МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра организации раскрытия и расследования преступлений
Юридическая психология
РЕФЕРАТ
по теме: «Познавательные процессы личности»
Автор:
профессор
Артемов А.Ю.
Белгород – 2008
План |
Введение |
1. Психологическая характеристика ощущения и восприятия. |
2. Понятие и виды мышления и воображения. |
3. Психологические особенности памяти и внимания. |
Заключительная часть (подведение итогов) |
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПб., 2000.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.,1986.
3. Дулов А.В. Судебная психология. — Минск, 1975.
4. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. — М.,2001.
5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. — М., 1999.
Дополнительная
1. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. — М., 1979.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — Л., 1988.
3. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1981.
4. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.,1968.
5. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. -М., 1974.
Введение
В деятельности сотрудников ОВД одним из ведущих является процесс получения информации, ее запоминание и осмысление. Эти процессы являются той основой, на которой строятся все практические действия.
Профессиональная деятельность сотрудников постоянно связана с решением разнообразных задач. Именно мышление направлено на установление связей, возникающих в реальной действительности, а благодаря памяти осуществляется процесс отбора и запоминания информации.
Решение оперативно-служебных задач обязывает сотрудников вести постоянные наблюдения за поведением людей, их внешностью, мимикой, жестами, обстановкой и т.д. Поэтому профессионально значимым качеством является умение организовать процесс целенаправленного восприятия людей, предметов, событий и явлений. В основе их познания лежат ощущения и восприятие.
Юрист должен стремиться проникнуть в сущность наблюдаемого явления, подметить все существенные, относящиеся к материалам дела признаки. Это достигается путем постановки перед собой определенной цели. Только целенаправленно поставленная задача концентрирует психологические возможности и формирует необходимые качества.
Таким образом, ощущения, восприятие, мышление, память, внимание являются той основой, на которой строятся все практические действия сотрудников. Изучению сущности, особенностей и видов этих познавательных процессов и посвящена данная лекция.
Вопрос 1. Психологическая характеристика ощущения и восприятия
Все, что мы знаем об окружающем нас мире и о самих себе, так или иначе прошло через наши органы чувств. Все наши знания, таким образом, являются продуктом того, что мы либо видели, либо слышали, либо держали в руках. Английский философ Джон Локк недаром утверждал: «в разуме нет ничего, чтобы не прошло через ощущения».
Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на рецепторы. Ощущения являются основными каналами, по которым информация из внешнего мира доходит до мозга. Ощущения, с одной стороны, объективны, т.к. в них всегда отражается внешний раздражитель, с другой стороны, — субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы человека и его индивидуальных особенностей.
Физиологической основой ощущений являются анализаторы, включающие:
рецепторы (глаз, ухо и др.), нервные пути и соответствующий участки мозга. В состав любого ощущения входит движение (сужение сосуда, поворот глаз и др.).
По традиции считается, что у человека пять видов ощущений: слух, зрение, обоняние, вкус и кожная чувствительность. Между тем, только на коже есть органы для восприятия: прикосновения, давления, тепла, холода, боли. Посчитано, что на 1 см кожной поверхности находится 100 — 200 болевых точек, 12-15 холодовых, 1-2 тепловых, около 25 точек, воспринимающих прикосновение. Эти точки распределены по телу неравномерно — их значительно больше на кончиках пальцев.
Для возникновения ощущений необходимо, чтобы сила раздражителя была определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение — нижний порог ощущения. Максимальная величина, при которой еще сохраняется данное ощущение — верхний порог ощущения. Пороги ощущений характеризуют чувствительность: чем ниже нижний порог, тем выше чувствительность.
Минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает различные ощущения — порог различения. Для каждого вида ощущений величина порога различения более или менее постоянна (в весе — 1/30 первоначальной величины, в слуховых ощущениях — 1/10, в зрительных — 1/100).
Величина порогов чувствительности зависит от многих причин, особенно от характера деятельности. Однако чувствительность может изменяться под влиянием приспособления организма к раздражителю. Это явление называется адаптацией. Особенно сильно развита она у тактильных ощущений (слабое прикосновение к коже перестает ощущаться через несколько секунд).
