Сост. к.пс.н., доцент Е.В. Неумоева-Колчеданцева
- Цель дисциплины – повышение уровня психологической компетентности будущего учителя; создание оптимальных условий для получения студентами психологических знаний и формирования адекватных представлений о назначении, структуре, содержании, специфике психолого-педагогического сопровождения младших школьников в образовательном процессе, о роли учителя в сопровождении, для формирования необходимых умений и навыков, а также – «помогающего» отношения к ребенку (что является важным показателем адекватной профессиональной позиции учителя).
 
(Актуальность психолого-педагогического сопровождения связана с проблемой несоответствия психических и личностных возможностей человека объективным социальным требованиям и, соответственно, с необходимостью оказания квалифицированной помощи детям, направленной на определение способов адаптации ребенка в условиях образовательного процесса, не ущемляющих интересы ребенка и не превышающих его возможности).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: сущность, цель, задачи, особенности, структуру и содержание психолого-педагогического сопровождения младшего школьника в образовательном процессе, факторы риска нарушения психологического здоровья ребенка, уровни и критерии психологического здоровья ребенка, социальную ситуацию развития и наиболее вероятные проблемы детей младшего школьного возраста, нормативные документы, регулирующие деятельность психологической службы в образовании.
Уметь: разрабатывать, выбирать, применять инструментарий психолого-педагогической диагностики и вести соответствующую документацию, взаимодействовать с другими субъектами сопровождения ребенка (родители, психологи).
Владеть: основными навыками организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения младших школьников в образовательном процессе.
Таблица 1
- 
Тематический план
 
| 
 № п/п  | 
 
 
 Тема  | 
 недели семестра  | 
 Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.  | 
 Итого часов по теме  | 
 Из них в интерактивной форме  | 
 Итого кол-во баллов  | 
||||||||||
| 
 Лекции  | 
 Практические занятия  | 
 Самостоятельная работа  | 
 
  | 
 
  | 
||||||||||||
| 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 6  | 
 7  | 
 
  | 
 8  | 
||||||||
| 
 Модуль 1. Психолого-педагогическое сопровождение в системе «помогающих деятельностей»  | 
||||||||||||||||
| 
 1.1.  | 
 Понятие о психолого-педагогическом сопровождении. Интеграция усилий педагога и психолога в «пространстве» их профессиональной деятельности  | 
 1  | 
 2  | 
 
  | 
 
  | 
 2  | 
 0 – 10  | 
|||||||||
| 
 1.2.  | 
 Психологическое здоровье ребенка как цель и критерий успешности психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогический статус ребенка младшего школьного возраста 
  | 
 1, 3  | 
 3  | 
 3  | 
 5  | 
 11  | 
 3  | 
 0 – 20  | 
||||||||
| 
 
  | 
 Всего:  | 
 
  | 
 5  | 
 3  | 
 5  | 
 13  | 
 3  | 
 0 – 30  | 
||||||||
| 
 Модуль 2. Направления и задачи психолого-педагогического сопровождения  | 
||||||||||||||||
| 
 2.1.  | 
 Модели психологического сопровождения и роль учителя  | 
 5  | 
 2  | 
 
  | 
 
  | 
 2  | 
 
  | 
 –  | 
||||||||
| 
 2.2.  | 
 Психолого-педагогическая диагностика и консультирование  | 
 5, 7  | 
 2  | 
 4  | 
 10  | 
 16  | 
 4  | 
 0 – 15  | 
||||||||
| 
 2.3.  | 
 Коррекционно-развивающая и профилактическая работа  | 
 9, 11  | 
 2  | 
 4  | 
 10  | 
 16  | 
 4  | 
 0 – 15  | 
||||||||
| 
 
  | 
 Всего  | 
 6  | 
 8  | 
 20  | 
 34  | 
 8  | 
 0 – 30  | 
|||||||||
| 
 Модуль 3. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста  | 
||||||||||||||||
| 
 3.1.  | 
 Типичные проблемы младших школьников в образовательном процессе  | 
 11, 13  | 
 4  | 
 4  | 
 5  | 
 13  | 
 4  | 
 0 – 20  | 
||||||||
| 
 3.2.  | 
 Особенности взаимодействия учителя с другими субъектами сопровождения (родителями, психологом)  | 
 13, 15  | 
 2  | 
 2  | 
 8  | 
 12  | 
 2  | 
 0 –20  | 
||||||||
| 
 
