Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ младшего школьного возраста и ценности дружбы…………………………………………………………………………..7 1.1. Ценности дружбы младших школьников, характерные черты…7
1.2. Особенности младшего школьного возраста…………………………….10
Выводы по первой главе………………………………………………………………..23
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование представлений младших школьников о дружбе…………………………………………………………………..26
2.1. Диагностическая программа: обоснование методик, проведение исследования…………………………………………………………………………………26
2.2. Качественный анализ и обобщение данных эмпирического исследования…………………………………………………………………………………32
Выводы по второй главе…………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………………………38
Библиографический список……………………………………………………………40
Приложения…………………………………………………………………………………..42
Особенности волевых действий младших школьников. Основные новообразования ...
... общество России, 2009. (электронный ресурс – Глава: Психология младшего школьника. Раздел: Личность младшего школьника) Задание для выполнения На основе анализа предложенных разделов составьте конспект-ответы на основные ... 1. Белоус, А.Н. Проблема развития памяти на ранних этапах онтогенеза в исследованиях белорусских психологов // Развитие психологии в Беларуси: история и современность ...
Введение
Актуальность исследования дружеских отношений младших школьников обусловлена необходимостью анализа различных планов развития личности ребенка, среди которых межличностные отношения со сверстниками занимают важное место. Дружеские отношения можно рассматривать как такую форму близких и личностно значимых отношений, в которой наиболее полно раскрывается возрастное своеобразие отношений со сверстниками и их роль в психическом развитии. Младший школьный возраст представляется в этом контексте наименее изученным, несмотря на то, что именно здесь подготавливается ведущая деятельность следующего — младшего подросткового возраста — интимно-личностное общение. И в самом младшем школьном возрасте вряд ли можно переоценить значение близких отношений со сверстниками, необходимых для полноценной кооперации, сотрудничества в учебной деятельности.
Особое значение исследования представлений детей о дружбе приобретает в свете негативных тенденций свертывания, содержательного и эмоционального обеднения общения со сверстниками, наблюдаемых в современном обществе, т.к. «богатые» «живые» контакты заменяются на «скупые и безличные» виртуальные, и соответствующего социального запроса на практическую работу, направленную на организацию или коррекцию системы близких отношений ребенка.
Отношения со сверстниками являются традиционным предметом исследования в самых разных научных школах и направлениях. Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается и анализируется в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, К.Н. Поливановой и др.
Изучение общения и отношений со сверстниками детей младшего школьного возраста осуществляется, как правило, исходя из представлений об учебной деятельности как ведущей деятельности возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман и др.).
Вместе с тем, в работах многих исследователей отмечается необходимость исследования не только системы деловых отношений, но также личных отношений со сверстниками (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский и др.).
Близкие, дружеские отношения, по мнению ряда исследователей, возникающие именно в младшем школьном возрасте, становятся к концу этого возрастного этапа крайне значимой сферой отношений для самих детей (Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Г.А. Цукерман).
Однако в большинстве случаев исследования сферы близких межличностных отношений в целом, и дружбы в частности, делают акцент на подростковом и юношеском возрасте. Исследования дружбы младших школьников, как правило, обращены к описанию ее формальных характеристик — устойчивости, описанию внешней стороны взаимодействия друзей. Вместе с тем, собственно психологическое содержание дружбы младших школьников, ориентация детей на те или иные аспекты отношений остаются за пределами многих исследований.
Межличностные отношения младших школьников
... перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений. Актуальность его заключается в выявлении скрытых механизмов, которые лежат в основе межличностных отношений в коллективе младших школьников. Объект исследования: межличностные отношения в младшем школьном ...
Исходя из актуальности данной проблемы, была определена тема курсовой работы: «Представления младших школьников о дружбе».
Объект исследования: представления младших школьников о дружбе.
Предмет исследования: те характеристики личности, которые влияют на выбор друзей в младшем школьном возрасте.
Цель исследования: выделить возрастную специфику психологического содержания представлений о дружбе в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ особенностей младшего школьного возраста в контексте изучения представлений о дружбе этих детей.
2. Проследить значимость дружеских отношений для детей в этом возрасте.
3. Провести методический анализ средств изучения представлений младших школьников о дружбе.
4. Разработать систему методик, диагностирующих данный феномен у детей младшего школьного возраста.
Нами были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Младший школьный возраст — важная предпосылка формирования интимно-личностного общения.
2. Младший школьник начинает выбирать друзей ни по внешним признакам, а по нравственным характеристикам личности.
Методологическую основу исследования составили исследования А. А. Реана в области психологии личности, психологии социализации и социальной зрелости личности, психологии социальной адаптации личности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психологической и падагогической литературы), эмпирические (опрос, анализ продуктов деятельности, беседа, качественные и количественные методы обработки полученных данных).
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование было проведено на базе МБОУ «Малодельская средняя общеобразовательная школа» Волгоградская область, Фроловский район, станица Малодельская.
