Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства и права.
Структура культурологи
Культурология также распадается на ряд относительно самостоятельных областей — дисциплин, кᴏᴛᴏᴩые в ϲʙᴏю очередь подразделяются на два типа — фундаментальные и прикладные.
Фундаментальная культурология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на базе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов. Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология культуры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими явлениями общества, логика и философия культуры, относится к фундаментальному знанию.
Фундаментальная культурология содержит в себе такие основные направления, как социальная культурология, психология культуры, культурная семантика, история культурологии.
Социальная культурология изучает те процессы и явления, кᴏᴛᴏᴩые порождаются людьми в ходе их совместной жизнедеятельности.
При ϶ᴛᴏм человек рассматривается не как личность, обладающая индивидуальными уникальными чертами, а как условный функциональный субъект культурных процессов.
Психологии культуры (психологическая антропология) обращает внимание в основном на человека — носителя той или иной культуры.
Стоит отметить, что основной акцент делается на изучении норм и ценностей, составляющих основу любой культуры, а также процессов, в ходе кᴏᴛᴏᴩых человек усваивает данные нормы и ценности.
Культурная семантика изучает культурные феномены как тексты — систему информационных носителей, с помощью кᴏᴛᴏᴩых кодируется, хранится и транслируется вся социально значимая информация. При ϶ᴛᴏм тексты могут быть выражены не только вербально (с помощью слов), но и невербально, а также с помощью символов в любых продуктах человеческой деятельности.
Стоит отметить, что основное внимание при ϶ᴛᴏм обращается на процессы коммуникации между людьми в обществе.
История культурологии рассматривает историю и механизм появления и развития тех или иных концепций и теорий культуры. Эти области знания составляют значительный массив собственно культурологического и философского знания.
Эти составные части фундаментальной культурологии представляют собой систему исследуемых объектов, находящихся в отношениях иерархии — от изучения наиболее общих теоретических закономерностей культурных процессов до изучения единичных явлений и событий.
Культурология 17
... Что такое культурология как наука? 1.Наука о культурах древнего мира; 2.Наука о наиболее общих закономерностях культуры; 3.Наука о культуре поведения; 4.Наука о культуре; 5.Наука о культурных структурах ... 1.ЛАС; 2.Шпенглер; 3.Есин; 4.Радугин; 5.Гегель. 4 Кто автор? Культурология - это наука о наиболее общих закономерностях культуры. (.......) 1.Есин; 2.Радугин; 3.ЛАС; 4.Бердяев; 5.Юнг. 1 Кто автор? ...
Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Главным ее направлением становится разработка культурной политики — экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ.
Метод культурологии
В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам.
Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими.
Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде.
Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода:
Генетический метод: направлен на обнаружение генезиса.
Сравнительно-исторический метод: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход).
Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).
Различные определения культуры[править | править вики-текст]
Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации[2]: Культура понимается как…
«Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»[3]
«исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ);
«общий объём творчества человечества» (Даниил Андреев);
«продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга);
«совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);
«вся совокупность внебиологических проявлений человека»[4];
признанный значимый уровень в областях изящных искусств и наук — элитарная культура[источник не указан 1055 дней].
набор знаний, верований и поведений, который основан на символическом мышлении и социальном обучении. Как основу цивилизаций различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д[источник не указан 1055 дней].
«Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды.»(Э. О. Уилсон);
Влияние общества на человека
... фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной ...
Формы культуры
Материальная культура
Материальная культура — превращение природных материалов и энергии в соответствии с человеческих целей, создание искусственной среды обитания. Сюда включается также необходимый и достаточный набор технологий для сохранения и развития этой среды. Материальная культура создает и задает уровень жизни общества, формирует материальные запросы людей и предлагает способы их удовлетворения.
Духовная культура
К ней относят продукты духовной деятельности человека, которые существуют преимущественно в идеальном виде: понятия, представления, верования, чувства и переживания, доступные сознанию и пониманию всех людей. Духовная культура создает особый мир ценностей, формирует и удовлетворяет наши интеллектуальные и эмоциональные потребности. Духовная культура — это продукт общественного развития, ее основное назначение заключается в продуцировании сознания.
Информационная культура
Информационная культура — ее основой являются знания о информационную среду, законы его функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках, эффективной жизнедеятельности в информационном обществе.
Физическая культура
Физическая культура — превращение биологического начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков, умений и качеств человеческого тела.
Виды культуры
Кроме основных форм культуры выделяют также различные ее виды. Среди множества классификаций можно остановиться на той, которая опирается на понятие субъекта-носителя культуры, как наиболее обобщенной и универсальной. Применяя все, что мы уже знаем об этом понятия, получаем такое распределение видов культуры:
культура общества,
культура коллектива (организации),
культура личности.
