Зарождение и развитие педагогической этики

Введение

 

“Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой – нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов)

Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.

Педагогическая этика–это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер и взаимоотношений; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и проявление морали в педагогической деятельности; профессиональная нравственность педагога. Перед педагогической этикой стоит целый ряд задач, в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, выявление требований к нравственному облику педагога и т.д [9, c. 28].

Особый вклад в разработку вопросов педагогической этики внесли В.И. Андреев, Д.А. Белухин, Т.В. Мишаткина, В.И. и И.Я. Писаренко, П.К. Холмогорцев, В.Н. Чернокозова, И.И. Чернокозов и другие. Они описывали, что нравственное сознание педагога формируется, по существу, также стихийно, как и любого другого члена общества. На сегодняшний день педагог усваивает нормы морали и осознаёт цели самовоспитания, самоосуществления в гуманистической системе ценностей, проходя обычные этапы социализации: семья, учреждения ДОУ, школа, вуз. Развитие профессиональной нравственности в вузах и на курсах повышения квалификации не обеспечивает постоянного целенаправленного развития педагогической этики учителя в достаточной мере. В то же время содействие развитию педагогической этики представляет собой важнейший резерв повышения качества образования.

Зарождение и развитие педагогической этики

 

Элементы педагогической этики встречаются в учениях древних философов и педагогов, пытавшихся осмыслить специфические проблемы педагогической морали. Ее возникновение связано с появлением педагогической профессиональной деятельности, обусловленной социально-экономическими причинами и духовным развитием личности и общества. Потребность общества передавать опыт и знания подрастающим поколениям привела к появлению система школьного образования и профессиональной педагогической деятельности как вида общественно необходимой деятельности, что является следствием процесса разделения труда и возникает на определенном этапе исторического развития обществва.

9 стр., 4191 слов

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА 2

... понятия педагогической этики. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя . Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог ...

В первобытном обществе не существовало социальных институтов, которые бы воспитывали детей. Этим занимались взрослые, привлекая подрастающее поколение к коллективному труду. С развитием производственных сил, накоплением трудового опыта расширялись знания людей и усложнялись умения и навыки. Возникла необходимость организованного обучения и воспитания подрастающего поколения. Воспитание начали поручать членам родовой общины, к которым выдвигали определенные требования: они должны обладать теми умениями и навыками, которым следует учить детей, знать религиозные обряды, сказки, игры и песни, которые являются источником нравственности. Таким образом в условиях родового строя воспитание начало выделяться в особую форму общественной деятельности [3, c. 66].

Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам педагогической этики. Например, Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; Платон исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении; Аристотель считал воспитание делом государственной важности; но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребенка в процессе учебы и ее результатах [7, c. 94].

В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё новое развитие – в трудах Монтеня (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать «душевные склонности ребенка», не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником), Коменского (акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критика формально-показного выполнения учительских обязанностей), Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя).

Представители эпохи Просвещения (Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) сформулировали требования к нравственному облику учителя, выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали изолированное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю (совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.) В связи с этим истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировать идеи трудового и нравственного воспитания.

3 стр., 1134 слов

Педагогическая этика в ВУЗе

... о педагогическом долге, морали, справедливости, чести, авторитете, такте. Специфика педагогической этики в высшем образовании определяется функциями образования и воспитания в ВУЗе и реализуется через педагогическую практику взаимодействия педагога и студента, педагога и педагогического ...

Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова – он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей.

В советское время разработку проблем профессиональной этики мы находим у Сухомлинского. Им неоднократно подчеркивалось, что учение – это, прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов педагогической морали, изучение уровня нравственного сознания учителя, поиск путей совершенствования нравственных отношений в педагогическом коллективе был внесён такими учёными, как Гоноболин, Кузьмина, Гришин, Согомонов, Чернокозовы и др.

 

Категории педагогической этики

 

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельную составную часть профессиональной этики. Рассмотрим наиболее общее содержание связанных с этим категорий.

Кодекс педагогической этики определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из его основ является установление основных требований (правил), которые определяют отношение педагога к самому себе, педагогическому труду, ученическому и педагогическому коллективам и т.д.

Педагогическая моральпризнает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия к ним. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль также играет взаимодействие педагога с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения педагогом положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Она имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д.

8 стр., 3929 слов

Психолого-педагогические основы деятельности школьного библиотекаря

... в трудных нравственных ситуациях. Психолого-педагогическая помощь. вовлекать во все мероприятия, проводимые библиотекой; помогать осваивать новые интересные навыки, умения; заинтересовать учащихся нужной и полезной деятельностью; формировать ... работать с детьми. Это и нежелание понять ребенка, выслушать его, и отсутствие этики поведения, и отсутствие опыта общения с детьми, как такового (например, в ...

