Правительство Российской Федерации 5

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Психология» для направления

80 500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет менеджмента

Программа дисциплины

«Психология»

для направления 80 200.62 — «Менеджмент»

подготовки бакалавра

Автор программы:

Хачатурова М.Р., кандидат психол.н., старший преподаватель, mhachaturova@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии

" «2012 г.

Зав. кафедрой А.К. Болотова

Рекомендована секцией УМС «Психология» «___» __________ 20 г. Председатель В.А. Штроо

Утверждена УС факультета менеджмента «___» __________ 20 г.

Ученый секретарь О.Н. Балаева ___________________

Москва, 2012

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 80 200.62 — «Менеджмент», по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Психология».

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом Государственного Образовательного Бюджетного учреждения Высшего Профессионального образования «Государственный Университет — Высшая Школа Экономики», М., 2010 г.;
  • Образовательной программой по направлению 80 200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, М., 2010 г.
  • Рабочим учебным планом на 2011−2012 год университета по направлению 80 200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, М., 2011 г.

  1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Психология» является знакомство студентов с общими принципами, основными направлениями психологической науки, а также основными психологическими закономерностями и теориями. Курс также предполагает развитие элементарных навыков психологического анализа различных поведения человека в окружающем мире и культуре. Содержательно курс ориентирован на формирование у учащихся:

  • Базовых представлений о предмете психологии в историческом контексте ее развития, представлений о специфике психологии как самостоятельной науки.
  • Системы знаний об основных направлениях и задачах современной психологической науки, ее методических подходах и методологических принципах.
  • Базовых знаний об основных идеях различных школ и подходов в психологической науке (классическая психология сознания, психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология и др.).
  • Представления о психике как форме взаимодействия организма с миром, о ее происхождении и развитии, структуре и функциях;
  • Базовых представлений об основных феноменах и теориях регуляторных процессов психики (мотивация, эмоции, воля);
  • Базовых представлений о познавательных психических процессах (память, внимание, мышление и т. д.);
  • Базовых представлений о структуре личности и индивидуальности, а также о природе индивидуальных различий (темперамент, характер, способности и т. п.).
  • Представлений об особенностях принятия решений в условиях неопределенности.

В рамках данного курса особое внимание уделяется вопросам, имеющим значение для будущих менеджеров: выявление ведущих мотивов и потребностей поведения человека, управление эмоциональными состояниями и реакциями человека и группы, особенностями протекания познавательных процессов и спецификой принятия решений в условиях неопределенности и т. д.

Таким образом, изучение настоящего курса обеспечивает введение студента в сложный мир человеческой психики. Значимость курса «Общая психология» в направлении подготовки «Менеджмент» обусловлена тесной взаимосвязью различных аспектов предмета данных наук.

Усвоение базовых положений учебной дисциплины предполагает аудиторную (лекционные и семинарские занятия), а также самостоятельную (изучение учебной и научной литературы, подготовка докладов, выполнение домашних заданий, написание эссе и т. д.) работу студентов.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Иметь представление об объекте и предмете психологии, ее отраслях, связи с другими науками, особенностях житейского и научного психологического знания.
  • Знать основные идеи и постулаты, предложенные в рамках наиболее крупных научных психологических школ (классическая психология сознания, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, культурно-исторический подход, гуманистическая психология, когнитивная психология).
  • Знать основные теории личности, типологии темперамента и характера.
  • Иметь первичные навыки анализа некоторых индивидуально-психологических особенности людей.
  • Уметь анализировать реальные психологические ситуации, связанные с будущей профессиональной деятельностью.
  • Уметь работать с научными психологическими текстами.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ОС ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ

Дескрипторы — основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурные компетенции

знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет

оперировать этими знаниями

ОК-2

Знает основные закономерности развития психики и сознания, законы функционирования психики и психологические законы, умеет применять их к анализу поведения человека

Лекции, семинарские занятия, написание эссе, выполнение домашнего задания

Общекультурные компетенции

владеет культурой мышления, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-5

Способен логически излагать мысли в ходе устных ответов на семинарах и докладах, дискутировать и отстаивать свою точку зрения, выстраивать логично структуру письменного текста

Семинарские занятия, домашнее задание, участие в дискуссиях и обсуждениях, презентации, написание эссе

Профессиональные компетенции

способен использовать знания о работе с коллективами людей и отдельными работниками в управленческой деятельности

ПК-5

Знает основные законы мотивации, мышления, памяти, внимания и способен предложить способы применения этих законов для задач управленческой деятельности

Семинарские занятия, написание эссе, выполнение домашнего задания

Профессиональные компетенции

способен применить основные выводы теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

ПК-8

Способен предложить оригинальные способы применения теорий мотивации, лидерства и власти для задач управленческой деятельности

Семинарские занятия, написание эссе

4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (Б.1.).

Для направления 80 500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является базовой.

Изучение данной дисциплины базируется на совокупности школьных знаний в области биологии, физиологии и анатомии, естествознания, мировой художественной культуры и т. д.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями (пререквизиты):

  • Знание биологии, обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы.
  • Способность учиться, приобретать новые знания, умения, навыки в области, отличной от профессиональной.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Социология».
  • «Философия».
  • «Экономика труда».
  • «Этика бизнеса».
  • «Маркетинг».
  • «Управление человеческими ресурсами».
  • И т.д.

