Презентация на тему: ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII В.)»

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII В.)»

Основные теории и учения разрабатываемые в ассоциативной психологии в эпоху Просвещения в Англии

Основным направлением в развитии английской психологии в XVIII в. становится ассоцианизм, берущий свое начало от эмпиризма Джона Локка. Учеными, развивающими ассоцианистическое направление в своих трудах, были: Дейвид Гартли, Джордж Беркли, Давид Юм.

Гартли Хартли (Hartley) Дейвид (1705- 1757) — английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии. Он был сыном священника, изучал богословие в Кембридже. В дальнейшем Гартли получил медицинское образование и всю жизнь работал врачом.

Психика есть продукт активности организма как машины, работающей на основе взаимодействий с вибрациями внешней среды. Выделял в психике два круга вибрации — большой и малый.

Все способности человека объясняются через механизм ассоциаций

Мышление не существует в системе психики человека как самостоятельный процесс, а обусловлено механизмом ассоциации, в процессе которого создается связь между образом предмета и словом. Процесс понимания слова рассматривался как образование ассоциации между словом и значением, и этот процесс устанавливается в детстве из опыта.

Память вмещает в себя два понятия — собственно память, которая является воспроизведением ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каком они были получены, ивоображение, которое появляется только в том случае, когда этот порядок

11 стр., 5288 слов

Психология человека

... и священник Гартли. По Гартли, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциаций. Выделение психологии в самостоятельную ... , реактивное образование, фиксация, интеллектуализация, подавление, изоляция, регрессия и индетификация. Данные механизмы направлены на бессознательные изменения какого-либо процесса в целях ...

нарушается.

Эмоции, воля

Эмоции отождествляются со страстями и являются движущей силой поведения. Достигая определенного порога, силы, они могут определяться как желание или, наоборот, отвращение.

Волевая активность происходит в том случае, если страсть, или эмоция, настолько сильна, что приводит ккакому-либодействию.

Дэвид Юм (1711−1776)— крупнейший английский философ, историк, экономист и публицист. Родился в шотландской дворянской семье в Эдинбурге. Получил юридическое образование в Эдинбургском университете. (до 12 мин.)

Попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Единственным источником познания является опыт.

Структура опыта, а следовательно, и сознания такова:

во-первых,онсостоит из впечатлений, к которым относятся ощущения и эмоции (или страсти),во-вторых,из «идей», которые являются копиями этих впечатлений.

Презентация на тему: Механизм формирования знания следующий: два последовательно или параллельно появившихся объекта в сознании человека

Механизм формирования знания следующий: два последовательно или параллельно появившихся объекта в сознании человека могут иметь некую связь, например, удовлетворение чувства голода с помощью хлеба дает индивиду мнение о том, что в будущем хлеб также поможет удовлетворить его чувство голода. На формирование вывода о том, что два явления связаны между собой, влияет принцип ассоциации

Джордж Беркли (1685 — 1753) родился и получил образование в Ирландии. Будучи глубоко религиозным человеком, он в возрасте 24 лет был посвящен в сан дьякона англиканской церкви. Беркли много путешествовал по Европе, переменил множество занятий, включая и преподавание в Тринити колледж в Дублине. Он посетил Соединенные Штаты, провел три года. Уезжая, он подарил свой дом и библиотеку Йельскому университету. В последние годы жизни он занимал пост епископа г. Клойна

Сознание есть то, что человек воспринимает.

Источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт, который состоит из непосредственно испытываемых субъектом ощущений — зрительных, двигательных, мышечных, осязательных.

Свою теорию познания, Беркли назвал теорией зрительного восприятия пространства. Представлял зрительное восприятие как комбинацию зрительных и осязательных ощущений, происходящих от движений глазных мышц.

Беркли считал зрение языком осязания и тем самым подчеркивал его знаковый характер.

Становление французской эмпирической психологии в

В эпоху Просвещения активно развивалась французская эмпирическая психология, отличительными чертами которой стали внимание к проблемам активности человеческого сознания и зависимость ее от общественных условий.

2 направления развития психологической мысли и изучения сознания

Психика определялась как функция Психика определялась как функция высокоорганизованной материи — головного мозга,высокоорганизованной материи — головного мозга, что способствовало экспериментальному изучениючто способствовало экспериментальному изучению тех явлений, которые ранее определялись кактех явлений, которые ранее определялись как создания души, имеющей бестелесную,создания души, имеющей бестелесную, божественную природу (Кондильяк, Ламетри,божественную природу (Кондильяк, Ламетри, Кабанис)

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... западноевропейские философы-материалисты Спиноза, Гельвеции, Дидро. Дидро, Гельвеции в своих теориях провозгласили врожденность ... монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с ... 2.3 Диагностика музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ____________________________________________ Заключение ...

