Предмет, задачи и особенности психологии как науки 2

Как бы человек не пытался забыть

о ней, психическая энергия напомнит о

себе. И дело просвещения — научить человечество

обращаться с этим сокровищем

Н. К. Рерих

Каждая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые исследует конкретная наука, а предметом — специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология — это особая область знаний, в которой, с одной стороны, много не укладывающегося в рамки обычных представлений (например, парапсихологические явления), а с другой — своеобразные объекты: личность (группа, если мы имеем в виду социальную психологию) и деятельность, поведение людей, поскольку именно в них проявляется психическое.

Задачами любой науки выступают основные направления её исследования и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой эта конкретная отрасль знаний, достигая определенных результатов.

Психология — достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.

Психология — это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психика- это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека — это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

4 стр., 1656 слов

Основные стадии эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву

Основные стадии эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву Стадия развития психики Характеристика стадии Примеры Стадия элементарной сенсорной психики А.Н.Леонтьев в своей книге «Проблемы развития психики», характеризуя эту стадию рассмотривает охоту паука: паук при попадании в его ловчую сеть какого-либо насекомого воспринимает вибрацию нитей сети и направляется в сторону источника этой ...

Сознание человека — высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.

Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение.

Бессознательное — это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.

Личность — это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Деятельность — это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Поведение внешние проявления психической деятельности.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:

1) изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;

3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

4) содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

(схема 1)

Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие социальные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

4 стр., 1555 слов

Влияние наркотиков на психику человека

Влияние наркотиков на психику человека. Наркотики. Наркомания. Работа по О. Б. Ж. Ученицы 11 «А» класса Ростов-на-Дону, 2009 г. История наркотиков Возраст исторических свидетельств о изготовлении и употреблении психоактивных веществ насчитывает более семи тысяч лет. Первые упоминания относят к древней цивилизации шумеров живших за 5 тысяч лет до начала нашей эры. Упоминание о них можно найти в ...

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понять патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию о основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследовании, имеют психологическое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т.д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

2 стр., 891 слов

Проблема человека в психологии

Сорокин Александр,ИП,IIкурс, 1 группа. Проблема человека в психологии. Человек- это объект изучения многих наук, которые он сам же и создал. В рядеестественных наук, таких как физиология, биология, анатомия человекрассматривается как органическое существо и изучаются его физические данные,параметры.В социологии на него смотрят как на единицу из которых составленобъект изучения - социум. А что ...

1. Психология — одна из самых сложных наук, т.к. носителем психики является головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям деятельности организм и механизм. Да и сами психологические явления очень многогранны, а большинство законов психики до сих пор не изучено.

«Мы еще толком не знаем даже, почему человек смеется, лишь человек, и никто другой». Паруйр Севак

Кроме того, научиться управлять психическими процессами и явлениями, психическими функциями сложнее, чем чем-либо другим.

2. Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние этого мира на нее. При этом слияние это неоднозначно, имеет очень много форм проявления, которые достаточно сложно изучить.

3. Уникальные практические следствия психологии состоят в том, что результаты исследования этой науки по сравнению с другими отраслями знаний очень часто значительно более значимы для людей и объективно, и субъективно, поскольку что может быть важнее, чем осмыслить причины всех проблем человечества — психику и сознание его самого.

4. Чрезвычайная перспективность психологии и её исследований вытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания. Можно с большой степенью ответственности заявлять, что наибольшую сложность в будущем будут представлять не разработка каких-то сверхсложных технических проектов, а прогнозирование поведения и поступков людей в ходе их реализации и эксплуатации.

«Труднейшая задача в наши дни заключается

не в том, чтобы познать и использовать окружающую

природу, а в том, чтобы понять

механизмы своего собственного поведения

и научиться им управлять».

Ф. Бич

Мир психических явлений — это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

8 стр., 3506 слов

Психические явления. Психические состояния личности, их влияние на психические процессы и свойства

... внешние воздействия на психику человека: психические свойства, психические процессы, психические состояния. Психические состояния-психические явления, которые носят кратковременный характер и в большей степени влияют на психологические процессы(состояние аффекта, фрустрации) ...

Психические процессы— это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.

Психические свойства это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния- это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и другие.

Психические образования- это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Социально-психологические явления и процессы — это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям.

«Именуют богатством

блага те, что во вне,

Настоящее благо

существует во мне».

Р. Тагор

Житейская психология — это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни. Они обладают следующими основными отличительными характеристиками:

-конкретностью, т.е. привязанностью к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;

-интуитивностью, свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;

3 стр., 1384 слов

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.

Темперамент и его типы. Рекомендуемый педагогический стиль общения с учащимися различных типов темперамента. Наблюдая окружающих людей, не трудно заметить разницу между ними в проявлении чувств, в скорости движения, в общей подвижности. Одни вспыльчивы, подвижны и веселы, но чувства их не устойчивы; другие - медлительные, спокойные, холодны; третьи - переживают сильно, но скрывают свои чувства, ...

ограниченностью, т.е. слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;

основываются на наблюдениях и размышлениях, а это означает, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;

ограниченностью в материалах, т.е. человек обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.

Научная психология — это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Им присущи свои особенности:

обобщенность, т.е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфике его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;

-рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;

неограниченность, т.е. они могут использоваться множеством людей;

основываются на эксперименте, т.е. научные психологические знания исследованы в различных условиях;

слабая ограниченность в материалах, означающая, что научные психологические знания изучены на основе многочисленных и часто в уникальных условиях.

