Психоанализ зигмунда фрейда

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – знаменитый австрийский психиатр и психолог, основоположник психоанализа. Когда Фрейд впервые представил общественности результаты разработанного им психоаналитического метода (лечение беседой, во время которой пациентам, лежащим на кушетке, предлагалось называть свободные ассоциации), они были встречены с недоверием и даже враждебно. Представления об эдиповом комплексе1, о том, что сексуальное влечение является важным побудительным импульсом человеческого поведения, и тот факт, что людьми управляет не разум, а инстинкты, — все это оскорбляло «викторианские»2 взгляды европейцев. Такую реакцию Фрейд объяснял сопротивлением общества мучительной истинности своих идей.

 

1) Что такое психоанализ?

Психоанализ – это одно из направлений психотерапии. Представляет собой лечение разговором, метод свободных ассоциаций, и направлен на то, чтобы помочь человеку познать самого себя. На практике это выглядит так: пациент лежит на кушетке и говорит все, что хочет, не контролируя себя, но в тоже время и осознавая то, что говорит. Идет свободный поток ассоциаций. Пациент рассказывает о своем детстве, жизни, снах, трудностях. Терапевт слушает, стараясь не мешать ему. Через какое-то время естесственный поток прекращается, и человек начинает что-то вспоминать.

Фрейд является основателем классического психоанализа и о своем методе он говорит следующее: «Этот материал из мыслей, который больной не ценит и отбрасывает от себя, представляет для аналитика руду, из которой он с помощью простого искусства толкований может извлечь драгоценный металл».

  1) Что такое психоанализ? Психоанализ – это одно из направлений психотерапии. Представляет собой лечение разговором, метод свободных ассоциаций,…

Теория психоанализа Фрейда

Психоанализ – это первая система психологии, предметом которой является не отдельно взятый аспект проблемы человека, а сам человек как целостная личность. В отличие от метода традиционной психологии, ограниченной изучением частных феноменов, Фрейд выдвинул свой метод, давший ему возможность изучать личность в целом, а также понять, что вынуждает человека поступать так, а не иначе. Этот метод – анализ свободных ассоциаций. Cвободная ассоциация, как выяснил Фрейд, через достаточно длительное время подводила пациента к забытым событиям, которые он не только вспоминал, но и вновь переживал эмоционально.

26 стр., 12767 слов

Психоанализ о кино и кино о психоанализе

... держаться лишь в исключительных случаях допускает этот диалог. Наконец, есть диалог сцены представляющий нам споры и столкновения между персонажами, это основной диалог в кино. Но ... диалогов и молчания создает над визуальным и звуковым измерениями более сложную матрицу, представляющую первым двум свои требования. для большей точности также понадобилось бы проанализировать в ...

 

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а уже через год начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. Самонаблюдение он считал обязательным фактором для постижения психоанализа, т.к. был убежден, что психоанализом овладевают прежде всего на самом себе, при изучении своей личности.

 

3) Психический детерминизм – основной принцип психоанализа Фрейда

Душевная жизнь – это «последовательный непрерывный процесс».

Каждая мысль/чувство/действие имеют свою причину, вызываются сознательным или бессознательным намерением и определяются предшествующим событием. Некоторые проявления душевной жизни кажутся спонтанными и беспричинными, но это не так. В этих случаях Фрейд начинает искать и находит скрытые связи, которые соединяют одно сознательное проявление душевной жизни с другим.

В душевной жизни Фрейд выделяет 3 уровня: сознание, предсознание и подсознание (бессознательное).

Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующими мыслью и чувством, то эту связь нужно искать в бессознательном.

Бессознательное и предсознательное отделены от сознательного особой психической инстанцией – «цензурой».

Функции цензуры:

1. вытесняет в область бессознательного мысли и чувства, которые неприемлет и осуждает сама личность

2. оказывает сопротивление бессознательному, которое стремится проявиться в сознании

 

  Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а уже через год начал…  

Побуждения, инстинкты и принцип равновесия

Инстинкты – это силы, побуждающие человека к действию. Инстинкты имеют 2 вида аспектов – физические и психические. Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потребностями, психические – желаниями.

Инстинкт содержит 4 компонента:

 

1. источник – потребности, желания

2. цель – заключается в том, чтобы дать организму то, в чем он испытывает потребность или что он в данный момент желает.

3. импульс – энергия, сила и напряжение, которые используются для удовлетворения инстинкта

4. объект – те предметы или действия, которые удовлетворяют первоначальную цель.