Кабанис)

Индивидуальная психика как результат влияния Индивидуальная психика как результат влияния социальных условий, нравов и обычаев, духовногосоциальных условий, нравов и обычаев, духовного мира людей, которыми движет собственная энергиямира людей, которыми движет собственная энергия культурного творчества (Гельвеций, Руссо)

культурного творчества (Гельвеций, Руссо)

Кондильяк, Кондийак (Condillac) Этьенн Бонно де (1715 — 1780) — французский философпросветитель, член Французской академии (1768).

Он был братом Г. Мабли, воспитателем внука Людовика XV — герцога Пармского в Парме (1758−1767).

Выводит все психические способности из обоняния, используя для этого образ статуи и наделяя ее схожей с человеком внутренней организацией, не обладающей какими-либоврожденными идеями и не способной пользоваться своими чувствами, но имеющей только лишь обоняние, которое и является основой всех идей и психических способностей, включая внимание, память, сравнение, рассуждение, потребности, воображение, волю.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

...  раз и происходит развитие чувств у детей после накопленияопределенного жизненного опыта. Этот период Руссо называл периодом бурь и страстей и считал, что ... философских, теоретических взглядов самого Руссо. Первый период – от рождения до двух лет, – с точки зрения Руссо, надо посвятить физическому развитию ребенка. Онсчитал, что в ...

Ламетри, Жюльен Офрен де (1709- 1751) — французский философ, врач, атеист. Он первым во Франции изложил систему механистического материализма. Умер Ламетри во время испытания на себе нового метода лечения.

Гельвеций, Клод Адриан (Helvtius, Claude-Adrien)(1715−1771)— философпросветитель, один из идеологов Французской революции. Гельвеций родился в Париже 26 января 1715 в семье главного врача королевы. В двенадцать лет поступил в иезуитский коллежЛуи-ле-Гран— лучшее учебное заведение того времени, дававшее классическое образование. В 1766 г. вместе с астрономом Лаландом основал Масонскую ложу наук, которая впоследствии объединяла наиболее известных ученых того времени. К 1769 г. Гельвеций закончил труд «О человеке».

Гельвеций страдал тяжелой формой подагры и умер в своем доме на улице Сен-Анн26 декабря 1771 г. Сочинения Гельвеция оказали влияние на многих известных мыслителей и деятелей того времени.

Презентация на тему: Руссо, Жан Жак (Rousseau) (1712- 1778) — французский философпросветитель, писатель. Руссо был сыном

Руссо, Жан Жак (Rousseau) (1712- 1778) — французский философпросветитель, писатель. Руссо был сыном часовщика, рано начал самостоятельную жизнь, странствовал по Швейцарии и Франции, перепробовал немало ремесел. В начале 1740-хгг. он поселился в Париже, сблизился с Дидро, Вольтером. Первые же литературные опыты принесли ему читательскую известность. Отвергавший покровительство вельмож, преследуемый за вольнодумство, Руссо в 1762 г. покинул Францию, много лет прожил изгнанником в Англии, незадолго до смерти вернулся на родину.

Руссо создал первую возрастную периодизацию, включающую в себя четыре этапа.

Первый этап длится с рождения до 2 лет, главной задачей является физическое развитие ребенка, так как в это время речь еще не развита, а следовательно, нет необходимости заниматься умственным воспитанием.

Второй этап, длящийся 10 лет — с 2 до 12 лет, должен быть посвящен развитию сенсорных способностей ребенка, в первую очередь развитию способности к ощущению, так как именно ощущение является основой формирования у ребенка мышления.

3. Третий период — с 12 до 15 лет — необходимо посвятить обучению ребенка, так как основа мышления — ощущение — уже сформирована, и поэтому ребенок способен воспринимать и усваивать полученные знания.

4. Четвертый период, длящийся от 15 лет до совершеннолетия, является основой для закладывания главных ценностей, норм и понятий, так как в этот период у ребенка начинает активно формироваться чувственная сфера, что обусловлено накоплением определенного жизненного опыта. Важнейшей задачей для воспитателя в этот период является формирование правильных, добрых чувств и суждений, а также способности к волевому действию.