Справедливость это также нравственное качество педагога и оценка мер его взаимодействия с учащимися, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика же педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на нее находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости, в связи с чем определение меры объективности в большей степени зависит от педагога. К тому же общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой, вследствие чего педагогически продуманное действие педагога может и не осознаваться учениками [5, c. 89].

Педагогический долг– одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В нем также предусмотрена необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.

Педагогическая честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Педагогический авторитет– это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Его уровень определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к профессиональной деятельности и т.д [11, c. 164].

Педагогическое сознаниерассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание дает обобщенное теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления. В то же время в индивидуальном нравственном сознании отражается еще и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует, что существенно влияет на формирование нравственных взглядов педагога, его нравственного сознания. Одним из элементов нравственного сознания является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.

3 стр., 1289 слов

Структура педагогической деятельности. Педагогическая психология

... - Отчего будет зависеть качество педагогической деятельности?   На уровень и качество педагогической деятельности влияет степень сформированности у педагога профессионального сознания. В первую очередь это мотивация ... социальные нормы отношений между людьми; — участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте; — разница ...

Переход от педагогического сознания к нравственной практике раскрывается особой категорией педагогической этики, рассматриваемой как педагогический такт. Это связано с тем, что нравственное творчество педагога включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и ее значимости в отношении к обществу, педагогической профессии, осмысление сложных обстоятельств ситуации и условий ее возникновения, необходимость выбора лучшего вида поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.

Педагогический такт также выступает формой реализации педагогической морали в деятельности педагога, в которой совпадают мысль и действие. Следовательно, такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и его субъективного восприятия другими людьми. В нем проявляется поиск более легкого и менее болезненного пути к цели, что обусловливает творчество и поиск в педагогической деятельности. В числе основных составляющих элементов педагогического такта можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

 

Методологические основы педагогической этики

 

Профессиональная культура педагога, его профессиональный портрет предполагают богатый спектр положительных качеств, среди которых центральное место принадлежит нравственным качествам: любви к детям, умению сотрудничать с ними, испытывать радость общения, быть стойким в отстаивании детских интересов, быть совестливым, справедливым. Это основа нравственной культуры педагога, которая, в свою очередь, является фундаментом в построении субъект-субъектных взаимоотношений воспитателя и воспитанника, поэтому встает вопрос о знаки педагогом основ педагогической этики.

Этика— учение о морали, нравственности, о ее нормах и * в обществе как философская дисциплина и одна из форм идеологии; совокупная система нравственных правил и норм поведения какой-либо общественной или профессиональной группы.

Мораль— нравы, обычаи, мода, поведение; форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности [10, c. 76].

Мораль выступает как нормативно-ценностная форма отношения к миру, которая складывается в процессе духовно-практической деятельности человека и специфическим образом отражает ее.

Разграничиваются понятия «нравственное поведение», «нравственные отношения», «нравственная деятельность» и «нравственное сознание» (Ф. Т. Хаматнуров).

С наибольшей полнотой и очевидностью нравственные качества человека проявляются в его поведении путем совершения нравственного выбора, который проявляется в поступках. Поступок, в свою очередь, представляет собой синтез и взаимопроникновение индивидуального, коллективного и общественного опыта. Поэтому можно сказать, что нравственное поведение — это комплекс поступков, совершаемых в течение более или менее длительного периода времени и раскрывающих нравственную ориентацию (позицию) личности, ее устремления, намерения. При этом можно сказать, что человек выражает свое отношение к другим людям, общественным явлениям, самому себе. Эти отношения могут различаться:

6 стр., 2517 слов

Этика профессионального поведения медицинской сестры

... и нравствен­ные качества медицинской сестры всегда имели не меньшее зна­чение в её профессиональной деятельности, чем ... 8 Лекция Тема 1.5.1 Этика профессионального поведения медицинской сестры Студент должен иметь представление: -о медицинской этике, как прикладной науке; ... Доброде­тель — это черты характера, которые располагают человека к хоро­шим поступкам: сострадание, милосердие, терпение, ...

¾ по содержанию, когда показывают зависимость человека от того, перед кем он имеет определенные нравственные обязанности (перед членами коллектива или родственниками и т. д.);

¾ по форме и способу общественной связи между людьми в процессе их совместной деятельности, когда выражается отношение индивида к обществу, труду, к своей профессии. Эти нравственные отношения отличаются друг от друга по степени конкретизации требования, обращенного к человеку, по способу связей, возникающих в совместной деятельности людей, по степени подчинения людей социальной необходимости [2, c. 97].