Ни один из видов культуры не сводится к двум другим ни в сумме, ни по отдельности.
Культура общества
Так, культура общества — это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которого не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичных по отношению к ним.
Культура коллектива
Cкладаеться как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности группы людей, объединенной одной целью.
Культура личности
Определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного «Я».
Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н. Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.
Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»).
Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек ...
... снижением их промышленных кондиций). Важнейший компонент природной среды – человеческое общество. Природа – среда жизни и деятельности человека, источник ресурсов его существования, предмет труда, объект преобразования. Поэтому труд ... биологически вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие гибели культуры. И тут и там может действовать право неразумного сильного, которое создает ...
Массовая культура усредняет духовное развитие людей.
Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.
Доминантная культура — ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.
1. Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
2. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.).
Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.
4.Содержание культуры
Культура — способ существования человека. Человек, как вид есть культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это значит, что содержанием культуры становится все содержание человеческой деятельности. Границы деятельности — это и есть то, что можно назвать и миром, и культурой. В.М. Межуев, один из теоретиков культуры в нашей стране, так и считает: «Весь мир в целом есть для философии мир культуры, существующий в непосредственном единстве с человеком». Но культура — все же способ организации деятельности, а не только сама деятельность. Это значит, что она представляет собой и способ выражения человека, или, как мы говорили выше, культура — явление человека. Это значит, что человек хоть и находится в единстве с нею, но все же не растворен в ней среди массы предметов. В.М. Межуев писал: «Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного человека, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.д.». Примем данный взгляд на содержание культуры за основу. Но при этом добавим, что действительным содержанием культуры является не сам человек, а его представление о самом себе.
5.Функции культуры
Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее «обязанность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради человека как общественного существа. В соответствии с этим и функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления общественного человека. Иногда в истории культуры появлялись личности, которые не могли мириться с ее чисто служебной ролью. К числу таких личностей, например, относится Руссо. Подобные личности полагали, что культура и ее функции должны обслуживать не эгоистические интересы людей, а чистоту нравов, сохранность окружающей природы, культивировать любовь и веру в человеке.
Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое ...
... Цель данной работы – рассмотреть психологию здоровья, как показатель психологической культуры человека. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд последовательных задач: Изучить ... Глава I. Особенности психологии здоровья, понятия «психологическое здоровье», понимание психологической культуры человека. Понятие «психологическое здоровье». Как уже было сказано выше, понятие “здоровье ...
Познавательная и информативная функции культуры
В сегодняшних представлениях о функциях культуры важнейшее место, как правило, отводится человекотворческой функции. Но реальная жизнь культуры все же не ограничена человекотворческой функцией. Многообразие потребностей человека послужило основанием для появления самых различных функций. Культура — это своеобразное самопознание человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и его самого. Результаты познания и самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому. Информативную функцию культуры оценивают очень высоко представители семиотического подхода к культуре. В этой функции культура связывает поколения, обогащая каждое последующее опытом предшествующих. Необходимо различать понятия «культурность» и «современность». Чтобы стать культурным, человеку необходимо пройти, как говорил И.В. Гете, «через все эпохи мировой культуры».
Коммуникативная функция и культура общения.
Культуры разных народов, как и люди — представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон оказывается по две идеи. Обмен идеями в отличие от обмена предметами взращивает в человеке его личностную культуру. Дело ведь не только в получении знаний, но и в том отклике, в том ответном идейном или эмоциональном движении, которое они рождают в человеке. Если такого движения нет, то нет и культурного роста.
Регулятивная и оценочная функции культуры.
Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве. В таком общении он может быть совсем иным, чем при живом общении. Культура живого общения предполагает не только вежливость и такт. Она предполагает способность и умение каждого из нас привнести в круг подобного общения коммуникативность культуры, т.е. нашу связь с человечеством, которую мы ощущали, будучи наедине с собой. Быть самим собой и признавать право на это другого человека — это значит признавать равенство каждого по отношению к человечеству и его культуре. Речь идет о характерной черте или о норме поведения. Разумеется, в культуре есть множество норм и правил поведения. Все они служат одной общей цели: организации совместной жизни людей. Существуют нормы права и мораль, нормы в искусстве, нормы религиозного сознания и поведения. Все эти нормы регламентируют поведение человека, обязывают его придерживаться каких-то границ, которые считаются приемлемыми в той или иной культуре.