5 Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятель­ная работа

Лекции

Семинарские занятия

1.

Общая характеристика психологии как науки. Структура и методы психологического знания

13

2

1

10

2.

История развития представлений о предмете психологической науки

19

4

3

12

3.

Понятие и функции психики. Происхождение и развитие психики в филогенезе и в онтогенезе

14

2

2

10

4.

Основы психологии личности и индивидуальности. Темперамент и характер личности

18

4

2

12

5.

Психология мотивации и потребностей

14

2

2

10

6.

Психология эмоций и воли, их роль в системе регуляции поведения

16

2

2

12

7.

Психология ощущений и восприятия

16

2

2

12

8.

Психология памяти и внимания

20

4

2

14

9.

Психология мышления и речи

16

2

2

12

10.

Психология принятия решений в условиях неопределенности

16

2

2

12

Итого:

162

26

20

116

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

Текущий

(неделя)

Эссе

6

Письменная работа на предложенную тему (6−10 страниц).

Домашнее задание

7

Письменная работа на предложенную тему (5−6 страниц).

Итоговый

Зачет

*

Устный ответ на вопросы курса без подготовки (10−25 минут).

  1. Критерии оценки знаний, навыков

Все письменные работы студентов проверяются в системе «Антиплагиат», сдаются в письменной форме преподавателю, а также размещаются в электронной форме в системе LMS ().

Эссе и домашние задания выполняются и оцениваются в соответствии с требованиями, представленными в методических рекомендациях по написанию и оформлению эссе и рефератов по психологии (https://www.hse.ru/data/2010/04/08/1 218 149 941/MethodRekEsseReferatr_2010.pdf).

Эссе

Критериями оценки эссе являются:

  • соответствие содержания текста выбранной теме;
  • наличие четкой и логичной структуры текста;
  • наличие в эссе авторской позиции по рассматриваемой проблематике;
  • обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора;
  • отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок;
  • соответствие оформления работы предъявляемым требованиям;
  • использование при написании эссе источников, не включенных в список обязательной литературы, а также источников на иностранных языках.
  • сдача эссе в установленный срок.

Учитывая перечисленные выше критерии оценки эссе, преподаватель оценивает данный вид работы по 10-балльной системе следующим образом:

ОЦЕНКА

КРИТЕРИИ

«Отлично»: 10

Данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе всем критериям. Оценка может быть выставлена только при использовании не менее трех литературных источников, релевантных теме эссе, найденных самостоятельно (не входящих в список обязательной литературы).

«Отлично»: 9, 8

Оценка «9» может быть выставлена только при условии соответствия эссе всем критериям при наличии незначительных ошибок в оформлении, а также при цитировании хотя бы одного литературного источника, релевантного теме эссе, найденных самостоятельно (не входящего в список обязательной литературы).

Оценка «8» может быть выставлены только при условии, соответствия эссе всем критериям при наличии незначительных ошибок в оформлении.

«Хорошо»: 7, 6

Оценка «7» может быть выставлена только при условии, соответствия эссе 7 критериям из 8 перечисленных.

Оценка «6» может быть выставлена только при условии, соответствия эссе 6 критериям из 8 перечисленных.

«Удовлетворительно»: 5, 4

Оценка «5» может быть выставлена только при условии, соответствия эссе 5 критериям из 8 перечисленных.

Оценка «6» может быть выставлена только при условии, соответствия эссе 4 критериям из 8 перечисленных.

«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Данные оценки выставляются в случае несоответствия работы большинству предъявляемых критериев.

«Работа не принимается»: 0

Работа является плагиатом. Авторский вклад менее 80% (см. Регламент использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (утвержден ученым советом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (протокол от 20.03.2009 г., № 56)).

Домашнее задание

В ходе домашнего задания учащийся должен составить письменный психологический портрет героя художественного фильма из предложенного преподавателем списка (либо выбранным самостоятельно и согласованным с преподавателем), демонстрируя при этом знания из области типологий характера и темперамента, теорий личности и мотивации и т. п.

Критериями оценки домашнего задания являются:

  • наличие четкой и логичной структуры текста;
  • полнота рассмотрения личности и мотивации героя (темперамент, характер, способности, другие особенности);
  • наличие обоснования тех или иных выводов конкретными эпизодами из фильма;
  • опора на научно обоснованные психологические факты и теории;
  • отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок;
  • соответствие оформления работы предъявляемым требованиям;
  • использование при выполнении домашнего задания источников, не включенных в список обязательной литературы.
  • сдача домашнего задания в установленный срок.

ОЦЕНКА

КРИТЕРИИ

«Отлично»: 10

Безупречное соблюдение всех указанных критериев выполнения домашнего задания

«Отлично»: 9, 8

Оценка «9» может быть выставлена только при условии соответствия домашнего задания всем критериям при наличии незначительных ошибок в оформлении.

Оценка «8» может быть выставлены только при условии соответствия домашнего задания всем критериям при наличии незначительных ошибок в оформлении, а также неполном соответствии критерию 8.

