ПСИХИАТРИЯ 7

ПСИХИАТРИЯЯ

клиническая дисциплинаа,, изучающая диагностику и лечениеечение психических заболеванийий

диагностика:

исследование этиологии, патогенеза, течения, исходов психических болезней

лечение: методы терапии,

организация психиатрической помощи, реабилитация больных, профилактика

10 ВЕДУЩИХ ПРИЧИН НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ В МИРЕМИРЕ

Причина

DALYs

Совокупный %

нетрудоспособности

 

 

Монополярная депрессия

42. 972

10.3

 

 

 

Туберкулез

19. 673

14.9

 

 

 

Дорожные происшествия

19. 625

19.6

 

 

 

Употребление алкоголя

14. 848

23.2

 

 

 

Самоповреждения

14. 645

26.7

 

 

 

Маниакальнодепрессивная

13. 189

29.8

(биполярная) болезнь

 

 

Война

13. 134

32.9

 

 

 

Насилие

12. 955

36.0

 

 

 

Шизофрения

12. 542

39.0

 

 

 

Железодефицитная анемия

12. 511

42.0

 

 

 

Примечание. DALYs (disability-adjusted life-years) = число лет жизни с нетрудоспособностью

возрастная

судебная

наркология

социальная

транскуль-

туральная

 

 

ПСИХИАТРИЯ

суицидология

сексо-

патология

 

психофарма- психотерапия котерапия

Цикл психиатрии

 

 

 

ЛЕКЦИИ

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1.

Основы психической патологии

1.

Психиатрическое обследование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

Расстройства ощущений и восприятия

2.

Организация психиатрической помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовые аспекты оказания психиатрической помощи.

3.

 

Расстройства мышления и памяти

3.

Расстройства ощущений и восприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

Расстройства эмоционально-волевойсферы

4.

Расстройства мышления (ч. 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Нарушения сознания

5.

Расстройства мышления (ч. 2).

Расстройства памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

Аномалии психического развития

6.

Расстройства эмоционально-волевойсферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Психогенные заболевания и неврозы.

7.

Нарушения сознания

 

 

Общие понятия о соотношениях сомы

и психики.

 

 

 

 

 

 

 

8.

Соматические проявления психических расстройств

8.

Экзогенные, соматогенные

 

 

 

 

 

 

 

 

и соматоформные психические расстройства

9.

 

Экзогенные и соматогенные психические расстройства

9.

Органические психические расстройства. Эпилепсия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

Органические психические расстройства

10.

Наркология

 

 

 

 

 

 

 

11.

Эндогенные психические заболевания

11.

Эндогенные психические заболевания

 

 

 

 

 

 

 

12.

Наркология (ч.1)

12.

Терапия психических расстройств

 

 

 

 

 

 

 

13.

Наркология (ч. 2)

13.

Ургентные состояния психиатрического профиля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

Возрастные особенности психических расстройств

14.

Диагностика психических расстройств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на амбулаторном приеме, в соматическом стационаре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и действия врача

15.

Терапия психических расстройств.

15.

Итоговое занятие

 

 

 

Основныепринципыпрофилактикииреабилитации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подчёркнутое – материал не дублируется

Итоговое занятие

9 Тестовый контроль

9 Прием зачёта

у студентов, не имеющих неликвидированных задолженностей и прошедших тестовый контроль хотя бы с удовлетворительной оценкой

Студентам, не имеющим пропусков лекций и практических занятий в обоих семестрах, показавших только хорошие и отличные знания теории, в решении ситуационных задач, в освоении практических навыков и при прохождении тестового контроля, зачёт усвоения учебной программы по психиатрии и наркологии осуществляется автоматически.

Подписание зачёта в вышеперечисленных случаях – после последней лекции по психиатрии, при отсутствии

задолженностей по лекциям, пропущенным после итогового занятия.

Лекция 1.

ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОЙКОЙ ПАТОЛОГИИ

Континуум «норма — патология»

Состояние психобиологического субстрата личности:

соотношение физиологических и патофизиологических механизмов психической саморегуляции;

выраженность личностной дисгармонии

иструктурно-морфологическихизменений ЦНС;

степень готовности к психопатологическому синдромообразованию.

Совокупность патопсихологических и патофизиологических трансформаций можетт образовыватьпатогенетическую основу

психического заболевания, претерпевающуюю вв ходеходе своего формирования или обратного развитияия

количественные изменения.