Функции и роли вожатого
... неясная политика 5. Координатор- От координатора ожидают поддержания структуры и ясной системы. Человек в этой роли покладист и вызывает доверие. Поведение включает стремление к целостности, ...
Перечисленные функции культуры обычно относят лишь к духовной. Договорившись о том, что духовная культура играет главную роль, будем считать, что ее функции — это все же главные функции культуры. Что касается функций материальной культуры, то они в конечном итоге вытекают из основной ее функции, из ее роли быть фундаментом духовной культуры и ее функций. И действительно, почти все перечисленные функции не могут осуществляться без материальной основы.
3.5. Фрейдизм и его вклад в развитие культурологии
Своё название данное направление получило по имени своего основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939), великого австрийского врача-психиатра. До этого мы рассмотрели ряд направлений в культурологии, которые в основном рассматривали рациональные духовные явления как определяющие факторы культуры. Но человеческое сознание не сводится только к процессам, протекающим в разумной, рациональной форме. Здесь огромную роль играют чувства, эмоции. З. Фрейд высказал идею о существовании «бессознательного», вернее, «досознательных» импульсов, сказывающихся на поведении человека и его культуре.
Бессознательное — это особый уровень человеческой психики, отличающийся от сферы сознания, и оказывающий на него мощное, но скрытое (неосознаваемое) воздействие.
Психика, согласно З. Фрейду, состоит из трёх слоев: «оно», «Я», «Сверх-Я».
Первый слой — бессознательное «оно» — образует «кипящий» котёл инстинктов. Оно досталось человеку от животных предков и передаётся по наследству биологическим путем. Это мир безотчетных влечений человека, порывов его души.
Второй слой образует сознательное «Я». Оно посредник между бессознательным «оно» и внешним для него миром.
Третий слой — «Сверх-Я» — это инстанция, которая аккумулирует все запреты и нормы культуры.
Между всеми тремя слоями идёт постоянная борьба: «Я» пытается подчинить себе «оно» (то есть мы учимся контролировать свои влечения, чувства, управлять ими).
Если это не удается, то «оно» подчиняет себе «Я», и «Я» получает лишь видимость автономного существования. (Иногда «некультурный» человек не в силах контролировать свои чувства и начинает действовать под их влиянием — гнева, страха, влечения.) Сверх-Я может господствовать над «Я» в виде совести, чувства вины, долга, нормы, стыда и т. д. В соответствии с культурой, «Я» вытесняет в «оно» неприемлемые желания и идеи, влечения и чувства: сексуальность, агрессию, анормальность, препятствует их проникновению в «Я». В «оно» аккумулируются нереализованные влечения (инстинкты).
Иногда они прорываются в «Я», получая осознаваемую форму сновидений, проявляясь в обмолвках, ошибках. Но иногда эти влечения подавляют «Я», что приводит к неврозам, душевным болезням.
Таким образом, Фрейд фиксирует противоречие между природой человека и его культурой. «Культура» подавляет природу, и за это природа мстит, посылая душевные болезни.
Позднее Фрейд вводит понятие либидо, то есть сексуальной энергии человека, инстинкта. Оно может быть удовлетворено или вытеснено в бессознательное «оно», подавлено, либо его энергия может быть превращена в социально-приемлемые формы культурной деятельности: спорт, творчество, работу. По Фрейду, культура — это результат, форма сублимации либидо.
Фрейд. Психология масс
... этике, религии, шире – теории и истории всей человеческой культуры. Фрейд – атеист. Он склонялся к выводу о врожденном характере ... побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В “Оно” содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые ... и Оно”( 1923), “Тотем и табу” (1913), “Психология масс и анализ человеческого "Я"” (1921). Постепенно его идеи приобретали ...
Фрейдизм оказал значительное влияние на формирование концепций массовой культуры, массового сознания. Это направление в культурологии исходило из решающего значения, которое имеют бессознательные, иррациональные влечения человека. Фрейд считал, что на человека в толпе, массового человека, решающее влияние оказывают психические процессы «внушения» и «заражения», которые требуют безотлагательного осуществления. В массе, толпе индивид не является самим собой — он становится безвольным, иррационально действующим автоматом. В нём просыпаются черты поведения примитивных существ — порывистость, дикость, героизм, энтузиазм.
В работе «Психология масс и анализ человеческого я» Фрейд обращает внимание на то, что масса возбудима, импульсивна, изменчива, легко поддается влиянию. Она руководствуется бессознательными импульсами. Масса не жаждет познания истины, а требует иллюзий. Ирреальное всегда имеет для неё приоритет по сравнению с реальным. Масса не способна на творчество, интеллектуальный поиск, совершение открытия. Великое открытие может совершить только отдельный человек, работающий в уединении. «Массовая душа» способна только на анонимное творчество, где отсутствует автор. Доказательствами служат язык, народная песня, былина — так называемая «народная культура».