«Хорошо»: 7, 6

Оценка «7» может быть выставлена только при условии, соответствия домашнего задания 7 критериям из 8 перечисленных.

Оценка «6» может быть выставлена только при условии, соответствия домашнего задания 6 критериям из 8 перечисленных.

«Удовлетворительно»: 5, 4

Оценка «5» может быть выставлена только при условии, соответствия домашнего задания 5 критериям из 8 перечисленных.

Оценка «4» может быть выставлена только при условии, соответствия домашнего задания 4 критериям из 8 перечисленных.

«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Данные оценки выставляются в случае несоответствия работы большинству предъявляемых критериев.

«Работа не принимается»: 0

Работа является плагиатом. Авторский вклад менее 80% (см. Регламент использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (утвержден ученым советом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (протокол от 20.03.2009 г., № 56)).

Зачет

Зачет проводится в устной форме на вопросы курса без подготовки (10−15 минут).

При оценке устного ответа на зачете преподаватель руководствуется следующими критериями:

  • полнота, логичность, конкретность и доказательность ответа на вопросы;
  • знание определений базовых психологических категорий (психика, сознание, личность и т. п.);
  • оперирование психологическими фактами и теориями в области психологии мотивации, эмоций, воли, восприятия, памяти, внимания, мышления;
  • знание основных составляющих личности человека, их типологий и теорий;

Учитывая перечисленные выше основные критерии оценки устного ответа на зачете, преподаватель оценивает данный вид работы по 10-балльной системе.

ОЦЕНКА

КРИТЕРИИ

«Отлично»: 10

Данная оценка может быть выставлена только при условии полного раскрытия всех вопросов, соответствия устного ответа всем предъявляемым требованиям и высшей оценки по всем критериям.

«Отлично»: 9, 8

Данная оценка может быть выставлена только при условии полного раскрытия всех вопросов, соответствия устного ответа всем предъявляемым требованиям и высокой оценки по всем критериям.

«Хорошо»: 7, 6

«7» — данная оценка может быть выставлена при условии соответствия содержания устного ответа 3 из 4 предъявляемым критериям, 1 критерий может быть выполнен частично.

«6» — данная оценка может быть выставлена при условии соответствия содержания устного ответа 3 из 4 предъявляемым критериям.

«Удовлетворительно»: 5, 4

«5» — данная оценка может быть выставлена при условии соответствия содержания устного ответа 2 из 4 предъявляемым критериям.

«4» — данная оценка может быть выставлена при условии соответствия содержания устного ответа 1 из 4 предъявляемым критериям.

«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Содержание устного ответа не соответствует ни одному из предъявляемых критериев.

«Работа не принимается»: 0

Отказ студента от ответа.

7. Содержание дисциплины

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки. Структура и методы психологического знания

Определение психологии. Предмет и объект психологии. Житейские, художественные и научные формы психологического знания.

Психология в системе современного научного знания (треугольник Б.М.Кедрова).

Связь психологии с другими науками — философией, социологией, биологией и другими. Основные отрасли современной психологии. Соотношение теории и практики в психологии.

Основные методы психологии: наблюдение, беседа, эксперимент, измерение, анализ продуктов деятельности.

Основная литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо, 2006. С. 9−21.
  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М.: Высшее образование, 2006. С. 17−24, 24−27, 27−31, 33−38.

Дополнительная литература

  1. Годфруа Ж.Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996.

Количество часов аудиторной работы — 3 часа.

Общий объем самостоятельной работы- 10 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для выполнения заданий по текущему контролю — 2 часа.
  • для подготовки к семинарским и практическим занятиям — 4 часа.
  • для выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях — 4 часа.

Тема 2. История развития представлений о предмете психологической науки

Представления о душе в античной философии (Демокрит, Платон, Аристотель).

Психологические идеи в рамках философских учений Нового времени: сенсуализм (Дж.Локк) и рационализм (Р.Декарт).

Возникновение ассоцианизма.

Становление экспериментальной психологии. Психофизика (Г.Фехнер).

Классическая психология сознания (В.Вундт, Э. Титченер, У. Джеймс) и оформление психологии как самостоятельной науки.

Психологические течения периода «открытого кризиса». Поведение как предмет психологии: бихевиоризм и необихевиоризм (Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер, Э. Торндайк, Э. Толмен).

Психологические течения периода «открытого кризиса». Основные идеи гештальтпсихологии (М.Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин).

Психологические течения периода «открытого кризиса». Классический психоанализ З.Фрейда. Направления неофрейдизма (К.Г.Юнг, А. Адлер).

Культурно-исторический и деятельностный подходы в психологии (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

Современные направления психологии. Гуманистическое и экзистенциальные направления (В.Франкл, А. Маслоу, К. Роджерс).

Когнитивная психология (Дж.Миллер, Дж. Брунер, Д. Бродбент, У. Найссер).

Количество часов аудиторной работы — 7 часов.

Общий объем самостоятельной работы- 12 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для выполнения заданий по текущему контролю — 3 часа.
  • для подготовки к семинарским и практическим занятиям — 5 часов.
  • для выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях — 4 часа.

Основная литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо, 2006. С. 22−27, 28−34, 36−49, 51−66, 88−93, 99−134.
  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б.Психология. М.: Высшее образование, 2006. С. 43−49, 53−60, 60−63, 63−65, 65−68, 68−70, 70−74, 74−77.

