Профессионально-этические основы социальной работы 2

1. Этико-аксиологический подход в социальной работе

Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) —изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить. Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.  развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. 

Профессионально-этическая деятельность специалиста складывается из следующих принципов: личная ответственность за нежелательное для клиента и общества последствия его действий; уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий; принятие клиента таким, каков он есть; конфиденциальность, доброжелательность, честность и открытость; полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях; отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента.

Социально-психологические требования: эмпатия, дискуссионное переговорное умение (умение пользоваться способами усиления внимания, его отвлечения, преодоления неприятных ощущений), умение решать межличностные проблемы и конфликты, самоизменяющее умение (необходимость преодоления собственных недостатков), обобщающее умение (способность постоянно наблюдать себя со стороны и оценивать себя с позиции других людей).

Личностные требования: честность, совесть (проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение), объективность (необходима для оценки проблем клиента и его качества), справедливость, тактичность (умение предвидеть все объективные последствия своих поступков), терпимость (моральное качество характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям других людей), выдержка и самообладание (не отдаваться собственным эмоциям каким бы ни был клиент), доброта (забота о человеке, создание благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя), любовь к людям, коммуникабельность, оптимизм (убежденность в возможности осуществления социальной справедливости, способности человека к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию), сила воли (развивается в результате опыта работы, осознания профессионального долга).

3 стр., 1113 слов

Психогенетика поведения человека. Модели поведения

... этот мир, как чистый лист. И это было верно ранее, НО!!! Психогенетика поведения человека добавляет очень существенные детали. Паттерн формируется предшествующим сознанием и опытом длиной не ... беспомощности, ухода. Самой распространённой является модель подавления, которая встречается у 76,9% клиентов. Дополняет картину всеобщей придавленности модель отвержения – 71,8%. Далее следует модель потери – ...

2.Личностно-нравственные качества социального работника

Специалист по социальной работе – профессионал, осуществляющий социальную защиту каждого человека, его прав и интересов, содействующий в решении конкретных проблем.

Социальная работа — это сложная многоаспектная профессиональная деятельность различных социальных институтов по освобождению личностных резервов, обеспечению социального здоровья, гражданского и личностного комфорта, благополучия, конкурентоспособности, социальной интеграции.

Личностно-нравственные качества социального работника

Стиль поведения социального работника, который формируется под влиянием его личностных качеств, профессиональных и индивидуальных ценностей и интересов, оказывает большое влияние на всю систему отношений. Это: личностные качества: честность, совесть (проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение), объективность (необходима для оценки проблем клиента и его качеств), справедливость, тактичность (умение предвидеть все объективные последствия своих поступков), терпимость (моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям других людей), выдержка и самообладание (не отдаваться собственным эмоциям каким бы ни был клиент), доброта (забота о человеке, создание благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя), любовь к людям, коммуникативность, оптимизм (убежденность в возможности осуществления социальной справедливости, способности человека к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию), сила воли (развивается в результате опыта работы, осознания профессионального долга).

Функции и подходы к профессиональной деятельности социального работника.

Профессиональная деятельность социального работника определяется его основными функциями:

1) диагностическая. Социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «Социальный диагноз»;2) прогностическая. Социальный работник прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе, обществе, а также модели социального поведения;3) правозащитная. Социальный работник применяет законы иправовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки на селения, его защиту;4) организационная. Социальный работник способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;5) профилактическая. Социальный работник приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические) предупреждения и преодоления социальных проблем;б) социально-медицинская. Социальный работник содействует профилактике здоровья, пропаганде здорового образа жизни, социально-медицинской реабилитации, способствует овладению основа ми оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию;7) социально-педагогическая. Социальный работник выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы;8) психологическая. Социальный работник оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в психосоциальной терапии и реабилитации;9) социально-бытовая. Социальный работник способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям) в улучшении их быта, жилищных условий;

6 стр., 2939 слов

Роль информации в жизни человека и общества

... историю процессов формирования человеческого сознания, то иногда диву даешься, насколько люди и даже общество человеческое, и целые цивилизованные народы оказываются беззащитными перед потоком ... сами руководители государства. Поэтому все статьи, например, связанные с освещением политических, социальных, экономических событий всегда выверяются по определенному поведению компасной стрелки. Скажем, ...