Пример проявления этих компонентов у человека испытывающего жажду:

Тело обезвоживается и начинает нуждаться в жидкости (источник инстинкта – жажда, потребность в жидкости).

По мере нарастания жажды возрастают напряжение и энергия (импульс), направленные на ее удовлетворение. Цель состоит в том, чтобы уменьшить это напряжение и ликвидировать жажду. Объектом в данном примере является не только жидкость, но и все действия, направленные на поиск влаги, а также и сам акт потребления жикости.

Человек, испытывающий потребность, будет продолжать поисковую деятельность до тех пор, пока не удовлетворит эту потребность и связанное с ней напряжение. Напряжение и релаксация поочередно сменяют друг друга. Идеальным считается состояние покоя, равновесия, соответствующее внутриутробной жизни.

Если человек жадно поглощает еду, значит он голоден, если кричит, значит у него что-то болит. Поэтому, рассматривая поведение, сон или любой другой психический процесс, нужно искать стоящие за ним побуждения и желания.

 

Существует большое разнообразие инстинктов. Фрейд пытался свести их к двум основным группам:

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... который на педагогической почве возродил идею Аристотеля о жизни как внутреннем развитии. Осознание наличия в человеческом развитии дифференцированных этапов и, в частности, такого своеобразного периода, ... этому опыту, но его схема говорит об открытии роли «сшибок» противоположных эмоциональных установок (потребность в пище – с одной стороны, срах – с другой) в возникновении глубоких ...

— поддерживающие жизнь (сексуальные)

— разрушающие жизнь (деструктивные)

Большинство наших мыслей и действий не связаны ни с одним из этих инстинктов, а являются результатом их взаимодействия и взаимовлияния.

По мнению Фрейда, «каждый из этих двух обобщенных инстинктов (сексуальный и деструктивный) имеет свой источник энергии».

— Либидо (лат. желание) – энергия инстинктов жизни

— Агрессивная – энергия деструктивных инстинктов

Обнаружение и канализация психической энергии – одна из основных проблем в понимании личности.

 

Инстинкт содержит 4 компонента:   1. источник – потребности, желания

Психосексуальные стадии развития

В самом начале жизни инстинкт самосохранения и половое влечение неотделимы. Но в отличие от инстинкта самосохранения, половое влечение обладает способностью к сложной трансформации.

 

1. Оральная стадия развития

Основная потребность ребенка после рождения – питание. Поэтому большая часть энергии-либидо сосредоточена в области рта. Во время кормления ребенка утешают лаской, покачивание и уговорами – что помогает уменьшить напряжение. Таким образом, рот – первая область организма, которой ребенок может управлять и раздражение которой приносит максимум удовольствия.

2. Анальная стадия развития

Проходит в возрасте 2-4 лет. По Фрейду, на этой стадии развития у ребенка формируются такие черты характера как чрезмерная аккуратность, бережливость и упрямство. Фрейд называет это «анальным характером»

3. Фаллическая стадия развития

Начинается примерно с трех лет. В этот период детства сексуальность достигает вершины. Основным объектом либидо становится родитель противоположного пола. Мальчик влюбляется в мать и одновременно любит и ревнует отца (Эдипов комплекс); девочка – наоборот (комплекс Электры).

Выходом из конфликта является отождествление себя с конкурирующим родителем. Так формируется основа морали – супер-Эго и возможность активного подавления сексуальных влечений.

4. Латентный период

5-12 лет. К 5 годам сексуальная напряженность у ребенка ослабевает, и он переключается на учебу, спорт, различные увлечения.

5. Генитальная стадия

Стадия половой зрелости. В подростковом и юношеском периоде сексуальность оживает с новой силой. Сначала она проявляется в эротических сновидениях, а потом энергия-либидо полностью переключается на полового партнера.

Эти стадии представляют собой нормальное развитие личности, однако нередки случаи, при которых вытеснение инфантильных сексуальных представлений совершается неполностью, и тогда «ущемленный комплекс» проявляется в виде ошибочных действий, оговорок, в сновидениях, а в более тяжелых случаях — в форме невротических расстройств.

 

 

  1. Оральная стадия развития Основная потребность ребенка после рождения – питание. Поэтому большая часть энергии-либидо сосредоточена в области…

Структура личности по Фрейду

В структуре личности Фрейд выделяет Оно, Я и Сверх-Я. (или Ид, Эго и Супер-Эго)

Оно – первоначальная, центральная и наиболее архаичная часть личности. Оно, считает Фрейд, «содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено в конструкции. Оно служит источником энергии для всей личности, но бессознательно.