Дополнительная литература

  1. Ждан А.Н.История психологии: от античности до наших дней. М.: Академический проект, 2005.
  2. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
  3. Шульц Д., Шульц С.Э.История современной психологии. Санкт-Петербург: Евразия, 1998.

Тема 3. Понятие и функции психики. Происхождение и развитие психики в филогенезе и в онтогенезе

Понятие психики. Про­блема выделения критериев психического. Возникновение и развитие психики в филогенезе. Стадия элементарной сенсорной психики. Стадия перцептивной психики. Стадия интеллекта. Инстинкт, навык, интеллект.

Условия возникновения сознания. Сознание как функциональное состояние. Сознание как оперирование символьными системами. Сознание как непосредственный опыт. Общественно-исторический опыт и культурно-историческое развитие психики.

Классификация психических процессов. Регулятивные психические процессы: мотивация, эмоции, воля. Познавательные процессы: собственно познавательные (ощущение, восприятие, мышление) и универсальные (память, внимание, воображение).

Количество часов аудиторной работы — 2 часа.

Общий объем самостоятельной работы- 10 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для выполнения заданий по текущему контролю — 3 часа.
  • для подготовки к семинарским и практическим занятиям — 3 часа.
  • для выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях — 4 часа.

Основная литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо, 2006. С. 67−87, 169−197, 198−201.
  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б.Психология. М.: Высшее образование, 2006. С. 55−57, 80−92, 91−95, 121−126, 231−232.

Дополнительная литература

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.
  2. Величковский Б.М. Когнитивная наука. М.: Смысл, 2006. Т. 1.
  3. Леонтьев А.Н.Деятельность и сознание // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001.

Тема 4. Основы психологии личности и индивидуальности. Темперамент и характер личности

Проблема определения личности. Структура личности. Индивид и личность.

Теории развития личности: конфронтация или конвергенция биологических и социальных факторов. Психоаналитические теории личности (З.Фрейд, К.Г.Юнг, А. Адлер, К. Хорни).

Эпигенетическая теория Э.Эриксона. Теория самоактуализации А.Маслоу. Факторные теории личности (Г.Айзенк, Р. Кэттелл).

Индивидные свойства личности. Понятие темперамента и его модели (Гиппократ, И.П.Павлов, Г. Айзенк).

Соматотипы и особенности «душевного склада» (Э.Кречмер, У. Шелдон).

Задатки и способности. Понятие интеллекта и основные подходы к его изучению. Тесты интеллекта. Социальный интеллект. Эмоциональный интеллект.

Понятие характера. Соотношение понятий «характер» и «личность». Акцентуации характера. Критерии различия психопатии и акцентуации.

Методы исследования личности: прямые и проективные.

Количество часов аудиторной работы — 6 часов.

Общий объем самостоятельной работы- 12 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для выполнения заданий по текущему контролю — 4 часа.
  • для подготовки к семинарским и практическим занятиям — 4 часа.
  • для выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях — 4 часа.

Основная литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо, 2006. С. 244−246, 246−266, 267−269, 269−276, 276−290.
  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б.Психология. М.: Высшее образование, 2006. С. 365−369 369−388, 396−401, 401−404, 404−414, 414−416.

Дополнительная литература

  1. Айзенк Г.Структура личности. М.; СПб: «КСП+», «Ювента», 1999.
  2. Асмолов А.Г.Психология личности. М., 2001.
  3. Леонгард К.Акцентуированные личности. М.: Эксмо, 2001.
  4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1997.
  5. Теплов Б.М.Способности и одаренность // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / Отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002.
  6. Фрейд З.Психология бессознательного. М., 1989.
  7. Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности. СПб: Питер, 1997.

Тема 5. Психология мотивации и потребностей

Понятие мотивации. Мотивационно-потребностная сфера личности. Соотношение потребностей и мотивов. Классификация и виды потребностей.

Биологические основы мотивации. Инстинкт и личность. Биологическая мотивация и социализация: психоаналитический подход (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Мотивация и деятельность: закон оптимума мотивации Р. Йеркса-Дж.Додсона. Психологическая структура деятельности и ее связь с мотивацией и целеобразованием (А.Н.Леонтьев).

Мотивация человека. Иерархическая структура потребностей: «пирамида» А.Маслоу.

Количество часов аудиторной работы — 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы- 10 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для выполнения заданий по текущему контролю — 3 часа.
  • для подготовки к семинарским и практическим занятиям — 3 часа.
  • для выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях — 4 часа.

Основная литература

  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б.Психология. М.: Высшее образование, 2006. С. 66−67, 129−156, 157−160, 160−161, 161−165, 165−166, 167−172.

Дополнительная литература

  1. Асмолов А.Г.Психология личности. М.: Смысл, 2001.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: 2002.
  3. Маслоу А.Мотивация и личность. СПб: 1999.
  4. Хекхаузен Х.Мотивация и деятельность. М., 2003.

Тема 6. Психология эмоций и воли, их роль в системе регуляции поведения

Определения эмоций. Функции эмоций. Настроения, чувства, эмоции, аффекты.