10) коммуникативная. Социальный работник устанавливает кон такт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

• Профессиональная деятельность социального работника характеризуется тремя подходами при решении проблемы:

1. Воспитательный — роль учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник в таких случаях дает советы, обучает навыкам, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения;

2. Фасилитативный — роль пособника или помощника, сторонника или посредника в преодолении трудностей и проблем. Социальный работник интерпретирует поведение клиента, объясняет сложившуюся ситуацию, предлагает и обсуждает план дальнейших действий клиента, помогает найти внутренние ресурсы.

3. Адвокативный — роль адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые в состоянии самостоятельно защищать свои права. Такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении аргументов, подборе документальных и законодательных материалов.

3. Место и роль нравственных ценностей в социальной работе.​

ценности – это значимые для человека объекты или функциональное значение объектов для человека.

Любая деятельность может быть представлена как деятельность по реализации индивидуально и социально значимых ценностей. Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и её универсальным регулятором. Поэтому важно, чтобы ценностные основания деятельности, как отдельной личности, так и группы и общества в целом соответствовали объективным представлениям о благе человека и общества, объективным позитивным ценностям. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Совокупность важнейших для человека ценностей может быть представлена как его ценностные ориентации, которые являются важнейшим составным элементом внутренней структуры личности. Задавая смысложизненные цели, они обеспечивают целостность и устойчивость личности, придают общую направленность и системность её интересам и устремлениям, поведению и действиям.

Ещё одной важной характеристикой ценности является наличие установки – фиксированной в социальном и профессиональном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать значимые объекты, а также готовности действовать определённым образом, ориентируясь на значимые (ценные) объекты.

10 стр., 4564 слов

Роль и место пожилых людей в обществе

... людей в современном обществе .анализ различных программ поддержки Основные источники, использованные для написания работы, связаны с именем Е.И. Холостовой; в частности, в её работе "Технология социальной работы" и в работе ... и их взаимоотношения. Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей в Республике Дагестан, а также изучение роли и места в обществе данной категории граждан. ...

Многомерность социальной работы, её всеобщность и специфичность как вида социальной деятельности, её ограниченная включённость в бытие общества и человека требуют соответствующего определения имманентно присутствующих ценностей, задающих её основные детерминанты и способствующих реализации общественного идеала – достижения блага человека и общества. В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как предпочитаемом, как о благе, т. е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества).

Социальные ценности – более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т. е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу це…лей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. К числу важнейших социальных ценностей принадлежат, например такие, как свобода, равенство, братство, мир, честь и достоинство личности, гуманность, социальная справедливость, эмпатия, гражданский долг, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Поэтому в процессе обучения социального работника происходит не только познание им основ и тонкостей профессии, но и воспитание его как личности, формирование духовно-нравственных качеств, которые будущий специалист проявит в работе с людьми. Социальный работник и его клиент встречаются впервые в самые тяжелые моменты жизни клиента, когда человеку угрожает несчастье или оно уже произошло. Доверяя социальному работнику, клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем. Его убежденность в этом является психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной работы.

Подобно медицине, имеющей своей целью избавление людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, социальная работа является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность социальной работы выражается в различных формах, наиболее общей из которых является альтруизм и сочувствие (сострадание).

Основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории — благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида.

Ценности социальной работы- Уважение личности клиента и признание самоценности каждого индивида.- Принятие клиента таким, какой он есть.- Не осуждающее отношение к клиенту.- Уважение права клиента на самоопределение.- Уважение доверия клиента.- Вера в человеческую способность к изменению, росту и улучшению.- Умение понимать социальную природу человека как уникального создания, зависящего, однако, от других людей для осуществления своей уникальности.- Индивидуальный подход к клиенту Уважение конфиденциальности. Эмпатия.- Эмоциональная открытость и контролируемое присоединение, т.е. умение достигать эмоциональной связи с клиентом, но при этом контролировать себя.- Профессиональное развитие.- Обязательство работать в интересах клиента.- Стремление к социальной справедливости.

8 стр., 3576 слов

Социальный работник и клиент

... усиления или восстановления их способности к социальному функционированию. Клиенты социальных работников Клиентами социальных работников могут быть: отдельный человек; семья; группа; сообщество людей или организация. Функции социальной работы во многом связаны с оказанием разнообразной ...

4. Сущность и значение деонтологии в социальной работе

Деонтология социальной работы – комплекс мер, установленный и предписанный о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.

Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юридические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга.

Принципы деонтологии социальной работы: личная ответственность (правовая и моральная); компетентность специалиста; рациональный подход к решению поставленных задач; соответствие полномочий и ответственности; правовая регламентация деятельности; подотчетность; инициатива и творческий подход; организованность и дисциплина; контроль и проверка исполнения; критический подход к оценке деятельности, возможностей своих и клиента; доверие и свобода действий; поощрение и наказание и другое.

понятие «деонтология» стало применяться несколько в ином смысле — в качестве термина, обозначающего должное поведение, поступки и действия отдельной личности или специалиста, а не только верующего, по отношению к его религиозным обязанностям, а учение — деонтология — стала отличаться от аксиологии — учении о нравственных ценностях.

Вместе с тем он поступает:

свободно, поскольку принятая обществом система морально-нраственных нормативов не является универсальной и из всего многообразия норм, которые имеют место в обществе, — от групповых до общественных — специалист может выбирать те, которые в наибольшей степени отвечают его внутренним устремлениям и представлениям о добре и благе;сознательно, так как решение поступить так или иначе приняв им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из значительного количества вариантов возможных решений;добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждением и доминирующим мотивом деятельности, и именно это обстоятельство определяет поведение и деятельность специалиста в повседневной практике.

Условно деонтологию социальной работы можно рассматривать по тому, какие субъекты и объекты рассматриваются как стороны конкретного профессионального отношения. Соответственно можно выделить пять типов таких отношений, представленные в виде соответствующих разделов.Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством. что само выполнение социальным работником его профессиональных обязанностей, достижение поставленных целей совпадает с интересами общества. Долг и ответственность перед обществом и государством требуют от социального работника в первую очередь использования всех его профессиональных знаний и навыков, таланта и душевных качеств в интересах общества и государства, — т. е. следования установкам социальной политики государства.

22 стр., 10867 слов

Профессионально-прикладная двигательная подготовка работников социальной сферы

... избранная и целенаправленно… Психофизиологические функции к которым профессия социального работника предъявляет повышенные требования.   ППФП работников социальной сферы в настоящее время еще не получила в теории ... о тем, проведенные исследования по проблеме подго­товки специалистов по социальной и психосоциальной работе, поз­волили ученым (В.Д.Чепик, 1994) экспериментально доказать, что в ...

Ответственность и долг социального работника перед профессией. Социальная работа — одна из тех редких профессий, которые призваны влиять на общественную нравственность через непосредственные контакты с населением — своими клиентами и их близкими в процессе работы — и опосредованно — с помощью пропаганды профессиональных ценностей и личных примеров специалистов. Ответственность социального работника перед коллективом (коллегами)., является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива целям, содействие коллегам в достижении этих целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива. Забота о единстве и целостности коллектива как решающего субъекта социальной работы связана с организацией целенаправленного, слаженного действия всех его членов, принимающих участие в решении общих проблем, стоящих перед коллективом. Ответственность социального работника перед клиентом и его близкими. Эти отношения до некоторой степени детерминированы социальными обстоятельствами: клиент нуждается в содействии социального работника, а социальный работник обязан оказывать ему помощь. Социальный работник по сути дела не имеет возможности выбирать клиента, а тем более его окружение; клиент же вправе требовать замены социального работника, если для этого есть основания.Долг социального работника перед самим собой. Честь и достоинство социального работника — это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких качеств и ценности как специалиста и личности, социальное одобрение его деятельности и поведения, а также высокая объективная оценка самим специалистом своих профессиональных и личностных качеств.

5. Профессионально-этический кодекс социального работника

Настоящий «Кодекс этики социального работника» разработан на основе рекомендаций Международной Федерации социальных работников и членом Международной Федерации социальных работников – общероссийской общественной организацией «Союз социальных педагогов и социальных работников». Кодекс представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей.

Главная цель «Кодека этики социального работника» — определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.

Социальная работа – это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую – либо группу или сообщество.

13 стр., 6006 слов

Компетентность социального работника в работе с людьми пожилого ...

... и практической деятельности: «социальный педагог», «социальный работник» и «специалист по социальной работе». С самого начала потребовалось определить: кто такой профессиональный социальный работник в России? Что ... принадлежность социального работника к их профессиональной группе; - определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента; ...

