентироваться в пространстве» повторять названия игрушек (или словаря по темам)

Оборудование: мелкие игрушки или муляжи; предметные картинки (по темам изучения)

Ход занятия:

Орг. момент

«Принеси игрушки»

«Угадай, что я ищу»

«Найди по памяти»

Подведение итогов, прощание.

Трудности самое сложное было последнее задание : запомнить где лежат игрушки и взять нужную с закрытыми глазами

Занятие 6

Цель:развивать слуховое восприятие, внимание и память, развивать зрительное восприятие и память, учить соотносить звук и изображение

Оборудование: запись голосов, картинки птиц и животных.

Ход занятия:

Орг. момент

«Голоса перепутались»

«Кто как голос подает»

Подведение итогов, прощание.

Трудности: дети хорошо справились с заданием

Занятие 7

Цель: развитие объема слуховой памяти

Оборудование: парные картинки

Ход занятия:

Орг. момент

«мемори»

«снежный ком»

Подведение итогов, прощание.

Трудности в запоминании 3-4 слов подряд

Занятие 8

Цель: развитие слухового восприятия, памяти и внимания

Оборудование: карточки с головоногами, ширма, бубен

Ход занятия:

Орг. момент

«Телеграфисты»

«Головоноги»

Подведение итогов, прощание.

Трудности дети очень отвлекались на незнакомые картинки, забывали названия

Занятие 9

Цель: развитие образной и слуховой памяти, внимания

Оборудование: бумага, карандаши, мелкие игрушки, геометрические фигуры

Ход занятия:

Орг. момент

«горная тропинка»

«сложи узор»

«чего не стало»

Подведение итогов, прощание.

Трудности: самое трудное было задание 1, дети путались, были не уверены

Занятие 10

Цель: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, внимания

Оборудование: игрушка-мышь, кларнет, шарф, ширма, рассказ в картинках

Ход занятия:

Рассказ «Гамельнский крысолов»

«что сначала, что потом»

Подвижная игра «высоко низко»

Орг. момент

Подведение итогов, прощание.

Глава 4. Вторичная диагностика

Таблица 1. Результаты изучения объема произвольной слуховой у дошкольников с нарушенным слухом

имя

возраст

объем пр.слух. памяти

количество названных цифр

1

Виктор

3г11мес

низкий

1

2

Андрей А

3г3мес

низкий

1

3

Максим

4г11мес

средний

3

4

Гюлнур

5л1мес

низкий

2

5

Дэвид

4г9мес

низкий

2

6

Дарья

3г9мес

низкий

2

7

Андрей П

5л2мес

низкий

2

8

Виктория

5л4мес

средний

3

9

Алексей

4г8мес

средний

4

Таблица 2. Результаты изучения произвольной кратковременной и долговременной слуховой памяти у дошкольников с нарушенным слухом

имя

возраст

произв. кратк.

слух. память

кол–во назв.

слов 1р–5р

произв. долг. слух. память

кол–во назв.

слов

1

Виктор

3г11мес

низкий

2–3

низкий

2

2

Андрей А

3г3мес

оч. низкий

1–2

низкий

1

3

Максим

4г11мес

средний

2–3

низкий

2

4

Гюлнур

5л1мес

оч. низкий

1–2

оч. низкий

0

5

Дэвид

4г9мес

низкий

1–2

низкий

1

6

Дарья

3г9мес

средний

2–2

низкий

1

7

Андрей П

5л2мес

низкий

1–1

низкий

0

8

Виктория

5л4мес

средний

2–4

низкий

2

9

Алексей

4г8мес

низкий

1–1

низкий

1

Таблица 3. Результаты изучения развития произвольной зрительной памяти у дошкольников с нарушенным слухом

имя

возраст

зр. пр. память

количество названных фигур

1

Виктор

3г11мес

низкий уровень

2

2

Андрей А

3г3мес

низкий уровень

1

3

Максим

4г11мес

низкий уровень

2

4

Гюлнур

5л1мес

низкий уровень

1

5

Дэвид

4г9мес

низкий уровень

1

6

Дарья

3г9мес

низкий уровень

1

7

Андрей П

5л2мес

низкий уровень

0

8

Виктория

5л4мес

средний уровень

3

9

Алексей

4г8мес

низкий уровень

2

Таблица 3. Результаты изучения особенностей зрительной памяти у дошкольников с нарушенным слухом

имя

возраст

зр. память

количество открыток

1

Виктор

3г11мес

низкий уровень

2

2

Андрей А

3г3мес

низкий уровень

1

3

Максим

4г11мес

низкий уровень

2

4

Гюлнур

5л1мес

низкий уровень

1

5

Дэвид

4г9мес

низкий уровень

2

6

Дарья

3г9мес

низкий уровень

2

7

Андрей П

5л2мес

низкий уровень

0

8

Виктория

5л4мес

низкий уровень

1

9

Алексей

4г8мес

низкий уровень

2

Заключение

В рамках данной работы мы исследовали развитие слуховой и зрительной памяти младших дошкольников с нарушенным слухом.