12 стр., 5583 слов

Социология личности — историческое развитие и актуальные проблемы

... пределы, определяемые общечеловеческими, общегражданскими предписаниями, типом социально-экономического и социально-политического развития, степенью экстремальности ситуации. Личность делает выбор среди ролей, предложенных обстоятельствами социальной среды, среди возможных ...

Я развивается из Оно, но, в отличие от Оно, находится в постоянном контакте с внешним миром. Я защищает Оно, но при этом и питается его энергией. Развиваясь, Я постепенно обретает контроль над Оно. Таким образом Оно реагирует на потребности, Я – на возможности. Я постоянно находится пот воздействием внешних (среда) и внутренних (Оно) импульсов. Нарастание этих импульсов сопровождается напряжением, чувством неудовольствия, уменьшение – релаксацией, чувством удовольствия. Я, считает Фрейд, стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия.

Сверх-Я развивается из Я и представляет собой некое хранилище выработанных обществом моральных установок и норм поведения.

Функции Сверх-Я, по Фрейду:

1. Совесть (судит, ограничивает, запрещает/разрешает сознательную деятельность

2. Самонаблюдение

3. формирование идеалов

Фрейд подчеркивает, что «Сверх-Я ребенка конструируется не по модели его родителей, а по модели Сверх-Я его родителей».

 

Основная цель взаимодействия всех трех систем – Оно, Я и Сверх-Я – поддерживать/восстанавливать оптимальный уровень динамичного развития душевной жизни, увеличивая удовольствия и сводя до минимума неудовольствие.

Оно – первоначальная, центральная и наиболее архаичная часть личности. Оно, считает Фрейд, «содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что… Я развивается из Оно, но, в отличие от Оно, находится в постоянном контакте с… Сверх-Я развивается из Я и представляет собой некое хранилище выработанных обществом моральных установок и норм…

Механизмы защиты

От напряжения, испытываемого ноя воздействием различных сил (внутренних, внешних), Я оберегает себя с помощью таких защитных механизмов, как вытеснение, отрицание, рационализация, реактивные образования, проекция, изоляция, регрессия и сублимация.

Вытеснение — удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих напряженность. Однако вытесненные в бессознательное, эти «комплексы» продолжают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода «наружу». Поэтому для удерживания их в бессознательном требуется постоянный расход энергии.
Отрицание — это попытка не принимать за реальность события, нежелательные для Я. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. В качестве характерного примера Фрейд приводит воспоминания Чарльза Дарвина: «В течение многих лет я следовал золотому правилу, а именно, когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили моим основным результатам, я незамедлительно записывал это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные».
Рационализация — это нахождение приемлемых причин и объяснений для неприемлемых мыслей и действий. Естественно, что эти «оправдательные» объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели их истинные мотивы.
Реактивные образования — это поведение или чувства, противопоставляемые желанию; это явная или неосознанная инверсия желания.
Проекция — это подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку.
Изоляция — это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок, играя, может «дать» ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.
Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Даже здоровые люди, чтобы как-то защититься от постоянного эмоционального прессинга, «спустить пар», время от времени прибегают к различным формам регрессии. Они курят, напиваются, ковыряют в носу, лепечут по-детски, читают бульварные романы, портят вещи, верят мистификаторам, рискованно водят автомобиль и делают еще массу «глупостей».
Сублимация — это наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество. Сублимированная энергия, по мнению Фрейда, создает цивилизацию.
Таким образом, «механизмы защиты — это способы, с помощью которых Я защищает себя от внутренних и внешних напряжений». Эти механизмы, в понимании Фрейда, играют значительную роль в патогенезе неврозов. Невротический синдром есть следствие неудавшегося защитного процесса. Психоневроз — проявление защиты сознательной части душевной жизни от неприемлемых переживаний и стремлений. С механизмами вытеснения, в частности, Фрейд связывает некоторые симптомы истерий, импотенцию, фригидность, психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язва желудка).

16 стр., 7720 слов

Глава 2. Зигмунд Фрейд и психоанализ

... чувство неадекватности, является в конце концов главной задачей становления личности. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОАНАЛИЗ ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ Уважаемые дамы и господа! Все это время, ... характер своих описаний женской сексуальности и ее изменений. Женская сексуальность, согласно Фрейду, представляет собой разочаровавшуюся мужскую сексуальность, вместо того чтобы отражать чисто женские ...