Дидро Дени, (Denis Diderot) (1713−1784)— французский философ. Дидро родился в Лангре в семьеремесленника-ножовщика.По желанию семьи он готовил себя к духовной карьере, в1723−1728гг. учился в лангрском иезуитском коллеже, а в 1726 г. стал аббатом. В этот период он был религиозен. В 1728 или 1729 г. Дидро прибыл в Париж для завершения образования. В 1732 г. он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета, подумывал сделаться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни. Первое время Дидро зарабатывал переводами. В 1773 г. Дидро по приглашению Екатерины II посетил Россию, прожив в Петербурге с октября 1773 г. по март 1774 г., и был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук (1773).

11 стр., 5495 слов

Специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга

... в организации коры больших полушарий мозга человека. При изучении функциональной асимметрии мозга были получены результаты, которые по ... как проявление невнимательности. Зная особенности зрительного восприятия детей-левшей, мы можем создать благоприятные условия ... пространственно-временные параметры которых превосходят возможности наших органов чувств. Даже несложная малофигурная, но большая по площади ...

Он пытался оказать влияние на политику Екатерины II, склонить ее к освобождению крестьян и проведению либеральных реформ.

Материя является единственной субстанцией во вселенной, в человеке и в животном. Разделяя материю на живую и мертвую, он полагал, что органическая форма материи происходит из неорганической. Всей материи свойственна способность к отражению.

Вся совокупность психических явлений зависит от деятельности органов чувств, нервов и мозга.

Нервные волокна Д. Дидро сравнивал с чувствительными вибрирующими струнами, которые обладают, с одной стороны, способностью сохранять свою вибрацию после удара по ним внешних воздействий, с другой — способностью заставлять дрожать соседние струны или нервные волокна. Совместные дрожания чувствительных струн являются физиологической основой ассоциаций.

Кабанис, Пьер Жан Жорж (Cabanis, Pierre-Jean-Georges)(1757−1808)— французский философ и врач, последователь Кондильяка, известен как приверженец т.н. «механистического материализма». Кабанис родился 5 июня 1757 г. в Конаке (Коррез).

В 1771 г. он обосновался в Париже. В 1777 г. начал изучать медицину, а в 1789 г. написал работу «Степень достоверности медицины». В период революционного террора он скрылся, но ко времени создания Национального института наук и искусств (1795) вернулся и был принят в секцию «Анализ ощущений и идей». Кабанис вращался в кругу философов — Дидро, Даламбера, Кондорсе, Кондильяка, Гольбаха. В 1797 г. стал сенатором.

В русле материалистического направления в психологии выдвинул положение о трех уровнях организации поведения:

рефлекторном;

полусознательном;

сознательном.

Теории французских материалистов эпохи Просвещения оказали существенное влияние и подготовили почву для дальнейшего развития психологии, физиологии, нейрофизиологии и др. наук о природе человека

В своих теориях они утвердили принцип целостности человека, выражавшийся в нераздельности психических явлений и мозга, который их производит, а также отстаивали нераздельную связь человека с социальной и культурной средой

В учениях французских материалистов впервые среда и наследственность рассматривались как основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка и влияющие на формирование всех его способностей

Французский сенсуализм провозгласил чувственный опыт единственным источником рационального знания об окружающем мире и доказал, что эмпирическое изучение связей внутри психики, а не умозрительные теоретизирования по этому поводу являются единственно верным источником получения научного знания

«Психологическая мысль России XVIII — IX вв.»

В России научная экспериментальная психология формировалась на базе философского материализма XIX века, крупнейшими представителями которого были: А.И. Герцен, В.Г. Белинский. Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.

Начало материалистической традиции, которую продолжили русские революционерыдемократы XIX века, было положено в XVIII веке, главным образом, М.В. Ломоносовым и А.Н. Радищевым.

Презентация на тему: Наиболее яркой чертой отечественной науки являлась ориентация на естествознание. Доминирование отраслей естественно-научного цикла

Наиболее яркой чертой отечественной науки являлась ориентация на естествознание. Доминирование отраслей естественно-научногоцикла в системе научных исследовании объясняется тремя причинами:

1)их выраженной практической пользой;

2)альтернативной направленностью по отношению к господствовавшим прежде метафизическим, схоластическим воззрениям;

3)относительно большей независимость от политических и идеологических проблем.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711- 1765) — ученый, поэт, просветитель, почетный член Академии художеств (1763).