Адаптация к болевым ощущениям выражена слабо, а очень сильные боли вообще не дают адаптации. Это связано с биологической ролью боли как сигнала нарушения нормального состояния организма.
Для ощущений может быть характерна также повышенная чувствительность — сенсибилизация. Особенно она проявляется при взаимодействии анализаторов, а также при отсутствии или недостатке информации.
На временные отклонения чувствительности от обычной нормы влияют такие факторы, как время суток, посторонние раздражители, психическое состояние, утомление, болезнь, беременность женщины и т.д. Оценивая качество ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснять, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотических или подобных им фармакологических веществ), которые повышают либо резко снижают чувствительность анализаторов.
Все это следует учитывать при допросах, во время следственных экспериментов, проводимых в целях проверки качества ощущений. Например, исследуя вибрационную чувствительность у подозреваемого, симулирующего глухоту, можно довольно просто изобличить его во лжи. Достаточно за спиной «больного» бросить на пол небольшой предмет, чтобы проверить его симулирующее поведение. Действительно больной человек с пораженным слухом, как правило, имеет повышенную вибрационную чувствительность, поэтому отреагирует на этот раздражитель. Симулянт же, если он не знает о развитом вибрационном ощущении глухих, не среагирует на этот раздражитель. Разумеется, после такой предварительной пробы подозреваемый должен быть направлен на судебно-психологическую либо комплексную медико-психологическую экспертизу.
Данную закономерность необходимо учитывать в следственной практике при оценке свидетельских показаний. Например, субъект, стремящийся ввести следователя (суд) в заблуждение, ложно утверждает, что он не видел каких-либо объектов, поскольку «было темно». На самом же деле с учетом продолжительности его пребывания в условиях относительной темноты у него могла возникнуть темновая адаптация. Установлено, что человек, попавший в затемненную комнату, через 3-5 мин. начинает различать проникающий туда свет, видеть предметы. Через 20-30 мин. он уже достаточно хорошо ориентируется в темноте. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность зрительного анализатора к свету за 40 мин. в 200 тысяч раз.
Виды ощущений:
• по контакту с раздражителя: контактные и дистантные
• по отражающему рецептору: слуховые, зрительные, вкусовые, тактильные, обонятельные.
Безусловно, профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования к сенсорной организации сотрудников правоохранительных органов. Поэтому юристам, особенно прокурорско-следственным работникам, необходимо уметь управлять своими ощущениями: стимулировать положительные и волевыми усилиями нейтрализовать воздействие на психику отрицательных ощущений.
Но для того, чтобы более точно определить суть преступления необходимо получить целостный образ картины произошедшего или отдельного явления. Это возможно благодаря такому психическому процессу как восприятие.
Восприятие (перцепция) — отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на рецепторы. Восприятие не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Процесс восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:
• поиск объекта
• выделение наиболее характерных его признаков
• опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.
• целостность: в результате восприятия всегда возникает целостный образ предмета, который обладает различными признаками, целостный образ предмета возникает даже тогда, когда отражаются только отдельные свойства или части предмета
• осмысленность: восприятие всегда связано с мышлением, с пониманием сущности предмета, отнесением его к определенной категории
• константность: относительное постоянство некоторых свойств воспринимаемых предметов при изменении условий восприятия
• избирательность: преимущественное выделение одних предметов или их признаков по сравнению с другими.
Восприятие непосредственно связано с прошлым опытом человека, его знаниями. Зависимость восприятия от прошлого опыта, направленности личности называется апперцепцией.
Различные виды восприятия различают в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора. Хотя каждое восприятие определяется деятельностью нескольких анализаторов, но значение их может быть неодинаковым, какой-либо из анализаторов является ведущим, а другие дополняют восприятие предмета.
