Проректор по ур

Федеральное агентство по образованию

ГОУ «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Факультет теологии и мировых культур

Кафедра истории и теории религии

Утверждаю»:

______В.В. Дубицкий

«____» _______200_г.

Программа педагогической практики пркт ф.2

Разработана для образовательной профессиональной программы подготовки специалиста

Специальность

Код специальности

Форма обучения

теология

Очная

Омск — 2008 г.

Программа «Педагогической практики» разработана ассистентом кафедры истории и теории религии Шульгой Романом Борисовичем

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры истории и теории религии (протокол № _______ от « ____ » __________________ 2008 г.)

Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по специальности «теология».

Распределение общего объема часов по видам учебной работы

курс

семестр

Объем часов

7 недель

5

9

Общая трудоемкость дисциплины 7 недель

Формы промежуточного и итогового контроля индивидуальные консультации, сдача документации и письменных работ

Цели и задачи практики. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Педагогическая практика — важнейшее звено в системе профессиональной подготовки теолога, преподавателя теологии. Она призвана пополнить знания студентов по дисциплинам конфессиональной подготовки, по педагогике и психологии и научить применять эти знания в преподавательской деятельности.

Педагогическая практика способствует адаптации студентов к преподавательской дея­тельности, содействует формированию у них стойкого интереса к профессии преподавателя, увлечения этой деятельностью.

Педагогическая практика является серьезной проверкой готовности студентов-теологов выступать в качестве связующего звена между обществом и Церковью.

Цель:

Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов-теологов.

Задачи:

  • углубление знаний студентов, развитие их умений, навыков по предметам, определяющим содержание практики;
  • формирование педагогических умений студентов;
  • создание условий для профессионального самоопределения студентов;
  • выявление качественных характеристик индивидуального педагогического стиля студентов;
  • развитие профессиональных творческих и исследовательских способностей студентов;
  • создание условий для самоактуализации и саморазвития студентов;

Умения, которыми должен овладеть студент-практикант:

  1. Научиться готовиться к уроку по разным дисциплина (история Отечества, обществознание, история религии, православная культура, этика и др.): опираясь на программу и учебник, устанавливать объем знаний, которые надо сообщить учащимся, определять цель урока и пути ее достижения, отбирать материал, составлять конспект урока.
  2. Овладеть методикой и техникой проведения уроков различных типов.
  3. Заботиться об изяществе устного изложения (говорить доходчиво, вдохновенно, после­довательно), освоить искусство беседы (оформлять вопросы, уместно предлагать их, сталкивать мнения, доказывать, аргументировать, подводить итоги, дополняя и уточняя сказанное учениками).
  4. Активизировать мыслительную деятельность учащихся: давать задания, требующие усилий, побуждающие к поиску, создавать проблемные ситуации.
  5. Овладеть умением применять на уроках технические средства обучения, новые информационные технологии, оформлять плакаты, таблицы, альбомы и др. средства наглядности
  6. Овладеть умением изучать и обобщать передовой педагогический опыт, анализиро­вать свой личный. Научиться вести наблюдения на уроках, делать записи, анализировать посещенные уроки и свои собственные. Помнить, что самоанализ позволяет выявить свои личные возможности, отобрать новейшие методы преподавания, выработать свои ин­дивидуальный стиль.
  7. Уметь работать с учебно-методической, воспитательной документаций
  8. Научиться применять на практике методы педагогических исследований, ставить педа­гогический эксперимент, вести наблюдения за учебным и воспитательным процессом, проводить беседы и анкетирование, изучать документацию.

В течение практики студент должен:

  • Работать в качестве помощника классного руководителя и учителя-предметника с выполнением текущей работы.
  • Провести не менее 15 уроков по предметам, предложенным в учебном заведении
  • Провести как минимум одно внеклассное (профориентационное занятие) и одно воспитательное мероприятие
  • Посетить и проанализировать не менее 5 уроков учителя-предметника и 6 уроков одногруппника
  • Провести психолого-педагогический анализ личности одного школьника и классного коллектива.
  • Вести дневник практики, составлять индивидуальный план практики
  • Сдать необходимую документацию групповому руководителю
  • В течение практики выполнить приведенные ниже задания по педагогике и психологии

Задания по педагогике:

Задание 1.

Изучение системы учебно-воспитательной работы школы:

  1. Беседа с администрацией школы, учителями, классными руководителями (особенности микрорайона школы, внутреннего распорядка, режима работы школы, контингента учащихся и педагогического коллектива, традиции школы).
  2. Изучение и анализ школьной документации (устав школы, перспективный план учебно-воспитательной работы школы, педагогические задачи на текущий год; медицинские карты учащихся, дневники учащихся, классный журнал, план классного руководителя).
  3. Знакомство с материальной базой школы (кабинеты, мастерские, библиотека, музей и т. д.).

Задание 2.

Знакомство с особенностями научно-методической, научно-исследовательской работы учебного заведения: учебным планом, темой научно-методической работы, планами повышения уровня профессионального мастерства учителя, темами заседаний педагогического совета школы, работой методических объединений

Задание 3.