Клинически патология проявляется в виде относительно

устойчивых аномалий развития, изменений личности,

дефицита или дефекта психических функций.

Наличие патологии необязательно свидетельствует

о наличии болезни.

Качество психического функционирования определяется характером, мозговой локализацией и объёмом процесса, адаптационным потенциалом личности, её компенсаторными возможностями и общим состоянием организма.

Даже при структурном прогрессировании

патогенетического механизма клинические проявления могут быть стёртыми, разрозненными, латентными.

Однако в случае развития психической болезни

характер патологического процесса определяетделяет еёеё нозологическую специфичность, тяжесть ии прогнозпрогноз..

Может выявляться параклиническими методами.

Предпатологические состояния

Крайние варианты нормы, изменённая «почва»

Состояния повышенного риска развития болезни

В благоприятных условиях

не сопровождаются дизадаптацией

патология беременности, акушерские осложнения

наследственная отягощённость психическими заболеваниями

искажённые типы семейного воспитания

социально-педагогическаязапущенность

резидуальные явления перенесённых ЧМТ, нейроинфекций, интоксикаций, тяжёлых психотравм

детская невропатия

акцентуации характера

психический инфантилизм

пограничная умственная отсталость и т.п.

Мишени для психопрофилактики

В случаях развития болезни расцениваются как её преморбидный фон.

Спектр «здоровье — болезнь»

Дискретные качественные характеристикитики,,

интегрально отражающие состояние психического и социального функционированияания..

Болезненный процесс реализация патогенетического механизма в виде динамического, текущего образования.

Болезнь проявляется в субъективных и объективных клинических феноменах

(психопатологических симптомах).

Большинство проявлений болезни — защитные реакции против патогенного фактора;

доля специфических симптомов, отражающих

первопричину заболевания, очень незначительна.

Идентифицируются клиническим методом.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕВЬЕ::

ГАРМОНИЯ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИИЗНИ

9субъективно ощущаемая;

9объективно подтверждаемая;

9относительно стабильная;

9постоянно совершенствуемая;

9позволяющая:

гармонично взаимодействовать с природной и социальной средой

полноценно реализовывать духовный и интеллектуальный потенциал

переносить стрессорные нагрузки без длительных психопатологических и психосоматических последствий

Психическая болезнь

Качественные изменения психических процессов, искажающие привычный ансамбль психосоциального функционирования, самовыражения и коммуникации личности, грозящие опасностью регресса, спада или утраты общей продуктивности и иных жизненно важных способностей

«саморазвитие» клинической картины

с меньшей зависимостью от внешних влияний и снижением доли симптомов, отражающих первопричину

структурирование нозоспецифического стереотипа болезненного процесса (синдромотаксиса).

Предболезненные расстройства

Транзиторные дисфункциональные состоянияояния субклинического уровня

Качественные изменения, появление психопатологической

симптоматики, нарушение психосоциального функционирования личности

Полиморфизм, значительная зависимость от внешних условий

Наряду с нозонаправленными тенденциями — преобладание обратимости

острые реакции на стресс

невротические и патохарактерологические реакции

аддиктивное поведение

упорная бессонница, транзиторные аффективные приступы и др.

Сигнал для начала лечебных мероприятий

В случаях перехода в болезнь рассматриваются

как её продромальная стадия.

Психическое здоровье

Психические функции сами по себе не обусловливают ни порока, ни добродетели.

Связь между психопатологией и нравственностью отсутствует.

«… весьмамногиелюдибольныименноосвоимсвоим здоровьем, тоестьнепомернойуверенностьюностью всвоейнормальности, итемсамымзараженызаражены страшнымсамомнением, бессовестнымм самолюбованием, доходящиминойраззчутьчутьлили недоубеждениявсвоейнепогрешимостити««..

Ф.М. Достоевский

Весьма динамично.

«Уровни» здоровья:

индивидуальный предел сопротивляемости (состояние адаптационного потенциала).