Основой классификации восприятия, как и ощущений, является различие в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное восприятия. Однако это не исключает случаев, когда два или несколько анализаторов участвуют в восприятии в одинаковой степени. В таких случаях возникают сложные, комбинированные виды восприятия:
восприятие времени — отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие времени тесно связано с особенностями деятельности: временные отрезки, заполненные интересной, эмоциональной деятельностью, недооцениваются, а время, связанное с малозначимыми событиями, ожиданиями, — переоценивается. При оценке же прошедшего времени действует обратная закономерность: насыщенные отрезки времени вспоминаются как длительные, а «пустые» периоды, которые тянулись долго, кажутся промелькнувшими мгновениями. Меняется восприятие продолжительности времени в зависимости и от возраста: это влияние, как считают некоторые авторы, проявляет себя при восприятии длительностей больше одного дня. Для людей преклонного возраста время течет быстрее, чем для ребенка. Поэтому при допросе свидетелей возможны расхождения в их показаниях.
восприятие пространства (отражение величины, формы, объемности и удаления предметов);
восприятие движений (отражение удаленности предметов, скорости и направления их перемещения).
При восприятии пространственных свойств предметов в некоторых случаях возникают иллюзии — искаженное отражение действительности.
В ходе восприятия в сознании человека возникает целостный образ различных предметов и явлений. Знание закономерностей процессов восприятия помогает лучше понимать механизм формирования свидетельских показаний, выявлять психологические истоки ошибок следователя, суда и на этой основе давать рекомендации по повышению эффективности их правоохранительной деятельности.
В отличие от ощущений в результате восприятия складывается целостный образ предмета, явления, в том числе и такого сложного, как преступление. В силу этой закономерности человек обычно при недостатке информации стремиться сам восполнить недостающие элементы воспринятого объекта, что иногда приводит к ошибочным суждениям. Поэтому при допросе свидетелей необходимо выяснять не только, что они, к примеру, видели, слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных свойствах воспринятого ими объекта.
Вопрос 2.Понятие и виды мышления и воображения
С помощью ощущения и восприятия происходит формирование образов конкретных предметов, мышление же позволяет, с одной стороны, познать такие свойства предметов и явлений, которые не доступны непосредственному восприятию, с другой, — установить сходства и различия предметов и явлений, связи между ними. Таким образом, мышление представляет собой обобщенное отражение действительности. Мышление осуществляется посредством речи (внутренней, свернутой), т.е. оно опосредовано словом.
Выходя за пределы чувственного познания (восприятия, ощущения) мышление является высшей формой отражения действительности. Таким образом, можно дать определение мышлению как обобщенному, опосредованному отражению действительности.
Мышление включает различные процессы:
• анализ (мысленное разложение целого на части или выделение отдельных его свойств и сторон); и синтез (мысленное соединение частей).
Эти процессы возникли из практических действий, реального разложения предметов на части и их соединения. Несмотря на их противоположность, анализ и синтез неразрывно связаны между собой. Хотя эти мыслительные процессы присущи всем и большинство людей относятся к аналитико-синтетическому типу, некоторые из них проявляют склонность к дроблению или соединению, являясь яркими представителями крайних типов. Это необходимо учитывать при проведении допроса, когда допрашиваемому задаются уточняющие или обобщающие вопросы.
• сравнение (установление сходства или различия между предметами и явлениями).
В основе сравнения лежат анализ и синтез: на первом этапе предметы или явления расчленяется, выделяются их отдельные признаки, а затем они соединяются, тем самым сравниваясь. Необходимое условие осуществления сравнения — сравнивать по одному основанию.
• обобщение (мысленное выделение общего в предметах или явлениях и объединения их на этой основе).
Предпосылкой обобщения является сравнение, только путем него можно установить общее.
• классификация (мысленное разделение предметов или явлений по группам в зависимости от их сходства и различия).
• абстрагирование (мысленное отвлечение от каких либо свойств предметов или явлений).
Мышление может выступать в различных формах: понятия, суждения, умозаключения. Понятие — это отражение в слове или группе слов общих и существенных признаков предметов или явлений. Формирование понятий происходит в процессе исторического развития человека, а в ходе индивидуального — их усвоение и добавление к их содержанию нового. Каждая наука представляет собой систему понятий.
