2. структура процесса консультирования

2. структура процесса консультирования

Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультан та. Однако, прежде чем ознакомиться с многообрази­ем целей консультирования, хотим, следуя за George v. Cristiani (1990), сформулировать несколько универсаль­ных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жиз­нью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ог­раничения.

2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно на­учиться во время консультирования: самостоятельные по­ступки, распределение времени и энергии, оценка послед­ствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей лич­ности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т. п.

4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличнос­тные отношения. Общение с людьми занимает значитель­ную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных со­циальных навыков. Будь то семейные конфликты взрос­лых или проблемы взаимоотношения детей, следует улуч­шать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.

5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая есте­ственные социальные ограничения), а также к развитию спо­собности клиента контролировать свое окружение и соб­ственные реакции, провоцируемые окружением.R. May (1967) указывает, что при работе с детьми консультант должен добиваться изменения их ближай­шего окружения в целях повышения эффективности помощи.

Цели консультанта и клиента в конечном счете со­прикасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его тео­ретической ориентации, а каждый клиент — свои инди­видуальные цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей про­исходят в процессе консультирования при взаимодей­ствии консультанта с клиентом. Реализация целей кон­сультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкрет­ные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: «Что Вы ожидаете от нашего обще­ния?», «Каковы ваши желания?» и т.п. Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от кон­сультанта. Когда клиент не владеет никакой информа­цией о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели. Если мы информируем клиента о продолжительности бесед и вообще о том, что обычно происходит во время консультативных встреч, ему легче понять возможности и ограничения консуль­тирования. Большинство клиентов приходит на психо­логическое консультирование, надеясь, что консультант сразу окажет какую-то помощь. В этой ситуации кон­сультант должен помнить главную цель консультирова­ния — помочь клиенту понять, что именно он и есть тот человек, который должен решать, действовать, изме­няться, актуализировать свои способности.Ни одна из теоретических ориентации или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим самую общую модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической (В. Е. Gilland и сотрудники; 1989).

3 стр., 1056 слов

Личностные особенности психолога-консультанта

... людьми; - создание вокруг клиентов здорового психологического климата; - постоянное совершенствование процесса консультирования. Существенной составляющей процесса консультирования является личность консультанта. Цель работы – рассмотреть ... фирма «Класс». 1998 7. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме. – В книге: Психологические проблемы ...

Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связан­ных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психо­терапии любой ориентации. *

1. Исследование проблемы. На этой стадии консуль­тант устанавливает контакт (raport) с клиентом и дос­тигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следу­ет поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблемы. На этой ста­дии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные ее аспекты. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не до­стигнут одинакового понимания; проблема определя­ется конкретными понятиями. Точное определение проблемы позволяет понять ее причины, а иногда ука­зывает и способы разрешения. Если при определении проблемы возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

9 стр., 4445 слов

Проблема решения конфликтных ситуаций

Содержание. 1. Введение…………………………..…2 стр. 2. Глава I    «Структура конфликта»…………………3 стр. 3. Глава II «Описание методик и стратегических                    средств разрешения конфликтных ситуаций»……………………………………………5 стр.   a) Рационально- интуитивная модель овладения конфликтной ...

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные аль­тернативы решения проблемы. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подхо­дящими и реальными, помогает выдвинуть дополни­тельные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письмен­ный список вариантов, чтобы их было легче сравни­вать. Следует найти такие альтернативы решения проблемы, которые клиент мог бы использовать не­посредственно.

4. Планирование. На этой стадии осуществляет­ся критическая оценка выбранных альтернатив ре­шения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалис­тичными с точки зрения предыдущего опыта и на­стоящей готовности измениться. Составление пла­на реалистичного решения проблемы должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разре­шимы. Некоторые проблемы требуют слишком мно­го времени; другие могут быть решены лишь час­тично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблемы следует предусмотреть, какими? средствами и способами клиент проверит реалис-: тичность выбранного решения (ролевые игры, «ре­петиция» действий и др.).

5. Деятельность. На этой стадии происходит пос­ледовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в дости­жении цели. Клиент должен усвоить, что частичная не­удача — еще не катастрофа и следует продолжать ре-ализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

2 стр., 914 слов

Описание проблемы, решению (снижению остроты) которой посвящен проект, обоснование его социальной значимости.

Вступление Пришла весна! Настала пора просыпаться от зимней спячки. Любоваться миром, шевелиться, творить и, конечно создавать семьи и растить детей. В жизни каждой девушки наступает пора становиться женщиной. Расцветать словно цветок весной. Познать глубину жизни посредством рождения ребенка. Выставка «Весна материнской любви» - отражает призвание женщины дарить жизнь. Это крик души, желание ...

6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивают уровень достиже­ния цели (степень разрешения проблемы) и обобщают достигнутые результаты. В случае надобности возмож­но уточнение плана решения. При возникновении но­вых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Эта модель, отражающая консультативный про­цесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс кон­сультирования значительно обширнее и редко не под­чиняется данному алгоритму. Выделение стадий услов­но, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость слож­нее, чем в представленной схеме.

Здесь следует еще раз подчеркнуть то, о чем упо­миналось выше,— в процессе консультирования важ­ны не столько схемы (хотя общее представление и по­нимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция кон­сультанта. Ее составляют многие элементы, речь о ко­торых пойдет ниже. Перечислим общие правила и ус­тановки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:

1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций кон­сультирования. Человеческие проблемы только извне мо­гут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных чело­веческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Вместе с тем каждое консульта­тивное взаимодействие уникально и неповторимо.

2. В процессе консультирования клиент и консультант по­стоянно изменяются сообразно их отношениям; в психо­логическом консультировании нет статичных ситуаций^»3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его про­блем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.

1 стр., 466 слов

Проблемы женского спорта

3 «ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОГО СПОРТА» Основные проблемы женского спорта Основные проблемы женского спорта Существующие аспекты большой проблемы " женский спорт" можно дифференцировать на три большие группы, выделяя в каждой моменты для выяснения причин отклонений в физиологическом, психологическом и социальном развитии женщин, которые в совокупности образуют значительную субпопуляцию - спортсменки. 1. ...

4. В процессе консультирования чувство безопасности кли­ента важнее, чем требования консультанта. Таким обра­зом, в консультировании неуместно добиваться цели лю­бой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

, ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.

8. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические под­ходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода.

9. Некоторые проблемы — это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины).

В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.

10. Эффективное консультирование — это процесс, ко­торый выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

К вопросу структуры процесса консультирования мы еще вернемся, говоря конкретно о ходе консульти­рования.