«Нормы» здоровья:

Популяционные

Возрастные

Ситуационные

Культуральные

Социальные

Формы течения психических заболеваний

Транзиторное Приступообразное

Циркулярное (фазное, интермиттирующее)

Рекуррентное (ремиттирующее)

Приступообразнопрогредиентное

Непрерывное

Регредиентноеегредиентное

Стационарноетационарное

Непрерывноепрерывно прогредиентноеогредиентное

Вт.ч.:

малопрогредиентное

злокачественное

Исходы психических заболеваний

Полное выздоровление

– Выздоровление с резидуальнойй симптоматикойсимптоматикой

Стабилизация хронического процесса

– Глубокий дефект / деменция

СмертьСмерть

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЙ

СИМПТОМ

Повторяющийся у разных больных признак, указывающий на патологию

(учитываются его интенсивность и продолжительность)

 

 

СИМПТОМЫ:

 

 

 

 

 

ПОЗИТИВНЫЕ

 

 

 

НЕГАТИВНЫЕ

 

(продуктивные,

 

 

 

(дефицитарные,

 

плюс-симптомы)

 

 

 

минус-симптомы)

 

 

 

 

 

 

ОБЛИГАТНЫЕ

 

 

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ

 

 

 

 

 

 

ПСИХОТИЧЕСКОГО УРОВНЯНЕВРОТИЧЕСКОГО УРОВНЯ

Расстройства психотическогоого и невротического уровняя

 

Психотический уровень:

Невротическийий уровеньуровень::

 

 

 

 

¾ грубая дезинтеграция

¾ сохранный контакт

 

восприятия и осмысления

 

с реальностью,

 

реальности

 

наряду с резким усилением

 

 

 

реактивности

¾ исчезновение критики

¾ заострённая, утрированная

 

 

 

критичность

¾ утрата способности

¾ ситуационная зависимость

 

произвольно руководить

 

психопатологических

 

своими мыслями

 

проявлений

 

и действиями

 

 

Дефектные состояния

Дефектные состоянияя

выпадения

тех или иных психических функций вследствие распада

интегративной

деятельности ЦНС

Органические деменциидеменции::

¾Парциальное (дисмнестическое)

слабоумие

¾Тотальное (паралитическое)

слабоумие

¾Распад личности (маразм)

Особые формы деменциидеменции::

¾Эпилептическая деменция

¾Шизофреническая деменция

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЙ

СИНДРОМ

Закономерное сочетание патогенетически взаимосвязанных симптомов

Новые формы системной организации в условиях патологии

Типовые реакции мозга на различные вредные воздействия

Нет строгой специфичности для отдельных болезней

Эмиль Крепелин (1920)

РЕГИСТРЫ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ

Легкий

делириозные

регистр

— аффективные

 

— параноидные

 

— истерический

 

— расстройства инстинктивной жизни (импульсивные)

Средний

— шизофренические (кататоно-гебефренные)

регистр

— вербальный галлюциноз

Тяжёлый

эпилептиформные

регистр

— энцефалопатические (дементные)

 

— олигофренические

 

 

Глубина поражения «Процессуальность» «Органичность» Уменьшение динамичности

Одинаковые заболевания одинаковым образом и в одинаковом объеме вовлекают в процесс одни и те же области мозга.

Синдромы неспецифичны, но для каждой нозологической формы типичен круг синдромов определенного регистра.

Синдромы могут комбинироваться в пределах того регистра, ккоторомуониотносятся, атакжессиндромамиболеелегкогорегистра.

Этиология психических расстройствтв

Комплексность факторов:

причинные факторы

предрасполагающие факторы

провоцирующие факторы

модифицирующие факторы

Дизонтогенез

Соматическая патология

Стресс

Наследственность

Средовые факторы

Преморбидная личность

Возраст

Пол и др.

Частота конкордантности для различных заболеваний

Заболевания

Монозиготные

Дизиготные

 

близнецы

близнецы

 

 

 

Аутизм,

48%

10%

шизофрения,

 

 

биполярное

 

 

расстройство

 

 

Ишемическая

40%

10%

болезнь сердца

 

 

Депрессия

50%

15%

 

 

 

Рак легких

30%

10%

 

 

 

Психические расстройства

Психические заболевания

 

Аномалии развития

 

 

 

Аномалии развития личности

 

Аномалии развития интеллекта

(психопатии)

 

(олигофрении)

 

 

 

Классы психических расстройств

Аномалии развития: психопатии и олигофрении

Экзогенные заболевания: интоксикационные (вкл. алкоголизм и наркомании), инфекционные, соматогенные (симптоматические)

Экзогенно-органические: последствия ЧМТ, нейроинфекций, при опухолях мозга.

Классификация (продолжение)

Психогенные заболевания: неврозы, реактивные психозы, посттравматическое стрессовое расстройство

Эндогенные заболевания: аффективные психозы, шизофрения, инволюционные психозы

Эндогенно-органическиезаболевания: эпилепсия, атрофические дегенеративные процессы головного мозга, сосудистые заболевания головного мозга.

