План
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие и подходы к готовности к школьному обучению……………..4
2. Психологическая готовность к школьному обучению…………………12
3. Готовность к школе в соответствии с требования ФГОС……………….15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19
Введение
Проблема готовности к школьному обучению является едва ли не самой острой и актуальной проблемой современного образования. По данным самых разных исследователей, более половины детей восьмого года жизни приходят к школу психологически неготовыми, что ведет к возникновению у них с самого начала обучения серьезных трудностей и проблем. Введение в дошкольное образование новых занятий, методик, программ ничего качественно не меняет в психическом развитии приходящих в школу детей.
Школа предъявляет особые требования к будущему первокласснику.
В последнее время проблема определения готовности детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений прикладной психологии. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе — это только один из аспектов задачи.
Объектом исследования является феномен готовности детей к школьному обучению.
Предмет исследования — психологические аспекты готовности детей обучению в школе.
Цель работы — выявить специфику проблемы готовности детей к школьному обучению.
В отечественной психологии рассмотрение проблемы готовности к школьному обучению начинается с трудов Л.С. Выготского и содержится в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой, Е. Е. Кравцовой, Н.В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова, Н. Ф. Гуткиной и др.
Понятие и подходы к готовности к школьному обучению
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности, т. е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе. Л.И.Божович еще в 60-е гг. указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, способности к познавательной деятельности. Аналогичные взгляды развивал А. В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированное механизмов волевой регуляции.
Диагностика психологической готовности детей к школе
... уровня развития мотивационной сферы. . Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов. . Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Это компонент включает в себя ...
На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению — многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Так, Л. И. Божович выделяет несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них — определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе ею признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения[1972, с. 24]:
1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;
2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».
Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности — главный камень преткновения психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе — вопрос, весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что, с однойстороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.
изучение особенностей формирования коммуникативной готовности ...
... ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является ... способности. Актуальность данного исследования обусловливается также важностью духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, новыми социокультурными приоритетами и насущными требованиями педагогической ...
Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается ……..
Список литературы
Анищенко О. Возможность формирования контроля у дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1979. — № 11. — С. 48-50.
Анищенко О. Некоторые стороны учебной деятельности // Дошкольное воспитание. — 1983. — № 6. — С. 36-37.
Анищенко О. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание. — 1979. — № 5. — С. 39-41. 23. Бугрименко Е. Ролевая игра как средство организации самоконтроля // Дошкольное воспитание. — 1980. — № 10. — С. 35-37.
Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. — М. : Педагогика, 1989. — 560 с. — (Труды д. чл.-кор. АПН СССР).
Бачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М.: Ось-89, 2002. 223 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование).
— М. : Просвещение, 1968. — 464 с. (Акад. пед. наук СССР).
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968.
Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. — 2-е изд. — М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. — 352 с.
Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.Г. Зинченко. — М.: АСТ, 2009. — 633 с.
Бурменская Г.В., Карабанова О.А, Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. 136 с.
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Ч. 1. М.: Генезис. 2001. 160 с.
Венгер Л.А. Достижения в изучении психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. — 1987. — № 11. — С. 57-60.
Волков, Б. С. Детская психология : логические схемы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: ВЛАДОС, 2002.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 1997.
Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию : учеб.пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
Гуткина Н.Ф. Психологическая готовность к школе. — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2004. — 208 с.
Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. — 1997. — № 1 — С. 3-18.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Науч.- исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
Дошкольное воспитание №5, 1989
... в предыдущей статье (Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно формирование игровых умений осуществляется в совместной игре взрослого с ребенком (детьми), где взрослый выступает ... уделить время для игры с одним ребенком или парой детей, преследуя цель формирования у них и/ умений. Первоначально необходимо задачу формирования у детей иных действий с сюжетными играми. Для ...
Кравцова, Е. Е. Современные методы подготовки детей к школе / Е. Е. Кравцова // Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1999. — С. 3-25.
Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика / В.В. Краевский, А.В. Хуторский. — М.: Академия, 2007. — 352 с. — ISBN 978-5-7695-2928-3.
Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 12. — С. 61-68.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе : пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М. :Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 288 с.
Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 336 с.
Татьянченко Д.В. Организационно-методическиеусловия развития общеучебных умений школьников / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Школьные технологии. — 2002. — № 5. — С. 42-55.
Усова А.В. Совершенствование методики формирования учебных умений — необходимое условие повышения эффективности учебного процесса // Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников : сб. науч. тр. ; под ред. В.В. Краевского, А.В. Усовой. — М., 1981. — 80 с.
Усова А.В. Формирование у учащихся общеучебных умений / А.В. Усова, А.А. Бобров. — М. : Знание, 1987. — 80 с.