«Конечно, бытие определяет сознание. Это

как правило. Однако, к счастью, часто случается

так, что сознание опережает бытие. Иначе

мы до сих пор сидели бы в пещерах».

А. и Б. Стругацкие

1-й этап. Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.

11 стр., 5327 слов

Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности

1.Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности. Психика – свойство живых, высокоорганизованных организмов, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность. Психика, обеспечивая взаимодействие человека с окружающей миром, представляет собой отражение объективной реальности. Содержанием психики ...

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику -материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона).

Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни.

Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.

3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

4-й этап (современный).

Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики.

Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключением этого не требуется.

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим — когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим- в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.

Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Опрос -метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.

Тестирование — метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, эк-спессивных и аддитивных методик) и тестирование психокоррекиион-

ное (обычно предполагающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).

Изучение состояния проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования. Этот этап предполагает: во-первых, выявление и использование психологом результатов исследований, ранее проводившихся по этой теме.

Во-вторых, составляется программа исследования, которая обычно включает: 1) формулировку проблемы, определение объекта и предмета изучения; 2) определение цели и задач; 3) объяснение и анализ основных задач; 4) предварительный системный анализ объекта исследования; 5) выдвижение рабочих гипотез; 6) составление принципиального (стратегического) плана изучения; 7) составление наброска основных процедур сбора и анализа первичных данных.

Сбор фактических данных. На этом этапе психолог-исследователь с помощью выбранных методов и методик изучает конкретное явление для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие.

Качественная и количественная обработка данных. Качественная обработка предполагает предварительное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляется описание и обобщение результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Требуется еще и количественная обработка данных. Обычно она включает применение методов альтернативного, корреляционного, дисперсионного и факторного анализов.

Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явлений в будущем. На этом этапе на основе качественной и количественной обработки полученных данных исследователь описывает изучаемое явление, констатирует наличие его определенных свойств и особенностей, делает обобщающие умозаключения относительно закономерностей его функционирования и проявления. Если это требуется (или если это предполагают тема и программа исследования), может быть осуществлена выработка практических рекомендаций для других исследователей, которые в будущем будут заниматься изучением этого или схожего психологического феномена. И, наконец, может составляться прогноз развития изучаемого явления в будущем или в тех или иных условиях.

Бехтерев Владимир Иванович (1857 — 1927) — выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию (1885), затем Психоневрологический институт (1908) — первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексологию.

Блонский Павел Петрович (1884 — 1941) — выдающийся российский психолог и педагог. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению личности, сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти.

Выготский Лев Семенович (1896 — 1934) — выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, многие методологические принципы психологической российской науки.

Запорожец Александр Владимирович (1905 — 1981) — видный российский психолог. Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте, теорию перцептивных действий.

Корнилов Константин Константинович (1879 — 1957) – известный российский психолог. Разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологии воли и характера.

Ланге Николай Николаевич (1858 — 1921) — один из основателей экспериментальной психологии в России. Работал над проблемами психических познавательных процессов и их физиологическими основами.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903 — 1979) — выдающийся отечественный психолог. Вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия разрабатывал культурно-историческую теорию, выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением в отечественной и мировой психологической науке.

Лурия Александр Романович (1902 — 1977) — выдающийся отечественный психолог, основоположник нейропсихологии в нашей стране. Основное внимание уделял экспериментальному исследованию проблемам локализации высших психических функций.

Нечаев Александр Петрович (1870 — 1948) — один из основателей экспериментальной психологии в дореволюционной России. Исследовал память и индивидуальные различия людей.

Павлов Иван Петрович (1849 — 1936) — великий русский ученый-физиолог, основатель учения о высшей нервной деятельности человека.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 — 1960) — выдающийся отечественный психолог и философ. Разработал деятельностный подход в психологии, принцип детерминизма, принцип личностного подхода.

Сеченов Иван Михайлович (1829 — 1905) — великий русский физиолог и психолог. Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения.

Психоанализ — одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX в. Основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Психоанализ восходит к идеям 3. Фрейда и его последователей (фрейдизм, неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования психики. Основными методами психоанализа являются: метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.

Бихевиоризм — направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Основными научными понятиями бихевиоризма стали стимул (раздражитель из внешней среды), реакция (ответ организма на раздражение) и связь (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота схемы S — R (а при необходимости она может быть и усложнена) дает возможность легко использовать количественное описание психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования.

Гештальтпсихология — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Восприятие как психический познавательный процесс, напр., у гештальтпсихологов не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства её частей. По их мнению, внутренняя системная организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих. Понятие фигуры и фона — важнейшие в гештальтпсихология.

Гуманистическая психология — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшее в 60-е годы XX в. и противопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму. Индивидуальность в нем рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличие от классического психоанализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т.п. возникают как результат воздействия окружающей среды.

Трансперсональная психология — новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическом сознанием», т.е. формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникновение и развитие её конкретных отраслей.

Общая психология изучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности.

Социальная психология исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.

Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.

Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входят исследование процессов усвоения знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном коллективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности и др.

Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разного возраста, процесс формирования их личности и умственного развития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т.п.

Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и др.

Психология искусства изучает психологическую специфику творческой деятельности в различных видах искусств (в литературе, музыке, живописи, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека.

Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.

Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике.

Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах.

Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.

Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуально и социально-психологические явления.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сферы человеческой деятельности, ее рационализацией и усовершенствованием. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических

задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности. Вот поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

Содержание и структура психологического исследования

Выдающиеся деятели российской психологии,

стоявшие у истоков ее зарождения

Основные направления зарубежной психологии

Отрасли психологии