22.Открытый кризис в психологии и появление первых психологических школ

8. Открытый кризис в психологии и появление первых психологических школ.

Открытый кризис в психологии отмечен созданием новых школ и направлений в психологической науке.

В открытом кризисе выделяют три этапа:

  1. Возникновение кризисной ситуации (с 3 четверти 70ых до десятых годов 20 века)
  2. Открытый кризис (с 10 по 30ые годы 20 века)
  3. Затухание борьбы школ (с 30ых по наст. время)

Авторы-историки выделяют несколько условий кризисной ситуации:

  1. Общественно-исторические условия, экономические, политические изменения. В культуре появляются разные течения, проникнутые духом декаданса.
  2. Общенаучные изменения. Фундаментальные открытия в физике, химии. Отказ от разума в пользу интуиции и мистики. Пересмотр места человека в мире.
  3. Обстановка внутри психологии. В Европе развивается психологическое учение В. Вундта. В США – Титченера. К началу 20 века в мире насчитывается 84 лаборатории, где проводились экспериментальные исследования и накапливалось новое знание, которое не могла объяснить ни одна теория.

При накоплении нового знания появляется потребность в их объяснении, в связи с этим появлялись новые школы.

1909 год – психоанализ. Фрейд и Юнг в США читают «Пять лекций по психоанализу»

1912 год – гештальтпсихология. Первый эксперимент по изучению фи-феномена Вертгеймером. Эксперимент был проведён над Кёллером и Кофкой.

1913 год — бихевиоризм. Статья Уотсона «Психология с точки зрения бихевиоризма».

Так же чуть позже появляются школы описательной психологии (Дихтей и Шпранглер) и французская социологическая школа.

Каждая из этих 5 школ выступала против положений традиционной психологии.

Старые положения

Противопоставление школ

  1. Психика отождествляется с сознанием.

Психоанализ: изучение бессознательных процессов.

Бихевиоризм: психика и сознание не были предметом изучения.

Гештальтпсихология: не рассматривали психику и сознание.

Описательная психология: согласны с данным положением.

Фр. Соц. Школа: расширение понятий, добавление идеи о прологическом мышлении.

  1. Область сознания противопоставляется остальным явлениям действительности

Психоанализ: не согласны с данным утверждением. Основой является биологический фактор.

Бихевиоризм: схема «стимул» — «реакция» по типу животного мира.

Гештальтпсихология: инсайт есть и у животных, человек не уникаленю

Описательная психология: человек противопоставляется окружающему миру.

Фр. Соц. Школа: человек противопоставляется окружающему миру.

  1. Единственный метод – интроспекция.

Психоанализ: модификация интроспекции: анализ сновидений, свободные ассоциации.

Бихевиоризм: эксперимент

Гештальтпсихология: эксперимент.

Описательная психология: использовали интроспекцию, но не отрицали другие методы.

Фр. Соц. Школа: исторический подход.

  1. Индивидуализм – изучение сознания в пределах индивидуального сознания.

Психоанализ: распространение результатов не всех

Бихевиоризм: отождествление человека и животного в поведенческих актах.

Гештальтпсихология: гештальты врождены

Описательная психология: индивидуализм – вершиная психология.

Фр. Соц. Школа: ???????

  1. Атомизм – изучение сознания путём разложения его на элементы.

Психоанализ: факты бессознательной жизни.

Бихевиоризм: поведение можно разложить на стимул и реакцию.

Гештальтпсихология: гештальт неделимая единица.

Описательная психология: выступали против атомизма.

Фр. Соц. Школа: изучали элементы в рамках исторической психологии.

  1. Бытие психики исчерпывается сознательным опытом.

Психоанализ: изучение бессознательных процессов.

Бихевиоризм: психика и сознание не являются предметом.

Гештальтпсихология: инсайт – неосознаваемый процесс.

Описательная психология: творчество – неосознаваемый процесс

Фр. Соц. Школа: прологическое мышление – неосознаваемый процесс.

Краткое описание основных психологических школ, появившихся в период открытого кризиса психологии.

  1. Психоанализ. З. Фрейд (1856 – 1939 гг.)

Психоанализ – направление психологического учения, в центре изучения которого находятся бессознательные психические процессы. Психоанализ Фрейда рассматривал душевную жизнь с динамической (внутренняя жизнь индивида – это результат столкновения противоположных сил), экономической (энергетическая характеристика душевной жизни) и типической (наличие структуры) точек зрения.