Проблема объективной оценки эмоциональных состояний. Поведенческие и вегетативные проявления эмоций. Распознавание эмоций человеком, эмоциональное заражение, идентификация и эмпатия. Периферическая теория эмоций. Проблемы детекции лжи.

Стресс его биологическое значение. Механизмы стресса. Стадии адаптации к стрессу. Влияние стресса на здоровье человека.

Понятие воли. Волевое поведение в ситуациях дефицита побуждения или конфликта мотивов. Волевой процесс и его этапы. Структура и признаки волевого акта. Воля и личность.

Количество часов аудиторной работы — 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы- 12 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для выполнения заданий по текущему контролю — 2 часа.
  • для подготовки к семинарским и практическим занятиям — 6 часов.
  • для выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях — 6 часов.

Основная литература

  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б.Психология. М.: Высшее образование, 2006. С. 174−179, 179−189, 202−203, 303−211.

Дополнительная литература

  1. Иванников В.А.Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1998.
  2. Изард К.Э.Психология эмоций. СПб: Питер, 2000.
  3. Левин К.Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.
  4. Селье Г.Некоторые аспекты учения о стрессе // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / Отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002.
  5. Хекхаузен Х.Мотивация и деятельность. М., 2003.

Тема 7. Психология ощущений и восприятия

Общая характеристика сенсорно-перцептивной сферы психики человека. Определения ощущения и восприятия. Виды образных явлений.

Основные характеристики ощущений. Классификация ощущений.

Феномены перцептивного образа. Виды образных явлений. Основные иллюзии восприятия.

Восприятие и его основные свойства. Восприятие пространства и времени. Психологическое время человека.

Количество часов аудиторной работы — 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы- 12 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для выполнения заданий по текущему контролю — 4 часа.
  • для подготовки к семинарским и практическим занятиям — 4 часа.
  • для выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях — 4 часа.

Основная литература

  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б.Психология. М.: Высшее образование, 2006. С. 239−240, 240−244, 259−260, 275−276, 263−267.

Дополнительная литература

  1. Лурия А.Р.Лекции по общей психологии. СПб: Питер, 2006.
  2. Хоровитц М.Д.Виды образов // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.3. Субъект познания. Книга 1 / Отв. ред. В.В. Петухов. М.: 2005.
  3. Шиффман Х.Ощущение и восприятие. СПб: Питер, 2003.

Тема 8. Психология памяти и внимания

Определение памяти. Содержания, процессы и явления памяти. Свойства памяти. Классификация видов и уровней памяти. Структура памяти.

Основные законы функционирования памяти: позиционные эффекты, кривая забывания, эффект распределения упражнений, эффект разнородности материала. Зависимость запоминания от деятельности (эффект Б.В.Зейгарник, эксперимент П.И.Зинченко).

Влияние активационного и эмоционального состояния на запоминание и воспроизведение.

Забывание и ошибки памяти. Причины забывания: интерференция, угасание, блокировка, вытеснение. Основные виды ошибок памяти. Конструктивный характер воспоминаний. Проблема «имплантированных» воспоминаний

Определения внимания. Критерии внимания. Положительные и отрицательные эффекты внимания. Свойства внимания. Виды внимания. Непроизвольное внимание, произвольное внимание и послепроизвольное внимание.

Явления внимания и невнимания. Виды повседневной рассеянности. Ошибки внимания.

Количество часов аудиторной работы — 6 часов.

Общий объем самостоятельной работы- 14 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для выполнения заданий по текущему контролю — 4 часа.
  • для подготовки к семинарским и практическим занятиям — 5 часов.
  • для выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях — 5 часов.

Основная литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо, 2006. С. 147−151.
  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б.Психология. М.: Высшее образование, 2006. С. 95−104, 213−216 220−221, 235 216−217, 225−229, 232−237, 277−284, 287−291, 293−295, 295−298, 292−293, 295−317.

Дополнительная литература

  1. Бартлетт Ф.Человек запоминает // Психология памяти / Под ред. Ю. Б Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2002.
  2. Бэддели А.Ваша память. М., 2001.
  3. Величковский Б.М.Когнитивная наука. М.: Смысл, 2006. Т. 1.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б.Деятельность и внимание // Психология внимания / Под ред. Ю. Б Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2005.
  5. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я.Психология внимания. М.: МПСИ, 2002.
  6. Канеман Д.Внимание и усилие. М.: Смысл, 2006.
  7. Лурия А.Р.Лекции по общей психологии. СПб: Питер, 2006.
  8. Норман Д.Дизайн привычных вещей. М.: Вильямс, 2006.
  9. Нуркова В.В.Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М.: УРАО, 2000.
  10. Солсо Р.Л.Когнитивная психология. М., 1996.

Тема 9. Психология мышления и речи

Общая характеристика процесса мышления. Определение мышления. Основные направления в исследованиях мышления. Продуктивное и репродуктивное мышление. Логическое и интуитивное мышление.

Вербально-логическое мышление. Основные единицы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Операции логического мышления. Творческое мышление. Исследования продуктивного мышления.

Единство мышления и речи. Развитие абстрактного мышления на основе овладения понятиями. Предпосылки и развития речи в филогенезе. Понятие первой и второй сигнальной системы. Развитие речи в онтогенезе. Функции и виды речи. Внешняя и внутренняя речь.