  | 
 Всего  | 
 6  | 
 6  | 
 13  | 
 25  | 
 6  | 
 0 – 40  | 
|||||||||
| 
 
  | 
 Итого (часов, баллов):  | 
 17  | 
 17  | 
 38  | 
 72  | 
 
  | 
 0 – 100  | 
|||||||||
| 
 
  | 
 Из них в интерактивной форме:  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 17  | 
 
  | 
|||||||||
Таблица 2
Планирование самостоятельной работы студентов
| 
 №  | 
 Модули и темы  | 
 Виды практической и СРС  | 
 Неделя семестра  | 
 Объем часов (внеауд. СРС)  | 
 Кол-во баллов (ауд. / внеауд.)  | 
|||||||||
| 
 Аудиторная  | 
 Внеаудиторная  | 
|||||||||||||
| 
 Модуль 1  | 
||||||||||||||
| 
 1.1  | 
 Понятие о психолого-педагогическом сопровождении. Интеграция усилий педагога и психолога в «пространстве» их профессиональной деятельности  | 
 Анализ оснований и содержательное описание уровней интеграции деятельности психологов и педагогов в психолого-педагогическом сопровождении ребенка в обр. проц.  | 
 Обзор материалов по проблемам психолого-педагогического сопровождения мл. шк. – веб-сайты, периодическая печать, учебная и научная литература (3 – 5 источников)  | 
 1  | 
 
  | 
 0 – 10  | 
||||||||
| 
 1.2  | 
 Психологическое здоровье ребенка как цель и критерий успешности психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогический статус ребенка младшего школьного возраста 
  | 
 Определение целей сопровождения на основе разных возрастных периодизаций (возрастных норм развития ребенка)  | 
 Описание психолого-педагогического статуса ребенка младшего школьного возраста  | 
 1, 3  | 
 5  | 
 0 – 20  | 
||||||||
| 
 
  | 
 Всего по модулю 1:  | 
 5  | 
 0 – 30  | 
|||||||||||
| 
 Модуль 2  | 
||||||||||||||
| 
 2.1  | 
 Психолого-педагогическая диагностика и консультирование  | 
 Формирование пакета методик  | 
 Формирование пакета методик  | 
 5, 7  | 
 10  | 
 0 – 15  | 
||||||||
| 
 2.2  | 
 Коррекционно-развивающая и профилактическая работа  | 
 Формирование пакета методик  | 
 Формирование пакета методик  | 
 9, 11  | 
 10  | 
 0 — 15  | 
||||||||
| 
 
  | 
 Всего по модулю 2:  | 
 20  | 
 0 – 30  | 
 9, 11  | 
||||||||||
| 
 Модуль 3  | 
||||||||||||||
| 
 3.1  | 
 Типичные проблемы младших школьников в образовательном процессе  | 
  | 
 Подготовка реферата  | 
 11, 13  | 
 5  | 
 0 – 20  | 
||||||||
| 
 3.2  | 
 Особенности взаимодействия учителя с другими субъектами сопровождения (родителями, психологом)  | 
 Презентация проекта психолого-педагогического сопровождения мл. шк. в обр. проц. 
  | 
 Разработка проекта психолого-педагогического сопровождения мл. шк. в обр. проц. 
  | 
 13, 15  | 
 8  | 
 
  | 
||||||||
| 
 Всего по модулю 3:  | 
 13  | 
 0 – 40  | 
||||||||||||
| 
 ИТОГО:  | 
 38 ч.  | 
 0 – 100 б.  | 
||||||||||||
- 
Методические рекомендации для срс
 
