Познавательные психические процессы 2

Лекция №3

Познавательные психические процессы.

Ощущение и восприятие.

Ощущение – психически познавательный процесс. Самый простой, отражение в сознании человека отдельных свойств предметов или явлений при непосредственном воздействии на органы чувств.

Классификация:

  • экстероцептивные – ощущения, отражение свойств предметов и явлений и имеющие рецепторы на поверхности тела.
  • проприоцептивные – рецепторы находятся в мышцах и связках, дают информацию о движении и положении нашего тела.
  • интроцептивные – вызванные рецепторами внутренних органов и передающие информацию о их состоянии.

Восприятие – отражение в сознании человека предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств

В отличие от ощущений, в которых отражается свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Особенности восприятия:

  • предметность;
  • целостность;
  • структурность;
  • константность;
  • осмысленность.

Основные виды восприятия:

  • восприятие времени;
  • восприятие движения;
  • восприятие пространства.

Внимание.

Внимание — направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности постоянное или ситуативное значение. Так же это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени, на каком либо реальном или идеальном объекте.

Функции:

  • отбор значимых для деятельности объектов;
  • удержание объекта в сознании;
  • контроль и регуляция поведения-

П.Я. Гальперин отводит вниманию функцию внутреннего контроля за соответствием умственных действий с программами их осуществления. Развитие подобного контроля помогает преодолеть некоторое расстройство внимания (рассеянность).

4 стр., 1566 слов

3 Сознание как предмет психологии

... другом рядов, симультанное восприятие букв); поле сознания: ясное сознание (фиксационная точка сознания, точка внимания), сознание (зрительное поле сознания), запороговая область сознания. Явления сознания Таких элементов 2 типа: объективные (ощущения – отражение отдельного свойства предмета) и субъективные (простые ...

Виды внимания:

  1. Непроизвольное;

  2. Произвольное; развитие
  3. Послепроизвольное.

Непроизвольное – пассивное, эмоциональное, не нужно себя заставлять. Наиболее простое. Присуще как человеку, так и животным.

Причины возникновения:

  • особенности действующих раздражителей. Главную роль играют сила раздражителя, площадь предмета, движение, новизна, цветность.
  • соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию организма или личности (плохое настроение)
  • значимость действующих раздражителей.

Произвольное внимание – целенаправленное, активное, волевое. Направленность и концентрация внимания зависят не от особенностей раздражителя, а от конкретно намеченной цели или задачи. Особую роль оказывает речь. Произвольное внимание социально по своей природе и опосредовано по структуре.

Послепроизвольное внимание – это производное от произвольного, но отличается лишь тем, что в процессе послепроизвольного внимания возникает интерес к деятельности и работа внимания происходит без волевых усилий.

Этапы развития внимания:

  1. первые две недели жизни – проявляется ориентированно на рефлекс как врожденный признак непроизвольного внимания.

  2. конец первого года жизни – возникновение ориентированной исследовательской деятельности как средство будущего развития произвольного внимания
  3. второй год в жизни развитие основных функций произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослых.
  4. третий год жизни – развитие произвольного внимания
  5. 4,5 – 5 лет – направленное внимание на словесные инструкции взрослых
  6. шесть лет – возникновение произвольного внимания под влиянием самоинструкции
  7. школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания

Свойства внимания:

  1. Объем внимания – то количество объектов, которое можно осознать за кратковременное наблюдение. Оценка объема памяти производится с помощью тахископических методов.

  2. Распределение внимания – способность одновременно сосредотачиваться на различных процессах или объектах.
  3. Устойчивость – временная характеристика, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.
  4. Концентрация – сила сосредоточения на определенном объекте (процессе).
  5. Переключаемость – легкость сознательного перехода от одной деятельности к другой.

Расстройства внимания.

Рассеянность – функциональное или органическое нарушение способности к целенаправленной сосредоточенной деятельности. В качестве дефекта произвольного внимания рассеянность может быть обусловлена утомлением, высокой концентрации при слабой переключаемости. Иногда возникает как результат односторонней сосредоточенности (на экзамене).

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... способов, регулируется бытовая деятельность с помощью правильной организации режима дня. Развитие бытовой деятельности в младенчестве С первого дня взрослый организует жизнь новорожденно­го, включая ... пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

Болезненное сужение сознания – человек находится только в сфере близких ему сознаний.