Всякий мыслительный процесс осуществляется в форме суждений — это утверждение или отрицание чего-либо, отражение связи между предметами или явлениями. Виды суждений:
• утвердительные — отрицательные
• условные — категоричные
• истинные — ложные.
На основе суждений строится умозаключение — это вывод из нескольких суждений. Виды умозаключений:
• индуктивные (от частного к общему)
• дедуктивные (от общего к частному)
• по аналогии (от одних частных случаев к другим).
Мыслительная деятельность — есть решение задачи, которое обязательно содержит в себе вопрос. Именно вопрос является сигналом к началу активизации мышления. Осознание вопроса является первым этапом решения задачи, недаром говориться «хорошо поставленный вопрос — половина ответа». На втором этапе происходит выяснение условий, учет уже известного. Затем следует этап обдумывания: сначала решение выступает в виде гипотезы, предположения, и, если их несколько, выбирается правильная или выдвигается новая. При решении задачи важную роль играет:
• изменение словесной формулировки
• опора на образы
• практические действия
• преодоление барьеров.
Решение задачи может происходить интуитивно, как бы неосознанно. Интуиция — это знания, возникающие без осознания путей и условий их получения. Интуиция всегда основывается на длительном опыте.
Виды мышления:
• по форме: наглядно-действенное (осуществляемое с помощью практических действий), наглядно-образное (связанное с образами, представлениями), словесно-логическое (использующее понятия, обобщения, логические конструкции);
• по характеру решаемых задач: теоретическое и практическое;
• по степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое).
Результаты мыслительной деятельности могут быть объективно новыми, выступающими открытиями в науке, культуре, технике, и субъективно новыми, т.е. открытиями «для себя».
Мышление играет особую роль в деятельности органов внутренних дел. Многие вопросы, которые приходится решать сотрудникам, имеют проблемный характер. Все это, безусловно, оказывает влияние и предъявляет определенные требования к мышлению юриста. Перечислим основные качества, которыми оно должно обладать.
Познавательная активность, легкость генерирования идей. В этом свойстве проявляются поисковая активность сознания, отражение в нем различных явлений, их свойств и связей. Например, приступая к расследованию преступления, следователь активно стремится найти нужные доказательства, выдвигая различные идеи, объясняющие суть происшедшего. Важную роль в этом процессе играет желание и умение взглянуть на исследуемое событие под разными углами зрения, проанализировав различные варианты его объяснения.
Познавательная активность мышления следователя проявляется также в способности к интегрированию идей — свойстве мышления объединять различные, порой ничем внешне не связанные сведения и на этой основе находить новые объяснения происшедшего.
Глубина, широта мышления. Данное качество тесно связано с активностью мышления и определяется степенью проникновения в сущность изучаемого объекта. Широта мышления характеризуется охватом не только границ изучаемого явления, но и смежных с ним областей познания. Если юрист не привык глубоко вникать в исследуемые события, у него вырабатывается поверхностное отношение к делу. При отсутствии широты мышления, затратив много времени и сил на изучение отдельных, частных вопросов, можно упустить главное.
Прогностичностъ, рефлексивность мышления. Данное качество тесно связано с активностью мышления, его глубиной и широтой. Принимая решение по любому делу, опытный юрист всегда предвидит последствия своих действий, прогнозирует возможное поведение участников процесса, иных лиц, заинтересованных в результатах рассмотрения спора, готовит соответствующие контрдоводы, аргументы для того, чтобы отстоять собственную точку зрения или вовремя от нее отказаться, предусмотрев заранее дополнительные, компромиссные варианты.