Самостоятельная работа по теме 1.1.
Задание 1. Обзор материалов по проблемам психолого-педагогического сопровождения мл. шк. – веб-сайты, периодическая печать, учебная и научная литература (3 – 5 источников).
Методические рекомендации: аннотирование включает перечень основных понятий, раскрывающихся в статье, основных проблем, идей и предложений автора.
Таблица 1
| 
 № п/п  | 
 Автор  | 
 Название работы  | 
 Выходные данные  | 
 Аннотация  | 
| 
 1.  | 
 Юдчиц Ю.А.  | 
 К проблеме профессиональной деформации  | 
 Журнал практического психолога. – 1998. – №7. – С. 35 – 42.  | 
 
  | 
Форма отчетности: печатная – аннотация (в форме таблицы); электронная.
Задание 2. Анализ оснований и содержательное описание уровней интеграции деятельности психологов и педагогов в психолого-педагогическом сопровождении ребенка в обр. проц.
Методические рекомендации: Работа оформляется и сдается на проверку в табличной форме. Ниже таблицы следуют необходимые пояснения.
Таблица 2
Уровни интеграции усилий педагогов и психологов в «пространстве» их профессиональной деятельности
| 
 Уровни интеграции  | 
 «Пространство» профессиональной деятельности 
  | 
|
| 
 Психолог (педагог-психолог) 
  | 
 Педагог  | 
|
| 
 1. Мировоззренческий (ради чего?) – определение ценностных оснований деятельности  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 2. Научно-методологический (каковы основания? Каким образом?) — определение цели, доминанты, основных подходов и принципов  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 3. Содержательно-практический (что? как?)  | 
 
  | 
 
  | 
Форма отчетности: печатная – в форме таблицы; электронная.
Самостоятельная работа по теме 1.2.
Задание 1. На основе обзора известных возрастных периодизации дать психологическую характеристику младшего школьного возраста, описать норму возрастного развития и в соответствии с этой нормой сформулировать цель психолого-педагогического сопровождения ребенка мл. шк. возр.
Методические рекомендации: аннотирование включает перечень основных понятий, раскрывающихся в статье, основных проблем, идей и предложений автора.
Таблица 3
Цели психолого-педагогического сопровождения мл.Шк. В возрастном аспекте
| 
 № п/п  | 
 Периодизация  | 
 Психологическая характеристика младшего школьного возраста  | 
 Возрастная норма развития  | 
 Цель психолого-педагогического сопровождения  | 
| 
 1.  | 
 Л.С. Выготский  | 
|||
| 
 2.  | 
 Д.Б. Эльконин  | 
|||
| 
 3.  | 
 А.В. Петровский  | 
|||
| 
 4.  | 
 М.И. Лисина  | 
|||
| 
 5.  | 
 Е. Смирнова  | 
|||
| 
 6.  | 
 Л. Колберг  | 
|||
| 
 7.  | 
 Ж. Пиаже  | 
|||
| 
 8.  | 
 Э. Эриксон  | 
|||
| 
 9.  | 
 З. Фрейд  | 
Форма отчетности: печатная – в форме таблицы; электронная.
Задание 2. Описание психолого-педагогического статуса ребенка младшего школьного возраста
Методические рекомендации: на основе предложенной схемы описать психолого-педагогический статус конкретного ребенка. Возможна (и даже желательна модификация предложенной схемы, ее обновление, в том числе с учетом рассмотренных периодизаций развития и с учетом особенностей конкретного ребенка)
Таблица 4
Схема описания психолого-педагогического статуса ребенка младшего школьного возраста
| 
 Аспект (параметр) психолого-педагогического статуса ребенка  | 
 Показатели / критерии статуса  | 
||
| 
 Требования среды и соответствие возрастным нормам (критериальные показатели по М.Р. Битяновой)  | 
 Индивидуально-личностные особенности (критерии развития, или константные по М.Р. Битяновой)  | 
||
  | 
 • положение школьника в системе внутрисемейных отношений (тип семьи, ее количественный состав, возрастные и образовательные характеристики членов семьи, характер деятельности членов семьи и др.) • положение школьника в системе внутригрупповых отношений со сверстниками (социально-психологический статус в группе, предписанные роли, наличие близких друзей)  | 
 
  | 
|
  | 
 
 
  | 
 Индивидуальные особенности познавательной деятельности школьника: 
  | 
|
  | 
 
  | 
  | 
|
  | 
 
  | 
  | 
|
  | 
 Дезадаптивные поведенческие проявления: 
 