Психоанализ имеет две группы источников:

  1. Философские концепции:
  • Лейбниц: идея о различных степенях сознательной жизни.
  • Гербарт: «концепция порога сознания», согласно которой новые знания могут вытеснять старые в зону, находящуюся ниже порога сознания.
  • Шопенгауэр: «концепция воли к жизни», в которой разрабатывалась идея наличия у человека двух влечений: полового и агрессивного.
  • Гартман: «Философия бессознательного» — книга, в которой обобщены все знания о бессознательном, функция которогоподдержание жизни, сохранение человеческого рода. Бессознательное – стимул для творчества. Но в бессознательном есть и «демоническая» сторона.
  • Ницше: вывел идею о воли к власти, которая движет человеком и выражается в аффектах.
  1. Психотерапевтические и психопатологические концепции.
  • С конца 18 века стали предприниматься попытки лечения душевнобольных.
  • Месмер, Шарко: идея о психических нарушениях, попытки групповой терапии.
  • Дарвин: «О психическом развитии ребёнка» — труд в котором описано эмоциональное и сексуальное развитие с младенчества до взрослого возраста.
  • Крафт-Эббинг: 1886 год книга «Сексуальная психопатия», которая рассматривала идею о том, сто человеком управляет сексуальный инстинкт.
  • Моль: введение термина «libido» 1887 год. Книга «Детская сексуальность».
  • Брайер, Шарко: сновидения использовали как метод терапии.

Развитие идей Фрейда можно поделить на 3 этапа:

Года.

Основные положения и события

Основные труды

1897-1905

Психоанализ как метод лечения неврозов.

Разработка первого варианта структуры личности: сознательное, предсознательное, бессознательное. «Период блестящей изоляции» из – за пансексуализма теории.

Появление «Венского кружка» (Адлер, Юнг, Абрахам, Джонс и др.)

«Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Три очерка теории сексуальности»

1906-1918

Психоанализ – учение о личности и её развитии. Новая структура личности: Id, Ego, Superego.

Появление идеи о libido,martido.

1909 год – турне по Америке. Признание психоанализа.

Изгнание из кружка Адлера и Юнга.

Предложения о создании международной психоаналитической ассоциации.

«Пять лекций о психоанализе», «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика», «Тотем и табу», «Леонардо ДаВинчи»

1919-1939

Расширение рамок психоанализа.

Распространение идей на культуру и её проявления – религию, антропологию.

Становление психоанализа как философской системы.

«По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно», «Психология масс и анализ человеческого Я», «Моисей и единобожие», «Недовольство культурой».

Методы психоанализа: катарсис, анализ сновидений, свободные ассоциации, гипноз, анализ шуток, оговорок и ошибочных действий.

У Фрейда были последователи и отступники. Тут я совсем чуть-чуть, в качестве напоминания.

Отступники критиковали теорию Фрейда и сделали несколько нововведений:

  1. Права Egoрасширены, оно обладает своей энергией и функциям.
  2. Проведена переоценка влияния биологических и социальных факторов на развитие личности в пользу социальных.
  3. Переоценка роли детской сексуальности и Эдипова комплекса.

Отступники:

  1. А. Фрейд: детский психоанализ. Вводит игровые методы диагностики и коррекции, так как классический психоанализ не учитывает несовершенство вербализации у детей.
  2. К. Юнг: идея коллективного бессознательного. Идея архетипов. Libido, согласно Юнгу, энергия, которая имеет разную интенсивность в разных возрастах. Личность человека определяется на только детскими переживаниями, но и целями на будущее. Добавление «врождённого опыта человека» в сферу бессознательного.
  3. А. Адлер: чувство неполноценности, которое формируется к 5 годам и определяет поведение человека. Недостатки закрепляют комплекс неполноценности. Социальный интерес и стремление к превосходству. Неделимость личности на структуры. Человеку присуще «Творческое Я», которое его формирует.
  4. К. Хорни: Базальная тревожность, имеющая причиной недостаток внимания от родителей. Переоценка в сторону социальных факторов.
  5. Г. Салливан: Концепция межличностной психиатрии. Решающую рольк развитии личности играют МЛО, нарушение которых приводит к неврозу.
  6. Э. Фромм: Социальный фрейдизм. Концепция «экзистенционального противоречия», возникающего при разрыве связей с природой. Продуктивный путь — воссоздание связей с природой и обществом. Но соц условия блокируют этот путь и человек вынужден «бежать».
  7. В. Райх: Телесноориентированный психоанализ. Основа для здоровой личности – свободно циркулирующая энергия. Невротические индивиды направляют энергию на мышечные зажимы, что приводит к появлению «мышечного панциря».