Гибкость, подвижность мыслительных процессов. Это — способность увидеть изучаемый объект под новым углом зрения, обнаружить его новые свойства, предназначение, способность переключаться с одного изучаемого явления на другое. В противном случае говорят об инертности, ригидности мыслительных процессов. Ригидность (скованность) мышления проявляется в том, что субъект познания в изучаемом объекте выделяет одни признаки, не замечая других. Например, такая фиксированность может препятствовать качественному осмотру места происшествия, приводить к ошибочным оценкам личности подозреваемого в преступлении, вынуждает следователя длительное время заниматься проверкой бесплодных версий. Напротив, юрист, наделенный живостью, гибкостью, критичностью мышления, в состоянии увидеть допущенные ошибки и быстро перестроиться в своей поисковой деятельности, отказавшись от прежних стереотипов мышления.
Самостоятельность мышления. Данное качество мышления проявляется в самостоятельном, критическом отношении юриста к различным явлениям, в его умении, невзирая на чужие мнения, заметить в процессе расследования неисследованные вопросы, по-новому взглянуть на установленные факты, дав им соответствующую правовую оценку.
Напротив, склонность в своих суждениях и поступках не отличаться от других, боязнь показаться «белой вороной», недостаточно квалифицированным специалистом, вызвать негативное к себе отношение из-за своих взглядов, а также повышенная тревожность — качества, существенно снижающие эффективность мыслительной деятельности юриста, свидетельствующие о конформности его мышления.
Отражая объективный мир, человек не только воспринимает то, что действует на него в данный момент или действовало раньше, но и создает новые образы. Мысленное представление того, что ранее не воспринималось, создание образов предметов и явлений, с которыми человек не встречался, возникновение идеи, образа того, что будет сделано — составляет особую форму психической деятельности. Воображение — это создание новых образов на основе ранее воспринятых.
Не смотря на то, что воображение представляет собой некоторый отход от действительности, его источником все же является реальность. Воображение опирается на чувственные формы отражения: ощущения, восприятия, представления, хранимые памятью, — без них невозможна деятельность воображения. Особенно тесная связь воображения с мышлением: образ и мысль выступают в неразрывном единстве, а нередко их просто невозможно разделить. Более того, в основе воображения лежат те же процессы, что и мышления.
Возникающие в процессе воображения образы могут создаваться различными способами.
1. Количественное изменение образа реального предмета в сторону увеличения или уменьшения: изменение может относиться к величине предмета (гиганты, гномы), размеру одной части, а также к количеству частей (циклопы, многорукие существа)
2. Агглютинация («склеивание») — соединение частей разных предметов в новое целое (русалка, кентавр, аэросани).
3. Комбинирование — соединение переработанных свойств и признаков предметов (образ Наташи Ростовой Толстой создавал из черт жены и ее сестры).
4. Типизация — выделение повторяющихся признаков.
5. Акцентирование — преднамеренное подчеркивание, выделение отдельных признаков.
6.Перенос признаков с одних предметов на другие, которые ими не обладают.
7. Аналогия.
Как это видно, образы воображения, какими бы далекими от реальных предметов они ни были, создаются из того, что реально существуют. Значит, воображение — своеобразное отражение действительности. Эти же способы создания образов используются в ситуации дачи ложных показаний, когда искажаются реальные события и факты.
Особенно велико значение воображения в деятельности следователя, направленной на раскрытие преступления, когда отсутствие исчерпывающей информации, неопределенность ситуации побуждают его к мысленной реконструкции механизма совершенного преступления, образа разыскиваемого преступника. С помощью воображения, которое в известной мере может компенсировать недостаток сведений, следователю удается активизировать мышление, находить правильные решения, прогнозируя конечные результаты своих действий.
Готовясь к предстоящему допросу неизвестного лица, следователь может представить, как тот будет реагировать на подготовленные им вопросы, какие возражения допрашиваемый будет высказывать, как будет себя вести и в зависимости от этого намечает свою тактическую линию поведения.
Также активно проявляет себя воображение при подготовке к обыску и в ходе его проведения, когда следователь пытается по отдельным отрывочным данным составить себе общую картину обыскиваемого помещения и в соответствии с этим планирует все необходимые поисковые мероприятия.
Положительное влияние на развитие и плодотворность воображения юриста оказывают приобретенные знания, опыт, чтение художественной и специальной литературы, знакомство с произведениями искусства.