Количество часов аудиторной работы — 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы- 12 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для выполнения заданий по текущему контролю — 4 часа.
  • для подготовки к семинарским и практическим занятиям — 4 часа.
  • для выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях — 4 часа.

Основная литература

  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б.Психология. М.: Высшее образование, 2006. С. 320−323, 354−357, 325−337, 337−348, 363−365.

Дополнительная литература

  1. Величковский Б.М.Когнитивная наука. М.: Смысл, 2006. Т. 2.
  2. Лурия А.Р.Лекции по общей психологии. С.-Пб: Питер, 2006.
  3. Шадриков В.Д. Интеллектуальные операции. М., 2007.

Тема 10. Психология принятия решений в условиях неопределенности

Принятие решений и решение комплексных задач. Математическая модель принятия решения. Проблема рациональности принятия решения. Эвристики повседневного мышления и когнитивные иллюзии.

Принятие решений в условиях неопределенности. Теория перспектив и эвристики принятия решений Д. Канемана и А.Тверски.

Ошибки мышления. Ошибки наглядной интуиции. Ошибки логического мышления и их причины. Ошибки мышления и принятия решения, связанные с использованием неверных алгоритмов и эвристик. Суеверия, вера в паранормальные явления, феномены «самосбывающихся пророчеств» как результат применения эвристик.

Количество часов аудиторной работы — 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы- 12 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для выполнения заданий по текущему контролю — 3 часа.
  • для подготовки к семинарским и практическим занятиям — 4 часа.
  • для выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях — 5 часов.

Основная литература

  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б.Психология. М.: Высшее образование, 2006. С. 325−337, 337−348, 363−365.

Дополнительная литература

  1. Дернер Д. Логика неудачи: Стратегическое мышление в сложных ситуациях. М.: Смысл, 1997.
  2. Канеман Д., Тверски А.Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. 2003. № 4. С. 31−42.

8. Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии:

  • самостоятельная и групповая подготовка презентаций и докладов по выбранным темам;
  • выступления и презентации подготовленных материалов с их последующим обсуждением в форме свободных дискуссий;
  • групповая и командная работа;
  • аудиторная демонстрация психологических эффектов и феноменов;
  • самостоятельный просмотр художественных фильмов с их последующим анализом;
  • просмотр видеофрагментов в аудитории;
  • разбор практических задач и кейсов;
  • элементы деловых и ролевых игр.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

  1. Тематика заданий текущего контроля

Тематика эссе:

  1. Роль психологии в науке управления.
  2. Виды мотивов в управлении и профессиональной деятельности.
  3. Внешняя и внутренняя мотивация: анализ случая.
  4. Самоактуализирующаяся личность: психологический портрет.
  5. Механизмы и значение стресса в жизни человека.
  6. Проблема детекции лжи: физиологические и поведенческие методы.
  7. Проблема свободной воли.
  8. Иллюзии восприятия: феноменология и интерпретация.
  9. Восприятие: отражение или реконструкция.
  10. Понятие «идеальной личности».
  11. «Плохие» и «хорошие» типы темперамента.
  12. Акцентуации характера: анализ случая.
  13. Ошибки памяти: феноменология и интерпретация.
  14. Виды научения и активность субъекта в формировании навыка.
  15. Анализ уникального автобиографического воспоминания.
  16. Ложные воспоминания: анализ случая.
  17. Метафоры внимания в психологии.
  18. Ошибки внимания: анализ случая.
  19. Роль внимания в управлении и профессиональной деятельности.
  20. Интуиция: проблема изучения и психологический анализ индивидуального случая.
  21. Принятие решения в условиях неопределенности.
  22. Эвристики принятия решения. Ошибки вероятностного мышления.
  23. Феномен веры в паранормальные явления.
  24. Ошибки логического мышления.
  25. Феномен «самосбывающихся пророчеств».
  26. Диагностика интеллекта и способностей.
  27. Анализ психопатологии обыденной жизни: индивидуальный случай.
  28. Анализ сновидений: индивидуальный случай.
  29. Измененные состояния сознания.
  30. Дизайн привычных вещей: примеры удачных и неудачных разработок.

Домашнее задание:

Домашнее задание заключается в том, что студент должен составить письменный психологический портрет героя художественного фильма из предложенного списка.

Примерный план психологического анализа выглядит следующим образом:

  1. Введение: краткое содержание фильма
  2. Анализ личности героя: темперамент, характер, способности; проявления клинических симптомов психических расстройств (если имеются).
  3. Мотивация героя фильма
  4. Трансформация личности героя на протяжении событий фильма.
  5. Особенности взаимодействия героя фильма с другими персонажами.
  6. Заключение.

При составлении портрета студент должен опираться на изученные типологии личности, теории мотивации, психологические факты, изученные в ходе курса, подкрепляя каждый тезис ссылкой на эпизоды из фильма.