Гиппократ

(460-377гг. до н..ээ..))

«гуморальная теорияория»»

Мозг – «вместилище жизни»; его функционирование зависит

от баланса четырёх жидкостей

Избыток слизи:

флегматический темперамент @ деменция

Избыток жёлтой желчи:

холерический темперамент @ мания

Избыток чёрной желчи:

меланхолический темперамент @ депрессия

Избыток крови:

сангвинический темперамент @ инсульты

Лечение: коррекция баланса жидкостей

(гигиена, водные процедуры, диета,

слабительные, кровопускания)

Платон

(427-347гг. до нн..ээ..))

«психодинамическаяя теориятеория»»

Душа:

рациональность (разум)

мотивации и потребности (желания)

внутренняя энергия и аффекты

Безумие:

утрата контроля разума над желаниями и страстями > расстройство энергетики и

аффективной сферы

Лечение: искусственный сон, толкование сновидений, использование слов для поощрения, утешения и для

достижения понимания болезни

Филипп Пинель

(1745-1826)

«первая революция

впсихиатрии»

1793 г. – снял цепи с психически больных в парижских приютах Сальпетриер (женский) и Бисетр (мужской)

«Этим самым он возвел умалишённого в ранг больного»

(Баженов Н.Н.)

Жан-ЭтьенДоминикЭскироль (1772-1840):

соратник Пинеля, добился введения закона о психически больных, создал первую научную школу психиатрии

Строительство психиатрических больниц

Джон Конолли (1836 г.):

принцип нестеснения – “no restraint”

Методы лечения психически больных

Методы лечения психически больныхбольных

XVIII в. – первая половинаXIX в.

Иван Михайловичович Балинскийй

(1827-1902)2)

«отец русской психиатриихиатрии»»

Первый русский профессор психиатрии

Создатель первой в Европе кафедральной клиники душевных и нервных болезней (1859 г., Военно-медицинскаяакадемия)

Основатель Петербургского общества психиатров

Психиатрическая больница Св. Николая ЧудотворцаЧудотворца

(образована из Исправительного заведения в 1871 г.)

Вид больницы в 1875 г.

Эмиль Крепелин

(1856-1926)

«вторая революция в психиатриихиатрии»»

1896 г. – нозологическая классификация психических болезней

на основе закономерностей клинической картины и течения

Методы лечения:

2-яполовина XIX в. –

1-яполовина XX в.

1857 г. – бромиды

1869 г. – хлоралгидрат (фон Либих)

1882 г. – паральдегид

1903 г. – барбитураты

1917 г. – маляриотерапия нейросифилиса

(Вагнер фон Яурегг, Нобелевская премия)

1934 г. – кардиазоловая судорожная терапия (Ладислас фон Медуна)

1934 г. – инсулиношоковая терапия (Манфред Закель)

1935 г. – лоботомия (Эгас Мониц, Нобелевская премия)

1938 г. – электросудорожная терапия (Уго Черлетти, Лючио Бини)

1948 г. – литий при мании (Джон Кэйд)

Эра психофармакотерапииапии::

«третья революция в психиатрии»

1952 г. – открытие антипсихотических свойств

хлорпромазина, введение термина «нейролептик»

(Жан Дэлэ, Пьер Деникер).

Начало эры психофармакотерапии.

1954 г. – нормотимические свойства лития

1954 г. — первый бензодиазепиновый транквилизатор

1957 г. – антидепрессанты (Роланд Кан, Натаниэль Кляйн)

1961 г. – клозапин, первый атипичный антипсихотик

1963 г. – открытие механизма действия нейролептиков (блокада дофаминовых рецепторов)

(Арвид Карлссон, Нобелевская премия)

1987 г. – селективные ингибиторы реаптейка серотонина

1994 г. – атипичные антипсихотики нового поколения

и вальпроаты

Основные этические принципы

Основные этические принципынципы

No nocere!

Благодеяние: максимум пользы пациенту,

минимизация вреда и риска

(например, побочных эффектов лечения)

Уважение автономии: партнерские отношенияс пациентом, в противовес патернализму

Конфиденциальность: неразглашение сведений о больном и его болезни без добровольного согласия

Справедливость: честное, справедливое, целесообразное распределение врачебной помощи, лекарств, методов лечения между нуждающимися в них пациентами