Практическая значимость: разработанная система диагностики может быть взята социальными педагогами за основу при изучении представлений младших школьников о дружбе. Учителям младших классов результаты данной диагностической программы могут быть использованы в качестве основы при составлении программы обучения младших школьников. Ведь очень важно ориентироваться на представления детей о дружбе, о сверстниках, т.к. в этом возрасте детям важно учиться взаимодействовать с окружающими. Также результаты данной диагностической программы помогут и воспитателями в детских лагерях.
Структура курсовой работы. Работа общим объемом 39 страниц состоит из введения (4с.), двух глав (19с.,11с.), заключения (2с.), библиографического списка (2с.), приложений (1с.).
ГЛАВА 1. Теоретический анализ младшего школьного возраста и ценности дружбы
1.1 Ценности дружбы младших школьников, характерные черты
Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I
... данными эмпирических исследований Д.Райнса, который соответственно обозначил эти типы как тип X и тип Y. Тип X стремится прежде всего развивать личность ребенка, опираясь на ... с эмпатией, проявляющейся в: быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося; эмоциональной идентификации педагога с учащимся; активной целенаправленной совместной деятельности педагогов ...
Дружба является величайшей социальной и нравственной ценностью большинством людей, считающих ее при этом ценностью очень редкой. Дружба — это близкие взаимоотношения, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, нa единстве взглядов, интересов и жизненных целей, которые выражаются в стремлении к длительному разностороннему общению.
Важнейшая черта дружеских отношений — их эмоциональная основа. Это значит, что отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей относительно друг друга. Эти чувства могут быть сближающими, объединяющими и разъединяющими людей[1].
Младший школьник — это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе.
Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста [12].
С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью.
Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу.
Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель. Отвечая на вопросы, с кем ты хочешь сидеть за партой и почему? Кого ты хочешь пригласить на день рождения и почему именно его? 85% учащихся 1 класса и 70% — 2 класса мотивировали свой выбор успехами или неуспехами сверстниками в учебе, причем если выбор пал на неуспешного ученика, то предлагалась помощь. Очень часто в своих оценках ребята ссылались на учителя [2].
Ко 2 и 3 классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными.
Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием… Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Но в целом дети III — IV классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в III классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности около 75% учащихся мотивируют выбор определенными нравственными качествами других детей [20].
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
... ребенка индивидуально, своеобразно и неповторимо. Каждый ребенок усваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, при этом путь ее развития остается индивидуальным. Методы исследования психологии дошкольного возраста ... у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка. Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех условий. 1: ребенок не знает, что он является ...
Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных.
По степени эмоционального вовлечения общения ребенка со сверстниками, оно может быть товарищеским и приятельскими. Товарищеское общение — эмоционально менее глубокое общение ребенка, реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. Приятельское — как в классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом, только 8% мальчиков и 9% девочек с противоположным по.
Отношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени провод……..
Библиографичесикй список
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности, 2007.
2. Бурхачук Л.Ф., Морозова С.М. Словарь — справочник по психодиагностике, 2007.
3. Гозман Я.Л. Психология эмоциональных отношений, 2008.
4. Дубровина И.В. Практическая психология образования < doc/131172/dubrovina-i.v.—prakticheskaya-psihologiya-obrazovaniya>,2010.
5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 1976. с.17.
6. Крайг Г. Психология развития, Санкт-Петербург, 2011.
7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество, 2006.
8. Наследов А.Д. Математические методы психологического иссле-дования. Анализ и интерпретация данных, 2012.
9. Неймарк М.С. Некоторые проблемы личности школьника, 2007.
10. Овчаровой Р. В. Справочная книга школьного психолога, 2009.
11. Ольшанский В.Б. Межличностные отношения. // Социальная психология. — М., 1975. — С. 196-240.
12. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, 2009.
13. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая, 2008.
14. Психологическая энциклопедия. Психология человека от рождения до смерти. Под общей редакции А.А. Реана, 2011.
15. Работа психолога в начальной школе./Под ред. Рогова Е.И, 2009.
16. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология, 2008.
17. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология, 2007.
18. Солнцева Л.С., Галкина Т.В. Метод исследования личности учащегося (использование метода «незаконченных предложений» в практической психологии), Москва, Институт психологии,2012.
19. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности < viewtopic.php?t=16068>, 2009.
Семинар по возростной психологии «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ...
... личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, возрастная психология ... настоящее время разделами возрастная психология являются: детская психология, психология юности, психология. зрелого возраста; геронтопсихология. Возрастная психология стремится к ...
20. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, 2009.
21. Цукерман Г.А, Мастеров Б.М.Психология саморазвития, 2011.
22. Шаповаленко И.В. Возрастная психология, 2006.
23. Шкуричева Н.А. Дружеские взаимоотношения младших школьников.// Начальная школа, 2010.
24. Эльконин Д. Б. Детская психология, 2007.
25. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: дошкольный и младший школьный возраст, 2008.