Нравственные отношения— это род социальных отношений, в основе которых лежит нравственный выбор, совокупность зависимостей и связей, возникающих у людей в процессе их нравственной деятельности.

Нравственная деятельность реализуется, так же как и нравственное поведение, через поступки, но только поступки, сознательно подчиненные нравственным целям. Поэтому часто возникает противоречие между личными склонностями или интересами человека и собственно нравственной мотивацией, которая связана с осознанием человеком общественной значимости своих поступков.

Как способ детерминации материальной и духовной деятельности человека выступает нормативная регуляция, фиксируемая в кодексах норм и законах, но она может и переживаться эмоционально, всплывать в сознании людей только в контексте конкретных жизненных ситуаций.

Нормативное регулирование формируется в результате стихийного взаимного эмоционально-волевого взаимодействия множества индивидов, однако не сводится к стихии межличностных отношений, поскольку существует определенная граница между нервно-физиологическим и психическим механизмами действия человека в виде рефлексов, стереотипов, с одной стороны, и общественным содержанием и знанием этого действия — с другой. В самом общем плане нормативное регулирование выступает как орудие государственного и общественного контроля над индивидуальным и массовым поведением людей. Элементами механизма нормативной регуляции выступают индивидуально-массовое поведение людей или та или иная социальная группа, общество в целом, а также способ принуждения.

В качестве способа принуждения выделяют:

· поощрение, осуждение, которые играют роль приема приобщения к норме;

· массовый или индивидуальный пример;

· общественное мнение;

· стихийное и целенаправленное воспитание в людях определенных привычек, убеждений, нравственных навыков;

· принуждение и угрозу;

· правила, предписания, запреты, которые влияют на представления о должном, мыслимом и выражают определенные формы нравственного сознания человека.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Структура морального сознания в общественном проявлении состоит из таких элементов, как: нравственные нормы, качества, принципы, личностные образцы и идеалы.

Моральные нормы — форма нравственных требований, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки [4, c. 101].

Моральные нормы выступают и как элемент моральных отношений, и как форма морального сознания.

С помощью понятия «моральные качества» выделяют в общественной жизни и характеризуют с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей, независимо от того, кем совершаются поступки. Это понятие не содержит конкретного указания на то, какие действия человек должен и какие не должен совершать, а в обобщенной форме характеризует его поведение с двух сторон: предписание и оценочная сторона, которая является выражением положительного или отрицательного отношения к человеку, критерием для его моральной оценки.

В моральных принципах требования выражаются наиболее обобщенно и раскрывают содержание той или иной нравственности, выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми. Они дают человеку общее направление деятельности и обычно служат основанием для более частных норм поведения.

Нравственное сознание формируется за счет усвоения личностного образца, в качестве которого выступает реальное или вымышленное лицо, действия и поступки которого заставляют, побуждают человека подражать образцу.

Моральный идеал может быть представлен как неизменяющийся в зависимости от вкусов стандарт, выражающий: универсальное, абсолютное нравственное представление о должном; образ совершенства в отношениях между людьми; такое устройство общества, которое обеспечит это совершенство и безусловный высший образец нравственной личности, воплотившей «в себе все наиболее высокие моральные качества» (А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян, Ф. Т. Хаматнуров).

Нравственный идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания человека. Чтобы моральный идеал не принял форму утопического, нужно говорить о достижении личностного образца, в качестве которого выступает персонифицированный образ. Прототипом обычно служит реальное историческое лицо, проявившее себя высоконравственным субъектом. Личностный образец могут реально воплотить большинство людей, кроме этого, он предполагает наличие не только позитивных, но и негативных моральных качеств, т. е. представляет человека с его достоинствами и недостатками.

Элементы структуры морального сознания выражают различную степень конкретизации требований к человеку. Они отличаются по степени, по предполагаемой свободе выбора и автономности в поступках, но объединены общим содержанием, сочетаясь с моральным и общественным идеалом. Поэтому данная интегративная тенденция позволяет говорить о существовании такого феномена, как моральное мировоззрение.

Мировоззрение — исторически обусловленная совокупность представлений о мире и месте человека в нем. Оно обеспечивает человеку возможность достаточно свободно ориентироваться в различных практических и научных ситуациях, сопряженных с большой степенью риска и ответственности, позволяет на основе имеющихся у человека знаний и опыта правильно оценить и осуществить обдуманный выбор между альтернативными решениями относительно формы деятельности [7, c. 208].