Для невроза навязчивых состояний характерными являются механизмы изоляции и реактивного образования.
Принципиальная цель психоаналитика состоит в том, утверждает Фрейд, «чтобы усилить Я, сделать его более независимым от Сверх-Я, расширить поле его восприятия и усовершенствовать его организацию, чтобы оно могло освоить новую порцию Оно».

 

Вытеснение — удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих напряженность. Однако вытесненные в…  

Основные положения психоанализа

1. Психический детерминизм

2. Человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями

3. Попытки осознания этих влечений бессознательны

4. Попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов

5. Помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства

6. Конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям (невроз, невротические черты характера, страх, депрессия и т.д.)

3 стр., 1325 слов

Иррационализм и философия жизни.Психоанализ и философия неофрейдизма

... Психоанализ - метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце 19 - начале 20 веков австрийским врачом Зигмундом Фрейдом. ... «Два источника морали и религии» - становилось событием европейской интеллектуальной жизни. Центральные понятия его философии - «чистая длительность» как истинное, конкретное ...

2. Человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями 3. Попытки осознания этих влечений бессознательны 4. Попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов

Научные работы.

Многие работы Фрейда, такие как «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Я и Оно» (1923) про праву считаются научной классикой. В 1900 году выходит его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые публикует важнейшие положения своей концепции. Дополняет он их в своей следующей книге «Психопатология обыденной жизни» (1901).

Постепенно его идеи приобретают признание. В 19010 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория становится особенно популярной.

 

10) «Введение в психоанализ»

Наиболее систематизировано основы психоанализа изложены в его работе «Введение в психоанализ». Она была написана в 1916-1917 года и дополнена самим автором в 1930-х. Это учение о психоанализе повлияло на развитие медицины, психиатрии и философии в XX веке, а сам Фрейд получил за него литературную премию имени И.В.Гете.

Книга представляет из себя сборник его лекций (28 шт) и разделена на 3 части:

— Ошибочные действия

— Сновидения

— Общая теория неврозов

 

В введении Фрейд указывает на трудности, связанные с психоанализом:

— сложность преподавания психоанализа и обучения ему

(при аналитическом лечении не происходит ничего, кроме обмена словами между пациентом и врачом, в отличие от медицины, где все наглядно, от хирургии, где можно провести хирургическое вмешательство и сделать операцию, и от психиатрии, где можно наблюдать изменения в мимике и поведении пациента)

— стиль мышления большинства людей далек от психоаналитического

(мы привыкли обосновывать функции организма анатомически. Психологический подход многим чужд и они привыкли относиться к нему с недоверием, считая его ненаучным и ставя его в один ряд с непрофессионалами и мистиками)

— Двумя своими положениями анализ «оскорбляет весь мир и вызывает к себе его неприязнь»

— Психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни (когда мы, наоборот, привыкли идентифицировать психическое и сознательное);

— Большую роль в возникновении нервных и психических заболеваний играют сексуальные влечения. Эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человека, соответственно, их вклад нельзя недооценивать.

В введении же Фрейд формулирует основной смысл психоанализа: «Он предлагает психиатрии недостающую ей психологическую основу, благодаря которой становится понятным сочетание соматического нарушения с психическим»

В первой части Фрейд рассуждает об ошибочных действиях, которыми он называет различные оговорки, описки, очитки, ослышки, забывания, запрятывания и затеривания вещей. Фрейд уточняет, что такие действия не имеют ничего общего с болезнью, наблюдаются у любого здорового человека и встречаются настолько часто, что никто не обращает на них внимания.

23 стр., 11358 слов

2. Психоанализ и теория неосознаваемой психологической установки: ...

... рассмотрение интересующей нас проблематики, ибо, в отличие от других направлений, психоанализ и теория неосознаваемой психологической установки предоставляют в наше распоряжение два совершенно разных ... установки от все еще доминировавшей в современной буржуазной науке теории бессознательного психического - теории Фрейда. III. Система категорий. О психологической сущности и оперативных возможностях ...

 

Фрейд не считает, что любое ошибочное действие имеет смысл, хотя считает это весьма вероятным. Он также уверен, что самым важным в ошибочном действии является намерение.

 

Он приводит много примеров ошибочных действий разных видов, допустим, случай из жизни его брата:

Он должен был против своей воли сделать визит за город по железной дороге, но когда делал пересадку, он по ошибке сел в поезд, который доставил его обратно в город. (действие «по ошибке»)

Пример затеривания/запрятывания вещей:

Мы теряем вещи, в случае если они нам не нравятся, если они испортились или если мы намерена заменить их лучшими.

