Предмет, задачи и особенности психологии как науки 2

Как бы человек не пытался забыть

о ней, психическая энергия напомнит о

себе. И дело просвещения — научить человечество

обращаться с этим сокровищем

Н. К. Рерих

Каждая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые исследует конкретная наука, а предметом — специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология — это особая область знаний, в которой, с одной стороны, много не укладывающегося в рамки обычных представлений (например, парапсихологические явления), а с другой — своеобразные объекты: личность (группа, если мы имеем в виду социальную психологию) и деятельность, поведение людей, поскольку именно в них проявляется психическое.

Задачами любой науки выступают основные направления её исследования и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой эта конкретная отрасль знаний, достигая определенных результатов.

Психология — достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.

Психология — это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психика- это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека — это его чувства, мысли, переживания, намерения, т. е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание человека — высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.

19 стр., 9287 слов

Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики

... ценностных ориентациях. Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности: 1. Категориальность —отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение ... и человечества в целом. Классификация В различных концепциях и отраслях психологии существуют различные типологии и классификации мышления. Чаще мышление делят следующим ...

Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение.

Бессознательное — это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.

Личность — это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Деятельность — это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Поведение - внешние проявления психической деятельности.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:

1) изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;

3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

4) содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

(схема 1)

Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.

2 стр., 797 слов

Особенности психологии как науки

Особенности психологии как науки. Значение психологии как науки и практики. Психология – это наука, изучающая факторы, закономерности и механизмы возникновения, протекания и проявления различных психических явлений. Предмет научной психологии – изучение психики. Психика – это свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на этой основе формир. образы, к-рые ...

С одной стороны, философия, социология и другие социальные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понять патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию о основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследовании, имеют психологическое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т. д.

2 стр., 895 слов

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии.Выполнил Студент гр. БЗ 113 СТГ Волкова А.В. Руководитель В.В. Чиж г. Березовский 2009г. 1. Строение и функции системы крови Под системой крови понимают совокупность органов, тканей и некоторых физиологических процессов, которые обеспечивают образование крови и ее функционирование. В эту систему входят: • органы, где происходит ...

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

1. Психология — одна из самых сложных наук, т.к. носителем психики является головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям деятельности организм и механизм. Да и сами психологические явления очень многогранны, а большинство законов психики до сих пор не изучено.

«Мы еще толком не знаем даже, почему человек смеется, лишь человек, и никто другой». Паруйр Севак

Кроме того, научиться управлять психическими процессами и явлениями, психическими функциями сложнее, чем чем-либо другим.

2. Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние этого мира на нее. При этом слияние это неоднозначно, имеет очень много форм проявления, которые достаточно сложно изучить.

3. Уникальные практические следствия психологии состоят в том, что результаты исследования этой науки по сравнению с другими отраслями знаний очень часто значительно более значимы для людей и объективно, и субъективно, поскольку что может быть важнее, чем осмыслить причины всех проблем человечества — психику и сознание его самого.

4. Чрезвычайная перспективность психологии и её исследований вытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания. Можно с большой степенью ответственности заявлять, что наибольшую сложность в будущем будут представлять не разработка каких-то сверхсложных технических проектов, а прогнозирование поведения и поступков людей в ходе их реализации и эксплуатации.

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития Клинико-психологические характеристики задержки психического развития

... разному. Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления ... либо патологией мозга или психики ребенка. Второй причиной неуспеваемости ... восприятия с личностной организацией человека. Недостаточная целенаправленность, повышенная ... явлениями органического поражения головного мозга вследствие мозговых инфекций и травм. Возрастная динамика психического ...

«Труднейшая задача в наши дни заключается

не в том, чтобы познать и использовать окружающую

природу, а в том, чтобы понять

механизмы своего собственного поведения

и научиться им управлять".

Ф. Бич

Мир психических явлений — это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы— это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.

Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния- это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и другие.

Психические образования- это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

7 стр., 3315 слов

Возрастные особенности психики старого человека

... организме. [2] Говоря о собственно психологических механизмах функционирования психики в пожилом возрасте, важно помнить о том, что психическое развитие в этот период связано ... сожалению, на практике часто приходится сталкиваться с противоположным явлением -- снижением познавательной деятельности пожилого человека. [2] 3. Причины снижения интеллектуальных функций Снижение познавательной ...

Социально-психологические явления и процессы — это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям.

«Именуют богатством

блага те, что во вне,

Настоящее благо

существует во мне".

Р. Тагор

Житейская психология — это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни. Они обладают следующими основными отличительными характеристиками:

-конкретностью, т. е. привязанностью к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;

-интуитивностью, свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;

— ограниченностью, т. е. слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;

— основываются на наблюдениях и размышлениях, а это означает, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;

— ограниченностью в материалах, т. е. человек обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.

Научная психология — это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Им присущи свои особенности:

— обобщенность, т. е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфике его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;

4 стр., 1723 слов

Психика, психические явления, поведение человека

Психика, психические явления, поведение человека Психика — свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Психика проявляется в трех основных видах психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Рассмотрим некоторые из психических явлений. ...

-рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;

— неограниченность, т. е. они могут использоваться множеством людей;

- основываются на эксперименте, т. е. научные психологические знания исследованы в различных условиях;

— слабая ограниченность в материалах, означающая, что научные психологические знания изучены на основе многочисленных и часто в уникальных условиях.

