.3.2. Принцип развития психических явлений
Другим важным методологическим принципом для данной работы является принцип развития. «Закономерности всех явлений, и психических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания» (160, т.1, с.108).
Эволюционное развитие каждого уровня организации универсума происходит на основе свойств, реализованных предыдущими уровнями. Общественный уровень при этом «выступает как способ развития природного в человеке, а не как противостоящее природному (даже доминирующее) качество» (29, с.120).
Биологический уровень «определяется физическими свойствами и «законами», которые регулируют эти (биологические) функции: тело является субъектом гравитационных сил; животному требуется пища для энергии и т.д.» (305, с.72).
Таким образом, взаимоотношения социальных групп подразумевают смену принципа организации материи и реинтеграцию предшествующих механизмов ее осуществления на новом основании, вызванном появлением свойства социальности. В этом заключен путь постепенного разворачивания потенциала Природы, в котором социальные субъекты представляют собой закономерное и необходимое явление.
Самым важным для нас является социальный уровень организации взаимодействия субъектов. Он стал возможен с появлением сферы межсубъективного, в которой происходит не только индивидуальное психическое отражение объективных связей, но и отражение субъективного мира другого участника взаимодействия. Познание закономерностей формирования и развития взаимоотношений в этом случае должно опираться на психосоциальный1 анализ взаимодействия.
В практике применения разноуровневого анализа часто возникает проблема корректности выделения соответствующих уровней организации взаимодействия. Их взаимопроникновение делает эту проблему чрезвычайно трудной. Тем не менее, изучение диалектики отношений субъектов и их свойств должно проводиться с учетом того уровня, на котором они берутся и проверяться на адекватность этому уровню, чтобы не допустить неправомерных аналогий и гипотез.
В основе механизмов достижения системной цели на любом уровне организации системы лежат процессы интеграции и дифференциации, иными словами, «притяжения и отталкивания» (Ф.Энгельс).
Организация вербального взаимодействия
... речи словом сейчас определяет только свое время, а не время адресата. Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление. Чтобы понять его суть, прежде всего, ...
Эти процессы составляют как суть становления материи (112), составляют суть становления психического (13), так должны составлять и суть становления социального.
Процессы интеграции и дифференциации должны играть разную роль в формировании социальной системы и развитии отношений между ее элементами.
Дифференцирующие процессы становятся ведущими и на этапах связанных с изменением межсубъектных отношений. На этапе же относительно устойчивого функционирования системы доминируют процессы поддержания сложившейся структуры отношений между элементами, которые проявляются в ходе их непосредственного или опосредованного взаимодействия. Но на каком бы этапе они не возникали, суть дифференциально-интегральных процессов — реализация свойства социальности, непосредственно проявляющегося в динамике взаимоотношений социальных субъектов.
Очень тесно с категорией «развития» связана категория «формирования»
Нередко эти понятия механически используются в вульгарной научной литературе как синонимы одного и того же направленного процесса изменения. В строгой научной литературе, наоборот, они употребляются уместно, но как сами собой разумеющиеся, без больших пояснений точки зрения автора, считая рассуждения по данному вопросу тривиальными. Нас же логика изложения заставляет эти понятия затронуть.
Толкование содержания законов построения отношений между субъектаит зависит от того, какой смысл мы вкладываем в понятия “развитие” и “формирование”.
Само слово ”развитие”, как точно подметил Лев Карсавин, противоположно слову “свитие” (71) и связано с эволюционными процессами. То, что дано первоначально только как предпосылка, в кристаллизованном, сжатом виде, в ходе развития разворачивается в пространстве и времени, становясь актуальным фактором, в свою очередь изменяющим универсум. «…В принципе развития содержится и то, что в основе лежит внутреннее определение, существующая в себе предпосылка, которая себя осуществляет». (43, с.103)
Развитие подразумевает собой такое изменение, которое дает начало изменениям принципиально новой природы. Для того, чтобы новое изменение стало возможным, необходимо новое свойство, а появление последнего знаменует собой итог работы определенной системы, превращающей простое множество путем изменений в новую целостность.
Таким образом, появление нового свойства у совокупности отдельных индивидов, то есть принципиально нового множества, говорит уже не об элементарном изменении, а о развитии, то есть о преодолении той меры, в границах которой происходит процесс только количественного изменения конкретного множества.