Внеклассная воспитательная работа:

  1. Определение студентом личных целей своей работы с коллективом учащихся в период педагогической практики.
  2. Планирование внеклассной воспитательной работы с учащимися в прикрепленном классе с учетом плана классного руководителя, общешкольного плана внеклассной работы.
  3. Выполнение текущей внеклассной воспитательной работы.
  4. Подготовка и организация разнообразных видов воспитывающей деятельности: трудовой, познавательной, художественно-творческой, спортивной и т. п. Подготовка и проведение разнообразных форм воспитательной работы с коллективом и отдельными учащимися: вечера, устные журналы, информации, трудовые формы, классные часы и т. п.
  5. Посещение общешкольных и классных воспитательных мероприятий, проводимых учителями школы и студентами-практикантами с целью изучения опыта организации воспитывающей деятельности.
  6. Подготовка и проведение открытого внеклассного воспитательного и профориентационного мероприятия в прикрепленном классе.
  7. Самоанализ внеклассного мероприятия или урока.

Задание 4.

Изучение опыта работы школы и классного руководителя с родителями:

  1. Основные задачи педагогического коллектива школы по работе с родителями.
  2. Направления работы школы с родителями (педагогическое просвещение, работа с семьями риска, организация совместной досуговой деятельности и т. п.).
  3. Приоритетные задачи классного руководителя в работе с родителями.
  4. Основные направления работы классного руководителя с родителями учащихся.
  5. Формы работы с родителями в школе и в конкретном классе (родительские комитеты, родительские собрания, педагогические консилиумы и т.п.).

Задание 5.

Психолого-педагогический анализ личности школьника и классного коллектива

Тематическое планирование

Курс

Сем.

Название раздела, содержание

Сроки

5

9

Пассивная часть

1 неделя

9

Активная часть

2-6 недели

9

Итоговая часть

7 неделя

Содержание (этапы практики): Пассивная часть (1 неделя):

Проведение установочной конференции в университете в первый день практики (либо в течение предшествующей недели), на которой студенты знакомятся с программой практики, проходят инструктаж по технике безопасности, распределяются по базам практики.

Проведение установочной конференции в школе, где студенты по средствам знакомства с документацией и беседой с администрацией учебного заведения получают представления о внутренним распорядке и планах развития учебного заведения, научно-исследовательской, учебно-методической и воспитательной работой в учебном заведение (учебные и воспитательные планы, методические объединения школы, повышение квалификации педагогов, конференции, расписание и др.).

В течение первой недели происходит закрепление студентов за классами, классными руководителями, учителями — предметниками, знакомство с администрацией, курирующим практику завучем.

Начиная с установочной конференции в школе, студенты делают необходимые записи в индивидуальном плане, описывающем деятельность студента и приобретенный опыт.

В течение первой недели студенты знакомятся с тематическим планированием, планами работы учителей к которым они закрепляются для ведения уроков, определяет темы уроков, составляют свой календарно-тематический план занятий, приступают к разработке план-конспектов, посещают уроки учителей-предметников (не менее 5).

В рамках подготовки к воспитательной работе студенты знакомятся с классными руководителями класса, с личными делами, классными журналами, посещают все уроки в своем классе, выбирают ученика, над психологической характеристикой которого будут работать всю практику, работают над психолого-педагогическим анализом класса, начинают вести педагогический дневник. Заканчивается неделя составлением плана-графика на всю практику по всем видам деятельности. График предоставляется старостой группы студентов, находящихся в каждой конкретной школе групповому руководителю от университета. Изменения графика уроков и мероприятий должны быть доведены до группового руководителя в конце каждой недели на следующую.

Активная часть (2 — 6 недели):

Со второй по шестую недели практики студенты выполняют задания по педагогике, психологии, ведут уроки и внеклассные мероприятия, посещают уроки сокурсников (не менее 5), внеклассные мероприятия учителей, сокурсников, участвуют в обсуждении уроков, внеклассных мероприятий составляют анализ увиденного. Не позднее, чем за два дня до проведения занятия они обязаны показать руководителю или учителю конспект урока или занятия и подготовленные к нему пособия. К проведению всех видов занятий допускаются только те студенты, конспекты которых утверждены.

Итоговая часть (7 неделя):

На седьмой неделе студенты завершают выполнение программы практики, оформляют документы практики, проводят итоговые занятия. Проходит подведение итогов практики в школе.

Факультетская итоговая конференция по практике проводится в конце первой недели после практики. На итоговой конференции студенты делятся своими впечатлениями от практики, выявляют позитивные и негативные моменты практики.

5. Требования уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля Текущий контроль

Текущий контроль осуществляется учителем-предметником, классным руководителем и групповым руководителем через индивидуальные консультации, посещение занятий студентов. Студенты не позднее, чем за два дня до проведения занятия обязаны показать руководителю или учителю конспект урока или занятия и подготовленные к нему пособия. К проведению всех видов занятий допускаются только те студенты, конспекты которых утверждены.

