Познавательные психологические процессы

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

ФИЛИАЛ В Г. КАЛУГА
Кафедра______________________________________________________________________________________________________________________________________

        
Контрольная работа №____

Дисциплина:____________________________________________________________

Факультет:______________________________Группа_________________________

Специальность:__________________Шифр:___________Курс:_______________

Ф.И.О.________________________________________________________________

Домашний адрес (телефон)______________________________________________

_______________________________________________________________________

Получил методист Подпись Дата  
 
Проверил преподаватель Оценка Дата Подпись

Калуга

2009

Тема: «
Познавательные психологические процессы
».

План.

Введение

1.     Ощущение

2.     Восприятие

3.     Внимание

4.     Память

5.     Мышление

6.     Воображение

Список используемой литературы.
Введение.

Деятельность современного экономиста, менеджера становиться все более сложной, комплексной, многоплановой. Для того чтобы быть успешным, современный хозяйственник должен обеспечивать своей деятельностью решения двуединой задачи:

       Достижение хозяйственного результата;

       Воздействие на людей создающих этот результат.

Каждый современный специалист должен иметь знания не только в экономической области, но и также в психологической, с помощью которых появляются умения разбираться в своем внутреннем мире, в психике других людей, а также навыки не только накапливать информацию, но и передавать ее другим в доступной форме, то есть выступать в роли консультанта, инструктора, психолога, педагога.

Само название психологии означает, что психология – это наука о душе. Изучение, объяснение души и явилось первым этапом в становлении предмета психологии.

Психология – это многообразная и не изученная полностью наука.

В данной контрольной работе раскрывается тема: «Познавательные психические процессы»

Психика человека активна и существует как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание, как внутреннего мира человека, так и внешнего осуществляется с помощью психических процессов. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому что являются средствами, инструментам всякого познания.

К познавательным психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.

Познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности.
1. Ощущение.

Самыми простыми из всех психических явлений считаются ощущения, которые представляют собой осознаваемый психический образ или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, поступающих из внешней или внутренней среды.

Способность к ощущениям есть у  всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения имеются только у тех живых организмов, у которых есть головной мозг с высокоразвитой корой.

Ощущения как психические образы формируются в результате деятельности сенсорной системы.

Сенсорная система – часть нервной системы, воспринимающая внешнюю для мозга информацию, передающая ее в мозг и анализирующая ее.

Основные функции сенсорной системы таковы: обнаружение сигналов, их различение, передача, преобразование и кодирование, а также создание сенсорного образа и его опознание.

Сенсорные системы формируются на основе деятельности соответствующих органов чувств. В соответствии с ними выделяются и модальность,  то есть качественная характеристика ощущений:

       Зрительные;

       Слуховые;

       Обонятельные;

       Тактильные;

       Вкусовые;

       Температурные;

       Кинестетические, регулирующие движения.

Классификация ощущений:

а.      Экстероцептивные, или внешние, ощущения возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, несут информацию о внешнем мире;

б.     Интероцептивные, или внутренние органические, ощущения сигнализируют о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.), несут информацию о деятельности внутренних органов;

в.     Проприоцетивные ощущения возникают в результате деятельности рецепторов, расположенных в мышцах и сухожилиях. Несут информацию о состоянии мышечной системы, движении и положении тела;

г.      Специфические ощущения несут информацию о времени, ускорении, вибрации и других явлениях, имеющих жизненно-важное значение.
2. Восприятие.

Восприятие представляет собой более сложный психический познавательный процесс по сравнению с ощущением.

Восприятие – целостный образ предметов и явлений, возникающих в результате синтеза ощущений. В процессе восприятия происходит выделение наиболее существенных и основных признаков предмета с одновременным отвлечением от несущественного для данной ситуации и сопоставление воспринятого с прежним опытом.

Восприятие может выступать в трех формах: сознательное восприятие в форме осмысленного и означенного (связанного с речью) синтеза ощущений, подпороговое восприятие, экстрасенсорное восприятие.

Психологи в основном занимались изучением сознательного восприятия, где психология базируется на результатах психофизиологии.

 Подпороговое и экстрасенсорное восприятие до последнего  времени было выведено за рамки научного исследования в область парапсихологии.