Ценности и основные принципы профессионально-этического кодекса социального работника В практике социальной работы на протяжении ее истории происходили значительные перемены, но социальные работники продолжали придерживаться определенного комплекса ценностей, в котором и произошли некоторые изменения, но ключевые элементы сохранились.

1.Человеческое достоинство и толерантность

Социальный работник признает ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей.

2. Социальная справедливость и гуманизм

Они предполагают:·справедливое и равноправное распределение ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей человека;·создание и соблюдение равных гарантированных возможностей использования потенциала государственных и общественных социальных служб, организаций и объединений;·обеспечение равных прав и возможностей их реализации при обращении и защите согласно закону.

3. Компетентность(профессионализм) является ценностью социального работника ЦСОН ЯМР, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом и

· обеспечивает принадлежность социального работника к их профессиональной группе;· определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента;· побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний, развитию навыков и умений практической деятельности, глубокого понимания ценностей социальной работы.

4. Социальная активность, мобильность и гибкость являются ценностью для социального работника, и предполагает взаимосвязанную деятельность социального работника с клиентом, обратившимся к ним за помощью. Также социальный работник может действовать не только по обращению. В тех случаях, когда им становится известно о негативных ситуациях в жизни конкретного клиента, они тактично и осторожно входят в контакт с ним, предлагая свою помощь в совместном разрешении этих ситуаций.

Стандарты этического поведения

1. Этическое поведение по отношению к профессии социального работника

Социальные работники :

а) соблюдают кодекс этики, утверждают ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, отстаивают, совершенствуют и популяризируют их;

б) повышают качество и эффективность социальных услуг, предоставляемых людям, развивают профессионализм социальной работы;

г) критически оценивают достигнутые в личной практической работе результаты, не преувеличивают свои профессиональные и личные возможности.

2. Этическое поведение по отношению к людям, которые пользуются социальными услугами

Социальные работники :

а) соблюдают принципы социальной работы в части касающейся клиентов: принимают человека таким, как он есть; привлекают его к активной совместной работе; обеспечивают конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней, несут ответственность за результаты своей работы с клиентом; проявляют личную порядочность по отношению к нему;

5 стр., 2372 слов

Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы.Практические ...

... взаимодействия в системе «социальный работник - клиент». Объектом данной работы выступает клиент в социальной работе. Предмет социальной работы - особенности взаимодействия социального работника и клиента. Цель исследования - проанализировать особенности клиентов в социальной работе и сущность их взаимодействия с социальными работниками. Задачи исследования: 1. ...

б) ценят и уважают личные устремления, индивидуальные особенности, инициативу клиента к совместному с ними решению его проблем;

в) отдают приоритет поддержке основных интересов клиентов, но при этом уважают и учитывают интерес других людей; в тех случаях, когда возникает конфликт интересов клиентов или конфликт интересов клиента и действующего в России законодательства, предупреждают клиента о том, что его интересы и просьбы могут быть отвергнуты;

г) отвергают любые формы дискриминации, основанной на национальности, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, на умственных или физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках.

3. Этическое поведение по отношению к коллегам

Социальные работники :

а) с уважением относятся к коллегам;

б) уважают различные мнения;

в) защищают своих коллег от любых форм и видов давления со стороны клиентов;

г) следуют советам и консультациям коллег, если они служат интересам дела.

4. Этическое поведение по отношению к взаимодействующим организациям

Социальные работники :

а) строят свои взаимоотношения с другими организациями на основе доброжелательности;

б) придерживаются своих обязательств, данных взаимодействующим организациям, и добиваются от этих организаций выполнения их собственных обязательств при использовании их ресурсов на те нужды, на которые эти ресурсы предназначены.

Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства. При выборе этих средств он руководствуется этическими принципами, главный из которых «не навреди!».