Итоговый контроль

По окончании практики студенты должны сдать следующие документы:

  • Дневник практики
  • Индивидуальный план (планы учебно-воспитательной и учебной работы студента за весь период практики)
  • 4 конспекта урока
  • Конспект воспитательного мероприятия
  • Результаты психолого-педагогического анализа личности ученика и класса
  • 2 анализа урока сокурсника.
  • Отчет о педагогической практике

Содержание отчета по педагогике:

  1. Личные цели работы студента на период педагогической практики.
  2. Характеристика учебного заведения (внутренний распорядок, планы развития учебного заведения, научно-исследовательской, учебно-методической и воспитательной работы в учебном заведении)
  3. Анализ и описание работы студента — практиканта в качестве помощника классного руководителя на период педагогической практики.
  4. Выводы по самоанализу уроков и внеклассных мероприятий.
  5. Впечатления о педагогической практике студента-практиканта (в свободной форме).
  6. Отзыв классного руководителя и учителя-предметника с оценкой работы студента.

6. Учебно-методическое обеспечение.

Основная

Немов Р.С. Психология: учеб. для вузов : в 3 кн. Кн. 3 : Психодиагностика, 2004. — 630, [1] с

Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальности / И. Ф. Харламов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Гардарики, 2002. — 516, [1] с.

Дополнительная

Бордовская, Н.В. Педагогика: Учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб. : Питер, 2004. — 299 с.

Немов Р. С. Психология [Текст] : учеб. для вузов: в 3 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии, 2005. — 686, [1] с

Немов Р. С. Психология [Текст] : учеб. для вузов : в 3 кн. Кн. 2 : Психология образования, 2004. — 606 с.

Рекомендуемая литература

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.Я. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1999.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как ? – М., 1997.
  3. Днепров С.А. Педагогика в терминах и понятиях : пособие-справ. для самообразования / С. А. Днепров ; [науч. ред. Ю. П. Дубенский] ; Ом. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского. — Омск : Изд-во ОмГУ, 2006. — 190 с.
  4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993.
  6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990.
  7. Охитина Л.Г. Психологические основы урока: В помощь учителю. – М.: Просвещение, 1977.
  8. Педагогика и психология высшей школы : Учеб. пособие для вузов / [М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духовнева, Л. Д. Столяренко и др.; Отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова]. — 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д : Феникс, 2002. — 543 с.
  9. Педагогическая практика по воспитательной работе. Учебно – методическое пособие для студентов старших курсов, преподавателей, руководителей практикой. – Пятигорск: Изд – во ПГЛУ, 2000 – 40 с.
  10. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого – дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Педагогическое общество России, 1999 – 354 с.
  11. Познай себя: Диагностические методики самопознания. – Ставрополь: Изд – во СКИУУ, 1995 – 72 с.
  12. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАМ-М», 2000 – 672 с.
  13. Психологические тесты /Под ред. Карелина А.А.: В 2 т. – М.: Гуманит. изд – во ВЛАДОС, 1999.
  14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие: В 2 кн.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд – во ВЛАДОС, 1999.
  15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.
  16. Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Психологические аспекты труда учителя: Уч. пос. для студентов выпускных курсов педвузов. – Курск: Педсервис, 1998.
  17. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М.: Просвещение, 1980.
  18. Уманский Л.И., Чернышев А.С. и др. Карта – схема психолого-педагогической характеристики группы школьников. – Курск, 1971.
  19. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.
  20. Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования. – М.: Курск, 1997.
  21. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Российское пед. агентство, 1998.
  22. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. и др. Социально-психологические основы работы классного руководителя. – М.: Просвещение, 1989.

Организационные и методические рекомендации студентам:

  1. Студент-практикант выполняет все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
  2. Практикант подчиняется правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям администрации и руководителей практики. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, студент может быть отстранен от прохождения педагогической практики.
  3. Студент, отстраненный от практики или работа которого на практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план. Ему может быть назначено повторное прохождение практики.
  4. Студент составляет индивидуальный план собственной учебно-воспитательной работы с учащимися, который утверждается групповым руководителем педагогической практики.
  5. Студент посещает консультации группового руководителя, преподавателей педагогики и психологии, учителей, классных руководителей, подписывает у них конспекты уроков и внеклассных мероприятий не позднее, чем за два дня до урока, внеклассного мероприятия.
  6. Студент сообщает старостам группы обо всех изменениях в расписании уроков и внеклассных мероприятий.
  7. В соответствии с программой практики студент обязан своевременно, в течение недели после завершения практики, представить отчетную документацию.
  8. Функции старосты студенческой группы:
  • в первую неделю передает, руководителям практики расписание уроков в школе, график проведения уроков и внеклассных мероприятий студентами на период практики;
  • сообщает о всех изменениях в расписании, графике проведения уроков, внеклассных мероприятий методистам, руководителям практики.