Пройдя определенный этап развития, система начинает функционировать ради достижения определенной цели, определяемой возможностями предоставляемыми данным этапом. Функционирование взаимодействующей системы, как отметил Я.А Пономарев (143), связано с реорганизацией структур ее компонентов путем дифференциации и реинтеграции их элементов: при этом пределы сохранения структуры системы (типа связи ее компонентов) определяют отрезок, занимаемый данной формой в иерархии взаимодействий. Таким образом, формирование связано со структурированием системы и протекает в пределах очередного этапа развития.
Тренинг по развитию уверенности в себе, формированию чувства ...
... у девушки. Выше мотивация одобрения у девушки, соответственно она лучше готова к взаимодействию с другими людьми. Пытаясь анализировать получившийся результат я пришл к выводу, что ... тренинга, я решил провести с участниками некоторые упражнения, посвященные теме, связанной с развитием уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Я считаю это актуальной темой ...
Следует особо подчеркнуть то, что если процесс развития своим вектором движения к цели устремлен к системе, то вектор формирования устремлен к элементу развивающейся системы, и то, что для системы является периодом формирования, для отдельных ее элементов является этапом развития.
Категория развития достаточно разработана в философии и психологии, чтобы мы смогли опереться на нее в процессе построения своей модели (6, 13, 64, 95, 148, 157, 197).
Социальные системы — системы саморегулирующиеся и самопреобразующиеся, и поэтому понятие развития имманентно присутствует в определении объекта исследования в виде его характеристик целостности и целенаправленности. А развитие, в свою очередь, может быть раскрыто наиболее полно только как «системно-целостный процесс» (13, с.22).
Понятие развития, которое применяется в данной работе, опирается на категорию изменения и связано с приобретением системой нового качества, но несколько отличается от понятия, уже принятого в некоторых философских концепциях (163, с.365).
Оно подразумевает не просто смену качества, а направленное движение системы через прохождение ряда законченных качественных этапов. Это ограничение оправдано только теми соображениями, что в центре нашего внимания оказываются социальные системы и свойство целенаправленности, внутренне присущее им.
Итак, процесс формирования межсубъектных отношений так же проходит ряд качественно различных этапов. Поэтому анализ этих этапов и их взаимообусловленность так же составляют задачу данной работы.
Любое новое качество субъекта зарождается в процессе его взаимодействия с другими элементами социума как следствие перестройки внутренней структуры субъекта, вызванное требованиями взаимодействия. Качество появляется как продукт обмена, происходящего в процессе функционирования компонентов взаимодействия как элементов системы, в которую они включены. Перестройка внутренней структуры субъекта расширяет возможности взаимодействия и ведет к трансформации его цели. Так, обмен психологическими отношениями людей приводит к возникновению свойства социальности и создает потенциал для развития личности. Это свойство в свою очередь порождает обмен взаимоотношений, который взамен утратившего силу биогенетического единства формирует группы как социально-психологические единства, обладающие способностями активного субъекта отношений.
Взаимодействие групповых субъектов дает импульс к образованию социальной организации и трансформирует внутригрупповые структуры в соответствии с организационными потребностями. Это способствует появлению новых групповых свойств, делающих группы пригодными членами организации. «Реально взаимодействие и развитие составляют неразрывное единство: развитие во всех случаях опосредствуется взаимодействием, поскольку продукт развития всегда является продуктом взаимодействия; однако и само взаимодействие находится в тесной зависимости от развития; если развитие нельзя понять, не зная законов взаимодействия, то и взаимодействие вне развития остается непонятным…» (142, с.22).
формирование трудовой функции по психологической профилактике ...
... общении и взаимодействии людей как личностей друг с другом. Оценка уровня психического развития, достигнутого индивидом ... функции по психологической профилактике возможных нарушений в развитии субъектов образовательного процесса специалиста в области педагогической ... свою очередь, трудовым процессом можно обозначить определенную систему рабочих движений, циклов, операций, выполненных работником под ...
1Термин «психосоциальный» указывает на изучение роли психики в регулировании социальных процессов, в то время ,как термин «социально-психологический» указывает на анализ закономерностей изменения психики под влиянием социальных явлений.