  | 
 Особенности поведения, обусловленные психодинамическими свойствами нервной системы: 
  | 
|
Форма отчетности: печатная – в форме таблицы; электронная.
Самостоятельная работа по темам 2.1. – 2.2.
Задание: обзор и формирование пакета методик психолого-педагогической диагностики, коррекции и профилактики проблем ребенка младшего школьного возраста.
Методические рекомендации: на основе анализа литературы сформировать пакет методик диагностики, профилактики, коррекции типичных проблем ребенка младшего школьного возраста:
- дефекты воспитания, детско-родительских и внутрисемейных отношений,
 - проблема готовности /неготовности ребенка к школьному обучению несформированность элементов и навыков учебной деятельности, мотивации учения, произвольной регуляции поведения, внимания, неумение приспособиться к темпу школьной жизни и др.)
 - психогенная школьная дезадаптация (ПШД),
 - проблемы межличностных отношений в коллективе сверстников (ученический коллектив),
 - проблемы поведения (низкий уровень социальной нормативности, агрессия, конфликтность и пр.),
 - синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ),
 - проблемы познавательной сферы,
 - проблемы эмоциональной сферы,
 - проблемы мотивационной сферы личности.
 
Форма отчетности: печатная; электронная.
Самостоятельная работа по теме 3.1.
Задание 1: на основе анализа учебной, научной литературы, периодической печати подготовить реферат, доклад, электронную презентацию на тему «Типичные проблемы младших школьников в образовательном процессе». Тема работы конкретизируется в соответствии с рекомендациями к т.2.1. – 2.2.
Примерный план работы:
- Проблема
 - Причины
 - Проявления
 - Диагностика и коррекция
 
Форма отчетности: печатная (реферат); электронная (презентация); устная (доклад).
Задание 1: анализ проблемных ситуаций
Ситуация – это совокупность обстоятельств, на фоне которых актуализировалось какое-либо событие. В психологическом плане проблемная ситуация – это осознанное затруднение. Анализ ситуации осуществляется по следующему примерному плану:
- проблема, противоречие;
 - описание ситуации с использованием научных категорий, с опорой на знания в области психологии и педагогики;
 - варианты решения проблемы;
 - обоснование выбранного решения.
 
Таблица 5
Карта оценки компетенций студентов с использованием проблемной ситуации
| 
 Показатели  | 
 Критерии оценки / уровни сформированности компетенций  | 
||
| 
 минимальный  | 
 базовый  | 
 повышенный  | 
|
| 
 Понимание ситуации  | 
 неадекватное понимание проблемы, противоречия  | 
 адекватное понимание проблемы, противоречия  | 
 адекватное понимание проблемы, противоречия, постановка задачи  | 
| 
 Формализация условий  | 
 Обозначенные условия, противоречия и искомое находятся в поле общей проблемы, но недостаточно отражают данную проблемную ситуацию  | 
 Обозначаются противоречия, которые имеют отношения к ситуации, нет четкости в описании условий и постановке поисковой задачи  | 
 Описываются условия, обозначается ведущее противоречие, четко ставится поисковая задача  | 
| 
 Качество вариантов решения  | 
 Варианты решений стандартные  | 
 Предлагают улучшенный вариант стандартных решений  | 
 Предлагают оригинальные варианты решений  | 
| 
 Обоснованность выбора  | 
 Обоснование выбора происходит на бытовом уровне  | 
 Обоснование выбора происходит на основе доказательной логики  | 
 Выбор обосновывается с опорой на знание закономерностей  | 
Самостоятельная работа по теме 3.2.
Задание 1: Разработка проекта психолого-педагогического сопровождения. Примерный план работы:
- Определение и формулировка основной идеи и стратегической цели сопровождения (в соответствии с возрастной нормой развития ребенка, концептуальной направленностью деятельности ОУ, возможностями взаимодействия с психологом).
 - Создание «модели выпускника» как конкретизации стратегической цели в соответствии с представлениями о том, какие личностные компетенции должны быть сформированы, актуализированы у выпускника в результате его сопровождения в образовательном процессе.
 - Создание «модели выпускника» для каждой ступени обучения (для каждого класса, 1 – 4)
 - Определение основных форм, методов сопровождения на каждом этапе.
 - Определение показателей и критериев, подбор (разработка) инструментария для оценки результативности сопровождения.
 