В следственной практике постоянно возникает необходимость реконструкции, мысленного воссоздания произошедших событий по отдельным сохранившимся следам. Лишь, включая воображение, можно выдвинуть обоснованную следственную версию и воссоздать преступное событие. Следователю, познавательная деятельность которого связана с прогнозированием ее результатов, поведения различных участников процесса, необходимо владеть активным, творческим процессом воображения, которое выступает одним из профессионально важных качеств личности юриста.
Вопрос 3. Психологические особенности памяти и внимания
Память — один из основных психических процессов, без которого не может быть индивидуального развития человека, становления его как личности. Переоценить значение памяти в жизни человека сложно, поскольку все знания, приобретенные в процессе жизнедеятельности, выработанные умения и навыки, — все это основано на процессах памяти. Память — это отражение прошлого опыта человека.
Физиологической основой памяти является установление временных нервных связей (ассоциации).
• механические (по смежности в пространстве, по сходству во времени, по контрасту);
• причинно-следственные (основанные на установлении связи между событиями, предметами).
Причинно-следственные ассоциации могут переходить в механические, а те, в свою очередь, в штампы.
Основные процессы памяти:
• запоминание (посредством него осуществляется ввод информации): успешность запоминания зависит от значимости запоминаемой информации для самого человека, связи с его прошлым опытом, эмоциями, осознанием и пониманием запоминаемого материала, установки на запоминание;
• сохранение (удержание материала в течение определенного времени): следы памяти сначала нестойки и легко разрушаются, для их закрепления необходимо определенное время, поэтому прочность сохранения зависит от повторения информации и ее практического применения;
• воспроизведение (оживление образовавшихся ранее связей): оно может выступать в форме узнавания, то есть включения воспринимаемого в систему знаний, которая сопровождается чувством знакомости, но не позволяет отнести предмет к определенной категории, поэтому узнавание может быть и ложным основанным на сходстве несущественных признаков;
• забывание (невозможность воспроизведения, извлечение информации из памяти): оно связано со всеми остальными процессами памяти, а также с эмоциями (хуже забывается то, что эмоционально окрашено); на забывание оказывает влияние деятельность которая совершается до запоминания (проактивное торможение) и после (ретроактивное торможение).
Существует явление реминисценции, в результате которого происходит более полное и точное воспроизведение информации по происшествии некоторого времени. Оно имеет особое криминалистическое значение. Этому явлению подвержены практически все дети и 40% взрослых. Именно этим определяется необходимость повторных допросов участников процесса. Более того, в ряде случаев наблюдалось улучшение качества воспроизведения не только во второй, но и в третий раз.
Данное явление объясняется процессами торможения в коре головного мозга, которые проявляются сразу же после события под влиянием сильного раздражителя, каким может быть акт преступного поведения. И лишь после угасания этих процессов, заторможенные следы начинают восстанавливаться в сознании. Поэтому повторные допросы свидетелей, потерпевших с интервалом в несколько дней и более нередко дают положительные результаты.
У некоторых лиц в процессе воспроизведения может проявляться такое качество, как склонность к фантазированию, т.е. стремление сознательно или бессознательно дополнить запечатленные в памяти образы элементами вымысла. Это явление чаще наблюдается у несовершеннолетних, особенно у малолетних свидетелей.
В ходе исследования памяти было установлено еще одно любопытное явление, имеющее также значение для психологии свидетельских показаний, которое получило название «эффекта Зейгарник» (по имени отечественного психолога Б.В. Зейгарник, изучавшей зависимость запоминания от различных факторов).
Общий вывод, к которому она пришла, состоял в том, что незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатления, сопровождающие незавершенные действия, вызывают более стойкие очаги возбуждения в коре головного мозга. Поэтому, опрашивая свидетеля, который затрудняется что-то вспомнить, следует спросить, чем он занимался в интересующей следователя период, помочь ему вспомнить важные для дела обстоятельства, отталкиваясь от его занятий, личных дел.