6. Этические принципы в социальной работе

Принципы профессиональной этики социального работника:  1. Соблюдение разумных интересов клиента — социальный работник должен заботиться о принесении блага для своего клиента и общества.  2. Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества результаты его деятельности. Представитель социальных служб должен выступать с позиций возможного, целенаправленного, необходимого и желаемого результата. Нельзя требовать ответственности социального работника за отдаленные результаты совместных действий с клиентом и их последствия: связь может быть прерван, клиент может использовать результаты совместной деятельности в решении своих насущных проблем.  3. Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий является проявлением уважения прав человека. Исходя из этого, необходимо выяснять не только проблемы клиента и его потребности, видение проблемы, конечного результата; все действия нужно хорошо обосновать и аргументировать. Клиент имеет право отказаться от них в любой момент, если его взгляды изменились.  4. Принятие клиента таким, каким он является предусматривает личностный подход, учет индивидуальных психологических особенностей, возможностей. Иногда тактику взаимодействия можно строить таким образом, что кроме решения социальной проблемы параллельно будет осуществляться коррекционное воздействие на личность.  5. Конфиденциальность — основной принцип социальной работы и профессиональной этики социального работника. При необходимости сотрудничества с целью решения проблемы сообщение любых сведений возможно только с согласия клиента. Все участники должны быть предупреждены о необходимости соблюдения конфиденциальности.  6. Принцип доброжелательности является основой нравственной культуры социального работника, отражением и проявлением любви к людям. Соблюдение этого принципа позволяет осуществлять руководство действиями клиента, тактично и корректно указывать на ошибки и недостатки.  7. Принцип бесполезности предусматривает не только выполнение социальным работником должностных инструкций, а и приложения всех усилий и использования всех ресурсов для решения конкретной проблемы. Бескорыстие проявляется относительно клиента, поскольку он не оплачивает услуг специалиста. Отношения социального работника и клиента не могут строиться на основе любой материальной заинтересованности.  8. Честность и открытость во взаимоотношениях социального работника и клиента является основой для доверия и уважения в отношениях. Предусматривает полную осведомленность клиента относительно результатов совместных действий, объяснения причин неудач и планов относительно исправления ошибок и достижения поставленной цели.  9. Полнота информирования клиента о применяемые действия способствует активизации его личностного потенциала. Соблюдение данного принципа предполагает уважение прав клиента и его достоинства; уменьшает возможность бездействия или совершения ошибочных действий со стороны клиента.  10. Отсутствие каких-либо предрассудков и предвзятости в отношении клиента является обязательным условием налаживания взаимоотношений сотрудничества между социальным работником и клиентом. Взгляды, мировоззрение социального работника и клиента могут не совпадать, но не могут быть причиной для того, чтобы социальный работник считал своего клиента неполноценным, унижал в правах, оскорблять и т.д. Социальный работник может тактично изложить свою точку зрения, если этого требует дело или просит клиент, но должен уважать точку зрения своего оппонента.  Принципы социальной работы и профессиональной этики социального работника предусматривают уважение к личности и прав клиента, принятие его таким, каким он есть, гибкость в подходах и т.д. Все это тесно связано с пониманием толерантности в социальной работе. 

7 стр., 3196 слов

Клиент социальной работы: типология и классификация

... которые должны быть обнаружены и задействованы социальными работником в процессе работы. Вне зависимости от того, является от клиентом социального работника отдельная личность, группа семья или более ... крупная социальная структура, ей будут свойственны особые потребности, ...

7. Сущность и значение этикета в социальной работе

Этике́т — нормы и правила поведения людей в обществе. 

В деятельности соврем специалиста этикет играет важную роль, способствуя развит конструктивн, доброжелат отнош и с клиентами и с коллегами по работе. Соц. работник является должностным лицом., официальным лицом, выполняющим возложенные на него обязанности и представляющим свое учреждение и государство, от имени которых он действует. оТ того, насколько внешний вид, поведение, речь соц. раб. соответствует общепринятым правилам этикета. будет зависеть не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение о соц. службах и соц. работе.

Общение – в общении клиент получает больш часть инфо, дает клиенту необх сведенья, поощеряет его или порицает. Стиль, содержание и качество общения оч. важны. Речь должна быть – спокойной, плавной.сдержанной в тонах и эмоциях, грамотной, на высоком культурном уровне, целостна и логична, на определенную тему. Тон уверенный, умеренно громкий голос.

Расположение собеседников – сидят, под углом 45 градусов к друг другу, не ближе 1 метра.

Одежда – по одежке встречают, удобная комфортная сдержанного стиля. Не вызывающая пристального внимания и не мешающая выполнять служебные обязанности, практичная и сохранять свой внешний вид при носке.

Прическа – не должна быть экстремальной.

Косметика – не яркая, минимум украшений, запах духов ненавязчивый

Разговор по телефону – не звонить рано утром или поздно вечером, ожидать ответа в продолжении 5-7 гудков, разговор не более 5 минут ( исходить из соображений целесообразности),Первым должен положить трубку клиент.