Наследники:

  1. Г. Олпорт: На человека решающую роль оказывают рациональные мотивы и лишь невротики живут под влиянием эмоций. Личность – то, что присуще каждому из нас, она уникальна. «Проприум» — присущий.
  2. Г. Мюррей: Id– это импульсивные тенденции. Помимо энергии жизни и смерти оно содержит в себе социально желательный импульс- любовь и эмпатия. Проекция – основной защитный механизм. ТАТ.
  3. Э. Эриксон: концепция «Кризиса идентичности», охватывающая всю жизнь человека. Развитие человека – преодоление конфликтов, свойственных каждой стадии.
  4. Э. Бёрн: транзактрный анализ. Три Ego — состояний: Родитель (контроль и забота), Ребёнок (игра), Взрослый (контроль за внешним миром).

    Понятие сценария.

  5. Ж. Лакан: введение лингвистики в психоанализ. Рассмотрение структуры с точки зрения языка. Вербальные методы диагностики.
  1. Бихевиоризм.

Отказывается от рассмотрения субъективного мира человека. Предметов провозглашает поведение, к которому относит все внешне наблюдаемые реакции организма на внешние стимулы.

Источники:

  • Объективизм и механицизм. О. Конт. Истинность только того знания, которое можно наблюдать.
  • Функционализм. Энджел: «скоро термин «сознание» уйдет из психологии».
  • Зоопсихология. Ж. Леб – теория поведения животных на основе вынужденных движений. Принцип ассоциативной памяти- животное можно научить реагировать определённым образом на определённый стимул.
  • 1900 год – «лабиринт» У. Смолла
  • 1906 год Тёрнер статья «Некоторые предварительные замечания о поведении муравьёв»
  • И. П. Павлов: Условный рефлекс.
  • 1910 год – 8 лабораторий по зоопсихологии.
  • 1912 год – журнал «Поведение животных».
  • В.М. Бехтерев: объективная психология. Сочетательных рефлексов. Поведение высшего уровня можно объяснить как сочетание моторных рефлексов низшего уровня.
  • Э. Торндайк: Проблемный ящик. Закон упражнения: чем чаще действие используется в ситуации, тем сильнее связь между действием и ситуацией. Закон эффекта: любое действие, появляющееся в ситуации, ассоциируется с этой ситуацией, и когда ситуация возникает вновь, вероятность этого действия высока.

Бихевиористы:

  1. Дж. Уотсон (1878 – 1958 гг.):

1913 год – призыв к изучению поведения, осознанное нападение на психологию. Предмет: «Стимул» — «Реакция». Стимулы могут быть простыми и сложными. Реакции могут быть явными и неявными. Методы: наблюдение, тестирование реакций, дословные записи, метод условных рефлексов (1915 г.).

«Психология как наука о поведении», «Психологический уход за ребёнком».

  1. Необихевиоризм 30-60 годов. Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер.

Э. Толмен: целенаправленный бихевиоризм. Целенаправленность поведения можно объяснить в терминах объективного бихевиоризма, то есть любое поведение направлено на цель. Эксперименты с крысами позволили установить, что у крыс формируются когнитивные карты, которые могут передаваться по наследству. В поведении есть «промежуточная переменная» — организм, который не подлежит наблюдению, но влияет на реакцию. Появление термина «гештальт-знаки» — ассоциативные связи, которые вырабатываются в ходе многократного выполнения действия. Когнитивная карта – сеть гештальт- знаков.

К. Халл: радикальный бихевиоризм. Человеческое поведение можно свести к языку физики. Организм- самоподдерживающися робот из природных материалов. Методы: простое наблюдение, системное контролируемое наблюдение, экспериментальная проверка гипотез, гипотетико-дедуктивный метод.

Б. Скиннер: введение термина «оперантная реакция» — направленность поведения на цель. Система поощрений и наказаний при научении. Со временем свои разработки Скиннер переносит в социальную жизнь – воздушная колыбель для младенцев, обучающая машина. Развитие программированного обучения.