В ходе проведенных психо-коррекционных занятий, существенно не улучшились показатели слуховой памяти.

Произвольная слуховая память у младших дошкольников экспериментальной группы находится на достаточно низком уровне у всех детей, не зависимо от возраста и других факторов.

Результаты исследования неоднородны. Можно предположить, что на развитие того или иного вида памяти влияют различные факторы (концентрация внимания, развитие речи, проговаривание слов для их лучшего запоминания, частота занятий с педагогом и работа родителей с ребенком).

Из литературы по данному вопросу понятно, что степень запоминания у ребенка зависит от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями, в связи с чем образная память у дошкольников развита лучше, чем слуховая. По данным исследований, обнаружилось, что запоминание слов затруднено у детей с нарушенным слухом из-за из-за бедности связей между значениями и слабой их системной упорядоченности. Была выявлена прямая зависимость между частотой употребления слов в речи детей и эффективностью их запоминания. Это свидетельствует о том, что обогащение речевого общения детей обеспечивает и совершенствование их памяти. Что подтвердилось в ходе исследования.

Можно сделать следующие выводы:

– зрительная память младших дошкольников с нарушенным слухом развивается в соответствии с возрастными закономерностями, но она ниже, чем у слышащих сверстников,

– уровень развития слуховой памяти у детей с нарушенным слухом ниже среднего, на него особенно влияет проговаривание запоминаемого материала,

– уровень непроизвольного объема памяти ниже, чем произвольного,

– на уровень памяти оказывают положительное влияние устойчивое внимание, усидчивость.

Еще с дошкольного, а лучше с раннего возраста необходимо начинать работу с детьми, которая обеспечивала бы развитие зрительного внимания и восприятия, слухового восприятия, речи в деятельности. Все это будет способствовать развитию всех видов памяти.

Библиография

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002
  2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988
  3. Горькина Е. В. Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха // http://www.moluch.ru/archive/28/3154/ / 15.01.2012
  4. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя /Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993
  5. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол. – мед.-пед. комис. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005
  6. Зыкова Т.С., Соловьева Т.А. Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением слуха – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 2007
  7. Лёзер Ф. Тренировка памяти. Под ред. Корсаковой Н.К. – М.: Мир, 1979
  8. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии – СПб.: Питер, 2006
  9. Психология глухих детей. Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. – М., 1971
  10. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2002
  11. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/(Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.); под ред. Е. А. Стребелевой. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004
  12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000
  13. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008
  14. Чередникова Т.В. поверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов. – СПб.: Речь, 2007
  15. Шипицына Л.М. ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе. – СПб.:Речь, 2009
  16. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. – М.: Просвещение, 1995

Приложение 1

Перечень методик, используемых в эксперименте.

Использовались методики Розановой Т.Е.; Забрамной С.Д., Берштейна, Истоминой З.И., Бине–Симона. (Забрамная С.Д., 2005), (Чередникова Т.В., 2007).

Методика №1 «Узнавание фигур» (тест Берштейна) для детей 6–7лет. Адаптирована к дошкольникам среднего возраста.

Цель: Определить уровень развития произвольной зрительной памяти.

Ребенку предъявляют для запоминания таблицу 1, где нарисованы 9 геометрических фигур-эталонов.

Инструкция. Взрослый говорит «Рассмотри внимательно фигуры, которые я покажу, постарайся их запомнить». Время демонстрации 10 с. Сразу после показа, предъявляют таблицу 2, где фигуры–эталоны расположены в случайном порядке среди других фигур. Ребенок должен опознавать среди них те, которые он запомнил.

Оценка результата: низкий уровень – ребенок принимает задание, может опознать в таблице 2 до 1-2 фигуры; средний уровень – 3-4 фигуры; высокий уровень – 5-6 фигур; очень высокий уровень – 7-9 фигур.

Методика №2 «Особенности зрительной памяти»

Цель: определить особенности зрительной памяти.

Оборудование: девять картинок–открыток.

Ход занятия: перед ребёнком кладём 9 картинок. Даём инструкцию: «Посмотри, как расположены картинки». Затем картинки убираются, и ребёнку предлагается следующая инструкция: «Возьми картинки и положи их, так как они лежали в самом начале».

Оценка результата: низкий уровень – 1-2 правильно положенные открытки; средний – 3-5; высокий – 6-8; очень высокий – 9.

Методика №3 «Запоминание цифр» (из теста Бине-Симона) для детей от 2,5 лет.

Цель: определить объем слуховой произвольной памяти.