В общественной жизни были сделаны наблюдения, что нежеланные и внебрачные дети намного болезненнее, чем законные. Причина этого – небрежность в уходе за детьми. То же самое проявляется и в бережном отношении к вещам.

 

Фрейд пишет, что люди порой подходят очень близко к пониманию ошибочных действий и их смысла, из чего следует, что их нельзя считать просто случайными, бессмысленными и лишенными психоаналитического объяснения.

 

Во второй части объектом его психоаналитического исследования становятся сновидения.

Рассматривает:

— трудности и попытки понимания

— технику толкования

— явные и скрытые смыслы содержания

— символику сновидений

— основные архаические черты сновидений и их инфантилизм

Основная проблема: нужно ли рассматривать сновидения в психоанализе?

Фрейд пишет, что спящему можно внушить, о чем должно быть его сновидение, но никогда нельзя повлиять на то, что он увидит во сне. Механизм работы сновидения не поддается чужому воздействию. Сновидение лишь отвечает на влиявшие на него физические или психические раздражители, в этом и проявляется своеобразие и самостоятельность нашей жизни во сне.

 

В третьей части Фрейд рассказывает об общей теории неврозов.

Затрагивает такие понятия, как

— психоанализ и психиатрия

— бессознательное

— сексуальная жизнь

— либидо

— сексуальная организация

— этиология

— нервозность

— страх

— нарциссизм

— аналитическая терапия

 

 

  10) «Введение в психоанализ» Наиболее систематизировано основы психоанализа изложены в его работе «Введение в психоанализ». Она была написана в…

Заключение

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод — психоанализ, для объяснения работы которого и были собственно созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование, которое пациент некритично понимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис: принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Поскольку основа такого выздоровления связана с внушением, эта терапия была названа директивной — в отличие от той, которая основана на равноправных отношениях пациента и врача.

6 стр., 2914 слов

Зигмунд Фрейд психоанализ

... в новую научную дисциплину.   Основные идеи психоанализа В теории психоанализ нацелен на выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, на раскрытие и понимание механизмов функционирования психики ... открытий. Но Фрейд не мог ждать. Его пациенты нуждались в помощи. Страстное желание как можно скорее найти новое терапевтическое средство, энтузиазм, отчаяние Фрейда прекрасно видны ...

Ни одно течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей, настолько проникли в «кровь» западной культуры, что многим ее представителям значительно легче мыслить ими, чем игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается резкой критике.

Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда его последователями основные подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся прежде всего следующие положения:

1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;

2) представление о развитии как адаптации к среде; хотя среда и не является всегда и полностью враждебной, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;

3) представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных;

4) идея о том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенного изменения эта структура в дальнейшем не претерпевает.

И все-таки почему именно З. Фрейд стал основоположником психоанализа? Я считаю, потому что именно Фрейду удалось проникнуть в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, «преисподнюю» психики.

Действительно, Фрейду удалось доказать, что мышление душевнобольных и невротиков отличается как раз такими чертами, которые сближают их с примитивными людьми.

 

 

Примечания

Эдипов комплекс

Понятие, введенное в психоанализ Фрейдом. Обозначает бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и двойственные чувства к родителю того же пола. В общем смысле эдипов комплекс обозначает универсальное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю. Данное понятие является одним из ключевых в психоаналитической теории.

 

Викторианская мораль

В обществе преобладают ценности, исповедуемые средним классом. Поддерживаются англиканской церковью и буржуазной верхушки общества. Доминирующей нормой являются такие качества как трезвость, пунктуальность, трудолюбие, экономность и хозяйственность. Люди (как буржуазия, так и средний класс) отказываются от броского образа жизни предыдущего поколения, вдохновившись жизнью королевы Виктории (посвятила жизнь своему долгу и семье).

Доведенное до крайности «пуританство» семейной жизни порождало чувство вины и лицемерие.

Викторианская эпоха (1837-1901) – период царствования Виктории, королевы Великобритании и Ирландии. Для социального облика эпохи характерен строгий моральный кодекс (джентельменство), закрепивший консервативные ценности и классовые различия.

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...

... биологически значимые воздействия, но и на нейтральные (абиотические), если они являются сигналом, обозначающим жизненно важные раздражители (например, запах сам по себе не съедобен, но он ... Для интеллектуального поведения характерны более сложное восприятие и прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее высшей формы - человеческому сознанию. ...

Викторианская эпоха (1837-1901) – период царствования Виктории, королевы Великобритании и Ирландии. Для социального облика эпохи характерен строгий…

Психический детерминизм

Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его.