В тех случаях, когда приходится допрашивать свидетелей о фактах, расположенных в определенном временном ряду, можно встретиться с так называемым фактором края. Как показали опыты, первые и последние элементы в ряду удерживаются в памяти лучше, чем элементы, расположенные в середине. Хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концу ряда. Это связано с тормозящим влиянием, которое оказывают элементы друг на друга.
Тормозящее воздействие предшествующих элементов на последующие называется проактивным («вперед действующим») торможением. Тормозящее влияние последующих элементов на предыдущие — ретроактивным («назад действующим») торможением. Под воздействием этих видов торможения средние элементы хуже всего сохраняются в памяти. Чтобы их все же восстановить, следует активизировать вербально-логическую память свидетеля, попытаться найти связи между выпавшими из памяти элементами с теми из них, которые сохранились в сознании.
Следственной практике известны случаи, когда человек абсолютно уверенно вспоминает факт, которого не в действительности. Это явление называется обманом памяти или «феноменом пережитого». Такое нарушение относится к патологии, но нередко проявляется и у здоровых людей (например, если человек устал).
Виды памяти:
• по времени удержания информации: оперативная, кратковременная, долговременная.
• по наличию цели: произвольная и непроизвольная.
• по осмыслению запоминаемой информации: механическая, логическая.
• по запоминаемому материалу: образная (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая и т.д.), двигательная, эмоциональная, словесно-логическая.
Выделяется также эйдетическая память, когда человек может воспроизводить информацию с большой точностью. И если такой способностью обладает свидетель, у следователя, незнакомого с этим явлением, могут возникнуть сомнения в отношении правдивости его показаний только на том основании, что они отличаются гораздо большими подробностями, чем показания других лиц. Чаще эйдетические образы возникают в детском и юношеском возрасте.
Индивидуальные особенности памяти связаны с преобладанием отдельных ее видов, а также с особенностями процессов памяти: скорости запоминания, прочности сохранения, легкости и быстроты воспроизведения.
Приемы активизации памяти участников уголовного и гражданского процессов. Зная закономерности запоминания, воспроизведения и забывания, особенности различных видов памяти, прокурор, следователь, судья, адвокат могут активизировать память участников процесса в целях установления истины по делу. К приемам активизации памяти можно отнести:
• создание объективных условий, исключающих воздействие на свидетеля посторонних раздражителей, вызывающих отрицательно окрашенные эмоции, снимающих состояние эмоциональной напряженности; этому способствует спокойный, заинтересованный в установлении истины тон допроса, исключение слов и выражений, травмирующих психику допрашиваемого;
• обращение к образной памяти, использование следователем, судом наглядности, умелое сочетание узнавания с собственно воспроизведением;
характерным примером такого приема является допрос свидетеля на месте происшествия, предъявления ему во время допроса необходимых фотографий, схем, оживляющих его образную память;
• использование вида памяти, который у допрашиваемого развит лучше, либо который является у него доминирующим в конкретной ситуации, например эмоциональной памяти при установлении временных параметров исследуемого события и т.д.;
• установление опорных мест в запечатленном событии и смысловых связей между ними, выявление между разрозненными фактами ассоциаций по смежности во времени и в пространстве, по сходству, по контрасту;
• оказание помощи свидетелю и другим лицам в воспроизведении события в прямом или обратном хронологическом порядке; при допросе свидетеля следует спросить о фактах, имевших место накануне интересующего события, а также о том, что произошло потом, либо, наоборот, начав допрос с конца интересующих событий;
• проведение в необходимых случаях повторных допросов в расчете на возможную реминисценцию.
На человека одновременно воздействует огромное число раздражителей, но психикой отражаются далеко не все. Чтобы отразить одни воздействия окружающей действительности, необходимо в этот момент отвлечься от других.
Избирательность психической деятельности осуществляетвнимание. Внимание — это направленность психики на одни объекты при одновременном отвлечении от других. Объекты внимания определяются их значимостью: личностной или ситуативной.