«Конечно, бытие определяет сознание. Это

как правило. Однако, к счастью, часто случается

так, что сознание опережает бытие. Иначе

мы до сих пор сидели бы в пещерах".

А. и Б. Стругацкие

1-й этап. Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику -материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона).

Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни.

Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.

3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

4-й этап (современный).

Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики.

Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключением этого не требуется.

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим — когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим- в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.

Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Опрос -метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.

Тестирование — метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, эк-спессивных и аддитивных методик) и тестирование психокоррекиион-

ное (обычно предполагающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).

Изучение состояния проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования. Этот этап предполагает: во-первых, выявление и использование психологом результатов исследований, ранее проводившихся по этой теме.

Во-вторых, составляется программа исследования, которая обычно включает: 1) формулировку проблемы, определение объекта и предмета изучения; 2) определение цели и задач; 3) объяснение и анализ основных задач; 4) предварительный системный анализ объекта исследования; 5) выдвижение рабочих гипотез; 6) составление принципиального (стратегического) плана изучения; 7) составление наброска основных процедур сбора и анализа первичных данных.

Сбор фактических данных. На этом этапе психолог-исследователь с помощью выбранных методов и методик изучает конкретное явление для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие.

Качественная и количественная обработка данных. Качественная обработка предполагает предварительное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляется описание и обобщение результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Требуется еще и количественная обработка данных. Обычно она включает применение методов альтернативного, корреляционного, дисперсионного и факторного анализов.

Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явлений в будущем. На этом этапе на основе качественной и количественной обработки полученных данных исследователь описывает изучаемое явление, констатирует наличие его определенных свойств и особенностей, делает обобщающие умозаключения относительно закономерностей его функционирования и проявления. Если это требуется (или если это предполагают тема и программа исследования), может быть осуществлена выработка практических рекомендаций для других исследователей, которые в будущем будут заниматься изучением этого или схожего психологического феномена. И, наконец, может составляться прогноз развития изучаемого явления в будущем или в тех или иных условиях.

Бехтерев Владимир Иванович (1857 — 1927) — выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию (1885), затем Психоневрологический институт (1908) — первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексологию.

Блонский Павел Петрович (1884 — 1941) — выдающийся российский психолог и педагог. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению личности, сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти.

Выготский Лев Семенович (1896 — 1934) — выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, многие методологические принципы психологической российской науки.

Запорожец Александр Владимирович (1905 — 1981) — видный российский психолог. Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте, теорию перцептивных действий.

Корнилов Константин Константинович (1879 — 1957) — известный российский психолог. Разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологии воли и характера.

Ланге Николай Николаевич (1858 — 1921) — один из основателей экспериментальной психологии в России. Работал над проблемами психических познавательных процессов и их физиологическими основами.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903 — 1979) — выдающийся отечественный психолог. Вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия разрабатывал культурно-историческую теорию, выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением в отечественной и мировой психологической науке.

Лурия Александр Романович (1902 — 1977) — выдающийся отечественный психолог, основоположник нейропсихологии в нашей стране. Основное внимание уделял экспериментальному исследованию проблемам локализации высших психических функций.

Нечаев Александр Петрович (1870 — 1948) — один из основателей экспериментальной психологии в дореволюционной России. Исследовал память и индивидуальные различия людей.

Павлов Иван Петрович (1849 — 1936) — великий русский ученый-физиолог, основатель учения о высшей нервной деятельности человека.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 — 1960) — выдающийся отечественный психолог и философ. Разработал деятельностный подход в психологии, принцип детерминизма, принцип личностного подхода.

Сеченов Иван Михайлович (1829 — 1905) — великий русский физиолог и психолог. Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения.

Психоанализ — одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX в. Основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Психоанализ восходит к идеям 3. Фрейда и его последователей (фрейдизм, неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования психики. Основными методами психоанализа являются: метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.

Бихевиоризм — направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Основными научными понятиями бихевиоризма стали стимул (раздражитель из внешней среды), реакция (ответ организма на раздражение) и связь (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота схемы S — R (а при необходимости она может быть и усложнена) дает возможность легко использовать количественное описание психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования.

Гештальтпсихология — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Восприятие как психический познавательный процесс, напр., у гештальтпсихологов не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства её частей. По их мнению, внутренняя системная организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих. Понятие фигуры и фона — важнейшие в гештальтпсихология.

Гуманистическая психология — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшее в 60-е годы XX в. и противопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму. Индивидуальность в нем рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличие от классического психоанализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т. п. возникают как результат воздействия окружающей среды.

Трансперсональная психология — новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическом сознанием», т. е. формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникновение и развитие её конкретных отраслей.

Общая психология изучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности.

Социальная психология исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.

Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.

Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входят исследование процессов усвоения знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном коллективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности и др.

Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разного возраста, процесс формирования их личности и умственного развития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. п.

Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и др.

Психология искусства изучает психологическую специфику творческой деятельности в различных видах искусств (в литературе, музыке, живописи, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека.

Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.

Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике.

Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах.

Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.

Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуально и социально-психологические явления.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сферы человеческой деятельности, ее рационализацией и усовершенствованием. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических

задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности. Вот поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

Содержание и структура психологического исследования

Выдающиеся деятели российской психологии,

стоявшие у истоков ее зарождения

Основные направления зарубежной психологии

Отрасли психологии