Введение
Важнейшим аспектом развития и полноценной жизнедеятельности молодого человека выступает его самоопределение в современном изменяющемся мире. Наиболее ярко самоопределение личности актуализируется в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте. Л.И.Божович характеризует этот процесс как личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека. Этот возраст является периодом статусной и ролевой неопределенности человека, неустойчивости Я-концепции, амбивалентности чувств, одновременного наличия разнонаправленных тенденций в социальном поведении. Особенностью жизненных перспектив является то, что их простраивание осуществляется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Процесс самоопределения не может иметь конечной завершенности, так как по мере роста объективного уровня профессионализации растут и усложняются критерии оценки этого уровня.
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
самоопределение личность профессиональный подростковый
Современная социальная реальность, характеризующаяся ломкой системы ценностей, отсутствием жестко структурированных нормативных моделей, своеобразно представлена в сознании подрастающего поколения. Изменились не только социально-экономические нормы и ценности, но и психологические, которые не образуют четко структурированных моделей поведения, необходимых для усвоения ребенком. В итоге современный подросток оказывается не только на традиционном возрастном «перекрестке» выбора в самом широком смысле этого слова, но выбор затрудняется тем, что часто к нему поступает противоречивая информация.
Важным является и то, что образ профессии как когнитивное и эмоциональное образование в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональными ценностями ( иногда это был собирательный образ, но он был конкретен и способствовал процессу идентификации ).
Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни». Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии, которая уже выступает средством достижения этого образа жизни, а не его существенной частью.
Сегодня для старшего поколения надежда на будущее счастье детей все теснее связывается с констатацией собственного тотального неуспеха. Подобное сочетание определяется как синдром делегирующего родителя. Родители, не имеющие позитивного образа собственного социального будущего, переносят ответственность за него на своего ребенка. У делегирующих родителей обычно существует четкое представление о том, что должен делать их ребенок, чтобы быть успешным, причем точка зрения подростка на этот счет обычно не принимается во внимание. Таким образом, делегирующее поведение родителей является одним из факторов, который, умножаясь на общую дестабилизацию социальной жизни, может провоцировать формирование у подростка ощущение собственной зависимости и тревожности, затрудняя процессы социального самоопределения.
«Бесплатный человек» или обесценивание себя
... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ... себе испытывать свои реальные чувства и эмоции. Таким образом, происходит потеря самоуважения, снижение самооценки. Самопознание как терапия ...
Ряд социально-психологических исследований показывает, что современная школа во многом затрудняет процесс юношеского самоопределения. Так, существуют данные, свидетельствующие, что высокая успеваемость старшеклассников связана с очень жесткими социальными установками подростка, с одномерными представлениями о жизни и о себе, с ригидным подходом к собственному будущему. Поэтому критерии оценки школьной успешности оказываются обратно пропорциональны таким личностным качествам, как социальная лабильность и персональная идентичность, служащим определенной основой для становления и развития процессов самоопределения в юношеском возрасте.
2. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Ежегодно тысячи выпускников вузов начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». Однако, как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами трудоустройства. Для определения путей решения данной проблемы необходимо вначале раскрыть сущность используемых понятий.
Анализ отечественных и зарубежных работ по проблеме исследования свидетельствует о том, что проблема самоопределения привлекает внимание широкого круга исследователей. У истоков разработки проблемы профессионального самоопределения стоял выдающийся немецкий психолог Г.Мюнстерберг (1863—1916).
Ряд исследователей связывают явление самоопределения с возрастными закономерностями развития (Л.И.Божович, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, И.А.Шавир); другие рассматривают самоопределение в связи с поиском смысла жизни (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Т.В.Кудрявцев, С.Л.Рубинштейн, З.И.Рябикина, В.И.Шегурова); а некоторые проводят исследование самоопределения с точки зрения взаимодействия индивида и общества (М.Р.Гинзбург, Г.Д.Ников, А.В.Петровский, В.Ф.Сафин, Т.В.Снегирева).
Вместе с тем далеко не все аспекты данной проблемы проработаны как в теоретическом, так и в экспериментальном плане. Об этом свидетельствует отсутствие единого подхода к определению самого понятия «самоопределение» и единой точки зрения на его структуру.
В литературе отмечается, что интерес к самоопределению личности привел к многочисленным попыткам раскрыть сущность данного процесса. С этой целью ряд исследователей выделяет его частные формы: личностное, социальное, профессиональное, ролевое, нравственное, самоопределение в культуре и в семейно-бытовой сфере (И.С.Кон, Г.Д.Ников, В.Ф.Сафин, И.А.Шафир).
В то же время такие авторы, как М.Р.Гинзбург, Г.С.Кожухарь, А.К.Маркова, Н.С.Пряжников трактуют личностное самоопределение как целое по отношению к его частным формам (профессиональному, социальному, ролевому и т.п.).