Ломоносов учился в Славяно- греко-латинскойакадемии в Москве(1731−1735),с 1735 г. в Академическом университете в Петербурге; в 1736- 1741гг. — в Германии. С 1742 г. он был адъюнктом, с 1745 — академиком Петербургской АН. В 1748 г. создал первую в России химическую лабораторию, заложил основы физической химии. Автор трудов по русской истории, поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов. Ломоносов возродил в России искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины («Полтавская баталия»,1762−1764;портреты).

Похоронен на Лазаревском кладбищеАлександро-Невскойлавры.

Ломоносов заложил материалистические основы русской психологии;

Психика зависит от деятельности органического субстрата, мозга.

Ему принадлежит теория цветового зрения (трехкомпонентная теория цвета)

Разработаны основы личностного подходапри организации обучения

Радищев Александр Николаевич (1749−1802)— писатель, философ, надворный советник (1780).

Радищев учился в Пажеском корпусе(1762−1766)и Лейпцигском университете(1767−1771),служил протоколистом в Сенате(1771−1773),обер-аудиторомФинляндской дивизии (1773- 1775), вКоммерц-коллегии(1777−1780).В 1780- 1789 г. был помощником управляющего, а с 1790 г. — управляющим Петербургской таможней. В 1790 г. он отпечатал в домашней типографии свое главное сочинение — «Путешествие из Петербурга в Москву», за распространение которого был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В июле 1790 г. его приговорили к смертной казни, замененной затем ссылкой в Сибирь. В 1796 г. он освобожден Павлом I, в 1801 г. амнистирован Александром I. Вернувшись в Петербург, Радищев служил в Комиссии для составления законов. Покончил жизнь самоубийством. Похоронен на Волковском православном кладбище, могила его не сохранилась

Органами психических отправлений является мозг, нервы и органы чувств. Без них нет ни мысли, ни чувств: т.о., душа возможна лишь при наличии этих органов.

Душа появляется только при условии развитых мозга, нервов и органов чувств. Души у человека нет до тех пор, пока эти органы не достигли определенного уровня развития.

Развитие психических способностей происходит по мере физического созревания человека.

СКОВОРОДА Григорий Саввич (22.11.1722−29.10.1794),малороссийский философ, поэт, музыкант, педагог. Автор стихотворений, басен, песен, кантов, псалмов. Учился вКиево-Могилянской академии. Пел в придворном хоре в Петербурге. Преподавал в Харьковском колледже. Вел жизнь странствующего философа.

В основе мировоззрения просветителя лежит идея трех «миров»: макрокосма, или Вселенной,микрокосма, или человека, и третьей, «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей.

Развивает учение о «сродности», «сродном труде».

Каждый человек, по его мнению, должен изучать свои природные склонности и делать это необходимо с помощью таких методов самопознания, как наблюдение и опыт в разных аспектах — познание себя «как человека одинокого, от всех отличного», как человека «похожего на других людей», живущих на земле, как человека действующего и творящего.

Психологические идеи XVIII в., разрабатывались в русле православной традиции в богословских трудах Дмитрия Ростовского, Паисия Величковского, Тихона Задонского.

ГЕРЦЕН Александр Иванович, псевдоним — Искандер (1812 — 1870), прозаик, публицист, критик, философ. Родился 25 марта (6 апреля н.с.) в Москве. Он был внебрачным сыном богатого русского помещика И. Яковлева и молоденькой немецкой мещанки. Мальчик получил вымышленную фамилию Герцен (от немецкого слова «сердце»).

Воспитывался в доме Яковлева, получил хорошее образование, знакомился с сочинениями французских просветителей, читал запретные стихи Пушкина, Рылеева. Глубокое влияние на Герцена оказала дружба с талантливым сверстником, будущим поэтом Н. Огаревым, которая продолжалась всю их жизнь. Событием, определившим всю дальнейшую судьбу Герцена, было восстание декабристов, которые навсегда стали для него героямипатриотами, пошедшими «сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение».