Индивидуальный план педагогической практики

№ п/п

День недели

Содержание, характер работы студента во время практики

Результат

Необходимо составление отдельного тематического плана уроков и плана воспитательной работы, в тоже время они должны быть включены в общий индивидуальный план

Схема анализа урока

1. Учебное заведение, класс, предмет, ФИО учителя

2. Тема, цели и задачи урока

3. Организационное начало урока:

  • готовность учителя (внешний вид, наличие конспекта, наглядные пособия, и т. д.)
  • готовность учащихся (наличие тетрадей, учебников, пособий и т. д.)
  • подготовленность классного помещения

4. Организационная структура урока:

  • начало
  • подготовка к восприятию нового материала
  • изложение нового материала
  • закрепление пройденного материала
  • подведение итогов

5. Анализ содержания учебного материала:

  • соответствие учебной программе
  • соответствие уровню знаний и возрастным особенностям учащихся
  • соответствие православному мировозрению
  • практическое применение учебного материала в жизни учащихся

6.Общепедагогическне и дидактические требования к уроку:

  • соответствие содержания урока поставленной цели
  • какие использовались методы и формы обучения и воспитания
  • индивидуальная работа с отстающими и способными детьми на уроке

7.Деятельность учителя:

  • достоверность и доступность новых знаний
  • использование духовного и познавательного опыта детей
  • организация закрепления новых знаний учащихся
  • организация самостоятельной работы учащихся
  • оценка знаний и умений учащихся
  • как задана домашняя работа, ее посильность для учащихся
  • используемые средства организации порядка на уроке и поддержание дисциплины
  • контакт учителя с классом

З.Деятельность учащихся:

  • состояние рабочего места
  • поведение (активность, внимание)
  • интенсивность и качество самостоятельной работы
  • владение учащихся речью
  • знание материала
  • отношение к учителю

9. Выводы:

  • выполнение плана урока
  • достижение целей урока
  • интересное и поучительное на уроке
  • недостатки и ошибки
  • какие изменения нужно внести при повторном проведении урока
  • оценка урока

Схема самоанализа проведенного урока

  1. Какие из поставленных задач были решены, какие нет?
  2. Чем можно объяснить неудачи и срывы?
  3. Было ли создано у школьников в начале урока бодрое, с положительным эмоциональным тонусом настроение, поддерживалось ли оно в дальнейшем?
  4. Удалось ли организовать учащихся на работу?
  5. Как была осуществлена проверка знаний школьников? (Вопросы. Контроль за ответами учащихся).
  6. Как изучался на уроке новый материал? (Особенности материала. Подготовка учащихся к его восприятию. Методы и приемы, которые использовались для изучения темы. Разви­тие речи. Активизация мыслительной деятельности учащихся. Наглядность. Закрепле­ние знаний. Задание на дом).
  7. Соответствовали ли методы работы содержанию и структуре урока?
  8. Как был связан данный урок с предыдущим и последующим?
  9. Осуществлялись ли межпредметные связи?
  10. Удалось ли установить контакт с учащимися, наладить доверительные отношения, добиться взаимопонимания, вызвать ответные чувства?
  11. Имел ли место индивидуальный подход к учащимся?
  12. Была ли достигнута свобода и непринужденность в собственном поведении?
  13. Что помогало или мешало поддерживать внимание и активность учащихся, пробуждать интерес к работе?
  14. Что было взято за основу урока? Советы наставника, рекомендации, содержащиеся в методической литературе или самостоятельное решение.
  15. Делались ли попытки внести коррективы (новые штрихи) в заимствованные методиче­ские рекомендации? Что найдено самим учителем?
  16. Имели ли на уроке место действия, которые не предусматривались заранее, но были вызваны неожиданно возникшей ситуацией?
  17. Какие просчеты, допущенные на предыдущих уроках, были преодолены на данном уро­ке?

Схема психолого-педагогического анализа урока.

Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, цель и тип урока, количество учащихся в классе, из них присутствовало на уроке.

Организационный момент урока и его влияние на психику школьников: характер требований учителя, ответная реакция учащихся, групповые и индивидуальные отклонения в поведении, общая настроенность учащихся на урок; дисциплина и организованность в начале урока; какие факты свидетельствуют о наличии или недостаточности взаимопонимания учителя и учащихся.

Психологический анализ опроса учащихся на уроке: В чём проявился мобилизующий и направляющий характер вопросов учителя? Насколько соответствовали характеру вопросов ответы учащихся? На каком уровне – (знакомство, понимание, умение и навыки) – демонстрировали учащиеся свои знания? В каких случаях и почему возникали затруднения в ответах? С помощью каких педагогических приёмов эти затруднения снимались? Какие моменты в ответах учащихся свидетельствовали о глубине знаний, об их связи с жизнью, о творческом понимании изученного материала? По каким фактам можно оценить прочность знаний или их отсутствие , механически или осмысленно учащиеся усвоили заданный материал. Правильно ли истолковывались учащимися научные понятия, суждения, доказательство, опровержения, выводы? Какие приёмы способствовали активизации памяти, мышления в ходе опроса? Как учитель привлекал внимание учащихся к ответам опрашиваемых? Какими приёмами мыслительной деятельности владели отвечавшие? Умение учителя слушать ученика (исправлять, ставить дополнительные вопросы)? Насколько правильно учитель оценил знания учащихся? Был ли проведён итог проверки знаний учащихся?

Психологический анализ процесса изучения нового материала на уроке:

Как была проведена психологическая подготовка учащихся к восприятию и усвоению нового материала?

Какие приемы учитель использовал для организации внимания и восприятия?

Какими приёмами была доведена цель урока до сознания учащихся?