Внимание отличается от всех познавательных процессов тем, что не имеет своего содержания, оно «обслуживает» остальные психические процессы, проявляется в них. Физиологической основой внимания является сильное возбуждение определенного участка мозга и одновременное торможение других.
Виды внимания:
• непроизвольное (без постановки цели и приложения усилий): возникает под воздействием внешних факторов (особенностей предметов и явлений: их силы, новизны, необычности, контрастности, движения) и внутренних (постоянная или ситуативная значимость для личности);
• произвольное (связанное с постановкой цели и волевыми усилиями).
• послепроизвольное (переходное от произвольного к непроизвольному).
Свойства внимания:
1. объем — количество объектов, одновременно находящихся в поле внимания. Для взрослого человека объем внимания охватывает примерно 6 элементов. Если между этими элементами устанавливаются смысловые связи, то объем внимания возрастает. Однако чрезмерное увеличение объема внимания может отрицательно отразиться на его интенсивности и, следовательно, отрицательно повлиять на результаты деятельности. Данную особенность внимания следует учитывать во время осмотра места происшествия, обыска. Стремление быстрее завершить работу за счет расширения объема внимания, как правило, приводит к тому, что из поля зрения ускользают более мелкие объекты, различного рода следы и т.п.
2. концентрация — сила внимания, степень сосредоточенности внимания на объекте;
3. устойчивость — длительность удержания внимания на объекте. Хорошо известно, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний в среднем составляют от 2 до 12 секунд. Они связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Это еще раз подтверждает, что внимание в своей физиологической основе неустойчиво.
С точки зрения решения практических задач нас больше интересуют колебания внимания, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью. Замечено, что в этих условиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15-20 мин.
4. распределение — возможность удерживать нескольких объектов в сфере внимания, одновременно совершать несколько действий, следить за несколькими независимыми процессами. Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста, особенно следователя, прокурора, судьи. В условиях возрастающих нагрузок, когда у следователя может находиться в производстве значительное количество уголовных дел, очень важно, чтобы эти дела со своими сроками движения постоянно были в сфере внимания следователя, и по каждому из них он мог планировать и своевременно проводить следственные действия, укладываясь в установленные законом сроки расследования.
5. переключение — перенос внимания с одного объекта на другой;
6. колебание — кратковременное непроизвольное изменение интенсивности внимания.
На основе свойств внимания формируется наблюдательность — способность подмечать малозаметные, но существенные особенности предметов и явлений, которая является профессионально важным свойством личности юриста.
Заключение
Итак, как уже отмечалось, одной из содержательных сторон личности является подструктура психических форм отражения, которая включает познавательные процессы. К ним относятся: ощущение и восприятие, с помощью которых человек принимает воздействие окружающего мира, отражает свойства, различает признаки предметов, ощущает состояние собственного организма; мышление и воображение, представляющие собой высшие формы отражения в сознании человека объективной реальности; память — один из основных психических процессов, без которого бы настоящее по мере протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом; внимание — благодаря которому происходит отбор необходимой информации, обеспечивается избирательность психической деятельности. Вся познавательная сфера имеет ярко выраженный индивидуальный характер и в силу этого во многом определяет личностные особенности человека, на их основе формируются и развиваются профессионально важные качества сотрудников ОВД, обеспечивающие эффективность их профессиональной деятельности.
Используемая литература
1. Васильев В.Л. Юридическая психология.- СПб.: Питер Ком,2001
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т.-М.:Мир,1992
3. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. Учебник для вузов. — М.:Юрист,2002
4. Лейтес Н.С. Умственные способности. – М., 2001.
5. Общая психология. Учебное пособие / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1990
6. Общая психология. Курс лекций / Под ред. Е.И.Рогова. – М., 1995
7. Психология. Учебник. / Под ред. А.А.Крылова. — М., 2000
8. Практическая психология. Учебник / Под ред. проф. М.К. Тутушкиной. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс»,1998
9. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей — М.,2004
10. Романов В.В. Юридическая психология. — М., 2001.
11. Солсо Р. Когнитивная психология. – М., 1996.