3. Социальный бихевиоризм:

А. Бандура: изучение когнитивных процессов с помощью эксперимента. Косвенное подкрепление, основанное на чужом опыте. Социальное научение – моделирование поведения на примере поведения других людей. Понятие самоэффективности – чувство уверенности в компетентности решения проблем. Она может быть социальной и деятельностной. Работа с фобиями, неврозами.

Дж. Роттер: социальное научение: оценка возможных положительных и отрицательных последствий. Локус контроля: внутренний и внешний.

  1. Гештальтпсихология. Понимание сознания как динамического целого, поля, каждая точка которого взаимодействую со остальными. Единицей анализ является гештальт, как целостная образная структура.

Философской предпосылкой гештальт-психологии является «критический реализм»:

  • Э. Махх: анализ ощущений – как человек воспринимает фигуры и мелодии. Доказал, что восприятие этих объектов может оказаться независимым от восприятия этих элементов.

Брентано: психология должна изучать процессы или акты сознания.

К. Эренфенсье: обозначил качества объекта, которые могут быть объяснены простым сложением элементарных ощущений.

Гештальтпсихология как психология восприятия:

  • «Фи-феномен» — движений, которого не существует. 1912 год статья «Экспериментальное исследование восприятия движения».
  • 1921 год – журнал «Психологические исследования»
  • Кофка проводил эксперименты, связанные с восприятием с целью объяснения динамики формирования образа.
  • Принцип изоморфизма: головной мозг можно рассматривать в качестве динамической системы, в которой взаимодействуют те же элементы, которые в данный момент оказались активны. ГМ – эквивалент внешнего мира.
  • Кёллер: «Интеллект человекообразных обезьян» 1930 год. Появление понятия «инсайт».

Гештальтпсихология как психология личности:

  • Курт Левин: 1926г. – «Намерения. Воля. Потребности.», 1935 г. – «Динамическая теория личности». Деятельность человека происходит в условиях взаимодействия полей, которые влияют на человека, формируя гедологическое пространство. Объектам присущи валентности. Левин вводит понятие «эмоционально-когнитивное представление», подразумевая под ним чередование циклов возникновения и снятия напряжения. После 30ых Левин переносит теорию поля на групповые процессы. Разрабатывает теорию стилей руководства.
  • Б. Зейгарник: эффект незаконченного действия.
  • Гештальт-терапия: Ф. Пёрлз: индивид обладает способностью к саморегуляции. Принцип «здесь и теперь». Роль невербалики в диагностике. Основная процедура – игра, которая позволяет экспериментировать (влияние психодрамы).

    Цель терапии – интеграция личности. Клиентцентрированный подход.

  1. Описательная психология: идеографический подход.

1894 год – В. Дильтей «Описательная психология».

Призыв отказаться от эксперимента, так как это естественнонаучный метод. Предмет – развитой человек и внутренняя душевная жизнь. Основным методом понятия человека и его проблем считали понимание. Оценить субъективные переживания и включить их в социальный контекст. Ценности человека изменяются на протяжении жизни: игра, затем идеалы, затем осознание действительных ценностей, затем особо значимые ценности. Психология Дильтея – вершинная психология, так как человека можно познать в его высших проявлениях – творчестве и свободе.

Шпранглер: ценности как эмоциональное отношение к чему-либо. Классификация ценностей:

  • Теоретические ценности- область науки
  • Экономические ценности- материальные блага
  • Эстетические ценности – самовыражение
  • Социальные ценности — общение
  • Политические ценности – власть, влияние
  • Религиозные ценности – смысл жизни
  1. Французская социологическая школа:

Э. Дюркгейм, Леви-Брюлль.

Человек – существо двойственное – социальное и биологическое. Биологическое влияет на практическую деятельность человека. Социальное под влиянием общества формирует социальную часть психики, что отличает человека от животного. Общество рассматривается как особая реальность, которая состоит из различных мнений, знаний, то есть из количественных представлений, которые закрепляются в языке. Исторический подход – анализ влияния развития человека на становление его психики.

  • Леви-Брюлль: пралогическое мышление, свойственное первобытному человеку.Пралогическое мышление подчинено законам партиципации – сопричастности, то есть все предметы, сходные между собой, имеют общую магическую силу. Такой тип мышления не требует доказательств, он иррационален.

Пралогическое мышление уступает место логическому по мере филогенеза.