Перечень художественных фильмов, предлагаемых для выполнения домашнего задания:

  1. Амели (психологический портрет Амели Пулен).
  2. Бойцовский клуб (психологический портрет Тайлера Дердена, рассказчика).
  3. Гордость и предубеждение (психологический портрет Элизабет Беннет или Фицуильяма Дарси).
  4. Доктор Хаус (психологический портрет Грегори Хауса).
  5. Запах женщины (психологический портрет Фрэнка Слэйда).
  6. Игры разума (психологический портрет Джона Нэша).
  7. Король говорит (психологический портрет Георга IV).
  8. Красота по-американски (психологический портрет Лестера Бернэма).
  9. Крестный отец (психологический портрет Майкла Корлеоне).
  10. Малышка на миллион (психологический портрет Мэгги Фицджеральд).
  11. Мне бы в небо (психологический портрет Райана Бингэма).
  12. Парфюмер (психологический портрет Жана-Батиста Гренуя).
  13. Пианист (психологический портрет Владислава Шпильмана).
  14. Полет над гнездом кукушки (психологический портрет Рэндла Макмерфи).
  15. Похороните меня за плинтусом (психологический портрет Саши Савельева).
  16. Розовой перевал (психологический портрет мистера Хитклиффа).
  17. Список Шиндлера (психологический портрет Оскара Шиндлера).
  18. Форрест Гамп (психологический портрет Форреста Гампа).
  19. Харви Милк (психологический портрет Харви Милка).
  20. Человек дождя (психологический портрет Чарльза Бэббита).
  21. Черный лебедь (психологический портрет Нины Сейерс).
  22. Чучело (психологический портрет Лены Бессольцевой).
  23. Шоу Трумана (психологический портрет Трумана Бербенка).
  24. Эрин Брокович (психологический портрет Эрин Брокович).
  25. Свободная тема (после согласования с преподавателем).

9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу

  1. Определение, предмет и методы психологии.
  2. Житейская и научная психология
  3. Области психологического знания.
  4. Развитие психологических идей в рамках античной философии (Платон, Аристотель, Демокрит, Гиппократ).
  5. Развитие психологических идей в рамках философии Нового времени (рационализм, эмпиризм, ассоцианизм).
  6. Классическая психология сознания (В.Вундт, Э. Титченер, У. Джеймс).
  7. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм (Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер) и необихевиоризм (Э.Толмен).
  8. Основные идеи гештальтпсихологии (М.Вертгаймер, В. Келер, К. Левин).
  9. Бессознательное как предмет психологии. Психоанализ (З.Фрейд, К.Г.Юнг, А. Адлер).
  10. Психология второй половины XX века: когнитивная психология (У.Найссер, Дж. Брунер) и гуманистическая психология (А.Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).
  11. Эволюция психики животных и человека.
  12. Понятие сознания. Измененные состояния сознания.
  13. Классификация психических процессов.
  14. Личность, ее определение и структура (индивидные и личностные свойства).
  15. Индивидные предпосылки развития личности. Модели темперамента (И.П.Павлов, Г. Айзенк).
  16. Задатки и способности. Виды способностей. Интеллект.
  17. Характер. Акцентуации характера.
  18. Основные подходы и методы изучения личности.
  19. Потребностно-мотивационная сфера. Классификация потребностей.
  20. Базовые и высшие потребности человека. Пирамида потребностей по А.Маслоу. Сдвиг мотива на цель как механизм формирования человеческой мотивации (А.Н.Леонтьев).

    Теории поля (К.Левин) и когнитивного диссонанса (Л.Фестингер).

  21. Закон оптимума мотивации Р. Йеркса-Дж.Додсона.
  22. Эмоции, их виды и функции.
  23. Поведенческие и физиологические проявления эмоций. Распознавание эмоций.
  24. Стрессовые состояния у человека. Стадии стресса.
  25. Определение восприятия. Основные характеристики восприятия. Иллюзии восприятия.
  26. Восприятие пространства и времени.
  27. Память, ее свойства и виды.
  28. Основные законы работы памяти: позиционные эффекты, закон распределения упражнений, эффект разнородности материала, эффект Б.В.Зейгарник.
  29. Забывание, его динамика (кривая Г. Эббингауза) и основные причины.
  30. Ошибки памяти: ложная атрибуция источника, предвзятость и внушаемость, навязчивость
  31. Внимание, его критерии и основные виды.
  32. Ошибки внимания: рассеянность, функциональная слепота, мотивированное игнорирование, прострация.
  33. Мышление и его виды.
  34. Творческое мышление и его этапы (К.Дункер).
  35. Ошибки наглядной интуиции и логического мышления. Ошибки мышления, связанные с применением эвристик.
  36. Принятие решений: модель идеального решателя, понятие стратегий и эвристик.
  37. Теория перспектив и эвристики принятия решений Д. Канемана и А.Тверски.

10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает посещаемость студентов, работу студентов на семинарских занятиях, самостоятельную работу студента, выполнение заданий по текущему контролю (домашнее задание и эссе) и выполнение заданий в рамках итогового контроля (устный зачет).

Оценки за посещаемость и работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем — Оаудиторная.

Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем — Осам. работа.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов по следующим критериям:

  • правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях;
  • адекватный подбор примеров к заданной теме и качественная их интерпретация;
  • правильность ответов на вопросы и задания, данные для заданий для выполнения самостоятельных контрольных работ по психологии">выполнения самостоятельной работы;
  • полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с презентацией, докладом на занятии-дискуссии.

Оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий=n1·Оэссе + n2·Од/з; гдеn1= 0,6;· n2= 0,4;

Накопленная оценка текущего контроля рассчитывается следующим образом:

О накопленная=0,6·О текущий + 0,2·Осам. работа + 0,2·О аудиторная

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет— оценка за работу непосредственно на зачете:

О итоговый = 0,4·О зачет + 0,6·О накопленная

Способ округления результирующей оценки (итоговый контроль) за дисциплину: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).

Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке (на зачете) она равна результирующей.

Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка.

В случае если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».

Условия пересдач

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу

0,2·Отекущий + 0,2·Осам. работа + 0,2·Оаудиторная

Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу

0,2·Отекущий + 0,2·Осам. работа + 0,2·Оаудиторная

В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы.

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Одисциплина = Оитоговый

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).

Таблица соответствия оценок

По десятибалльной шкале

По пятибалльной шкале

  1. очень плохо
  2. плохо
  3. неудовлетворительно

неудовлетворительно — 2

НЕЗАЧЕТ

  1. удовлетворительно
  2. весьма удовлетворительно

удовлетворительно — 3

ЗАЧЕТ

  1. хорошо
  2. очень хорошо

хорошо — 4

  1. почти отлично
  2. отлично

10 — блестяще

отлично — 5

11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  1. 11.1 Базовый учебник

  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М.: Высшее образование, 2006. 484 с.
  1. 11.2 Основная литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо; Юрайт, 2000. 336 с.
  1. 11.3 Дополнительная литература

  1. Айзенк Г.Структура личности. М.; СПб: «КСП+», «Ювента», 1999.
  2. Асмолов А.Г.Психология личности. М.: Смысл, 2001.
  3. Бартлетт Ф.Человек запоминает // Психология памяти / Под ред. Ю. Б Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2002.
  4. Бэддели А.Ваша память. М., 2001.
  5. Веккер Л.М.Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.
  6. Величковский Б.М.Когнитивная наука. М.: Смысл, 2006.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б.Деятельность и внимание // Психология внимания / Под ред. Ю. Б Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2005.
  8. Годфруа Ж.Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996.
  9. Дернер Д. Логика неудачи: Стратегическое мышление в сложных ситуациях. М.: Смысл, 1997.
  10. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я.Психология внимания. М.: МПСИ, 2002.
  11. Ждан А.Н.История психологии: от античности до наших дней. М.: Академический проект, 2005.
  12. Иванников В.А.Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1998.
  13. Ильин Е.П.Мотивация и мотивы. СПб, 2002.
  14. Изард К.Э.Психология эмоций. СПб: Питер, 2000.
  15. Канеман Д.Внимание и усилие. М.: Смысл, 2006.
  16. Канеман Д., Тверски А.Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. 2003. № 4. С. 31−42.
  17. Левин К.Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.
  18. Леонгард К.Акцентуированные личности. М.: Эксмо, 2001.
  19. Леонтьев А.Н.Деятельность и сознание // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. М., 2001.
  20. Леонтьев Д.А.Очерк психологии личности. М., 1997.
  21. Лурия А.Р.Лекции по общей психологии. СПб: Питер, 2006.
  22. Лурия А.Р.Язык и сознание. М.: МГУ, 1998.
  23. Маслоу А.Мотивация и личность. СПб, 1999.
  24. Норман Д.Дизайн привычных вещей. М.: Вильямс, 2006.
  25. Нуркова В.В.Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М.: УРАО, 2000.
  26. Селье Г.Некоторые аспекты учения о стрессе //Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / Отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002.
  27. Солсо Р.Л.Когнитивная психология. М., 1996.
  28. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / Отв. ред. В.В. Петухов. М., 2002.
  29. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
  30. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 2003.
  31. Хоровитц М.Д. Виды образов // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.3. Субъект познания. Книга 1 / Отв. ред. В.В. Петухов. М.: 2005.
  32. Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности. СПб: Питер, 1997.
  33. Шадриков В.Д. Интеллектуальные операции. М., 2007.
  34. Шиффман Х.Ощущение и восприятие. СПб: Питер, 2003.
  35. Шульц Д., Шульц С.Э.История современной психологии. Санкт-Петербург: Евразия, 1998. 396 с.
  1. 11.4. Справочники, словари, энциклопедии

  1. Большой психологический словарь / Сост. Б. Мещеряков, В.Зинченко. — Москва: Олма-Пресс, 2004.
    1. Дистанционная поддержка дисциплины

Предусмотрена дистанционная поддержка курса в рамках информационной образовательной среды НИУ ВШЭ LMS ().

Работа в дистанционной системе предполагает проработку отдельных тем курса, работу с предложенной литературой и другими учебными материалами, выполнение отдельных заданий, обмен информацией с преподавателем, размещение самостоятельных письменных работ, мониторинг собственной успеваемости студентами и т. д. Также осуществляется дистанционная поддержка по электронной почте. Студентам предоставляются ссылки на психологические ресурсы, методики, электронные книги и статьи по психологии и т. д.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

    Для чтения лекций и проведения семинаров необходимы ноутбук и проектор.

    Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

    Отправить запрос

    Adblock
    detector