Принципы организации восприятия. Которые наиболее полно описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии в лице психологов, как М.Вертгеймер (1880 – 1943), В.Келле (1887 – 1967)

Первый принцип организации восприятия состоит в том, что любой предмет или образ воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Наш мозг структурирует таким образом, что все, имеющее для нас какой-то смысл, расценивается как фигура, выступающая на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным. Это, прежде всего, относится к зрению, но также к другим чувствам.

Второй принцип организации  восприятия заключается в целостности, проявляющейся в том, что наш мозг старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром.

Третий принцип организации восприятии – объединение (группировка) элементов. Элементы могут объединяться по разным признакам, например, таким, как близость, сходство, непрерывность (воображаемая) или симметрия.

Основные характеристики образов восприятия.

Предметность восприятия характеризуется способностью воспринимать мир в форме предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Константность. Мир воспринимается не только как организованный, но также как постоянный и неизменный. За уже структурированными предметами наше восприятие их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом зрения.

Осмысленность восприятия проявляется в том, что восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Швейцарский психолог Г. Роршарх установил, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное и только некоторые психические больные склонны воспринимать чернильные пятна как таковые.

Подпороговое восприятие.

Сигналы, поступающие из внешнего, для того чтобы быть воспринятыми, должны преодолеть физиологический порог. Не все сигналы, преодолевшие физиологический порог, воспринимаются на уровне сознания. Для того чтобы быть воспринятыми, сигналы должны затем превысить другой порог – порог восприятия. Это порог сознательного опознания. Физиологический порог определен генетически и может изменяться только в зависимости от возраста или других физиологических факторов, а порог восприятия, напротив, гораздо менее стабилен. Он зависит от уровня бодрствования мозга, а также от внимания мозга к сигналу, который преодолел физиологический порог.

Подпороговое восприятие позволяет организму отвечать на поступающие сигналы так, как он не смог бы ответить, если бы они были приняты и оценены сознанием. Именно эти особенности подпорогового восприятия используются в рекламе товаров и в воздействии на психику средств массовой информации..

Экстрасенсорное восприятие.

К экстрасенсорному восприятию относят феномены трех типов:

·        Ясновидение, или способность «угадывать» факты, недоступные для органов чувств;

·        Телепатия, или способность передавать информацию и воспринимать информацию другого человека на расстоянии, вне прямого контакта с ним;

·        Предвидение, или знания, предвосхищающие будущие события.

Объяснения экстрасенсорному восприятию даются с разных несопоставимых позиций. Наличие многих объяснений экстрасенсорного восприятия свидетельствует о трудностях познания психических процессов.

Исследования сознания в трансперсональной показали, что человеческая психика по своему существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему. Объяснение телепатии, ясновидения, с точки зрения трансперсональной психологии, заключаются не в том, как возможны эти явления, а в том, как описать барьер, не позволяющий им происходить в любое время.
3. Внимание.

Внимание в процессе жизни человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит не нужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организационному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов.

Внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Виды внимания:

·        Непроизвольное – само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик на раздражение;

·        Произвольное – сознательное сосредоточение на получении определенной информации, требующее волевых усилий;

·        Послепроизвольное внимание основывается на интересе, возникающем при вхождении в деятельность. В результате возникновения послепроизвольного внимания снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Свойства внимания:

·        Концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте;

·        Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;

·        Переключение – намеренно осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;

·        Распределение – возможность удержать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности;

·        Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.
4. Память

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного  опыта. Память есть у всех живых существ. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведение – это не что иное, как запечатленный,  передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его производства живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим или быстро меняемся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм не смог бы совершенствоваться дальше.

У животных организмов существует только два вида памяти: онтогенетическая и генетическая.

Онтогенетическая память выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохранится, не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.

Генетическая память проявляется в передаче генетическим  путём из поколения в поколение жизненно необходимо биологических, психологических и поведенческих свойств.

Наиболее высокого уровня развитее памяти достигает у человека, обладающего таким мощным средством хранения информации, как язык. Без памяти невозможно нормально функционирование ни личности, ни общества. В человеческом обществе формируется социальная память как способ передачи социокультурной информаций от поколения к поколению.

Память – это способ существование психики во времени, способ удержание прошлого, т.е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психике, нашей психологической идентичности.

Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

По времени сохранения информация психологи выделяют, мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная или сенсорная память – это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов, непосредственное отражение информации органами чувств.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени – порядка 20 секунд (без повторения).

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности. Оперативная память обслуживает конкретную деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из долговременной памяти.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течении дня, а время ночного сна отводиться для очищения промежуточной памяти.