Профессиональное самосознание студентов педагогического вуза
... профессионального самоопределения. Поэтому учет особенностей профессионального самосознания, поиск резервов его совершенствования является предпосылкой успеха всей профориентационной работы в вузе. Какова же динамика профессионального самопознания студентов педагогического вуза? ... себя, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, эффективность работы в целом. Такой учитель ...
Многие авторы подчеркивают сложную взаимосвязь и взаимозависимость личностного и профессионального самоопределения взрослого человека.
На наш взгляд, необходимо отметить такую особенность самоопределения личности, как устремленность в будущее, зависимость от ценностей, лежащих в основе целеполагания и осмысленности жизни, связь с выбором профессии, которые проявляются в его частных формах, в том числе профессиональном самоопределении.
Имеется большое количество экономических, социологических и психолого-педагогических исследований, посвященных содержанию профессионального самоопределения (К.А.Абульханова-Славская, В.А.Бодров, В.В.Водзинская, Н.Ф.Гейжан, М.Р.Гинзбург, Э.Гинцберг, Е.И.Головаха, Г.Е.Залесский, А.В.Карпов, Е.А.Климов, Г.С.Кожухарь, И.С.Кон, А.А.Кроник, Б.Р.Круглов, С.П.Крягжде, А.И.Кудрявцев, А.К.Маркова, Ф.Парсон, Н.С.Пряжников, Е.Ю.Пряжникова, З.И.Рябикина, Д.Сыопер, М.Х.Титма, Д.Холланд, А.Р.Фонарев, В.Ю.Шегурова, Э.Шпрангер, В.М.Шубкин и др.), что свидетельствует о сложности профессионального самоопределения, его культурно-исторической обусловленности.
В литературе профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, формирования адекватных профессиональных намерений и планов, реалистического образа профессионала. На профессиональный выбор молодых людей оказывает влияние фактор времени. В литературных источниках обозначено, что в 60-е годы XX века молодежь интересовали профессии умственного труда; в 80-е годы прошлого века для молодых людей, стоящих перед выбором профессии, наиболее значимыми факторами этого выбора были: престижность профессии (социальная ценность), качества личности, присущие представителям этой профессии, и принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга (Л.В.Климов, И.Ю.Кулагина, Н.Подлеснова, Н.С.Пряжников, Е.Ю.Пряжникова).
Проведенный нами опрос студентов вузов Н.Новгорода показал, что современные молодые люди при выборе вуза и профессии, кроме фактора престижности (профессии и вуза), выделяют материальный фактор («хорошая зарплата в будущем») и фактор эксклюзивности профессии («таких специалистов мало»).
Полученные же нами ответы на вопрос: «Что изменилось в вашем отношении к выбранной специальности за время обучения в вузе?» настораживают, так как только 50% выпускников вузов остались верны своему выбору, 29% еще не поняли, правильный ли выбор был ими сделан, а 21% к последнему курсу осознал, что «данная профессия не для меня».
3. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Проблема профессионального самоопределения студентов вузов — это проблема, решение которой сегодня определяет эффективность работы вузов в целом и успешное начало профессиональной деятельности молодых специалистов в частности. Успешность профессионального самоопределения студентов зависит не только от усвоенных знаний по изучаемым дисциплинам учебного плана, а и от приобретенных навыков применять эти знания на практике. В связи с этим наличие в вузах специальных программ профессионального самоопределения студентов, которые включали бы профессионально насыщенную практику, четко спланированную самостоятельную работу студентов, тренинги, деловые, ролевые игры и все, что способствует приобретению практических, профессионально необходимых навыков будущих специалистов — это веление сегодняшнего дня.
Учебная мотивация как показатель профессионального самоопределения студентов
... именно от процесса изучения. Со средним уровнем развития профессионального самоопределения студенты отдают большее предпочтение предметам профессионального цикла, потому что они необходимы в будущей ... цели, связанные с жизненными перспективами, выбором профессии и самовоспитанием. У студентов с высоким уровнем развития профессионального самоопределения эти мотивы и цели вызывают принципиально ...
В основу разработанной нами экспериментальной программы положены основные компоненты профессионального самоопределения, упоминающиеся в литературе, а именно: ценностно-нравственная, планировочная, информационная и эмоциональная составляющие. Ценностно-нравственная предполагает поиск смысла профессиональной деятельности и согласованность ценностных ориентации личности; планировочная отражает степень сформированное личного профессионального плана (включая его определенность, полноту, осознанность, обоснованность, устойчивость); информационная показывает уровень информированности о профессии; эмоциональная подразумевает развитие положительной оценки себя как профессионала.
Среди средств, используемых нами в процессе реализации программы, особое место занимает психологический тренинг. Именно тренинг как один из методов активного обучения способствует развитию личности студента, позволяет сделать ситуацию предсказуемой и понятной для обучающихся, такой, чтобы они сами могли делать выбор, принимать самостоятельные решения.