Литература
Основная
- Доценко Е. Л. Психология личности : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии/ Е. Л. Доценко; Тюм. гос. ун-т, Ин-т психологии, педагогики, соц. управления. -Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009 .-512 с.
 - Емельянова И.Н. Возрастная педагогика: учебное пособие. – Тюмень, Издательство Тюменского государственного университета, 2013. – 140 с.
 - Морева Г. И. Психология развития и возрастная психология : учеб. пособие/ Г. И. Морева; Тюм. гос. ун-т. -Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009 .-376 с.
 
Дополнительная:
- Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка : дошкольный и младший школьный возраст/ Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. -Санкт-Петербург: Речь, 2005 .-384 с.
 - Битянова М. Р. Психолог в школе : содержание и организация работы/ М. Р. Битянова. -Москва: Сентябрь, 1998 .-128 c..
 - Бойерс – Штол К. Песочная терапия Доры Калфф // Журнал практикующего психолога. – Киев. – 1997. – № 3. – с. 45 – 52.
 - Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Особенности психокоррекционной работы с детьми разного возраста // Журнал практического психолога. – 1999. – № 4. – с. 74 – 84.
 - Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
 - Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 280 с.
 - Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; Под. ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Унiвесiтэцкае, 1997. – 237 с.
 - Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 176 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
– С. 23 – 108.
 - Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям).
– СПб: «Респекс», 1995. – 192 с.
 - Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986.- 128 с.
 - Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Серия: Психология ребенка. – СПб.: «Издательство Союз», «Лениздат», 2000. – 336 с.
 - Исаев Д.Н. Предупреждение реакций дезадаптации (кризисных состояний // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
– С. 353 – 370.
 - Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студ. сред. И высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 304 с. – с. 65 – 70.
 - Крыжановская Л.М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 160 с. – С. 5 – 49, 137 – 142.
 - Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 256 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
– С. 10 – 31.
 - Лусканова Н.Г., Коробейников И.А. Диагностические аспекты проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с. — – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
– С. 149 – 166.
 - Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Дж., Свини Д. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 320 с. – (Серия «Библиотека психолога»).
– С. 6 – 70, 78 – 84, 107 – 116, 127 – 198, 230 – 311.
 - Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997. – 176 с. – С. 169 – 173.
 - Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2002. – 182 с.
 - Овчарова Р. В. Практическая психология образования : учеб. пособие для вузов по напр. и спец. психологии/ Р. В. Овчарова. -Москва: Академия, 2003 .-448 c
 - Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
 - Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с. – (Серия «Практикум по психологии»).
 - Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. заведений / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
 - Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ ред. М. Р. Битянова. -Санкт-Петербург: Питер, 2008 .-303 с.
 - Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы : метод. пособие для дет. практич. психологов учр. образования/ ред. И. В. Дубровина. -4-е изд.. -Екатеринбург: Деловая книга, 2000 .-176 c.
 - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с. –
 - Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для адм. шк., педагогов и шк. психологов. Кн. 1. – М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С. Выготского; Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. – 118 с. – (Б-ка администрации школы; коррекционно-развивающее обучение).
– С. 12 – 30, 67 – 74, 101 – 113.
 - Работа психолога в начальной школе/ М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева. -Москва: Совершенство, 1998 .-352 c.
 - Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
 - Синягина Н.Ю. Психолого – педагогическая коррекция детско – родительских отношений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 96 с.
 - Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов.- М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с. – С. 13 – 24.
 - Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви).
– М.: Педагогика, 1986. – 160 с. (Педагогика – родителям).
 - Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
 - Хорни Карен. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза // Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эрика Фромма. – М.: Юрист, 1995. – 623 с. (Лики культуры).
– С. 16 – 34, 106 – 161.
 - Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников : учеб. пособие пед. вузов/ О. В. Хухлаева. -Москва: Академия, 2003 .-176 с.
 - Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 «Педагогика и психология»/ О. В. Хухлаева; Междунар. академия наук пед. образования. -6-е изд., стер.. -Москва: Академия, 2008 .-208 с.
 - Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет : психологические игры, упражнения, сказки/ О. В. Хухлаева. -Москва: Генезис, 2003 .-176 c.
 - Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер»», 1999. – 656 с. – (Серия «Мастера психологии»).
– С.585 – 595.
 - Эриксон Э. Детство и общество. – Изд. 2-ое, прераб. и дополн. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416 с.
 
8