19 стр., 9393 слов

Структура морального сознания

... ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы Человек и его ориентации. 6 типов личности по Э. Шпрангеру. Особенности морального сознания и нравственного поведения и половой ... сознании этой социальной группы. В настоящее время существует очень мало работ посвященных профессиональным ценностям, а также нет четкого определения профессиональных ценностей. В социально-психологических и психолого-педагогических ...

Как важнейшая форма функционирования и проявления морального сознания выступает ценностная ориентация, которая пронизывает собой все уровни психики человека: от подсознания через чувства к логико-понятийным формам, затем к самосознанию и высшему моральному образованию — идеалу. Она направляет нравственную жизнедеятельность человека в единую точку, т. е. к определенной ценности. Ценности — это значимые для человека материальные или идеальные объекты. Ценность «чего-то» для человека выражается в том, насколько это «что-то» отвечает его потребностям и интересам, поэтому в ценности отражено отношение человека к предмету, событию, явлению как признание этого «чего-то» значимым и важным для него. Ценности различаются по содержанию (наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, истина, добро, счастье) и по знаку (положительные — отрицательные: наслаждение — страдание, польза — вред, слава — позор, безопасность — опасность, красота — безобразность, истина — ложь, добро — зло, счастье — несчастье, власть — подчинение).

Ценности бывают: практическими — духовными, высшими -низменными (А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян).

Они детерминируют поведение личности в обществе, которое реализуется через систему поступков, придающих отдельным действиям значение ценностных символов. Моральный символ может выражать скрытое ценностное содержание, обозначением которого он является.

Обобщая сказанное ранее, можно сделать вывод, что нравственность представляет собой специфическую форму отражения действительности в оценочно-ценностных категориях. Она выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности с помощью этих оценочно-ценностных категорий. Нравственность выполняет функцию регулирования поведения человека в совокупности всех элементов:

¾ действий, поступков индивидов, поведения групп, классов, профессиональных общностей;

¾ нравственных общественных отношений между людьми и социальными группами;

¾ явлений воли в виде побуждения, мотивов, устремлений человека;

¾ личностно-психологических свойств людей, выражающих их восприятие и отношение к действительности, ценностные характеристики и суждения, а также нравственное мышление, практически реализуемое в нравственном мировоззрении.

Заключение

 

Профессиональная педагогическая этика определяет нравственное сознание педагога как совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств и потребностей, отражающих моральное отношение в сфере профессиональной педагогической деятельности. Все указанные структурные образования нравственного сознания тесно взаимосвязаны, и разделить их можно лишь условно.

Многим приходилось слышать, что истинным педагогом надо родиться. Это так, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. Но некоторые опытные педагоги считают, что любой учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех. Все это рассматривает педагогическая этика: нравственные убеждения как моральные знания, которые стали нормой поведения педагога, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, воспитанникам и их родителям. Этические знания становятся убеждениями личности в процессе социальной практики под воздействием объективных условий, в которых осуществляется её профессиональная деятельность.

6 стр., 2654 слов

Инновационные технологии обучения в повышении эффективности преподавания ...

... выводу, что для повышения эффективности преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла инженерам-педагогам, необходимо использовать интерактивные технологии обучения. Ключевые слова: инновационные ... технологии, достоинства и недостатки инновационных технологий, подготовка инженеров-педагогов, психолого-педагогический цикл, повышение эффективности. Сегодня, в условиях обновления ...

Только в том случае, если учитель будет чувствовать ответственность перед теми, кого он обучает и воспитывает, будет стремиться к саморазвитию и самовоспитанию, будет творчески подходить к своей работе, только тогда детям будет интересно на уроках, только тогда они будут помнить, ценить и уважать своих учителей.

Список использованной литературы:

1. Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное / Д.А. Белухин. М.: МПСИ, 2007.

2. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность. Педагогика. 1999

3. Гусева Н.В. О нравственно-педагогическом климате в педагогическом коллетиве// Молодой ученый.-2011.-№11.

4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002

5. Канке А. А. Профессиональная этика и психология делового общения : учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая.− М. : ИНФРА-М, 2009.

6. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога ГроссМедиа Ферлаг, 2008.

7. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие. Издательство: Феникс, 2004.-304с.

8. Наумчик В.Н. и др.Этика педагога. — М: Изд-во «Университетское», 1999

9. Педагогическая этика. Учебно-методический комплекс. Составитель Андросов М.А.- Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010, 52с.

10. Писаренко В.И., Писаренко И.И. . Педагогическая этика. Минск, 1986

11. Чернокозов И.И. . Профессиональная этика учителя. Киев, 1988