В тренинговых программах должны быть сформулированы четкие цели. При этом ведущий тренинг преподаватель помнит, что поставленные цели не имеют смысла, если они не осознаны обучающимися. Цели объясняют студентам, что они изучают, зачем работают, как могут наработанный материал использовать в будущем в своей профессиональной деятельности. Они улучшают обратную связь между преподавателем и студентами и обеспечивают возможность осмысленного контроля и самоконтроля за результатом деятельности.
Цель занятия программирует результат. Вначале формулируется обобщенная цель, далее она конкретизируется. Обобщенная цель описывает представление преподавателя о желаемом результате занятия — чему студенты должны научиться. Конкретизированная цель описывает, что студенты будут уметь делать, знать. Поэтому важным этапом является осознание целей, обозначенных преподавателем, самими студентами.
От цели занятия зависит, какие методы следует использовать для усвоения темы и приобретения конкретных навыков: метод ситуационного анализа, ситуационные задачи и упражнения, анализ конкретных ситуаций, метод кейсов, метод «инцидента», метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование, метод дискуссии и т.д.
Например, экспериментальная программа, цель которой — выработка каждым участником своего профессионального стиля, осознание своих профессиональных возможностей, определение путей профессионального роста, включает три этапа, которые соответственно направлены:
Рабочая Программа государственной аттестации
... входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения. Аннотация Квалификационная характеристика выпускника ...
1) на осознание своего профессионального «Я» и принятие себя в выбранной профессии;
2) на приобретение и отработку профессиональных навыков и умений;
3) на оказание поддержки на этапе профессионального становления и адаптации молодых специалистов.
В первую часть программы профессионального самоопределения студентов мы включили тренинг профессионального осознания. Используемые в тренинге технологии игрового имитационного моделирования активизируют учебный процесс и способствуют решению триединой задачи: понимание своего профессионального Я, принятия себя в профессии, управление собою в профессиональных ситуациях и в целом — своим профессиональным развитием.
Исходя из цели программы, в ходе тренинга решаются следующие задачи:
Ш выявить профессиональные позиции участников;
Ш осмыслить свое восприятие выбранной профессиональной сферы в целом и конкретной специальности в частности;
Ш проанализировать процесс получения знаний, в том числе самостоятельно, упорядочить собственные мысли, помогая себе двигаться дальше;
Ш выявление и осознание профессиональных стереотипов;
Ш рефлексия составляющих профессионального образа и вербализация жизненных и профессиональных ценностей и принципов;
Ш развитие навыков долгосрочного планирования в профессиональной и личной сфере;
Ш осознание возможных препятствий на пути к профессиональным целям. Подводя итоги, хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что в большинстве вузов отсутствуют программы, которые позволили бы студентам-первокурсникам осознать правильность своего профессионального выбора, а выпускникам получить необходимую поддержку в период профессионального становления. Поэтому, на наш взгляд, работа, которую мы начали, кажется необходимой и своевременной.
Заключение
Нестабильность современного мира объективно задает трудности юношеского самоопределения. Диагностика и прогнозирование особенностей становления и функционирования последнего дадут возможность решить многие психологические задачи: способствовать нахождению старшеклассником разнообразных граней своего «Я», формированию способности строить собственный внутренний мир, использовать его образования в поиске собственной позиции и реализовывать ее в ситуации неопределенности. Профессионально организованная помощь в самоопределении позволит старшекласснику позитивно воспринимать собственное «Я» и быть готовым к его изменениям, выстраивать конструктивные взаимоотношения с окружающими, достойно представлять себя в новой ситуации жизнедеятельности.
Список литературы
1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности/ Л.И.Божович. — М., 2009.
2. Душков, Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности/ Б.А.Душков, Б.А.Смирнов, А.В.Королев. — М., 2009.
3. Пряжников, Н.С. Психологическийсмыслтруда/Н.С. Пряжников.— М., 2008.
4. Вачков, И. Основы технологии группового тренинга: психотехники: учеб. пособие / И.Вачков. — М.: Ось-89, 2008.
5. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Е.А.Климов. — Обнинск: Принтер, 2009.
6. Макшанов, СИ. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: монография / С.И.Макшанов. — СПб.: Образование, 2007.
7. Панфилова, А.П. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / А.П.Панфилова, Л.А.Громова, И.А.Богачек, В.А.Абчук / под ред. В.П.Соломина — СПб.: Питер, 2007.
Психология профессионального образования предмет, задачи, связь ...
... 1. Предмет и основные задачи психологии профессионального образования Психология профессионального образования ставит своими задачами изучение основных закономерностей профессионального обучения, воспитания и ... психологических особенностей субъектов профессионального образования и их взаимодействия. Как видно из приведенного перечня задач, психология профессионального образования - комплексная ...
Размещено на