Долговременная память способна сохранять информацию в течение практически неограниченного срока. Она бывает 2-х типов:

·        Долговременная память с сознательным доступом, т.е. человек, может по своей воле вспомнить информацию;

·        Закрытая долговременная память, при которой в обычных условиях человек не имеет доступа к информации, а лишь в состоянии гипноза может актуализировать события, образы, переживания, которое, как казалось бы, навсегда ушли из памяти.

Генетическая память передает и воспроизводит информацию по наследству, храня в генотипе. Генетическая память поддается влиянию через обучение и воспитание.

По преобладающему в процессах запоминания анализатору выделяют такие виды памяти, как зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, осязательная, обонятельная и вкусовая.

По характеру участия воли в процессах запоминания выделяют произвольную и непроизвольную память.

Непроизвольная память выражается в автоматическом запоминании и воспроизведении информации, которое происходит без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной задачи на запоминание.

Произвольная память связана с волевым контролем процесса запоминания. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно обеспечить перевод информации из кратковременной памяти в долговременную.

Также можно системы памяти разделить на 2 большие группы:

1.     Процедурная память _ это знание того, как надо действовать. Процедурная память, как предполагают, развивается раньше декларативной.

2.     Декларативная память обеспечивает ясный и доступный отчет о прошлом индивидуальном опыте. В отличие от процедурной памяти она является эксплицитной, т.е. сознательной.
5. Мышление.

Мышление, теснейшим образом связанное со всеми другими познавательными процессами, такими как восприятие, память, внимание, воображение, представляет собой высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является использование в качестве опосредований таких средств, как действия, прямо связанные с практическими манипуляциями, и языка как символического выражения мысли и средства коммуникации между людьми.

Мыслительный процесс порождает новое знание в ходе решения проблем на основе переработки полученной информации.

В своем развитии мышление проходит 2 стадии допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление, в основе которого лежат образы, а не понятия и является начальной стадией развития мышления ребенка.

Начиная с 6-7 лет, т.е. с момента обучения в школе, у ребенка начинает интенсивно развиваться ведущий для человека вид мышления – понятийное, или словесно-логическое.

 Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей мыслительного процесса.

Теоретическое мышление связано с познанием общих закономерностей.

понятийное

 

Теоретическое

 

Теоретическое понятийное мышление представляет собой оперирование понятиями на основе логики и уже имеющихся знаний без непосредственного обращения к опыту. Основной фактор успешного решения задач – полнота и надежность исходной информации.

Теоретическое образное мышление. Материалом этого мышления являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы, которые или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением.

Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, связанные с тем, что оно зачастую развертывается в условиях жесткого дефицита времени, что делает практическое мышление подчас не менее, а более сложным, чем теоретическое.

Наглядно образный мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может.

Процесс наглядно-действенного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

В зависимости от характера вида деятельности каждого человека и конечных целей, доминирует тот или иной вид мышления.
3. Воображение.

Воображение – особая форма психической деятельности, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. В результате воображения создаются новые образы путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Особенность воображения как психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека. До сих пор нам почти ничего неизвестно о механизме воображения, в том числе и об его анатомо-физиологической основе, хотя мы много знаем о том как воображение влияет на психические процессы и состояние, какое значение оно имеет в жизни человека.

Воображение как своеобразная форма познания действительности осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

Функции воображения:

·        Представление действительности в образах для использования их при решении творческих задач;

·        Регулирование эмоционального состояния;

·        Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, таких, как внимание, память, речь, эмоции;

·        Формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами

·        Планирование и программирование деятельности, заключающееся в составлении программ, оценке их правильности и процессе реализации.

С помощью воображения можно управлять многими психофизиологическими состояниями организма.

Важной характеристикой воображения является то, что воображение человека выступает как отражение свойств личности человека, его психологического состояния в данный момент времени. Данный факт нашел широкое применение в создании психодиагностических личностных методик – личностных тестов проективного типа.
                        
                                                                                                

                                
Список используемой литературы:

1.         Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика; Учеб. Пособие / Под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2008 – 384с.

2.     Психология и педагогика. Учебное пособие / Под редакцией К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина.- М.: Издательство «Совершенство» 1998. – 320с.

3.     Рысь Ю.И., Степанов В.С., Ступничкий В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Издательство научно-образовательной литературы РЭА; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 308 с.