Насколько учащиеся были заинтересованы предстоящей темой урока?

Какие приёмы объяснения помогали учащимся соорентироваться в новом материале? Как осуществлялось воздействие на память, на мышление и воображение учащихся с целью более глубокого усвоения материала? Какие моменты объяснения и почему вызвали положительные или отрицательные реакции у учащихся (в содержании, форме, объяснении, примерах и т.п.)? Какие приёмы использовал учитель для развития логического мышления и речи? Проводились ли сопоставления? Выяснялись ли причинные связи? Давалось ли образное представление об изучаемом? Как подводились учащиеся к выводам и обобщениям? Какие мыслительные операции отчётливо проявлялись на уроке: какие новые представления и понятия были сформированы на основе первичного восприятия материала учащимися? Каким методом это достигалось? Какие упражнения проводились с целью выработки навыков учащихся?

Какие приёмы помогали активизировать внимание и восприятие, снять утомление, предотвратить отвлекаемость внимания? Насколько осуществлялась связь нового материала с уже известным? Характеристика изложения материала со стороны восприятия у учащихся моральных, интеллектуальных и эстетических чувств. Характеристика речи учащихся и отношения учителя к недостаткам в речи школьников.

Психологический анализ закрепления. Как проявились в процессе закрепления и осмысливания, понимание новых понятий, суждений и выводов, умение пользоваться знаниями для решения учебных и других задач? По каким признакам можно изучить проявление памяти, мышления, воображения и чувств учащихся? В чём проявилась диалектичность мышления? Чем определялась и в чём проявилась активность учащихся при закреплении? Элементы соревновательности в процессе закрепления. Была ли связь воспроизведения нового материала с творчеством учащихся, в чём она проявилась? Какими приёмами и насколько успешно проводилось закрепление знаний и умений.

Психологический анализ задания на дом: Как учитель формировал установку на выполнение домашнего задания? Чем мотивированы объём задания? Как соотносятся в домашнем задании теоретическая и практическая часть, новые знания и опора на прежний опыт? Как и в чём учитель проявил дифференцированный подход к учащимся в момент задания? Доступность задания и чёткость его комментирования учителем. Какие вопросы по домашнему заданию ставили учащиеся и о чём они свидетельствуют? В чём выразился интерес учащихся к домашней работе, какие эмоциональные реакции удалось заметить? Были ли приняты во внимание индивидуальные и возрастные особенности учащихся? В какой степени задание на дом было направлено на упрочнение знаний, на развитие у школьников навыков самостоятельной работы. Как был закончен урок? Были ли сделаны необходимые выводы в конце урока?

Общий вывод об уроке. Насколько полно раскрыта тема и в какой мере осуществлена цель урока? Оценка урока со стороны его влияния на развитие психики учащихся. Общая оценка его образовательной и воспитательной ценности.

Добился ли учитель сознательного и активного отношения к усвоению знаний, формированию умений и навыков? В какой мере учитывал учитель психологические закономерности познавательной деятельности, индивидуальные и возрастные особенности школьников? Насколько эффективно использовались учителем технические средства и наглядные пособия на уроке? Какие положительные массовидные явления были вызваны у учащихся (подражание, соревнование, внушение и т.п.)? Какие выявлены недостатки в проведении урока? Имело ли место нарушение дисциплины? Какими путями поддерживалась дисциплина?

Психологический анализ особенностей поведения учителя на уроке. Дать характеристику действий и состояний учителя с психологической точки зрения. Умение руководить индивидуальной и коллективной деятельностью учащихся (ставить цель, задачи, доступно объяснять сложные вопросы, организовывать работу с книгой, пособиями, использовать меры поощрения и наказания).

Степень владения информационными, ориентационными и другими педагогическими умениями.

Проявление такта и доброты, лояльности учителя, требовательности к себе и учащимся, умение повышать эмоциональный тонус и работоспособность учащихся.

Правильность, логичность, темп, тон, эмоциональная насыщенность, образность речи учителя. Умение воздействовать словом и образом на сознание и поведение учащихся.

Внешний вид, осанка, уравновешенность, организованность поведения учителя, манера держаться в классе, демократичность отношений с учащимися, самоконтроль, самодисциплина. Требовательность учителя. Социально-психологическая оценка авторитета и влияния учителя на учащихся. В какой мере урок содействовал сплочению детского коллектива.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Предложенная выше схема психолого-педагогического анализа урока используется студентом, как образец, при характеристике основных аспектов урока. Рекомендуется внимательно изучить схему анализа, в соответствии с нею собрать материалы и обобщать их в общей характеристике урока.

В процессе уроков студент должен приобрести следующие практические умения:

  • наблюдать за ходом отдельных уроков;
  • выделить в процессе наблюдения составные части урока и давать каждому из них психолого-педагогическую характеристику;
  • выяснять в беседах с учителями и учащимися вопросы, которые возникли в ходе наблюдений;
  • дополнять при необходимости наблюдения беседами, интервьюированием, анкетированием, изучением продуктов деятельности школьников и другими методами сбора психологических данных;
  • вести записи данных, полученных в процессе наблюдений и при использовании других исследовательских методов;
  • систематизировать собранные данные в соответствии с предложенной выше схемой психологического анализа урока.

Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.

Общие сведения.

Фамилия, имя. Дата рождения. Класс, общее физическое развитие. Состояние здоровья. Условия жизни в семье. Правильность основной линии семейного воспитания.

Учебная деятельность.

Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевают по разным предметам).

2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность).

3. Особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению).

4. Осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления. 5. Развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения).

6. Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом или без интереса учится, к каким учебным предметам проявляет интерес, отношение к отметке, отношение к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности).

7. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и прочее).

Труд. (Уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома).

1. Отношение к труду, любит ли трудиться и что именно привлекает – процесс работы, сделанная вещь или овладение навыком работы. 2. Организованность и дисциплинированность в труде. 3. Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям? 4. Какие виды труда предпочитает?

Общественная деятельность и активность.

1. Отношение к общественной жизни коллектива (дорожит ею, равнодушен, относится отрицательно).

2. Интерес к общественной жизни страны (читает ли газеты, слушает ли радио, обсуждает ли общественные события с учителями и товарищами).

3. Какие общественные обязанности имеет (постоянные, эпизодические, никаких не имеет) и как их выполняет?

Направленность личности учащегося и специальные способности.

Интересы (перечислить, чем интересуется учащийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т.д., отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности; интерес к чтению – любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу).

2. Отметить, есть ли особенные способности к какой-либо деятельности (музыке, рисованию, артистические способности и т.д.), в чём они проявляются. 3. О чём мечтает и что намеревается делать в будущем (отметить в характеристике учащихся, начиная с 6 класса).

Дисциплинированность.

1. Общая характеристика поведения (ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).

2. Выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие).

Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.

Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе.

1. Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение).

2. Отношение к товарищам по классу (любит ли товарищей по классу, равнодушен к ним, не любит, дорожит мнением коллектива, с кем дружит и на чём основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чём их причина).

3. Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней?).

4. Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит ли, уважает ли их).

Особенности характера и темперамента.

1. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера: а) черты направленности личности (по отношению к людям, труду, самому себе; чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т.д.); б) волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, лёгкая внушаемость, уступчивость и т.д.).

Преобладающее настроение (весёлое, грустное, подавленное), чем вызываются смены настроения.

Общие психолого-педагогические выводы.

  1. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определённых способностей, отсутствие навыков работы и т.д.).
  2. Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей работы с учащимися.

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКА.

Предлагаемый план изучения школьника надо рассматривать в качестве ориентировочного. План может по отдельным своим частям изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, если характеристика составляется на слабо успевающего ученика, то, естественно, всё, связанное с данным фактом, должно быть предметом особого внимания студента.

На первый взгляд кажется, что составить развёрнутую психолого-педагогическую характеристику на любого школьника класса, в котором студент ведет педагогическую практику, можно легко и быстро. Практика, однако, говорит о другом. Для составления обоснованной характеристики учителю надо располагать такими сведениями, которые можно получить лишь в результате целенаправленного изучения детей.

Вот почему рекомендуется в течение всей практики постепенно накапливать материал об особенностях личности изучаемого школьника. Для этой цели лучше всего завести дневник, в котором отмечать все, связанное с занятиями и поведением ученика. На страницах дневника в первой графе ставится дата, во второй описывается тот или иной факт поведения ученика, в третьей даётся объяснение (истолкование) факта с указанием непосредственной причины, его вызвавшей.

Основным методом изучения школьников является систематическое наблюдение за их действиями и поступками на уроках, при выполнении трудных заданий, общественных поручений и т.д. Но метод наблюдения сам по себе, взятый изолировано от других методов и приёмов изучения, не всегда позволяет установить причину того или иного поступка. Поэтому наблюдение необходимо сочетать с опросом и беседой. Беседу можно вести не только с изучаемым школьником, но и с его товарищами, особенно друзьями, с которыми он проводит значительную часть времени в школе и на улице. Много ценных сведений можно почерпнуть из бесед с родителями и старшими членами семьи. Также можно использовать метод –изучения продуктов деятельности, эксперимент.

Характеристика ученика не должна быть односторонней. При многих недостатках в личных качествах ученика у него найдутся и положительные черты. И, наоборот, при многих личных достоинствах есть и какие-то недостатки, которые надо заметить и оценить.

Задача учителя состоит в том, чтобы, опираясь на положительные особенности личности школьника, развивая и укрепляя их, преодолевать недостатки.

Характеристика школьника не будет полноценной, если студент не познакомится с условиями жизни и воспитания детей в семье. Неоднократно беседуя с родителями школьника и лично наблюдая домашний уклад жизни семьи, можно составить довольно правильное представление о положительных и отрицательных сторонах семейного воспитания ребёнка.

Характеристика должна быть насыщена конкретными сведениями о действиях и поступках ученика.

Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.

  1. Общие сведения о коллективе и история его формирования (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей).
  2. Руководство и организация классного коллектива:

а) организующее ядро класса, его актив. Самостоятельность коллектива и настойчивость, требовательность к себе и другим, организаторские способности, забота об отдельных товарищах, отношение к общественному мнению;

б) наличие в коллективе неофициальных «вожаков», характер их влияния на класс, причины их влияния, отношение к «вожакам» актива класса; наличие «отверженных», причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей; взаимоотношения внутри коллектива (степень сплочённости коллектива, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса, проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения); критика и самокритика в коллективе, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между отдельными членами коллектива, эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива;

в) личность классного руководителя и его влияние на коллектив (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.); отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди учащихся.

  1. Содержание и характер коллективной деятельности:

а) учебная деятельность (общая характеристика успеваемости и дисциплины, борьба класса за высокую успеваемость, наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, её форма и организация); дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалка, подсказка, списывание);

б) жизнь коллектива вне учебных занятий; интерес к современным политическим событиям, музыке, литературе и спорту, коллекционированию т.д.; формы проявления этого интереса (читательские конференции, посещение театров, кино, их обсуждение, диспуты и т.д.); участие классного коллектива в общественной жизни;

в) общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива; виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины в общественно полезном труде.

4. Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего «эмоционального климата» в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряжённо-нервозный и т.д.).

Характер дисциплинированности. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношение его членов, пути их ликвидации.

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КЛАССА.

Коллектив класса при его рассмотрении должен рассматриваться, прежде всего, с точки зрения воспитательных возможностей. А это во многом зависит от характера и содержания коллективной жизни и деятельности. Важно выявить отношение классного коллектива к учению: как добросовестно относится он к своим учебным обязанностям, заинтересован ли учебными дисциплинами и какими. Глубокий интерес к учению выявляется не только в успеваемости класса, но и в кружковой работе, олимпиадах.

Важно обратить внимание, насколько учебная деятельность объединяет ребят, есть ли в классе взаимопомощь, переживают ли ребята успехи и неудачи своих товарищей, борются ли за высокую успеваемость. Характер жизни коллектива проявляется и вне занятий. Практикант выявляет, охотно ли школьник участвует в общественном труде, в интересных и полезных делах школы, возникает ли трудовое сотрудничество, взаимопомощь, формирующие чувство коллективизма.

Анализируя содержание и формы коллективной деятельности класса, необходимо особенно отметить, как она связана с жизнью всего школьного коллектива, со всем обществом.

И, наконец, следует обратить внимание на сложившиеся межличностные отношения, так как их система во многом определяет воздействие коллектива на личность, её самочувствие, создаёт общий эмоциональный климат в классе.

Отношение между учащимися в коллективе складываются в двух направлениях: деловые отношения и личные. Деловые отношения определяет общественная функция каждого члена коллектива, в связи, с чем один может требовать, другой должен подчиняться, исполнять. Но при этом дети не безразлично относятся друг к другу как личности. Одним симпатизируют, другие безразличны; к кому-то тянутся, хотят дружить, других внутренне отвергают. Эти неформальные внутренние отношения оказывают сильное воздействие на жизнь каждого школьника и на деятельность коллектива в целом.

Известно, что для каждого ученика в классном коллективе, как правило, есть своя микросфера, свой круг ближайшего общения, свой микро коллектив, в котором он принят и занимает своё место, играет свою роль. Эта группа называется референтной. Именно здесь складываются особые отношения. Своя этика, свои не писаные законы. И если групповая этика и содержание малых групп противоречат требованиям классного (школьного) коллектива, то это часто сводит к нулю его воспитательные возможности.

Не всегда официальная структура классного коллектива соответствует реальным межличностным отношениям. Не всегда активисты являются наиболее авторитетными. Часто лидерами класса являются школьники, не занимающие никаких «должностей», в том числе и отрицательно влияющие на других детей. Нетрудно представить, насколько важно знать учителю межличностные отношения детей, лидеров класса и «отверженных», чтобы эффективно управлять коллективом и активно влиять на формирование каждой личности.

Из курса общей психологии студенты знают социометрические методы исследования межличностных отношений в коллективе. В период педагогической практики они становятся темой самостоятельных исследований, без чего немыслим учительский труд.

Методические и организационные рекомендации преподавателям:

Факультетский руководитель:

  • обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики по факультету, составляет общефакультетский план-график проведения практики;
  • устанавливает связь с базами практики, распределяет студентов по местам практики и оформляет документы к оплате руководителей практики учебно-воспитательных учреждений;
  • вносит предложения по совершенствованию практики,
  • контролирует работу групповых руководителей практики, администрации и учителей (преподавателей) учебно-воспитательных учреждений по руководству практикой; выборочно посещает уроки и другие мероприятия, проводимые студентами, принимает меры к устранению недостатков в организации практики;
  • организует подведение итогов практики;
  • составляет общефакультетский отчет по итогам педагогической практики за учебный год и предоставляет его руководителю практики университета.