Презентация на тему: Он поклялся отомстить за казненных и продолжить дело декабристов. Летом 1828 он со

Он поклялся отомстить за казненных и продолжить дело декабристов. Летом 1828 он со своим другом Огаревым на Воробьевых горах, при виде всей Москвы, присягнул великому делу борьбы за освобождение народа. Этой клятве они остались верны до конца жизни. Юношеское свободолюбие укрепилось в годы учения в Московском университете. Летом 1834 был арестован и сослан в глухую провинцию: сначала в Пермь, потом в Вятку и во Владимир. В 1840 вернулся в Москву, но вскоре (за «распространение необоснованных слухов» — резкий отзыв в письме к отцу о царской полиции) был отправлен в ссылку в Новгород, откуда вернулся в 1842. Осенью 1847 в Риме он участвует в народных шествиях, манифестациях, посещает революционные клубы, знакомится с видными деятелями итальянского национальноосвободительного движения. В мае 1848 возвратился в революционный Париж В июньские дни 1848 стал свидетелем поражения революции во Франции и разгула реакции, что привело его к идейному кризису В 1852 переезжает в Лондон, где основывает Вольную русскую типографию в Лондоне. Последние годы жизни Герцена прошли преимущественно в Женеве, становившейся центром революционной эмиграции. Весной 1869 он решил обосноваться в Париже. Здесь 9 января (21 н.с.) 1870 Герцей умер. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез.Позже его прах был перевезен в Ниццу и погребен рядом с могилой его жены.

Общие взгляды А.И. Герцена на психологию делают ее наукой, предметом которой должно стать соотношение нравственной и физической сторон в человеке.

Сознание, мышление человека — это продукт высшего развития материи. Материальную основу сознания составляют физиологические функции мозга, а предметным содержанием сознания является объективный.

Связующим звеном мышления и ощущения практическая деятельность, которая у него еще не выступала как критерий истины.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811 год, крепость Свеаборг — 1848 год, Петербург) — литературный критик.

С 1825 года учился в пензенской гимназии. Не кончив обучения в гимназии, в 1828 г. он решил поступить в Московский университет. В 1829−1832учился на словесном отделении философского факультета Московского университета, где вокруг Белинского сложился кружок («Литературное общество11-гонумера»).

Инициатор ряда студенческих протестов. В сентябре 1832 исключён из университета. Осенью 1834 г. он в течение нескольких месяцев печатал в «Молве» свою первую дебютную критическую статью «Литературные мечтания», и с этих пор стал главным критиком журналов Надеждина, в которых в течение 1835 и 1836 годов поместил ряд рецензий и несколько больших статей.

При оценке человека в целом и его психических свойств он придерживался антропологического принципа, т. е. исходил из понимания человека как биологического существа.

Указывая на единство психических процессов с физиологическими считал, что достаточно одного физиологического основания, чтобы объяснить психические явления.

Он допускал вполне возможным с помощью одной только физиологии «проследить физический процесс нравственного развития».

ДОБРОЛЮБОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1836-

1861), русский критик, публицист. Родился 24 января (5 февраля) 1836 в Нижнем Новгороде в семье священника. Огромная домашняя библиотека способствовала раннему приобщению к чтению. В 1847 Добролюбов поступил в последний класс Нижегородского духовного училища, в 1848 — в Нижегородскую духовную семинарию. В 1853 оставил семинарию и получил разрешение Синода учиться в Петербургской духовной академии. Однако по приезде в Петербург он сдал экзамены в Главный педагогический институт на историкофилологический факультет, за что был уволен из духовного звания. В 1854 Добролюбов пережил духовный перелом, который он назвал «подвигом переделыванья» себя. Разочарованию в религии способствовала потрясшая Добролюбова почти одновременная смерть матери и отца, а также ситуация общественного подъема, связанного со смертью Николая I и Крымской войной 1853−1856.Добролюбов начал бороться со злоупотреблениями институтского начальства, вокруг него образовался кружок оппозиционно настроенных студентов, обсуждавших политические вопросы и читавших нелегальную литературу.

При рассмотрении различных вопросов, связанных с проблемой человека опирался на новейшие данные естествознания.

Весь окружающий мир находится в постоянном развитии, в непрерывном движении от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Венцом природы является человек с его способностью сознавать.

Неотъемлемым свойством материи является сила. Для человеческого мозга такой силой является ощущение.

Чернышевский, Николай Гаврилович (1828−1888)родился в Саратове, в семье священника. Ребенком Чернышевский много читал, был настоящим «пожирателем» книг. С 14 до 18 лет он учился в местной духовной семинарии, проявляя способности и прилежание. В июне 1846 г. приехал вместе с матерью в Петербург, чтобы поступить в столичный университет. Окончанив университет в 1850 г., Чернышевский после нескольких попыток устроиться на службу в столице, уезжает в родной город, где становится старшим учителем словесности в гимназии продолжая заниматься научной работой.