Ребенку предлагают запомнить увеличивающиеся ряды цифр, заданных в случайном порядке, начиная с 2 цифр в ряду. Если с первого раза ребенок не повторил предъявленный ряд цифр в заданной последовательности, то ему прочитывают другой ряд с таким же количеством цифр. При двух неудачах подряд задание прекращают. При правильном повторе переходят к запоминанию большего ряда цифр.

Максимальное число цифр, которое может запомнить ребенок, неодинакова у детей разного возраста. Норма для детей 3 лет – 3 цифры, для 4-5 лет – 4 цифры.

Оценка результата: низкий уровень – 1цифра, средний – 2 (для 3 лет), 3 (для 4-5 лет); высокий – 3 (для 3 лет) и 4 (для 4-5 лет); очень высокий – 4 и больше (для 3 лет) и 5 и больше (для 4-5 лет).

Методика №4 Тест «Десять слов» (по Лурии).

Цель: изучение произвольной кратковременной и долговременной слуховой памяти.

Ребенку предлагают повторить знакомые одно– и двухсложные слова, не связанные между собой по смыслу. Условие проведения теста – полная тишина.

Материал для исследования: 10 слов: стол, конь, книга, часы, брат, груша, кошка, огонь, окно, лампа.

Инструкция. «Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке».

Всего проводится 5 предъявлений слов, т.е. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, опять произносятся те же 10 слов: «Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их, и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь». Перед пятым предъявлением скажите: «Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше».

Оценка результатов: низкий уровень – после первого предъявления 1 слово, после 5 – 1-2, средний – после первого предъявления 2, после 5 – 3-4; высокий – 1 предъявление 3 слова, после 5 – 5-6; очень высокий – после первого предъявления ребенок воспроизводит 4 слова, после 5 – 7-8.

Далее делается перерыв в 1 час и, не называя слов, малыша просят вспомнить все слова – это показатель долговременной слуховой памяти. Долговременная память считается хорошей, если дошкольник (для 4 лет) припомнил 6 слов, 7-8 слов (для 5-6 лет).

Оценка результатов: низкий уровень – 1-2 слова, средний уровень – 3-4 (для 3 лет), 4-5 (для 4 лет), высокий 5(для 3 лет), 6 (для 4 лет) слов, оч. высокий уровень – 6 слов (для 3 лет) и 7слов (для 4 лет).

Приложение № 2

Список детей ГБДОУ №60 на 2012-2013 учебный год

Разновозрастная группа для детей с нарушением слуха №4

Имя ребенка

Дата рожд.

Возраст ребенка на 11.12.

Диагноз

Сопутствующий диагноз

Виктор

12.2008

3г11мес

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость IIIст

ЗРР, алалия, пирамидная недостаточность, аллергический ринит, п/в стоп

Андрей А

08.2009

3г3мес

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость II-IIIст. КИ

Сенсомоторная алалия, рахит, приведенные стопы, ФСШ, ИМВП

Максим

12.2007

4г11мес

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость III-IVст., КИ

Гипоксическое поражение цнс, резидуальная энцефалопатия, сегментарная цервикальная недостаточность, сенсорная алалия, п/в стоп, ФСШ, ИМВП

Гюлнур

10.2007

5л1мес

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость II-IIIст.

Токсико-гипоксическое поражение цнс, гидроцефальный синдром, ЗМР, моторная алалия

Дэвид

01.2008

4г9мес

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость III-IVст.

Алалия, аденоиды

Дарья

01.2009

3г9мес

Двусторонняя нейросенсорная тугоухость II-IIIст.

ТЗРР, ИМВП, аллергический ринит

Андрей П

09.2007

5л2мес

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость IVст.

Моторная алалия, пв стопы, аденоиды

Виктория

06.2007

5л4мес

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость I-IIст., ОНР

Резедуально-органическое поражение цнс, пирамидная недостаточность, моторная алалия, ЗПМР, нарушение осанки, варусная деформация стоп, пупочная грыжа

Алексей

03.2008

4г8мес

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость IIIст.

Сенсомоторная алалия, миопия слабой степени, резидуально-гипоксически-геморагическое поражение цнс, G99.8/H90.0/F80.2/F80.3

Аня

06.2006

6л5мес

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость IIст.

Гипоксическое поражение цнс, ДЦП, ЗПМР, ММД, нарушение осанки, пв стопы, ГНМ, аденоиды 2 ст

Альбина

05.2006

6л6мес

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость IVст., КИ

Последствия ишемически-гипоксического поражения цнс, мозговая недостаточность, хрнический аденоидит 2ст, пв стопы, нарушение осанки, смешанный астигматизм

Приложение №3

может запомнить в ситуации дидактической игры 4-5 названий предметов

запоминает движения на музыкальном занятии

запоминает новые слова

соотносит их с картинкой

знает, где лежат его вещи

может рассказать (устно, используя жесты, дактиль), что было вчера

знает ритм знакомых песен

24