Групповой руководитель:

  • распределяет совместно с руководителем учебно-воспитательного учреждения студентов по классам (группам), а с преподавателем по предмету — темы уроков и внеклассных занятий между практикантами;
  • осуществляет методическое руководство педагогической практикой студентов;
  • консультирует студентов совместно с преподавателями кафедры педагогики и психологии по составлению индивидуального плана на весь период практики, конкретизировать в соответствии с программой практики содержание учебных, внеклассных занятий, мероприятий по классному руководству и психолого-педагогическому изучению коллектива класса (группы) или одного учащегося;
  • обеспечивает проведение студентами уроков и внеклассных занятий, консультирует студентов при подготовке к урокам и внеклассным занятиям по предмету, проверяет и утверждает их планы и конспекты, присутствует на уроках и внеклассных занятиях, анализирует и оценивает их, контролирует выполнение индивидуальных планов работы студентов;
  • собирает и анализирует документацию, предоставленную студентами, составляет отчет по итогам практики и представляет их факультетскому руководителю;
  • принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике в университете, а также совещаниях, посвященных педагогической практике, проводимых в учебных заведениях, являющихся базами практики;
  • оценивает результаты практики студентов.

Преподавателя педагогики:

  • осуществляет руководство педагогической практикой студентов (2-3 курса), на старших курсах консультирует их по актуальным вопросам обучения, воспитания и профессиональной ориентации;
  • планирует совместно с классным руководителем (воспитателем, мастером производственного обучения) воспитательную работу практикантов с учащимися, консультирует их и обеспечивает выполнение заданий;
  • посещает уроки и внеклассные занятия практикантов, оказывает им помощь в подготовке и проведении уроков и внеклассных занятий, оценивает эти занятия совместно с групповым руководителем;
  • оказывает помощь студентам в изучении и учете индивидуальных особенностей учащихся;
  • принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике;
  • участвует в проведении зачета по практике и выставлении общей оценки, составляет часть отчета по педагогике и представляет ее факультетскому руководителю по практике.

Преподавателя психологии:

  • осуществляет консультации по психолого-педагогическому изучению отдельных учащихся и коллектива в целом;
  • посещает (выборочно) уроки и внеклассные мероприятия практикантов и участвует в их анализе;
  • принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике;
  • участвует в проведении зачета по практике и выставлении общей оценки, составляет часть отчета по психологии и представляет ее факультетскому руководителю по практике.

Администрация и преподаватели учебного учреждения (базы практики)

Руководитель практики от учебного заведения:

  • обеспечивает нормальные условия прохождения педагогической практики, проводит работу с преподавателями, обслуживающим персоналом и учащимися по вопросам предстоящей практики;
  • знакомит студентов с учебным учреждением, составом преподавателей, научной, методической, воспитатальной учебной работой учебного заведения, внутренним распорядком, учебно-производственной базой (кабинетами, мастерскими, библиотекой и др.), с общей постановкой учебно-воспитательной работы, предоставляет практикантам возможность присутствовать на заседаниях педагогического совета, предметных (профильных) комиссии, родительского комитета, знакомит с планами их работы;
  • совместно с групповым руководителем практики прикрепляет студентов к классам (группам);
  • посещает (выборочно) уроки, воспитательные и другие мероприятия студентов-практикантов и принимает участие в их обсуждении;
  • на основе обобщения опыта вносит предложения по совершенствованию педагогической практики;
  • проводит совещание по итогам педагогической практики в учебно-воспитательном учреждении и, по возможности, участвует в установочных и итоговых конференциях в университете.

Преподаватель (учитель-предметник):

  • знакомит прикрепленных к нему студентов с основами педагогической деятельности, с планом своей учебно-воспитательной работы, проводит открытые уроки и внеклассные занятия, организует их обсуждение;
  • совместно с групповым руководителем практики намечает и распределяет между студентами темы уроков и внеклассных мероприятий по предмету, помогает составлять индивидуальные планы педагогической практики;
  • консультирует студентов при их подготовке к проведению уроков, просматривает и утверждает планы-конспекты предстоящих уроков;
  • оказывает студентам помощь при подготовке уроков разного типа, проведении практических и лабораторных занятий и др.;
  • участвует в анализе и оценке каждого данного студентами урока;
  • поручает студентам проведение занятий с отстающими, кружковых занятий проверку тетрадей, изготовление наглядных пособий, демонстрацию учебных кино- и диафильмов, подготовку лабораторных работ и т.д.;
  • дает характеристику студентам и оценку их учебно-методической работы;
  • участвует в совещании, проводимом руководителем учебно-воспитательного учреждения по педагогической практике.

Классный руководитель (воспитатель):

  • знакомит студентов с составом учащихся класса (группы), с их личными делами, успеваемостью, посещаемостью, поведением, с основными воспитательными задачами и планом своей работы;
  • совместно с преподавателем педагогики и групповым руководителем конкретизирует воспитательные задачи программы практики, помогает студентам при составлении плана воспитательной работы, утверждает план, контролирует его выполнение, дает консультации;
  • совместно с преподавателем психологии руководит работой практикантов по изучению учащихся и составлению психолого-педагогических характеристик;
  • присутствует на самостоятельных (зачетных) воспитательных мероприятиях студентов, участвует в их обсуждении и оценке;
  • привлекает студентов к текущей воспитательной работе с классом (группой) (дежурство, посещение учащихся на дому, беседы с родителями и др.);
  • дает характеристику студентам, оценку их воспитательной работы;
  • участвует в совещании, проводимом руководителем учебно-воспитательного учреждения по педагогической практике.

22