Фрейд считал, что в основе поведения массы лежит психологическая общность — интерес к одному объекту, схожая душевная направленность. Отсюда появляется известная внушаемость массы, подверженность её гипнозу, влиянию. Но в чем сущность этой внушаемости? Никто ещё на это не ответил, считает Фрейд. Для ответа на этот вопрос Фрейд пытается прибегнуть к понятию «либидо». Фрейд считал, что сущность «массовой души» составляет любовное отношение (то есть это не только физиологическая «любовь», но и любовь к себе, к родителям, к детям, дружба, любовь к прекрасному, к конкретным предметам) или эмоциональные связи. Но силой, объединяющей массу, он считал эрос.
Фрейд разделил массы на:
текучие и постоянные;
гомогенные (состоящие из однородных индивидов) и негомогенные;
естественные и искусственные (им для сплочения нужно внешнее принуждение);
примитивные и высокоорганизованные с четкими подразделениями.
Особо Фрейд выделял массы, у которых отсутствует вождь, и с наличием вождя. Например, «искусственные массы», по Фрейду, — это церковь, войско. Для них характерно культивирование одного и того же обманного представления (иллюзии) о верховном властителе (в церкви — это Христос, в войске — полководец), который любит каждого отдельного члена массы равной любовью («отец родной»), то есть патернализма. На основе этой иллюзии каждый отдельный человек «либидиозно» связан, с одной стороны, с вождем (Христом), а с другой — с остальными массовыми индивидами.
Второй, вслед за «либидо», связью является идентификация (уподобление).
Психоанализ Зигмунда Фрейда. Сознательное и бессознательное. ...
... материал, полученный из клинических наблюдений над людьми, страдающими неврастенией. Фрейд пришел к выводу, что бессознательное является ... 3. Обоснование культуры как сублимации эроса 3.1. Психоаналитические концепции культуры 3.2. Философия истории и культуры 3.3. ... эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а ...
В её основе лежит стремление к формированию собственного «Я», как подобия другого, «образцового». Именно связь идентификации играет определяющую роль в эдиповом комплексе: маленький Эдип, желая походить на своего отца, превращает его в свой идеал, (таким образом, это не сексуальное влечение, а чисто мужественное).
Примером идентификации является и стремление переместить себя в положение другого. Например, истерика одного может вызвать истерику у других (психическое заражение).
Вспомним также игру «если бы я был министром». От идентификации через подражание (отождествление) идёт путь к «вживанию» (актерская игра).
В работе «Будущность единой иллюзии» [3.2] Фрейд отметил, что люди ощущают бремя, которое требует от них приобщения к культуре. Овладение культурой и делает их общественными существами. Человек есть единство природного (естественного) и культурного (привнесённого, социального) начал. Откуда появляется «культурное» начало в человеке? Культура есть нечто внешнее для человека, навязанное ему как представителю сопротивляющегося большинства, массе — меньшинством. Меньшинство сумело присвоить себе средства принуждения и власти. Культура создаётся принуждением и подавлением бессознательных влечений. Если убрать принуждение, то большинство людей вряд ли будут осуществлять свою деятельность. Таким образом, труд, культура, считал Фрейд, не являются присущими человеку факторами, они чужды ему.
Как нельзя отказаться от принуждения, так нельзя отказаться и от власти меньшинства, ибо масса (большинство) — ленива и несознательна. Она не терпит ограничения своих инстинктов. Только влиянием образцовых индивидов, признанных её вождями, можно добиться от неё работы, самоотверженности, от чего зависит и прочность культуры. Хорошо, если вожди возвысились до контроля, овладения своими инстинктами. Опасность возникает, если вожди, не желая терять благорасположение массы, пойдут у неё на поводу. Поэтому необходимо, чтобы они обладали средствами власти и были независимы от массы.
Огромную роль в деле «окультуривания» масс сыграла религия. Она содействовала укрощению асоциальных первичных позывов, бессознательных влечений. Но роль религии падает, её место занимает наука, которая апеллирует к разуму, чисто светским формам культуры. Но это касается только меньшинства. Большинство, масса, остаётся необразованной, она враждебна светской культуре. И отрешение от религии для неё очень опасно. Но отпадение от религии происходит и у массы, она теряет веру в бога. В этих условиях необходимо либо строжайшее обуздание этих опасных масс, тщательная их изоляция от всех возможностей духовного пробуждения, либо пересмотр отношений между культурой и религией.