Когда было проведено освобождение крестьян в 1861 г., Чернышевский издал в тайной типографии прокламацию «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», в которой призывал крестьян к восстанию. 7 июля 1862 г. Чернышевского арестовали и увезли в Петропавловскую крепость,

19 мая 1864 г. над ним был совершен обряд «гражданской казни», и на другой день его отправили на каторжные работы. Когда истек срок пребывания Чернышевского на каторге, его продержали в каторжной тюрьме полтора еще года, а потом повезли в Вилюйск, где посадили в острог и содержали по специально разработанной инструкции.

Лишь летом 1883 г. новый царь Александр III под давлением общественности разрешил больному цингой и ревматизмом Чернышевскому переехать в Астрахань, а затем, за несколько месяцев до смерти, в его родной город. Здесь в ночь на 17(29) октября 1889 г. скончался этот революционер, писатель, мыслитель, критик, экономист, «книжный» человек с «обширной ученостью», но не «обладавший высокой культурой людей 40-хгодов».

Первым в ряду великих материалистов России поставил специальныйвопрос о предмете, задачах и методах научной психологии. Психологию, как и прочие нравственные науки, он относил к числу точных областей знаний.

Главная задача психологии должна сводиться к выяснению причин и законов протекания психических процессов.

Становление научной психологии связывал,

с одной стороны, с правильным определением

предмета психологии,

с другой — с переходом психологии к точным

естественнонаучным методам исследования.

Большим достижением Н.Г. Чернышевского в анализе психики человека является различение им темперамента и характера.

Темперамент обусловлен в большей мере наследственностью или природными факторами. В то же самое время, передаваясь по наследству, темперамент может подвергаться изменениям под влиянием обстоятельств жизни.

Характер определяется главным образом условиями жизни, воспитанием и поступками самого человека.

Презентация на тему: Найдя большое сходство в телесной организации человека и животных ошибочно приписывает сознательные элементы

Найдя большое сходство в телесной организации человека и животных ошибочно приписывает сознательные элементы в психике животных. Он не сумел до конца понять определяющую роль социальных факторов в формировании человеческого сознания и психики в целом, связывая в основном психические и нравственные явления с биологическими и физиологическими детерминантами.

Ушинский, Константин Дмитриевич (1824- 1870) — знаменитый русский педагог. К.Д. Ушинский родился в НовгородСеверске, в родной семье он получил хорошее воспитание в родной семье, но на выпускном экзамене в гимназии потерпел неудачу. В 1840 г. Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета. 22 лет от роду он был приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения. В 1850 г. он покинул лицей, не желая подчиняться таким требованиям начальства, которые должны были «убить живое дело». В 1855 г. Ушинский стал преподавателем, а затем инспектором в гатчинском сиротском институте. В 1859 г. он был назначен инспектором Смольного института. Сгруппировав в институте лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение совершенно новые начала. Последние годы жизни К.Д. Ушинский посвятил литературной деятельности.

Разработал, руководствуясь принципом народности, систему идей направленных на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения.

Психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой.

Фундаментальной категорией считал «полурефлексы», к которым относилось все многообразие навыков и привычек. К Усвоенным рефлексом как результатом воспитания относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, которых он не имел от природы. При этом на передний план выдвигался нравственный смысл привычек, в отличии от простых навыков, возникающих путем упражнения.

Каптерев, Петр Федорович (1849- 1922) — русский педагог и психолог. После окончания Московской духовной академии (1872) преподавал логику, дидактику, психологию, педагогику, историю педагогики и другие дисциплины в средних и высших учебных заведениях Петербурга, в т. ч. в частных женских гимназиях, женском Педагогическом институте, в Психоневролологическом институте, а также на курсах. Активно участвовал в организации и проведении Всероссийских съездов по педагогической психологии (1906, 1909), экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916), семейному воспитанию (1912−1913).

Разрабатывал проблемы теории общего образования, определил сущность и содержание образовательного процесса, формы и методы общего образования. Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию).

Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциации учебных курсов и всей структуры учебного процесса, а также целесообразность деления школ на классы, исходя из положения о существовании различных «типов ума» (продуктивный, непродуктивный, смешанный).

Выдвинул идею автономности педагогического процесса от давления государства и церкви, необходимыми условиями такой свободы считая школьное самоуправление, независимость педагогического персонала.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector